Шульженко, клавдия ивановна

Звезда, которая любила киевский торт, французкие духи и обходилась без собственной машины

Литература[править | править код]

Книги

  • Шульженко К. И. «Когда вы спросите меня…»: кн. мемуаров. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 222 с.
  • Скороходов Г. А. Клавдия Шульженко. Судьба актрисы — судьба песни. — М.: Советский композитор, 1974. — 1325 с.
  • Василинина И. А. Клавдия Шульженко. — М.: Искусство, 1979. — 176 с.
  • Хотулёв В. В. Клавдия Шульженко: Жизнь, любовь, песня. — М.: Олимп — Смоленск: Русич, 1998. — 410 с.
  • Шульженко Клавдия Ивановна // Карнацевич, В. Л. 100 знаменитых харьковчан. — Харьков: Фолио, 2005. — С. 477—482.
  • Берлин В. Д. К. И. Шульженко и Е. И. Брейтигам // Берлин В. Д. Мне б только растревожить старину… — Харьков: Ранок-Веста Харків, 2004. — С. 61-64. — 208 с.
  • Бондарчук П. М. Шульженко Клавдія Іванівна // Енциклопедія історії України: у 10 т. Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. — К.: Наукова думка, 2013. — Т. 10 Т-Я. — С. 667. ISBN 978-966-00-1359-9.

Статьи

  • Шульженко К. Песня о Верочке // Советская эстрада и цирк. — 1965. — № 3. — С.15.
  • Шульженко К. Волшебное «чуть-чуть» //Советская эстрада и цирк. — 1966. — № 5. — С. 8-10.
  • Шульженко К. Счастье петь для России (Интервью) // Советская эстрада и цирк. — 1975. — № 1. — С. 1—3.
  • Берлин В. Д. Родом из детства: // Музыкальная жизнь. — 1988. — № 5. — С. 8-9.
  • Изгаршев И. Клавдия Шульженко. Одиночество в розовом цвете //Аргументы и факты. — 2001. — № 11(294). — С.21.

Личная жизнь

В мае 1930 года Клавдия вышла замуж за артиста эстрады Владимира Коралли (настоящая фамилия Кемпер). Познакомились зимой 1929 во время поездки на открытие Новгородского мюзик-холла, в котором оба участвовали. В мае 1932 года родился сын Игорь.

С Владимиром Коралли и сыном Игорем

В 1938 году Клавдия Ивановна влюбилась в композитора Илью Жака. Он писал для нее песни, делал инструментовки для ее голоса, выступал с Шульженко в качестве аккомпаниатора. Когда призналась мужу, что любит другого, он пригрозил увезти сына и лишить возможности общаться с ним. Такая перспектива была для Шульженко немыслима, и она отказалась от намерения уйти из семьи.

В 1956 супруги развелись. В этом же году Клавдия Ивановна вышла замуж за кинооператора Георгия Кузьмича Епифанова. Георгий Кузьмич с 1940 года был преданным поклонником певицы: старался не пропускать ее концертов, хранил концертные программки, писал восхищенные письма, подписываясь только инициалами. В 1956 они впервые встретились и решили соединить судьбы. Брак был гражданским. В 1968 Шульженко и Епифанов расстались, а 1976 вновь сошлись и оставались вдвоем до ухода Клавдии Ивановны из жизни.

Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов

Игорь Владимирович Кемпер работал главным инженером Мосгаза, умер в 2020. У него три дочери.

Достижения

Народная артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко – легендарная всенародно любимая советская эстрадная певица. Зрителей завораживал не только высокий серебряного тембра голос, но и особая драматическая манера исполнения. Ее отличал безупречный художественный и музыкальный вкус, точность в подборе репертуара, постоянная работа над его обновлением, высочайшее мастерство, вокальное и актерское.

Песни «Записка», «Синий платочек», «Руки», «Молчание», «Давай закурим» в разные годы были ее музыкальными визитными карточками и вошли в историю советской эстрады, как и ее неповторимый полуразговорный-полувокальный стиль.

В первом ряду

…Шульженко и Епифанов проговорили целый день, вечер и начало ночи. А потом она сказала: «Вам пора уходить. Или остаться». И он остался. Георгию было 39, Клавдии Ивановне — 51 год. Они никогда не бывали вместе подолгу: он мотался со своей камерой по командировкам, она — по гастролям. И снова получала от него письма и телеграммы: «Москва исстрадалась без тебя, а один москвич, наверное, умрет, если поезд опоздает даже на минуту. Г. Е.». Она отвечала: «Без тебя я просто чахну, похудела от тоски. Я так тебя люблю, как сорок тысяч братьев любить не могут. Вчера пела только для тебя, мой родной, любимый. Жорж, ты моя лучшая песня любви».

Без Епифанова было невыносимо. Да и с ним — несладко. Фото: Public domain

Конец у этой песни, правда, оказался печальный. Через несколько лет они расстались — Клавдия страшно ревновала своего Жоржа, закатывала ему скандалы и наконец прогнала. Позвонила ему только накануне своего юбилейного концерта — ей тогда исполнилось семьдесят: «Надеюсь увидеть тебя в первом ряду, как всегда».

Память[править | править код]

Бюст К.И. Шульженко в Харькове

  • На родине в Харькове установлен бюст певицы.
  • Мемориальная доска установлена на доме № 22, корпус 2 по ул. Спиридоновке (бывшей Алексея Толстого) в Москве, где певица жила с 1948 по 1962 год.
  • Установлены мемориальные доски в Харькове: на доме по ул. Владимирской, где жила певица, на Доме культуры (ранее Харьковского электромеханического завода), где она выступала, на здании Харьковской детской музыкальной школы № 12, которая носит имя К. И. Шульженко.
  • В Харькове оформлены муралы на домах, посвященные К. И. Шульженко.
  • 26 мая 1996 года в Харькове по адресу пер. Байкальский, 1 открылся городской Музей знаменитых харьковчан имени К. Шульженко. В экспозиции музея представлены личные вещи, концертные костюмы, документы и другие реликвии, принадлежавшие ей.
  • На финальном концерте фестиваля «Песня года» вручается Премия имени Клавдии Шульженко.
  • Именем Клавдии Шульженко названы улицы в Харькове и Люботине Харьковской области.
  • В Харькове периодически проводится Международный фестиваль эстрадной песни имени К. И. Шульженко.
  • В Москве на площади Звёзд Эстрады была установлена звезда Клавдии Ивановны Шульженко.
  • В честь певицы назван астероид (4787) Шульженко.
  • В июне 1984-го друг певицы, поэт Михаил Пляцковский написал стихотворение «Тихая, усталая (посв. К. И. Шульженко)». На эти стихи композитор Сергей Зубковский написал песню, которую впервые исполнил Владимир Трошин.
  • К 100-летию К. Шульженко Саратовский джаз-оркестр Ретро подготовил программу по подлинным партитурам оркестров и ансамблей, с которыми выступала певица. В 2006 году эти песни вновь прозвучали на сцене Колонного зала Дома Союзов в Москве.
  • 9 мая 2014 года состоялась премьера спектакля о жизни и творчестве певицы «Клавдия Шульженко. Старинный вальс» в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки (в главной роли Ольга Когут).
  • 24 марта 2016 года в день 110-летия со дня рождения Шульженко интернет-портал посвятил певице Doodle.
  • В начале августа 2019 года в Харькове в городском саду имени Т. Шевченко была установлена скульптурная композиция с фигурами К. Шульженко и И. Дунаевского (автор Катиб Мамедов).

Иголка с ниткой

До войны в жизни Клавдии все тоже было совсем по-другому. Впервые на сцену она вышла в 1920-х в Харькове, причем равнялась на звезд еще «прежних», царских времен — вроде Изабеллы Юрьевой и Варвары Паниной, блиставших в романсах и цыганских песнях. У них-то она и переняла чувственную манеру исполнения, а еще амплуа эдакой кокетки-жеманницы, привыкшей к обожанию и комплиментам, но тщательно скрывающей от мира свое одиночество. Что, впрочем, было не так уж далеко от правды.

Все в том же Харькове к Шульженко нагрянула (иного слова подобрать не получается) первая большая любовь в облике одессита Владимира Коралли. Человек он был разносторонне одаренный: гастролировал с театрами эстрады, вел концерты в качестве конферансье, бил чечетку, исполнял сатирические куплеты… Объявившись в Харькове, он не только мгновенно поставил на уши весь город, но и покорил сердце Клавдии своим талантом.

Роман протекал бурно, с мельканием букетов, пистолетов и отвергнутых соперников. А дальше все пошло как в известной поговорке: «Куда иголочка, туда и ниточка». Клавдия родила Владимиру сына Игоря, которого называла «главным мужчиной в своей жизни». Ну а Коралли стал не просто ее мужем, но и «пиар-менеджером», даром что такого слова и такой профессии в те времена еще не существовало.

Союз был творческий, но страсти кипели нешуточные. Фото: Public domain

Благодаря его деловой хватке и собственному таланту Шульженко добилась популярности, а в 1939 году даже приняла участие в первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где заняла третье место среди 160 конкурсантов. В жюри состояли Исаак Дунаевский и Леонид Утесов. «Они смотрели и подсчитывали: вот этот на сцене будет два года, вот эта — три, — вспоминал Владимир Коралли. — Когда выступила Клавдия Ивановна, они сказали, что эта — надолго». И как в воду глядели.

Фильмография[править | править код]

  • 1933 — Кто твой друг — Вера
  • 1936 — На отдыхе — озвучание — исполнение песни «Не звала его я, не искала…» (роль Т. Гурецкой — лётчица Маруся)
  • 1941 — Дочь моряка — исполнение за кадром песни «Мы из Одессы моряки»
  • 1942 — Концерт фронту — исполнение песни «Синий платочек»
  • 1954 — Весёлые звёзды — исполнение песен «Молчание» и «Звёзды милой Родины»
  • 1962 — Голубой огонёк (телепередача) — исполнение песни «Посмотри на меня повнимательней»
  • 1975 — Военные сороковые (фильм-спектакль)
  • 1983 — Я возвращаю ваш портрет (документальный, автор сценария и режиссёр В. Виноградов)
  • 1983 — Вас приглашает Клавдия Шульженко (документальный, автор сценария Г. Скороходов, режиссёр С. Журавлёв)
Архивные кадры
  •  — Три вальса (документальный)
  •  — Клавдия Шульженко (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)

Открытка из мешка

Что же до брака Шульженко и Коралли, то он продлился четверть века, и спокойным это время опять-таки не назовешь. Хотя их союз был скорее творческим, чем сердечным, страсти в нем кипели нешуточные. Оба отличались беспокойным нравом и, по слухам, частенько изменяли друг другу. В народе даже ходила эпиграмма: «Шульженко боги покарали. У всех мужья, у ней — Коралли». Терпение супругов иссякло в конце 50-х — тогда-то они и развелись, не испытывая ничего, кроме обоюдного облегчения.


Маршал советской эстрады. За что любили и ненавидели Леонида Утесова
Подробнее

Впрочем, позже страсти улеглись, и Коралли даже стал захаживать к бывшей жене в гости. Правда, Шульженко каждый раз просила: «Только на полчаса, Володя, больше тебя не вынесу ни я, ни Жорж». Имелся в виду Георгий Епифанов — последняя и, пожалуй, самая роковая ее страсть…

Эта история началась еще до войны, когда на день рождения среди мешков других писем от поклонников Клавдии Ивановне пришла поздравительная открытка, подписанная «Г. Е.». Тогда Шульженко не обратила на нее внимания, но подобные открытки стали приходить на каждый праздник в течение 17 лет! И всякий раз певица гадала, кто же такой этот таинственный Г. Е. и почему он неизменно отправляет свои послания из разных городов: по его весточкам можно было изучать географию Советского Союза…

Уже после того как Шульженко развелась с мужем, ей представили телеоператора Георгия Епифанова: мол, он ее давний, но тайный воздыхатель. Среднего роста, красивый, мужественный — Клавдия Ивановна сразу поняла: он и есть загадочный Г. Е.

Георгий признался, что много лет назад влюбился в голос Шульженко, услышав всего лишь одну песню в ее исполнении — мексиканскую «Челита». Ради этой песни он купил сначала пластинку, а потом патефон. И каждый раз, приходя в музыкальный магазин, интересовался у продавщиц: «Появилось что-нибудь новенького у Шульженко?».

Минский вальс

Редкой песне оказалась суждена столь долгая жизнь, как «Синему платочку». По крайней мере, если говорить о Клавдии Шульженко, практически ни один ее концерт не обходился без этого музыкального шедевра. Конечно, любая актриса боится запомниться лишь одной-единственной удачной ролью; но, наверное, не так уж плохо, когда имя певицы навсегда входит в историю благодаря самой любимой песне. А «Платочек» был именно что «самой-самой».

Сегодня немногие помнят, что эта композиция на мотив вальса родилась еще до войны: ее написал в 1940 году в Минске польский музыкант Ежи Петерсбурский, автор знаменитого танго «Утомленное солнце». А незатейливые слова про весну и цветочки придумал поэт и драматург Яков Галицкий. Лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером. Кто только не включал ее в свой репертуар: и Лидия Русланова, и Екатерина Юровская, и Изабелла Юрьева… Все — но только не Шульженко: ей легкомысленный мотив как раз казался излишне приторным и банальным.

Все изменилось с началом войны: тогда Клавдия Ивановна, как и многие популярные артисты, выступала на фронте перед бойцами. Однажды после концерта к ней подошел молодой лейтенант, представившийся Михаилом Максимовым. Краснея и запинаясь, он рассказал, что написал новые слова на мотив прежнего «Синего платочка», и предложил их певице. За основу Михаил взял уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих»… Через пару месяцев песню знала вся передовая, а потом и весь тыл.

К поклонникам-фронтовикам являлась в дорогих нарядах. Будто и не было войны. Фото: Public domain

Кстати, перед фронтовиками Шульженко неизменно выступала в концертных платьях, инкрустированных дорогими камнями, украшенных ручной вышивкой, мехом, — видеть ее в гимнастерке и сапогах солдаты категорически не хотели: «Пусть все будет как до войны…»

Певицами рождаются

Первым сценическим опытом для Клавы Шульженко стали семейные спектакли. Еще в Харькове вся семья бухгалтера управления железной дороги участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Иванович Шульженко — любитель попеть, видел свою дочь певицей.

Сама Клава грезила кино и театром. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца она начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Леонтьевичем Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у Шульженко был поставлен от природы.

Детство и юность

Клавдия Шульженко родилась 11 (24) марта 1906 года в Харькове. Отец Иван Иванович работал бухгалтером на железной дороге, мама Вера Александровна занималась домашним хозяйством и воспитанием двоих детей.

Родители Клавдии Шульженко

У Клавдии был младший брат Николай.

Клавдия Шульженко с отцом и братом Николаем

Отец любил музыку: играл в любительском духовом оркестре и пел. От него дочь впервые услышала украинские песни. В доме устраивались домашние спектакли и концерты, в которых Клавдия начала участвовать маленькой девочкой. Во время учебы в гимназии любимым предметом девушки была литература, мечтала стать актрисой, восхищалась звездой немого кино Верой Холодной.

Клавдия Шульженко во время учебы в гимназии (1918)

Фронтовые дороги

Великая Отечественная война привела артистку в ряды действующей армии. Организованный в 40-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, на передовой. Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами. Ленинградский фронт, 1941 год.

Голос Шульженко звучал на всех фронтах, а воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек». Салонный романс, написанный изначально на польское стихотворение, получил совершенно иное звучание. Автором нового текста был лейтенант Михаил Максимов, и песня стала неизменной спутницей Клавдии Шульженко на всех концертах и военного, а потом и мирного времени.

Клавдия Шульженко среди солдат на фронте.

Читай продолжение на следующей странице

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: