Композитор ян френкель. о разлуках и встречах

Русская музыка: андрей миронов, ян френкель - это песня для близких друзей...

ОБУЧАЮ ИГРЕ НА ГИТАРЕ. Слова К. Ваншенкина

Мы к друзьям совершаем визит,
О другом и не думая даре.
Объявлеяье в подъезде висит:
«Обучаю игре на гитаре».
И прихлынула к сердцу волна,
И струна загудела витая,
За распахнутой створкой окна
В переулках вечерних витая.

Вы простите, но сам я не рад,
Я сегодня как будто в угаре.
Десять раз повторяю подряд:
«Обучаю игре на гитаре».
Я не знаю, как жил до сих пор.
Это всё ни на что не похоже.
Лишь послышится струн перебор,
И тотчас же — мурашки по коже.

Мелкий дождик весь день моросит.
Лужи круглые на тротуаре.
Объявленье в подъезде висит:
«Обучаю игре на гитаре».
Обрывается с крыши струя,
Листья падают — чет или нечет.
И прислушайтесь: это моя
Осторожно гитара лепечет

ОТ ЗАТЕМНЕННОГО ВОКЗАЛА. Слова К. Ваншенкина

От затемненного вокзала,
Рыданьем сердце леденя,
Меня ты в бой не провожала,
Ты и не знала про меня.
Там юность с юностью рассталась,
На плечи взяв тяжелый груз,
Их связь недолгая распалась,
Как всякий временный союз.

В ту пору не было в помине
У нас ни жен и ни детей.
Мы, молодые, по равнине
Пошли сквозь тысячи смертей.
А жизнь текла… Средь зимней дали,
Где скрип колодцев и дверей,
В мужья не нас девчонки ждали—
Тех, кто воротится скорей.

Еще в ночи владели нами
Воспоминания одни,
Но за встающими холмами
Иные виделись огни.
…Щекочет губы чье-то имя,
Лицо колышется сквозь дым…
Так расставались мы с одними,
А возвращались мы к другим.

Защита Шостаковича

В шестидесятых в жизни Яна Френкеля случилась какая-то безумная история: его едва не исключили из Союза композиторов. Это, правда, было как гром среди ясного неба: в газете вышла статья, которая в пух и прах разнесла песню Френкеля «Алма-Ата – не город, а сама мечта». Как тогда было заведено, созвали собрание. Коллеги критиковали Френкеля за безыдейность, за отсутствие в его творчестве идеологии.

Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы на собирание не пришел Шостакович. Дмитрий Дмитриевич спросил, что происходит; кто-то ответил: так мол и так, разбираем персональное дело Френкеля, ну вы должны знать, товарищ Шостакович, он еще написал песни «Текстильный городок» и «Ну что тебе сказать про Сахалин».

Шостакович воскликнул, что «Текстильный городок» он слышал и ему нравится, попросил поставить пластинку с песней про Сахалин, задумчиво прослушал и одобрительно сказал, что это очень мелодично. Авторитет и влияние Шостаковича в советской музыкальной среде были такими, что от Френкеля все сразу отстали.

Но это была не последняя травля в жизни Яна Абрамовича. Была еще история с песней «Журавли». Текст – журнал с опубликованными стихами Расула Гамзатова Яну Френкелю принес Марк Бернес. Он очень хотел, чтобы Ян Абрамович сделал для него эту песню. И это песня стала последней, которую исполнил и записал Бернес.

По просьбе Френкеля, после смерти Марка Наумовича «Журавли» год не звучали ни в чьем исполнении. Песню любили, но в ЦК КПСС приходили доносы от бдительных сограждан: ее, мол, поют – как в мечети молятся. Дело дошло до Брежнева, который оставил на тексте «Журавлей» резолюцию: «Исполнять можно, но не часто».

Когда Ян Френкель умер (это было в Риге, 25 августа 1989 года) на похоронах вместо траурной мелодии звучали «Журавли» в его собственном исполнении: «Настанет день, и с журавлиной стаей я поплыву в такой же сизой мгле, из-под небес по-птичьи окликая всех вас, кого оставил на земле»…

Как создавались «Журавли»

Музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в кино в 1965 году. До этого в его фильмографии значились только мультипликационные работы.

Путевку в кинематограф дал Яну Френкелю выдающийся актер и певец Марк Бернес. Тогда он часто исполнял популярную в те годы песню «Я спешу, извините меня» Яна Френкеля на стихи Константина Ваншенкина. И вот однажды к Марку Наумовичу пришел молодой артист Владимир Ивашов с просьбой разрешить ему спеть эту песню в кинофильме «Тетка с фиалками» режиссера Павла Любимова. Нужно отметить, что певцы того времени довольно ревностно относились к песням своего репертуара, но Марк Бернес не стал возражать. И песня Яна Френкеля вошла в кинокартину.

Ян Абрамович всегда очень тепло отзывался о творчестве Марка Бернеса. Он считал его манеру исполнения эстрадной песни эталонной. Марк Наумович охотно исполнял песни Яна Френкеля, в его репертуаре были: «Напиши мне, мама, в Египет», «Солдаты», «Тополя», «Грустная песенка» и другие.

Композитор всегда считал исполнителя соавтором песни, а в отношении Марка Бернеса это было справедливо вдвойне: ведь он очень часто сам задумывал песню, находил для нее стихотворение и отдавал его композитору, который, по его мнению, мог наиболее точно воплотить замысел, отбирал варианты. Так произошло и с самой знаменитой песней — как в творчестве Яна Френкеля, так и в репертуаре Марка Бернеса — «Журавли»

Именно Марк Наумович обратил внимание на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева, напечатанное в журнале «Новый мир» и принес его Яну Френкелю, помогал дорабатывать стихотворные строки так, чтобы они стали более песенными и адресованными самой широкой аудитории. Увы, «Журавли» стали последней песней, исполненной и записанной на пластинку Марком Бернесом

После его ухода, по просьбе Яна Френкеля, «Журавли» в течение года не звучали больше ни в чьем исполнении.

ЭЛЕКТРИЧКИ УХОДЯТ В АПРЕЛЬ. Слова А. Зауриха и А. Поперечного

Нам весною особенно любится,
Бьет серебряным клювом капель.
Электрички уходят на Люберцы,
Электрички уходят в апрель.

А весна хороводит за окнами
И трава молодая в росе.
А в вагоне девчонки-заочницы,
Девятнадцатилетние все.

Наклонились они над конспектами,
Незнакомые шепчут слова.
А весна задыхается ветрами
И кружится от них голова.

Счастья хочется, хочется, хочется!
Не тревожь мою душу, струна!
Ах, девчонки, девчонки-заочницы,
Не дает вам покоя весна.

Ведь весною особенно любится!
И полюбится — только поверь.
Электрички уходят на Люберцы,
Электрички уходят в апрель.

Композитор Владимир Захаров

Песни русских праздников. Благовещение. Тексты песен

Юрий Чичков. Биография. Творчество. Песни

Biography[edit]

Yan Frenkel was a Russian Soviet composer born in Kiev, Soviet Union. He was originally taught violin by his father, and later studied classical violin at the Kiev Conservatory under Yakob Magaziner , and the piano. During the Second World War he was evacuated to Orenburg, where he entered at the Orenburg Antiaircraft Military School (Zenitnoe Uchilishche), and played the violin in the orchestra of the Avrora Cinema. In 1942 he served at the front lines and was wounded. After the hospital, since 1943 played in the military orchestra. или в 1918/1919 году After the war, since 1946 he lived in Moscow, where he wrote orchestral arrangements and played the violin in small orchestras.

He began composing songs in the 1960s. His first was the song Gody (‘The Years’), written to lyrics by Mark Lisianski. During his later career he worked in collaboration with many prominent Soviet musicians, including Mikhail Tanich, Igor Shaferan, and the husband and wife team Konstantin Vanshenkin and Inna Goff ]. Thanks to Mark Bernes his song Zhuravli (‘The Cranes’, lyrics by Rasul Gamzatov) became a major hit. Frenkel gave concerts in which he performed his own music. During these concerts the audience would generally join in. His songs were included in the repertoire of many Soviet performers. He also appeared in the movie The Elusive Avengers, for which he composed a score.

Yan Frenkel died on August 25, 1989, in Riga (as foreshadowed in his song Avgust (‘August’) to the lyrics of Inna Goff). His wife Natalia died in the mid-1990s, but his daughter Nina has lived in Italy since the 1980s. His grandson Ian Frenkel is a musician (pianist and arranger) in the United States Coast Guard Band.

«К добытчикам нефти и газа, рыбакам и морякам»

В 1960-е годы началась активная гастрольная концертно-просветительская деятельность Яна Френкеля. С этого времени и до конца своих дней он часто ездил с концертами, в составе творческих делегаций по всей стране — от Прибалтики до Дальнего Востока. Причем бывал не только в крупных городах, а зачастую в небольших поселениях, даже таких, куда не так-то просто добраться. Его командировали ЦК ВЛКСМ, радиостанция «Юность», Союз композиторов СССР и Союз композиторов РСФСР. Так рассказывал об этом музыковеду Л. Закошанской поэт Игорь Шаферан, часто бывавший в поездках вместе с композитором: «Нам приходилось выступать во многих местах, даже и там, где не было ни настоящих концертных залов, ни комфортабельных гостиниц. Туда не отправишься просто так, на экскурсию, поэтому мы были рады, когда представлялась возможность поехать в такие труднодоступные места: в строящиеся города, к добытчикам нефти и газа, к рыбакам, морякам северных морей…». По словам самого Яна Френкеля, «Песня начинается со знания жизни. Сидя дома не напишешь о том, что делается, например, в Братске <…> люди, ритм жизни, душевный настрой. Это ведь тоже надо увидеть своими глазами! Потому что человеческий »климат» со временем меняется. И он знает молодость и дряхлость, и ему свойственны лихорадка, жар дерзаний и спокойное похолодание. Нужно уметь понять, почувствовать и все это передать в песне».

В одном из интервью композитор говорил, что, если бы позволяло здоровье, он приезжал бы домой только записать сочиненные произведения и снова отправлялся бы в путь. Так важны были для него эти впечатления. Возможно, такая потребность в непосредственном общении со слушателями сформировалась в нем еще во времена юности, когда он «кочевал» по фронту в составе концертной бригады…

Смерть Яна Френкеля

В конце 80-х врачи обнаружили у Яна Абрамовича онкологическое заболевание. Лечение не помогало, болезнь стремительно прогрессировала. Из-за плохого самочувствия композитор часто оказывался в больнице. Летом 1989-го он решил сменить больничные стены на морской пейзаж. Френкель уехал с семьей в Ригу и умер там 25 августа на 69-м году жизни. Причиной смерти стал рак легких. Позднее тело перевезли в Москву.

Могила композитора расположена на Новодевичьем кладбище. Провожали Френкеля под звуки его музыки. Поминки были организованы в ресторане Всероссийского театрального общества. Почтить память Яна Абрамовича пришли его друзья и единомышленники. Вдова Наталия ушла из жизни через несколько лет после кончины супруга.

В середине ноября 2020-го дом в центре Оренбурга, где жил музыкант, украсила мемориальная доска. Открытие состоялось за несколько дней до 100-летия со дня рождения мэтра.

Фронтовой музыкант

По окончании училища будущего композитора направили на фронт. В 1943 году он был тяжело ранен и направлен на лечение. После выписки из госпиталя Ян Френкель вернулся в Чкалов, работал музыкантом в областной филармонии, в Концертно-эстрадном Бюро: играл на скрипке, рояле. Стал пробовать себя в сочинении эстрадной музыки. Его друг — саксофонист Александр Блехман после ранения под Ленинградом тоже попал Чкалов, где играл на ударных в том же оркестре, что и Френкель. Позже начал карьеру эстрадного актера, а Ян Френкель писал музыку для его выступлений. Как рассказывал сам композитор, эти первые эстрадные сочинения были в танцевальных ритмах, и всю жизнь он сохранял привязанность к танцевальному жанру, в первую очередь вальсу.

По состоянию здоровья Ян был признан негодным к несению воинской службы, но он снова попросился на фронт — музыкантом. Сначала служил концертмейстером во фронтовом театре эстрады при Московском городском управлении искусств под руководством А. Арнольда и Ф. Каверина — театр был отправлен на Карельский фронт. После переформирования этого коллектива Ян Френкель поступил во фронтовой филиал Московского театра оперетты, который возглавила Заслуженная артистка РСФСР, певица Клавдия Новикова (настоящее имя — Хавка Новак). Театр прикомандировали к Первому Украинскому фронту. Ян Френкель занимался музыкальным оформлением спектаклей театра, играл на скрипке, фортепиано и аккордеоне.

На фронте Ян Френкель встретил свою будущую супругу Наталью Михайловну Меликову, актрису Театра Красной Армии. С Натальей Михайловной они прожили вместе 45 лет, до самой смерти Яна Френкеля. Свою единственную дочь Ян Абрамович назвал Ниной, наверное, в память о своей маме.

Ян Френкель с дочерью Ниной

День Победы Ян Френкель встретил в Берлине: как вспоминал сам композитор, последнее выступление их концертной бригады состоялось в ставке командования.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ РЯЗАНСКИХ ДЕВЧАТ. Слова А. Зауриха

Ах, до свидания, Витя и Ваня,
Ждет вас дорога, колеса стучат.
Вы улыбнитесь нам при расставаньи.
Не забыважте рязанских яеячат.

Помните землю в предутренних росах,
Берег, где белые вербы торчат,
Нас голосистых, смешных и курносых —
Не забывайте рязанских девчат.

Долго прощаемся мы у околиц,
Бабушки наши на печках ворчат.
Грустно звенит соловья колоколец.
Не забывайте рязанских девчат.

Будут знакомства и новые лица,
Дали, где степи полынью горчат.
В самых больших городах и столицах
Не забывайте рязанских девчат.

Глядя вам вслед на тропиночке узкой,
Как повелось много весен назад,
Плачут девчата по-бабьи, по-русски:
«Не забывайте рязанских девчат!»

Наши сердца не расстанутся с вами,
Зря поезда о разлуке кричат.
Ах, до свидания, Витя и Ваяя,
Не забывайте рязанских девчат.

МОИ БОЛГАРСКИЕ ДРУЗЬЯ. Слова К. Ваншенкина

Мои болгарские друзья,
Я счастлив каждой вашей встрече.
Душою к вам привязан я,
Вблизи от вас или далече.
В сверканье солнечного дня
Или когда ревут стихии,
Вы вспоминаете ль меня?
Я вспоминаю вас в России.

Мои болгарские друзья,
С кем в жизни связано немало,
Одна вела нас всех стезя,
Одна пурга нас обнимала.
Я рад, что с вами я опять,
Какая б ни была погода,
И что умеем понимать
Друг друга мы без перевода.

Мои болгарские друзья,
Не только молодости ранней,
Живем на свете не тая
Стремлений наших и стараний.
Заветы давние храня,
Вас обнимаю не впервые.
Вы вспоминаете ль меня?
Я вспоминаю вас в России.

ЖУРАВЛИ. Слова Р. Гамзатова, перевод с аварского Н. Гребнева

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса…
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клик усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых, не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Расставание со скрипкой. От оркестровщика к композитору

В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР.

Скрипку пришлось оставить: он больше не мог долго играть из-за проблем с сухожилиями -сказались последствия тяжелых условий службы на фронте. А вот в Производственном комбинате Музфонда Ян Френкель проработал более 10 лет, до 1960 года. Сначала корректором, затем аранжировщиком — делал переложения для оркестра произведений других композиторов. Эта практическая «школа» позволила ему стать одним из лучших оркестровщиков в стране.

В 1960-1961 годах Ян Френкель являлся старшим музыкальным редактором оркестра кинематографии.

И, конечно, композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом -инструментальные. Сочинял камерную музыку, правда, никому кроме самых близких друзей ее не показывал, писал эстрадные пьесы, произведения крупной формы для симфонического и эстрадно-симфонического оркестров, а позже — музыкальное сопровождение к радиопостановкам.

В 1950-годы его произведения входили в репертуар инструментальных ансамблей и эстрадных оркестров под управлением Н. Минха, В. Людвиковского, Э. Рознера, Л. Утесова. Инструментальная музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в радиоэфире в исполнении оркестра под управлением Геннадия Рождественского — это была «Сюита» в четырех частях.

В числе инструментальных сочинений 1950-х годов: пьесы для эстрадного оркестра, концертино для скрипки с оркестром, танцевальная сюита для симфонического оркестра, Сюита «Мультипликации» для симфонического оркестра. Некоторые произведения этого десятилетия были созданы Яном Френкелем в соавторстве с композитором Ильей Шаховым.

В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии. Ян Френкель продолжил работать в области инструментальной музыки, но несколько в другом ракурсе: в 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь. Писал также для радио, театральных и эстрадных постановок. К сожалению, инструментальная музыка Яна Френкеля почему-то не была до конца оценена — после 1960 года ее редко исполняли на концертах и практически не записывали на пластинки.

Песня «Погоня». Слушать онлайн. Видео

https://vk.com/video_ext.php

Песня «Погоня» («Усталость забыта, колышется чад») Яна Френкеля на стихи Роберта Рождественского. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Виктора Попова. Фрагмент концерта «Творческий вечер композитора Яна Френкеля в Колонном зале Дома Союзов». 1982 г.

«Я с удовольствием пишу песни для детей, с азартом сочинял музыку к детским картинам «Приключения желтого чемоданчика», «Чудак из 5 «б», «Кыш и Двапортфеля», «Это мы не проходили» и к другим, песни: «Ты за партой сидишь, капитан», «Дедушка-дедуля». Люблю выступать перед пионерами — хороший народ!»

Композитор очень много ездит, невозможно перечислить географию его гастролей, встреч. Ему интересны и нужны встречи с людьми, он должен знать, чем живет молодежь, что ее волнует. Френкель много пишет для армии и флота. В Чите композитор вместе с Михаилом Таничем написал по просьбе воинов новую песню «Как тебе служится».

… Как тебе служится,
С кем тебе дружится
В дальнем твоем далеке?

Для моряков — «И все-таки море», «Океан», «Сколько видано»…

Везде с нетерпением ждут композитора. И он в своих концертах обязательно наряду с другими исполняет «Журавли». Если бы композитор написал только две песни — «Русское поле» и «Журавли» — его имя уже вошло бы в музыкальную песенную сокровищницу.

«Помимо поэта, переводчика и композитора, создателем песни «Журавли» следует назвать и ее первого исполнителя — Марка Бернеса, — говорит Френкель

— Кстати, он первый и обратил внимание на стихи Р. Гамзатова

Именно Бернес сумел убедить поэта и переводчика в необходимости некоторых переделок стихотворного текста, доведя его до песенного, и только после этого познакомил с текстом меня. Я был поражен интуицией художника. Так еще неродившуюся песню мог чувствовать только большой артист. Стихи взволновали и меня, они стали бесконечно близки и дороги мне. Стихи и музыка слились воедино — они стали частью моей жизни. Наверное, это и есть счастье композитора».

Песня о подвиге солдат, песня-плач, пронзительная память о тех, кого нет, возвышенная, гордая.

ДРУЗЬЯ МОИ. Слова И. Гофф

Есть высший титул — слово «друг»,
Его заслужишь ты не вдруг.
Но если он тебе присвоен,
Ты должен быть его достоин.
Есть высший титул — слово «друг»,
Его заслужишь ты не вдруг.

Друзья мои, я верю вам,
Молчанью верю и словам.
И даже если мы в разлуке,
Пожатье сохраняют руки.
Друзья мои, я верю вам,
Молчанью верю и словам.

Друзья мои, не много нас,
Но мы сдруясились в трудный час.
Мы с теми, кого нету боле,
Расстались не по нашей воле.
Друзья мои, не много нас,
Но мы сдружились в трудный час.

Моя вы молодость и честь,
Вы были, будете, вы есть.
Вы главная моя заслуга,
Коль я достоин званья друга.
Моя вы молодость и честь,
Вы были, будете, вы есть.

МОЙ ТОВАРИЩ. Слова Н. Шумакова

Облака в вышине, словно крылья пожарищ,
Возвращают нам в юность дороги-пути…
Мой товарищ,
Самый верный и давний товарищ,
Нам с тобою всю жизнь к горизонту идти!

От подъемов крутых мы немного устали,
На минуту присядем в тени тополей.
Мой товарищ,
Мы с тобою давно не видали
В нашем небе высоком родных журавлей.

Сердце помнит друзей: их походку и лица,
Что ушли навсегда в голубые поля…
Мой товарищ,
Мы — как древние гордые птицы,—
Без которых не сможет стать краше земля.

Вдалеке, за рекой, скачет всадник в тревоге.
А дуга горизонта, что память светла.
Мой товарищ,
Вновь идти нам с тобой по дороге,—
Ожидают нас добрые в жизни дела!

Дискография[править | править код]

  • 1962 — Ян Френкель. Песни(ЕP, «Аккорд», Д-00010893-4)
  • 1965 — Ян Френкель. Песни(LP, «Мелодия», Д 15859-60)
  • 1966 — Композиторы-исполнители своих песен. Ян Френкель(ЕP, «Мелодия», Д-00016959-60)
  • 1968 — Песни Яна Френкеля(EP, «Мелодия», 33Д-00021869-70)
  • 1973 — Композитор и исполнитель Ян Френкель(EP, «Мелодия», 33Д-00034145-6)
  • 1978 — Песни Яна Френкеля(LP, «Мелодия» и «Балкантон», С90-10819-20)
  • 1978 — Для тебя. Песни Яна Френкеля(LP, «Мелодия», С60-10469-70)
  • 1978 — Обучаю игре на гитаре(LP, «Мелодия», С60—09917-18)
  • 1982 — Ян Френкель. Взрослая пора(LP, «Мелодия», С60-17859-60)
  • 1986 — Ян Френкель. Музыка из кинофильмов(LP, «Мелодия», С60 22945 009)
  • 1987 — Это песня для близких друзей…Поёт Андрей Миронов(LP, «Мелодия», С60-26029-004)
  • 1995 — Ян Френкель. Для тебя(CD, «Murzik Records», MA 011)
  • 2001 — Ян Френкель. Избранное(CD, «Мистерия»)

Сын клезмера, или образец чистой игры

Ян Абрамович Френкель родился 21 ноября 1924 года в Киеве. О том, как официальным годом его рождения стал 1920-й, мы расскажем чуть ниже. Отец Яна — Абрам Натанович Френкель был родом из Речицы Гомельской области, работал парикмахером, а также был музыкантом-клезмером — играл на скрипке на еврейских свадьбах и праздниках. Здесь надо отметить, что до революции парикмахеры-музыканты не были необычным явлением: часто они ездили из местечка в местечко, предлагая свои услуги — и подстричь и сыграть! Помимо этого Абрам Френкель преуспел в преподавании игры на скрипке: так, один из его учеников, Михаил Владимирский, стал лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов.

Отец Яна Френкеля — Абрам Натанович Френкель

Мать Яна Френкеля — Нехума Нухимовна (Нина Наумовна) Дымерец по профессии была белошвеей и происходила из украинского города Дымер.

Мать Яна Френкеля — Нехума Нухимовна Дымерец

В семье Френкелей было пятеро детей: два мальчика и три девочки. По старшинству: Михаил, Мария, Татьяна, Ян и Зоя.

Раннее детство Яна Френкеля прошло в поселке Пологи Запорожской области Украины. Возможно, семья переехала туда из-за волны погромов в Киеве. Мать Яна Френкеля долго болела и скончалась в 1936 году, когда Яну было всего 12 лет. Сохранилось свидетельство, что уже во взрослом возрасте Ян Абрамович часто подчеркивал, что слово «мать» нужно писать только с большой буквы. Детей семье помогла вырастить няня Мария.

Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще любил он изучать географическую карту, которая висела на стене, знал ее наизусть.

Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. Отец занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».

Ян Френкель в детстве

В 1934 году в Киеве открылась десятилетняя музыкальная школа-интернат для одаренных детей при Киевской консерватории. Отбор способных детей проводился по всей Украине. В это время игру Яна Френкеля услышал профессор Киевской консерватории Яков Самойлович Магазинер. Преподаватель был поражен чистотой интонации, тем, как мальчик «сжился» со скрипкой, и взял его в свой класс. В дальнейшем профессор Магазинер демонстрировал Яна Френкеля студентам как образец чистой игры на скрипке.

По сохранившимся сведениям, в те годы семья Френкелей в Киеве поселилась на Жилянской улице, а рядом, на Большой Васильковской, располагалась парикмахерская, где работал Абрам Френкель.

Парикмахер и курсант «нестандартного роста»

22 июня 1941 года Ян Френкель собрался с друзьями на футбольный матч, но началась война. А уже 6 июля юношу мобилизовали на трудовой фронт на Донбасс. Тогда же все члены его семьи были эвакуированы в город Чкалов (ныне — Оренбург). Как рассказывал Ян Френкель впоследствии в радиопередаче Вильяма Савельзона «Встречи на улице Оренбургской», в этом городе, на улице Девятого Января, жила сестра его отца.

Спустя какое-то время юный музыкант смог приехать к семье в Чкалов, где первые месяцы помогал отцу работать, осваивая азы парикмахерского дела, так как на тот момент у него не было скрипки. Когда наконец удалось приобрести инструмент, Ян Френкель стал работать в эстрадно-джазовых коллективах, пребывавших в то время в эвакуации в Чкалове, играл в «джаз-оркестре» областного театра эстрады. Известно также, что он выступал в кинотеатре «Октябрь» на Советской улице. Отметим, что в ту пору в Чкалове нашли временный приют многие деятели культуры и творческие коллективы, например, работал там Малый оперный театр из Ленинграда , где у Яна Френкеля было много друзей-музыкантов.

В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й. В военкомате ему поверили: юноша был очень высок ростом и хорошо сложен (во взрослом возрасте рост Яна Френкеля составлял около двух метров). В сентябре 1942 года его направили на учебу в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище. Сохранилось необычное свидетельство сослуживца Яна Френкеля, командира роты Иосифа Мирмовича, о том, что из-за «нестандартного» роста Яну не хватало продовольственного пайка, и Иосиф Яковлевич постоянно брал для него добавку, а еще курсанту Френкелю приходилось перешивать форму.

В военном училище Ян Френкель написал одну из первых, а, возможно, и самую первую песню «Шел пилот по переулку» на слова В. Дыховичного и А. Раскина. По-видимому, опубликована она не была, рукопись этого произведения также пока не обнаружена, а возможно, уже не существует.

В одном классе с Владимиром Шаинским

В школе Ян учился легко по всем предметам, любил математику. В статье «Мир добрый и мудрый», написанной к 60-летнему юбилею Яна Френкеля, музыковед Нина Завадская отмечала, что с первых же занятий он увлекся сочинительством, стал пробовать импровизировать, а затем и писать собственные пьески и этюды для скрипки. С помощью своего педагога Якова Магазинера он научился делать фортепианные переложения, увлекся оркестровкой.

Вскоре Ян получил право посещать занятия знаменитого композитора Бориса Николаевича Лятошинского в Киевской консерватории.

В школе Ян Френкель сидел за одной партой с будущим композитором, в дальнейшем — автором гимна Киева «Как тебя не любить, Киев мой!» (стихи Дм. Луценко) Игорем Шамо. А еще в одном с ними классе учился Владимир Шаинский — впоследствии создатель мелодий многих известнейших на всю страну песен для детей и взрослых.

Спустя много лет Ян Френкель в интервью отметил, что в те годы с удовольствием почти каждый день посещал разнообразные концерты и особенно любил слушать выступления еврейской капеллы «Евоканс» под руководством Е. П. Шейнина и украинской капеллы «Думка». Огромное впечатление на юношу произвел концерт Николая Мясковского в исполнении Давида Ойстраха. Как музыкант-исполнитель Ян Френкель был воспитан на скрипичной музыке Г. Венявского, Ш. Берио, А. Вьетана…

Ян Френкель, Абрам Френкель, Зоя Френкель и Валерий Харитон (сын Марии Френкель). Примерно 1940 г.

Как Френкелю предложили подписать антисионистское письмо

Ян Френкель часто бескорыстно поддерживал молодых талантливых композиторов и исполнителей. Например, с большой теплотой вспоминали о нем композиторы Марк Минков и Александр Нагаев, отметив, что именно Ян Абрамович помог им сделать первые важные шаги на пути к признанию. Незаменим он был для коллег и в бытовых, почему-то действительно сложно решавшихся тогда, вопросах — получении телефона, машины, квартиры, обеспечении делегаций гостиничными номерами. Люди вспоминали, что каждый раз, жертвуя своим временем, Ян Френкель ходил просить за того или иного человека по инстанциям, и ему шли навстречу, ведь к тому времени его профессиональный авторитет и известность были так высоки, что отказать ему просто не могли.

Всем были известны его несгибаемая принципиальность и честность. Хотя эти качества порой доставляли ему неприятности. Так, например, журналист Александр Кикнадзе рассказывал в одной из своих публикаций, что однажды Яну Френкелю позвонили и сообщили о присвоении очередного звания, но заметили, что перед этим, ему «хорошо было бы подписать» одно антисионистское письмо. В ответ на это предложение Френкель просто уехал на неделю в Подмосковье, никого не поставив в известность о своем местонахождении. Таким образом, письмо он не подписал, а Народным артистом СССР после этого стал только через несколько лет — в 1989 году, за несколько дней до смерти. По воспоминаниям одного из руководителей Союза композиторов, Владислава Казенина, это звание всенародно любимому композитору «наверху» давать не хотели под весьма абсурдным предлогом: «Какой же он народный артист, если он композитор?»

Автор — о себе:

Наталья Кучевская — магистрант Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Автор ряда научных публикаций, а также статей для широкого круга читателей. Музыкальный руководитель фольклорного ансамбля «Korale», продюсер концертного объединения профессиональных музыкантов «Август», член Петербургского Союза музыкальных деятелей.

Тема магистерской диссертации — творчество Яна Френкеля в контексте отечественной музыкальной культуры 1960-1980-х годов. Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Скафтымова Л.А. В 2019 году получена рекомендация к написанию кандидатской диссертации.

Музыкой Яна Абрамовича Френкеля заинтересовалась еще в детстве. Со временем открывала для себя разные грани творчества Яна Френкеля как композитора, аранжировщика, исполнителя. В 2015 году творчество Яна Френкеля стало предметом научного изучения.

Организовала три концерта, посвященных творчеству Яна Френкеля с участием профессиональных певцов и инструменталистов, лауреатов международных конкурсов. Провела ряд интервью с современниками Яна Френкеля — его родственниками, коллегами, друзьями: внуком композитора — Яном Френкелем-младшим, внучатым племянником Яна Френкеля — Семеном Харитоном, Иосифом Кобзоном, Левоном Оганезовым, музыковедом Юрием Коревым, композиторами Александром Колкером и Александром Нагаевым, референтом председателя Союза композиторов России Татьяной Назаровой, дочерью поэтов Константина Ваншенкина и Инны Гофф Галиной Ваншенкиной, дочерью фронтового товарища Яна Френкеля — Иосифа Мирмовича — Татьяной Ивановой (Мирмович), заведующей нотной библиотекой Московского дома композиторов Мариной Савельевой и другими персонами, дочерью композитора Игоря Шамо — Тамарой Шамо.

Выражаю огромнейшую благодарность всем, кто оказал и оказывает мне помощь в работе!

Целями своей деятельности я вижу систематизацию творческого наследия композитора, всесторонний анализ его музыки и привлечение внимания музыкантов-исполнителей и широкого круга слушателей к инструментальной и вокальной музыке Яна Френкеля.

В перспективе хотелось бы выпустить книгу о Яне Френкеле.

Эта статья написана по материалам интервью Яна Френкеля, его публицистических работ, архивных данных, полученных мной в РГАЛИ (Москва), публикаций музыковедов Ларисы Закошанской и Нины Завадской, ряда опубликованных воспоминаний современников композитора, интервью, взятых мной у родственников и коллег композитора, а также единственной на сегодняшний день книги о творчестве Яна Френкеля, принадлежащей перу Татьяны Журбинской и других данных из библиотечных фондов Санкт-Петербурга и Москвы.

Сердечно благодарю Семена Харитона и его семью за предоставленные фотографии из семейного архива и сведения о семье Френкелей, а также за моральную поддержку и ценные советы!

Биография[править | править код]

Родился 21 ноября 1920 года (по другим источникам — в 1925 году или в 1918/1919 году) в Киеве (по другим источникам — в городе Пологи Екатеринославской губернии) в еврейской семье. Учился игре на скрипке под руководством отца, парикмахера Абрама Натановича Френкеля.

В —1941 годах учился в Киевской консерватории им. П. И. Чайковского по классу скрипки у Якова Магазинера и по классу композиции у Бориса Лятошинского. С началом войны поступил в Оренбургское зенитное училище. Играл на скрипке в оркестре кинотеатра «Аврора».

По окончании училища в 1942 году принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и после лечения с 1943 года до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне.

После войны с 1946 года жил в Москве, делал оркестровки крупных произведений и играл на скрипке в различных ресторанах столицы, руководил собственным ансамблем. В комбинате Музыкального фонда работал корректором.

Свою первую песню «Шёл пилот по переулку» на слова Мориса Слободского и Александра Раскина написал в 1942 году, будучи курсантом, однако по-настоящему ощутил призвание композитора-песенника только в 1960-е, когда получила известность его песня «Годы» на стихи Марка Лисянского. В дальнейшем работал с такими соавторами, как Михаил Танич, Игорь Шаферан, супруги Константин Ваншенкин и Инна Гофф.

Записал несколько своих песен с Тульским государственным хором, которым руководил его друг народный артист РСФСР Иосиф Михайловский.

В 1969 году, благодаря идее Марка Бернеса, появилась известная песня «Журавли» на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.


Памятник на Новодевичьем Френкелю Яну Абрамовичу (Москва, 2017)

Выступал в концертах с исполнением собственных песен, обычно публика пела вместе с ним. Его произведения были в репертуаре Анны Герман, Иосифа Кобзона, Георга Отса, Михаила Чуева, Нани Брегвадзе, Марка Бернеса, Эмиля Горовца, Майи Кристалинской.

Писал музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультфильмам.

Снялся как актёр в трёх фильмах.

В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».

Автор ряда статей на музыкально-публицистические темы.

Член Союза композиторов СССР. В 1979 году на IV съезде композиторов Российской Федерации был избран заместителем председателя правления Союза композиторов РСФСР.

Михаил Танич писал, что Френкель «был очень талантливым мелодистом, тактичным и обходительным человеком в жизни — из тех людей, у которых не бывает врагов».

Ян Френкель скончался 25 августа 1989 года в Риге от рака лёгких, вызванного многолетним курением. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

Его жена Наталия Михайловна, урождённая Лорис-Меликова, актриса, умерла в середине 1990-х. Дочь Нина с 1980 года проживает в Италии, внук — Ян Френкель-младший — преподаватель фортепиано в колледже Коннектикута и один из руководителей объединённого джазово-духового оркестра колледжа и Академии береговой охраны США.

Проживал с семьёй в коммунальной квартире на Трубной площади в Москве, в дальнейшем на улице Новоалексеевской, д. 3. В последние годы жизни — на улице Готвальда (ныне улица Чаянова), д. 10. Мемориальная доска на этом доме была установлена в декабре 2000 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: