Жизнь после Ленина
После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко.
Статья по теме
Тайны последних дней. Как и от чего умер Владимир Ленин
Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным.
Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина». Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской.
Значимость противостояния Сталина и Крупской в 1930-х годах явно преувеличивается. Надежда Константиновна не имела достаточных рычагов влияния, чтобы представлять для Иосифа Виссарионовича угрозу в политической борьбе.
«Партия любит Надежду Константиновну не за то, что она великий человек, а потому, что она близкий человек великого нашего Ленина», — эта однажды сказанная с высокой трибуны фраза очень точно определила положение Крупской в СССР 1930-х годов.
Жизнь в Париже
В 1909 супруги решили переехать в Париж. Там произошло знакомство с Надежда и Инесса были немного похожи характерами, обе убежденно следовали коммунистическим канонам. Но, в отличие от Крупской, Арманд еще и была яркой индивидуальностью, многодетной матерью, прекрасной хозяйкой, душой компании и ослепительной красавицей.
Крупская Надежда Константиновна — революционерка до мозга костей. Но она также была мудрой и чуткой женщиной. И осознавала, что интерес ее мужа к Инессе далеко вышел за рамки партийной деятельности. Мучаясь, она нашла в себе силы принять этот факт. В 1911 году она, проявив максимум женской мудрости, сама предложила Владимиру Ильичу расторгнуть брак. Но Ленин, напротив, неожиданно прекратил отношения с Арманд.
Памяти Крупской
Надежда Крупская, 1936 год
- Музей Н. К. Крупской в Москве
- Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской
- Премия имени Н.К. Крупской (за особые заслуги в области распространения грамотности)
Библиотеки, вузы, школы
Библиотеки
- Центральная городская библиотека имени Н. К. Крупской г. Армавир Краснодарский край
- Астраханская областная научная библиотека им. Н. К. Крупской
- Центральная городская библиотека г. Дзержинска Нижегородской обл.
- Центральная городская библиотека им. Н. К. Крупской в г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область)
- Библиотека Н. К. Крупской в г. Королёв (Московская область)
- Библиотека им. Н. К. Крупской в г. Новороссийск, Краснодарский край
- Центральная районная межпоселенческая библиотека им. Н. К. Крупской (Тверь)
- респ. бывш. СССР
- Донецкая государственная областная универсальная научная библиотека имени Н. К. Крупской в г. Донецке, Украина
- Жлобинская центральная районная библиотека имени Н. К. Крупской (Белоруссия)
- Государственная республиканская библиотека им. Н. К. Крупской (Кишинёв, Молдавия)
- Ныне переименованные
Башкирская республиканская библиотека им. Н. К. Крупской (теперь — имени Заки Валиди)
Учебные заведения
- Вузы
Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской
- респ. бывш. СССР
- Горловский государственный педагогический институт иностранных языков им. Н. К. Крупской
- Мозырский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской (1964—2002)
- Семипалатинский педагогический институт им. Н. К. Крупской (Казахстан)
- Школы
- Гимназия № 1 им. Н. К. Крупской (г. Благовещенск, Амурская область)
- Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Н. К. Крупской в г. Истра (Московская область)
- МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской в г. Нижний Тагил (Свердловская область)
- Средняя общеобразовательная школа № 70 с углублённым изучением французского языка им. Н. К. Крупской в г. Новосибирске
- Средняя общеобразовательная школа № 25 им. Н. К. Крупской в г. Ульяновск
- МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской в г. Юрюзань (Челябинская область) с её личного разрешения
- Средняя общеобразовательная школа им. Н. К. Крупской в Деденево
- респ. бывш. СССР
- Средняя школа № 10 им. Н. К. Крупской в г. Петропавловск (Казахстан)
- Средняя общеобразовательная школа № 3 им. Н. К. Крупской с преподаванием ряда предметов на английском языке в г. Джамбуле Казахской ССР (ныне г. Тараз республики Казахстан)
- сш № 2 им Н. К. Крупской, Узбекистан, г. Бекабад. Основана в 1948 г.
- Ныне переименованные
Средняя школа № 19 им. Н. К. Крупской в г. Ереван (Армения)
Учреждения культуры и санатории
Учреждения культуры
- Областной театр юного зрителя в Нижнем Новгороде
- Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской в г. Челябинск
- Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской
- Государственный русский драматический театр (г. Фрунзе, Киргизия).(ныне им. Ч.Айтматова, г. Бишкек, Кыргызстан)
Санатории
- Санаторий им. Крупской в г. Евпатория (Крым)
- Санаторий им. Крупской (детский) в г. Железноводске (Ставропольский край)
Предприятия
- Кондитерская фабрика имени Крупской в г. Санкт-Петербург
- ОАО «Минская птицефабрика им. Н. К. Крупской»
- Совхоз им. Н. К. Крупской в Мелекесском районе Ульяновской области.
- Колхоз имени Крупской в Саратовской области, Базарнокарабулакский район, село Старые Бурасы
- Колхоз имени Крупской КБР, Лескенский район, с. Озрек
- Теплоход «Надежда Крупская»
Улицы и переулки
Улицы и переулки
-
- Москве,
- Санкт-Петербурге,
- Перми,
- Пензе,
- Саранске,
- Красноярске,
- Краснодаре,
- Иркутске,
- Ангарске,
- Батайске,
- Можайске (с 1927 года),
- Белгороде,
- Усолье-Сибирском,
- Смоленске,
- Мелитополе,
- Тольятти,
- Мурманске,
- Костроме,
- Нижнем Новгороде,
- Уфе,
- Якутске,
- Барнауле,
- Павлодаре,
- Тирасполе,
- Шахтёрске,
- Минске,
- Бресте
Памятники
- Памятник Крупской (Москва)
- Памятник Крупской в КБР,Лескенский район, с. Озрек
Памятные доски
- В Можайске на здании бывшей школы № 5 (сейчас внутри находится городской архив и музей боевой славы) находится мемориальная табличка, которая говорит о том, что это здание в 1918 году посещала Надежда Крупская. Само здание школы имеет адрес — улица Крупской, дом 1.
- Памятная доска на здании бывшей гостиницы «Бельведер» в Выборге.
- Памятная доска на здании северного корпуса санатория «Ударник» в Железноводске (Дворец эмира Бухарского) с барельефом профиля Н. К. Крупской и надписью: «Здесь в 1929 г. лечилась Н. К. Крупская — друг и соратник В. И. Ленина и его сестра М. И. Ульянова»
Почтовые марки
Почтовые марки в честь Крупской были выпущены в СССР (1956, 1964) и в Болгарии (1960).
После Октябрьской революции
В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции.
Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1919 г. в составе бригады ЦК РКП(б) приезжала в Пермь. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Этому вопросу была посвящена статья Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей.
С 1924 года — член ЦКК партии, с 1927 года — член ЦК ВКП(б). В 1928 г. вновь посетила Пермь вместе с М. И. Ульяновой. С 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. С. Макаренко (после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. С. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Горького). Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды.
На XIV съезде партии Крупская поддержала «новую оппозицию» Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. И. Бухарина, за исключение из партии Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно.
Крупская — автор многочисленных работ о В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Член Президиума Верховного Совета СССР. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Была инициатором открытия многих музеев в СССР, в том числе музеев Белинского и Лермонтова в Пензенской области. В 1930-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа», но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы.
До конца жизни выступала в печати, оставаясь членом ЦК ВКП(б), ВЦИК и ЦИК СССР. В 1937 году избрана депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. После смерти в 1939 году тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.
По данным профессора истории и известного знатока кулинарии В. Похлёбкина, Н. К. Крупская не обладала кулинарными дарованиями. В своей статье в журнале «Огонёк» «Что ел Ленин» Похлёбкин прямо связывал периоды более высокой работоспособности В. И. Ульянова с возникновением обстоятельств, когда еду ему готовила не супруга, а другие женщины. Это и сибирская ссылка (когда, среди прочего, в меню появляются и такие богатые витаминами и пр. продукты, как красная рыба) и жизнь в швейцарском пансионе. А в качестве «типичного» блюда от супруги Похлёбкин приводил пример повторяющейся несколько дней подряд «яичницы из четырёх яиц» и задавал вопрос — не с этим ли, в частности, связано возникновение у В. И. Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга?
Н. К. Крупская сыграла весьма неблаговидную роль в судьбе К. И. Чуковского. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»:
Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…
Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский (у него к тому же заболела туберкулёзом дочь) публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. Он действительно после этого не напишет ни одной сказки до 1942 года.
Смерть Ильича и противостояние Сталину
В 1921 году Владимира Ильича сразил инсульт. Вождя народов парализовало. Жена была рядом – она ухаживала за Лениным, старалась возвратить к прежней жизни, учила говорить, писать и читать. В то время Надежде Константиновне удалось сделать невозможное – даже сейчас после инсульта люди с трудом восстанавливаются.
Ленин не только восстановился, но и стал работать с удвоенной силой. Чего делать не следовало – второй инсульт свалил его окончательно. Крупская уже ничем не могла помочь. Ленин скончался в 1924 году в возрасте 53 лет.
Надежда Константиновна не прекратила работать. Она занималась делами детей-беспризорников, но в то же время осуждала методы Макаренко и стихи Чуковского. Последний даже какое-то время перестал писать свои «идеологически вредные» стихи. Еще у вдовы были довольно сложные взаимоотношения с новым вождем народов – Иосифом Сталиным.
Еще в середине 20-х годов вдова Ильича поддерживала политику, которую предлагали Каменев и Зиновьев, осуждала террор в стране, высказывалась об этом в своих статьях. Правда, потом признала свои суждения ошибочными. Были сплетни о том, что на съезде КПСС Крупская хочет зачитать последнее письмо Ленина, в котором он указывает, кому быть генеральным секретарем ЦК.
В. И. Ленин после инсульта
Советская система образования: поиск «золотой середины»
Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой. До ареста и ссылки она успела поработать учителем в Петербургской воскресной школе. Затем были две эмиграции. И лишь в апреле 1917 г. она вместе с мужем Владимиром Лениным вернулась в Россию.
Время, проведённое за границей, Крупская потратила не только на партийную работу
Особое внимание она уделила изучению иностранных систем воспитания и образования детей. У неё возник свой образ педагогического подхода, в котором заграничный опыт соединялся с потребностями молодого советского государства
Естественно, с упором на марксистско-ленинской теорию. Согласно нему, коллектив стоял выше индивидуальности, а общественное — выше личного. Важная роль в таком подходе отводилась принципам интернационализма, обучению через труд и антирелигиозному воспитанию.
После Гражданской войны страна лежала в руинах, вся старая система была разрушена. И одной из главных проблем советского государства стала детская беспризорность. Бороться с ней пыталась «Лига спасения детей», но её ликвидировали в начале 1920-х гг. из-за несоответствия большевистским идеям. Крупская попыталась заменить Лигу другой организацией — «Друг детей». Но затея провалилась. Надежда Константиновна сделала соответствующие выводы. Она поняла, что находится на правильном пути. Нужно лишь скорректировать деятельность.
Надежда Крупская. (Wikimedia Commons)
К тому времени Крупская работала в Народном комиссариате по просвещению. И все силы бросила на формирование новой системы воспитания и образования. Советской системы. Благодаря её деятельности в стране появилось пионерская организация. За основу была взята скаутская система. Надежда Константиновна рассудила, что пионерия должна стать скаутской по форме, но коммунистической по своему содержанию. На эту тему она даже написала статью, назвав её «РКСМ и бойскаутизм».
Другая инновация Крупской — внедрение дошкольного образования. По всей стране, находящейся ещё в руинах, начали массово появляться детские сады, а вместе с ними и детские площадки. Параллельно появились первые ясли и материнские школы.
Но главная и самая трудная задача, которая встала перед Крупской, — это построение новой советской школы. Вчерашние беспризорники, трудные подростки, малолетние преступники — их необходимо было поместить в такую среду, в которой они могли бы найти себя. Стать полноценными гражданами своей страны. А добиться такого эффекта по щелчку пальцев было невозможно. Требовалось «резать по-живому» — проще говоря, полностью изменить подход к воспитанию и образованию.
Казалось, что Крупской удалось найти правильное решение. Она заявила, что хочет сделать не «школу учёбы, а школу жизни». А жизнь в её представлении была неразрывно связана с трудом. Требовалось отказаться от религиозных дисциплин. Вместо этого детям начали преподавать историю революции, победу над самодержавием и буржуазией. Был введён метод проектной работы, а за образец взяли педагогический опыт Америки. Но если за океаном упор делался на индивидуальность, то в России — на коллектив.
Свадьба и эмиграция
Ленин, отбывая наказание в Шушенском, вел переписку с Надеждой. Однажды в письме он предложил ей официально стать его женой. Немного подумав, Крупская ответила согласием. После этого Ленин стал ходатайствовать о том, чтобы Надежду перевели в Шушенское. Вскоре это ходатайство было удовлетворено. Однако паре поставили условие: они обязаны были обвенчаться по христианским канонам. Обряд венчания прошел в ближайшей сельской церквушке. Причем кольца, которыми обменивались молодожены, были выкованы кузнечных дел мастером из медных монет.
В 1900 году, сразу же после ссылки, Владимир Ильич выехал в Швейцарию. Срок ссылки Крупской, так уж вышло, окончился позднее, и в Европу она смогла попасть лишь в 1901 году. Будучи за границей, Надежда Константиновна не только оказывала помощь мужу во всех его делах, но и исполняла обязанности секретаря редакции печатного издания «Пролетарий».
В 1905-м, когда в Российской империи вспыхнула первая революция, Ленин и Крупская прибыли из-за рубежа на родную землю — стоять в стороне они не могли. Надежду Константиновну в этот период назначили секретарем ЦК партии — весьма почетная и ответственная должность. Но в декабре 1907 года, когда волнения в стране поутихли, паре опять пришлось покинуть пределы России.
В годы эмиграции Надежда Константиновна сильно увлеклась вопросами и проблемами педагогики. В 1915 году она закончила и опубликовала свой знаменитый очерк «Народное образование и демократия». Стоит отметить, что Крупская считается одним из главных идеологов советской образовательной системы. И в тридцатых годах за заслуги в данной сфере ей присвоили звание доктора педагогических наук.
Работа Крупской
В ноябре 1917 года Крупская становится заместителем комиссара просвещения. Со временем она сделает науку и образование своей основной деятельностью ( в 1920 году Надежда Константиновна – уже председатель комитета по образованию). Не оставался без внимания и женский вопрос – супруга вождя издавала журнал «Коммунистка», на страницах которого велась пропаганда коммунизма. Также она обучала работающих женщин грамоте. В это же время здоровье начинает потихоньку подводить Крупскую, кроме того, в результате покушений пошатывается и здоровье супруга – Ильич перенес три инсульта. Постепенно вождь пролетариата угасал и скончался в январе 1924 года. Для его вдовы наступили трудные времена.
После смерти Ленина началась борьба за власть, в которой ключевой фигурой был Иосиф Сталин. Отношения с ним у Надежды Константиновны были прохладными, и после смерти Ильича обострились – Крупская оказалась в политической изоляции. Она еще пыталась противостоять растущему сталинскому режиму – на очередном съезде партии подвергла критике политику его и сторонников. Впоследствии поняла, что более не может находиться в оппозиции – это становилось опасно для жизни. Но до самой своей смерти продолжала участвовать в политической жизни страны
Большое внимание уделяется свободе женщин, вопросам о легализации абортов
В 1930-е годы Крупская выпускает брошюру, где описывает свои взгляды. Но у Сталина свое видение на социальную ячейку общества – и оно перевешивает мнение бывшей «первой леди».
Скончалась Крупская в 1939 году в довольно преклонном возрасте. Прах помещен в Кремлевскую стену на Красной Площади.
Историки и биографы четы Ульяновых-Лениных много спорили о том, почему этот союз продержался так долго? Ведь у Ильича были связи на стороне, особенно выделялась одна из его многочисленных любовниц – Инесса Арманд. Казалось бы, Надежда Крупская могла бы бросить неверного супруга, но она повела себя по-другому, так как разделяла взгляды мужа, была верной соратницей и личностью, а не просто преданной женой, полностью растворившейся в муже и его деятельности. Ленин это знал и ценил. Наверно, поэтому эта пара вошла в историю революционной жизни молодого Советского Союза, как эталон, пример той ячейки общества, которую представляли последующие правители государства.
Жизненный путь
В 1889 году пошла на Бестужевские высшие женские курсы (один из первых вузов для женщин в России), но вскоре попала в марксистский кружок, и работа в нем оказалась для нее важнее учебы. Спустя год она совсем оставила курсы. Марксизм захватил девушку, и она полностью погрузилась в социальную и политическую деятельность. С 1891 и до 1896 года она преподает в вечерней школе для рабочих, одновременно занимаясь пропагандой социалистических идей. В 1894 году через знакомых по кружку узнала молодого и рьяного марксиста Владимира Ульянова. Общность взглядов и приверженность делу сразу сблизили молодых людей. Владимир хотел объединить разрозненную деятельность марксистских кружков в одну организацию. В результате совместной работы с Крупской в 1895 г. возник «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году участие в «Союзе борьбы» привело к аресту Надежды и еще нескольких сот членов организации, а спустя семь месяцев заключения она отправлена в ссылку в Уфимскую губернию. В следующем году сослан был и Ульянов — в село Шушенское. В это время в переписке пара решила пожениться. Тогда Надежда обратилась к властям с просьбой переместить ее к возлюбленному, ссылаясь на запланированную свадьбу. Разрешение было получено, и остаток срока она отбывала с Лениным. В 1898 году состоялось венчание. Молодые к этому времени уже не были верующими, но на церковном браке настояла мать девушки. В том же году была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, и Крупская стала ее членом. Соратники уважали девушку и считали ее самой умной и преданной делу женщиной в партии. В 1899 году Надежда Константиновна написала книгу о положении женщин рабочего класса в России «Женщина-работница». В ней девушка показывает плачевное состояние трудящихся представительниц прекрасного пола и говорит о необходимости их присоединения к классовой борьбе. Издать книгу удалось только за границей и под псевдонимом. Вскоре снова начались аресты, и в 1901 году вместе с мужем Крупская уехала за границу. В Германии они организовали выпуск революционной газеты «Искра», и Надежда стала секретарем этого издания, а также партийных газет «Вперед» и «Пролетарий». В 1905 году супруги возвращаются в Россию и принимают участие в Первой русской революции, Крупская становится секретарем Центрального комитета. Когда восстание было подавлено и не привело к желаемым результатам, она снова покинула страну. Во второй эмиграции она продолжает работать в революционных изданиях и налаживает контакты зарубежных активистов с российскими. На ней же лежит и забота о политических беженцах, которым она искала работу и проживание. Одновременно Надежда не оставляла и собственные интеллектуальные поиски и занялась изучением педагогики. Бывшую учительницу волновала проблема образования в России, и она искала пути его эффективного устройства, обращаясь к литературе просветителей и опыту европейских государств. В 1915 г. на основе своих изысканий она пишет книгу «Народное образование и демократия». Весной 1917 года возвращается на родину и помогает Ленину в организации Октябрьской революции. После победы большевиков взяла на себя социальную работу и вопросы просвещения. Именно под ее руководством был создан комсомол и движение пионеров, а в стране появилась система детских садов и площадок
Важной задачей школьного образования считала коммунистическое воспитание и поддерживала внедрение цензуры и антирелигиозной пропаганды. После смерти мужа в 1924 году потеряла свою политическую волю
Она не соглашалась с решениями Сталина и даже поначалу поддерживала его противников Зиновьева и Каменева, но бороться за свою позицию не стала, хотя имела значительное влияние в партии. Оставив политику, Крупская продолжала заниматься просвещением и много работала с детьми
В 1937 году стала доктором педагогических наук. В 1939 году Надежда Константиновна отпраздновала свое 70-летие и на следующий день скоропостижно скончалась.
После Октября
Вплоть до смерти Владимира Ильича в январе 1924 года Крупская была рядом с ним. На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память – всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что много ещё не устроено в нашей стране…».
В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Горках
Крупская долгие годы работала в системе наркомата просвещения, с 1929 года занимала должность заместителя наркома. Важная роль принадлежит ей в создании комсомольской и пионерской организаций. Она внимательно изучила скаутское движение в Европе и Америке и поняла, что при внесении соответствующих изменений в виде большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России.
При активном участии Крупской создавалась советская система образования и педагогики. Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования». Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде.
Н.К. Крупская на похоронах В.И. Ленина
Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место. К примеру, она очень критично отнеслась к педагогической системе, разработанной А. С. Макаренко. В 1928 году её критика на съезде комсомола привела к тому, что известного педагога освободили от руководства детской колонией им. Горького.
Подробнее
Надежда Крупская является неоднозначным историческим лицом. Многие годы ее биографию приукрашивали, затем – поливали грязью. Она сама поделилась воспоминаниями о своем прошлом в книге «Моя жизнь».
Надя Крупская появилась на свет 26.02.1869. Ее родители обедневшие дворяне: отец – юрист, мать – гувернантка. Девочку определили учиться в гимназию, которую она закончила в 1887 г. Далее девушка продолжила образование на Бестужевских курсах, но по неизвестной причине прервала учебу. Юная Надя вместо высшего образования выбрала работу учителя в пролетарской вечерней школе и занятия в марксистском кружке.
Во время марксистских занятий состоялось ее знакомство с Владимиром Ульяновым. Ее поразила его преданность идеям Маркса и способность заинтересовать ими окружающих. Он тоже заметил неординарную девушку.
В 1896 году ее устоявшаяся жизнь школьного учителя завершилась арестом и ссылкой в Уфу. Для Владимира местом отбытия наказания за революционную деятельность было определено село Шушенское. После многочисленных прошений к властям, девушке разрешили отбыть в Шушенское к жениху для заключения брака. В 1898 году в церкви состоялось венчание Ульяновых.
Находясь в эмиграции, Надежда вела жизнь профессиональной революционерки, и во всем поддерживала мужа: работала с почтой, организовывала партийные курсы, переписывала и редактировала статьи. Возвратившись в 1917 году на Родину, Н.Крупская участвовала в подготовке Октябрьской революции.
Дальнейшая ее работа связана с созданием молодежных организаций. Она ознакомилась с европейским скаутским движением, и адаптировала его под большевистские интересы, создав пионерскую организацию и комсомол. Велика ее роль в деле народного образования. Она являлась одним из авторов советской системы обучения детей.
Смерть Ленина кардинально изменила карьеру Крупской. Она пыталась критиковать решения Сталина, вступалась за репрессированных, но легко уступала, так как не обладала достаточной волей к сопротивлению. Попытки помешать преследованию детей врагов народа закончились для Крупской отстранением от активной деятельности. Последние годы она занималась библиотечной работой, писала мемуары и рецензии к фильмам. Благодаря ее усилиям открывались новые музеи. За многолетнюю просветительскую работу с молодежью она удостоилась степени доктора педагогических наук.
Скончалась Н.Крупская скоропостижно от перитонита. Загадочная болезнь развилась внезапно во время празднования ее дня рождения в 1939 году, и породила множество домыслов. Местом захоронения праха жены вождя стала Кремлевская стена.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Полупочести, полуопала
Но что касается Надежды Константиновны… Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Однако, когда стали убивать ее знакомых, которых она знала годами и десятилетиями, а она прекрасно понимала, что это не какие-то английские шпионы, вот тут она и поняла, что в стране творится кошмар.
Она не была столь волевым человеком, чтобы бросить вызов, но иногда она пыталась заступиться. И можно представить, в каком кошмаре она сама жила. Ведь она не была глупенькой и отдавала отчет в том, что происходит. И понимала, к чему это может еще привести.
И, конечно, я не думаю, что она собиралась выступить на съезде, но все равно Сталин убирал таких людей, которые хоть на что-то были способны, которые хоть что-то человеческое сохранили и смели понимать. Он даже угрожал ей. Интересная такая угроза или шутка прозвучала, когда что-то Крупская попыталась по-своему сказать, он ответил, что «а мы назначим вдовой Ленина другую».
Протоиерей Александр Ильяшенко:
Это как-то зафиксировано? Потрясающе…
Профессор Владимир Лавров:
Это зафиксировано. То ли шутка, а с другой стороны, Сталин слова на ветер не бросал. Он взял бы и назначил другую или развел бы…
Протоиерей Александр Ильяшенко:
Посмертно.
Профессор Владимир Лавров:
Понимаете, ей же все передавали. Вот так жить… Причем, вроде бы ей оказывали какие-то почести – в президиум сажали, разрешали перед пионерами выступать, делиться воспоминаниями. А с другой стороны, ее отстраняли, отстраняли и отстраняли от работы, позволили, в конце концов, только библиотечным делом заниматься, то есть третьестепенным все-таки. И она чувствовала, что она в эдакой полуопале. И те, кто рядом, тоже чувствовали.
Но она и сама сыграла, хотя и далеко не главную роль, но все-таки это была идея Надежды Константиновны, что школа должна не обучать, а воспитывать коммунистов, потрясающая идея. Это ее предложение закрыть исторические факультеты, филологические факультеты, философские факультеты…
Протоиерей Александр Ильяшенко:
То есть гуманитарное образование просто было пресечено, в том числе, по ее идее.
Н.К. Крупская. 1936 год.
Без детей для детей
У Надежды Константиновны и Владимира Ильича не было детей. Слишком они рисковали в своей революционной жизни. Кроме того, по наследству Крупская получила страшное аутоиммунное заболевание — базедову болезнь. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению недуга. В то время эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было, и прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью.
Работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет.
В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории.
Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции.
С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением.
— В 1917 году 72 процента людей в стране не умели читать и писать. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! — рассказывает лектор-экскурсовод Музея-заповедника «Горки Ленинские» Раиса Савельева.
«Птенчиков не будет никогда»
Профессор Владимир Лавров:
Погром был. Был погром гуманитарного образования в России. То есть Крупская еще с одобрения Ленина в силу своих коммунистических взглядов просто творила зло, творила то, что совершенно не соответствовало интересам российского народа. При этом Надежда Константиновна была все-таки лично несчастна. Она же очень переживала, особенно когда ей хотелось внуков понянчить, а она ведь даже детей не нянчила.
И здесь возникает вопрос: почему? Какие есть документы об этом? Есть два письма. Мама Ленина, Мария Александровна, написала ей, когда еще она была в ссылке: «Когда птенчики будут?» Сохранился ответ Надежды Константиновны, что «птенчиков не будет никогда».
Протоиерей Александр Ильяшенко:
А почему, не объясняется?
Профессор Владимир Лавров:
Нет, не написано, почему. Есть историческая статья, автор которой докопался до записи врача в Уфе, который осматривал Надежду Константиновну. И там диагноз – генитальный инфантилизм. Но насколько это соответствует действительности, не берусь судить.
Что можно сказать точно: сохранилось письмо Владимира Ильича своей маме, где он пишет, что из-за женской болезни Надежда Константиновна должна несколько недель лежать. Однако какая женская болезнь, не пишет.
В эмиграции у нее была базедова болезнь, о чем сохранились документы. Причем Надежда Константиновна очень мужественно боролась с этой болезнью, пошла даже на тяжелейшую операцию, без наркоза. Хотела побороть болезнь. А операция почти не принесла результата.
И, скажем, эта выпуклость глаз, и даже партийные клички… Какие муж давал ей партийные клички? Рыба, селедка… Эта выпуклость глаз – от базедовой болезни, а осложнение – бесплодие. Весьма возможно, что-то было еще, но, во всяком случае, от базедовой болезни тоже могло быть.
Владимир Ильич не был ей верен. Есть документ, что у него была интимная связь с одной француженкой. Точнее, представитель Института Маркса, Энгельса и Ленина был во Франции, видел интимные письма Ленина к одной француженке. Это в середине 30-х годов происходило, причем владелец писем отказался продать их в Советский Союз, сказав, что продаст только после смерти Крупской, а пока она не должна знать, что было. Однако письма так и не попали в руки историков. Где они – неизвестно.