Достопримечательности рядом с Днепровской ГЭС
В окрестностях ДнепроГЭС находится ряд достопримечательностей. Их посещение можно совместить с осмотром электростанции, тем более, что некоторые из них расположены так, что позволяют захватить всю панораму ГЭС.
Самый большой остров Днепра Хортица, входящий в состав одноименного заповедника, находится всего в километре от плотины. Северный берег представляет собой утес. В его окрестностях расположено место паломничества туристов, посещающих Запорожье — историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Здесь реконструированы кузница, гончарня, дом атамана и другие постройки, можно посетить театрализованное представление. А затем подняться на холм в северной части и увидеть панораму ГЭС.
На правом берегу дорога с плотины выходит на площадь Винтера и пересекается названным в его же честь бульваром. Здесь стоит монументальное здание дирекции ГЭС и Дворец культуры энергетиков. В первом открыт музей ДнепроГЭС. Здесь можно не только осмотреть экспонаты, но и посетить экскурсию с визитом в действующий машинный зал. Телефон музея: +380 (612) 23-93-59. Он работает по будням с 9:00 до 14:00.
Севернее дороги, ведущей с плотины, расположен Парк энергетиков. Пройдя через него в направлении реки, вы окажетесь на набережной Днепра. У кромки воды расположен городской пляж, оборудованный урнами и кабинками для переодевания. На верхней террасе есть скамьи, в теплое время работают палатки с напитками и закусками. Остальная часть парка приведена в относительный порядок, но встречаются заброшенные постройки советского времени.
На левом берегу плотина выходит к Парку металлургов. В нем установлены монументы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, есть и статуя Богдана Хмельницкого. Вдоль центральной аллеи высажены молодые деревья, разбиты клумбы. Детские площадки украшены фигурами зверей и сказочных персонажей.
Севернее расположена Запорожская площадь, от которой начинается Соборный проспект — главная улица города. Пешеходная зона вблизи площади украшена фонтанами. Поблизости есть школьный двор, у входа в который установлены миниатюрные деревянные мельницы и колодцы. Также в начале проспекта располагается здание Музея истории оружия.
Здание дирекции Днепровской ГЭС, Voky89
Трагедия на Днепре
18 августа 1941 года обстановка на фронте еще больше ухудшилась, немецкий вал докатился и до Днепра. Немцы бросили танки и моторизованные войска на прорыв и внезапный захват Днепрогэса и плотины, рассчитывая ворваться в город. По мосту через старое русло Днепра немцы смогли прорваться на остров Хортицу и начали обстреливать плотину из орудий и минометов. И вот теперь начинается самое интересное. То, что операция по взрыву плотины была секретной, позволило нашим недоброжелателям вылить ушаты грязи в виде иллюстрации бесчеловечности советского руководства и в отношении своих граждан.
Приказ о взрыве плотины отдало командование Юго-Западного направления в лице Семена Буденного. Приказ приняли от отчаяния, что не могут остановить немецкое наступление. По данным наших доброжелателей, взрыв плотины стал трагедией и для войск Красной Армии, и для местных жителей. Образовавшийся 30-метровый вал сметал все на своем пути, особенно досталось двум отступающим армиям и кавалерийскому корпусу, которые пострадали во время потопа, потом попали в окружение и плен. Искусственное цунами хлынуло вниз по Днепру. Гигантской волной были смыты все прибрежные села с местными жителями, разрушены понтонные переправы, по которым отступали советские войска. По их подсчетам в плавнях погибло около 20 000 красноармейцев и до 100000 жителей, которые и предупреждены не были. Немцы не пострадали, они наблюдали за всем в бинокли. Действительно, даже в условиях войны все это представляется жуткой трагедией. Самое интересное, что эти искаженные события еще долго и успешно тиражировались и у нас в стране, и за рубежом – мол, вот он, цинизм сталинского режима.
Теперь нам остается только рассказать, как все было на самом деле. Действительно, угроза прорыва и захвата города была очень реальной, но взрыв плотины остановил движение противника, и Красная Армия еще 46 дней защищала город. Чрезвычайные меры по взрыву Днепрогэса рассматривались задолго до настоящих событий, и необходимая подготовка тоже была проведена. Сама операция была проведена на основании шифровки, полученной из Генерального штаба. В документе четко говорилось, что в случае опасности занятия плотины немцами, ее надо будет вывести из строя.
Несколько слов о погибших двух армиях и кавалерийском корпусе. Отвод этих войск начался 17 августа по приказу командующего Южным фронтом, и переводились они на рубеж обороны вдоль реки Ингулец. Для них были подготовлены понтонные переправы, и 22 августа войска были успешно переправлены, а это состоялось уже через несколько дней после взрыва плотины. Особенно красноречиво наши доброхоты рассказывают о рукотворном цунами, сметающем все на своем пути. Перепад высот на Днепрогэсе 37 метров. Сразу после взрыва волна была высотой 12 метров, она сразу начала рассеиваться, а когда достигла острова Хортица, составляла всего 1,5 метра. К плавням высота «цунами» составляла всего 1 метр, дальше и того меньше. А это уже мало чем отличалось от сезонных разливов реки. И еще один факт: известно, что задолго до взрыва работники станции начали сброс воды из водохранилища, что должно было еще снизить высоту водяного вала.
К сожалению, больное воображение некоторых «историков» унять невозможно, тем более что оно активно подпитывается госдеповскими грантами. А мы с вами должны знать правду. И жертвы, и искусственное цунами – страшилка, высосанная из пальца. Здесь мы просто должны добавить еще одну творческую задумку наших оппонентов. Взрыв плотины – это один из фактов зверств коммунистического режима против украинцев. По мнению новых украинских историков, погибло 100000 украинцев, именно украинцев.
Вторая жизнь Днепрогэса
Взрыв плотины 18 августа превратили Днепр в один из оборонительных рубежей для Красной Армии. Такая ситуация продержалась до начала октября 1941 года. За это время удалось вывезти значительную часть промышленных предприятий, которые прямо с колес восстанавливались в восточных районах страны. Последний эшелон с оборудованием покинул город 4 октября, и в этот день фашисты вошли в город. Оккупация города продолжалась два года, и политика немцев здесь ничем не отличалась от их политики во всех завоеванных городах. Массовые убийства местного населения, заключение их в концентрационные лагеря, вывоз молодежи на принудительные работы и, естественно, разграбление всего, что осталось. Не остался без внимания оккупационных властей и Днепрогэс. Используя подневольный труд местного населения, уже к октябрю они смогли заделать пробоину и частично восстановить работу станции.
Относительно спокойная жизнь станции продолжилась до 1943 года. После окончания Курской битвы фронт начал двигаться на запад. Немцы не собирались оставлять противнику Днепрогэс целым и невредимым. Тактика «выжженной земли» коснулась и Днепрогэса. 15 октября 1943 года была взорвана дамба. Повреждения были намного сильнее, чем при взрыве 1941 года. Из 49 быков плотины уцелело 17. Однако советским саперам удалось частично испортить провода и плотина была спасена от полного уничтожения.
Восстановлением Днепрогэса занялись те же организации, что и строили его в довоенные годы. Оборудование вновь привезли из Соединенных Штатов Америки. Были изготовлены более мощные генераторы. Новая станция стала вырабатывать 650 МВт, что превысило довоенную выработку на 16%. Несмотря на прожитое время, станция продолжает оставаться символом гидроэнергетики, правда, теперь украинской. Ну а поскольку Ленин попал в список коммунистических символов, то станция теперь безымянная.
Всесоюзная стройка
До войны в Советском Союзе было много построено, но вот Днепрогэс стал одним из значимых проектов, который воплотили в жизнь уже в первой пятилетке. Стройка проходила на бывших землях русской сторожевой службы и стала стартовой площадкой для бурного строительства города Запорожья и всего развития Донецко-Криворожского промышленного района. Ленинский проспект в Запорожье, проходящий по плотине Днепрогэс составляет 13 километров, и это самая длинная улица Европы. Днепрогэс сделал всю реку Днепр судоходной и знаменитые днепровские пороги уже не стояли на пути «из варяг в греки». К строительству станции приложили руку и царские инженеры, и американские технические специалисты, и 36 тысяч рабочих, приехавших на стройку со всех концов страны. Многим неграмотным и не имеющим отношения к строительству людям Днепрогэс дал путевку в жизнь, позволил обзавестись рабочими профессиями, что и определило жизненный путь на долгие годы. Днепрогэс был одной из немногих строек в стране, где не использовался труд заключенных, а вот вольнонаемные стекались отовсюду. Качество работ было высочайшее, а крепость бетона поражает и современных специалистов. Естественно, плотина получила гордое название Днепровская ГЭС им. В. И. Ленина.
Нужен ли был взрыв?
Днепрогэс после взрыва.
“В результате взрыва Днепрогэса войска фронта задержались на этом рубеже более месяца. За это время было демонтировано и эвакуировано в глубокий тыл оборудование всех промышленных предприятий Запорожья”.«Посетил я и взорванную электростанцию в Запорожье. При своем отступлении русские вывели из строя оборудование очень простым и примечательным образом: переключением распределителя смазки при полном режиме работы турбин. Лишенные смазки, машины раскалились и буквально пожрали сами себя, превратившись в груду непригодного металлолома. Весьма эффективное средство разрушения, и всего лишь — простым поворотом рукоятки одним человеком».
Днепрогэс после взрыва.
История ДнепроГЭС в Запорожье
Впервые о строительстве гидроэлектростанции в порожистой части Днепра в районе города Запорожье заговорили после революции 1917 года. Большевики понимали необходимость модернизации страны. Уже в 1920 году появился план ГОЭЛРО, который предусматривал возведение ГЭС под Екатеринославом (сегодня город называется Днепр).
Между Екатеринославом и расположенным ниже по течению Запорожьем русло реки было непригодным для судоходства из-за резких перепадов глубины. Новая ГЭС могла решить и эту проблему — возведенная плотина приводила к затоплению сложного участка и делала Днепр полностью судоходным, а ближайшие города и села вплоть до северной части Крыма получали дешевую электроэнергию.
Строительство
В 1921 году начались геодезические исследования. Возведение плотины планировали начать в 1923 году, а самой ГЭС — в 1925. Но работы начались гораздо позже по ряду причин. Во-первых, ГОЭЛРО предполагал одновременное строительство нескольких ГЭС, на что у аграрной страны, пережившей гражданскую войну, не было средств. Во-вторых, ДнепроГЭС была объектом Украинской республики, а не РСФСР, что подводило под проблему политический контекст. В-третьих, мешали разногласия между председателем комиссии по Днепрострою Л. Б. Троцким и генсеком партии И. В. Сталиным.
Решение о начале стройки приняли только 31 января 1927 года. Работы заняли больше 5 лет. В сентябре 1932 года состоялся торжественный запуск ДнепроГЭС.
Проект разрабатывала группа ученых под руководством инженера И. Г. Александрова. Так как в СССР не было опыта строительства больших гидросооружений, в качестве консультантов привлекались специалисты из США. Наиболее значительна была помощь военного инженера Хью Купера, автора проектов нескольких электростанций и плотин.
Оборудование поставляли немецкие заводы Круппа. Основной элемент — гидротурбины — заказали американской General Electric. Днепровская ГЭС обошлась в сумму около $ 100 млн; с учетом постройки Соцгорода для проживания рабочих — в $ 400 млн.
Главным инженером назначили ученого А. В. Винтера. Он оптимизировал проект Александрова, сделав его не таким затратным и увеличив мощность возводимой ГЭС. В итоге в 1932 году с показателем 560 МВт новая украинская электростанция стала третьей в мире по мощности, уступив только 2 объектам из США.
Максим Ершов
Кто строил
Помимо Александрова и Винтера руководителем строительства был и архитектор В. А. Веснин. Внешний вид плотины, а также здание ДнепроГЭС разрабатывались им. Веснин занимался и Соцгородом, в котором жили рабочие. Этот район Запорожья отразил советское понимание роли архитектуры в формировании сознания населения. Соцгород строили как город будущего, город-сад, жители которого будут иметь общий быт. Он заполнен домами в 3 и 4 этажа с просторными квартирами, а облик некоторых зданий позволяет создать представление о советском авангардизме.
Но изначально рабочие жили в бараках. На стройку брали всех желающих, проект отличался большой текучкой кадров, строители были неграмотны. Для них пришлось организовать вечерние школы. Руководители участков были в привилегированном положении, особенно те, кто вступал в партию. Платили хорошо, к тому же выдавали паек.
Взрывы в 1941 и 1943 годах
При отступлении советских войск в августе 1941 году ГЭС взорвали. Кто это сделал и каковы были реальные последствия, обсуждается до сих пор. Большинство версий склоняется к тому, что приказ был отдан Генштабом. Подрыв привел к возникновению пролома длиной больше 130 метров и воды Днепра хлынули вниз, затопляя Хортицу и левый берег вместе с находившимся там мирным населением, беженцами, отступавшими войсками. По различным данным число жертв могло достигать 20 тысяч человек.
Захватив территорию, немцы восстановили ГЭС. Оккупанты использовали собственное оборудование, чтобы наладить работу. Когда в 1943 году фашистские войска отступали к Германии, они также решили взорвать электростанцию. Намерение удалось реализовать только частично — саперы СССР успели вывести из строя множество проводов, соединявших детонаторы.
Восстановление
В 60-х годах часть оборудования была модернизирована, но первая масштабная реконструкция состоялась только в «нулевых», стартовав в 1997 году.
Adam Jones
Последние статьи
-
Куда пропала Яна Чурикова, которая 8 лет вела «Фабрику звёзд», из-за чего поссорилась с Киркоровым и чем занимается теперь 20.03.2024, 22:45 -
Кого берут в телохранители королевской семьи и каким требованиям должны соответствовать кандидаты 20.03.2024, 21:52 -
Как внебрачная дочь последнего англосаксонского короля стала матерью основателя Москвы 20.03.2024, 20:35 -
Как велосипедист и автогонщик Сергей Уточкин стал первым русским авиатором: Человек, который «стремился к совершенству» 20.03.2024, 19:44 -
Как на Руси клады искали и пытались обмануть нечистую силу 20.03.2024, 17:53 -
На похоронах 20-летнего сына поддерживала бывшего мужа, а сама не смогла справиться с горем: Добровольное затворничество Ольги Понизовой 20.03.2024, 17:05 -
Как отец советской педагогики увел жену у попа и не запоминал имена любовниц: 2 жены и вечные поиски любви Антона Макаренко 20.03.2024, 14:49 -
Где находится (не в Египте) и как выглядит древнейшая пирамида в мире и о чём рассказали ученым высеченные в ней символы 20.03.2024, 13:58 -
Как живет танцор-«невозвращенец» Барышников, который был обласкан в СССР, но в 26 сбежал в Америку, а сегодня помогает Украине 20.03.2024, 12:13 -
Почему Катя Семенова развелась с юмористом из «Кривого зеркала» после 25 лет брака, а в 62 снова вышла за мужа-изменника 20.03.2024, 10:26
Все статьи
«Разрушители платин». Рурская Долина
Рурская долина в Германии с ее электростанциями и плотинами долгое время считалась британцами важной целью. Военные полагали, что, разрушив ее инфраструктуру, они сильно повредят экономику врага
В мае 1943 британские бомбардировщики уничтожили дамбы на реках Мене и Эдер в Германии. Летчиков, проводивших операцию под девизом «После нас хоть потоп», назвали «разрушителями плотин». 53 из 133 «дамбастеров» погибли.
Всего в долине погибли более тысячи человек, по другим источникам — более 1600 человек. Среди них — местные жители и заключенные. Германия еще долго восстанавливала инфраструктуру региона, рассказывала русская служба Би-би-си.
Плотину на реке Эдер в центральной Германии британские летчики смогли поразить только весной, поскольку тогда в дамбах собиралось большое количество воды, которую местные жители использовали в течение всего летнего сезона.
Для обстрела использовали бомбы, которые прыгали по поверхности воды как плоские камешки. После нескольких соприкосновений с рекой они касались стенки дамбы и взрывались.
Командир 617-ой эскадрильи Королевских ВВС Гай Гибсон в своих мемуарах описывал, как проходил обстрел.
«Мы видели, как вниз по долине помчались шесть огромных волн. Для начала они смели здание электростанции. Мы увидели, как тут же погасли огни в соседних деревнях, словно огромная черная тень накрыла долину. Водяная стена мчалась вперед, словно курьерский поезд. Мы знали, что в нескольких милях отсюда находится крупная тренировочная база Люфтваффе. Это был большой современный аэродром с массой построек, в том числе подземными ангарами и подземными казармами», — цитировало его Би-би-си.
Большинство погибших от этих бомбардировок были пригнанными в Германию иностранными рабочими. В лагерях долины реки Рур работали украинцы, русские, датчане, французы и представители других национальностей.
По словам одной из рабочих Антонины Ивановны, по трупам погибших не всегда можно было понять, какой национальности был человек.
«Чем мы занимались? Искали погибших в грязи. Потом отмывали их лица, чтобы можно было сфотографировать. Немецкие трупы относили в церковь, русских складывали в фургон и затем хоронили в братских могилах. Два-три месяца потом трупы находили — уже раздутые от воды. Ужасно. Я думаю, много русских было захоронено в немецких могилах, а немцев — в русских», — рассказывала она каналу WDR, пишет русская служба «Би-би-си».
Примеры использования
Вариант # 1 «По приказу командующего Юго-Западным направлением Семена Будённого саперы 157-го полка НКВД подрывают ДнепроГЭС. Взрыв лишь частично разрушил плотину, но по течению вниз помчалась огромная стена воды. По воспоминаниям очевидцев, высота волны была несколько десятков метров. Она уничтожила не только немецкие переправы и относительно небольшое количество вражеские войск.Вариант # 2 Гигантские водовороты отрезали и буквально всосали в себя две наши отступающие общевойсковые армии и кавалерийский корпус. Выплыть смогли лишь отдельные разрозненные группы, потом попавшие в окружение и плен. Волна обрушилась на прибрежную запорожскую полосу и колонны беженцев.Вариант # 3 Кроме войск и беженцев, в плавнях и береговой зоне погибло множество работавших там людей, местное гражданское население, сотни тысяч голов скота. В катастрофическом потоке погибли десятки судов вместе с судовыми командами.Вариант # 4 «Тогда, при отступлении наших войск, было принято решение взорвать Днепрогэс. О секретной шифровке знали единицы. Но операция прошла не так, как планировали. Заряд не рассчитали, в результате в теле плотины образовалась брешь в 5 раз больше расчетной. Мощный поток воды хлынул в нижнее течение Днепра. Гигантской волной были смыты все прибрежные села с местными жителями, разрушены понтонные переправы наших войск. В результате наводнения бойцы двух общевойсковых армий и кавалерийского корпуса в большей своей части попали в окружение и плен.Вариант # 5 Вся работа по подготовке взрыва производилась в тайне от командования фронта, так как санкцию на это Военный Совет фронта не дал.Вариант # 6 Прорывная волна высотой около 25 метров хлынула вниз по руслу реки. Гигантский поток снес на своем пути все прибрежные села, похоронив под собой несколько тысяч мирных жителей. Две общевойсковые армии и кавалерийский корпус были отрезаны при переправе. Часть бойцов в тяжелейших условиях сумела переправиться через Днепр, большая же часть военнослужащих попала в окружение и плен».Вариант # 7 «О планируемом взрыве Днепровской дамбы никто не был предупрежден ни на самой дамбе, по которой в том времени двигались военные транспорты и войска, которые отходили на левый берег Днепра, ни населения и учреждения города Запорожье — километров 10-12 от гидроэлектростанции вниз по течению Днепра. Так же не были предупреждены военные части, расположенные вниз от Запорожья в днепровских плавнях.Вариант # 8 Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. Почти тридцатиметровая лавина водыпронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке.Вариант # 9 Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.Вариант # 10 Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20 000 красноармейцев — сколько именно никто и не думал считать. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе».Вариант # 11 «Тогда от вызванной взрывом огромной волны погибло от 75 до 100 000 непредупрежденных жителей и около 20 000 красноармейцев, забытых командованием и неэвакуированных».Вариант # 12 «18 августа 1941 года в панике отступающие из оккупированной большевиками с 1920 г. Украины сталинские войска, пытаясь остановить продвижение Вермахта на Восток, невзирая на опасность для мирного населения и возможные многотысячные жертвы — цинично взорвали плотину украинской электростанции ДнепроГЭС, под Запорожьем… В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч) человек ни в чём не повинного гражданского населения Украины. Немецкие солдаты и офицеры Вермахта в оцепенении с ужасом лишь наблюдали в бинокли за разыгравшейся драмой гибели десятков тысяч людей — советских гражданских лиц и военных».
Как добраться до ДнепроГЭС в Запорожье
До плотины в Запорожье ходит множество общественного транспорта. Если вы хотите попасть на правый берег, нужно следовать до остановки «ДнепроГЭС», на левый — до остановки «Площадь Запорожская». До них довезут:
- автобусы № 17, 18, 72;
- маршрутки № 19, 21, 40, 40А, 45, 46, 61, 63, 65, 67, 69, 75, 76, 80, 81, 82, 84, 88, 89, 93;
- троллейбусы № 1, 3, 8, 11, 17.
Маршруты и расписание общественного транспорта в Запорожье
Добраться можно и на такси. В Запорожье работают такие перевозчики, как «Приват», «239», «Оптимальное», «Иван», «Макс» и другие. Также действует Uber, для заказа поездки воспользуйтесь мобильным приложением.
Видео с ночным видом на украшенную подсветкой ДнепроГЭС:
Панорама дороги на ДнепроГЭС: