Слайды и текст этой презентации
Слайд 3Прародителем Малого театра явилась труппа, которая была создана при Московском
университете в 1756 г., сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы
Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: “Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…”
В 1824 г. Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и театра получил собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади, а также собственное название — Малый театр.
Слово “малый” сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно объясняло только размеры здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Вскоре слова “Большой” и “Малый” стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.
Слайд 5П. Мочалов становится символом новой романтической эпохи в истории русского
театра. Быстро освободившись от влияния классицизма, он создает на сцене
новые образы, исполненные в стиле романтизма. Главной чертой артиста являлась непредсказуемость в игре, подчинение вдохновению и предельная экзальтированность образа.
Слайд 6Павел Степанович Мочалов родился 3 ноября 1800 года в Москве, в
семье крепостных актёров — Степана Фёдоровича и Авдотьи Ивановны Мочаловых, которые
были крепостными помещика Н. Н. Демидова и играли в его домашнем театре.
Слайд 7Помещение Малого театра открылось 14 октября 1824 года. Вершиной творчества
значительно помог артисту в выражении идеи мятущегося духа Гамлета-Мочалова. Об этом спектакле написано множество статей, необходимо только сказать, что Гамлет в исполнении Мочалова был современником сидящих в зале людей.
Слайд 8Возвращаясь в 1848 году из гастролей в Воронеже, артист простудился —
его карета провалилась под лед. В дороге артист много пил
и закусывал водку снегом. Приехав в Москву, через несколько дней скончался. Провожать Мочалова в последний путь собралось несколько тысяч человек. Купцы закрыли свои лавки на той улице, по которой проходила траурная карета, и присоединились к процессии.Погребен на Ваганьковском кладбище.
Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре. Был
знаком с А.Пушкиным, К. Рылеевым, А.Грибоедовым, В. Кюхельбекером.В 1820-е годы определились характерные черты его актёрского стиля — приподнятая героика, парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин — ведущий трагик этого театра.Самый первый исполнитель роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова)
Слайд 103 мая 1820г. В. А. Каратыгин впервые вышел на сцену.
Он стал режиссером собственных ролей, работал над костюмом как профессиональный
художник. . На «Гамлете» с участием Каратыгина рыдал А. И. Герцен. А. С. Пушкин подарил актеру для бенефиса своего «Скупого рыцаря». Однако с приходом в русскую эстетическую мысль идей «натуральной школы» Каратыгин начинает терять свои лавры. Созданный для трагедии и романтической драмы, он стал казаться чрезмерным во всем. В. А. Каратыгин является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в 19 век.
Слайд 12Спасибо за внимание!
До встречи на театральных площадках!
Здание Малого: вчера
Изначально названия Большого и Малого театров писали со строчных букв – просто обозначали размеры зданий. Долгое время оба императорских театра соединял подземный переход, по которому артисты могли беспрепятственно передвигаться. Особенно это было удобно, если в один вечер артист должен был играть на двух площадках. Если спектакль драматической труппы, обосновавшейся в малом театре, больше подходил для сцены большого, то представление давали там, и наоборот. Часто можно было услышать: «Сегодня малый играет в большом».
Сейчас сцена Малого театра параллельна партеру, а раньше была расположена под наклоном к залу – для лучшего обзора. Из декораций были только расписной задний занавес и падуги, скрывавшие механизмы верхней части сцены. В антракте зал освещала огромная люстра со свечами, которая во время спектакля поднималась на специальный чердак.
В 1840-м к основному зданию пристроили новый зрительный зал и новую сцену, которые действуют и сегодня, а старые переделали под закулисные помещения.
Вид с Театральной площади на Лубянскую площадь (Малый театр слева),1880-1890. Фото: pastvu.com
В 1900 году актер, режиссер и реформатор отечественного театра Александр Ленский побывал в Германии. Увидев на одной из сцен в Германии поворотный круг, он загорелся идеей поставить такой же в Малом. Ему отказали: по предварительным подсчетам, стоимость работ была сравнима с годовым бюджетом всех императорских театров. Тогда Ленский переизобрел механизм, заручившись поддержкой опытного декоратора Карла Вальца. Механизм сохранялся до 1940 года.
В театре были две особенные ложи – портальная и центральная. До революции их занимали члены царской семьи, а потом – главные партийные деятели. С 1949-го по 1980-е годы купить туда билеты могли абсолютно все желающие. Сейчас нет: центральную ложу используют под светозвуковое оборудование, а портальную – только для высокопоставленных гостей.
Фото: mos.ru
Примечания[править | править код]
- В Минкультуры назвали нового главного режиссера Малого театра, РБК (29.1.2024). Дата обращения: 2 февраля 2024.
- ↑ .
- . Дата обращения: 17 апреля 2009.
- Посохин М. В., Балдин В. И., Богданов В. В. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москва / Комеч А. И.. — М.: Искусство, 1983. — С. 485. — 503 с. — 25 000 экз.
- XX век и столетие: 175 лет Малому театру. 190 лет Высшему театральному училищу им. М. С. Щепкина. 100 лет Н. А. Анненкову. — М.: Лазурь, 1999. — С. 10.
- . Дата обращения: 8 октября 2010.
- , Т. 1, с. 108.
- . Дата обращения: 6 октября 2008.
- Незаменимые худруки: кто придет на смену Юрию Соломину? Росбалт (15 января 2024).
- RuNews24.ru (23 июня 2017). Дата обращения: 23 июня 2017.
- . m24.ru. Дата обращения: 21 сентября 2022.
- Советская культура, № 89 (4785) от 5 ноября 1974.
- . Дата обращения: 1 июня 2022.
Малый театр
Ма́лый теа́тр
Один из старейших театров России. Официальное название – Государственный академический Малый театр России.
Энциклопедическая справка
Труппа театра (под названием Вольный русский театр) была образована учениками гимназии Московского Университета в 1756 г. после указа императрицы Елизаветы Петровныо создании в России профессионального театра. Возглавил театр известный драматург и директор университетской гимназии М.М. Херасков.
В 1776 г. актёры университетского театра вошли в состав первой профессиональной театральной труппы, известной как «театр Медокса» (по фамилии директора театра М. Медокса). В театре шли оперные, балетные и драматические спектакли. Собственного помещения труппа не имела, до 1780 г. спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. В конце 1780 г. на Петровской улице было построено первое здание театра (архитектор Х. Розберг), и он стал называться Петровским. В 1805 г. здание театра сгорело, и около 20 лет спектакли шли на различных площадках Москвы: в доме Пашкова, в Новом Арбатском театре и др.
В 1824 г. драматическая часть труппы Петровского театра переехала в специально перестроенное архитектором О.И. Бове для театра собственное здание на Театральной (в те годы – Петровской) площади, где театр находится и сегодня. С 1820−х гг. театр стали называть малым. Изначально это не было официальным названием театра, а только отражало малые размеры здания по сравнению с соседним зданием балетно−оперной труппы Петровского театра, которое называлось большим (см. Большой театр). Затем слова Большой и Малый вошли в названия театров.
Театр первым предлагал российским зрителям почти всю русскую классику от инсценировки поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» (1832 г.) до постановок пьес Н.В. Гоголя «Ревизор», «Женитьба», «Игроки» и инсценировки его поэмы «Мёртвые души». Для Малого театра и выдающегося русского актёра Михаила Щепкина писал свои пьесы И.С. Тургенев. В Малом театре были поставлены все 48 пьес А.Н. Островского. Драмы и комедии Островского обязательно присутствуют в репертуаре театра и в наше время. В 1929 г. у входа в Малый театр был установлен памятник А.Н. Островскому работы Н.А. Андреева.
Малый театр регулярно обращается и к зарубежной классике: на его сцене идут спектакли по произведениям Ж.Б. Мольера, Э. Золя, Э. Скриба, Ж. Кокто и др.
При Малом театре работает Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина – старейшая театральная школа Москвы.
В культуре
Малый театр всегда оказывал большое влияние на русскую культуру, на студенческую молодёжь, на настроение русского общества.
Малый театр является хранителем русской театральной традиции, на его сцене по-прежнему идут в основном произведения русских классиков.
В труппе Малого театра сегодня работают знаменитые российские актёры – Э.А. Быстрицкая, Ю.И. Каюров, Ю.М. Соломин – в 1988 г. он стал художественным руководителем театра.
Указом Президента РФ в 1992 г. Малый театр получил статус национального достояния России и был включён в список особо ценных культурных объектов страны наряду с Третьяковской галереей, Эрмитажем и Большим театром.
В языке и речи
В ХIХ в. Малый театр называли Вторым университетом, потому что этот театр всегда был важным центром духовной жизни Москвы и всей России. В связи с тем, что в Малом театре были поставлены все пьесы Островского, театр ещё при жизни драматурга назвали Домом Островского.
В разговорной речи театр называют просто – Малый.
Репродукции
- Л. Токке. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
- Неизвестный художник. Репродукция акварельного портрета архитектора Осипа Ивановича Бове
- Н.В. Неврев. «Портрет М.С. Щепкина»
- А.А. Козлов. «Портрет М.С. Щепкина»
- Программа спектакля Императорского Малого театра
- К. Гекке. «Портрет М.М. Хераскова»
- Афиша гастролей Малого театра
Фотографии
- Здание Малого театра
- Здание Малого театра в 90-х годах XIX века
- Памятник А.Н. Островскому у здания Малого театра
- Соломин Ю.М. – художественный руководитель Государственного академического Малого театра России
- Группа ведущих артистов Малого театра
- Сцена из спектакля «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского. В роли Кручининой Э.А. Быстрицкая, Незнамова – К.Н. Рыбаков
- Сцена из спектакля «Горе от ума» по пьесе А.С. Грибоедова. В роли Фамусова М.С. Щепкин, Чацкого – И.В. Самарин, Скалозуба – С.Г. Ольгин
Сохранение традиций
Начало XX века была для театра сложным. Несмотря на новаторские течения, распространившиеся по театрам России, Малый остался верен традициям. В 1918 при театре открылась театральная школа, позже выросшая в Высшее театральное училище имени Щепкина. После революции Малый театр стоял на грани исчезновения: театральный комиссариат считал, что Имперский театр новому зрителю не нужен. Благо, Луначарский вовремя встал на его защиту, и Малый удалось сохранить. В 30-е и 40-е годы театр в основном возвращался к классике, предпочитая не ставить произведения современных авторов. Тогда на сцене снова появились Островский, Гоголь и Грибоедов.
Во время войны театр не переставал работать. После войны в основном тоже ставили классику: «Васса Железнова» Горького, «Маскарад» Лермонтова, «Макбет» Шекспира, «Федра» Расина», «Госпожа Бовари» Флобера и «Ярмарка тщеславия» Теккерея. Сегодня в театре также придерживаются традиций, представляю зрителю Островского и Чехова. К тому же труппа театра постоянно гастролирует по всему миру. Малый также был инициатором создания Всероссийского фестиваля «Островский в доме Островского» — «певца Замоскворечья» помнят и чтят в Малом и по сей день.
Театр Гоголя и Островского
Малый театр был центром культурной жизни. В его обширном репертуаре находилось место произведениям Шекспира и Шиллера, Пушкина и Грибоедова. Именно на сцене Малого в 1831 впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский. За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 год был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы». Пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев.
«Гроза» в постановке Малого театра, конец XIX века. (wikipedia.org)
Ставились на сцене Малого и произведения других русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия Алексея Константиновича Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на сцене шли только его водевили. Но сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно заняли свое место в репертуаре.
Дом Островского, Щепкина, Мочалова
Малый театр неофициально называют Домом Островского. Здесь поставили все 48 пьес драматурга. Сам Александр Николаевич часто приходил на репетиции, дружил с артистами, помогал им советами. Памятник Островскому около театра открыли 90 лет назад. Его создатель – знаменитый скульптор Николай Андреев.
Именно Островский в свое время произвел настоящую театральную реформу. Благодаря ему появилось понятие «актерский ансамбль»: говоря о Катерине из «Грозы», мы говорим и о Кабанихе, и о Тихоне, потому что ни одного из героев пьесы невозможно рассматривать вне контекста. И в спектакле на передний план выходит уже не актер-одиночка, а несколько артистов. К тому же он был убежден: актер должен полностью перевоплотиться. Новаторские идеи драматурга впоследствии развил Константин Станиславский. Взгляды Островского разделяли и его современники. Например, один из ведущих актеров Малого Михаил Щепкин был с ним абсолютно согласен: чтобы сыграть правдоподобно, нужно стать своим персонажем.
Памятник Островскому перед зданием театра. Фото: АГН «Москва»
Щепкин – бывший крепостной актер. Вольную он получил, служа в Полтавском театре. Тогда ему было 33 года. В Малом он играл Фамусова («Горе от ума»), Городничего («Ревизор»), Барона («Скупой рыцарь»). Многие зрители специально шли посмотреть на его игру. Он был первым, кто заговорил о необходимости актерской школы: одного энтузиазма недостаточно и, чтобы выходить на сцену, нужно образование. Поэтому театральное училище при Малом театре носит его имя.
В Щепкинском фойе театра есть портрет Михаила Семеновича, написанный Ильей Репиным. В октябре 1917 года, когда в здание ворвался отряд красногвардейцев, картина была исколота штыком. Отреставрированный портрет сегодня хранится под стеклом.
Фото: mos.ru
Еще одна из центральных фигур Малого театра – актер Павел Мочалов, который дебютировал здесь в 1817-м. В Щепкинском фойе есть и его портрет – Мочалов изображен в роли барона Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние». Многие критики писали: несмотря на то что он очень талантливый артист, вдохновение на сцене могло на него так и не снизойти. Но, если отдельная сцена была ему близка, он тут же включался в процесс, и тут начиналось самое интересное. Зрители говорили, что его игра становилась настолько гениальной, что за нее ему можно было простить все что угодно. Он был любимцем публики, играл главные роли в «Гамлете», «Севильском цирюльнике», «Доне Карлосе» и других спектаклях, билеты на которые порой было очень сложно достать.
Фото: mos.ru
После революции директором театра стал Александр Южин. Когда он был молодым провинциальным актером, то по пути в Петербург решил заехать в Москву – специально, чтобы побывать в Малом. Сев на самое дешевое место на галерке и дождавшись начала спектакля, Южин был поражен уровнем актерской игры. Никакого гримасничанья, с публикой не заигрывают – ее как будто не замечают. Научиться играть, не играя, стало мечтой молодого актера. Через несколько лет Южин дебютировал на сцене Малого в роли Чацкого в первой московский постановке «Горя от ума» по комедии Александра Грибоедова, а вскоре стал ведущим артистом.
В разные годы театром руководили Илья Судаков, Пров Садовский, Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. Народный артист СССР Юрий Соломин занял должность художественного руководителя Малого театра в 1988 году. Сюда он пришел в 1957-м, сразу после окончания Щепкинского училища, а в апреле 2019-го Министр культуры России Владимир Мединский подписал с ним бессрочный трудовой договор.
Фото: mos.ru
Театр сегодня[править | править код]
Памятник Островскому у Малого театра в Москве
Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Н. Островского: «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Лес», «Бешеные деньги», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Свои люди — сочтемся!» и др. В былые времена театр не мог найти общего языка с А. П. Чеховым — при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра («Вишнёвый сад», «Три сестры»). Также в Малом театре идёт много пьес других русских классиков: Л. Толстого («Власть тьмы»), Д. Фонвизина («Недоросль»), Н. Гоголя («Ревизор», «Женитьба»), А. Грибоедова («Горе от ума») и др
Не обделяет своим вниманием театр и зарубежную классику — в его репертуаре пьесы Ф. Дюрренматта, У
Шекспира, Э. Скриба.
Здание Малого театра после реконструкции, 2022 г.
Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра — за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль «Островский в Доме Островского». Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился ещё один театральный форум — Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.
Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.
Реконструкция
В 2014 году здание театра реконструируется «с сохранением облика памятника XIX века» (генеральный подрядчик — ЗАО «БалтСтрой»).
23 июня 2017 года глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин объявил об окончании реконструкции здания Малого театра. Общая стоимость проведённых работ была оценена в 7,1 миллиарда рублей.
К октябрю 2022 года в процессе работ по восстановлению исторического вида постройки приведены в порядок поверхности стен, кровля, окна, двери, цоколь и декоративные элементы фасада здания.
Приложение
В декабре 2021 году Малый театр представил свое мобильное приложение дополненной реальности «Малый театр. Новое измерение», разработанное в рамках сотрудничества с Газпромбанком. С помощью приложения можно посетить интерактивную выставку и узнать историю театра. Для этого необходимо с помощью камеры смартфона сканировать специальные маркеры у различных объектов, связанных с Малым театром. Среди них — памятник А. Н. Островскому у здания театра, скульптуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова в зрительском фойе, портрет М. С. Щепкина.
Литература[править | править код]
- Московский Малый театр 1824—1924 / Под ред. А. И. Южина. — М.: Госиздат, 1924. — 708 с. — 2200 экз.
- Зограф Н. Г. Малый театр второй половины XIX века. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960.
- Зограф Н. Г. Малый театр в конце XIX – начале XX в. — М.: Наука, 1966.
- Царёв М. И. Малый театр / Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Малый театр СССР.. — М.: Московский рабочий, 1976. — 128, с. — 50 000 экз. (обл.)
- История русского драматического театра : / редкол.: Е. Г. Холодов (гл. ред.) . — 2-е изд. — М. : Искусство, 1977—1987.
- Малый театр. 1824—1974 : / гл. редактор Н. А. Абалкин, сост. В. Канаева, Е. Струтинская. — М.: Всероссийское театральное общество, 1978—1983. — 20 000 экз.
- Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1898—1901. Москва / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. Подгот. текста С. Я. Шихман и М. Г. Светаевой. Вступ. ст. О. М. Фельдмана. Коммент. О. М. Фельдмана, М. Г. Светаевой и Н. Э. Звенигородской. — М.: АРТ; Астра семь, 1998. — 748 с. — ISBN 5-87334-024-2
- Дмитриев Ю. А. Государственный академический Малый театр: Очерки. — М.: РОССПЭН, 2011. — 663 с., ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8243-1561-5
Эскадрилья Малого театра
Памятная доска, посвященная жизни театра в годы Великой Отечественной войны, – первое, что видят зрители, сдав одежду в гардероб. Артисты Малого внесли свою лепту в Победу: одни отправились на фронт с оружием в руках, а другие показывал спектакли — в землянках, на палубах военных кораблей, в поле, в лесу. Бывало, что представление прерывалось сигналом к бою, и тогда зрители-солдаты поднимались с мест, а через какое-то время возвращались – те, кто мог. Артисты отказывались от премий, а на собранные деньги строили самолеты, которые называли эскадрильей Малого театра.
Еще во время войны у театра появился филиал – здание на Большой Ордынке. Первый спектакль – «На бойком месте» по пьесе Островского — показали 1 января 1944 года. Филиал работает и сегодня, часть спектаклей показывают там.
Фото: mos.ru
Здание от Бове и Тона
Как это часто бывало, здание театр сгорело, и только в 1824 архитектор Бове, то самый, что построил Большой театр, создал проект перестройки особняка купца Варгина, который и стал зданием Малого театра. Позже оно было перестроено архитектором Тоном и приняло свой окончательный вид. Сегодня перед зданием театра стоит памятник Островскому
В это же время театр стал казенным, что было очень важно: теперь актеры, пришедшие из крепостных театров, получали свободу. Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой
Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» Чайковского.