Крупнейший русский художник-портретист д.г. левицкий и его живопись

Левицкий дмитрий григорьевич — краткая биография | биографии известных людей

Наиболее известные картины

Созданные Левицким портреты, галерея которых очень обширна, объединены общей традицией, присущей эпохе. Это парадные портреты, которые не только передают визуальное сходство изображения с личностью, но и возвеличивают героя картины.

Художнику позировали знатные и прославленные современники, деятели русской культуры, члены их семей, портреты которых являются важным художественным и историческим наследием живописца:

  • Екатерина II (всего около 22 портретов);
  • Суворов А.В. (1786);
  • Демидов П.А. (1773);
  • Дени Дидро (1773);
  • Воронцов А.И (1780-е);
  • Львов Н.А. (1789);
  • Долгоруков И.М. (1882).

и многие другие. Портретную серию девушек-воспитанниц Смольного института благородных девиц (1773-1776) искусствоведы также относят к вершине художественного искусства Левицкого и русского портрета XVIII века в целом.

Портрет дочери Агаши (1785) выполнен в крестьянском духе – для того периода характерен интерес с русским национальным образам. Эта работа в творчестве художника стоит особняком.

Последние годы

В 1807 году Левицкого уговорили вернуться в Академию художеств, но к руководству портретным классом уже не допустили, хотя живописец стремился к этому всеми силами. Всегда становились препятствием какие-то неблагоприятные обстоятельства и личные счёты влиятельных недоброжелателей. Стремление же художника всю жизнь одно: официальное признание, востребованность, возможность преподавать – делиться своими знаниями и умениями.

В 1810-х художник ещё работает – пишет портреты петербургских дворян, офицеров и членов их семей.

Шли годы, Левицкий старел, почти ослеп. Петербург, подаривший ему профессиональный триумф и известность на самом высоком уровне, стал последним пристанищем украинского таланта. В 1822 году, 16 апреля, в своём доме на Васильевском острове Дмитрий Григорьевич Левицкий умер.

На сегодня его могила затеряна – безжалостное время стёрло место захоронения на 300-летнем Смоленском кладбище в Петербурге.

Василий Перов – художник – глас народа

Биография художника Крамского И.Н.

Биография художника Александра Максовича Шилова

Оценка, продажа и скупка картин Левицкого

Как оценить картину Левицкого

Приведенные выше примеры рекордных уходов картин Дмитрия Григорьевича Левицкого являются показательным примером того, на какие цены может претендовать его живопись. Однако это не означает, что любая его картина может иметь такой же успех. Цена конкретного холста определяется тем, к какому творческому периоду художника она относится, каковы ее размеры, состояние, провенанс и многое другое. При самостоятельной оценке можно значительно ошибиться в цене, что приведет либо к слишком долгому ожиданию покупателей, либо к невыгодной сделке. Поэтому рекомендуем заказать экспертизу картин Левицкого у нашего партнера.

Где и как продать картину Левицкого

Если ваша картина претендует на значительную сумму, наибольшую прибыль вам может принести участие в аукционе. Этот способ выгодный, но затратный и весьма долгий. Также вы можете найти покупателя на нашем сайте, который регулярно посещают заинтересованные в покупке ценители искусства. Для ускорения процесса рекомендуем подготовить описание картины и сделать качественные фотографии.

При желании совершить продажу быстро, рассмотрите наше предложение по скупке картин Левицкого. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Биография

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого, известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской Академии художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), руководил портретным классом. Был избран членом Совета Академии художеств (1786). Вышел в отставку (1788), но через девять лет вновь занял место в Совете Академии (с 1807).

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).

Среди счетов по «комнатной сумме» Екатерины II встречается имя живописца: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.» (1773 г.); «Живописцу Левицкому за портрет короля Прусского 800 р.» (1778 г.); «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.» (1778 г.).

В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Масон, в конце 1797 года посвящён в первые три масонские степени по поручительству Н. И. Новикова А. Ф. Лабзиным. Затем входил в петербургскую ложу «Умирающий сфинкс» А. Ф. Лабзина. По настоянию последнего в 1807 году вновь стал членом совета Академии художеств.

Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.

Похоронен на Смоленском православном кладбище; могила была утеряна ещё в XIX веке.

Жена — Анастасия Яковлевна Левицкая (1744—10.05.1832), умерла в 88 лет в Петербурге, похоронена на Смоленском православном кладбище. У супругов был единственный ребенок — дочь Агафья, чей портрет находится в Русском музее.

Дмитрий Григорьевич Левицкий(1735-1822)

Биография — — —

в Третьяковской галереев Русском музеев разных музеях

«В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».
И.Э.Грабарь.

Дмитрий Григорьевич Левицкий — самый значительный мастер из славной плеяды художников XVIII века. Его творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.
В чем оказалась миссия этого человека?
В том, что он явил собой пример живописца редкого дара, главное же, что стал зеркалом, мимо которого прошли действующие лица целой эпохи.

Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и страстным лицом, мы можем видеть сначала, на небольшом овале автопортрета, где он в цвете молодости, в трехчетвертном экспрессивном повороте, с горделивым и устремленным слегка вверх и вдаль мечтательным взором; потом на портрете, подписанном Боровиковским: губы разомкнуты, с них вот-вот слетит слово, взгляд хоть и широк, но напряжен и страдателен, локоть оперся на толстую книгу.

История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодныx, лица так называемого галантного века. Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография.

Это не просто представители екатерининского века, они его олицетворение, они его созидатели. Художник выполнил сполна свою миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами, интригами и расчетами. И не известно под каким холмиком на старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший обессмертить их облики.

ПО МАТЕРИАЛАМ:
Коллекция советской открытки- 1964-1990гг
А.Басманов, «Огонёк»- 1985г
И.Долгополов»Расказы о художниках»-1976г.
Художники ,Биографический словарь- Санкт-Петербург-2000

echo $sape->
return_links(3); ?>
Copyright 2007 nearyou.ru

Истории из жизни Дмитрия Левицкого

История о неловкой ситуации на свадьбе

Однажды, во время одной из свадеб, Дмитрий заметил, что один из гостей непрерывно курит. Это нарушало правила места проведения мероприятия, и Дмитрий решил выгнать гостя. Но когда он подошел к нему, то понял, что это был отец невесты. Дмитрий был в шоке и не знал, что делать. Он решил не выгонять отца невесты, а просто попросил его выйти на улицу, чтобы закончить курение. После этого ситуация успокоилась, и свадьба прошла успешно.

История о забавной песне на корпоративе

Однажды Дмитрий работал на корпоративном мероприятии для одной из крупных компаний. Во время вечера он почувствовал, что атмосфера стала скучной, и решил исполнить забавную песню, которую он сочинил сам. Вскоре все гости присоединились к пению, и атмосфера стала намного лучше. После мероприятия многие гости поблагодарили Дмитрия за забавную песню, которая подняла настроение всем присутствующим.

История о необычной свадьбе

Однажды Дмитрий работал на свадьбе, которая проходила на вертолетной площадке. Это было очень необычное место для проведения свадьбы, и Дмитрий был в восторге. Он решил провести церемонию бракосочетания на вертолетной площадке, и все гости были в восторге от этой необычной идеи. Свадьба прошла очень успешно, и многие гости до сих пор вспоминают эту незабываемую церемонию.

История о сложном клиенте

Однажды Дмитрий работал на мероприятии для очень сложного клиента. Клиент был очень требовательным и никогда не был доволен ни с чем. Дмитрий понимал, что ему нужно сделать все возможное, чтобы удовлетворить этого клиента. Он провел множество встреч и обсуждений, чтобы понять, что нужно этому клиенту. В конечном итоге мероприятие прошло очень успешно, и клиент был очень доволен работой Дмитрия. Он даже рекомендовал Дмитрия своим друзьям и коллегам.

История о неожиданном выступлении

Однажды Дмитрий работал на мероприятии, где не было предусмотрено его выступление. Но внезапно один из артистов заболел, и Дмитрий был вынужден заменить его. Он был немного волновался, но смог успешно провести выступление. Многие гости остались в восторге от его профессионализма и таланта. После мероприятия многие гости поблагодарили Дмитрия за неожиданное выступление, которое сделало вечер намного интереснее и запоминающееся.

Портрет Урсулы Мнишек (1782)

«Портрет Урсулы Мнишек» — совершенно иной образ. Утонченностью вкуса и придворной изысканностью манер веет от облика светской красавицы. Изящная вычурность позы, фарфоровое нежное лицо, прозрачные глаза таят в себе нечто манерное, неискреннее. В то же время в глубине глаз и в светски обязательной улыбке скрывается беззащитность и грусть. В унисон с психологической и социальной характеристикой образа звучат холодные, гармонирующие с красками лица и парика, цвета одежды, блеск шелка и жесткость кружев. В этом портрете в полной мере проявилось великолепное живописное и психологическое мастерство Левицкого.

Биография художника Дмитрия Левицкого

Левицкий Дмитрий Григорьевич родился в 1735 году в Киеве Российской империи в семье художника и гравера. Азам живописи мальчика учил отец, а также художник Алексей Антропов. Полученные умения в паре с тягой к живописи помогли молодому человеку поступить в Императорскую Академию художеств, когда ему было уже 23 года.

Д.Г. Левицкий (1735–1822).

Долгие годы обучения не прошли даром, и в конце 1960-х о возмужалом Левицком заговорили. Он оказался талантливым портретистом и в 1770 году получил звание академика за то, что виртуозно изобразил ректора своего образовательного заведения. Позже Левицкому доверили руководство портретным классом академии, а также избрали и в Совет академии.

1770-е годы принесли живописцу не только звание, но и интересные заказы. Он писал парадные портреты императрицы Екатерины II, состоятельных людей, известных деятелей науки и культуры. Мастер создал знаменитую серию смолянок, о которой мы расскажем подробнее в следующем разделе. Помимо этого, Лецицкий писал иконы, работал над панно для триумфальных ворот и над другими государственными заказами.

Среди показательных работ художника назовем портрет Екатерины II, Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской и другие.

Д.Г. Левицкий. «Е.Н. Хрущева и Е.Н. Хованская». 1770-е гг.

Живописи Левицкий посвятил всю свою жизнь. Не всегда его жаловали, тем не менее, он был до конца верен своему поприщу. Эта верность помогла ему достичь значительных успехов и оказать влияние на целую плеяду художников, среди которых был и известный портретист В.Л. Боровиковский. Ушел из жизни Дмитрий Григорьевич в 1822 году в возрасте 87 лет и был похоронен в Санкт-Петербурге.

Снова в Петербурге, Академия художеств

Вернувшись в 1768 году в Петербург, Дмитрий много работает, выставляется. Это был период, когда академия прогрессивно развивалась (Екатерина значительно увеличила её бюджет). В 1769 году Дмитрий Григорьевич пишет портрет А.Ф. Кокоринова, одного из архитекторов нового здания Академии художеств на Университетской набережной. За эту работу в 1770 году живописец удостоен звания академика. В следующем году он возглавил портретный класс, которым руководил до 1788 года. С 1786 года – член Совета Академии художеств, что позволяло ему оказывать большее влияние на ведение учебного процесса.

Как преподаватель Дмитрий Григорьевич предоставляет своим ученикам лучшие условия для художественного развития: живая натура вместо манекенов, творческая работа студентов при работе с композицией, позой изображаемого, подбором света на собственное усмотрение молодых художников.

Портрет Н.И. Новикова (1797)

В «Портрете Н.И. Новикова» Левицкий воссоздает ясный ум, энергию и деловитость передового просветителя -публициста и книгоиздателя XVIII века.

Портреты Д. Дидро и Н.И. Новикова — далеко не случайное явление в творчестве Левицкого. Известно, что художник принадлежал к самым близким друзьям Новикова, оказывавшим поддержку последнему по время его тюремного заключения.

Биография Левицкого показывает, как сложился его огромный талант художника-портретиста. Первые двадцать лет своей жизни он провел в Киеве. Здесь ему удалось брать уроки у Антропова. В Петербурге молодой Левицкий посещал классы шуваловской Академии и в то же время продолжал заниматься у Антропова.

Широкое знакомство с действительностью, запас жизненных наблюдений, здоровое мировосприятие характерны для него как художника.

Левицкий умер не оцененным по достоинству. Последние годы его жизни неизвестны. Дворянское общество не признало в нем одного из величайших живописцев своего времени. Очевидно, Левицкий, в конце концов, разделил судьбу Шубина.


Расскажите друзьям

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и
страстным лицом.
История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом
наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть
отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы,
философы и светские львы, холодные красавицы и писатели,
промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и
военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо
значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых,
чувственных и холодных, лица так называемого галантного века.
Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография.

Это не просто представители екатерининского века, они его
олицетворение, они его созидатели. Художник выполнил сполна свою
миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической
картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал
славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами,
интригами и расчетами. И не известно под каким холмиком на
старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший
обессмертить их облики.

Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском
селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало
от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович,
образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в
Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал
крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не
только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий,
поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму
другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с
деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской
типографии.
В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной
Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий
унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство
рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской
художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо
образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно
очень талантлив.
Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным
художником А.П.Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую
церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не
только становится учеником прославленного мастера, но и живет в
его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762
г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации
Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже
самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г.
совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа
для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень
высокой оплаты своей работы.
Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых
портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его
манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей
непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей
интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.
К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое:
тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор
приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной
школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и
вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам
Бенуа) и породило наших Левицкого и
Рокотова, художников,
«отличающихся моментом колоссального в искусстве значения —
жизненностью».
Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и
как жил Левицкий?
В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том —
сильный психологический диссонанс.
С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше,
с другой — зависимость от «материала», от знати, положение по
отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения
часовщика или хорошего повара.

Особенности дарования

Дмитрий ещё во время учёбы зарекомендовал себя как первоклассный портретист, способный определить для героя картины наиболее выразительную позу, уловить характерные черты лица, запечатлеть эффектные жесты, красноречивые детали. Благодаря особенному дарованию Левицкий преумножил традиции живописи, которые сложились к XVIII веку в России, раздвинув границы классицизма и придав героям своих произведений естественность и живую непринуждённость. Статусные атрибуты, не скрывая природного обаяния и характера портретируемого, в работах кисти Левицкого органично дополняют образы.

Виртуозное владение техникой живописи позволило художнику добиться также удивительной материальности предметов, изображённых на полотнах. Они выглядят необыкновенно осязаемо: шёлковые складки, атласные переливы, искрящиеся меха…

В Москву по распоряжению правительства

В России с времён Петра I была традиция в честь побед русского оружия и других событий, имеющих государственное значение, проводить праздничные шествия. Для этого возводились триумфальные арки – ворота для торжественного прохождения процессии. В 1762 году Москва готовилась к коронации Екатерины II. Для росписи триумфальных ворот в честь этого события были привлечены лучшие живописцы. В их числе был Дмитрий Левицкий.

Затем поступил следующий государственный заказ – иконы для Московского Храма великомученицы Екатерины на Всполье, который по распоряжению императрицы подлежал реставрации. Этот заказ был совместным с художником Васильевским. После своевременного изготовления иконостасов и образов живописцы отказались сдавать заказ без предварительной оплаты. Добившись её от министерства, они передали иконы по назначению. Царствующая императрица Екатерина II присутствовала на освящении храма.

Встреча с учителем Антроповым

В 1758 году Дмитрий Левицкий, уже имеющий некоторый опыт, едет из Киева в Петербург как ученик-художник при Синоде (объединении наиболее влиятельных церковнослужителей для решения организационных вопросов в христианских сообществах). В этот же период надзирателем за учениками, живописцами и иконописцами, назначается Алексей Петрович Антропов, именитый уже художник, который одним из первых в России начал писать светские парадные портреты. Эта работа Антропова подразумевала обучение юных художников живописи. Так в его доме среди прочих учеников с Украины оказался Дмитрий Левицкий (в начале 1750-х ассистировавший Антропову при росписи храма в Киеве). Примечательно, что молодой живописец, постигая художественное искусство, стремился не подражать технике учителя, а искать свои методы.

Антропов отрицательно относился к поточному обучению в Академии художеств, которая была создана совсем недавно (в 1757 году), и запрещал Левицкому туда поступать. Дмитрий ограничился частными уроками у разных мастеров. С учёбой успешно совмещал выполнение портретов на заказ. Под началом Алексея Антропова привлекался к росписи православных храмов, к примеру, новой Христорождественской церкви на Песках по проекту архитектора Егорова.

Масонство

В 1797 году Левицкий был посвящён в три масонские степени (ученик, подмастерье и мастер). Поручителем художника в его «карьере» в тайном обществе стал близкий друг Николай Новиков, активный просветитель того времени (открывал библиотеки, книжные магазины, типографии). По приглашению Новикова Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», которую учредил А. Лабзин. Модным тогда таинственным и мистическим масонством были увлечены многие известные личности, а из художников кроме Дмитрия Григорьевича масонами были Боровиковский, Рокотов.

Живописцев вообще с удовольствием принимали в масоны – «вольные каменщики» имели пристрастие к портретам. У Левицкого также есть несколько работ, запечатлевших крупных масонов.

Но со временем победила прагматичность: прекратив всяческие отношения с масонами, Левицкий сторонился их и избегал всего мистического.

Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин

Парадные портреты Левицкого

Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Акинфиевича Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.

Для Левицкого в парадном и других типах портрета на первый план выходили черты характера модели. На своих полотнах художник помещал героев в определенную обстановку, которая раскрывала эти черты. Так, на парадном портрете Кокоринова ректор Академии художеств предстает перед зрителем за работой. Спокойный и уверенный в себе государственный деятель не позирует перед зрителем, как это делали многие именитые персоны. Левицкий изображает его со слегка откинутой полой дорогого наряда, обнажившей шпагу, и с жестом, указывающим на созданный Кокориновым план академии. Этим он отдает дань величию и многочисленным талантам ректора, который помимо управления образовательным учреждением был еще видным государственным деятелем и архитектором.

Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г.

Портреты в роли

Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи — так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин — Смольного института благородных девиц. Основная цель такого заведения заключалась в том, чтобы в обществе были образованные женщины, которые приносили бы пользу как своей семье, так и всему обществу. Многие ученицы отлично проявили себя в учебе, в том числе в театральных постановках. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах.

Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г.

Левицкий подошел к этому делу со всем энтузиазмом и создал серию портретов, которые считаются наиболее выдающимися во всем его творчестве. Каждая девушка была изображена в определенной роли, причем мастер виртуозно поработал не только над их фигурами, но и над костюмами и обстановкой. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами — аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе — резиденции самой императрицы.

Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.

Интимные портреты

Переход от парадного портрета к интимному произошел у Левицкого фактически еще при работе с серией смолянок. Екатерина II полагала, что художник создаст парадные портреты благородных девиц. Однако мастер не смог проигнорировать живость и очарование девушек, изобразив их в движении и во всей гамме чувств. Так произошел переход к интимному портрету, подразумевающему появление доверия между художником и моделью. Возможно, поэтому царская семья дорожила этой удивительной серией. Когда в дальнейшем был построен Русский музей, царь неоднократно отказывал в просьбе передать в музей уникальную серию картин. Однако в революционные годы они все же оказались в Русском музее, где хранятся и поныне.

Особенно ярко интимные портреты Левицкого характеризует портрет Марии Дьяковой. Традиционное позирование здесь уступает место красоте момента. Художник полностью погружается в этот момент, в котором у модели не остается желание позировать, а сохраняется лишь молодость, очарование и женственность.

Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г.

Цены, рекорды продаж картин Левицкого

Левицкий был выдающимся художником эпохи классицизма, поэтому его работы находятся в известных музеях и весьма редко появляются на аукционах. Рассмотрим две крупные продажи, которые состоялись не так давно.

В июне 2021 года на торгах Christie’s в Лондоне появился портрет императора Павла I, созданный Левицким примерно в 1796 году. Еще в 2010 году эта картина стала сенсацией на выставке Левицкого, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году. До этого момента о ней мало кто знал, так как работа находилась в частных коллекциях. Изначально портрет был в распоряжении полковника Андрея Квитки, который обладал обширной коллекцией живописи и даже одалживал некоторые картины для выставки Сергею Дягилеву. Портрет Павла I висел на стенах виллы Квитки в Риме, а после его смерти перешел по наследству в семью Голицыных. На аукционе холст выставили с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и продали за 862 тысячи фунтов.

Д.Г. Левицкий. Портрет императора Павла I. Около 1796 г.

2021 год оказался богат и на еще одну продажу картины Левицкого. В декабре на торгах MacDougall’s в Лондоне был выставлен портрет Екатерины II и письмо императрицы о первой вакцинации. В нем императрица писала графу Румянцеву о необходимости делать прививки от черной оспы, причем сама подала пример другим. Лот вызвал живой интерес и был продан за 951 тысячу фунтов стерлингов. На сегодня это самый дорогой уход картин Левицкого с официальных торгов.

Д.Г. Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II с письмом графу П.А. Румянцеву о вакцинации от оспы

Благодаря этим двум работам Левицкий попал в ТОП-100 русских художников с самой дорогой продажей за последний год (занимает 13-е место), с самой дорогой продажей за период с 2000 года (занимает 88-е место) и с самым большим оборотом (занимает 14-е место).

Ранние годы и начало карьеры

Дмитрий Левицкий родился в Москве в 1980 году. Его отец был артистом и внушал любовь к искусству своему сыну с раннего возраста. Дмитрий учился в музыкальной школе, где изучал игру на гитаре и пению. Он также участвовал в различных школьных театральных постановках.

Когда Дмитрий закончил школу, он решил посвятить себя карьере в индустрии развлечений. Он начал работать в театре, где занимался организацией мероприятий и привлечением гостей. Он быстро заметил, что ему нравится работать с людьми и показывать им, как получать удовольствие.

Вскоре Дмитрий начал работать в качестве гастротур ведущего. Он был замечен своими клиентами за свой чувство юмора, талантливые выступления и профессионализм. С тех пор он стал одним из самых востребованных ведущих в Москве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: