Трижды Герой Советского Союза
25.04.2023
1200
Семён Михайлович Буденный (1883 — 1973) — советский военачальник, один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, на своей загородной даче. Архив. Фото: Василий Малышев / РИА Новости
Семён Михайлович Буденный (1883 — 1973) — советский военачальник, один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, на своей загородной даче. Архив. Фото: Василий Малышев / РИА Новости
Семен Михайлович Буденный — советский полководец, один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, родился 25 апреля 1883 года на хуторе Козюрин близ станицы Платовской Сальского округа Донской области.
В армию Семена Буденного призвали осенью 1903 года, в возрасте 20 лет. А в январе 1904 года он был отправлен в Маньчжурию, где проходила Русско-японская война. Буденный служил в полку, охранявшем пути снабжения русской армии. Уже тогда он отличался в боях. По окончании войны Буденный был распределен в Приморский драгунский полк, под Владивостоком.
В 1907 году Буденного направили в Петербургскую школу наездников при Высшей офицерской кавалерийской школе. Спустя год он занял первое место на соревнованиях по выездке и получил право пройти второй год обучения и остаться в школе инструктором-наездником. Но был отозван обратно в полк, где получил звание старшего унтер-офицера и должность наездника, обучавшего молодых.
В 1914 году в июле началась Первая мировая война. Буденный получил назначение в 18-й Северный драгунский полк Кавказской кавалерийской дивизии на должность взводного унтер-офицера. Воевал сначала под Варшавой, потом в Закавказье. Был несколько раз ранен. За храбрость был награжден «полным Георгиевским бантом» — Георгиевскими крестами четырех степеней и Георгиевскими медалями четырех степеней.
В 1917 году Буденный вместе с Кавказской кавалерийской дивизией прибыл в Минск. В Минске он познакомился с М. В. Фрунзе, который был председателем Совета Минской и Виленской губерний. Под его влиянием сформировались большевицкие взгляды Буденного.
Гражданская война сыграла важную роль в военной карьере Буденного. Тогда в Красной армии было создано первое крупное кавалерийское соединение — Конный корпус, командование которым поручили Буденному. Под его руководством корпус взял казачьи столицы Новочеркасск и Ростов-на-Дону, разбил отряд генерала Корнилова.
В 1919 году Буденный уже командовал Первой конной армией, которая участвовала в ликвидация деникинской армии на юге России, разгроме армии Пилсудского на Украине, Врангеля в Крыму.
В апреле 1921 года на базе бывшей 1-й Конной армии был образован Северо-Кавказский военный округ. Буденный стал заместителем командующего округом.
В 1923 году Буденный был уже помощником главкома по кавалерии. Через год — инспектором по кавалерии РККА.
В 1932 году он закончил особую группу Военной академии имени Фрунзе, созданную для того, чтобы военачальники Гражданской войны могли получить высшее военное образование.
В 1935 году Буденный стал одним из первых Маршалов Советского Союза.
С мая 1937 года С. М. Буденный командовал Московским военным округом, с 1939-го был заместителем, а затем первым заместителем наркома обороны.
После начала Великой Отечественной Буденный был включен в состав Ставки Верховного Главнокомандования. В сентябре Буденному поручили командование Резервным фронтом, который оборонял дальние подступы к столице и состоял в основном из дивизий народного ополчения и запасных частей. Затем он возглавил Западный фронт, в который вошли войска Резервного.
21 апреля 1942 года было создано Северо-Кавказское направление, включившее в себя Крымский фронт, Северо-Кавказский военный округ, Севастопольский оборонительный район, Черноморский флот и Азовскую военную флотилию. Главнокомандующим направления назначили Буденного. 8 мая началось немецкое наступление. Прорвав оборону, гитлеровцы вышли на окраины Керчи. С разрешения Ставки Буденный отдал приказ об эвакуации с Керченского полуострова. 4 июля пал Севастополь. После этого Буденный был отстранен от командных должностей и уже никогда больше их не получал.
В 1943 году был назначен на почетный пост командующего кавалерией РККА и члена Высшего военного совета Наркомата обороны, выполнял отдельные поручения Ставки.
После войны Семен Буденный занимал должность заместителя министра сельского хозяйства по коневодству и конезаводству. В октябре 1954 года был переведен в группу генеральных инспекторов Министерства обороны.
Умер Семен Михайлович 26 октября 1973 года на 91-м году жизни. Похоронен на Красной площади в Москве у Кремлевской стены.
# ак
Память
- В 1935 году выпущена почтовая марка СССР , посвященная подвигу Ляпидевского.
- Именем Ляпидевского названы улицы во многих городах России и Украины.
- Памятник А. В. Ляпидевскому установлен в 1990 году в парке 30-летия ВЛКСМ села Белая Глина .
- На здании школы, где учился А. В. Ляпидевский установлена мемориальная доска.
- Именем А. В. Ляпидевского назван Омский лётно-технический колледж гражданской авиации.
- Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 1 станицы Старощербиновской Краснодарского края. Во дворе школы установлен бюст легендарного лётчика.
- Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 2 города Ейска , выпускником которой он являлся.
- Именем А. В. Ляпидевского назван Чебоксарский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ.
- Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 12 села Белая Глина (на момент его рождения это был дом его родителей).
- Именем Анатолия Ляпидевского назван пароход.
- Именем Анатолия Ляпидевского назван самолёт ИЛ-76 МЧС России..
Долгожданное спасение
16 июля 1933 года из Ленинграда в Мурманск, а затем во Владивосток, вышел пароход «Челюскин», чтобы отработать путь доставки грузов по Северному морскому пути. Экспедицию возглавил Отто Юльевич Шмидт. В конце сентября «Челюскин» был заблокирован льдами в Чукотском море. Пароход дрейфовал почти пять месяцев, и, казалось бы, свобода была близка, но 13 февраля 1934 года судно было раздавлено льдами, затонув в течение двух часов. На льду оказались 104 человека, которые заранее все подготовили к эвакуации. Пароход «Челюскин» перед отплытием из Ленинграда, июль 1933 года. Фото: wikipedia.org За челюскинцев переживала вся страна. Спасение могло прийти только по воздуху. Но сильный мороз (почти 40 градусов) и ветер мешали летчикам добраться до потерпевших крушение. Было совершено 29 вылетов, но каждый раз самолеты возвращались ни с чем. И только 5 марта Ляпидевский сумел обнаружить во льдах лагерь челюскинцев. Когда обессиленные люди увидели самолет, то их радости не было предела. Летчик спас 10 женщин и двоих детей, в том числе новорожденную.
Праздник и похмелье
Существует такая легенда, что во время торжественного приема в Кремле в честь летчиков, спасших челюскинцев, к авиаторам подошел Иосиф Сталин с бутылкой вина. Молодые герои стояли кучкой, стесняясь высокого начальства, и пили минеральную воду. Вождь сказал им, что на празднике нужно пить вино, и протянул бокал Ляпидевскому, а сам глотнул прямо из горлышка. Также он предложил Анатолию Васильевичу не стесняться своего происхождения, так как сам учился в духовном училище, а потом в семинарии. И пообещал выполнить любую его просьбу.
Ляпидевский тут же попросил разрешения на поступление в Военно-воздушную академию РККА имени Жуковского, куда его никогда бы не приняли из-за «запятнанной» биографии. И вскоре нарком обороны СССР Климент Ворошилов распорядился принять Анатолия Ляпидевского в академию, если тот сдаст экзамены. Или сначала подготовить, а затем принять. Анатолий Ляпидевский. Фото: Mil.ru/wikimedia.org После этого карьера летчика пошла в гору: замначальника инспекции авиапромышленности, директор авиационного завода. В войну Ляпидевский, мечтающий сражаться в небе, занимал исключительно командные посты, а потом вновь был назначен руководить заводом. Но в апреле 1949 года ему сообщили, что он освобожден от всех занимаемых должностей. Далее были два месяца неизвестности.
Анатолий Васильевич сходил с ума, так как знал, что никакие звания и подвиги не смогут уберечь его от ареста. Некоторые историки предполагают, что таким образом Сталин хотел проучить и поставить на место легендарного героя, о котором трубили все газеты. Другие специалисты считают, что вождь таким образом проверял человека на стрессоустойчивость перед очень серьезным назначением. Кроме того, это было началом операции по засекречиванию героя. Как бы там ни было, но с этого момента фамилия Ляпидевского отовсюду исчезла и о герое вскоре забыли.
«Северный полюс»
2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин» вышла экспедиция под руководством начальника Главного управления Северного морского пути Отто Шмидта. Осенью судно было заблокировано льдами и дрейфовало вместе с ними у северо-восточных берегов Евразии.
Также по теме
Полюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику
60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их…
13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул, а члены экспедиции разбили лагерь на льдине. Полностью эвакуировать челюскинцев при помощи авиации удалось только к 13 апреля 1934 года. Опыт экспедиции на «Челюскине» натолкнул Отто Шмидта на идею создания на льдах в Арктике дрейфующей станции.
Отсутствие в районе Северного полюса крупных участков суши резко осложняло исследование Арктического региона, и начальник Главного управления Севморпути решил, что все необходимые измерения и вычисления учёные могут совершать, находясь в специально оборудованном лагере на дрейфующей льдине. В начале 1936 года эту идею одобрило руководство Советского Союза.
В состав полярной экспедиции было решено включить метеоролога Евгения Фёдорова, океанографа Петра Ширшова и радиста Эрнста Кренкеля. Начальником первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» должен был стать замдиректора Всесоюзного арктического института Владимир Визе, но он не прошёл отбор по состоянию здоровья. Тогда выбор пал на Ивана Папанина, который на тот момент уже обладал богатым опытом работы в условиях Крайнего Севера.
К экспедиции готовились очень серьёзно: по специальному заказу была изготовлена двухслойная брезентовая палатка, утеплённая пухом, а также лёгкие и прочные нарты. Полярникам выделили около 5 т продуктов длительного хранения.
Экспедиция вылетела из Москвы 22 марта 1937 года. Однако из-за сложных погодных условий её путь на север оказался долгим. 19 апреля полярники добрались до острова Рудольфа. И только 21 мая они высадились на льды в районе Северного полюса. До начала июня самолёты доставляли им необходимое оборудование и припасы.
- Первая советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс — 1». 21 мая 1937 года — 19 февраля 1938 года. Руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин с псом Весёлым
- РИА Новости
6 июня 1937 года прошёл торжественный митинг в честь открытия дрейфующей станции «Северный полюс», после которого большая часть членов экспедиции во главе с Отто Шмидтом вернулись на Большую землю. С этого момента компанию четверым папанинцам составлял только пёс Весёлый.
Также по теме
«Блестяще проведённая операция»: как советские войска освобождали Норвегию от фашистов
75 лет назад представители стран — членов Антигитлеровской коалиции подписали с правительством Норвегии в изгнании соглашение, которое…
По его словам, в научной работе станции Папанин участвовал преимущественно «физически» — например, помогал при помощи специальной лебёдки брать гидрологические пробы с больших глубин.
Помимо изучения океана, участники экспедиции исследовали магнитное поле Земли и погоду Арктики. Результаты их наблюдений сыграли важную роль при подготовке трансарктических перелётов советской авиации.
Изначально размеры льдины, на которой дрейфовала станция, составляли примерно 3 на 5 км. Однако в начале 1938 года экспедиция приблизилась к тёплым водам Атлантики, и льдина раскололась. В феврале папанинцы потеряли часть запасов и остались на льдине размером всего 50 на 30 м.
Из-за сложных погодных условий спасательной экспедиции на судах «Таймыр» и «Мурман» потребовалось почти три недели, чтобы добраться до места дрейфа «Северного полюса». Папанинцы покинули свою станцию только 19 февраля 1938 года. Вскоре они перешли на борт ледокола «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград.
Председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин вручает грамоту Героя СССР И.Д. Папанину. Звание Героя Советского Союза Ивану Папанину присвоено 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине. 1938 год
Четвёрку полярников встретили как героев. Они провели на льдине 274 дня и прошли на ней по Арктике свыше 2 тыс. км. Приветствовать их вышли тысячи людей. Всем четверым участникам дрейфа были присвоены звания Героя Советского Союза, а также учёная степень доктора географических наук. Их спутник, пёс Весёлый, поселился на даче у Иосифа Сталина.
Между морем и небом
Еще одна легендарная история, связанная с Ляпидевским, — о том, как в 1926 году он хотел поступить в военно-морское училище, но не сумел, поскольку был «непролетарского» происхождения. Тогда, дескать, кто-то из сотрудников военкомата и посоветовал юноше подать документы в летно-техническую школу: авиация требовала на порядок больше молодых кадров, и там не так пристально смотрели на анкеты курсантов.
Однако сам Ляпидевский в своих воспоминаниях и интервью рассказывал другую версию. В ранних вариантах автобиографии он просто писал, что в 1924 году переехал в Ростов, где познакомился с летчиком Жигаловым. «Мы целыми ночами разговаривали о летном деле. Я и раньше интересовался воздушным флотом. И вот, встреча с Жигаловым окончательно навела меня на мысль о летной школе. Я решил поступать в школу летчиков. В летную школу меня рекомендовал райком комсомола».
Совсем другую версию сам же Анатолий Ляпидевский излагает в последнем своем интервью, опубликованном 22 марта 1983 года в газете «Советская Россия». Вот с чего начинается рассказ знаменитого летчика: «Я мечтал стать моряком, хотя детство и юность прошли в степной кубанской станице Старощербиновской. В 1920 году в нашей станице обосновался особый отряд моряков. Тельняшки, бушлаты, бескозырки с золотыми буквами — надо ли говорить, как действовали они на впечатлительные мальчишеские души. Позже, работая на маслобойном заводе, я обратился в комсомольскую организацию с просьбой дать направление на флот. А мне предложили идти в… авиацию».
Неправильное происхождение
Анатолий Ляпидевский родился в небольшом селе в Краснодарском крае. Его отец был священником, продолжив семейную династию.
Поповское происхождение в те годы накладывало на человека отпечаток «неблагонадежности» и закрывало двери во многие училища, институты и профессии. Поэтому юноша начал свою трудовую жизнь с помощника кузнеца, потом устроился в ученики к слесарю, работал на маслобойне.
Толя мечтал стать моряком. Но его не приняли из-за отца-священника. В те времена семья жила в Ейске, куда перевели из Севастополя школу морских летчиков. В нее Анатолий и поступил. По окончании поповского сына заслали подальше, на Дальний Восток, где ему пришлось развозить на самолете почту в дальние уголки края.
По совету товарищей Ляпидевский рискнул подать рапорт о зачислении его в только что открытое Главное управление Северного морского пути. Оно было создано для освоения Арктики и разработки кратчайшего пути от европейской части страны до Дальнего Востока. Ляпидевского, к его радости, взяли в эту структуру. Не случись этого, кто знает, как сложилась бы судьба эвакуированных на льдину.