Павел филонов: жизнь и творчество художника

Павел филонов — загадочный мастер русского авангарда - независимая окружная газета

Трагический уход

Пир королей. Художник Павел Филонов.


Могила с покосившейся плитой, где покоится величайший гений, чьи картины стоят миллионы.

ВЕНОК НА МОГИЛУ ХУДОЖНИКАХоть жизнь человечья и вправду пустяк,но, даже и чудом не тронув,Чюрленис и Врубель у всех на устах,а где же художник Филонов?Над черным провалом летел, как Дедал,питался как птица Господня,а как он работал и что он видал,никто не узнает сегодня.В бездомную дудку дудил, как Дедал,аж зубы стучали с мороза,и полдень померкнул, и свет одичал,и стала шиповником роза.О, сможет сказать ли, кому и про чтотех снов размалеванный парус?Наполнилось время тоской и враждой,и Вечность на клочья распалась.На сердце мучительно, тупо, нищо,на свете пустынно и плохо.Кустодиев, Нестеров, кто там еще —какая былая эпоха!Ничей не наставник, ничей не вассал,насытившись корочкой хлеба,он русскую смуту по-русски писали веровал в русское небо.Он с голоду тонок, а судьи толсты,и так тяжела его зрячесть,что насмерть сыреют хмельные холсты,от глаз сопричастников прячась.А слава не сахар, а воля не мед,и, солью до глаз ополоскан,кто мог бы попасть под один переплетс Платоновым и Заболоцким.Он умер в блокаду — и нету его:он был и при жизни бесплотен.Никто не расскажет о нем ничего,и друг не увидит полотен…Я вою в потемках, как пес на луну,зову над зарытой могилой……Помилуй, о Боже, родную страну,Россию спаси и помилуй.«Вася – Русский сувенир»

Манифест

В марте 1914 года Павел Филонов, Анна Кириллова, Давид Какабадзе, Эльза Лассон-Спирова и Евгений Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“». Эта была первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества. В ней провозглашается реабилитация живописи в противовес концепции и методу Казимира Малевича, «живописному анекдоту» Владимира Татлина — «сделанных картин и сделанных рисунков»:

«Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. …Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства — век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы», —  написано в декларации.

В дальнейшем у художника получится развивать тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клеточка цветка с цветом».

Блокада

В блокаду Ленинграда Филонов часто дежурил на чердаке своего дома, сбрасывая с крыши зажигательные бомбы. Делал это по одной причине: боялся, что все картины погибнут в огне. По воспоминаниям очевидцев, Павел Николаевич, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и всматривался в летящий в квадрате окна снег.

3 декабря 1941 года его не стало… Это была одна из первых смертей в осаждённом городе, что, в общем-то, не удивительно: он недоедал и до начала войны, и поэтому голод забрал его первым. Вот так описывает прощание с учителем его ученица Татьяна Глебова: «8 декабря. Была у П.Н. Филонова. Электричество у него горит, комната имеет такой же вид, как всегда. Работы прекрасные, как перлы сияют со стен, и как всегда в них такая сила жизни, что точно они шевелятся. Сам он лежит на столе, покрытый белым, худой как мумия. 4 декабря 1941 года на собрании в ЛОССХ было предложено почтить память умерших товарищей, в числе которых был и Филонов. Так было объявлено о его смерти».

Долгое время в осаждённом городе не удавалось достать доски для гроба. Несколько дней тело Филонова лежало в его комнате, накрытое картиной «Пир королей». Ещё труднее было договориться о том, чтобы вырыли могилу: были суровые морозы, земля промёрзла и была как камень. Могилу на Серафимовском кладбище вырыли с большим трудом… В 1980 году в той же могиле захоронят его сестру Екатерину Глебову (Филонову).

Филонов и Хлебников

В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова, который впоследствии вывел его в рассказе «Ка»:

«… Я встретил одного художника и спросил, пойдёт ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжёл, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишнёвые глаза и бледные скулы. Ка шёл рядом. Лился дождь

Художник писал пир трупов, пир мести… Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобным лучу месяца бешенством скорби». 

В свою очередь художник создал портрет писателя, который, к сожалению, не сохранился, и проиллюстрировал его «Изборник» (1914). В 1915 году и вовсе опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями.

Следует отметить, что в творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние. Причём, оно заметно как в изобразительных принципах художника, так и в поэтическом строе поэта. Важный момент: возникшее соавторство было единственным, как и единственным — случай участия Павла Николаевича в литографских изданиях футуристов.

Источники[править | править код]

Книги
  • Филонов П. Н. Дневники. — СПб.: Азбука, 2006.
  • Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. В 2-х тт. — М., 2006.
  • Боулт Джон Эллис, Мислер Николетта. Филонов. Аналитическое искусство. — М.: Советский художник, 1990. — 248 с. — ISBN 5-269-00078-4.
  • Павел Филонов: Реальность и миф. / сост. Правоверова А. Л. — М.: Аграф, 2008.
  • Križ J. Pavel Nikolaevič Filonov. Praha, 1963.
  • Живопись 20—30-х годов / Составитель и автор научного аппарата Александр Михайлович Муратов, автор вступ. статьи Виталий Серафимович Манин. — СПб.: Художник РСФСР, 1991
  • Павел Николаевич Филонов / Под ред. Джона Э. Боулта, Николетты Мислер, Ирины Меньшовой // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову. Сокровища, спасенные для России. — СПб., Амфора. 2014. — ISBN 978-5-367-03196-6.
  • Бурлюк Д. Филонов: Повесть / Подг. текста, примеч., коммент. и послесл. В. Полякова. — М.: Гилея, 2017.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову. 2-е изд. Санкт-Петербург. Пальмира, 2020. — 143 c.: ил. — ISBN 978-5-517-03468-7.
Каталоги
  • Павел Николаевич Филонов. — Л., 1930.
  • Павел Филонов. Каталог. — Л.: ГРМ, 1988.
  • Филонов и его школа. Каталог выставки. — Дюссельдорф; Кёльн, 1990.
  • Очевидец незримого. Каталог выставки. — Спб.: Palace Editions, 2006.
Статьи
  • Ковтун Е. Ф. Из истории русского авангарда: П. Н. Филонов // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977. — Л.: Наука, 1979. — С. 216—235.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову // «Огонёк». — 1990. — № 15; «Смена» — Л., 1990. — 17—18 мая. — «Огонёк», 1990. — № 32. — С. 20.
  • Genevieve Cloutier. Velimir Chlebnikov and Pavel Filonov’s «Formulae» and the Question of History in Russian Avant-Garde // Russian Literature. 65. 2009. № 4. P. 421—429.
  • Глебова Т. Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / Публ. Е. Ф. Ковтуна // Панорама искусств. Вып. 11. — М., 1988. — С. 108—127.
  • Глебова Т. Н. Воспоминания и размышления. Соображения и возражения / Вступ. статья, подгот. текстов, коммент. Е. С. Спицыной // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005. — С. 216—296.
  • Покровский О. В. Высшая мера жизни // БЕЛЫЕ НОЧИ: Очерки. Зарисовки. Воспоминания. Документы. Л.: Лениздат, 1989. С. 496 — 510.
  • Правоверова Л. Л. От Апокалипсиса к «Вечной Весне»: П. Н. Филонов и литература его эпохи // Человек. — 2001. — № 2. — С. 137—153.
  • Спицына Е. Брат: О моей работе с сестрой Филонова // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005. — С. 300—312.
  • Махов Н. Павел Филонов. Ранний период творчества. «Мировый расцвет» под знаком Апокалипсиса // Искусствознание. — 2014. — № 3—4. — С. 276—306.
  • Липов А. Н. Павел Филонов — «очевидец незримого». Из истории художественного авангарда в России // Przegląd Wschodnioeuropejski. Wydawnictwo Uniwersytetu Warminsko-masurskiego w Olsztynie (Polska). — 2013. — № IV. — С. 351—363.
  • Сёмина М. Павел Филонов: биография в географии // Золотая палитра. — 2017. — № 1(16).
  • Сёмина М. Филонов: новые территории // Золотая палитра. — 2019. — №1(18).
Интервью, публичные выступления

Споров Д. Б. Джон Боулт и Николетта Мислер о вдовах художников, исследователях и коллекционерах русского авангарда // Фонд «Устная история». — 4 марта 2014 года. Архивировано 29 мая 2014 года.

Грезы о невозможном

Своими миросозерцанием Филонов близок к другим художникам,
склонным к философскому осмыслению окружающего мира – Дюреру, Босху, Ван Гогу,
Мунку. В сюжетах картин Павла Николаевича явно прослеживается непрерывное размышление
над социальными процессами, ожидание краха человеческой цивилизации и глобальное
ощущение неправды. Все та же боль о несовершенстве общества и бесконечная мечта
о справедливости, тысячелетиями сводящая с ума всех без исключения истинных
творцов. Филонов жил и работал с ощущением «присутствия при окончании мира», как
точно подметил атмосферу того времени Георг Гейм, яркий немецкий поэт-экспрессионист.

В молодой стране, где государственной идеей и было построение
общества справедливости, романтизм Филонова тоже пришелся не ко двору. Его мечты
не совпадали с устремлением большинства. Комфортное и сытое существование, так
желаемое основной массой, он категорически отвергал и жил жизнью аскета. Не имея
никаких доходов, он бесплатно продолжал обучение своих учеников. И даже в самые
трудные и голодные времена он не продал иностранным коллекционерам ни одной
своей работы, считая, что все его картины принадлежат государству. Благодаря
этому мы сейчас имеем практически полное собрание работ Павла Николаевича.

«Человек в мире» 1925

Филонов создавал картину так, как демиург создает миры. Холст
для него был всего лишь инструментом, местом выплеска размышлений о
фундаментальных жизненных процессах. С помощью кистей и красок он выражал
возможную альтернативу окружающему его мировоззрению. Он мечтал пересоздать мир
на новых основаниях и мучительно продумывал концептуальные формы. Такой стиль
работы постепенно преображает самого творца и напоминает алхимическое делание.

Постоянное обращение Филонова к вневременным идеям и
глубинным архетипам напоминало работу иконописца. Также как в иконах, эстетическая
значимость образов соседствует у мастера с многочисленными символами, знаками и
метафорами. Пребывая в постоянном поиске, Филонов преодолевал время и
пространство, находил необходимое зерно и выращивал из него фантастические
образы неведомой реальности.

Когда Филонов работал с пространством, он разворачивал круговую
панораму мира и прививал зрителю более широкий взгляд на предметы – взгляд с
разных сторон одновременно. Ведь именно так природа видит саму себя. Именно так
в постоянном росте, изменении и преображении являет себя жизнь.

Также Филонов рассматривал и время – как единое основание
движения процессов. Он соединял потоки прошлого, настоящего и будущего в единый
сплав веков. И выстраивал путь, доступный пониманию лишь немногим. Художник видел
себя путником, шествующим из античности в мир светлого будущего, и философом, созидающим
основы нового мира. Мира раскрытия красоты души человеческой.

Он показал всем ищущим и думающим людям «Ввод в мировой расцвет».

«Композиция. Корабли» 1913
Павел Филонов

Петербург

Бедный юноша, не имевший никакой начальной художественной подготовки, начал учёбу в живописно-малярных мастерских. Работая ретушёром, по вечерам учился в рисовальных классах, затем – в частной мастерской одного из преподавателей Академии художеств. Но он не оставлял надежды поступить в Академию художеств. Однако, когда очередная попытка всё-таки увенчалась успехом (Филонов стал вольнослушателем), его постигло сильное разочарование в методах обучения, и он добровольно покинул школу.

Творчество же не оставил, участвовал в художественных выставках. В период 1909-1914 гг. им было написано несколько картин: «Пир королей» (1913), «Крестьянская семья» (1914), «Мужчина и женщина» (1913) и другие, которые он сам назвал «формулами».

Союз молодежи

«Союз молодежи» – первое в России объединение художников-авангардистов, созданное Михаилом Матюшиным и его женой Еленой Гуро в 1909 году. На выставках «Союза», которые устраивались ежегодно с 1910 по 1914 год, принимали участие самые именитые новаторы тех лет от живописи: Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, Илья Машков, Варвара Бубнова и другие.

В годы сотрудничества с «Союзом молодежи», а длилось оно до
1914 года, Филонов написал свои известные работы: «Головы», «Пир королей»,
«Крестьянская семья», «Мужчина и женщина» и начал разработку концепции живописи
будущего. В 1912 году вышла его статья «Канон и закон», где он четко
сформулировал фундаментальные принципы аналитического искусства – «от частного
к общему» и антикубизм. В статье Филонов провозгласил уход от академических
принципов и обозначил свое движение в направлении свободного искусства. Он поставил
закон жизни, с ее постоянным движением, выше любых канонов, сдерживающих
свободный поиск творческой личности.

«Головы» 1910
«Мужчина и женщина» 1913
«Крестьянская семья» 1914

В начале десятых годов Филонов познакомился, а затем и
сильно сблизился с поэтом Велимиром Хлебниковым

Два таких разных гения имели в
своей глубине нечто общее – духовно близкое понимание архиважности первооснов
для любого творчества. Об их взаимовлиянии говорят графические работы
Хлебникова и литературные опыты Филонова

В то время Павел Николаевич написал
портрет Хлебникова (ныне утерянный), иллюстрировал его книгу «Изборник» и
создал поэму «Пропевень о проросли мировой». Хлебников высоко оценил незаурядный
литературный талант друга и очень тонко вывел Филонова в загадочном рассказе
«Ка».

В своей единственной поэме Филонов искал все те же
первоначальные смыслы, изучал фактуру и пластику слов, создавал характерные
неологизмы. Михаил Матюшин даже считал, что именно в стихах Филонов достал из
бездн человеческого духа те огненные зерна, из которых и пророс его
аналитический метод.

Филонов и Хлебников, несмотря на их колоссальный размах и
безудержную глубину, так навсегда и остались чудаковатыми маргиналами. Они
стали маяками не для широких масс, а для избранных, свободных духом искателей
настоящего живого творчества. Хлебников стал поэтом для поэтов, Филонов –
художником для художников.

В начале 1914 года Павел Николаевич со своими соратниками
инициировал выход манифеста «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков
«Сделанные картины»». В этой декларации Филонов развил идеи аналитического
искусства и довел их до завершенного концепта. Суть его метода выражалась в пронзительном
взгляде внутрь, в самую суть вещей. По замыслу Филонова, художник должен был
четко изображать каждый атом и органично вводить в него цвет, точно также как
тепло входит в тело. Ведь именно так действует природа, выращивая мельчайшую частичку
клетчатки и наделяя ее своим цветом.

Удивительно, но Филонов, презрительно относившийся к
академическому искусству, так и не влился в ряды авангардистов. Его отличала
тяга к жесткому экспрессионизму немецкого образца, жутковатый трагизм и
рефлексия, тогда как авангардисты равнялись на французский фовизм, кубизм и
импрессионизм. Филонов был ближе к Кирхнеру, Нольде и в целом, к группе «Мост».

В 1915 году Филонов написал полностью беспредметную картину
«Цветы мирового расцвета», давшую начало его экспериментам в этом направлении. Но
не ради формы, не имеющей для мастера значения, а только ради цвета и его воздействия.
Павел Николаевич считал любую форму несущественной, для него имел значение
только цвет.

«Цветы мирового расцвета» 1915

И хотя на поле беспредметности уже успешно работали Василий
Кандинский и Михаил Ларионов, Филонов внес в беспредметность иное, новое
понимание цветовых сочетаний, всполохов и переходов.

Первая симфония Шостаковича

Работы Филонова надо долго рассматривать с разного расстояния. Они не беспредметны, как может показаться поверхностному взгляду. К примеру, в «Первой симфонии Шостаковича» множество форм постепенно складываются в человеческие лица. Создаётся впечатление, будто Павел Филонов передает скрытые от глаз процессы, которые возникают в голове, когда слушаешь музыку Дмитрия Шостаковича.

Эта картина стала визуальной интерпретацией Филоновым Симфонии №1. Он раскрывает собственное впечатление после прослушивания произведения по радио. Его захватила идея музыкальной формы симфонии и он сумел визуализировать её в своём совершенно особом «атомном» стиле.

Обычно Филонов начинал с карандашного эскиза из угловой точки холста, далее работал кисточкой создавая форму, затем от элемента к элементу прорисовывал каждый атом. Хмурые, зеркально перевёрнутые лица в нижней части картины соответствуют тревожному музыкальному вступлению. Женский цветной профиль с румянцем соотносится со звучанием флейты во второй части. Строгие мужские профили в верхней части — это третья часть симфонии с трагическими нотами и темой рока. Белые пятна, голубые прозрачные лучи — образ надежды на будущее.

Однако лучше понять творение мастера поможет музыка Шостаковича, которую стоит включить, рассматривая картину.

1930-е годы

B 1930-e гoды обвиняемые в формализме художник и его ученики стали объектами ожесточённой травли. Один из его последователей художник Василий Купцов, не выдержав нападок, покончил с собой. Сам же мастер голодал, экономил на всём и преподавал бесплатно. Из-за нехватки денег на покупку холста он часто писал масляными красками по бумаге или картону.

В 1932 году группа МАИ под художественным руководством П.Н. Филонова иллюстрировала финский эпос «Калевала» издательства «Academia». Работа велась строго по принципу аналитического метода Филонова. Пожалуй, это был его последний крупный заказ.

Удивительный факт: несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он считается одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов ХХ века. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег. А на предложения продать хотя бы одну картину за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».

Путешествия

Мужчина и женщина 1912—1913 г.

С 1905 по 1908 год художник путешествует: сначала по Шексне и Волге, позже он побывал в Афоне, Синае, паломником в Иерусалиме, Новом Афоне на Кавказе.

Параллельно зарабатывал написанием портретов попутчиков, копированием икон, рисованием этикеток.

Увиденное в странствиях оказало существенное влияние на становление молодого художника, как и некоторые встречи в поездке. Так, его поразили образы людей, которые спасались от еврейских погромов. По пути в Иерусалим через Афон на пароходе Филонов познакомился с седым, несмотря на молодой ещё возраст, евреем и его 7-летней дочерью. Живописца потрясли его глаза, глаза человека, над головой которого совсем недавно «был занесён топор». Эта встреча дала импульс на создание картины Филонова «Поклонение волхвов», законченной в 1912 году.

Происхождение и детство

Будущий художник Павел Филонов родился 8 января 1883 года (по новому стилю), когда его многодетная семья переехала из Рязани в Москву. Только здесь его отец, бывший крестьянин, ставший кучером, получил фамилию «Филонов» – до сих пор он был бесфамильным, просто Николай Иванов сын. Мать, Любовь Николаевна, занималась детьми, для заработка «брала в стирку бельё» (из автобиографии художника). Дети воспитывались в атмосфере труда, взаимопомощи и творчества в свободные минуты. Танцевали, пели, рисовали.

В 1887 году умер отец – мать тогда ждала шестого ребёнка. Она осталась одна с малолетними детьми (старшая сестра 1878 г.р., младшая родилась в 1888-м) и их бабушкой. Старшие дети, в их числе и Павел, включились в процесс зарабатывания денег: вышивали на продажу, принимали участие в театральных массовках и подтанцовках.

В 1894 году Павел поступил в приходскую школу (на Каретном Ряду). Учился на отлично, занимаясь чаще всего по ночам, так как продолжал подрабатывать. Рисование привлекало всё больше, но не хватало времени. Сохранилась его акварельная открытка «Домик в Москве», относящаяся к этому периоду жизни (хранится в Государственном Русском музее).

Судьба сестры повлияла на дальнейшие события жизни Филонова

Головы 1910 г.

В 1894 году Александра, старшая сестра Павла Филонова, вышла замуж за успешного петербургского предпринимателя Александра Гуэ. Он занимался электротоварами, что по тем временам было очень перспективно – электричество приходило на смену газовому освещению. Муж оказался человеком добрым – семья жены стала его семьёй, и он поддерживал её материально.

В 1896 году чахотка унесла жизни матери и старшего брата. В 1897-м Павел закончил приходскую школу и переехал с оставшимися родными к Александре в столицу. Перемена образа жизни и обстановки была крутой и для Павла особенно болезненной – 14-летний подросток устраивал своеобразные бунты против буржуазного богатства (отказывался спать на матрасе и т.д.).

А.А. Гуэ, человек ответственный и практичный, выбрал для брата жены профессию – он видел явные способности Павла к рисованию и устроил его в художественно-малярные мастерские, функционирующие при Обществе поощрения художеств. Работа здесь была чрезвычайно разнообразна и заключалась то в простой покраске отхожих мест, то в росписи изразцов, то в отделке министерских квартир. С 1898 года при том же Обществе Павел Филонов по вечерам занимался в рисовальном классе.

Дипломированный маляр и его первый опыт

К концу весны 1901 года Филонов закончил обучение и получил свидетельство маляра-декоратора интерьеров. В начале лета в составе бригады Н.Н. Рубцова отправился в Воронежскую губернию расписывать имение Рамонь, владение принцессы Ольденбургской. Пребывание в образцово устроенном поместье оказало благотворное влияние на мировосприятие начинающего художника и навело его на специфическое понимание жизни, приблизило к её органическому осмыслению.

Ремесленная по сути работа не могла дать полного удовлетворения проснувшейся потребности в творчестве. Природа отозвалась в душе юноши – Филонов, картины которого воронежского периода — это впечатления от зорь в Рамони, именно здесь пишет первые пейзажи маслом.

Самостоятельность: попытка поступить в Академию и снова учёба

Вернувшись в Петербург, молодой живописец съехал от сестры и поселился в съёмной комнате. Зарабатывал тем, что расписывал помещения на заказ, но мечта о профессиональной карьере художника не оставляла его. В музее Александра III, сегодняшнем Русском, Филонов проводил всё свободное время (изучал и копировал работы именитых мастеров).

В 1903 году набрался решимости и попытался поступить в Академию художеств. Тщательно готовился: рисовал гипсовые скульптуры, написал «первый портрет упорной долговременной работы» (облик сторожа малярной мастерской). Не учёл одного – экзамен включал в себя написание обнажённой натуры. Ни практики, ни знаний анатомии у абитуриента не было, поэтому испытания он провалил.

Для восполнения пробелов в том же году Павел Филонов обратился к живописцу Дмитриеву-Кавказскому, в частной мастерской которого продолжил образование. Наставник, заядлый путешественник, в рассказах о поездках знакомил студентов с представителями фауны разной географии. С изучения их скелетов для учеников и начиналась анатомическая практика. Академик был так красноречив в своих описаниях путешествий, что молодой, жаждущий новых впечатлений Филонов решил последовать его примеру.

Принципы аналитического искусства

Эти принципы сформулировал сам Филонов в статье «Канон и закон» (1912). Он говорил о необходимости «сделанности» картин по принципу «от частного к общему», т.е. картина развивается из точки так же, как растение прорастает из зерна.

Постижение природы он считал главной задачей художника. Но природа постоянно изменяется, следовательно, постичь её можно только путём анализа отдельных элементов.

В его творчестве странно сочетаются животные, люди и растения. Но сам он в таком сочетании не видел странности, т.к. считал себя художником-исследователем. Филонов в своих картинах рассказывал о постижении им Вселенной, в которой одновременно существует живое и мёртвое, человек и животное, звери и растения.

Он интересовался сутью явлений, а не только тем, что видит и охватывает глаз. Но для проникновения в суть необходимы знания, которые он самостоятельно приобретал всю жизнь. Он много читал, путешествовал,  искал себя в разных жанрах, в том числе в театрально-декорационном искусстве – создавал декорации к спектаклям.

«Мастера аналитического искусства» (МАИ). Ученики Павла Филонова

Одна из крупных школ русского авангарда. Создана Филоновым в 1925 году. Официально признана в 1927 году. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 год), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923 год, номер 20, стр. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Официально МАИ существовала до весны 1932 г., но занятия в мастерской Павла Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941 году.

Список участников:

  • Авлас Владимир Дмитриевич (1904—1975) — член МАИ
  • Борцова Елена Николаевна (1903—19??) — член МАИ с 1925 по 1932 г.
  • Вахрамеев Константин Васильевич (1889—1934) — член МАИ с 1925 г.
  • Глебова Татьяна Николаевна (1900—1985) — член МАИ с 1926 по 1931 г.
  • Гурвич, Борис Исаакович (1905—1985) — член МАИ с 1924 по 1930 г.
  • Евграфов Николай Иванович (1904 — август 1941) — член МАИ с 1925 по 1932 г.
  • Закликовская Софья Людвиговна (1899—1975) — член МАИ с 1927 по 1932 г.
  • Зальцман Павел Яковлевич (1912—1985) — член МАИ с 1930 по 1932 г.
  • Иванова Людмила Александровна (1904—1978) — член МАИ
  • Иванова Нина Владимировна (19??—197?) — член МАИ c 1925 по 1932 г.
  • Капитанова (Арапова) Юлия Григорьевна (1889—1976) — член МАИ с 1929 по 1932 г.
  • Кибрик Евгений Адольфович (1906—1978) — член МАИ с 1926 по 1930 г.
  • Кондратьев Павел Михайлович (1902—1985) — член МАИ с 1927 по 1932 г.
  • Купцов Василий Васильевич (1899—1935) — официально членом МАИ не являлся, но был активным приверженцем школы Филонова
  • Лесов, Эфраим Залманович (1904—19??) — член МАИ
  • Лукстынь Ян Карлович (1887—193?) — член МАИ с 1925 по 1927 г.
  • Луппиан (Луппьян) Владимир Карлович 1892 (Великие Луки) — 1983 (Ленинград) — член МАИ с 1925 по 1930 г.
  • Львова Екатерина Николаевна (18??—19??) — член МАИ
  • Макаров Михаил Константинович (1904—196?) — член МАИ с 1927 г.
  • Мордвинова Алевтина Евгеньевна (1900—1980) — член МАИ с 1927 г.
  • Новиков Георгий Александрович (1898—1981) — член МАИ с 1927 по 1932 г.
  • Порет Алиса Ивановна (1902—1984) — член МАИ с 1925 г.
  • Рабинович Саул Львович (1906—19??) — член МАИ
  • Сашин Андрей Тимофеевич (1896—1965) — член МАИ с 1927 по 1930 г.
  • Суворов Иннокентий Иванович (1898—1947) — член МАИ 1925—1930 г.
  • Сулимо-Самуйлло Всеволод Ангелович (1903—1965) — член МАИ с 1926 по 1932 г.
  • Тагрина Любовь Николаевна (1884—1955) — член МАИ с 1929 г.
  • Тенисман (Тэннисман) Эдуард Альма (ок. 1906—1941/42) — член МАИ 1925—1930 г.
  • Фёдоров, Арсений Дмитриевич (1894—1941) — член МАИ
  • Хантингтон-Хукер Хелен  (англ.) (рус. (1905—1993) — училась у Филонова в 1928—1929 гг.
  • Хапаев Николай Алексеевич (1896—1973) — член МАИ с 1930 г.
  • Хржановский Юрий Борисович (1905—1987) — член МАИ с 1927 по 1930 г.
  • Цыбасов Михаил Петрович (1904—1967) — член МАИ с 1926 г.
  • Шванг Иосиф Александрович (1900—1937) — член МАИ с 1926 г.

Павел Филонов

Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». На западе его творчество усилило интерес к авангардистским течениям в СССР. Критики были едины: его искусство имеет аналитический характер, пытается доказать, что форма и цвет – не единственные инструменты передачи изобразительной мысли. Только вот беда, не многие способны это воспринять. Отсюда и проблемы… Его не понимали, не принимали, хотя и считали гением.

Так кто же он, Павел Николаевич Филонов? Обычно о нём говорят так: русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени.

Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани». Отец Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный». Считается, что фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. Всю жизнь работал кучером, потом извозчиком.

Академия, становление

Вернувшись в Петербург и завершив обучение в частной мастерской, живописец снова стремится поступить в Академию художеств. Не с первой попытки, но всё же он был принят вольнослушателем в 1908 году. Вожделенная Академия со временем разочаровала Филонова строгостью рамок и ограничений. Преподаватели тоже не понимали ученика, манерой рисования «сдирающего шкуру с натурщика».

Распрощавшись с Академией после двух лет обучения, Павел Филонов несколько месяцев провёл в деревне Ваганово – «в темноте, с керосиновой лампой». Думал, работал. Зимой 1910 года завершил картину «Головы».

Становление художника прослеживается по произведениям Павла Филонова:

  • До 1907 года его работы в основном – это лирические этюды;
  • В 1910-м появляются признаки поисков, первые шаги на пути к аналитическому искусству;
  • В 1911 году филоновский стиль вполне определён.

Академическая школа (особенно уроки Г.Я. Ционглинского), любовь к живописи мастеров итальянского Возрождения (Да Винчи, Микеланджело), восхищение искусством Гольбейна – всё это в комплексе определило становление Филонова. Творческим кредо для него стало стремление к точности рисунка, когда каждое прикосновение карандаша или кисти наделяется значимостью.

С 1910 года живописец постоянно участвует в выставках «Союза молодёжи», общества петербургских авангардистов (до 1914-го, когда организация распалась). В течение этих лет претерпел изменения характер художника: прежде общительный юноша замкнулся и углубился в собственные мысли. Отвлёкся и напитался большим искусством, съездив в 1913-м в Италию и Францию. Вернувшись, бросился творить: писал декорации к драме «Владимир Маяковский», рисовал иллюстрации к поэтическим сборникам.

Личная жизнь

В 1921 году Филонов познакомился с Екатериной Серебряковой. Они жили в одном общежитии, познакомились, когда Екатерина пришла заказать портрет умершего мужа. Она была старше Павла на 20 лет, от первого брака имела трех сыновей. В 1924 году Екатерина и Павел поженились.

С женой Екатериной

Брак был своеобразным: супруги жили в разных комнатах, не вели совместное хозяйство. Несмотря на то, что Филонов постоянно нуждался, он не соглашался жить за счет Екатерины, получавшей пенсию за первого мужа и спецпаек. Дневники и переписка супругов и свидетельствуют о взаимопонимании и трогательной нежности друг к другу. Филонов боготворил жену. Когда в 1938 году у Екатерины случился инсульт, Павел ухаживал за ней, не отходил от ее постели, потом в течение трех лет терпеливо помогал ей восстанавливать движение и речь.

Екатерина пережила мужа на несколько месяцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: