Введение
Ликвидация господства класса капиталистов и установление власти рабочего класса требует, помимо ликвидации частной собственности на средства производства, также и демонтажа капиталистических экономических отношений. Элементами таких отношений являются рынки труда и товаров. Так, руководящая роль рынка и рыночных отношений в экономике уходит, а на смену им приходят социалистические отношения. Прежде чем начать обзор принципов работы обеих социально-экономических формаций, нужно отметить, что такие термины как «рыночная экономика» и «плановая экономика», используемые в сленге современной буржуазной экономической науки, крайне абстрактны по своему содержанию и не могут являться синонимами капитализма и социализма, равно как и форм народного хозяйства.
Чем же противоречит «регулирование» экономики рынком построению социалистического общества? А тем, что такая «регуляция» даже при условии внедрения плановых элементов, хаотична и стихийна, а именно подверженность рынка кризисам и стихийным колебаниям является первой причиной, по которой социалисты и отвергают его «регуляцию». Это не регуляция в понимании разумной управляемости — это стихийное влияние.
В социалистическом обществе недопустимо, чтобы из-за классического для капитализма кризиса перепроизводства, ведущего к разорению предприятий, трудящиеся остались без работы и средств к существованию. Недопустима ситуация, когда человек невостребован на рынке труда; недопустимо, чтобы по рыночным мотивам (например, роста цен) человек не мог приобрести жизненно необходимые товары, как недопустимы и спекуляции на таких товарах в моменты высокого спроса на них. Таким образом, становится виден еще один недостаток капиталистического рынка— ориентированность на прибыль поверх любых других факторов.
Как отмечал Карл Маркс в «Капитале», оборот капитала в тяжелой промышленности происходит медленнее чем в лёгкой, следовательно, с момента вложения денег в производство до момента их изъятия с прибылью проходит больше времени. Потому, очевидно, капиталистам гораздо выгоднее вкладываться в легкую промышленность из-за её скорой окупаемости и прибыльности. В тоже время, тяжёлая промышленность обеспечивает развитие лёгкой — трудно себе представить постройку прядильной фабрики без участия завода, который будет производить оборудование для пряжи.
Но из-за того, что развитие тяжелой промышленности требует больших вложений и большего горизонта окупаемости, при капитализме её развитие сдерживается ростом легкой. Рост производства вместе с качественным развитием тяжелой промышленности невозможен, к примеру, пока спрос на средства производства (или другую продукцию) не сделает выгодным для капиталиста вложения в эту область. Для человека с привитым буржуазным пониманием экономики такой порядок вещей кажется естественным — в бизнесе все отрасли должны развиваться и расширяться лишь когда они приносят скорую всевозрастающую прибыль.
Многим знакомо высказывание буржуазных пропагандистов, о том как в период индустриализации руководство СССР во главе с И.В.Сталиным сделало такой сильный упор на развитие тяжелой промышленности, что легкая практически не развивалась. Дескать, советские люди того времени не всегда могли иметь даже зубную щетку, зато строили сталелитейные цеха, что подается буржуазной пропагандой как несуразный парадокс.
В действительности, никакого парадокса здесь нет — при наличии развитой тяжелой промышленности развернуть производство зубных щеток легко, как и любое другое производство в легкой промышленности, а вот сделать наоборот быстро не выйдет. Между тем, перед молодым Советским Союзом стояла задача в сжатые сроки провести индустриализацию и превратить отсталую аграрную державу в индустриальную, совершить мощный рывок, чего с темпами рыночной экономики добиться было совершенно невозможно, да и быть её в социалистическом государстве не могло.
Поэтому никакой стихийности — сперва становление тяжелой промышленности, потом и благодаря ей развитие легкой. Нельзя ждать пока легкая промышленность, созданная за счет средств внешней торговли, сама и своими заказами начнет толкать вперед промышленность тяжелую.
Этот пример ясно показывает возможности планового народного хозяйства и заложенную в него способность быстро и организованно решать задачи колоссального веса. Не зря любимым приемом советской пропаганды была частая демонстрация темпов роста производства в СССР – цифр, недостижимых в странах с рыночной капиталистической экономикой.
Общие сведения
Иосиф Сталин унаследовал и поддержал Новую экономическую политику (НЭП) от Владимира Ленина. В 1921 году Ленин убедил 10-й съезд партии одобрить НЭП как замену военному коммунизму, который был установлен во время Гражданской войны в России. При военном коммунизме государство взяло на себя контроль над всеми средствами производства, обмена и связи. Все земли были объявлены национализированными в соответствии с Декретом о земле, окончательно закрепленным в Земельном кодексе 1922 года, который также установил коллективизацию в качестве долгосрочной цели. Хотя крестьянам было разрешено обрабатывать принадлежащую им землю, излишки продукции покупались государством (на государственных условиях), крестьяне сокращали производство; после чего была реквизирована еда. На смену деньгам постепенно пришли бартер и система купонов.
Когда война закончилась, НЭП пришел на смену военному коммунизму. В течение этого времени государство контролировало все крупные предприятия (например, фабрики, шахты, железные дороги), а также предприятия среднего размера, но небольшие частные предприятия, на которых работало менее 20 человек, были разрешены. Реквизиция сельскохозяйственной продукции была заменена налоговой системой (фиксированная доля урожая), и крестьяне могли свободно продавать свои излишки (по регулируемой государством цене), хотя их поощряли присоединиться к совхозам (Совхозы, созданные на землях, отчужденных у дворян после революции 1917 г. ), в которых они работали за фиксированную плату, как рабочие на заводе. Деньги снова вошли в употребление, новые банкноты были выпущены и обеспечены золотом.
НЭП был ответом Ленина на кризис. В 1920 году промышленное производство составляло 13%, а сельскохозяйственное производство — 20% от показателей 1913 года. С 21 февраля по 17 марта 1921 года моряки Кронштадта подняли мятеж. Кроме того, была фактически выиграна Гражданская война в России, которая была основной причиной введения военного коммунизма; и поэтому контроль может быть ослаблен.
В 1920-е годы между Бухариным, Томским и Рыковым с с одной стороны разгорелся большой спор, и Троцкий, Зиновьев и Каменев по другому. Первая группа считала, что НЭП обеспечивает достаточный государственный контроль над экономикой и достаточно быстрое развитие, в то время как последняя выступала за более быстрое развитие и усиление государственного контроля, считая, среди прочего, что прибыль должна распределяться между всеми людьми., и не только среди избранных. В 1925 году на 14-м съезде партии Сталин, как обычно в первые дни, остался в тени, но встал на сторону бухаринской группы. Однако позже, в 1927 году, он перешел на другую сторону, поддержав сторонников нового курса с усилением государственного контроля.
Пятилетки в СССР
Пятилетки представляли собой одну из основ жизни граждан Советского Союза. По их итогам можно судить о темпах индустриализации страны, сравнивать достижения прошлого и настоящего.
Первые пятилетки имели целью развитие промышленности, в то время как последующие предусматривали уже развитие иных отраслей.
К главной задаче первого пятилетнего плана относилось возведение базы, на которой могла быть построена экономическая модель социалистического типа. Также остро необходимо было повысить военный потенциал страны.
В итоге, по итогам пятилетки СССР должен был превратиться из аграрной державы в индустриальное государство.
Литература[править | править код]
- на русском языке
- Грегори П. Политическая экономия сталинизма = The Political Economy of Stalinism. — М.: РОССПЭН, 2008. — 400 с.
- Ольсевич Ю. Я., Грегори П. Плановая система в ретроспективе. Анализ и интервью с руководителями планирования СССР. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. — 159 с.
- Командная экономика // Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр.. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
- Фельдман Г. А. К теории темпов народного дохода // Плановое хозяйство. 1928. № 11. С. 146—170. № 12. С. 151—178.
- на других языках
- Bergson A. The Economics of Soviet Planning. — New Haven: Yale University Press, 1964.
- Ellman M. Socialist Planning. — Cambridge: Cambridge University Press, 3rd ed. 2014.
- Zaleski E. Stalinist Planning for Economic Growth, 1933—1952. — Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1980.
Информационные технологии
Государственное планирование экономики потребовало обработки больших объемов статистических данных. После революции Советское государство национализировало завод арифмометров Однера в Санкт-Петербурге. Позже государство начало арендовать оборудование для составления таблиц. К 1929 году он был очень крупным пользователем статистических машин в масштабе США или Германии. Госбанк имел счетные машины в 14 отделениях. Среди других пользователей были Центральное статистическое управление, Советский комиссариат финансов, Советский комиссариат инспекций, Советский комиссариат внешней торговли, Зерновой трест, Советские железные дороги, Русский Ford, Русский Buick, Карковский тракторный завод и Тульский оружейный завод. IBM в 1930-е гг. также много работала с Советским государством, в том числе поставляла перфокарты на автомобильный завод имени Сталина.
Особенности планового хозяйства в СССР на примере пятилеток
Пятилетки в СССР представляли собой плановые экономические программы, затянутые на пять лет. Они были созданы для управления и развития народного хозяйства в стране. Основными особенностями планового хозяйства в СССР на примере пятилеток были:
- Государственное планирование: Пятилетки в СССР представляли собой государственные планы, разработанные центральными органами власти. Правительство определяло цели и задачи для различных отраслей экономики и устанавливало плановые показатели.
- Централизованное управление: Государство контролировало все аспекты экономической деятельности в рамках пятилеток. Были созданы специальные комитеты и органы, ответственные за выполнение плана. Они контролировали производство, распределение ресурсов, финансовые вопросы и другие аспекты хозяйственной деятельности.
- Индустриализация: Одной из основных целей пятилеток было развитие тяжелой промышленности и инфраструктуры. Были строены новые заводы, фабрики, электростанции, дороги и другие объекты для укрепления экономики страны.
- Коллективизация сельского хозяйства: Пятилетки также предусматривали коллективизацию сельского хозяйства. Крестьянские хозяйства объединялись в коллективные фермы или совхозы, что позволяло увеличить производство сельскохозяйственной продукции.
- Плановое распределение ресурсов: В рамках пятилеток государство строго контролировало распределение ресурсов и сырья. Все предприятия и организации получали плановые задания на предоставление материалов, производство товаров и услуг.
Таким образом, пятилетки в СССР были инструментом централизованного управления и планирования экономики. Они способствовали развитию промышленности, повышению производительности и улучшению жизни населения. Однако, такая система планового хозяйства также имела свои недостатки, включая низкую эффективность, бюрократию и отсутствие гибкости.
Основные события и достижения
За пять лет граждане Советского Союза смогли добиться колоссальных успехов. Первая Пятилетка показала, что поставленные задачи могут быть выполнены и целесообразны.
В период с 1928 по 1932 гг. были построены:
- ДнепроГЭС — крупнейшая гидроэлектростанция в стране. Первые агрегаты были введены в эксплуатацию уже в 1932 г. Но стоит отметить, что при строительстве использовалось заграничное оборудование. ГЭС функционирует и по сей день, что свидетельствует о высоком уровне строительства в СССР.
- Металлургические комбинаты в Челябинске и Магнитогорске, которые работают до сих пор.
- Тракторный завод в Сталинграде. Строительство началось еще в 1926 году, а уже через 4 года был выпущен первый трактор СТЗ-1. Завод просуществовал до 2007 года.
- Завод по выпуску тракторов в Харькове. Был введен в эксплуатацию в 1931 г. и работает до сих пор. Первоначально специализировался на выпуске колесного трактора.
- Челябинский завод по производству тракторов, где через год завершения плана был выпущен первый гусеничный трактор. Предприятие функционирует и сейчас.
- Автомобильный завод в Нижнем Новгороде (Горьковский автозавод). Был запущен в 1932 г. Автомобили на заводе выпускаются до сих пор.
- Ростсельмаш, который начал работать в 1929 году. Первый комбайн был выпущен в 1930 году. Это был большой шаг для поднятия сельского хозяйства и проведения коллективизации. Предприятие работет и сейчас.
- Металлургический комбинат в Новокузнецке, который являлся крупнейшим во всей Европе по выплавке чугуна. Начал свою работу 1 апреля 1932 г. и функционирует до сих пор.
- Шарикоподшипный завод в Москве начал работать в 1932 году и являетя одним из самых крупных в своей сфере. Во время перестройки был ликвидирован.
- Уралмаш – одно из самых крупных предприятий в России на сегодняшний день. Начал свою работу в 1933 г.
Эти гиганты промышленности были запущены во время Первой Пятилетки и просуществовали многие годы или работают до сих пор.
Кроме того, в этот период были построены Беломоро-Балтийский канал и Туркестано-Сибирская железная дорога.
Планирование в СССР и странах социалистического блока[править | править код]
Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР использовались как инструмент быстрого экономического развития СССР с 1928 года. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза.
За советскую историю было принято 12 пятилетних и 1 семилетний план (1959—1965). Последняя, 13-я пятилетка не была реализована в связи с фактическим демонтажом плановой экономики в последние месяцы существования СССР (Госплан был упразднён 16 мая 1991 года) и последующим распадом страны.
В период нахождения у власти И. В. Сталина установились следующие приоритеты централизованного планирования:
- инвестиций перед потреблением, промышленности перед сельским хозяйством, материального производства перед сферой услуг;
- производства средств производства перед производством потребительских товаров;
- военной продукции перед гражданской;
- отечественных товаров перед импортными.
Ключевой приоритет инвестиций перед потреблением в конце 1920-х годов получил теоретическое обоснование в математической модели экономического роста Г. А. Фельдмана. В СССР и восточноевропейских странах по сравнению со странами с рыночной экономикой, находящимися на сопоставимом уровне развития, производилось больше продукции тяжёлой промышленности и военного назначения, меньше услуг, доля инвестиций в ВВП была выше, масштабы внешней торговли и уровень урбанизации — ниже.
Практика централизованного планирования помимо теоретических установок испытывала воздействие заинтересованных социальных сил и лоббирования отраслевых интересов, приводившее к коррекции основной тенденции, когда на какое-то время становились преобладающими вопросы потребления. Данные открывшихся в 1990-е годы советских архивов свидетельствуют, что фактическое распределение ресурсов не соответствовало его основным декларированным принципам. Генеральные направления, одобренные высшим политическим руководством, не были увязаны с операционными планами предприятий, не были обеспечены поставками ресурсов в требуемом объёме. Планы устанавливали на основе догадок, интуиции, вместо точных расчётов и вертикальной субординации осуществлялся административный торг на каждом уровне советской экономики, в результате которого годовые планы часто пересматривали в процессе их выполнения.
Пятилетние планы в качестве основного инструмента планирования применялись также во многих социалистических странах, как правило, на основе опыта СССР. Страны члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) осуществляли также совместную плановую деятельность на основе принятой долговременной Комплексной программы социалистической экономической интеграции.
Последними государствами с полностью централизованной плановой экономикой оставались Куба и Северная Корея. В октябре 2010 года на Кубе началась масштабная программа реформ, предусматривающая поворот к частному бизнесу и отказу от тотального централизованного планирования. В КНДР частичная либерализация произошла «снизу», под влиянием экономических проблем в стране, даже несмотря на негативное отношение правительства к рынку. Нынешнее руководство страны относится к произошедшим переменам в экономике более лояльно.
Экономика СССР в конце 30-х гг. Третья пятилетка
Развитие СССР в конце 30-х гг. определялось заданиями третьего пятилетнего плана
(1938 — 1942 гг.). Был выдвинут политический лозунг — догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны.
Однако на практике передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, машиностроительной промышленности, сочетались с отставанием в сфере применения передовых технологий, в выпуске предметов народного потребления.
Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающей обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43 % общих капиталовложений.
В годы третьей пятилетки были осуществлены специальные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание “второго Баку
” — нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом.
Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов
, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции. В результате ее объем резко увеличился, начался массовый выпуск стрелкового, артиллерийского оружия и боеприпасов
В первые месяцы войны стали производить автоматическое стрелковое оружие (пистолет-пулемет Шпагина — ППШ) и установки реактивной артиллерии БМ-13 (“катюши”).
К.Е.Ворошилов с группой ударниц обороны, награжденных почетным знаком «Ворошиловский стрелок». 1935 г.
Вместе с тем политика в области вооружения имела отстающий от Запада и в первую очередь от фашистской Германии характер. Это определялось продолжающимся производством морально устаревшей военной техники. Создание современных для того времени видов вооружения затягивалось.
Рабочие завода «Красный пролетарий», награжденные орденами и медалями СССР. 1939 г.
Критика[править | править код]
Одним из первых серьёзных критиков плановой экономики был Людвиг фон Мизес. В 1922 году вышла в свет книга «Социализм», в которой автор подверг критике идеи социализма и впервые попытался доказать невозможность социализма и социалистической экономики.
К недостаткам плановой экономики относят:
- сложность оперативного реагирования на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объёмах производства той или иной продукции (услуги);
- мягкие бюджетные ограничения, отсутствие банкротств и искусственное сохранение государством убыточных предприятий способствуют завышенному расходу производственных ресурсов;
- отсутствие у производителей стимулов к эффективному использованию ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к инновациям;
- стремление перевыполнить план может негативно сказаться на качестве продукции;
- невозможность эффективного управления возрастающей сложностью производственной цепочки, что ограничивает использование эффекта масштаба для разных технологических переделов и не позволяет снижать себестоимость продукции.
Е. Залески в книге о планировании в сталинский период показал, что пятилетние планы имели мало общего с реальностью, были слабо связаны с оперативными планами и плохо выполнялись. Плановые задания первой пятилетки были выполнены в среднем менее чем на 60 %, второй пятилетки — немногим более чем на 70 %. Третья пятилетка была прервана войной. Четвёртый пятилетний план также не равнялся сумме годовых оперативных планов. Выполнение планов оборонной промышленностью в пятую пятилетку далеко отстало от поставленных целей.
По мнению ряда исследователей (Г. Д. Гловели, М. Кастельс и Э. Киселёва, Я. Корнаи), система централизованного планирования не в состоянии оперативно реагировать на новейшие достижения научно-технического прогресса при долгосрочных планах, что негативно сказывается на эффективности производства и экономической деятельности страны. Плановая экономика способна удовлетворять спрос либо на массовые однотипные товары (например, изделия военной отрасли: автоматы, танки; тушёная говядина), либо на уникальную продукцию, затраты на выпуск которой могут быть очень высокими (например, реактивные двигатели, спутники, космическая техника).
Послевоенные пятилетки
Результатом Великой Отечественной войны стало почти полное исчезновение промышленности в ряде регионов европейской части страны, которые пострадали от боевых действий. С другой стороны, около 2500 предприятий в 1941–1942 годах было эвакуировано в тыл и налажена их успешная работа. Также строились железные дороги, например, в Воркуту и между Астраханью и Кизляром.
Народное хозяйство было восстановлено в ходе послевоенной или четвёртой пятилетки 1946–1950 годов. С ней связано появление в СССР атомной бомбы, денежная реформа 1947 года, начало строительства Трансполярной магистрали, развитие автопрома (например, автозавод в Минске) и гражданской авиации.
Успешной была и пятая пятилетка 1951–1955. С ней связано строительство «сталинских высоток», запуск первой АЭС в Обнинске и максимальное увеличение золотого запаса. В 1956 году стартовала шестая пятилетка, которая вскоре была преобразована в семилетку, продолжавшуюся до 1965 года. С ней связано массовое жилищное строительство (дома-«хрущёвки»), освоение целины, запуск автозаводов в Кременчуге и Запорожье, прекращение выпуска паровозов и перевод железных дорог на тепловозы и электровозы. Недостатком пятилетки стала политика Никиты Хрущёва, которая привела к падению темпов роста экономики и началу импорта зерна.
Кратко пятилетки в СССР лучше всего представить в таблице:
|
Пятилетка |
Дата |
|
Первая |
1928–1932 |
|
Вторая |
1933–1937 |
|
Третья |
1938–1942 |
|
Четвёртая |
1946–1950 |
|
Пятая |
1951–1955 |
|
Шестая |
1956–1960 |
|
Седьмая («семилетка») |
1959–1965 |
|
Восьмая |
1966–1970 |
|
Девятая |
1971–1975 |
|
Десятая |
1976–1980 |
|
Одиннадцатая |
1981–1985 |
|
Двенадцатая |
1986–1990 |
Восьмая пятилетка 1966–1970 годов вошла в историю под названием «Косыгинская». Так её назвали в честь председателя Совета министров СССР с октября 1964 до конца 1980 года — Алексея Косыгина. Известными её достижениями стали ВАЗ, Братская ГЭС и металлургический комбинат в Темиртау. С ней также связано освоение нефтегазовых месторождений в Западной Сибири.
Рис. 3. Алексей Косыгин.
Что мы узнали?
Все пятилетки в СССР кратко изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов, в том числе и в рамках подготовки в ЕГЭ. Наиболее интересны для изучения первые пятилетки в СССР сталинского периода, их плюсы и минусы. К плюсам относится построение более 1500 объектов, развитие автопрома, повышение уровня образования. К минусам — форсированная коллективизация, последствия политики Хрущёва. Плановое управление экономикой продолжалось с 1928 по 1990 год. Всего было 12 пятилеток.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Основные задачи первой пятилетки
Еще в 1925 году, на XIV съезде ВКП(б), Сталин высказался о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей импортное оружие и технику, в страну, которая сама может все это экспортировать. С ним были согласны далеко не все, однако мнением большинства протесты были подавлены.
Замечание 3
Для самого Сталина было очень важно в первую же пятилетку вывести СССР в мировые лидеры по производству металлургии. Процесс индустриализации, таким образом, включал в себя 4 этапа:
Процесс индустриализации, таким образом, включал в себя 4 этапа:
- Возрождение транспортной инфраструктуры.
- Расширение связанных с добычей материалов и сельским хозяйством отраслей экономики.
- Перераспределение государственных предприятий по территории.
- Изменение работы энергетического комплекса.
Замечание 4
Стоит отметить, что все эти процессы проходили подчас и одновременно, а не поочередно, и обусловили начало первой пятилетки индустриализации страны.
Основные задачи и цели
В общей сложности отставание СССР от других ведущих держав в 50 — 100 лет. Поэтому главной целью индустриализации было догнать и перегнать страны Запада. Данная фраза стала лозунгом Первой Пятилетки, которая проходила с 1928 по 1932 гг.
Цель: “Догнать и перегнать Запад в сжатые сроки”.
Основные задачи:
- создание собственного топливного и энергетического комплекса;
- строительство добывающий и перерабатывающих предприятий;
- сделать упор на тяжелое машиностроение;
- расширение транспортной инфраструктуры.
В более точных цифрах это выглядело так:
- построить 1200 новых предприятий;
- добиться роста производства на 136%;
- повысить производительность труда на 110%.
Достигнутые результаты
В первые годы пятилетки руководство страны проводило массовую агитацию среди населения за поддержку индустриализации. Следует отдать дань советскому народу, который в восстановительный период отличался высоким патриотизмом, готов был работать днями и ночами практически бесплатно.

Благодаря их самоотверженному труду пятилетний план стал вполне выполним. Особенно отличались комсомольцы, которые с высоким энтузиазмом откликались на патриотические лозунги. Итоги первой пятилетки показывают, что многие люди, не жалея сил, практически вручную воздвигали объекты промышленности, прокладывали железные дороги и строили метро.

В общей сложности осуществлялось строительство почти 1 тыс
500 объектов, началась разработка первой очереди метрополитена, и уделялось большое внимание индустриализации сельского хозяйства. Отечественное тракторостроение практически полностью заменило зарубежные механизмы, а Кировский завод в Ленинграде создал пропашной трактор, впервые реализованный на экспорт.
Тяжелая индустрия выполнила план на 108%, а основные фонды за пять лет выросли в 2,7 раза. По добыче и переработке нефти пятилетний план выполнили за 2 года и 6 месяцев, с опережением графика были возведены 30 гидроэлектростанций. Население из сел и деревень на 8,5 млн человек пополнило рабочий класс в городах, общая численность которого выросла до 22,9 млн. После первой пятилетки этот процесс не остановился, поэтому к шестидесятому году численность населения городов и сел сравнялась.
«Ритуал есть ритуал», или особенности корпоративной культуры Госплана
Техническая роль Госплана СССР не могла не оставить отпечаток на его корпоративной культуре, отмечает Алексей Сафронов. Она находила отражение и в госплановском «сленге». «Текстовую часть «Основных направлений социально-экономического развития СССР» на очередную пятилетку иронично называли «молитвами», а людей, которые их писали, — «писарчуками». Сами «писарчуки» про свою работу говорили: «Пишу речи от “Товарищи!” до “Да здравствует!”». Недостатки требовалось подавать как скрытые резервы, а цели на будущее (те самые «молитвы») выбирать как можно более «дешёвые» — чтобы звучало хорошо, а выполнить можно было легко.
Суть, основные черты плановой экономики
Плановая экономика — экономика, в которой экономические ресурсы являются государственной собственностью, а управление и координация хозяйственной деятельности осуществляется посредством централизованного планирования, управления и контроля.
Специальный государственный орган регулирует ассортимент и объемы производства всех товаров и услуг, цены на всю продукцию, а также стоимость всей заработной платы. Инвестиционные решения также принимаются централизованно. В идеале такая экономика должна формировать общество без классов, а не стратифицироваться на богатых и бедных.
Такая экономическая система полностью или частично отрицает частную собственность и противопоставляет себя рыночной экономике.
Ответы на основные вопросы экономики — что производить, как и для кого — должны даваться на основе директивного национального экономического плана, разработанного центральными властями страны.
Директивный экономический план — это способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, которые должны выполняться всеми предприятиями страны.
Сама идея планирования в экономике вполне обоснована, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется на предприятии, фирме или ферме — там, где план готовится частным владельцем, несущим полную материальную ответственность. Кроме того, реализация плана осуществляется на условиях юридически гарантированной свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними продажной цены, а успех проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение в конечном итоге определяет, был ли план вообще разумным.
Национальное планирование иногда полезно в условиях военного времени, когда рыночные механизмы не позволяют быстро сконцентрировать все ресурсы страны ради защиты от внешнего врага. Гораздо хуже при использовании единых планов для всей страны в мирное время — особенно если государство превращает план не в рекомендацию для участников экономической жизни, а старается обеспечить его строгое выполнение, заставляя людей и хозяйственные организации действовать строго в соответствии с плановыми заданиями.
Командно-административная система использовалась в нашей стране в 30-х — 80-х годах XX века. Государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям, совхозам и колхозам направлялись из центра, из министерств. Обмен товарами также планировался в центре и проходил через систему государственных торговых предприятий к потребителю.




























