Биография
Родился в городе Екатеринославе (с 1926 — Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.
С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.
С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).
По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930—1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.
С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.
С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.
Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.
Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.
НА ВЕКА
ВОСЕМЬ ИНФАРКТОВ «В НАГРАДУ»
Изваяние росло в размерах постепенно — создатель очень тщательно подходил к масштабированию и работе с материалом. В саду московского особняка Вучетича на Тимирязевской стоит еще одна голова, но уже в гипсе и в несколько раз больше. Ее видно даже с дороги. Прохожие, сталкивающиеся с ней впервые, вздрагивают от неожиданности. А рядом одна из первых копий из железобетона в несколько метров высотой. Почти окончательный вариант монумента, только еще маленький. На Мамаевом кургане финальная версия взметнется ввысь с мечом в руке почти на сотню метров. Фото: Светлана Камека.
Скульптор шокировал Брежнева, сделав за час бюст Ленина.
— Как в Нью-Йорке оказалась другая знаменитая его скульптура — «Перекуем мечи на орала»?
— В качестве подарка от СССР. Саму идею он обсуждал с высшим духовенством Русской православной церкви. Мотив из пророка Исайи о грядущем веке, когда все будут жить в мире, а орудия убийства превратятся в орудия труда. Тема увлекла деда. Позировал ему олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич. Он поначалу отказывался, мол, мне тренироваться надо, а тут стоишь часами в одной позе, время только тратишь впустую. Но спорить с дедом было бесполезно. В 1955 году широко отмечался десятилетний юбилей ООН. Все страны отправлял художественные подарки. Марк Шагал, например, подарил свои замечательные витражи, они и сейчас находятся в штаб-квартире ООН. А Хрущев привез в подарок «Перекуем мечи на орала».
— Поразительно все-таки: как много всего он успел сделать.
— Одна из причин — он умел работать быстро. Однажды Брежнев попросил его сделать бюст Ленина для его подмосковной резиденции. Дед взял с собой молодого талантливого обрубщика, тот сделал заготовку. А дед уже открыл Ильичу глаза, рот обозначил, уши и т.д. Брежнев через час возвращается, а Ленин готов. Он был в полном восхищении: «Евгений Викторович, у вас талант действительно от Бога. Ну теперь давайте выпьем…» Хотя в жизни дед почти не пил. Работал очень много. И мало спал. Часа два поспит — опять за дело.
— Режим не самый полезный.
— Так он и умер молодым — в 64 года. Восемь инфарктов. Жизнь у него была нелегкая в этом смысле. Ругался. Доказывал. Боролся за проекты. Плюс — фронтовая контузия. Из-за нее он сильно заикался, часто разговор превращался в тяжелый затяжной кашель, поэтому практически не сохранились его интервью. Зато его гениальные работы, верю, простоят века.
История жизни Евгения Викторовича Вучетич
С 1946 по 1949 год Вучетич вместе с архитектором Я. Белопольским работает над сооружением большого мемориального ансамбля в Берлине, посвященного советским воинам, павшим в последних боях с фашизмом.
При сооружении памятника мастерски использовались различные материалы — гранит, бронза, смальтовая мозаика. Каждый материал внес яркие краски, свою интонацию в создание художественного образа.
Олицетворением победы, мужества и гуманизма советских солдат стал берлинский монумент «Воина-освободителя». Статуя стоит на высоком ступенчатом постаменте из белого камня. Спокойно смотрит вперед молодой советский солдат. Поворот головы, широко развернутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли. Мечом свободы и справедливости разрублен символ фашизма — свастика. Ее обломки — под ногами советского воина. Маленькая девочка, доверчиво прильнувшая широкой груди молодого солдата, олицетворяет собой будущее человечества, спасенного от ужаса и позора фашистского рабства Советской Армией.
«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград
В пятидесятые годы Вучетич продолжил работать над портретами. Теперь он обращается в основном к людям мирного труда. В лучших портретах мастера — скульптора Ж. Кишфалуди-Штробла, писателей Шолохова и Белинского — сам композиционный прием и характер лепки выявляют неповторимую индивидуальность модели.
«Когда смотришь на портрет Белинского, то кажется, что он выполнен одним движением резца, — пишет Ф.Ф. Шахмагонов. — Все лишнее, все мелочи убраны, как они были убраны из жизни Белинского»
Высеченная в мраморе большая композиция «Степан Разин» (1959) раскрывает еще одну сторону творчества Вучетича, поражающего размахом, интенсивной деятельностью почти во всех видах и жанрах скульптуры. Разин сидит на камне в глубокой задумчивости. Куда идти, а что же дальше — как бы вопрошает он себя. Поднимаясь по каменным тропам, он сорвал неприхотливый степной цветок — бессмертник. И забыл о нем, но не выронил его все же из руки. Рука сурового воина — и нежный цветок цепкого бессмертника.
Скульптура «Перекуем мечи на орала»
В 1957 году Вучетич в бронзе создает станковую композицию «Перекуем мечи на орала». В этом произведении своеобразно развивает тему воина-освободителя. Скульптор изображает обнаженного атлета, мощным усилием согнувшего и кующего молотом лезвие меча, в котором уже узнается орудие мирного труда. Эта скульптура была поставлена у здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и удостоилась Гран-при на Брюссельской выставке.
В 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде открывается грандиозный памятник-монумент, включающий в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вновь Вучетич работает совместно с архитектором Я. Белопольским. Сам мастер в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, писал «Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма.
МУКИ РОЖДЕНИЯ
ЛИЦО И ТЕЛО ЖЕНЫ, А РУКИ – МУСКУЛИСТОГО ДЯДЬКИ
Битва за невероятный проект шла в самых высоких кабинетах.
Творчество — это всегда поиск. Свои идеи он сначала рисовал. Вот один из эскизов к мемориальному комплексу на Мамаевом кургане. Фото: Пересъемка/Светлана Камека.
ИДЕЯ ИЗ ЛУВРА
— По одной из версий, идею памятника в Волгограде Вучетич также обсуждал непосредственно со Сталиным.
— Маловероятно. Дед виделся с ним всего несколько раз, причем не лично, а вместе с другими скульпторами на приемах. Да и разговоры о мемориале начались уже после смерти вождя. История интересная. Дело в том, что идею монумента пробивать первым начал именно дед и даже предлагал свой проект. Власти мысль одобрили, но объявили всесоюзный конкурс, в котором мог участвовать любой — от академика до колхозного сторожа. Дед участвовал на общих основаниях. Письма шли мешками. От некоторых предложений волосы вставали дыбом. Представьте, например, чудовищных размеров «пирамиду Хеопса», из которой торчат огромные автоматы ППШ.
— Щедра народная фантазия. В итоге победил проект Вучетича?
— Но это был совсем не тот вариант, который мы знаем сегодня. Дед изначально предложил композицию из двух фигур: женщина со снопом и знаменем в руках, а перед ней стоит, преклонив колено, солдат, ее сын, и отдает матери меч. Некое продолжение монумента в Трептов-парке. Памятник виделся богатым — камень, бронза. Начали строить.
— Однако так и не построили?
— Запротестовали скульпторы, работавшие вместе с дедом. «Ну сам подумай, Евгений Викторович, — доказывали они. — Сталинград — сражение переломное, все правильно. Но до Победы еще 2,5 года кровавых сражений, а у нас сын уже приходит домой. Не вяжется». Дед внял аргументам. Он вообще ценил чужое мнение.
Где-то в течение года идея новой «Родины-матери» обретала форму. Сначала появилась небольшая скульптура примерно 1,5 метра в высоту, которая у нас сохранилась. Лицо у нее другое, но в целом уже угадываются очертания. Мне кажется, на такое решение темы повлияла знаменитая статуя Ники Самофракийской, которую дед видел в Лувре.
— Новый проект всем понравился?
— Какой там! Началась Сталинградская битва уже для самого Вучетича по переутверждению проекта.
Думаете, это греческая статуя? Но нет. Это тоже набросок «Родины-матери». Пока еще без рук и головы. Идею Вучетичу навеяла знаменитая скульптура Ники Самофракийской, которую он видел в Лувре. Фото: Светлана Камека.
БОЛЬШЕ, НО ДЕШЕВЛЕ
Для Хрущева, боровшегося с культом личности, Сталинград был темой не самой приятной. Ведь сталинградская заваруха, едва не поставившая страну на грань катастрофы, началась с обвала Юго-Западного фронта, который возглавляли Тимошенко и Хрущев.
Сталин звонит из Москвы узнать, как дела. Хрущев отвечает: все нормально. И буквально на следующий день армия Паулюса прорывает оборону, войска фронта оказываются в котле и немцы беспрепятственно устремляются к Сталинграду. Когда Хрущева вызвали к Сталину, он думал, что тот прикажет его расстрелять. «Ты знаешь, Никита, как поступали римские полководцы, проигравшие сражение? — спросил Сталин. — Посыпали себе голову пеплом, — и вытряхнул содержимое своей трубки на голову Хрущева. — Иди, Никита…» Унизил, но не расстрелял. Так по крайней мере рассказывают историки, ссылаясь на архивы.
— С новым проектом все шло непросто. — продолжает внук. — Дед ходил словно по кругам Дантова ада. Даже получил инфаркт, но добился своего. В том числе за счет снижения сметы. «Родина-мать» — первая в мире скульптура из железобетона. Она стала больше, но дешевле. И власти согласились.
— Есть версия, что фигуру он лепил со знаменитой в то время Нины Думбадзе, двукратной чемпионки Европы и призера Олимпиады в метании диска.
Рядом — самый первый, 1,5-метровый прототип (он до сих пор стоит в доме Вучетича) будущего легендарного монумента. Похожа, но еще не то. Фото: Светлана Камека.
— Только как один из рабочих вариантов. Ту же фигуру, что стоит на Мамаевом кургане, он лепил со своей жены Веры Покровской. Лицо тоже ее. С руками любопытная история. Вера Владимировна на деда целый день ворчала, ей страшно надоело позировать с поднятой рукой. И пошла спать. Утром входит в мастерскую — ба: стоит полуобнаженный мускулистый дядька, подняв в руке меч, а Вучетич работает. Так что руки у скульптуры скорее мужские.
— На Мамаевом кургане есть еще одна потрясающая скульптура — «Стоять насмерть». Советский пехотинец будто врос в землю. И лицом сильно похож на маршала Чуйкова?
— Вот именно — похожий. Дед дружил с маршалом. Тот часто бывал у нас. Глаза, лоб, прическа у памятника действительно Чуйкова. А вот мощная нижняя челюсть — одного художника-фронтовика. Дед стремился воплотить образ несгибаемого защитника Сталинграда. Он не делал памятник Чуйкову.
Память[править | править код]
- В память о скульпторе 19 сентября 1975 года улица Старое шоссе (север Москвы, Тимирязевский район), где располагалась художественная мастерская скульптора, стала носить его имя, о чём свидетельствует памятная табличка на одном из домов.
- На доме 9А по переулку Сивцев Вражек (Москва), где скульптор жил в 1972—1974 годах, установлена мемориальная доска.
- В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный скульптору.
- В 1981 году недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС Москвы (ныне — Префектура Северного административного округа) был открыт памятник-бюст Е. Вучетичу работы скульптора З. И. Азгура.
- В Днепре (Украина) именем скульптора названы площадь и Государственное художественное училище.
ГЕРОЙ И ПРОТОТИП
КОМУ – БЕССМЕРТИЕ, КОМУ – ПИАР
Голову скульптор сначала вырезал из дерева. В ней уже угадываются знакомые черты. Фото: Светлана Камека.
Памятник в Германии немцы реставрировали за свой счет.
— Как вообще складывались его отношения с властью?
— В общем и целом, можно сказать, хорошо. Правда, разоблачение культа личности едва не аукнулось деду. Антисталинский процесс шел тогда по всем фронтам. Устроили даже специальное заседание Академии художеств, на котором как бы разоблачались деятели искусств, активно работавшие во времена Отца народов. Среди них и мой дед. Но повезло, он проскочил это «чистилище» и остался востребованным.
— Доносы на него писали?
— А как же. Парадокс, но в этом был и добрый знак. Значит, твой талант действительно чего-то стоит, раз у тебя столько завистников. На бездарей не писали, кому они нужны.
— У этого таланта есть бесспорные подтверждения: мемориал в берлинском Трептов-парке, архитектурно-монументальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде с грандиозной фигурой «Родина-мать зовет!».
— Начать, пожалуй, стоит с Трептов-парка, это будет правильно хронологически. Прототипом величественной фигуры советского воина-освободителя стал старший сержант Николай Масалов. Во время уличных боев в Берлине он, рискуя жизнь, спас немецкую девочку из-под огня эсэсовцев, до того убивших ее мать.
— Однако позировал скульптору не Масалов, а совсем другой солдат — Иван Одарченко, служивший в берлинской комендатуре. Якобы его Вучетич заприметил на праздновании Дня физкультурника в 1947 году.
— На самом деле натурщик был не один. Дед был очень хорошо знаком с тогдашним комендантом Берлина генерал-майором Александром Котиковым, и ему для работы могли предоставить любого солдата. Но именно Одарченко в итоге оказался самым подходящим по фактуре. Ребенка на руках солдата дед лепил с дочки генерала Котикова. Кстати, сам Одарченко, как сейчас говорят, потом сделал себе хороший пиар. После войны он не раз ездил в Германию, давал интервью местным газетам. В общем, дед и его прославил. Кстати, в первоначальном варианте памятника у солдата был автомат. Но когда проект показали Сталину, тот предложил заменить его мечом.
— Как сейчас сами немцы относятся к монументу?
— В 2007 году они сделали его реставрацию за свой счет. Так что нормально относятся.
↑ Интересные факты о Е. В. Вучетиче
Вучетич не был достаточно популярен в свое время, в газетах о нем писали, лишь когда находился еще один из предполагаемых прототипов советского солдата, спасшего немецкую девочку и изображенного на скульптуре «Воин-освободитель» в Берлине. О личной жизни великого скульптора стало известно лишь из уст его дочери, художницы Аэлиты Стаховской.
Свою любовь, мать Аэлиты Марию Лазареву, Вучетич встретил в Ростове-на-Дону, когда ему было двадцать, а ей шестнадцать. Вскоре события в его жизни закрутились с невероятной быстротой – окончание художественного училища, женитьба, переезд в Среднюю Азию, рождение двоих сыновей.
Мария и Евгений вновь встретились в столице через шесть лет. Чувства вспыхнули вновь, Мария даже позировала для скульптуры «Партизаны», посвященной участницам Гражданской войны. Мария забеременела, родилась дочь Аэлита. Любовь Марии и Евгения прожила до конца их дней, но обстоятельства так и не позволили им воссоединиться.
Слайд 3БиографияЕвгений Викторович Вучетич родился 28 декабря 1908 г. в городе Екатеринославе
(Украина). Отец Виктор Вучетич, по национальности черногорец, в Гражданскую войну был белогвар-дейским офицером; мать Анна Андреевна Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов на Дону.С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 г. он поступает в Ростовскую художественную школу. С 1931 по 1933 гг. он продолжает свое образование, обучаясь в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. В 1935 г. Е.В. Вучетич переезжает в Москву. Вскоре на выставке в Париже, за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» , получает золотую медаль.
Примечания[править | править код]
- Yevgeny Vuchetich // Vuchetich, Yevgeny (англ.) // Grove Art Online
- . old.dan.co.me. Дата обращения: 19 февраля 2022.
- Вучетич, Евгений Викторович // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
- . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 28 декабря 2015.
- 25 октября 1948 года Совет Министров СССР постановил возобновить работу ВСХВ с 1950 года. С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс 1939 года был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор, главный архитектор ВСХВ А. Ф. Жуков, на должность главного скульптора был приглашён Вучетич, который, в свою очередь, пригласил скульптора А. В. Пекарева стать своим заместителем
- www.m-necropol.ru. Дата обращения: 11 мая 2019.
- . Дата обращения: 21 октября 2018.
- Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища. М.: Пропилеи, 1995.
- Евгений Волокитин. . Вести.ru (22 июня 2013). Дата обращения: 1 февраля 2015.
- Колесов Владимир, Ершова Лариса. Фильм «Страницы Сталинградской битвы» и его авторы // «Реквием» : Российский ритуально-духовный журнал. — Санкт-Петербург: Издательство Александра Сазанова, 2014. — № 4 (105). — С. 4—14.
- ↑ (Видео). Вести. Волгоград. Россия 1 (21 июня 2013). Дата обращения: 1 февраля 2015.
- ↑ . Всё для Вас — Волгоград (16 июля 2013). Дата обращения: 1 февраля 2015.
- Н. Ф. Ватутину // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М. : Политиздат, 1980. — С. 180—181. — 318 с.
- А. М. Василевскому // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М. : Политиздат, 1980. — С. 180. — 318 с.
- Г. К. Жукову // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М. : Политиздат, 1980. — С. 194. — 318 с.
- . soldat.moypolk.ru. Дата обращения: 7 декабря 2020.
- . www.welcomevolgograd.com. Дата обращения: 13 февраля 2016.
- . Дата обращения: 16 апреля 2011.
- ↑ . Дата обращения: 13 августа 2008.
- Ленин выстоит. // газета «Аргументы и факты. Поволжье», № 21 (730) от 21 мая 2008 г.
- . Дата обращения: 18 июня 2022.
- . Дата обращения: 11 августа 2008.
Слайд 10Скульптура «Стоять насмерть» — эмоциональный, обобщённый образ советского солдата, олицетворение мужества
и стойкости. Она представляет собой 16 — метровую фигуру словно вросшего в землю воина с автоматом в руке.
Достоверная художественная повесть о страшных днях величайшего сражения. Эти руины напоминают, какие тяжкие муки вынесли те, кто днем и ночью дрался за каждый дом, каждый клочок окровавленной земли.
У подножия кургана — вводная композиция ансамбля – «Память поколений»
Скульптурная композиция – фигура женщины-матери, склонившейся над погибшим воином
«Стены-руины» (длина — 46 м., высота до 18 м. у начала лестницы)
«Стоять насмерть»
«Стены — руины»
«Память-поколений»
«Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери»
«Память поколений» (длина — 17 м., ширина — 3 м., высота — 8 м.)
«Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери» (высота — 11 м.)
«Площадь Героев»
«Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний
(высота скульптур — около 6 м.)
«Зал Воинской славы»