Личная жизнь и семья Владимира Маяковского
Биографам известно о нескольких романах поэта. Так, в 1913 году Владимир Маяковский познакомился с Софьей Шамардиной — артисткой, известной под псевдонимом Эсклармонда Орлеанская. Девушка поддерживала деятельность футуристов, играла в постановках по их произведениям. Возлюбленная вдохновила поэта на стихотворение «Послушайте!». После расставания с Маяковским она вышла замуж и прекратила артистическую деятельность.
Следующей возлюбленной Маяковского стала Мария Денисова. Они встретились в 1914 году на поэтическом вечере в Одессе, где футуристы продвигали идеи «новой поэзии». Вскоре поэт сделал девушке предложение, но она отказала ему. Упоминание о ней встречается в его поэме «Облако в штанах». Бывшие возлюбленные сохранили добрые отношения. Денисова, впоследствии увлёкшаяся скульптурой, изваяла бюст поэта.
Для многих почитателей творчества Маяковского его имя тесно связано с Лилей Брик. Поэт познакомился с ней и её мужем Осипом Бриком в 1915 году благодаря её младшей сестре, писательнице Эльзе Триоле (урождённая Элла Каган), с которой имел кратковременную романтическую связь. Спустя месяц после знакомства в доме Бриков поэт прочёл поэму «Облако в штанах» и попросил разрешения посвятить его хозяйке вечера.
Брик утверждала, что сначала она относилась к молодому литератору только как к другу, но позднее уступила его настойчивым ухаживаниям и призналась мужу в романе. Между тем, её супруг поддерживал Маяковского в его творчестве. Когда тот служил в армии, Осип Брик покупал его стихи и печатал в журналах, был негласным лидером возглавляемого поэтом «ЛЕФа» (на двери одной из их штаб-квартир висела табличка «Брик. Маяковский»).
Через 3 года они начали жить втроём. В 1922-м в отношениях поэта с возлюбленной наступил кризис, и они пришли к решению сделать перерыв, который продлился 2 месяца. В это время он жил отдельно, но продолжал оказывать Лиле Брик знаки внимания. После воссоединения они вместе совершили ряд поездок за границу, где продвигали «лефовские» идеи. Но позднее отношения Маяковского и Брик приобрели более спокойный характер.
В 1925 году во время поездки в США поэт сошёлся с Элли Джонс (урождённая Елизавета Зиберт). Девушка выступала переводчицей Маяковского. В Америке мужчина провёл около трёх месяцев. В следующем году в Нью-Йорке Джонс родила дочь Хелен Патрисию. Бывший муж Элли, Джордж Джонс, дал девочке свою фамилию, чтобы она могла считаться законнорождённой. Поэт видел дочь всего однажды, когда в 1928 году находился в Ницце, но хранил её фотографию.
После возвращения из заграничной поездки Маяковский начал роман с работницей Госиздата Натальей Брюханенко, который продлился почти 2 года. Однако, по признанию Натальи, чувства поэта были довольно поверхностными. Так, Маяковский признался ей, что всё ещё любит Брик. Не желая быть на втором месте, девушка прекратила отношения. Тем не менее, они продолжали работать над его рукописями.
В 1928 году поэт находился в Париже. Там у него начался роман с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, работавшей в столице моды манекенщицей. Перед отъездом Маяковский просил её выйти за него замуж и вернуться вместе с ним, но утончённая Яковлева отказала неистовому, страстному футуристу. Существует легенда: поэт отдал весь свой парижский гонорар цветочной компании, чтобы несколько раз в неделю его любимая получала цветы; их приносили даже после смерти Владимира. Но многие биографы подвергают эту историю сомнению.
Последней возлюбленной поэта стала актриса Вероника (Нора) Полонская. Их знакомство состоялось в 1929 году благодаря Лиле Брик — девушка играла главную роль в фильме «Стеклянный глаз», в котором Брик была вторым режиссёром. Владимир Маяковский настаивал на том, чтобы артистка рассталась с мужем Михаилом Яншиным, и стала его женой. Он даже вступил в писательский кооператив, чтобы получить квартиру, где они могли бы жить вместе. Но 21-летняя девушка не ушла от супруга, видя порывистый, неровный характер 36-летнего футуриста.
Владимир Маяковский, Лиля Брик и Осип Брик
Татьяна Яковлева
Вероника Полонская
Маяковский и революция
После переезда в Москву у Маяковского появилось много друзей-революционеров. Это привело к тому, что в 1908 г. он вступил в рабочую партию РСДРП.
Юноша искренне верил в правоту своих взглядов и делал все возможное, чтобы пропагандировать революционные идеи другим людям. В связи с этим Маяковского несколько раз арестовывали, однако каждый раз ему удавалось избегать тюремного заключения.
Позже его все-таки посадили в Бутырскую тюрьму, поскольку он не прекращал своей агитационной деятельности, открыто критикуя царскую власть.
Интересен факт, что именно в «Бутырке» Владимир Маяковский начал писать первые стихи в своей биографии.
Менее чем через год его выпускают на свободу, после чего он сразу же выходит из партии.
Творчество
Начали публиковать произведения поэта с 1912 года. Первым напечатанным творением стал стих “Ночь”. В артистическом подвале “Бродячая собака” в этом же году 30 ноября впервые состоялось и публичное выступление поэта.В 1913 году публикуется первый сборник Маяковского под названием “Я”. Правда, в сборник вошло всего 4 произведения автора. Его опубликовали в еврейском журнале “Восход” со стихотворением “Евреи!”. Чуть позже вышел стих “Нате!”, посвященный всему “высшему обществу”. А всего через год читателей потрясает еще одно произведение — “Послушайте”, написанное в необычном для Маяковского стиле. Спустя год поэт выпустил одноименную трагедию, сам создал и сам принял участие в съемках.На приеме у Лили Брик автор впервые читает новый стих — “Облако в штанах”, ставший, пожалуй, одним из главных его произведений того времени, наряду с гениальным “Война объявлена”.
В революционный период он выпускает несколько сборников соответствующей тематики — “Революция. Поэтохроника” и “Простое как мычание”. А чуть позже вышли стихотворения, напрямую связанные с политикой — “Хорошее отношение к лошадям”, “Левый марш”, “Приказ по армии искусства”.Из наиболее известных пьес можно выделить “Мистерия-буфф” (1918-1919 гг.).
Рис. 4. Владимир Маяковкий на семинаре
Муниципальное казенное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
Библиотека им. В. В. Маяковского – филиал № 3
«Серый Бусыгинский дом» (архитектор И. А. Голосов)
Почтовый адрес: 603043, г. Нижний Новгород, ул. Комсомольская, д. 2
Телефон: 8 (831) 295-00-93
Заведующая библиотекой: Железнова Наталья Валерьевна
Выписка из Протокола заседания исполкома Автозаводского райсовета депутатов трудящихся.
Библиотека им. В. В. Маяковского находится на территории Автозаводского района, который является самым большим по площади (94 км2) и по численности населения (более 300 тыс. чел.) в Нижнем Новгороде. Своим названием район обязан строительству Горьковского автомобильного завода. В 1938 г. в крупном жилом массиве, получившим название «Социалистический город» («Соцгород») был построен знаменитый квартал № 4 (архитектор И. А. Голосов), в дальнейшем получивший название «Серобусыгинский квартал» или «Серый Бусыгинский дом». Огромное, монолитное здание из-за своего размера расположилось на территории нескольких улиц: Лоскутова и Комсомольской, переулка Моторного, проспекта Октября. Дом считается самым длинным зданием г. Н. Новгорода. Его общая протяженность — около 1130 м, он насчитывает 55 подъездов и 450 квартир. Дом является памятником архитектуры общероссийского значения. Во время Великой Отечественной войны в помещении, в котором сегодня разместилась библиотека, располагался штаб одной из воинских частей противовоздушной обороны.
В 1948 г. в доме на ул. Комсомольской была открыта новая библиотека
Об этом важном для района и города событии сообщил своим читателям в том же году в № 12 журнал «Библиотекарь». 16 сентября 1948 г
решением Исполнительного комитета Автозаводского районного Совета депутатов трудящихся (Протокол № 39) библиотеке было присвоено имя советского поэта Владимира Владимировича Маяковского.
Ранние годы
Будущий всемирно известный поэт Владимир Маяковский родился 19-го июля 1893 года по новому стилю в небольшом городе Багдати, в западной части современной Грузии. До некоторых пор, населенный пункт носил имя самого Маяковского, а после распада СССР был переименован обратно.
В. Маяковский в детстве
Молодой человек происходил из рода обедневшего дворянства. Отца звали Владимиром Константиновичем, он работал лесничим в Эриванской губернии (недалеко от нынешней столицы Армении). Позже мужчину перевели в Багдати, где он продолжал трудиться.
Отец Маяковского имел дворянские корни, происходил из запорожского казачества. Мать молодого человека звали Александрой Алексеевной. О ней известно несколько меньше. Точно можно сказать, что в роду у женщины были кубанские казаки. Сама же она появилась на свет в станице Терновской.
Владимир был не единственным ребенком в семье. Помимо него у отца и матери было еще двое дочерей. Кроме них у Маяковского были братья. Но оба умерли в совсем юные годы.
Владимир Маяковский с сестрой Ольгой
Когда настал 1902-й, Владимир поступил в гимназию в Кутаиси. Примечательно, что молодой человек свободно говорил на грузинском языке и считал его одним из родных наравне с русским.
На тот момент будущему поэту не было и 10 лет, однако он активно интересовался вопросами революционного движения, читал агитационные материалы. А чуть позже даже участвовал в забастовках и демонстрациях.
В феврале 1906 года Владимир Константинович, отец семейства, скончался от заражения крови. Причиной стал несчастный случай. Заболевание развилось после того, как он уколол палец иголкой, пока сшивал документы.
Кончина родителя стала трагедией для Маяковского. Событие произвело на него очень сильное впечатление: с тех пор и до конца жизни поэт терпеть не мог булавки и прочие колющие предметы, страдал боязнью микробов.
На фото: семья Маяковских. Кутаис, август 1905 г.
После смерти отца финансовое состояние семьи серьезно пошатнулось. Маяковский с сестрами и матерью переехали в Москву. Здесь молодой человек поступил в 4-й класс гимназии. Но окончить образование так и не сумел, был исключен. Причиной стала невозможность и дальше финансировать обучение.
В 1908-м году Маяковский вышел из школы, отчисленный за неуплату.
Детство поэта
Родился Владимир Маяковский 19 июля 1893 года в Грузии, в маленьком селе Багдати в Российской империи. Мама Владимира, Александра Алексеевна, имела казацкие корни и была родом с Кубани. Отец, Владимир Константинович, был обычным лесником. Маяковский рос не единственным ребенком в семье. У него было два братика, Костя и Саша, которых не стало еще в раннем возрасте, и две сестрички – Ольга и Людмила. В 1902 году Владимир поступил в гимназию в городе Кутаиси, отлично знал грузинский язык, поэтому проблем с учебой у него не было.
С ранних лет Маяковского волновали идеи революции, поэтому, еще будучи учеником гимназии, он принимал участие в различных демонстрациях. Когда мальчику исполнилось 13 лет, в 1906 году, неожиданно для всех скончался отец Владимира. Причиной стало заражение крови из-за укола самой простой иголкой. Это событие очень сильно потрясло мальчика и оставило психологический след, в дальнейшей жизни он панически боялся любого контакта с иголками или булавками, опасаясь, что его может постигнуть такая же участь, как и его отца.
В этом же году мать Владимира Маяковского приняла решение переехать с детьми в Москву. Владимир продолжал учиться в гимназии, но из-за смерти кормильца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. В итоге Маяковский проучился еще два года и в 1908 году не смог оплатить обучение в пятом классе. Мальчика исключили. Это был переломный этап в биографии Маяковского.
Зачем Маяковский писал стихи «лесенкой»?
«Про это»В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта тема
сейчас
и молитвой у Будды
и у негра вострит на хозяев нож.
Если Марс,
и на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж.«по личным мотивам об общем быте». «Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. А если отрывки таковых метров и встречались, то это просто записанное по слуху, так как эти надоевшие мотивы чересчур часто встречаются – вроде: «Вниз по матушке по Волге». Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трёх».основной силой, основной энергией стиха». «Сделав стих, предназначенный для печати, надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное
Надо принять во внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке её делатель. Наш обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложнённый человек вкладывает в поэтическое произведение
Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берётся по старому шаблону».
Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»
Революционные потрясения 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы в биографии поэта были ознаменованы широким распространением темы революции. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.
Новая власть поощряла творчество поэта, поддерживавшего революционные стихи. В годы НЭПа поэт много гастролировал по территории Советской России, часто издавался в прессе. Представители партийной верхушки положительно отзывались об авторе «Облака в штанах».
В 1922—1924 годы Маяковский посещал Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.
Маяковский в фильме «Учительница рабочих». (wikipedia.org)
В Америке у поэта случилась краткая связь с одной русской эмигранткой (Элли Джонс), в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патрисия. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть ещё и сын от связи с художницей Лилей Лавинской — Глеб-Никита, советский скульптор.
В 1920-е поэт учредил творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. Также Маяковский участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА».
Постепенно Маяковский стал разочаровываться в революции. Нэпманы и партийные деятели вызывали у поэта раздражение. Быт, с которым боролся Маяковский в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев мира:
«Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»».
В 1929 году, когда только начинался «Великий перелом», Маяковский активно участвовал в антирелигиозной кампании большевиков. Поэт вместе с Максимом Горьким, Николаем Бухариным и Анатолием Луначарским выступил на II съезде Союза безбожников, на котором поддержал идею об отказе от «заигрывания» с церковью. Поэт всю жизнь был воинствующим атеистом.
Трагедия «Владимир Маяковский». (wikipedia.org)
В начале 1930 года Владимир Владимирович много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Также поэту с трудом давалось написание поэмы «Во весь голос».
Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился из маузера. В своей предсмертной записке поэт оставил следующие слова: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…».
Самоубийство Маяковского до сих пор у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что за смертью поэта стояли сотрудники НКВД, другие же говорят о неразделённой любви к «Лиличке» Брик, не дававшей лирику покоя до конца жизни. Среди последних стихотворений Маяковского есть произведение «Неоконченное», читая которое ощущается мотив разрыва с любимой женщиной (пунктуация авторская):
«…любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид…».
В 1935 году Иосиф Сталин так написал о значении творчества Владимира Маяковского для советской культуры: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление…».
Маяковский на съемках фильма. (wikipedia.org)
После смерти поэта-футуриста советская власть начала насаждать его стихи, по выражению Бориса Пастернака, «как картошку при Екатерине». Однако для многих людей творчество Маяковского остаётся актуальным и в наши дни.
Владимир Маяковский. (wikipedia.org)
Обложка журнала. (wikipedia.org)
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
Футуризм — новое слово в поэзии Серебряного века
Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего Владимира. У Маяковского было две сестры, а два его брата умерли ещё в детском возрасте.
Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование он получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году. Любовь к искусству с ранних лет была присуща Маяковскому: юноша решил учиться на художника.
В 1906 году Владимир Владимирович переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии № 5. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии.
Первая русская революция Маяковского не оставила в стороне. Будущий поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Именно под этим прозвищем Маяковский распространял революционную прессу в молодёжных кругах. За подпольную деятельность Маяковскому приходилось платить свободой.
Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году поэт поступил в Московское училище живописи. Уже тогда Владимир Владимирович любил выделяться творческими экспериментами, используя необычные цвета в своих художественных работах.
Володя Маяковский. 1900 год. (wikipedia.org)
В начале 1910-х в Российской империи происходит творческий кризис символистов. 1890-е можно назвать началом русского Серебряного века: поэты-символисты перенесли мистические мотивы французских лириков в свои тексты. Однако вскоре на смену символизму пришли акмеизм и футуризм — принципиально новые стили, отвергнувшие идеалы Александра Блока, Дмитрия Мережковского и Андрея Белого.
Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, вступил в ряды поэтов-футуристов, поставивших на первое место в своём творчестве форму произведений и непризнание старых литературных авторитетов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…».
Первое стихотворение Маяковского — «Ночь» — было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
Маяковский в своей поэзии решил бросить вызов старым порядкам. Также он придумал «лесенку» — необычное ритмическое построение стихотворения, выделявшее стихи Маяковского от произведений, написанных стандартными поэтическими размерами. Вот, к примеру, написанное змейкой стихотворение «Нате!», в котором отражено настроение лирического героя Маяковского:
«А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот…».
Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но такое название не пропустила в печать цензура. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические мотивы.
Впрочем, сводить творчество Маяковского только к теме противостояния общественным нравам не стоит. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и её мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. Именно замужней женщине Маяковский посвятил любовное стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)», в котором поэт-бунтарь показал читателям себя с другой стороны:
«И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа…».
Помимо написания стихотворений, в творчестве Маяковского особое место занимали сценарии к фильмам. Он снялся в трёх своих фильмах, сыграв главные роли в этих картинах.
Владимир Маяковский, студент. (wikipedia.org)
Приближался революционный 1917 год, сыгравший огромную роль в судьбе Маяковского.
В других краях
Когда не стало отца, семья Маяковских переехала в Москву, где Владимир продолжил учебу в пятом классе местной гимназии. Одноклассником Маяковского в той гимназии был Пастернак, но не Борис – ставший известным литератором, а его брат Александр. В 1908 году Владимира из гимназии исключили за неуплату.
Матери литератора было сложно обеспечивать одной троих детей, поэтому она не смогла платить за обучение Владимира. Жили Маяковские бедно, юному Владимиру приходилось работать вместо учебы, сам он так вспоминает эти годы:
Дом в Багдати, в котором родился Владимир Маяковский, сейчас здесь его дом-музей / Давид Вартумашвили / vartumashvili.com
За два года Владимир был арестован три раза из-за приверженности революционным идеям, но достаточно улик, чтобы заключить под стражу, на него не было. К тому же он ещё был несовершеннолетним, но примкнуть к РСДРП – российской социал-демократической рабочей партии, в 1908 году уже успел. Маяковский активно пропагандировал идеи и дух революции.
Несмотря на то, что Владимира в большинстве случаев отпускали, одиннадцать месяцев он всё же провёл в стенах тюрьмы Бутырка. В тюремном заключении проявился весь строптивый нрав Маяковского, там он начал писать стихи. Его выпустили в 1910 году, ряды РСДРП он покинул. Год спустя начинающий поэт занялся живописью. Примечательно, что резолюцию об освобождении Маяковского подписывал сам Петр Столыпин.
Семья Маяковских, Кутаис, 1905 год
Поэт революции
…Россия и до сих пор до конца не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского.
М.И. Цветаева ()
Владимир Владимирович Маяковский (707.1893 — 14.04.1930) русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века. Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние не только на русскую, но и на мировую поэзию, внес немалый вклад в детскую поэзию. В. В. Маяковский стал символом творческой свободы и художественного эксперимента для множества совершенно разных поэтов, среди которых такие всемирно признанные имена, как П. Неруда, Н. Хикмет, Б. Брехт и др.
Помимо поэзии, В. В. Маяковский ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
Его называли «глашатаем революции», и всю жизнь он прожил под лозунгом, который озвучил в одном из своих стихотворений:
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! ()
В. В. Маяковский.Портрет художника П. И. Келина (1943)
Личность поэта и его творчество, по-прежнему, вызывают как большой интерес, так и неутихающие споры. О В. В. Маяковском продолжают писать книги и статьи, снимать фильмы. Только с начала 2000-х гг. было снято 8 документальных фильмов: «Смертельная игра Маяковского» и «Маяковский. Смерть поэта» (2002 г.), «Живой Маяковский» (2005 г.), «Про это, про поэта и про Лилю Брик» (2006 г.), «Владимир Маяковский. Третий лишний» и «Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел» (2013 г.). В 2012 г. на телеэкраны страны вышел восьмисерийный фильм «Маяковский. Два дня» режиссеров Д. Томашпольского и А. Демьяненко.
По многим произведениям В. В. Маяковского сняты фильмы: мультфильмы «Летающий пролетарий» и «Баня» (1962 г.), «Вперед, время!» (1977 г.), телефильм-балет «Барышня и хулиган» (1970 г.), фильм-коллаж «Маяковский смеется, или Клоп-75» (1975 г.).
Его творчество изучают в школе, его стихи по-прежнему цитируют и используют в рекламе. Сбылись слова М. И. Цветаевой: «…говоря о данном поэте, Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед» ().
Отдельные страницы жизни В. В. Маяковского связаны с Нижним Новгородом и нижегородцами и в первую очередь с именем нашего земляка, писателя А. М. Горького.
Маяковский и Советская власть
Октябрьскую революцию Владимир Владимирович принял восторженно и энергично приветствовал уничтожение многовековой государственной символики: «Смерть двуглавому! Шеищи глав рубите наотмашь! Чтоб больше не ожил» («Революция», 1917)
После прихода к власти большевиков Маяковский стал первым пролетарским поэтом и наслаждался переменами, пока многие другие литераторы пытались хоть как-то приспособиться к новой жизни. В автобиографии «Я сам» Владимир Владимирович писал: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Восхищение советской властью нашло отражение в таких произведениях, как «Мистерия-буфф», «Левый марш», «Ода революции», «150 000 000».
Новая власть отнеслась к Маяковскому весьма благосклонно. Обласканный большевиками поэт принимал участие в совещаниях первых представителей культуры, получал высокие гонорары за опубликованные сочинения, был востребован как художник. В конце 1917 г. Маяковский получил предложение поработать в кинематографе и уехал в Москву. Спустя несколько месяцев к нему отправилась Лиля. Влюбленные снялись в киноленте «Закованная фильмой» и вместе вернулись в Петроград. Они уже не скрывали своих отношений. Сначала Маяковский поселился у Бриков на квартире, а потом втроём они перебрались жить в загородный дом.
Осенью 1918 г. Владимир Владимирович через Осипа Брока познакомился и сблизился с наркомом просвещения Луначарским. Анатолий Васильевич, который считал Маяковского гением, вовлек поэта в работу своего ведомства и наделил его полномочиями чиновника-консультанта. С этого момента карьера Владимира Владимировича резко пошла в гору.