Лобное место на красной площади история

ЛОБНОЕ МЕСТО НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ: ГЛАШАТАЯ ИЛИ ПЛАХА

Название Лобного места до сих пор имеет несколько версий своего происхождения: самой правдоподобной считается та, что описывает его «лбом» – верхушкой Васильевского Спуска.По преданию Лобное место было воздвигнуто после избавления Москвы от нашествия татар в 1521 году. В летописях первое упоминание о нем датируется 1549 годом, когда двадцатилетний царь Иван Грозный выступил перед народом с речью за примирение враждующих бояр. По описаниям XVII века Лобное место было обнесено деревянной решеткой и укрыто под навесом на столбах. Следует отметить, что среди горожан популярно ошибочное мнение о проведениях публичных казней в XIV-XIX на Лобном месте. В действительности, это место считалось святым, ведь именно с него оглашались царские указы и приговоры, а, как известно, Царь – посланник Бога на Земле.Из истории известно, что в 1786 году Лобное место было перестроено по проекту выдающегося Матвея Казакова. Возвышенный круглый помост был окружен каменными перилами, а с западной стороны был устроен вход с железной решеткой и дверью. Наибольшее значение для москвичей Лобное место имело в допетровские времена – вплоть до революции около него останавливались крестные ходы, а с верхней точки архиерей осенял народ крестным знамением.Злодеев же казнили рядом – на Болоте. Сейчас это место известно нам, как Водоотводный канал, вблизи Болотной площади. Хотя, 11 июля 1682 года на Лобном месте все-таки состоялась казнь – отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту. Из истории известно, что в 1698 году, при подавлении стрелецкого бунта, у Лобного места возвели деревянный эшафот, где казнили зачинщиков.В 1753 году его решили реконструировать под управлением Д.В. Ухтомского, но уже к 1786 году было решено сместить Лобное место восточнее по площади и перестроить его по проекту Матвея Казакова. Интересно, что 1 мая 1919 года на Лобном месте установили деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», работы скульптора С.Т. Коненкова. Однако, из-за погодных влияний, монумент было решено перенести в Музей революции. 6 ноября 1942 года у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину Анастаса Микояна, приняв ее за машину Сталина. Преступник был арестован и впоследствии расстрелян по приговору трибунала.

История Кремлевского собора

Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.

Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям,  современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.

В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.

Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.

Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.

Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.

Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.

Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.

Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.

В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.

После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.

Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок.  Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.

Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.

В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.

Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».

После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.

История Лобного места

Лобное место в Москве появилось, по предположениям историков, в XVI веке. По самой распространенной версии, идею об организации Лобного места предложил государю митрополит Макарий. Лобное место, по замыслу, должно было стать частью комплекса, символизирующего Небесный Иерусалим: центром комплекса был Покровский собор, в него также входили Спасские ворота.

Впервые объект упоминается в 1549 году. Летопись гласит о том, что с Лобного места царь Иван IV (еще не получивший свое грозное прозвище) обратился к Земскому собранию. В течение следующих веков место использовалось по религиозному назначению — во время крестных ходов в даты православных праздников. Также здесь публично зачитывались указы высшей власти. Иностранных путешественников особенно поражало зрелище во время праздника Входа Господня в Иерусалим. Обряд назвался «Шествие на осляти»: царь шел пешком и вел коня, на котором восседал митрополит. Данная церемония проводилась вплоть до 1648 года. Торжественная церемония неоднократно изображалась заморскими гостями. Например, сохранились голландские гравюры «Шествие на осляти».

В Смутное время религиозное назначение каменного помоста на Красной площади сменилось на политическое. Здесь собирали своих сторонников различные партии. С этого же места к народу зачитывалось обращение Лжедмитрия I. А чуть позднее сам ложный наследник выступил перед толпой и далее направился в Кремль. Во время бунта тела сподвижников фальшивого царевича сбрасывались на Лобное место. Также в Смутное время с Лобного места вещал Василий Шуйский, а позднее два крестных хода, которые возглавляли освободители Руси Минин и Пожарский, воссоединились на Лобном месте. В последний раз для получения одобрения московского народа, каменный постамент использовался при выборе Михаила Романова новым царем.

Казни на Лобном месте

Красная площадь и Лобное место на ней в последствие были связаны со Стрелецким бунтом и мятежом раскольников. Страшную расправу можно увидеть на картине «Утро Стрелецкой казни» Василия Сурикова. Появлялись городские слухи о том, что Степана Разина жестоко умертвили именно здесь, хотя, на самом деле, это произошло на Болотной площади.

В период правления Петра I Лобное место на Красной площади Москвы все чаще становилось местом, на котором осуществлялись показательные умерщвления предателей государства. В 1697 году здесь был установлен деревянный стол со спицами, на которые были нанизаны головы казненных заговорщиков. После бунта 1698 года часть из нескольких сотен приговоренных мятежников была показательно убита на Красной площади. По историческим документам, эшафот был установлен в южной части площади, но многие очевидцы все равно называли местом казни Лобное место.

После потери Москвой статуса столичного города, история Лобного места на Красной площади не прекратилась. Место перестало был площадкой для публичной казни, но до 1917 года здесь проводились православные празднования. Современный вид Лобное место приобрело в ходе реставрации 1786 года.

С 1918 года на главной площади страны стали проводиться митинги и праздничные парады. С Лобного места выступал Владимир Ильич Ленин. До 1940 года в дни важных праздников госзначения на Лобном месте монтировали скульптурную композицию под названием «Интернациональная солидарность».

Во время Парада Победы в год окончания войны на Красной площади, на постаменте Лобного места был возведен фонтан со скульптурами рабочего и колхозницы. Вокруг фонтана для украшения были расставлены вазы с цветами.

В августе 1968 года на Лобном месте проходила митинговая акция против военного вмешательства Организации Варшавского договора в дела Чехословакии. Мирные протесты проводились и в наше время, последний — в 2013 году.

Лобное место

В 30-е годы XVI века на Красной площади напротив Спасской башни был построен помост, получивший название Лобное место. В летописях это место впервые упоминается в 1549 году. Символизирует гору Голгофу, дословный перевод — «Лобное место». Помост служил трибуной для объявления важнейших правительственных указов и торжественных церемоний.

Здесь зачитывались царские указы, здесь выставлялись для почитания мощи святых и чудотворные иконы, чтобы все желающие могли им поклониться. В 1812 году здесь был отслужен молебен и символически освящена вся Москва после изгнания Наполеона. Вопреки распространенному ошибочному убеждению на Лобном месте никого и никогда не казнили. Около Лобного места на бревенчатых помостах иногда совершались казни.

В этом виде, в котором Лобное место сейчас находится, существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Оно представляет собой круглое белокаменное возвышение с площадкой, чугунной оградой и лестницей.

На месте соборов и стен Кремля в древности был сосновый бор, который называли Боровицкий холм. Первое упоминание в летописях под именем Москва относится к 1147 году.

Это место и связанное с ним поверье об исполнении желаний известно любому москвичу и большинству приезжающих в столицу туристам.

Значительно позже деревянный постамент заменили на каменный, а свой нынешний вид Лобное место приобрело в конце XVIII века. С этого места оглашались государственные указы, объявлялись войны или перемирие. Также именно здесь народу показывался наследник престола, которому исполнилось шестнадцать лет, а на Вербное воскресенье именно здесь патриарх вручал государю освящённые вербовые ветки.

В древности Лобное место именовали «Царёвым» и считали его священным. Сегодня оно славится тем, что, по существующему поверью, достаточно попасть монетой в центр круга, и сбудется заветное желание. Составить представление о популярности этого места и связанной с ним традиции можно, присмотревшись к рассыпанным там монетам из самых разных стран мира.

Существует три основных версии происхождения названия места. В одной рассказывается, что Лобное место в переводе на славянский с еврейского означает «Голгофа» — небольшая скала, место казни, где складывали множество черепов еще в древнем Иерусалиме. Строение Лобного места напоминает своими контурами форму черепа. Другая версия гласит, что здесь часто проводили казни — «рубили лбы» или «складывали лбы». Хотя на самом деле на Лобном месте произошли лишь две казни: прилюдно лишили жизни Никиту Пустосвята и Степана Разина. Самая распространенная версия гласит, что Лобное место обязано своим названием лишь своему расположению: Васильевский спуск, на котором располагается памятник, в XV-XVI веках назывался «лбом».

История

Существуют также некоторые трудности с определением даты создания Лобного места. По преданию оно было воздвигнуто в 1521 году в честь избавления Москвы от татарского нашествия. Согласно некоторым древним документам какое-то время считалось, что оно возникло в Москве в 1540-е годы. Точнее, есть рукопись с речью еще юного Ивана Грозного, которую он якобы произнес с Лобного места в 1549 году. При дальнейшем изучении документа эта версия была поставлена под сомнение — он был составлен в начале 17 века и являлся не историческим фактом, а политическим памфлетом. Самое первое официальное упоминание о Лобном месте датируется 1599 годом. Оно описано в «Пискаревском летописце».

Более века Лобное место являлось основной трибуной Москвы, где объявлялись государственные указы, проводились публичные мероприятия. Дважды в год царь в обязательном порядке представлял народу своего наследника. Данное мероприятие продолжалось вплоть до достижения наследником своего совершеннолетия. Здесь же часто на всеобщее обозрение представлялись мощи почитаемых святых. Здесь начинались крестные ходы и здесь патриархи благословляли царей веточкой вербы. После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург Лобное место потеряло свое значение в жизни города и государства.

В 1751 году по указу Сената Лобное место было отреставрировано под началом главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Вторая реставрация, а точнее перестройка, прошла в 1786 году, во время которой Лобное место было сдвинуто немного восточнее от первоначального местоположения, приняв свой современный вид. Ранее это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах.

В настоящее время Лобное место является элементом Красной площади, а у туристов существует традиция кидать на него монетки, чтобы снова возвратиться сюда.

Большой Сфинкс. Тайна тоннелей

Павел Полуботок и утраченное золото. Часть1

Павел Полуботок — известный украинский государственный деятель первой половины XVIII века, черниговский полковник, некоторое время (с 1722 по 1724 год) занимавший…

Находка у горы Биндэр

Другая находка вероятного места захоронения вели­кого завоевателя произошла в сентябре 2001 года, ког­да монгольско-американская археологическая экспеди­ция обнаружила около сорока могил…

SAS — английский спецназ

Бойцы в английский спецназ SAS отбираются только из других армейских подразделений. При этом офицеров обычно принимают на службу на…

Орландо — город фанатов Гарри Поттера

В 2010 году в США, штате Флорида, в городе развлечений Орландо был открыт необычный тематический парк — Мир Гарри Поттера. Это…

Как устроить праздник ребенку

Праздник для ребенка — долгожданное и небудничное событие. Особенно, когда это день рождения, день святого Николая, Новый год и…

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ло́бное ме́сто
— памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве , на Красной площади . Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой.
Кроме Москвы «лобное место» есть в Кремле г. Астрахани.

Красная площадь

В 1685 году Пётр I специальным указом постановил перенести плахи с территории Ильинского крестца прямо под стены Кремля. Правда, рубить головы на Красной площади начали задолго до этой инициативы государя-реформатора. Историки до сих пор спорят, проводили ли казни непосредственно на Лобном месте. Ряд исследователей указывает на то, что этого быть никак не могло. Ведь это было место, с которого к народу обращались цари. И бесчестить его эшафотом ни один из чиновников бы никогда не решился. Другие историки, напротив, утверждают, что головы рубили именно там. По их мнению, своим названием Лобное место обязано как раз казням — на небольшом пяточке Красной площади якобы «рубили лбы».

Описание собора Василия Блаженного

Его второе название – Покровский в честь Покрова Богородицы. Выходя на площадь, мы не видим его полностью. Подойдя вплотную к нему, он предстает перед нами в полной красе. Уникальное строение архитектора включает одиннадцать церквей.

В отличие от аналогичных построек XVI века в нем нет фасада – он имеет круговую форму. Ни одна из сторон не уступает в своей красоте и определить главную невозможно. На 65 метров вздымается вверх над Красной Площадью постройка – в годы строительства она была самой высокой в столице.

Кирпич, использованный для возведения церкви, в XVI столетии был новинкой. Вопреки существующим традициям церковь строили не из белого камня. Главная часть храма завершается шатром с ярким декором, рельефом и резьбой. Остальные приделы выполнены в уникальном стиле и не повторяют друг друга. Настоящее сочетание цветов утвердилось лишь в конце XIX века.

В ряду своих соотечественников и сверстников храм занимал особое место – его многоглавие, удивительный пышный декор и необычная структура удивляют прихожан и сегодня. Изначально создали 25 куполов, покрытых белым железом. Борис Годунов приказал озолотить их.

В первые столетия храм выглядел для русского народа и гостей страны более стройным. Все лестницы, ведущие наверх приделов, были открытыми, а все здания опоясывали террасы. На них цари прогуливались и обменивались новостями.

Борис Годунов и его последователи не видели узорчатых куполов, в то время они имели шлемовидную форму. Место разноцветной раскраски занимали красные узоры живописцев. Основной формой декора в соборе стал кокошник. (см. чем помогает Матрона Московская?)

Архитекторы и исследователи памятников культуры говорят, что все элементы комплекса – шатровость, башни, узоры и сочетание цветов устремляют его вверх. Даже современные доработки и утяжеление конструкции не делают его грузным.

Священнослужители говорят, что церковь – мемориальный памятник, а не пристанище православной веры. С этим связано его пышное внешнее убранство – пилястры, колонны, карнизы, изразцы и розетки повествуют зрителю историю о традициях русского народа.

Внутри храм украшен росписью с использованием трех цветов: черного, красного и белого. Особое место занимают фресковые росписи, орнамент в виде цветов и растений и особенная роспись, повторяющая кладку кирпича. Внутри собраны иконостасы, принесенные из других храмов.

Современники, поэты и писатели, публицисты и известные гости страны по-разному величали главный собор государства: «диво-дивное», «глас народа», «национальное произведение», «синтез искусств и переплетение эпох». Список можно перечислять бесконечно. Одно ясно точно, Баженову и его последователям удалось воплотить в нем тонкие черты русского человека и создать «архитектурный аксюморон», объединив несочетаемое.

Особенности собора

Главный собор страны удивляет своей архитектурой, масштабностью, фресками и росписью. Удивительно, что сам по себе он изначально строился не только как храм, но и как памятник в честь присоединения Казани.

Внешне храм очень компактный, особенно на фоне просторов Красной площади. Но это «маленькое» здание включает в себя одиннадцать приделов. (см. навруз байрам в 2019 году)

Внутри собор имеет необычную структуру – многочисленные лабиринты и переходы, подобны человеческой жизни с препятствиями и лишениями, окружающими мирскую жизнь.

В прошлом столетии историки обнаружили ряд подземных лабиринтов. Под одним из приделов раскопали яму-комнату, а в подвалах здания были обнаружены окна для пушек.

Архитекторы признаются, что удивительно, как такое высокое здание держится на искусственном холме, без серьезного фундамента. Легенда о библиотеке Ивана Грозного, опровергается таким строением.

Самих подвалов – нет, храм стоит на подклете со сводами. Их высота около 6,5 метров. Именно их раскопали в 1930 году реставраторы.

Один из сводов подклета отличается безсводчатым сооружением, несмотря на большую протяженность. В Древней Руси такие сооружения использовали для хранения царских денег, украшений и ценных вещей.

Сегодня в них могут зайти гости музея и познакомиться с древнейшей иконой, написанной для храма, – святого Василия Блаженного.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 22-28 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен (Ис. 53:12)

Есть предание, дошедшее до нас от святых отцов, что на Голгофе погребен был Адам. Здесь распинается и Господь, врачующий падение и смерть Адамову, дабы там же последовало и разрушение смерти, где было начало смерти. «Давали Ему пить вино со смирною»; но смирна есть самая горькая жидкость; значит, это давали Господу в поругание над Ним. Другой евангелист говорит, что Господу подали уксус с желчью (Мф. 27:34), а третий, — что Ему поднесено было и еще что-то. Но в этом нет противоречия; при тогдашнем бесчинстве одни приносили то, другие — другое: один — уксус с желчью, другой — вино со смирною. А могло быть и то, что вино было окислое, а смирна прогорклая, и, следовательно, евангелисты согласны между собой, когда один из них говорит о вине со смирною, а другой — об уксусе с желчью. Ибо вино могло быть названо уксусом, а смирна — желчью, первое — по своей кислоте, вторая — по горечи. Равным образом, когда один говорит, что «давали Ему пить, но Он не принял», то не противоречит другому, который говорит: «и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:34). Ибо, когда сказано — «не принял», сим уже ясно показано, что не пил. И жребий бросали об одежде Его также в поругание над Ним, то есть разделяя между собой как бы царские одежды, тогда как они были скудные. Написали и вину, за которую Господь распят: «Царь Иудейский», чтобы опозорить славу Его, как человека возмутительного и называющего Себя царем, и чтобы все проходящие не только не жалели о Нем, а, напротив, нападали бы на Него, как на похитителя царской власти. Но как Марк говорит, что Христос распят был в третьем часу, а Матфей, — что тьма произошла в шестом часу? Можно сказать, что в третьем часу был распят, а тьма началась с шестого часа и продолжалась до девятого. И с разбойниками распят был Господь для того, чтобы люди имели худое мнение о Нем, что и Он был злодей. Но это было по усмотрению Божию, ибо, с одной стороны, исполнилось пророчество: «к злодеям причтен был» (Ис. 53:12), с другой стороны, два разбойника были образами двух народов — иудейского и языческого. Оба сии народа были беззаконны — языческий как преступивший естественный закон, иудейский как преступивший и сей закон, и писанный, который дал ему Бог. Но языческий народ оказался благоразумным разбойником, напротив, иудейский — хулителем до конца. Посреди сих двух народов распинается Господь, поскольку Он есть Камень, соединяющий нас в Себе.

Лобные места в других городах

Лобное место как постамент для проведения различных религиозных обрядов и политических выступлений было известно далеко за пределами России. Но внутри страны оно не получило распространения — в других городах Лобных мест практически не было. Исключение — Астрахань. Там Лобное место (тоже религиозная площадка) примыкает к главному собору города .

Лобное место есть и в Санкт-Петербурге. В царские времена это название носила территория у Сытного рынка (старейшего рынка в Северной столице). Здесь также приводили в силу смертные приговоры.

Лобное место в Москве: google-панорама памятника изнутри

Реконструкции

Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.

В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.

С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.

В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.

В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.

История знаменитого помоста

По сохранившемуся преданию исторический постамент появился в 1521 году, после того, как татары под предводительством Мехмет-Гирея оставили столицу Руси. В летописях о нем написали в 1549 году, когда молодой Иоанн IV Грозный вышел на возвышение возле стен Московского кремля и призвал враждующие боярские кланы к примирению.

Вид Лобного места с высоты

Выражение «лобное место», как место казней, прочно закрепилось нашей речи, поэтому бытует мнение, что на протяжении нескольких веков исторический помост являлся главным эшафотом страны. Однако, это не совсем верно. Казнили здесь крайне редко. Большинство смертных приговоров приводили в исполнение на Болотной площади или так говорили в Средние века — на Болоте.

В мае 1606 года у ступеней помоста три дня лежал обезображенный труп самозванца Лжедмитрия I, убитого разъяренной толпой. После многочисленных надругательств тело человека, который выдавал себя за сына Иоанна IV Грозного, похоронили на кладбище за Серпуховскими воротами. Потом труп выкопали, сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши.

Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками

В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».

В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».

Лобное место на фоне ГУМа

Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.

Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.

Лобное место на фоне собора Василия Блаженного

Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.

Внутри Лобного места

Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.

История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.

Охранительная табличка на стене Лобного места

В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: