Николай чернышевский (звезда пленительного счастья)

Чернышевский, николай гаврилович

Краткий курс истории. Николай Чернышевский

24 июля 1828 года родился человек, которого в служебных документах жандармы и агенты тайной полиции называли «врагом Российской Империи номер один», – выдающийся публицист, писатель, ученый и революционер Николай Гаврилович Чернышевский.

Формирование революционера-демократа

Ничто не предвещало, что ребенок из очень религиозной семьи станет знаменем зарождающегося русского революционного движения. Отец Николая был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора города Саратова, выходцем из крепостных крестьян села Чернышева Пензенской губернии. До 14 лет обучением мальчика занимался отец, а в дальнейшем – гувернер-француз, который оказал сильное влияние на мировоззрение Чернышевского. В детстве он получил от окружающих очень своеобразное прозвище – Библиофаг, что переводится как «пожиратель книг». Знаний Чернышевского хватило для того, чтобы через три года учебы в Саратовской духовной семинарии, не окончив ее, поступить в Петербургский университет на историко-филологическое отделение.

В эти годы он становится убежденным революционером-демократом. Основой для формирования его политических взглядов стали труды античных, а также французских и английских материалистов XVII–XVIII веков. В 1850 году Чернышевский окончил учебу и направился для преподавания в Саратовскую гимназию. В 1853 году он женился, а затем переехал в Санкт-Петербург, где началась его работа учителем во Втором кадетском корпусе. Эта служба не заладилась, и он был вынужден уйти в отставку.

Н.И. Чернышевский. 1859 г.

Литературная деятельность

С 1853 года фамилия Чернышевского появляется под небольшими статьями в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». А с 1854 года он переходит на постоянную работу в журнал «Современник». Здесь он активно сотрудничал с Н. Некрасовым и Н. Добролюбовым. Чернышевский пытается превратить журнал в рупор революционной демократии. В 1855 году состоялась защита его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которую расценили как революционное выступление, и это позволило тогдашнему министру просвещения задержать присвоение Николаю Гавриловичу ученой степени.

В 1858 году Чернышевский становится первым редактором журнала «Военный сборник». Работу издания высоко оценивали Герцен и Огарёв, которые стремились привести армию к участию в революции. Постепенно Чернышевский становится лидером публицистики в русской философии материализма. Не являясь членом тайного революционного общества «Земля и воля», он, по сути, сыграл роль его вдохновителя. Чернышевский попадает под тайный надзор полиции, его подозревают в составлении воззвания «Великорусс» и других враждебных правительству воззваний. В мае 1862 года власти закрыли журнал «Современник» на восемь месяцев, а когда издание возобновилось, в нем был напечатан роман «Что делать?». Его Чернышевский написал, будучи под арестом в Петропавловской крепости.

Арест и ссылка

В июне 1862 года Чернышевский оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Его арест был связан с прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

Полтора года длилось следствие. В феврале 1864 года писателя приговорили к каторге сроком на 14 лет, а после – к пожизненному поселению в Сибири. Император Александр II частично помиловал Чернышевского и уменьшил срок до семи лет каторги. Тем не менее властям этого показалось мало, и 31 мая 1864 года на Мытнинской площади состоялась еще и гражданская казнь осужденного. В целом Чернышевский провел на каторге и в тюрьмах свыше 20 лет.

Революционеры предприняли несколько попыток вызволить Чернышевского с каторги, но безуспешно. Только в 1883 году власти разрешили ему вернуться в европейскую часть России. Городом пребывания писателя стала Астрахань.

Сын Михаил добился того, что в июне 1889 года его отцу было позволено переехать в Саратов. Но пребывание здесь продлилось недолго. В октябре того же года Чернышевский заболел малярией и от кровоизлияния в мозг умер 29 октября. Похоронен на Воскресенском кладбище города Саратова.

Николай Гаврилович Чернышевский

Н.Г.Чернышевский. Фотография, 1859 г.

Чернышевский, Николай Гаврилович — родился 12 июля 1828 г. в Саратове; сын протоиерея. Учился в духовной семинарии, а затем окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1850 г. Учитель в Саратовской гимназии. Позже перевелся учителем в Петербургский кадетский корпус. С 1854 г. один из главных сотрудников журнала «Современник». В начале 60-х годов — признанный вождь социал-революционной интеллигенции, в среде которой пользовался громадным авторитетом. Арестован в июле 1862 г. Сидя в Петропавловской крепости, написал роман «Что делать?». Приговорен к 7 годам каторги за составление революционной прокламации. 19 мая 1864 г. на Мытнинокой площади над ним был совершен обряд «гражданской казни». Каторгу отбывал в Кадае, Александровском заводе, а затем сослан в Вилюйск, Якутской области. По окончании ссылки в 1883 г. возвратился в Европейскую Россию. Умер в ночь на 17 октября 1889 г. в Саратове.

+ + +

Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889) — русский социалист-утопист и революционер-демократ, экономист, философ и социолог, писатель и литературный критик. Родился в Саратове, в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии, затем — на историко-философском отделении Петербургского университета (1846-1850), где познакомился с работами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, а также французских социалистов-утопистов и английских экономистов. В 1855 г. защитил диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». Став одним из редакторов «Современника», Ч. превратил журнал в ведущий орган нарождавшейся революционной крестьянской демократии. 

В

«Современнике» напечатаны важнейшие работы Чернышевского, в том числе основное философское сочинение «Антропологический принцип в философии» (1860).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 511-512.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Шикман А.П. Революционный публицист (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Абушенко В.Л. Философ, писатель, общественный деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Публицист, критик, философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Сухов А.Д. Выдвинул и обосновал свои взгляды о будущем России (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Плимак Е. Г., Иллерицкий В. Е. Вождь революционно-демократического движения (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974).

Маслин M. А. Политическая радикализация произошла у него ранее, чем переход к идеям материализма (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Кулешов В.И. «Прекрасное» – это «новые» и «особенные люди» (В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989).

Чертова Г.И. Проблемы народонаселения в России связывал с крепостным правом (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Пантин И. К., Плимак Е. Г. Формально Чернышевский не создал особой научной школы (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Коротков Ю.Н. Революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 29. Чаган – Эксле-Бен. – М., Советская энциклопедия. – 1978).

Прозаик и философ (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).

Социалист-утопист (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).

…носят имя Чернышевского (Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).

Далее читайте (сочинения Чернышевского, статьи о нём, список литературы).

Библиография

Произведения Николая Гавриловича Чернышевского:

Романы:

  • 1862−1863 — Что делать?
  • 1867−1870 — Пролог.
  • 1879−1884 — Отблески сияния.

Повести:

  • 1848 — Теория и практика
  • 1848 — Пониманье (Не судите)
  • 1863 — Алферьев
  • 1871 — История одной девушки
  • 1886 — Вечера у княгини Старобельской

Рассказы:

  • 1863 — Потомок Барбаруссы. Исторический рассказ
  • 1864 — Мелкие рассказы
  • 1871 — Знамение на кровле (По рассказу очевидца)
  • 1875 — Академия Лазурных гор

Пьесы:

  • 1871 — Драма без развязки
  • 1872 — Мастерица варить кашу. Пастораль в одном действии
  • 1872 — Великодушный муж

Литературная критика:

  • 1850 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
  • 1854 — Об искренности в критике.
  • 1854 — Песни разных народов.
  • 1854 — Бедность не порок. Комедия А. Островского.
  • 1855 — Сочинения Пушкина.
  • 1855−1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы.
  • 1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
  • 1856 — Стихотворения Кольцова.
  • 1856 — Стихотворения Н. Огарёва.
  • 1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
  • 1856 — Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого.
  • 1856 — Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского.
  • 1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
  • 1857 — «Губернские очерки» Щедрина.
  • 1857 — Сочинения В. Жуковского.
  • 1857 — Стихотворения Н. Щербины.
  • 1857 — «Письма об Испании» В. П. Боткина.
  • 1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
  • 1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
  • 1861 — Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.

Публицистика:

  • 1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
  • 1856 — «Русская беседа» и её направление.
  • 1857 — «Русская беседа» и славянофильство.
  • 1857 — О поземельной собственности.
  • 1858 — Откупная система.
  • 1858 — Кавеньяк.
  • 1858 — Июльская монархия.
  • 1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса.
  • 1859 — Суеверие и правила логики.
  • 1859 — Капитал и труд.
  • 1859−1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
  • 1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
  • 1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
  • 1861 — О причинах падения Рима.
  • 1861 — Граф Кавур.
  • 1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу ‘Демократии в Америке’
  • 1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
  • 1862 — Письма без адреса.
  • 1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары:

  • 1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог.
  • 1883 — Заметки о Некрасове.
  • 1884−1888 — Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861—
  • 1862.
  • 1884−1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика:

  • 1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия.
  • 1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
  • 1855 — Возвышенное и комическое.
  • 1855 — Характер человеческого знания.
  • 1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения.
  • 1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
  • 1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Переводы:

  • 1858—1860 — «История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи» Ф. К. Шлоссера.
  • 1860 — «Основания политической экономии Д. С. Милля»
  • 1861—1863 — «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера.
  • 1863—1864 — «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.
  • 1884−1888 — «Всеобщая история Г. Вебера»

Биография Николая Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский родился в 1828 году в Саратове. Его отец был протоиереем саратовского кафедрального собора. Это был образованный и набожный человек, который до 14 лет самостоятельно занимался воспитанием сына. В этом ему помогал только гувернер-француз, влияние которого на будущего писателя, несомненно. В этот период в жизни Николая Чернышевского у него сформировалась любовь к литературе, которая сначала выражалась в чтении практически любых книг, которые попадались Чернышевскому, а затем трансформировалась в собственные литературные труды.

В 1843 году юный Николай Чернышевский поступает в Саратовскую духовную семинарию. Но его уровень образования во многом опережает уровень развития его сверстников и уже через три года он поступает в Петербургский университет. В качестве основного Чернышевский выбрал историко-филологическое отделение. Именно во время обучения в университете появляется возможность первые труды Николая Чернышевского читать.

В 1850 году Чернышевский оканчивает университет и по распределению получает назначение в Саратовскую гимназию. Здесь он работает преподавателем более двух лет пока в 1853 году не женится на Ольге Васильевой. Практически сразу после свадьбы они переезжают в Санкт-Петербург, где Чернышевский получает назначение во Второй кадетский корпус. Но из-за конфликтов с офицерским составом он проработал здесь менее года.

В 1854 году Николай Гаврилович Чернышевский начал работать в журнале «Современник» в котором издавались , и многих других известных российских писателей. Уже через год становится одним из руководителей журнала и используя журнал как плацдарм начинает активно продвигать революционные идеи. Отчасти именно это привело к закрытию журнала в 1862 году, а также к аресту самого Чернышевского.

Более полутора лет Николай Чернышевский провел в застенках Петропавловской крепости. Здесь он продолжает активно работать и в 1863 году выходит роман Чернышевского «Что делать?». Его публикуют во вновь открывшемся к тому времени «Современнике». Но к самому писателю Александр II не был так благосклонен как к журналу. В 1864 году Николая Чернышевского приговаривают к 7 годам каторжных работ и пожизненному поселению в Сибири. Лишь летом 1889 сыну писателя удается добиться переезда Чернышевского в Саратов. Но здесь он заболевает малярией и в октябре 1889 года умирает.

Цитаты Чернышевского

Писатель был известен своим острым языком и умением строить предложения. Вот наиболее знаменитые цитаты Чернышевского:

  • Личное счастье невозможно без счастья других.
  • Молодость — время свежести благородных чувств.
  • Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
  • Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.
  • Только в правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

Николай Гаврилович Чернышевский — один из самых известных и почитаемых русских писателей и публицистов. Именно он является автором романа «Что делать?» и идейным лидером «Земли и воли» (сообщества, в котором подымались революционные идеи). Именно по причине такой активности, он считался наиболее опасным врагом Российской империи.

Н.Г. Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. Его отец — протоиерей в одном из кафедральных соборов города, а мать — простая крестьянка. Благодаря стараниям отца, который обучал Николая, он вырос очень умным и эрудированным мужчиной.

Такие глубокие знания в литературе у мальчика в столь раннем возрасте привлекали внимание его односельчан. Они дали ему прозвище «библиограф», которое точно отображало уникальную эрудированность будущего публициста

Благодаря полученным во время домашнего обучения знаниям он смог без труда поступить в духовную семинарию Саратова, а позже — в ведущий университет Санкт-Петербурга.

(Юный Чернышевский за переводом истории
)

Именно за годы обучения и становления сформировалась личность революционера-активиста, который не боится говорить правду. Он вырос на учениях античных, французских и английских произведений эпохи материализма (XVII—XVIII века).

Философские взгляды

Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха).
В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма, объективно идеалистического и субъективно-идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и ее законов (напр., закона при чинности), широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук. Объясняя идеальное как порождение материального, рассуждая о материальных основах сознания, Чернышевский опирался также на данные опытной психологии и физиологии. В философии Чернышевского значительное место занимают идеи, связанные с антропологическим материализмом, что сближает его с наиболее передовыми мыслителями такими как Фейербах.

По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещённого монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, определяющем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признаёт действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединённых причинной связью».

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Детство и юность

Философ и писатель Николай Чернышевский появился на свет 24 июля 1824 года по новому стилю в городе Саратове Российской империи. Будущий мыслитель был выходцем из семьи священнослужителей.

Отца Чернышевского звали Гавриил Иванович. Мужчина был потомственным представителем духовенства, протоиереем по сану.

Николай Чернышевский в молодости

Отличался широким кругозором и очень хорошим образованием. Будучи человеком начитанным, обучал сына основам наук и латинскому языку, лично приобщал мальчика к чтению и высоким искусствам.

Мать также была из среды священников. Ее звали Евгения Егоровна Голубева. Несмотря на довольно скромное происхождение, женщина могла похвастаться образованностью, эрудицией.

В отличие от многих других, читала, причем не только художественную литературу. Интересовалась революционными идеями и принципами социализма, которые набирали популярность как раз в те годы.

В ранний период Николай Гаврилович был ребенком слабым и болезненным. Особенно сильно он страдал из-за проблем с глазами. Тяжелая близорукость стала препятствием во многих отношениях. Мальчик не мог играть со сверстниками, у него не было нормального детства.

Свой недуг молодой человек компенсировал эрудицией и жадностью до знаний. Тем более, что и времени на самообразование у будущего философа было предостаточно.

Н. Чернышевский и его друг М. Левицкий. (С картины художников В. В. Даниловой и О. А. Дмитриева)

Известно, что Чернышевский с ранних лет изучал все, что попадалось ему под руку. От художественной литературы до книг по астрономии, точным наукам и философских трактатов. Правда, рассуждения мыслителей читать он начал несколько позже. Когда созрел для усвоения мудрости.

Помимо самообразования молодой человек обучался под контролем отца. Также по сведениям современников, которые были знакомы с семьей Чернышевского, обучал гувернер-француз, живший в России. Он отвечал за общие дисциплины, базовые науки и культурно-нравственное развитие мальчика.

В 1843 году молодой человек завершил надомное образование и поступил в Саратовскую семинарию. Становиться священником он, однако же, не планировал.


Молодой Н. Чернышевский

Попав в новую среду, и сам Чернышевский, и преподаватели отмечали, что он намного выше сверстников по уровню. Мальчик отличался недюжинными познаниями в самых разных сферах, серьезно обгоняя товарищей.

Семинарию Николай посещал всего 3 года. Окончить ее так и не пожелал, поскольку ничего нового заведение дать ему не могло.

После Саратовской семинарии Николай Гаврилович отправился в столицу. Поступил в Петербургский университет. Выбор будущего мыслителя пал на историко-филологическое отделение.

Будучи студентом Чернышевский активно штудировал труды зарубежных философов. Его взгляды формировались под влиянием различных авторов: английских ученых, французских умов, представителей направления материализма, диалектики Гегеля и трудов социалистов-утопистов.


Портрет Н. Чернышевского в период учебы в университете

Взгляды столь разных мыслителей органично дополняли друг друга, создавая в голове Чернышевского единую, непротиворечивую картину. Хотя до окончательного формирования философской позиции и взглядов было еще далеко. Сформулировать собственное видение мира и общественно-политического строя он сумел позже.

Интересовался Николай Гаврилович и отечественной философской мыслью. В том числе трудами Герцена и Белинского. Среди увлечений Чернышевского была и литература.

Спустя несколько лет мыслитель окончил университет и получил формальное образование. По распределению молодой человек отправился в Саратов, начал работать в гимназии, где преподавал родной язык (предмет — словесность).

Аудиторию выпускник института использовал не только для обучения молодых людей, но и для пропаганды революционных идей среди романтически и идеалистически настроенных учеников. После выступления декабристов 1825 и прочих событий таковых оказалось немало.

Более того, запрос на перемены только рос, особенно на волне ожидания некоторой либерализации курса Российского государства.

Еще через несколько лет в 1854 молодого человека взяли преподавателем в один из кадетских корпусов. Назначение было не случайным: к тому времени Николай Гаврилович показал себя примерным и очень умелым учителем, педагогом. Но таланты его не оценили.

Не прошло и нескольких лет, как мыслитель поссорился с одним из офицеров и ушел в отставку. Долго оставаться без работы ему не пришлось.

Литературная деятельность

Свои первые литературные произведения Чернышевский начал писать примерно в конце 1840-х годов. В 1853 году в Санкт-Петербурге Николай Гаврилович публиковал свои статьи в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях». В 1854 году, после окончания учительской карьеры, Чернышевский начал работать в журнале «Современник». С 1855 года Николай Гаврилович стал руководить изданием наряду с Некрасовым. Чернышевский являлся одним из сторонников превращения «Современника» в трибуну революционной демократии. По этой причине от издания отвернулся ряд талантливых авторов, среди которых были Толстой, Григорович и Тургенев. Сам Николай Гаврилович оказывал всяческую поддержку Добролюбову, которого в 1856 году пригласил в «Современник», а затем назначил его руководителем отдела критики. Чернышевского с Добролюбовым связывала кроме общей работы в журнале еще и схожесть взглядов и социальных концепций. Ярким доказательством тому являются педагогические идеи обоих философов.

Чернышевский продолжал активную деятельность в журнале. А в 1858 году Николай Гаврилович был назначен первым редактором журнала «Военный сборник». Чернышевский привлек в революционные кружки ряд русских офицеров.

Замечание 2

В 1860 году был опубликован «Антропологический примат в философии», который является главным философским сочинением Николая Гавриловича Чернышевского.

После того, как был оглашен Манифест об отмене крепостного права, Чернышевский выступил с рядом статей, в которых критиковал новую реформу. Чернышевский, формально не входивший в кружок «Земля и воля», стал его идейным вдохновителем, и оказался по тайным надзором со стороны полиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: