«огненный таран»: почему подвиг летчика николая гастелло был оспорен?

Николай францевич гастелло

Память

Драматург Исидор Владимирович Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.

  • Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
  • Им. Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области

Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, а также Белоруссии и Казахстана, в том числе в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ.

Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:

  • На шоссе Минск — Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976)
  • В г. Москве, в Сокольниках
  • В г. Муроме, Владимирской области
  • В г. Уфе (1985)
  • В Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов)
  • В пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя
  • в пос. Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя
  • В г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе
  • В г. Ростов-на-Дону.
  • В г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
  • В Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
  • В г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации, носящей имя Гастелло, был установлен памятник.

В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н. Ф. Гастелло.

В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло.

В г. Хабаровске в честь героя назван сквер.

Биография

Родился в 1907 году в Москве.

Отец — Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия); в Москву пришёл на заработки в 1900 г., работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.

Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка.

В 1914—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково.

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
  • Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет
  • В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
  • Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф
  • Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 — 23 июня 1941)
  • Командир 2-й эскадрильи той же части (24 — 26 июня 1941). 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».

Гибель

26 июня 1941 года на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной советской версии, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага.

Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.

Биография Николая Гастелло

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году. Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей. По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе. В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в тоже время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 г семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная лётная карьера героя. Далее с 1933 по 1941 гг, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 г -воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 г. принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему дали звание капитана.

Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс». Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. Двадцать шестого июня, в 40-ка километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов. Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи. На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига.

В небе Прибалтики

Как и знаменитый капитан Гастелло, Петр Игашов воевал на дальнем бомбардировщике ДБ-3. Но только был он не сухопутным летчиком, а морским, и самолет представлял собой особую модификацию «тройки»: торпедоносец.

Войну Петр Степанович встретил командиром экипажа 1-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной бригады военно-воздушных сил Балтийского флота.

Фото из архива

Днем 30 июня морским летчикам пришлось «затыкать дыры» на сухопутном фронте. Более сотни «балтфлотовских» самолетов вылетели, чтобы ударить с воздуха по моторизованным частям немцев, прорвавшимся в район Даугавпилса, и уничтожить переправу через Западную Двину.

Захват этого стратегически важного моста стал возможен, благодаря проведенной немецкими спецподразделениями удачной операции. Воспользовавшись неразберихой, царившей на прифронтовых территориях в первые дни войны, группа солдат 800-го полка особого назначения, владеющих русским языком и переодетых в форму красноармейцев, на нескольких трофейных советских грузовиках проникли в тыл наших войск

Утром 26 июля диверсанты подъехали к шоссейному мосту через реку под Даугавпилсом и, внезапно атаковав охрану, захватили его. Вслед за тем сюда прорвались передовые танковые части неприятеля.

Благодаря уцелевшему мосту через Западную Двину, немецкие войска получили прекрасную возможность для быстрого развития наступления в сторону Ленинграда. Поэтому было необходимо как можно скорее уничтожить переправу. Но авиации для выполнения такой задачи в советских ВВС не хватало — много бомбардировщиков уже оказалось уничтожено. Тогда задачу переадресовали морским летчикам. По указанию наркома ВМФ 30 июня бомбардировочная авиация Балтфлота была направлена в район Даугавпилса.

Эксгумация 1951 года

Единственные очевидцы «огненного тарана» Гастелло – лейтенанты Фёдор Воробьёв и Анатолий Рыбас, вскоре последовали за своим командиром. Воробьев погиб 23 августа в районе города Орёл при возвращении с боевого задания, а Рыбаса подбили «мессершмитты» 15 ноября 1941 года. После их гибели история легендарного тарана начала обрастать новыми подробностями.

Началось все, как всегда, с благих намерений. В 1951 году, в канун десятилетнего юбилея подвига Гастелло, было решено провести эксгумацию героя СССР и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Но на месте предполагаемой могилы Гастелло нашли останки и вещи его сослуживца – командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.

При дальнейшем разбирательстве выяснилось, что на том месте, где, как предполагали, Гастелло протаранил немецкую колонну, разбился экипаж Маслова, до этого считавшийся пропавшим без вести. Причём пропал он в тот же день, когда был совершён подвиг Гастелло.

Награждены посмертно

Есть все основания считать этот эпизод уникальным. Самолет Петра Игашова совершил первый в истории авиации двойной таран в одном бою — сперва воздушной, а затем наземной цели.

Увы, в сумятице тех отчаянно трудных для нашей страны первых дней Великой Отечественной подвиг экипажа летчиков-балтийцев «затерялся». Хотя однополчане помнили своих героически погибших в самом начале войны товарищей. В архиве одного из краеведов сохранился текст «Марша 1-го минно-торпедного авиационного полка». Там есть такие строки: «Как Игашов в бою суровом / Тараном бьет из облаков…».

Об уникальном бое Петра Игашова и его товарищей вспомнили лишь несколько десятилетий спустя. В 1970 году, когда праздновалось 25-летие Победы, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении П.С. Игашова, Д.Г. Парфенова, А.М. Хохлачева и В.Л. Новикова орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

Фото из архива

Наконец уже в послесоветское время, через полвека после Победы, командир «огненного торпедоносца» Петр Игашов и трое других членов экипажа получили Золотые Звезды. Указом президента РФ от 6 июля 1995 года всем четверым было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Согласно выявленным в архивах документам, за время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 630 воздушных таранов и около 500 так называемых «огненных» — с поражением наземных целей. На самом деле число таких подвигов наверняка больше: ведь в некоторых случаях летчик сражался с врагом и таранил его без свидетелей, так что некому было потом рассказать о его героическом поступке.

Противоречивость подвига

Несмотря на рапорты Воробьёва и Рыбаса, которые подробно описывали события 26 июня, в 1990 году достоверность подвига Гастелло встала под сомнение. В результате эксгумации места захоронения команды, в могиле не было обнаружено останков самого Николая. В ходе изучения захоронений, было выдвинуто предположение, что знаменитый «огненный таран» на самом деле принадлежал другому командиру — Александру Спиридоновичу Маслову. В связи с данный выводом, всем участникам экипажа Маслова в 1996 году было присвоено звание Героев Российской Федерации.

По сей день происходят дискуссии по поводу достоверности лиц, совершивших подвиг, однако официальной версией на данный момент все же остается подвиг команды Гастелло.

Новые версии

1990-е годы подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» Советского Союза. Автором новой версии стал майор в отставке Эдуард Харитонов, который предположил, что Александр Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», поскольку были найдены останки именно его экипажа.

В 1996 году Маслов и члены его команды были посмертно награждены званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами. Впрочем, в формулировке награждения 1996 года не было ни слова о том, что именно Александр Маслов совершил таран.

По очередным версиям, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.

Александр Маслов, попытавшийся протаранить на горящем самолёте вражескую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позже Гастелло, по некоторым предположениям, попытался направить подбитый бомбардировщик на позиции врага в деревне Мацки, но «Ил-4» не дотянул и рухнул недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был найден.

«Огненный экипаж»

Из посмертного наградного листа капитана Николая Францевича Гастелло: «Получив прямое попадание, объятый пламенем самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. Капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи».

Такова официальная версия подвига Гастелло, к которой остаётся только добавить, что неназванными членами экипажа были: штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый.

Долгое время о них практически не вспоминали, и посмертной награды они удостоились лишь спустя 17 лет, в 1958 году.

Сам Николай Гастелло, по словам его сына Виктора, считал боевую дружбу и взаимовыручку главным в бою.

Самым молодым из экипажа был штурман Анатолий Бурденюк, к началу войны ему только исполнилось девятнадцать. Под командование Гастелло он попал в апреле 1941 года в качестве летчика-наблюдателя – отправили, чтобы молодой авиатор опыта набрался. Впоследствии Виктор Гастелло вспоминал о Бурденюке:

«Анатолий любил жизнь, спешил жить, ему казалось, что время тянется очень медленно».

Алексей Калинин, в отличие от Бурденюка, был штатным стрелком-радистом в экипаже Николая Францевича. По воспоминаниям Виктора Гастелло, его отец отзывался о нем: «надежный, грамотный паренек, с которым в полёте есть полная уверенность».

Достоверные факты

Недостаток фактов и вещественных доказательств сыграли с подвигом Гастелло злую шутку. Это были первые дни войны – некогда было возиться с бумагами, собирать показания свидетелей, вести архив. Итог – утеря почти всех сведений о произошедшем. Оставшиеся факты говорят не так уж и много, но достаточно, чтобы убрать все сомнения о подвиге раз и навсегда:

26 июня 1941 года оба экипажа Гастелло и Маслова в разное время вылетели на бомбардировку немецкой колонны на «ДБ-3ф» — с самого начала плохо подходивших для противостояния танкам и зениткам на небольшой высоте. Истребительского прикрытия не было – риск был изначально высоким. Оба экипажа погибли при выполнении боевого задания. Из двух найденных останков достоверно идентифицирован только экипаж Маслова.

По мнению большинства исследователей, в том числе и полковника в отставке, Виктора Гастелло, отсутствие останков Николая Францевича является еще одним доказательством, что он совершил огненный таран, поскольку взрыв колонны с бензином и боеприпасами уничтожил все доказательства.

Память

Учитывая тяжелые потери, которые нес Советский Союз, каждый успех отдельно взятого подразделения предавался огласке в средствах массовой информации. Спустя неделю после гибели Николая информация о нем появилась в Совинформбюро, а еще через пять дней вышла заметка в газете «Правда».

Брат летчика Виктор Францевич работал квалифицированным слесарем на московском оборонном заводе, поэтому имел бронь. Однако, узнав о подвиге родственника и желая отомстить за него, решил идти на фронт. Несколько месяцев его не отпускали, не желая терять ценного работника, но все же дали добро. Жизнь Виктора оборвалась в бою в конце сентября 1942 года.

Внук Николая Гастелло / «ВКонтакте»

26 июля 1941 года Николай Францевич посмертно получил за совершенный им огненный таран звание Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». С тех пор обо всех летчиках, совершавших таран (а за годы Великой Отечественной войны их было около 60), говорили, что они повторили подвиг Гастелло.

Именем Николая Гастелло назван ряд населенных пунктов и географических объектов на территории СССР, а в середине 50-х имя летчика получил теплоход, следовавший по маршруту «Москва — Астрахань». На территории бывшего Советского Союза установлены несколько памятников капитану Гастелло, а на здании гимназии, в которой учился летчик, разместили мемориальную доску в память о герое с его фото. Подвиг остальных погибших членов экипажа долгое время никак не оценивался — только в 1958-м героям посмертно присвоили ордена Отечественной войны I степени.

Уже в 1990-х годах некие политические силы подвергли критике таран Гастелло. Поначалу выдвинули версию, что вражескую колону уничтожил летчик Александр Спиридонович Маслов. Эта информация появилась на основе итогов эксгумации останков членов экипажа в 1951-м. Оказалось, что вместо личных вещей команды бомбардировщика ДБ-3ф на месте обнаружили предметы, принадлежавшие самому Маслову и его радисту Григорию Реутову. Это позволило предположить, что таран был совершен не Гастелло.

При этом обломки самолета, которым, возможно, управлял Николай Францевич, нашли недалеко, близ села Мацки. Главным доказательством того, что воздушное судно действительно управлялось экипажем Гастелло, послужила бирка от двигателя с серийным номером. Появились и показания местного жителя, который якобы видел, как с горящего самолета на парашюте спустился какой-то воин, которого в момент приземления взяли в плен немцы.

Эта версия подверглась критике, поскольку правительство фашистской Германии вряд ли умолчало бы о таком военнопленном, пока в СССР трубили о героической гибели летчика, а никакой официальной информации о захваченном летчике в архивах не найдено. Опровержение получила и первая версия с самолетом Маслова, хотя в середине 90-х указом президента РФ Александру Спиридоновичу и членам его команды присвоили звания Героев Российской Федерации.

Последний бой

Экипажи очень рисковали. Их «флотские» тихоходные ДБ имели совсем не подходящую для полетов над сушей окраску — вместо зеленого камуфляжа «щеголяли» приметным на фоне полей и лесов серебристо-серым цветом крыльев и фюзеляжей (он маскировал лишь при полетах над морем). А кроме того истребителей для прикрытия не нашлось!

В итоге бомбардировщики оказались очень удобной мишенью для немецких зенитчиков и летчиков люфтваффе. Однако балтийцы, хотя и ценой больших потерь, все-таки сумели выполнить задание командования. Мост через Северную Двину был разрушен, нанесен ощутимый ущерб танковым колоннами, продвигавшимся на северо-восток в этом районе.

Чтобы уменьшить риск быть подбитым еще до начала бомбометания, командир 1-й эскадрильи, в которую входил самолет Игашова, капитан Н.В. Челноков решил схитрить и повел свои девять ДБ-3 в обход. Эти бомбардировщики атаковали мост и находившиеся около него вереницы немецкой техники с тыла. Однако даже такая предусмотрительность не спасла от потерь. Очень быстро на наши самолеты обрушился плотный заградительный огонь вражеских зениток. А затем подоспели и немецкие истребители.

Их появление оказалось неприятным сюрпризом для летчиков-балтийцев: ведь на инструктаже перед вылетом на задание им сообщили, что вражеской авиации в том районе нет. Увы, это была устаревшая информация. Буквально накануне на захваченный гитлеровцами полевой аэродром неподалеку от Даугавпилса перебросили подразделения новейших «мессершмиттов».

В том бою эскадрилья Челнокова потеряла 4 бомбардировщика, а каждый из вернувшихся на базу ДБ-3 имел чуть ли не по два десятка пробоин.

Фото из архива

Но и немецкая авиация понесла потери, в том числе от самолета, который вел Петр Игашов. Как сообщили очевидцы — уцелевшие товарищи по эскадрилье, игашовский бомбардировщик с цифрой «9» на хвосте шел в строю крайним слева и потому являлся наиболее уязвимым при воздушном нападении. Его атаковали сразу три «мессера». Один из них, попав под перекрестный огонь двух пулеметов «девятки», был сбит. Зато другой немецкий самолет очередью повредил левый двигатель бомбардировщика, вызвав пожар в мотогондоле.

Оставляя за собой шлейф дыма, ДБ стал терять высоту. При этом его экипаж перестал отстреливаться: скорее всего израсходовали весь запас боеприпасов. И тогда фашистский летчик решил добить казалось бы уже беспомощного «подранка». Но, возможно, от неопытности или, наоборот, из-за чрезмерной самоуверенности, немец с задачей не справился. Намереваясь атаковать снизу, он ушел к земле и, круто выходя из этого пике, оказался слишком близко от нашего самолета. Игашов этим воспользовался. Он ухитрился повернуть свой бомбардировщик навстречу врагу и рубанул по «мессеру» правым крылом.

Второй готов! Однако сильно поврежденный пулями и таранным ударом, горящий ДБ уже невозможно было удерживать в воздухе. У экипажа оставались считанные секунды для того, чтобы покинуть гибнущую машину. Но Игашов и его трое товарищей приняли иное решение.

Впоследствии нашелся очевидец последних мгновений полета «девятки» — мальчишка, живший в окрестностях Даугавпилса. Он подтвердил, что из пылающего бомбардировщика никто так и не выпрыгнул с парашютом. То есть те, кто находился на борту этого ДБ, — командир младший лейтенант Петр Игашов, штурман младший лейтенант Дмитрий Парфенов, стрелок-радист младший лейтенант Александр Хохлачев и воздушный стрелок краснофлотец Василий Новиков, — приняли решение ценой собственной жизни нанести врагу еще больший ущерб.

Подбитый бомбардировщик в последнем своем пике обрушился на колонну немецкой техники, оказавшуюся неподалеку. Мощным взрывом разбросало вокруг обломки десятков танков и машин.

26 июня 1941 года

В один из первых дней войны, 26 июня 1941 года, эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под командованием капитана Николая Гастелло вылетела для нанесения удара по немецким боевым колоннам, двигавшимся в Минск.

Бомбардировщики настигли немцев в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Сбросив высоту до 600-800 метров, они атаковали противника с нижних пулемётных установок. Самолёты уже разворачивались в сторону аэродрома, как один из них был подбит зенитным снарядом и загорелся. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть.

Теряя высоту, «Ил-4» неожиданно развернулся и врезался в колонну противника.

Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который стал образцом героизма и самопожертвования.

Подвиг Николая Гастелло

Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло — один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами»

Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же дали звание Героя Советского Союза. В 1951 г

была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник. Существует и альтернативная версия подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которой можно в Википедии.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: