35 лет назад свой единственный полет совершил орбитальный корабль «буран»

В космос на самолете

Проект многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стал вершиной развития советской космонавтики, итогом десятилетий работы космической отрасли целой страны. И если в других этапных событиях в покорении космоса две супердержавы США и СССР шли, что называется, «ноздря в ноздрю», то автоматическую авиационную посадку многоразового корабля американцы смогли повторить только в 2000-е годы и то в гораздо меньших масштабах.

Идея многоразового использования самолетоподобных космических кораблей появилась практически сразу с первыми полетами в космос. Начиная с конца 1950-х годов несколько КБ разрабатывали крылатые аппараты классической самолетной схемы, способные подниматься на большие высоты и выходить в космос. Развивались как управляемые пилотами, так и беспилотные направления. Безусловно, особенный интерес вызывало военное применение космопланов, так как предполагалось, что противостояние США и СССР в скором времени распространится и на космическое пространство.

Самыми близкими отечественными предшественниками «Бурана» стали разработки ОКБ Микояна: воздушно-орбитальный самолет «Спираль» и беспилотные орбитальные ракетопланы «БОР».


ОК «Буран» и ракета-носитель «Энергия» перед стартом. Космодром «Байконур». Ноябрь 1988 г.

В 1972 году правительство США объявляет о начале масштабной национальной программы «Спейс шаттл» («Космический челнок»). Проанализировав параметры будущего корабля, советское руководство предположило, что он готовится для военного использования. Мощность и размеры «Шаттла» позволяли ему выводить в космос ядерные боеголовки и другие грузы, угрожающие безопасности СССР.

Таким образом, основными целями создания «Бурана» стали сдерживание США в военно-космической сфере, вывод на орбиту и возвращение с нее космонавтов и полезных грузов, а также проведение военных и гражданских научных исследований. Для этих целей планировалось построить минимум пять кораблей, чтобы обеспечивать около 30 полетов ежегодно.   
 

Устройство «Бурана»

«Буран» был выполнен по самолетной схеме с крылом двойной стреловидности. В носовом отсеке корабля располагалась цельносварная кабина для экипажа из 2-4 человек и 6 пассажиров. Здесь же была размещена большая часть бортового оборудования «Бурана».


Старт 15 ноября 1988 г. Космодром Байконур

В средней части корабля был сделан грузовой отсек с открывающимися створками. В нем располагались манипуляторы, с помощью которых можно было производить погрузку-разгрузку и другие операции. В отсеке 4,7 на 18,55 метра и объемом 350 кубометров можно было выводить на орбиту до 30 тонн и спускать на землю до 20 тонн груза, что в 1,5 раза больше, чем у «Шаттла».

Объединенная двигательная установка «Бурана» включала в себя два двигателя орбитального маневрирования и 46 двигателей газодинамического управления. Для управления кораблем и поддержки его работы использовалось более 50 бортовых систем. На случай аварии компьютерные системы управления были дублированы четырехкратно. Объем программного обеспечения составлял гигантские по тем временам 100 мегабайт. Все это обеспечивало возможность пребывания «Бурана» на орбите в течение 30 суток.

Основным отличием «Бурана» от «челнока» стала система автоматического управления, с помощью которой корабль мог выполнять весь полет и посадку без участия человека. Ручное управление посадкой было добавлено по просьбе космонавтов.  

Длина «Бурана» составляла 36,4 метра, размах крыла − около 24 метров, высота корабля на шасси − более 16 метров. Стартовая масса корабля − более 100 тонн, из которых 14 тонн приходилось на топливо.


Ан-225 «Мрия» перевозит «Буран»

Такие параметры не позволяли перевозить корабль наземными средствами. Поэтому специально для транспортировки «Бурана» и элементов ракеты-носителя к месту сборки и старта по воздуху был модифицирован самолет ВМ-Т «Атлант», бывший стратегический бомбардировщик 3М. Позже для перевозки «Бурана» был создан самый большой в мире транспортник Ан-225 «Мрия».

Выводить «Буран» на орбиту должна была двухступенчатая ракета-носитель «Энергия», которая могла применяться для запуска и других космических аппаратов. Спуск корабля осуществлялся с помощью газодинамического и аэродинамического управления, в конце использовался тормозной парашют. Для посадки была доработана отдельная полоса на Байконуре и на двух запасных аэродромах в Приморье и в Крыму. Кроме того, в резерве имелись еще 14 аэродромов, в том числе в Ливии и на Кубе.

Всего по программе было построено три корабля, последний из которых не был закончен. Также была заложена основа для второй серии.
 

Это должно было случиться

В ходе расследования было установлено, что катализатором обвала стала нерасчетная нагрузка, пришедшаяся на крайнюю стропильную ферму. Речь о тех самых 10 тонна рубероида, сложенных в одном месте. Усугубили ситуацию ошибки проектировщиков, допущенные еще в 1960-х годах. В результате кровля, обвалившись в одном месте, дальше сложилась как карточный домик.

Ошибки 1960-х не стали бы фатальными, если бы корпус интенсивно эксплуатировался. Но время 1990-х превратило некогда высокотехнологичный объект в потенциально опасный. Катастрофа рано или поздно должна была произойти, и она произошла.

Какого-то ажиотажа гибель «Бурана» в России не вызвала. Обывателям было все равно. Болела душа только у причастных к космонавтике — специалистов, энтузиастов, журналистов.

То, что осталось от чуда советской инженерной мысли, пошло на металлолом.

Конечно, «Буран» умер раньше: тогда, когда была закрыта программа. Но трагедия 12 мая 2002 года стала знаковым событием, зримым олицетворением той катастрофы, которая постигла отечественную космонавтику в 1990-х годах.

Монтажно-испытательный комплекс на 112-й площадке, ставший могилой «Бурана», затем был частично восстановлен и использовался для сборки ракет «Союз». Но это слабое утешение.

Комментарии

Комментариев пока нет

  • Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
  • В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
  • Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
  • Факты, которые «не замечают»в Институте истории НАН Беларуси
  • Битва за Полоцк и Смоленск
  • Бородино
  • Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
  • К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
  • Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
  • У России украли победу в Первой мировой войне
  • 1853 – 1856: не только Крымская война
  • Романовский обелиск в Александровском саду
  • Городельская уния и её последствия
  • К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
  • Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
  • Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
  • 70 лет снятия блокады Ленинграда
  • К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
  • К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
  • Единству Руси быть!
  • Аркаим как исток европейской цивилизации
  • Дорогами Первой мировой войны
  • «Дорога жизни» станет музеем
  • Лесная – место русской воинской славы!
  • Солнечный исток славянской культуры
  • Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
  • Герои Отечества времён Первой мировой
  • Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
  • Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
  • Белоруссию ждёт свой Крым?
  • Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
  • Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
  • Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
  • Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
  • Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
  • В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
  • «Чернобыльская война». Как это было
  • В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
  • Георгиевская лента — исторический символ Победы
  • Три праздника в преддверии Троицы
  • Линия Сталина
  • А хто там iдзе?
  • Прошлое как возможное будущее
  • Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
  • В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
  • «Политики принимают решения, но жизнь отдают не они». Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
  • Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
  • Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
  • Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
  • Первая мировая война – это не только история
  • ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
  • Осовец: русская слава Великой войны
  • К 500-летию битвы под Оршей
  • Нет флагу полицаев!

Буран — полет, опередивший время

33 года назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой триумфальный полет многоразовый корабль «Буран». Он дважды облетел Землю и совершил первую в истории автоматическую посадку крылатого космического аппарата на посадочный комплекс космодрома Байконур.

Это событие стало венцом самой сложной и наиболее дорогой программы отечественной космонавтики, начавшейся в середине 1970-х годов в качестве ответной меры на разработку американских шаттлов. Можно смело утверждать, что программа создания многоразовой космической системы «Энергия — Буран» стала самым масштабным космическим проектом в нашей истории. За 12 лет практически «с нуля» в нашей стране были созданы:

  • Самый мощный в мире кислородно-керосиновый ЖРД РД-170/171;
  • первый отечественный кислородно-водородный ЖРД РД-0120 тягой более 100 тс;
  • сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 «Энергия»;
  • двухступенчатая ракета-носитель среднего класса 11К77 «Зенит»;
  • многоразовый воздушно-космический самолет 11Ф35 «Буран» стотонного класса, способный осуществлять беспилотный космический полет с авиационным спуском в атмосфере во всем диапазоне скоростей от орбитальной до посадочной;
  • система автоматической посадки ВКС;
  • единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт, позволяющий проводить наземные огневые испытания и пуски ракет-носителей сверхтяжелого класса;
  • технология воздушной транспортировки крупногабаритных элементов космических систем с заводов-изготовителей на космодром;
  • межотраслевая система управления, позволившая реализовать национальную программу подобного уровня сложности.

Созданный в годы «звездных войн», «Буран» стал великим творением советских конструкторов. Его единственный полет в ноябре 1988 года и спуск на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в «Книгу рекордов Гиннеса».

Для появления «Бурана» потребовалось создать тысячи новых материалов, технологий, производственных процессов, стендов, лабораторий, провести десятки тысяч различных испытаний, измеряемых циклами, трубными, стендовыми и летными часами наработки многочисленных узлов, агрегатов, макетов, летающих лабораторий и опытных изделий. Фактически была перевооружена вся ракетно-космическая отрасль, а наша авиация вплотную подошла к практическому освоению гиперзвука.

Старожилы космического порта, видавшие и мощную ракету «Протон», и гигантскую лунную царь-ракету Н1, увидев «Энергию», не сразу понимают, что на их глазах вершится история. Подготовка к пуску шла секретно, но в момент старта жители города ракетчиков высыпают на крыши.

«Столько труда… работали день и ночь, круглые сутки, не жалея себя, — вспоминает Александр Козловцев, ведущий инженер корабля „Буран“. — Причем работали даже за идею, потому что было интересно. У нас никогда такого не было — „Союзы“и „Прогрессы“ — это одно дело, а тут на тебе самолет! Да еще какой»!

Орбитальный корабль «Буран» — космический корабль многоразового использования, способный совершать длительные полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром. С помощью «Бурана» можно было доставлять в космос космонавтов и полезные грузы массой до 30 тонн, а также проводить ремонт и обслуживание космических аппаратов непосредственно на орбите.

Над системой «Энергия — Буран» работала вся страна — при ее создании были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских организаций, военных строителей, эксплуатационных частей космических сил. Всего в разработке системы участвовало 1286 предприятий и организаций из 86 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры. На систему «Энергия — Буран» работало более 2,5 млн человек по всей стране, причем более миллиона из них непосредственно были заняты ее созданием. По состоянию на начало 1992 года общие прямые расходы на программу составили 16,4 млрд рублей.

Второй запуск ракеты-носителя «Энергия» оказался последним. В 1993 году программа «Энергия-Буран» из-за отсутствия финансирования была закрыта.

Зарождение проекта

Изначально проект замышлялся – в логике
«Холодной войны» – как ответ на разработку системы Space Shuttle. Уже к 1972
году отечественные аналитики посчитали, что преимущества многоразовых
космических транспортных средств, в том числе снижение стоимости доставки
грузов на орбиту, сильно преувеличены, и, скорее всего, американская система
будет иметь большой скрытый военный потенциал. Оценив возможности проекта Space Shuttle, специалисты сделали вывод, что запуск и обслуживание спутников,
развёртывание огромных модульных космических станций, сборка на орбите
пилотируемых межпланетных кораблей и строительство лунной базы – лишь
официально декларируемые цели программы, и за разработкой кроется что-то более
серьёзное. И для адекватной реакции на возможную космическую угрозу было решено
создать в интересах Минобороны СССР собственную многоразовую транспортную
космическую систему стартовой массой 2400 тонн, способную выводить на
околоземную орбиту крылатый орбитальный корабль или эквивалентную ему полезную
нагрузку массой свыше 100 тонн.

Космический архивЕды на 10 дней, уплывший карандаш и промах при посадке: полет Гагарина

На орбитеСбросили с МКС: в атмосфере Земли сгорел 2,6-тонный блок со старыми батареями

Внешне «Энергия-Буран» оказалась очень похожа на
Space Shuttle. На причины подобного сходства есть две точки зрения.

Официальная, принятая в СССР, утверждала, что оно
«связано с конкретной особенностью самих аэродинамических характеристик,
которые должны применяться в таких видах кораблей. По тому же самому принципу
создаются и самолёты, и подводные лодки, и другой различный транспорт. Все они
также похожи друг на друга».

Неофициальная говорила о том, что после череды
неудач «лунной» программы Н-1 – Л-3, которая создавалась как ответ «Аполлону»,
руководство страны прямо указало: «Делать систему как
у американцев!»

Доля
истины есть в обеих точках зрения. Размеры, масса и теоретические обводы
советского орбитального корабля во многом повторяли шаттл, поскольку никто не
сомневался, что американские специалисты оптимизировали свой аппарат с учётом
всех входящих факторов. Да и грех было не воспользоваться информацией из открытых
источников. Однако это не избавило наших разработчиков от необходимости
доводить внешний вид и характеристики «Бурана» до нужной кондиции в расчетах,
на отечественной стендовой базе и во время лётных испытаний.

205 минут триумфального полета

Первый полет «Бурана» должен был состояться 29 октября 1988 года, но на последней минуте старт был отменен из-за неполадки. Еще 17 дней ушло на поиск и исправление недочета. Несмотря на надвигающиеся на космодром дождь с ветром старт 15 ноября прошел успешно. С помощью ракеты-носителя в штатном режиме космоплан вышел на орбиту, совершил два витка вокруг Земли и с высокой точностью приземлился на посадочную полосу. 

Полет и посадка проходили полностью в автоматическом режиме, весь полет занял 205 минут. Перед самым приземлением «Буран» заставил наблюдателей поволноваться, резко сменив направление и на время пропав из поля зрения антенн. Кто-то в центре управления полетами уже начал составлять сообщения о неудавшемся полете, кто-то готовился взорвать «Буран» − такое распоряжение было на случай полного отказа оборудования. Но корабль лишь развернулся и зашел на посадку с другой стороны аэродрома. Такой маневр был заложен в бортовой компьютер «Бурана». Далее системы с ювелирной точностью посадили корабль, отклонившись от плана всего на несколько метров.  


Приземление «Бурана» на аэродроме Юбилейный 15 ноября 1988 г.

Автоматический полет «Бурана» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса и является непревзойденным до сих пор. К сожалению, этот полет оказался единственным. Наступили перестроечные времена, и на дорогостоящий проект не осталось средств. Полеты как на «Буране», так и на «Шаттлах» оказались нерентабельными. К тому же носившая военный характер программа уже была не актуальна в эпоху разрядки международных отношений. В 1993 году программа «Буран» была полностью свернута.

Сегодня еще живы те, кто работал над «Бураном», и они передают знания молодым. Заделы по «Бурану» не растрачены окончательно. Системы автоматического пилотирования, разработанные для космоплана, используются в современных истребителях и беспилотниках. Сотни других технологий, появившихся благодаря «Бурану», используются в различных сферах. А тема многоразовых космических кораблей продолжает развиваться, и, возможно, когда-то в космос полетит новый «Буран». 

Над проектом работали:

  • Авторы: Кристина Недкова, Тимур Фехретдинов
  • Редакторы: Александр Бычков, Сабина Вахитова
  • 3D-модель: Александр Волков, Анастасия Зотова
  • Бильд-редактор: Павел Куколев
  • Видеомонтажёр: Максим Макаров
  • Арт-директор и разработчик: Антон Мизинов

Фотографии: Фотохроника ТАСС (Артём Геодакян, Альберт Пушкарев), AP Photo/Dmitri Lovetsky, EPA/Ronald Wittek, Pallava Bagla/Corbis via Getty Images, Doomych/Public domain via Wikimedia Commons, Сабина Вахитова/ТАСС, Телестудия Роскосмоса.

Видео: Телестудия Роскосмоса.

ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

ТАСС, 2018

Катастрофическое обрушение

В мае 2002 года казахстанская фирма-субподрядчик приступила к ремонту крыши МИК на 112-й площадке Байконура. Для его проведения завозили рубероид. 12 мая восемь рабочих фирмы разместили на крыше 10 тонн ремонтного материала, сложив рулоны друг на друга.

В 9:40 по местному времени произошло обрушение крыши. Начавшись в районе одной из стропильных ферм, оно приняло неконтролируемый характер. Кровля обрушилась на площади 28 800 квадратных метров. Вслед за этим произошло обрушение стенных блоков.

Прибывшие к месту ЧП спасатели бросились искать под завалами людей, но очень быстро стало ясно — при таком масштабе катастрофы выжить вряд ли кому-то удалось. В ходе поисковых работ были найдены восемь погибших рабочих.

Боссы российской космонавтики первоначально заявляли — у «Бурана» прочный корпус, и после того, как будут разобраны завалы, его просто переместят для дальнейшего хранения в другое место.

Но те, кто побывал на месте ЧП, знали, что «Бурана» больше нет. Чудо советской конструкторской мысли превратилось в груду искореженного металла.

Гагарин, я вас любила! Страхи и «открытия» прессы Запада 12 апреля 1961 г.
Подробнее

Судьба «Бури»

В 2017 году в Интернете немало шума наделало видео, опубликованное на YouTube-канале Exploring the Unbeaten Path. Его авторы, жители Нидерландов, сумели проникнуть в ангар на территории космодрома Байконур, в котором находится советский космический корабль многоразового использования «Буран».

На пятнадцатиминутном видео запечатлено, как искатели приключений тайно пробираются в заброшенный ангар и изучают космический аппарат, который медленно разрушается. «Наше самое безумное и опасное приключение», — так охарактеризовали ролик сами создатели.

Речь идет не о погибшем «Буране», а о его «брате». Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А), который сняли блогеры, — так называемое «изделие 1.02», то есть второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У «изделия» было и имя собственное — «Буря».

«Падение» с орбиты

Орбитальная часть полёта была наиболее предсказуемой для конструкторов. К 1988 году благодаря запускам «Союзов» в этой сфере было накоплено достаточно опыта, и мало кто сомневался, что «Буран» справится с этой задачей. Поэтому корабль пробыл на орбите всего 94 минуты, хотя был способен находиться в космосе до 30 суток.

2 оборота вокруг Земли совершил «Буран»

Всех волновала посадка, которая должна была впервые в истории пройти полностью в автоматическом режиме: пилотов в кабине «Бурана» не было. Успех операции зависел от действий бортового компьютера и работы наземных систем навигации. В этом, кстати, ещё одно принципиальное отличие «Бурана» от Space Shuttle: в последнем автоматическая посадка не предусмотрена.

По сути, возвращение с орбиты любого космического корабля — это падение. «Буран» начинал снижаться на скорости, почти в 30 раз превышающей скорость звука. Сектором, в котором он сойдёт с орбиты, определялась и точка его приземления: основная — Байконур или одна из запасных — в Крыму или в Приморье. Изменить место посадки после входа в атмосферу было уже невозможно — у «Бурана» (как и у Space Shuttle) отсутствовали авиационные двигатели. После начала снижения ракетоплан взял курс на космодром Байконур.

Этапы приземления «Бурана»250 км200 км150 км100 км50 кмНизкая околоземная орбитаУсловная граница атмосферыЗемля12345Орбитальный полётТочка 1:Разворот корабля двигателями по курсу,тормозной импульс, начало сниженияТочка 2:Выключение двигателей, разворот корабляносом по курсу, подготовка к вхождениюв плотные слои атмосферыТочка 3:Вход в плотные слои атмосферы,интенсивное торможение, нагревобшивки корабляТочка 4:Полёт в режиме планирования,выход на посадочную траекториюТочка 5:Мягкая посадка на ВПППриземление:

Пережить воздействие раскалённой плазмы при прохождении плотных слоёв атмосферы кораблю помогала термозащитная плитка со специальным покрытием. Она препятствовала проникновению тепла внутрь корпуса ракетоплана, что позволяло ему выдерживать нагрев до 1260 °C. Для защиты «Бурана» было изготовлено 37 500 плиток. За время полёта корабля всего шесть из них было потеряно и ещё около ста — повреждено.

Тепловая защита (вид сверху)Белая плитка (крупная):Белая плитка (малая):Иллюминатор:до 370 °Cдо 700 °Cдо 750 °CТепловая защита (вид снизу)Чёрная плитка:Носовой обтекательи передняя кромка крыла:до 1260 °Cдо 1650 °C

Наиболее напряжённым для наблюдателей оказался момент, когда «Буран» при приближении к взлётно-посадочной полосе резко отклонился от заданного курса, повернув не в ту сторону. Действия бортового компьютера были настолько неожиданными, что сотрудники ЦУПа даже предлагали взорвать корабль, считая, что автоматика вышла из строя. По воспоминаниям ведущего разработчика «Бурана» Глеба Лозино-Лозинского, несколько человек уже начали готовить для ТАСС сообщение о том, что полёт закончился неудачей. Но челнок сделал плавную петлю и аккуратно приземлился на полосу, опередив расчётное время задания всего на 1 секунду.

205 минут длился полёт корабля

Позже выяснилось, что причиной неожиданной смены курса «Бурана» стала информация о сильном ветре, поступившая на бортовой компьютер с наземных станций. Автоматика корабля учла её и оперативно поменяла траекторию на более безопасную.

Отклонение траектории Бурана перед посадкойНаправление ветраВзлётно-посадочнаяполосаПроекция расчётнойтраекторииРеальнаятраектория «Бурана»Проекция реальнойтраектории20 км10 км4 кмВзлётно-посадочная полоса (вид сверху)Направление ветраТочка расчётногокасания полосыТочка остановки(Смещение от осина 5 м влево)Точка реальногокасания (Смещениеот оси на 9,4 м вправо)1620 м4500 м80 м

На протяжении всего финального этапа полёта, в том числе во время незапланированного манёвра корабля, его сопровождал МиГ-25 под управлением лётчика-испытателя Магомеда Толбоева. Уникальные кадры, снятые из кабины этого истребителя, были предоставлены нам Телестудией Роскосмоса.

Съёмка «Бурана» с борта МиГ-25Посадка «Бурана»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: