Салемские ведьмы: идёт охота

Причина охоты на салемских ведьм

Первой причиной, как было упомянуто выше, стало состояние девочек из семьи пастора Парриса. Эбигейл и Лиззи в один момент начали жаловаться на жар и перепады настроения, дурноту, судороги. Затем они принялись вести себя так, будто бы в них вселились демоны.

Они кричали, огрызались и кусались, прятались за диванами и под столами. Через несколько дней схожее поведение стали демонстрировать и некоторые другие дети, живущие недалеко от Паррисов.

После того, как доктор Григгс предположил, что здесь не обошлось без магического влияния, дети на допросах начали раскрывать все больше и больше деталей. Они рассказывали, что кто-то в темноте колол их булавками, щипал и кусал, когда они пытались спокойно спать ночью.

В показаниях потерпевших также говорилось о следующих вещах:

  1. Некая неведомая злая сила заставляет их бесноваться, корчиться, принимать странные и неестественные позы, спать днем и бодрствовать ночью;
  2. В темное время суток наяву и в кошмарах одержимым являлись призраки и духи, которые мучили и терзали их;
  3. Магическое воздействие со стороны вынуждает их грязно ругаться, проклинать всех вокруг, издавать звероподобные звуки;
  4. Из-за порчи, наведенной местными колдунами да ведьмами, одержимые не могли зайти в церковь; от молитв и песнопений им становилось дурно: они падали в обморок или крепко зажимали уши руками.

Семеро детей, на основе слов которых вынесли первые обвинения, заявляли, что ночами видели, как над городом Салем летают ведьмы на метлах.

Анна Путнам, одна из первых обвинившая бывшего салемского священника в связи с Дьяволом, настаивала, что призрачный силуэт Берроуза являлся к ней в ночи, домогался и уговаривал отправиться с ним на Лысую гору, чтобы там присягнуть в верности Сатане.

По мере того, как охота на ведьм в массачусетском городке Салем набирала обороты, появлялись все новые основания, почему того или иного человека обвиняют в ведьмовстве. Среди них были:

  1. Образ жизни, не типичный для пуританского общества;
  2. Отказ посещать церковь или носить крестик на груди;
  3. Особенности внешнего вида: цвет глаз или волос, строение тела, наличие родинок, бородавок, родимых пятен;
  4. Экстравагантный внешний вид – одна из причин, почему Бишоп оказалась за решеткой;
  5. Финансовый достаток;
  6. Неожиданные смерти или болезни, которые поражали добропорядочных жителей Салема;
  7. Проблемы с домашними животными и скотом, например, рождение нездоровых телят;
  8. Внезапно портящиеся продукты, в частности сыр и молоко, после того как дом посещала ведьма;
  9. Высказывания о том, что «одержимые» дети заигрались и просто лгут взрослым, не понимая, к каким последствиям приведет их жестокая игра;
  10. Попытки оправдать тех, кто оказался под стражей;
  11. Отказ проходить медицинский осмотр, во время которого и выявлялось наличие «ведьминых сосцов» – папиллом, родинок и бородавок;
  12. Вера в магию, в потусторонние силы, присутствие в доме соответствующих книг или рукописей.

Каждый подозреваемый в городе Салем очень тщательно осматривался медицинской комиссией, опрашивался лицами, ведущими следствие. В ряде случаев людей пытали или проверяли, окунув на время с головой в ледяную воду.

Руки и ноги подозреваемого были крепко зафиксированы, чтобы человек не мог всплыть. Если обвиняемый не начинал дышать под водой, как якобы это умели делать ведьмы, его оправдывали.

Киноадаптации

1937 появился Paramount производства Im Kreuzverhör (оригинальное название: Maid Салима ). Режиссер Фрэнк Ллойд , главные роли исполнили Клодетт Кольбер , Фред МакМюррей и Гейл Сондергаард . Фильм рассказывает вымышленную историю о молодой женщине, обвиненной в колдовстве на фоне исторических судебных процессов над ведьмами.

В 1957 годе снято DEFA на французском языке — немецком совместное производство которых основаны на процессы игры по Артуру Миллеру , озаглавленные ведьмам Салема (также известных под названием охоты на ведьм ). Среди авторов были Ив Монтан , Симона Синьоре , Мишель Пикколи и Сабина Тальбах , сценарий написал Жан-Поль Сартр , музыку — Ханс Эйслер .

В 1960 году на экраны вышла немецкая телеэкранизация пьесы Миллера. Режиссер Людвиг Кремер , Ганс Христиан Блех исполнил главную роль .

В 1972 году в США снимался фильм Денниса Аццареллы «Салемские ведьмы: ужас и надежда ». Получасовой короткометражный фильм предназначен для школьных уроков и стремится к исторической достоверности, диалоги основаны на оригинальных судебных файлах.

В 1996 году эта тема была снова снята под названием « Охота на ведьм» (английское оригинальное название: The Crucible ). Миллер сам написал сценарий . Дэниел Дэй-Льюис в роли Джона Проктора , Вайнона Райдер в роли Эбигейл Уильямс , Пол Скофилд в роли судьи Томаса Дэнфорта , Джоан Аллен в роли Элизабет Проктор и Брюс Дэвисон в роли преподобного Сэмюэля Пэрриса . Фильм был номинирован на две премии Американской киноакадемии.

Американский телесериал Салем, состоящий из 3 сезонов, которые можно было смотреть с апреля 2014 года по январь 2017 года, частично основан на реальных событиях и реальных людях, например. Б. Коттон и Инкремент Мазерс, Титуба и Мерси Льюис; Однако по драматургическим причинам были включены вымышленные, в первую очередь сверхъестественные, элементы и люди, которые отклоняются от исторических фактов.

Помимо этих фильмов, повествующих об исторических событиях в Салеме, суды над ведьмами иногда также служат фоном для фильмов ужасов, действие которых происходит в настоящем . Часто речь идет о потомках людей, вовлеченных в процессы того времени. В отличие от исторической реальности, обвиняемым в то время в основном приписывались магические силы, и предполагается, что они участвовали в оккультных ритуалах.

В фильме Лусио Фульчи « Зомби, повешенный на веревке звонка » , город , позаимствованный у Лавкрафта, где прорывается зло, построен на руинах города Салем, где также происходит разборка .

В 2006 году фильм был выпущен , пакт — Пакт о Ренни Харлин . В главных ролях были Стивен Стрейт , Лаура Рэмси и Тейлор Китч .

Американский телесериал « Американская история ужасов» посвящен суду над Салемскими ведьмами в 2014 году в третьем сезоне.

В 2012 году на экраны вышел фильм ужасов Роба Зомби « Повелители Салема ».

В фильме ужасов Андре Овредаля « Вскрытие Джейн Доу» из 2016 года приводятся некоторые доказательства того, что исследуемый труп является подозреваемой ведьмой в суде над салемскими ведьмами.

Действие компьютерной игры ужасов Murdered: Soul Suspect происходит в Салеме и повествует об испытаниях ведьм.

В сериале Timeless четвертый эпизод второго сезона, « Охота на ведьм в Салеме» , происходит в Салеме во время судебных процессов над ведьмами.

Ужасная игра The Dark Pictures Anthology: Little Hope от 2020 года также четко отсылает к судебным процессам над ведьмами.

Наследие

Суд над салемскими ведьмами, хотя и незначительный инцидент в гораздо более широкомасштабном преследовании религиозных и социальных нонконформистов как «ведьм» в Европе со времен средневековья, является ярким и поучительным эпизодом в американской истории. Запомнившиеся в основном из-за своего аномального характера, судебные процессы являются примером угрозы основополагающим идеалам Америки свободы, справедливости, религиозной терпимости и плюрализма. Даже в Новой Англии, которая признала реальность сверхъестественного, испытания в Салеме отвергались ведущими пуританами. Среди других клерикалов, выразивших озабоченность испытаниями, Инкриз Мэзер написал в «Делах совести о злых духах» (1692), что «лучше было бы побегу десяти подозреваемых ведьм, чем осудить невиновного».

Термин «охота на ведьм» вошел в американский лексикон для описания поиска и преследования людей или членов групп, придерживающихся политически непопулярных взглядов. В первую очередь он использовался для описания и дискредитации слушаний Маккарти в Сенате США в 1950-х годах, которые стремились выявить коммунистов или сторонников коммунистов в правительстве и на других государственных должностях.

Испытания также послужили фоном для двух великих американских драматических произведений — пьесы Джайлз Кори в книге Генри Уодсворта Лонгфелло Трагедии Новой Англии и классическая пьеса Артура Миллера, Горнило. Пьеса Лонгфелло, которая повторяет форму шекспировской трагедии, представляет собой комментарий к отношениям, преобладающим в Новой Англии девятнадцатого века. Пьеса Миллера — это комментарий к слушаниям Маккарти.

Лоис ведьма Элизабет Гаскелл — это новелла, основанная на Салемской охоте на ведьм и показывающая, как ревность и сексуальное желание могут привести к истерии. Ее вдохновила история Ребекки Нерс, чье обвинение, суд и казнь описаны в Лекции по колдовству Чарльз Апхэм, унитарианский министр в Салеме в 1830-х годах. Висельный холм Лоис Дункан — это художественная литература для молодых взрослых, в которой главная героиня Сара и многие другие оказываются перевоплощениями обвиняемых и убитых во время судебных процессов. Бесчисленное множество других популярных изображений, включая эпизоды Звездный путь а также Симпсоны, привели к постоянному признанию Салемских процессов над ведьмами как примечательного, знакового инцидента в американской истории.

Инциденты

Состояние раскопок в доме приходского священника Сэмюэля Пэрриса в Салем-Виллидж (ныне Данверс) в мае 2006 года — именно здесь и начались обвинения в колдовстве.

Знак на археологическом памятнике священника

В 1689 году проповедник возрождения Сэмюэл Пэррис был назначен первым независимым лидером строго пуританской общины Салема. В центре его проповедей была битва между избранным Богом народом и сатаной. Зимой 1691/92 года его дочь Элизабет «Бетти» Пэррис и его племянница Эбигейл Уильямс начали вести себя заметно, в частности, странно говорить, прятаться под вещами и ползать по земле. Ни один из назначенных врачей не смог объяснить страдания девочек с медицинской точки зрения. Доктор Уильям Григгс после тщательного обследования и исключения всех известных в то время психических расстройств заподозрил, что ими может обладать дьявол. Девочек как будто скручивает невидимая рука дьявола. Абигайль и Элизабет подтвердили это, рассказав, как их мучили невидимые руки. Пэррис сразу же принял это объяснение и сказал, что город был оккупирован сатаной. Армия чертей готова вторгнуться в новое поселение. Елизавета сообщила, что сатана пытался приблизиться к ней. Поскольку она отвергла его, он теперь посылает своих приспешников, ведьм. Один из способов отразить атаку сатаны — идентифицировать ведьм и давать им имена. Помимо двух девочек, Бетти и Эбигейл, на Энн Путнэм , Бетти Хаббард, Мерси Льюис, Сюзанну Шелдон, Мерси Шорт и Мэри Уоррен также оказывали давление, чтобы они назвали имена людей, которые околдовали девочек.

Титуба, один из первых обвиняемых в суде над Салемскими ведьмами (иллюстрация 1878 г.)

Сначала они обвинили Сару Гуд, Сару Осборн и Титубу. Сара Гуд была известной нищей, дочерью французского трактирщика; Говорили, что она часто разговаривала сама с собой. Сара Осборн была прикованной к постели пожилой женщиной, которая, как полагают, отняла у детей своего первого мужа наследство, отдав его новому мужу. Титуба был индейцем или черным рабом священника Сэмюэля Пэрриса. Он сообщил о встречах ведьм и утверждал, что видел некоторые имена в книге Сатаны.

Деревенская община, находящаяся под угрозой со стороны коренных племен и лишенная официального правительства после отмены Соглашения о колонии в заливе 1684 года и восстания 1689 года, поверила обвинениям.

Широко обоснованный сатанизм в обвинениях заметно отличается от других видов охоты на ведьм в стране. Влиятельное духовенство Новой Англии было хорошо знакомо с судебными процессами над ведьмами и испытаниями детей на шведских процессах над ведьмами 1660-х и 1670-х годов, поэтому мотив пакта дьявола и собраний ведьм, возможно, пришел из Скандинавии.

Симптомы колдовства

История салемских ведьм началась 20 января 1692 года, когда у Элизабет, 9-летней дочери Сэмюэля Пэрриса, и Эбигейл Уильямс, его 11-летней племянницы, начались странные припадки. Девочки кричали, прятались от людей, бились в конвульсиях. Когда неведомая болезнь отступала, они жаловались на то, что их как будто кто-то колет ножом или булавкой. Но самое гнетущее впечатление на богобоязненных жителей Салема произвело то, что девочки в церкви затыкали уши, когда пастор читал проповедь. Иначе как кознями дьявола подобное было объяснить невозможно.

Врач, обследовавший девочек, сообщил, что симптомы очень похожи на те, что наблюдались у детей в Бостоне 4 года назад. Тогда было вынесено официальное судебное решение, что детей заколдовала ведьма — ирландская прачка Энн Гловер. Женщину повесили. Сомнений не оставалось — в Салеме завелась ведьма, которую нужно было срочно найти и обезвредить.

Тем временем и другие дети в деревне стали вести себя похожим образом. Стремясь поскорее найти источник злого колдовства, соседка Пэрриса по имени Мэри Силби приказала одному из рабов в доме пастора приготовить «ведьмин пирог». Согласно народному поверью, если замесить ржаную муку на моче жертвы ведьминого колдовства, а потом дать съесть испеченный из такого теста пирог собаке, то ведьма будет мучиться от боли, как будто собака кусает ее.

Пастор Пэррис, узнав о поступке соседки, пришел в негодование. Он строго отчитал Мэри Силби, заявив, что прибегать к суевериям вместо помощи Господа — это все равно что потворствовать колдовству. Пэррис заявил, что лично найдет ведьму, не прибегая ни к каким уловкам. Он подверг девочек строгому допросу, и напуганные дети наконец указали на «ведьму». Ей оказалась рабыня пастора по имени Титуба (до сих пор точно не понятно, была она африканкой или индианкой). По словам девочек, Титуба «говорила с ними о магии». Кроме того, они назвали еще двух «ведьм» — деревенскую нищенку Сару Гуд и одинокую вдову Сару Осборн. 29 февраля 1692 года все эти женщины были арестованы.

Казалось бы, община могла вздохнуть спокойно. В обвинениях против цветной рабыни никто не сомневался, судьба нищенки никого не волновала. А Сару Осборн в Салеме крепко недолюбливали за то, что она не ходила в церковь и вообще относилась к пуританству довольно критично. Однако 11 марта заболела еще одна девочка по имени Энн Путнам. По ее обвинению была арестована еще одна жительница деревни — Марта Кори. Стало ясно, что охота на ведьм в Салеме только начинается.

Дальнейшая судьба зачинщиц[править | править код]

Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс, ставшие зачинщицами этого инцидента, подверглись всеобщему осуждению и презрению. Нет никаких данных о том, чтобы одна из них или они обе публично принесли извинения осуждённым или раскаялись в случившемся. Пэррис в 1710 году, в возрасте 27 лет, вышла замуж за торговца и сапожника Бенджамина Бэрона, родила от него трёх дочерей и сына, и, пережив мужа на шесть лет, скончалась в Конкорде 21 марта 1760 года в возрасте 77 лет.

Судьбу Уильямс проследить не удалось: после 3 июня 1692 года её имя больше нигде не упоминалось.


Уильям Стоутон, председательствовавший на суде

Заговор пастора

Современные исследователи не раз пытались понять, что же произошло в Салеме. Самая простая версия: массовая истерия, обусловленная религиозным фанатизмом пуритан. Другие утверждают, что дети в Салеме и других местах отравились спорыньей (грибок, поражающий рожь и вызывающий у людей спазмы и расстройства психики). Наконец, весьма популярна теория о некоем сговоре детей, которые, начав обманывать, уже не могли остановиться, напуганные общественным резонансом своей проделки.

Последняя версия имеет под собой существенные основания. Одна из девочек-обвинительниц, которую звали Мэри Херрик, в самый разгар процесса призналась, что все выдвинутые ею обвинения ложны. Собственно, с ее признания всеобщее безумие и пошло на спад. Энн Путнам, по чьему обвинению была арестована и повешена Марта Кори, в 1706 году публично заявила, что давала показания против невинных людей, потому что была обманута дьяволом.

Еще интереснее, что во время процесса одна из девочек прямо на судебном заседании обвинила в колдовстве одного из влиятельных жителей Салема. И буквально тут же взяла свои слова обратно, признавшись, что это было просто баловство. Как будто ей кто-то подсказал, как надо поступить. Похоже, если сговор детей действительно существовал, то он возник отнюдь не сам собой. Кто же мог стоять за спинами детей?

Весьма подходящий кандидат на эту мрачную роль — пастор Сэмюэль Пэррис. Не сумев наладить дела в своем приходе, он вполне мог изобрести коварный план по тому, как прибрать Салем к рукам. Страх перед сверхъестественными силами отлично подходил. Напугать прихожан Богом во время проповедей ему не удалось и он решил привлечь на помощь другую сторону. Несмотря на свой сан пастора, Пэррис воспринимал мир весьма цинично. Ведь духовную карьеру он начал строить довольно поздно, а до этого был обычным плантатором.

Непосредственно перед переездом в Салем Сэмюэль Пэррис жил в Бостоне и прекрасно знал историю суда над Энн Гловер. Так что он вполне мог подговорить девочек симулировать нужные симптомы, оговорить свою рабыню, чтобы приобрести авторитет «охотника на ведьм» и показать общине Салема свою полезность. Однако его план провалился. Начав интригу, пастор не смог ее контролировать и только наблюдал, как полыхает раздутое им пламя. После того как все утихло, Пэррис принес официальные извинения за свое участие в процессе над ведьмами и был оправдан.

Он еще некоторое время провел в Салеме и даже сумел отсудить у общины недоплаченные ему деньги. Затем вернулся в Бостон, где снова занялся бизнесом, навсегда оставив пасторское служение.

Вовлеченные лица

Протестантское духовенство

  • Преподобный Коттон Мэзер
  • Преподобный Сэмюэл Пэррис
  • Преподобный Инкремент Мазер
  • Преподобный Фрэнсис Дейн
  • Преподобный Деодат Лоусон
  • Преподобный Сэмюэл Уиллард
  • Госпожа из верхнего города

Председатель суда Ойера и Тернера

Вице-губернатор Уильям Стоутон

Оценивающие судьи

  • Джон Хаторн (прапрадедушка писателя Натаниэля Хоторна )
  • Сэмюэл Сьюэлл
  • Томас Дэнфорт
  • Бартоломью Гедни
  • Джон Ричардс
  • Натаниэль Салтонстолл
  • Питер Сарджент
  • Стивен Сьюэлл, клерк
  • Подожди еще Винтроп

Одержимый

Те, кто жаловался на колдовство:

  • Сара Биббер
  • Будка Элизабет
  • Сара Черчилль
  • Марта Гудвин
  • Элизабет Хаббард
  • Мэри Лэйси (также обвинялась в том, что она ведьма)
  • Мерси Льюис
  • Бетти Пэррис
  • Вифша Папа
  • Энн Патнэм- младший
  • Сюзанна Шелдон
  • Шорты Mercy
  • Мэри Уолкотт
  • Мэри Уоррен (обвинялась в том, что она ведьма, когда она отказалась и утверждала, что молодые девушки были притворщиками)
  • Эбигейл Уильямс

Обвиняемый

Этот список не является исчерпывающим. Было зарегистрировано от 150 до 300 обвиняемых в колдовстве и, возможно, больше тех, кто не был заключен в тюрьму:

  • Cne Джон Олден мл.
  • Дэниел Эндрю
  • Сара Бассетт
  • Эдвард Бишоп
  • Сара епископ
  • Мэри Блэк
  • Дадли Брэдстрит
  • Джон Брэдстрит
  • Сара бакли
  • Ричард перевозчик
  • Конфеты, раб Салема
  • Мэри Кларк
  • Сара Исти Клойс
  • Сара Коул
  • Джайлз Кори
  • Мэри Бассетт ДеРич
  • Энн Долливер
  • Ребекка Имс
  • Мэри Инглиш
  • Филипп Инглиш
  • Эбигейл Фолкнер
  • Энн Фостер
  • Доркас Хоар
  • Эбигейл Хоббс
  • Избавление Хоббса
  • Элизабет Хоу
  • Мэри Ирсон
  • Джордж Джейкобс-младший
  • Маргарет Джейкобс
  • Элизабет Джонсон
  • Мэри Лэйси, старший
  • Мэри Лэйси (также одержимая)
  • Теа Осборн
  • Лила Мантион (исчезла до осуждения)
  • Леди Фипс, жена губернатора Фипса
  • Сюзанна Пост
  • Элизабет Бассетт проктор
  • Титуба
  • Джоб Туки
  • Езекия Ашер
  • Мэри Уитридж
  • Сара Перкинс
  • Сара хорошо
  • Дороти Гуд
  • Вирсавия Шерман
  • Элизабет Гилберт
  • Люсианна

Казнен

Джайлз Кори раздавлен кучей камней, рисунок опубликован в Witchcraft Illustrated в 1892 году.

  • Бриджит Бишоп — повешена,10 июня 1692 г.
  • Сара Бренет — повешена, 18 июля 1692 г.
  • Сара Гуд — повешена,19 июля 1692 г.
  • Элизабет Хау — повешена,19 июля 1692 г.
  • Сюзанна Мартин — повешена,19 июля 1692 г.
  • Ребекка Медсестра — повешена,19 июля 1692 г.
  • Сара Уайлдс — повешена,19 июля 1692 г.
  • Ред. Джордж Берроуз — повешен,19 августа 1692 г.
  • Марта Кэрриер — повешена,19 августа 1692 г.
  • Джон Уиллард — повешен,19 августа 1692 г.
  • Джон Проктор — повешен,19 августа 1692 г.
  • Джордж Джейкобс-старший — повешен,19 августа 1692 г.
  • Элизабет Гилберт — утонула — 15 сентября 1692 г.
  • Джайлз Кори — раздавлен кучей камней,19 сентября 1692 г.
  • Марта Кори — повешена,22 сентября 1692 г.
  • Мэри Исти — повешена,22 сентября 1692 г.
  • Алиса Паркер — повешена, 22 сентября 1692 г.
  • Мэри Паркер — повешена,22 сентября 1692 г.
  • Анн Пудеатор — повешена,22 сентября 1692 г.
  • Уилмот Редд — повешен,22 сентября 1692 г.
  • Маргарет Скотт — повешена,22 сентября 1692 г.
  • Сэмюэл Уордвелл — повешен,22 сентября 1692 г.

Судебный процесс

В конце весны 1692 года по приказу губернатора Уильяма Фиппса был организован специальный суд – Court of Oyer and Terminer, который и занялся вынесением приговоров по делу салемских ведьм.

В число судей вошли: Уильям Стаутон – ярый борец с ведьмами, занимавший должность вице-губернатора и не имевший никакого юридического образования, Джон Хавторн, Питер Серджент и некоторые другие личности.

Первое обвинение вынесли Бриджит Бишоп. Свидетелями выступили не только «одержимые» дети, но и муж родной сестры Бриджит, несколько обычных жителей Салема, а также местный красильщик.

Бриджит Бишоп

Представители защиты не сумели убедить судей в том, что Бишоп не причастна к магии и что даже сам Люцифер не в состоянии поработить человека, забрать его душу, если человек того не пожелает.

Судьи без сомнений и споров признали женщину виновной и вынесли ей смертный приговор, который привели в исполнение в начале июня 1692 года. Бриджит Бишоп повесили на Висельном холме в городке Салем.

Следующей жертвой стала Сара Гуд. За несколько секунд до того, как петля стянулась на ее шее, обозленная женщина прокляла всех горожан Салема и особенно священника Ноэса, присутствующего на казни. Удивительно, но проклятие Гуд, гласящее о том, что Ноэс скончается, захлебнувший собственной кровью, исполнилось через двадцать пять лет.

Дальнейший процесс над салемскими ведьмами велся очень быстро. Судьи выносили сразу по несколько смертных приговоров за раз, основываясь в большей степени на «спектральных» или «призрачных» доказательствах. В эту категорию попадало все то, что не было материальным: слухи, рассказы, не задокументированные факты.

Указанный подход подвергался критике, в том числе и со стороны соответствующих инстанций из соседних от Салема городов. Ведь молва об охоте на ведьм уже давно разнеслась за пределы городка. Потому губернатор приказал действовать быстро, без промедлений и долгих разбирательств.

В середине июля 1692 года на эшафот отправилось еще пять женщин, в числе которых была Ребекка Нерс, ранее слывшая очень прилежной прихожанкой и ведущая праведный образ жизни. Первоначально большая часть судей ее оправдала, но Стаутон настоял на повторном рассмотрении дела и убедил всех, что Нерс – ведьма, заслуживающая смерти.

Первыми казненными мужчинами стали Джон Проктор и преподобный Берроуз. Проктор пытался добиться, чтобы его дело перенаправили для рассмотрения в Бостон, однако его просьба услышана не была.

Берроуз за несколько минут до повешения старался убедить всех в своей невиновности, без запинки прочитав «Отче наш». Но и такой поступок не вразумил судей и «обезумевших» салемцев, требующих расправы над «служителями Сатаны».

В середине августа на Висельный холм отправили шесть человек, включая Джона Проктора и бывшего салемского священника. В числе осужденных на смерть была также молодая жена Проктора – Элизабет. Ей удалось избежать казни только потому, что в тот момент она была беременна.

В течение сентября состоялось еще несколько массовых казней, 22 сентября привели в исполнение последний смертный приговор. В тот страшный день на Висельном холме расстались с жизнью Мэри Исти, Марта Кори, Элис Паркер, Маргарет Скотт и еще несколько человек.

За три дня до последнего публичного повешения умер престарелый Жиль (Жюль) Кори. Его не приговорили к виселице, а отправили на пытку, названную «forte ex dure».

Судьи хотели «выбить» из Кори признание, потому, устроив на его груди деревянную доску, на нее стали складывать тяжелые камни. Мужчина ни в чем не сознался, через двое суток встретив мученическую смерть.

Вероятно, расправа над людьми, именуемая судебным процессом над салемскими ведьмами, продолжалась бы еще несколько месяцев. Однако под обвинение попала любимая жена губернатора, потому Фиппс настоял на быстром роспуске специального суда. Почти всех оставшихся заключенных оправдали. Массовые аресты прекратились к концу осени 1692 года, но из тюрьмы людей освободили только в мае 1693 года.

Объяснения и память

По сей день выдвигаются версии того, что послужило причиной массовой истерии среди жителей Салема.

Считается, что девочки могли быть отравлены грибком, страдать от энцефалита, болезнью Хангтингтона или просто сговориться. Однако, как в это поверили десятки взрослых и образованных людей, остается загадкой.

Большую роль сыграли признания служанки Титубы, которая заявила, что является одержимой. Однако тут историки не сомневаются — к бедняге применяли пытки.

Процесс над Салемскими ведьмами является примером ужасающей массовой истерии, которая привела к гибели стольких людей.

К сожалению, это не единственная страшная страница в истории, которую хотелось бы забыть. Но сменить название города и поставить жертвам памятник недостаточно, чтобы исправить все то, что произошло в Салеме в 1692 году.

Социальный фон[]

Салем был основан в 1629 году пуританами. В 1641 году по английским законам колдовство приравнивается к уголовному преступлению. В январе 1692 года соседний город Йорк был атакован индейцами, в результате многие его жители погибли или были захвачены в плен.

Увеличивавшийся размер семьи порождал споры между соседями и семьями за право владения землёй, особенно на границе продвижения поселенцев, где экономика была основана на фермерском хозяйстве. Неблагоприятные погодные условия или болезни растений могли привести к потере годового урожая. Ферма, которая могла обеспечить существование средней по размеру семьи, уже не могла обеспечить этого следующим поколениям. Это побуждало фермеров продвигаться дальше, захватывая земли коренных обитателей — индейцев.

Будучи религиозными людьми, пуритане объясняли потерю урожая, домашнего скота, смерть детей, землетрясения и плохую погоду гневом Бога. По представлениям пуритан, человеку от рождения было предопределено, должна ли его душа попасть рай или, наоборот, в ад. Пуритане искали в видимом им мире знаки, которые могли указывать на волю Бога. В невидимом мире, согласно их вере, обитали Бог и ангелы, а также Дьявол — падший ангел, враждебная сущность.

Патриархальные порядки создавали такое положение, когда женщины должны находиться в полном подчинении у мужчин. Считалось также, что женщины легче поддаются влиянию Дьявола, чем мужчины, и что они более похотливы.

В небольшом городе трудно было сохранить секреты, и мнение людей об их соседях принималось как установленный факт. Детские игры и игрушки считались бесполезными и возбранялись, однако на девочек накладывались дополнительные ограничения. Мальчики могли охотиться, ловить рыбу, исследовать лес, они часто становились учениками плотников и кузнецов, в то время как девочек учили прясть пряжу, готовить, шить, ткать и в целом быть в услужении у будущих мужей и своих детей.

Официальные обвинения и суд

1 марта 1692 года трое обвиняемых были заключены в тюрьму, а затем предстали перед судом. Женщин обвинили в колдовстве, и вскоре многие другие женщины и дети пополнили ряды обвиняемых. В марте были осуждены Марта Кори, Ребекка Нерс, Дороти Гуд (ошибочно названная Доркас Гуд в ордере на арест) и Рэйчел Клинтон. Самой откровенной из группы женщин была Марта Кори. Возмущенная несправедливыми обвинениями, она утверждала, что обвинявшим ее девушкам нельзя верить

Она издевалась над испытаниями и привлекла к себе только неблагоприятное внимание. Дороти Гуд, дочери Сары Гуд, было всего четыре года, когда ее обвинили

Ее легко вынудили сказать неправду о поведении матери и о своем статусе ведьмы, и ее вместе с матерью поместили в тюрьму.

Когда обвинили верных членов Церкви, таких как Марта Кори и Ребекка Нерс, община осознала, что любой может быть виновен в том, что он ведьма, и, таким образом, никто не был застрахован от обвинения. Это подтвердилось, когда аресты продолжались в апреле. Было арестовано гораздо больше: Сара Клойс (сестра медсестры), Элизабет (Бассетт) Проктор и ее муж Джон Проктор, Джайлс Кори (муж Марты и член церкви в Салеме), Эбигейл Хоббс, Бриджит Бишоп, Мэри Уоррен (служанка). в доме Прокторов и иногда сама обвинитель), Избавление Хоббс (мачеха Эбигейл Хоббс), Сара Уайлдс, Уильям Хоббс (муж Избавления и отец Эбигейл), Нехемия Эбботт младший, Мэри Эсти (сестра Клойс и Медсестра) , Эдвард Бишоп-младший и его жена Сара Бишоп, Мэри Инглиш, Лидия Дастин, Сюзанна Мартин, Доркас Хоар, Сара Мори и Филип Инглиш (муж Мэри). Даже преподобный Джордж Берроуз был арестован.

Испытания основывались исключительно на показаниях пострадавших или «призрачных свидетельствах». Пострадавшие утверждали, что видели различные видения или формы человека, причинявшего им боль. Возник богословский спор об использовании такого рода доказательств, потому что предполагалось, что дьявол не может принять облик человека без его разрешения. В конце концов суд пришел к выводу, что дьяволу нужно разрешение конкретного человека. Таким образом, когда обвинители утверждали, что видели этого человека, то этого человека можно было обвинить в сотрудничестве с самим дьяволом. Инкриз Мэзер и другие министры направили в суд письмо «Возвращение нескольких министров с консультациями», в котором призвали магистратов не выносить приговор только на основании призрачных доказательств. Копия этого письма была напечатана в книге Инкриза Мэзера «Дела совести», опубликованной в 1692 году.

В мае истерия продолжилась, когда ордера были выданы еще на 36 человек: Сара Дастин (дочь Лидии Дастин), Энн Сирс, Бетия Картер-старший и ее дочь Бетия Картер-младший, Джордж Джейкобс-старший и его внучка Маргарет Джейкобс, Джон. Уиллард, Элис Паркер, Энн Пудеатор, Эбигейл Сомс, Джордж Джейкобс-младший (сын Джорджа Джейкобса-старшего и отец Маргарет Джейкобс), Дэниел Эндрю, Ребекка Джейкобс (жена Джорджа Джейкобса-младшего и сестра Дэниела Эндрю), Сара Бакли и ее дочь Мэри Уитеридж, Элизабет Колсон, Элизабет Харт, Томас Фаррар старший, Роджер Тутакер, Сара Проктор (дочь Джона и Элизабет Проктор), Сара Бассетт (невестка Элизабет Проктор), Сюзанна Рутс, Мэри ДеРич ( еще одна невестка Элизабет Проктор), Сара Пиз, Элизабет Кэри, Марта Кэрриер, Элизабет Фосдик, Уилмот Редд, Сара Райс, Элизабет Хау, Джон Олден (сын Джона Олдена и Прициллы Маллинз из Плимутской колонии), Уильям Проктор ( сын Джона и Элизабет Проктор), Джон Фло od, Мэри Тутакер (жена Роджера Тутакера и сестра Марты Кэрриер) и ее дочь Маргарет Тутейкер и Артур Эбботт. Когда в конце мая 1692 года собрался суд Ойера и Тернера, общее число обвиняемых и арестованных достигло 62.

В конце концов тюрьмы Салема, Ипсвича, Чарльстауна, Кембриджа и Бостона были заполнены до отказа. Ученые объясняют отсутствие судебных процессов над обвиняемыми тем фактом, что в то время не существовало законной формы правления для рассмотрения дел. Однако было обнаружено, что в этот период рассматривались и другие дела о смертной казни. Факт остается фактом: ни одно из дел о колдовстве не рассматривалось до конца мая с прибытием губернатора сэра Уильяма Фипса. По его прибытии Фипс учредил суд Ойера и Тернера (чтобы «услышать и определить») и одновременно назначил Уильяма Стоутона главным судьей суда. Стоутон был человеком с несколькими годами богословского образования, но без юридического образования. К тому времени уже произошли трагедии, в том числе смерть Сары Осборн перед судом по естественным причинам. Она умерла в тюрьме 10 мая. Младенец Сары Гуд также умер в тюрьме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: