Кряшены

Крещёные татары

Численность и размещение[ | код]

Оценка численности кряшенов в Республике Татарстан по городским и сельским поселениям, в %

Исторический обзор | код

В конце XIX века наиболее многочисленной подгруппой была предкамская группа кряшен, которая занимала пределы Мамадышского, Лаишевского и Казанского уездов Казанской губернии и южную часть Малмыжского уезда Вятской губернии. Численность этой подгруппы оценивается в 35 тыс. человек. Второй по численности была восточнозакамская подгруппа кряшен, расселенная в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Её численность составляла 19 709 чел.

При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в «Перечне народностей» были обозначены как народность, которая «указана неточно». По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, кряшен было 101,4 тысячи человек.

Современное состояние | код

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24 668 кряшен. Большинство из них (18 760 чел.) проживали в Республике Татарстан. Значительные группы кряшен проживают также в Республике Башкортостан (4 510 чел.) и Удмуртской Республике (650 чел.).

Таблица 1. Численность кряшен в Республике Татарстан по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.
Город/район Численность, чел. Доля во всем населении города/района, %
г. Казань с подчинёнными населёнными пунктами 2123 0,2
г. Азнакаево 4 0,0
г. Альметьевск с подчинёнными населёнными пунктами 185 0,1
г. Бавлы 1 0,0
г. Бугульма 8 0,0
г. Буинск 3 0,0
г. Елабуга 1197 1,7
г. Заинск с подчинёнными населёнными пунктами 91 0,2
г. Зеленодольск 26 0,0
г. Лениногорск 2 0,0
г. Набережные Челны с подчинёнными населёнными пунктами 3439 0,8
г. Нижнекамск 3277 1,5
г. Нурлат  —
г. Чистополь 258 0,4
Агрызский район 8 0,0
Азнакаевский район 1 0,0
Аксубаевский район  —
Актанышский район  —
Алексеевский район 47 0,2
Алькеевский район  —
Альметьевский район 523 1,4
Апастовский район
Арский район 7 0,0
Атнинский район 6 0,0
Бавлинский район  —
Балтасинский район 161 0,5
Бугульминский район  —
Буинский район  —
Верхнеуслонекий район 16 0,1
Высокогорский район 17 0,0
Дрожжановский район  —
Елабужский район 262 2,4
Заинский район 86 0,5
Зеленодольский район 43 0,1
Кайбицкий район 5 0,0
Камско-Устьинский район 2 0,0
Кукморский район 1087 2,0
Лаишевский район 21 0,1
Лениногорский район 111 0,5
Мамадышский район 1891 3,9
Менделеевский район 652 2,1
Мензелинский район 56 0,2
Муслюмовский район 3 0,0
Нижнекамский район 954 2,5
Новошешминский район 6 0,0
Нурлатский район 69 0,2
Пестречинский район 283 1,0
Рыбно-Слободский район 113 0,4
Сабинский район 26 0,1
Сармановский район 343 0,9
Спасский район 1 0,0
Тетюшский район  —
Тукаевский район 658 2,2
Тюлячинский район 15 0,1
Черемшанский район  —
Чистопольский район 151 0,7
Ютазинский район 12 0,1

В республике Башкортостан кряшены компактно проживают в Бакалинском районе в сёлах Старые Маты и Новые Маты, Новый Илик, Умирово, Новые Балыклы, Бюзюр, Утар, Кураз, Старый Азмей (совместно с башкирами) и др. По результатам переписи 2002 года, всего в Башкортостане проживают 4 510 кряшен; по неофициальным данным — более 10 тысяч.

Антропологические типы кряшен

Наиболее значительными в области антропологии кряшен являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Елабужском районе обследованы 103 кряшен, в Чистопольском районе — 121 кряшен. Антропологические исследования выявлили у кряшен наличие четырех основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп кряшен.
Признаки Кряшены Елабужского района Кряшены Чистопольского района
Число случаев
103 121
Рост
166,7 165,0
Продольный диаметр головы
189,8 189,7
Поперечный диаметр головы
155,5 152,9
Высотный диаметр
127,3 126,9
Головной указатель
81,9 80,7
Высотно-продольный указатель
67,3 67,2
Морфологическая высота лица
124,9 127,6
Скуловой диаметр
141,7 141,4
Морфологический лицевой указатель
88,0 90,3
Носовой указатель
66,2 65,0
Цвет волос (% черных-27, 4-5)
45,4 62,0
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку)
70,9 76,0
Горизонтальный профиль % плоских
1,0 2,5
Средний балл (1-3)
2,32 2,22
Эпикантус(% наличия)
1,0
Складка века
61,0 51,8
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2)
54,9 43,0
Средний балл (1-5)
2,25 2,57
Высота переносья Средний балл(1-3)
2,24 2,34
Общий профиль спинки носа % вогнутых
15,5 8,3
% выпуклых
13,6 24,8
Положение кончика носа % приподнятых
18,4 30,5
% опущенных
18,4 26,5
Таблица 2. Антропологические типы кряшен, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N
%
N
%
N
%
N
%
Кряшены Елабужского района Татарии 24 52,2 % 1 2,2 % 17 37,0 % 4 8,7 %
Кряшены Чистопольского района Татарии 15 34,9 % 12 27,9 % 13 30,2 % 3 7,0 %
Все
39
43,8 %
13
14,6 %
30
33,7 %
7
7,9 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Как мусульмане вынудили власти пойти на уступки

Именно в этот период, в 40-х годах XVIII века (к 1744 году), происходило массовое уничтожение мечетей. 

Среди татар назревало недовольство, которое могло перерасти в массовые выступления, направленные против продолжающихся крещения и разрушения мечетей. Власти вынуждены были несколько смягчить свою антимусульманскую политику. В 1756 году было разрешено возводить мечети и открывать при них школы, хотя только в тех селениях, где крещеных было менее 10% от всего населения.

В 1764 году была также ликвидирована «Новокрещенская контора». В 1782 году в Уфе было учреждено Мусульманское собрание во главе с муфтием Мухаммаджаном Хусаиновым. Этим уступкам в пользу мусульманского населения способствовал и приезд в Казань в 1767 году Екатерины II. Именно после посещения ею Казани начали строить мечети кирпично-каменной кладки, в том числе фундаментальные, соборные. Из подобных первых мечетей необходимо назвать знаменитую мечеть «Марджани» в Казани (1770 год), непрерывно функционирующую с тех пор по сей день; мечеть в д. Нижняя Береске, построенную даже за год до возведения мечети Марджани, т.е. в 1769 году; мечеть и ставшее потом широкоизвестным медресе (в том же здании) в д. Кшкар (1776 год) – обе эти мечети находятся в знаменитом на весь татарский мир Заказанье, на территориях нынешних Атнинского и Арского районов Татарстана.

Именно в эти годы учреждаются в Казани 3 медресе (высшая и средняя мусульманские школы) – это Ахуновское и Апанаевское (1771 год), при доме Амирханова (1782 год). Чуть позднее, в конце столетия, открываются медресе и в других селениях – помимо уже упомянутого Кшкарского, в Больших Менгерах, Богатых Сабах, Сатыше, Тюнтяре, Карилено, Килеево и других населенных пунктах. Позднее, во второй половине XIX века в связи с распространением джадидизма, т. е. новометодного обучения, некоторые из этих медресе наряду с новыми, возникшими в Казани, Бахчисарае, Оренбурге, Уфе, Астрахани, Иж-Буби, становятся центрами просветительства татар, а также других тюркоязычных народов Приуралья, Казахстана и Средней Азии. 

Завершая краткое освещение истории насильственного крещения татар в XVIII века, хочется обратиться к работе проф. Н.А. Фирсова, наблюдения и выводы которого непосредственно связаны с проблемами мусульманской уммы этого периода: «Надо отдать справедливость, – пишет Н. А. Фирсов, – приволжским мусульманам: духовенство их пользовалось таким устройством и положением, несравненно успешнее могущими вести к цели, для какой назначается всякое духовенство, чем какими пользовалось наше, православное тогдашнее духовенство. В то время, как русский православный священник назначался в приход часто помимо всякого участия прихожан в его выборе, мулла всегда был выборным, а потому интересы его были тесно связаны с интересами мира, его избравшего; в то время, как русские православные люди в иных местах, по отдельности селений их от церквей, редко видали священника, у мусульман каждая деревня имела мечеть, одного или нескольких мулл, которые были в постоянном общении со своими прихожанами; у нас зачастую священниками были люди необразованные и малограмотные, у мусульман выбирались в муллы только те, которые приобрели известное образование, необходимое, по их понятию, для отправления обязанностей духовного звания; русский пастырь был унижен в обществе, оскорбляем и презираем, и всю свою деятельность ограничивал отправлением церковных служб и треб (потребностей. – Р.Ф.); мулла пользовался высоким уважением среди своего мира, и деятельность его не ограничивалась механическим совершением религиозных обрядов, он был вместе с тем и учителем подрастающего поколения своих единоверцев, судья и даже лекарь.

Литература и образование

Самые ранние кряшенские произведения и литература были написаны с использованием арабской графики. Однако для перевода религиозных материалов на татарский язык также использовалась неизмененная кириллица. В 1862 году был принят модифицированный кириллица. К началу 20 века с использованием этого шрифта было издано более 100 книг. В 1922 году кряшенам был предложен видоизмененный арабский шрифт для написания татарского алфавита, хотя кириллица продолжала использоваться до 1928 года, так как тогда оба письма были заменены латинскими. Самая ранняя литература была в основном религиозной и христианской по своей природе, но примерно в 1910-х годах начал публиковаться неуклонный рост светских произведений. Газета для кряшенской общины выходила с 1928 по 1929 год в Казани, но вскоре прекратила свое существование.

В XVI и XVII веках у кряшен было мало религиозной и образовательной инфраструктуры. Однако в течение 18 века им было предоставлено множество привилегий, и для кряшен были построены или приспособлены объекты. Первая татарская школа для новообращенных была основана в 1863 году, а первая семинария — в 1872 году.

Этногенез[править | править код]

Церковь Тихвинской иконы Богородицы — кряшенская церковь в Казани


Церковь Тихвинской иконы Богородицы, XIX в.

Традиционная версия

Согласно традиционной и наиболее обоснованной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов. В то же время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания, и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие, отдельного «кряшенского» этнического образования не было. Решающее же влияние на формирование кряшенов как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI-XVII веков (сформировавшаяся в это время группа носит название «старокрещённых татар») и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века (новая группа татар, сформировавшаяся в это время, носит название «новокрещённых»). Множество новокрещенных татар в последвии возвращались в ислам в XVIII — начале XX веках. В результате сформировались пять этнографических групп кряшенов, имеющих свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя группа нагайбаков выделилась в 2002 году в отдельную национальность).

В пользу традиционной теории версии свидетельствуют данные археологии и культурные исследования в местах компактного проживания кряшен. Так у молькеевских кряшен отмечается устойчивая память об исламском происхождении их предков. По наблюдениям Г. Филиппова, в начале XX века у жителей ещё были живы предания:

В ряде деревень молькеевских кряшен имеются мусульманские кладбища, на которых, по преданиям, были похоронены отцы-основатели этих селений, их могилы были главным объектом культа. Особой популярностью как среди кряшен, так и местных татар-мусульман пользуются могила Ходжи Хасана в селе Хозесаново и могила Мяльки (Малик) бабая в Молькеево. Кряшены вместе с приезжавшими мусульманами посещают эти могилы, во время молений и жертвоприношений прибегают к помощи мулл. Также близ кряшенского села Ташкирмень Лаишевского района обнаружен древний мусульманский могильник, относящийся, по мнению археологов, к булгарскому и золотоордынскому периоду. В конце XIX века историк И. А. Износков, описывая селение, засвидетельствовал:

Альтернативные версии

В 1990-е годы появились альтернативные версии этногенеза кряшен, связанные с тем, что активизировавшаяся кряшенская интеллигенция, дистанцирующаяся от общепринятой точки зрения о насильственном крещении татар в XV—XIX веках и, как следствие этой политики, образования этнической группы кряшен, предприняла попытки научного обоснования положения о добровольном принятии частью булгар христианства.

Ещё одну версию развивал казанский историк Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с X века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказалось в Крыму и на Средней Волге. Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированном виде, как реликт исторической памяти.

История

Этнографы и историки связывают формирование групп кряшен с процессом добровольной и насильственной христианизации в 16-19 вв. Первая волна кряшен возникла в результате насильственных обращений вскоре после завоевания Россией Казанского и Астраханского ханства. Однако большинство этих новообращенных вернулись к исламу, и христианство мало продвинулось среди татар.

Более длительное и значительное присутствие кряшен проявилось в период разрушения мечетей и антимусульманского притеснения со стороны российских властей во время 18 век. Во время правления Анны Русской многие мусульмане были вынуждены или вынуждены были обратиться. Новообращенные были освобождены от уплаты налогов, получили определенные привилегии и получили больше ресурсов для изучения своей новой веры. Большинство татар обратились в веру по экономическим или политическим причинам, а не по убеждениям. Многие продолжали тайно исповедовать ислам и были крипто-мусульманами. К концу XIX века несколько тысяч человек снова вернулись к исламу. Однако к началу 20-го века было значительное количество кряшен, которое все еще продолжает существовать, хотя и в меньшем количестве, чем в прошлом.

В последнее время кряшенам грозит ассимиляция со стороны русских и других татарских группировок. Отчасти это также вызвано высоким уровнем смешанных браков с русскими.

«Потеря оказывается двойной»

В таком случае мы можем сказать об этих людях, что они сражались за Казань и поэтому были насильно крещены, так получается?

Да. Они не шли завоевывать Казанское ханство, не желали помогать Ивану Грозному, не соглашались с его решением. По этой причине их насильно крестили.

Была ли часть кряшен православными во времена Казанского ханства?

Во времена Булгарского государства только у армян была слобода православных. Среди татар и других народов, которые жили здесь, в районе Волги и Урала, православия не было. Одна часть народа была язычниками, другая часть исповедовала ислам. И во времена Казанского ханства было то же самое.

В Казани у армян была христианская слобода, но их было очень мало. Армяне ведь торговцы, поэтому для торговых связей их представители были и в Казанском ханстве. Но у них не было возможности влиять на народ по той простой причине, что их численность была небольшая. И цели такой не было. Они сами в своей автономии боялись, как бы их не перевели в ислам. Среди наших народов на Волге, Каме, Урале, Сибири православие не распространилось. Только когда пришел Иван Грозный, началось насильное крещение.

В России некоторые князья (татарского происхождения. – Ред.) были православными – Юсуповы, Аксаковы. Они и вправду перешли в христианство в ходе службы русскому государству. Это были отдельные примеры в Москве и Петербурге. Среди народа таких не было. Хотя есть те, которые утверждают, что были. Но это значит, что они не знают своего происхождения. А если хотят узнать, пусть пороются в архивах. В Москве есть Российский государственный архив древних актов, в Санкт-Петербурге – Сенатский архив, существуют и религиозные архивы. Там все написано. Пусть почитают.

Традиционная кухня

Основу пищи крещеных татар составляли мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов предпочтение отдавалось баранине, телятине, говядине; конина и свинина употреблялись не везде, мясо кур, гусей, уток – повсеместно.

В отличие от мусульман, крещеные татары широко использовали грибы, а также кровь животных (кан тәбәсе).

Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык, творог, в некоторых районах изготовляется разновидность сыра (чыгыр).

Основной напиток крещеных татар – чай, они также употребляют айран, квас, пиво (сыра, непременный напиток на свадьбах), медовые напитки (в том числе алкогольные), самогон.

Многие характерные черты бытового уклада крещеных татар давно исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь как семейная реликвия.

Быт крещеных татар испытал сильное воздействие современной городской культуры. Тем не менее крещеные татары сохраняют этнокультурную специфику, связанную с исповеданием христианства православного толка.

См. также: Питрау, «Бермянчек».

Происхождение кряшенов

Кряшены были подвержены влиянию не только тюркских, но и славянских, и финно-угорских народов. Тогда еще среди кряшен начались разделения, и даже появилась группа, которая заявила, что является отдельной национальностью (нагайбаки).

Но как бы там не решили кряшены, у науки есть своя трактовка. Согласно ее предположениям, она не только не признает нагайбаков как отдельный этнос, но и кряшенов, которых считает обычными татарами, решившими в одном из этапов существования принять другую религию. Сами же представители данного этноса уверены в том, что у них нет схожести с татарами.

Если посмотреть статистику переписи населения, то можно заметить, что на территории России проживает свыше 45 тысяч кряшенов, из которых 10 тысяч являются представителями нагайбак. Еще буквально 100 лет назад их было около ста тысяч. Но ассимиляция наложила свой отпечаток, причем это еще не предел, ведь современная молодежь вовсе не собирается сохранять свою нацию. Современная молодежь больше предпочитает западные правила жизни и заводит смешанные семьи.

Язык и алфавит[править | править код]

У кряшен в процессе обособления сформировался ряд собственных говоров. Среди них выделяется шесть говоров:

  1. говор кряшен Нижнего Прикамья (казанский диалект татарского языка);
  2. говор заказанских кряшен (казанский диалект татарского языка);
  3. говор чистопольских кряшен (мишарский диалект татарского языка);
  4. говор молькеевских кряшен (мишарский диалект татарского языка);
  5. говор нагайбакских кряшен (казанский диалект татарского языка);
  6. говор мордвы-каратайцев (мишарский диалект татарского языка).

Кряшены в основном говорят на казанском диалекте татарского языка. Говор молькеевских, чистопольских кряшен и мордвы-каратайцев ближе к мишарскому диалекту татарского языка. Главные отличия говоров кряшен — сохранение архаичных старотатарских слов.

В царское время кряшены пользовались алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы, необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведётся на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильминского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-х годов XX века, когда на нём начали издаваться богослужебные книги и публиковаться издания кряшенских общественных организаций. При этом в светской жизни использование стандартного татарского алфавита сохранилось.

Устройство Казанского ханства после поражения

После присоединения Казани устраняются от власти представители аристократических родов ханства, большинство которых было поставлено перед выбором: либо принять православие и сохранить свой дворянский статус, земли и крестьян, либо сохранить национальную идентичность и исламскую религию, но потерять привилегированное положение, земли, собственность, крестьян.

В то же время нельзя не отметить, что традиция перехода феодалов на службу от одного сюзерена к другому в средневековой Москве и Казани была столь же привычна, как и, например, в Вильно или в Аугсбурге

Важно, что после присоединения Казанского ханства к русскому централизованному государству оказалась демонтирована вся ханская система политического управления

Территория Казанского ханства подразделялась на два воеводства — Свияжское и Казанское. К Свияжскому воеводству отходили Горные районы (Правобережье), населенные в основном чувашами, марийцами, мордвой, частично татарами. Свияжская сторона была присоединена раньше и, возможно, поначалу рассматривалась властями как более лояльная. Ядро населения Казанского воеводства, расположенного в основном на левом (Луговом) берегу Волги, составляли татары, а также марийцы, башкиры, удмурты и другие народы края.

Печать и литература[ | код]

Газеты | код

  • «Сугыш хабарляре» (Военные известия; —. Редактор — П. П. Глезденев)
  • «Дус» (Друг; февраль —. Редактор — С. М. Матвеев)
  • «Кряшен газеты» (Кряшенская газета; январь  — июль . Редактор — Н. Н. Егоров)
  • «Алга таба» (Вперёд; январь—апрель . Редактор — М. И. Зубков)
  • «Кызыл алям» (Красное знамя; октябрь  — январь )
  • «Киняш» (Совет; сентябрь  — декабрь ).
  • «Керэшен сузе» (Слово кряшен; февраль 1993—2002)
  • «Туганайлар» (Родные мои; c 2002 года)
  • «Кряшенские известия» (c 2009 года)

Журналы | код

Художественная литература | код

Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов, получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году. Также известны такие кряшенские писатели, как Давид Григорьев-Саврушевский, Даржия Аппакова, Н.[] Филиппов, Александр Григорьев, В.[] Чернов, Гаврила Беляев.

Язык. Культура[]

Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен:

  • казанско-татарскую,
  • елабужскую,
  • молькеевскую,
  • чистопольскую и
  • нагайбаков, каждая из которых имеет свои особенности и свою историю формирования. Эти названия (кроме нагайбаков) достаточно условные: Казанско-татарская группа относилась к Казанской губернии (в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах); Самарской; Уфимской; Вятской губерниям, в последней в Малмыжском уезде (это самая многочисленная и древняя группа). Мопькеевские кряшены Казанской губернии жили в Тетюшском и Цивильском уездах (сейчас — Апастовский район)|. Чистопольская группа была сконцентрирована в этой же губернии, в районе Западного Закамья (Чистопольский и Спасский уезды), Елабужская группа относится к Елабужскому уезду (в прошлом Вятская губерния). Нагайбакская группа размещалась на землях Верхне-Уральского и Троицкого уездов.

Кряшены говорят на говорах татарского языка, относящихся как к среднему, так и к западному диалекту. Главное отличие — меньшее количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов. Кряшены пользуются алфавитом Ильминского (окончательно оформился в 1874), который отличается от современного татарского алфавита.

По основным элементам культуры, кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны происхождением и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры. Кряшены на данный момент развиваются как субэтнос татарского народа.

Одним из лидеров Этнографического общества кряшен был писатель и историк Максим Глухов — Ногайбек

Самоидентификация и современное положение

Существуют различные взгляды на кряшен; традиционным является мнение, что кряшены являются своеобразной частью татарского народа, её отстаивал Глухов-Ногайбек.

В то же время среди заметной части интеллигенции существует мнение о кряшенах как отдельном народе.

Сторонники того, что кряшены являются отдельным от татар народом, считают также, что с того времени быт татар-мусульман под влиянием и по требованию ислама менялся, по мере проникновения последнего в массы. По их мнению, помимо языка и быта кряшены в этническом отношении сохранили свои первоначальные древние качества.

Одну из таких версий выдвигает историк и богослов Александр Журавский. Согласно его версии, кряшены не являются крещёнными в XVI веке татарами, а являются потомками тюркских племён, крещёных не позднее XII века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. В то же время, исследователь отмечает, что эти вопросы не представляются актуальными для официальной науки и потому их обязано изучать церковное краеведение.

Вопрос о происхождении и положении кряшен активизировался перед всероссийской переписью населения 2002 года. В октябре 2001 года кряшены приняли декларацию о самоопределении, год спустя одобренную Межрегиональной конференцией кряшен РФ.. Вопрос вышел за рамки исторического и культурного и стал политическим.

Православный священник из кряшен Павел Павлов находит саму идею «возвращения» в ислам оскорбительной: «За минувшие пять лет было множество призывов в прессе, чтобы мы вернулись в лоно ислама, что нас простят. Это действует, капля за каплей — соседи начинают поговаривать: „Почему вы ходите в церковь? Пойдём с нами в мечеть“. Но если мы православные, за что нам извиняться?»

Всероссийская перепись населения 2010 года выявила увеличение численности кряшен по сравнению с переписью 2002 года. Так, в 2002 году, согласно данным Росстата, в России проживало всего 24 668 кряшен, из которых 18 760 человек — в Татарстане. В 2010 году численность граждан России, назвавших себя кряшенами, выросла до 34 822 человек по России, а 29 962 из них проживали в Татарстане. Таким образом, по России кряшенское население увеличилось на 41,1 %, в Татарстане — на 59,7 %.

«Противостояние было очень сильным»

Народ как-то противостоял насильственному крещению?

Информации об этом нет, но я думаю, борьба была. Вот, к примеру, в документах переписи в 1717 и 1744 годах можно увидеть, что численность населения на порядок снизилась. Значит, они боролись, не сдавались, погибали. Умирали именно мужики, хозяева домов. В 57 семьях умерли 18 человек, все младше 47 лет. В деревне не осталось никого старше этого возраста, куда они все подевались? В предыдущей переписи они были, а здесь нет. Жены перестает рожать детей. Народ убегает в другие места. Только в 1830-х годах численность населения начинает потихоньку возрастать. Кукшумовцы на протяжении 160–170 лет тайно хранили свою веру, имена своих детей. Около 70 лет численность народа не росла, только убывала. Об этом не писали напрямую – вероятно, нельзя было. В государственных архивах нет такой информации. Есть только списки сбежавших.

В каких годах проходило крещение вашей деревни?

В 1710 году три семьи Хозесаново записали как чувашей. Потом таких стало восемь. В 1717 году их количество возрастает до 12, в 1744 году – до 20. С 44-го года по 62-й эта цифра становится только больше. В 1762 году состоялась третья ревизия. В ней прописано, какую фамилию и имя носили люди до крещения. В каком году у них родились дети, далее идет графа «О крещении», там уже написаны русские фамилия и имя.

Существует такое предположение, что кряшены исповедовали православие и до Казанского ханства. Как вы думаете, это может быть правдой?

Я считаю это глупостью. Откуда они могли прийти к этой религии до того, как русские приняли православие? Они что, были в Палестине, а может быть, в Армении? В то время Грузия и Армения начинают исповедовать православие, а Россия еще нет.

Вы говорите о Булгарской эре…

Да, я говорю об этом периоде. Если в Булгаре ислам принимают в 911 году, то на Руси православие принимают на 77 лет позже – в 88 году. А если так, то когда кряшены могли его принять? Они не знают своей истории. И в нашей деревне есть такие: сколько времени прошло – зачем все это надо, говорят они. Они не думают о том, сколько тяжестей пришлось перенести нашим отцам и дедам. Им важнее самим жить спокойно, а о предках они забыли. А человек разумный не должен так жить. Как говорится, если не знаешь прошлого, и будущего у тебя не будет. Те, кто так говорит, – это мамадышцы, рыбнослободцы, пестречинцы, мензелинцы, тукаевцы и елабужане. А все почему? С той стороны, чтобы взять Казань, в 1552 году приходит Бахтияр Дизюлин. Он приводит с собой пермских татар и русских. Тех, кто не соглашался идти брать Казань, крестил на месте. Такие называются «старокрещеными». А мы «новокрещеные». Те, кого крестили во времена Ивана Грозного, относятся к «старокрещеным».

У нас тоже восемь деревень, расположенных на горе, относятся к «старокрещеным» – это Сорок-Сайдак в Буинском районе, Бажый, Сориле в Батыревском районе (в Республике Чувашия. – Ред.). В 1551 году смелые сыны этих восьми деревень собрались и напали на Свияжск с намерением повергнуть его, но поход не увенчался успехом. Иван Грозный пришел как раз оттуда – с Дикого поля. Есть такая книга «350 лет со дня взятия Казани», там весь его маршрут прописан. Здесь он и встретился с народом. Позвал представителей и предложил: «Давайте вместе пойдем захватывать Казань». Тогда же насильно крестил еще восемь деревень. Они относятся к «старокрещеным». Но в архивах нет точной информации, когда их крестили и где. Войско ушло, разбрелось, отвоевало и растерялось. В то время церквей не было, поэтому и документы не велись. Один человек по фамилии Петров из Кряш-Серды Пестречинского района тоже начал исследование. Я ему посоветовал: «Ищи и обязательно найдешь». Он взялся за это дело и выяснил. Булгарами они были, мусульманами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: