Борьба за Голубую ленту Атлантики
Лайнер «Normandie» покинул родной порт Гавр и отправился в первый рейс, взяв курс на США в 18:00 29 мая 1935 года. Провести корабль у причала собралось 59000 человек. Океанский лайнер прошел маяк скалы Бишоп у побережья Корнуолл. От этого места начался отсчет времени перехода через Атлантику. Представители французской судоходной компании «French Line» утверждали, что во время своего первого рейса пассажирский лайнер «Normandie» не должен идти на установление рекорда. А на борту волнение возрастало по мере того как корабль набирал скорость до 30 узлов. До этого еще ни один лайнер не ходил с такой скоростью. Секрет лайнера «Normandie» был заключен в новой конструкции корпуса. Его сконструировал никому не известный инженер-кораблестроитель Владимир Юркевич иммигрировавший из коммунистической России в 1919 году. У обычных судов таких как «Queen Mary» нос имел прямой форштевень. Юркевич создал совершенно новую форму, бульбовидный нос, имеющий на уровне киля выступ, который эффективнее разрезал воду. Лайнер «Normandie» по всем показателям был революционным кораблем. На нем имелась мощная турбоэлектрическая установка, где паровые турбины производили электричество, а винты вращались электромоторами. В современных пассажирских судах используется тот же принцип. Форма труб была немного наклонена, что улучшало аэродинамику. Внешние формы корабля были великолепны. Все в нем было новое. Утром 4 июня 1935 года в 11:02 трансатлантический лайнер «Normandie» миновал маяк Амброуз возле Нью-Йорка. Это была финишная точка Голубой ленты. Корабль пересек океан за 4 дня 3 часа 2 минуты. Новый рекорд был установлен. Когда он гордо входил в Нью-йоркскую гавань на топе развивался голубой вымпел. Французская компания готовилась к победным торжествам. Голубая лента Атлантики перестала быть просто титулом, теперь это был вымпел длинной в 30 метров по одному метру за каждый узел хода. Это была слава Франции, а лайнер «Normandie» стал самым быстрым круизным судном на планете.
Известные трансатлантические лайнеры
- Наследный принц Вильгельм
- Лузитания (потопленанемецкой подводной лодкой в 1915 году)
- Мавритания
- Франция (списана в Дюнкерке в 1934 году)
- Олимпийский (списан в 1935 г.)
- Титаник (затоплен в 1912 г.)
- корабли Imperator- класса
- Европа
- Бремен
- Нормандия (сгорела в Нью-Йорке в 1942 году)
- Королева мэри
- Королева Елизавета (сгорела у Гонконга в 1972 году)
- США (находится в США)
- Америка (затонувший корабль на Фуэртевентуре надолго остановился и вскоре стал туристической достопримечательностью)
- Франция , слом в 2008 году.
- Стефан Баторий (списан в 2000 г.)
- Королева Елизавета 2
- Queen Mary 2 (временно в трансатлантической службе)
Обзор
RMS Lusitania
Океанские лайнеры были основным видом межконтинентальных путешествий на протяжении более века, с середины 19-го века до тех пор, пока их не начали вытеснять
364>авиалайнера в 1950-е гг. Помимо пассажиров, лайнеры перевозили почту и грузы. Суда, заключившие контракт на перевозку британской королевской почты, использовали обозначение RMS. Лайнеры также были предпочтительным способом перевозки золота и других ценных грузов.
RMS Aquitania
Самым загруженным маршрутом для лайнеров была Северная Атлантика с корабли, курсирующие между Европой и Северной Америкой. Именно по этому маршруту путешествовали самые быстрые, самые большие и самые современные лайнеры, хотя большинство океанских лайнеров исторически были судами среднего размера, которые служили обычными перевозчиками пассажиров и грузов между странами и между метрополиями и их колониями и зависимыми территориями в прежние времена. — возраст реактивного самолета. Такие маршруты включали Европу в африканские и азиатские колонии, Европу в Южную Америку и потоки мигрантов из Европы в Северную Америку в 19-м и первых двух десятилетиях 20-го веков, а также в Канаду и Австралию после Второй мировой войны.
Судоходные компании — это компании, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов, часто по установленным маршрутам и графикам. Регулярные регулярные рейсы по заданному маршруту называются «линейными рейсами», а суда (пассажирские или грузовые), идущие по этим маршрутам по расписанию, называются лайнерами. Альтернативой линейной торговле является «топчание», при котором суда на разовой основе уведомляются о наличии груза для перевозки. (В более раннем использовании термин «лайнер» также относился к кораблям линейки, то есть к линейным кораблям, но сейчас такое употребление встречается редко.) Термин «океанский лайнер» стал использоваться используется взаимозаменяемо с «пассажирским лайнером», хотя может относиться к грузовому лайнеру или грузопассажирскому лайнеру.
Начиная с наступления эпохи реактивных двигателей, когда трансокеанские перевозки судов снизились, начался постепенный переход от пассажирских судов как средств передвижения к современным круизным судам. Чтобы океанские лайнеры оставались прибыльными, круизные компании модифицировали некоторые из них для работы на круизных маршрутах, например, SS France. Некоторые характеристики старых океанских лайнеров делали их непригодными для круизов, такие как высокий расход топлива, глубокая осадка, не позволяющая им заходить в мелкие порты, и каюты (часто без окон), предназначенные для максимального увеличения количества пассажиров, а не для комфорта. Итальянская линия SS Michelangelo и SS Raffaello, последние океанские лайнеры, построенные в первую очередь для пересечения Северной Атлантики, не могли быть переоборудованы с экономической точки зрения и имели короткая карьера.
ГАНГСТЕРЫ-ПАТРИОТЫ
С тех пор прошло много лет. В морской исторической печати время от времени появлялись статьи, посвященные трагической гибели «Нормандии», воспоминания уже немногочисленных очевидцев. В них по-прежнему фигурировали две версии причины пожара: искра от газового резака и диверсия агентов германской разведки. Но вот в январе 1975 года авторитетный английский журнал по истории флота «Нотикал Мэгэзин» опубликовал сенсационное сообщение о причине пожара.
«Нормандия» сожжена американской мафией!
В нем говорилось, что мафия сожгла французский лайнер «Нормандия» в нью-йоркской гавани в 1942 году, потому что Лакки Лючано хотел продемонстрировать военно-морскому флоту США насущную необходимость защищать порты восточного побережья США. По обвинению в убийстве Лючано был помещен в «Загородный клуб» — тюрьму города Олбани, носившую такое название из-за льготных условий содержания и комфорта заключенных. Ему было обещано освобождение с окончанием войны при условии, что его люди будут оказывать властям содействие, а потом он уедет в Европу. Мафия сдержала свое слово — на протяжении всей войны в портах США не отмечалось ни одного акта саботажа.
Доподлинно известно, что во время Второй мировой войны разведка ВМФ США почти в открытую сотрудничала с Чарльзом Лючано, имевшим огромный и непререкаемый авторитет среди итальянских эмигрантов и рабочих Нью-Йорка. Известно также, что Лючано предупредил контрразведку ВМФ США о готовящихся диверсиях и предложил свои услуги по их предотвращению, чтобы этим уменьшить срок своего заключения. Судя по всему, военные моряки не вняли тогда предложению гангстера, и Лючано решил продемонстрировать им свои возможности. Вполне возможно, что пока главарь нью-йоркской мафии находился в тюрьме, его люди без всякого риска и особых хлопот сделали это.
Опрокидывание лайнера «Нормандия» (войскового транспорта «Лафайет”) при тушении пожара.
Часть 1: Описание корабля и трагедии.
В феврале 1930 года среди судовладельцев распространились слухи, что Франция намерена построить суперлайнер грандиозных размеров. Предполагалось, что это будет первый лайнер длиной более 300 метров и валовой вместимостью более 6000 регистровых тонн. В 1931 году «из авторитетных источников» поступили сведения, что Т-6 (условное название французского лайнера) будет иметь три трубы небывалой высоты.
ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Корреспонденты нью-йоркских газет появились около горящего судна раньше, чем агенты Федерального бюро расследований. Их репортажи с места аварии позволили точно воспроизвести последовательность событий. Они сообщили, что гибель «Нормандии» наблюдали ее создатель — русский инженер-судостроитель Юркевич и ее бывший капитан Пунье. Они оба неотлучно находились на причале до самого конца и стали свидетелями его трагической и бесславной гибели — единственный случай за всю историю судоходства. «Ощущение было такое, как будто сердце разорвалось у меня в груди», — вспоминал впоследствии Юркевич. Капитан Пунье немедленно вызвал к месту происшествия нескольких опытных трюмных машинистов из состава команды, знавших недра «Нормандии» как свои пять пальцев. Все они немедленно предложили свои услуги адмиралу Эндрю-су, но он высокомерно отверг помощь: «Наши спасатели и пожарные знают свое дело не хуже французов!» А на состоявшейся вечером пресс-конференции адмирал сообщил журналистам о предполагаемой причине аварии и уверенно заявил: «Подозрений на диверсию нет!»
На следующий день Юркевич также устроил в своем офисе пресс-конференцию, на которой объяснил главные технические причины гибели «Нормандии», совсем недавно представляемой как непотопляемое судно, и дал четкие ответы на вопросы журналистов. Его заявление косвенным образом подтвердило официальную версию о причине трагедии, а газета «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» 11 февраля 1942 года выступила с утверждением: «Халатность сыграла на руку врагу с такой эффективностью, как диверсия». А два месяца спустя Комитет сената по военно-морскому флоту обнародовал выводы своей комиссии. «Причины и последствия пожара — результат беспечности со стороны военно-морского флота», — говорилось в отчете. По мнению сената США, ответственность за катастрофу целиком возлагалась на руководство военно-морским флотом страны. Казалось бы, на этом можно поставить точку, но…
Металл
«Золотой век» океанских лайнеров, начавшись в конце XIX столетия, завершился со Второй мировой войной. Тогда же пришел конец и стилю ар-деко. Наступил истинный «железный век». Межатлантические самолеты становились все быстрее и комфортабельнее, пароходов становилось меньше – и кажется символичным, что многие украшавшие их панно теперь изготавливали из металла. Лайнер «Соединенные Штаты», спущенный на воду в 1952 году, специально был построен так, чтобы в случае войны его с легкостью можно было переоборудовать из туристического судна в госпиталь или транспорт для перевозки солдат. Поэтому за дизайном следили военные – использовать легковоспламеняющиеся материалы, например дерево, было запрещено. Говорят, «аллергия на древесину» у создателей лайнера была так велика, что они даже компанию Steinway пытались заставить изготовить алюминиевый рояль, правда безуспешно. Декоративное панно с океанского лайнера тоже было металлическим – из девяти алюминиевых пластин. «Течения» с изображением атлантики, работа художника раймонда Джона Венделла, хранится в национальном музее американской истории. Сам же корабль с 1969 года – на вечном приколе, хотя ведутся разговоры о его ремонте и отправке в новые вояжи. Когда в XXI веке компания Cunard Line (та самая, что водит лайнеры через Атлантику с 1840 года) решила построить новый флагман, на его оформление вновь пошел металл. Круизный лайнер «Королева Мэри-2», названный в честь корабля эпохи ар-деко, был спущен на воду в 2003 году. Его стены в обилии покрыты панно с океанского лайнера в стилистике ар-деко. А интерьер ресторана украшает гигантский корабль – рельеф известного британского скульптора Джона Маккенны. Он же в 2007 году создал похожее панно для следующего судна компании – «Королева Виктория». Кто знает, сколько они прослужат и какова будет стоимость панно с океанского лайнера на аукционах лет через сто?
Выставки, посвященные океанским лайнерам:
«Ocean Liners: Glamour, Speed, and Glory» до 9 октября, музей Пибоди в Эссексе, Сейлем, США
«Millions: Migrants and Millionaires aboard the Great Liners, 1900–1914» до 7 января 2018, музей Саут-Стрит-Сипорт, Нью-Йорк, США
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Текст: Софья Багдасарова
КРУГОМ ВРАГИ
Проведенное американскими властями официальное расследование так и не установило точной причины возникновения пожара на «Нормандии». Мнения экспертов ВМФ и ФБР по этому вопросу разошлись. Первые предполагали, что пожар возник случайно, от искры, попавшей на груду капковых спасательных поясов. Вторые приписывали возникновение пожара диверсии агентов разведки фашистской Германии. К такому же выводу пришли и авторы книги «Саботаж: тайная война против Америки» — американские журналисты Майкл Сейерс и Альберт Канн. В первом издании этой книги, вышедшей осенью 1942 года, они пишут: «ФБР было известно, что нацистские агенты в течение длительного времени тайно следили за «Нормандией». За две недели до падения Франции, 8 июня 1940 года, германская секретная служба послала своим агентам в США закодированное коротковолновое радиосообщение. Это сообщение, переданное из Гамбурга, было перехвачено радиостанцией в Сентрпорте на Лонг-Айленде, расшифровано и гласило: «Благодарим за сообщения. Наблюдайте за «Нормандией». Следуя полученным инструкциям, немецкие шпионы стали пристально следить за «Нормандией». Немецкий шпион Курт Фредерик Людвиг посылал своему руководству регулярные отчеты, написанные симпатическими чернилами. Некоторые из них были перехвачены. Вот один из них, отправленный 15 апреля 1941 года: «Нормандия» стоит еще у пирса 88-й северной» (88-я улица северной части). Людвиг регулярно посещал набережную залива для наблюдения за «Нормандией». Агент ФБР, которому было поручено следить за немецким шпионом, так описывает в своем отчете одну из прогулок Людвига: «18 июня (1941 года) объект прошел от 59-й стрит по 12-й авеню. Он смотрел на причалы. Когда объект подошел к пирсу, где стояла «Нормандия» у 50-й стрит, то на некоторое время остановился. Казалось, что он тщательно изучает судно. Потом он снова пошел, оборачиваясь назад. У 42-й стрит объект сел на паром, следующий в Уихаукен, поднялся на верхнюю палубу и продолжал рассматривать «Нормандию». Далее агент ФБР сообщает, что по прибытии в Уихаукен Людвиг в течение 20 минут делал записи в небольшой черной записной книжке.
Считая причиной пожара диверсию агентов германской разведки, Сейерс и Канн приводят в своем исследовании ряд фактов, подтверждающих эту версию.
1. В течение недели, предшествовавшей пожару 9 февраля, на борту корабля произошло четыре возгорания, которые удалось потушить.
3. Городская система оповещения о пожаре была отключена на судне за 22 дня до катастрофы, о чем не знала служба Береговой охраны США.
4. На борту переоборудуемого судна находилось определенное количество вражески (пронемецки) настроенных рабочих, причем их анкетные данные не были тщательно проверены.
5. Любые посторонние лица могли без труда проникнуть на судно без всякого на то разрешения. Для этого им требовался всего лишь нагрудный номерной значок, указывающий имя подрядчика или субподрядчика, у которого они работали.
Allure of the Seas
В начале 1930-х французская судоходная компания Compagnie Générale Transatlantique поставила перед собой задачу построить флагманский лайнер для трансатлантических рейсов, который позволил бы ей конкурировать с британскими гигантами Cunard Line и White Line, считавшимися тогда лидерами судоходной отрасли.
За основу был взят проект русского инженера Владимира Юркевича, предложившего конструкцию корпуса, которая обладала беспрецедентными по тогдашним меркам гидродинамическими качествами. Уже в январе 1931-го начались первые работы по возведению судна, а весной 1935-го — проведены его пробные ходовые испытания.
Вскоре лайнер, получивший название «Нормандия», отправился в свой первый рейс по линии Гавр — Нью-Йорк и по его итогам сразу же стал обладателем престижной награды Blue Riband, установив новый рекорд скорости перехода Северной Атлантики: 4 дня, 3 часа и 25 минут.
В течение следующих лет корабль, негласно считавшийся одним из самых роскошных судов своего времени, продолжал совершать успешные рейсы — вплоть до 31 августа 1939 года: из-за нависшей над Европой военной угрозы лайнер был поставлен на якорь в нью-йоркском порту.
Через год, когда стало известно о капитуляции Франции перед нацистской Германией, «Нормандия» была арестована американской службой береговой охраны, а в декабре 1941-го — после нападения Японии на Перл-Харбор — принята в состав военно-морского флота США. Власти распорядились дать лайнеру новое название — «Лафайетт» — и переоборудовать его в транспортное судно.
Лайнер, получивший название «Нормандия», отправился в свой первый рейс по линии Гавр — Нью-Йорк и по его итогам сразу же стал обладателем престижной награды Blue Riband, установив новый рекорд скорости перехода Северной Атлантики: 4 дня, 3 часа и 25 минут.
В ходе ремонтных работ, длившихся несколько месяцев, произошла ошибка, ставшая роковой в истории легендарного корабля: 9 февраля 1942-го один из рабочих, занимавшихся резкой переборок судна, случайно поджёг лежащую рядом кучу спасательных жилетов. Противопожарная система была отключена, и «Нормандия» загорелась.
Хотя нью-йоркские пожарные прибыли на место происшествия уже через 12 минут, начать тушение им удалось не сразу: из-за множества рабочих, спешивших покинуть судно, они просто не могли попасть на борт.
После того как пожар всё-таки был потушен, выяснилось, что залитая на шлюпочную палубу вода стала скапливаться с одной стороны, чем вызвала опасный крен. К ночи «Нормандия» опрокинулась на левый борт и осталась лежать у пирса под углом 79 градусов.
Выровнять судно и снова поставить его на воду удалось только в 1943 году: для этого специалистам пришлось срезать все трубы, мачты и надстройки лайнера. В результате его отбуксировали вниз по Гудзону и оставили до принятия дальнейших решений.
Сначала «Нормандию» планировали превратить в авианосец, затем снова переоборудовать в пассажирский лайнер, однако после оценки стоимости от этих идей отказались. В октябре 1946-го корабль был продан компании Lipsett Inc. за $160 тысяч, а предметы его интерьера ещё долгое время выставлялись на различных аукционах.
Первый рейс
Прибытие «Нормандии» в Нью-Йорк
29 мая 1935 года в 18:19 «Нормандия» отчалила от причала в Гавре и отправилась в свой первый рейс.
Французская общественность ждала, что первый рейс лайнера будет рекордным. Хотя «Нормандия» и была способна развивать скорость в 30 узлов, Френч Лайн объявила, что не заинтересована в перехвате Голубой ленты Атлантики. 31-ого мая было объявлено, что судно прошло первые 744 морских миль со средней скоростью в 29,76 узлов.
Прежний рекордсмен — итальянский лайнер «Рекс»
4 июня 1935 года в 11:02 «Нормандия» прошла мимо маяка Амброуз, чем побила скоростной рекорд, пройдя Атлантику за 4 дня, 3 часа и 2 минуты. Она пересекла Северную Атлантику со средней скоростью в 29,98 узлов: быстрее, чем любой лайнер до неё. Это был, несомненно, успешный рейс. «Нормандия» отобрала Голубую ленту Атлантики у предыдущего рекордсмена, итальянского лайнера «Рекс». На мачте «Нормандии» взвился голубой вымпел длиной 30 метров — по метру за каждый узел. Членам команды выдали по бронзовому медальону со словами «Голубая лента Атлантики — „Нормандия“».
6 июня «Нормандия» отчалила из Нью-Йорка. Лайнер пришёл в Саутгемптон через 4 дня, 3 часа и 28 минут со средней скоростью в 30,31 узлов, и таким образом она побила рекорд лайнера Северогерманского Ллойда «Бремен», установленный в 1929 году.
Проблемы с вибрацией
Однако независимо от успеха первого рейса у «Нормандии» была одна проблема — вибрация на высоких скоростях. Вибрация была обнаружена ещё на ходовых испытаниях, но чиновники Френч Лайн не видели в ней причину для задержки первого плавания. Однако во время рейса пассажиры, живущие в каютах туристического класса, считали их непригодными для жилья из-за вибрации и шума.
Все задрожало на корме, где мы помещались. Дрожали палубы, стены, иллюминаторы, шезлонги, стаканы над умывальником, сам умывальник. Вибрация парохода была столь сильной, что начали издавать звуки даже такие предметы, от которых никак этого нельзя было ожидать. Впервые в жизни мы слышали, как звучит полотенце, мыло, ковер на полу, бумага на столе, занавески, воротничок, брошенный на кровать. Звучало и гремело все, что находилось в каюте. Достаточно было пассажиру на секунду задуматься и ослабить мускулы лица, как у него начинали стучать зубы. Всю ночь казалось, что кто-то ломится в двери, стучит в окна, тяжко хохочет. Мы насчитали сотню различных звуков, которые издавала наша каюта. И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка» |
CGT поняли, что вибрацию нужно устранить как можно раньше. Следующее лето и осень «Нормандия» провела в обслуживании североатлантической линии, привлекая знаменитых клиентов. Но проблема вибрации все не давала покоя. Зимой лайнер поставили в сухой док, чтобы укрепить корму и заменить винты. Трехлопастные винты были заменены четырёхлопастными, и вибрация пропала.
Подготовка ко встрече британского конкурента
Но зимняя перестройка использовалась ещё и для того, чтобы улучшить «Нормандию» к появлению конкурента из Великобритании. Пока «Нормандия» трудилась в северной Атлантике, Кунард-Уайт Стар Лайн заканчивала свое «изделие № 534». Оно было спущено на воду и наречено «Куин Мэри» в сентябре 1935 года, а войти в состав флота должно было летом 1936 года. Кроме того, было объявлено, что новый английский лайнер станет первым судном, чей тоннаж превысит 80 000 тонн. С тоннажем в 79 280 тонн, «Нормандия» потеряла бы титул самого большого судна в мире.
Поэтому Френч Лайн решила увеличить размер «Нормандии», главным образом достроив крытый променад на шлюпочной палубе. Таким образом, тоннаж «Нормандия» достиг 83 423 тонн. «Куин Мэри» была меньше приблизительно на 2 000 тонн, и «Нормандия» осталась самым большим судном в мире. Но оставался открытым вопрос скорости нового конкурента.
Конкуренция с «Куин Мэри»
Конкурент «Нормандии» — «Куин Мэри»
Спустя три месяца после возвращения «Нормандии» на Североатлантический маршрут, «Куин Мэри» готовилась вступить в гонку за Голубую ленту Атлантики. Хотя её корпус был менее эффективный, чем у «Нормандии», двигатели нового английского лайнера были намного мощнее.
«Нормандия» в море
1 июля 1936 года «Куин Мэри» отвалила от причальной стенки в Саутгемптоне и отправилась в свой первый рейс до Нью-Йорка. Вся Великобритания надеялась, что «Куин Мэри» отвоюет Ленту, но из-за туманной погоды, она не смогла развить максимальную скорость.
В августе 1936 года «Куин Мэри» побила рекорд «Нормандии». Развив скорость в 30.14 узлов в западном направлении «Куин Мэри» стала первым судном, которое пересекло Атлантику менее чем за 4 дня.
В следующем сезоне, в июле 1937 года, двигатели «Нормандии» были улучшены, что позволило ей развить скорость в 30.58 узлов в западном направлении и 31.20 узлов, идя на восток. Она побила рекорд «Куин Мэри» и снова на её мачте развивался голубой вымпел. Она была самым быстрым пассажирским судном в мире. Но английский лайнер был популярнее. Роскошные интерьеры «Нормандии» были действительно красивы, но они подавляли людей пафосом и помпезностью. Она была судном для «звёзд» — киноактеров и других знаменитостей. Поэтому «Нормандия» никогда больше не ходила полностью загруженная пассажирами. «Куин Мэри» была украшена в более скромном стиле. Она была роскошна, но не такая пафосная, как её французский конкурент.
Но Кунард-Уайт Стар Лайн не была удовлетворена титулом самого популярного судна. Они хотели обладать и самым быстрым судном. В августе 1938 года, «Куин Мэри» разогналась до 30.99 узлов, идя на запад, и 31.69 узлов на восток, таким образом, опять выиграв у «Нормандии».
Ранее в феврале того же года, CGT пробовали их флагман в роли круизного лайнера. С относительно маленьким количеством пассажиров на Североатлантическом маршруте, Френч Лайн отослала «Нормандию» в праздничный круиз в Рио-де-Жанейро. «Нормандия» стала самым большим судном, пересекшим экватор.
Конкуренция между «Нормандией» и «Куин Мэри», возможно, очень хорошо продолжилась бы в сороковых. Когда «Куин Мэри» выиграла Голубую Ленту Атлантики в 1938 году, капитан «Нормандии» послал сообщение, в котором он поздравил британское судно с его победой:
Эти два гиганта действительно были истинными конкурентами, но начало Второй мировой войны прервало их соперничество.
Дальнейшая судьба французской «Нормандии»
Корабль «Нормандия» хотели было переоборудовать в авианосец, но идею оставили из-за высокой стоимости. Проще и дешевле было купить новые. Президент США Рузвельт попросил одного из ведущих американских инженеров продумать проект преобразования «Нормандии» в пассажирский лайнер. Корабль «Нормандия» можно было восстановить, но стоило это слишком дорого. В результате судно продали всего за сто шестьдесят тысяч долларов.
Русский инженер Владимир Юркевич пытался спасти свое детище даже после того, как «Нормандию» не смогли потушить, опрокинули, а затем неуклюже подняли. Он обращался к руководству СССР с предложением приобрести судно за два миллиона долларов. По самым скромным подсчетам восстановление корабля обошлось бы еще в двадцать миллионов. Юркевичу отказали: страна была ослаблена войной и денег на такие приобретения не было. Не было гаваней, маршрутов и технических средств, чтобы восстанавливать судно.