Пе-2. «пешка», ставшая королевой бомбардировки

Интерьер и деталировка

Внутренности фюзеляжа отделаны богато. На внутренних поверхностях фюзеляжа показан весь видимый силовой набор. Увы, но на нем присутствуют следы толкателей. Расположить их иначе по видимому не было уже возможности. Деталировка кабин подробна и на данный момент с литников ее сложно сравнить с реальным прототипом. Для этого ее надо собрать целиком. Описывать тут нечего, просто посмотрим фотографии. Люк в кабину можно сделать открытым. Приборные доски даются двух типов – под декаль и с рельефом. Нагляднее всего интерьер виден пока в инструкции. В наборе прилагаются 3 фигурки членов экипажа, которые собираются в среднем из 5 деталей каждая. На литнике с двигателем от Як-3 есть еще запасная четвертая фигурка пилота с двумя вариантами головы – с одетыми и снятыми очками. Я не спец в фигурках, но мне они вполне понравились.

Задания и цели самолета Пе-2

Самолет активно применялся с первых минут Великой Отечественной войны и вплоть до победы над милитаристской Японией. Большая скорость самолета Пе-2 позволяла использовать его в дневное время. Однако первые серии имели огромный недостаток: оборонительное вооружение было представлено только пулеметами ШКАС калибра 7,62. Даже на начало войны этого было мало. Нехватка истребительной авиации для прикрытия и малый калибр оборонительных пулеметов вели к большим потерям в первые месяцы войны. Так, например, 410-й бомбардировочный авиаполк за 23 дня боев под Смоленском в июле 1941 года утратил весь наличный парк–33 борта.

Пренебрежение разведкой в первые месяцы войны, неумение сосредотачивать наличные силы, их распыление не давало самолету раскрыть все свои качества.

До конца 1942 года из-за необученности летчиков, быстрого выбытия их и самолетов из строя, поражение целей с пикирования было освоено слабо. Только к концу битвы за Сталинград худо-бедно бомбардировка с пикирования стала осваиваться и применятся летчиками РККФ.

Сильный толчок развитию применения пикирующего бомбардировщика Пе-2 дало создание бомбардировочных авиакорпусов (БАК). В конце 1942 года 1-й БАК воевал на Калининском, а 2-й на Донском фронтах. Потом 2-й БАК доблестно отметился на Сталинградском фронте. В начале осени 1943 года корпус получил звание гвардейского. Данная часть сохранилась до настоящего времени, хотя и «поменяла цвет», став ракетной армией РВСН.

Во время Великой Отечественной войны основными целями для применения «пешек» были:

В армейской авиации:

  • железнодорожная инфраструктура;
  • автодорожная инфраструктура;
  • маршевые колонны вермахта;
  • артиллерийские позиции, части, склады;
  • авиационные части противника;
  • передовые укрепления врага.
  • флот противника;
  • береговая инфраструктура врага.

В основном работа бомбардировщика проходила в пределах до 100 км от переднего края.

https://youtube.com/watch?v=tyimojM0lf4

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами противника

«Петляков» Пе-2 имел уникальную конструкцию, поэтому сложно найти прямые аналоги среди самолетов противника. Основной пикирующий бомбардировщик Германии Ju-87 имел всего один двигатель, поэтому корректнее будет провести сравнение тактико-технических данных Пе-2 с распространенными двухмоторными бомбардировщиками немцев.

Хорошо видно, что немецкие машины обладали большими габаритными размерами и весом. С одной стороны, это обеспечивало повышение боевой нагрузки, а с другой – вызывало увеличение веса и снижало летные характеристики. Еще одним отличием немецкой техники был увеличенный на одного человека экипаж (на поздних машинах Не-111 – на двух). Также можно отметить усиленное оборонительное вооружение на Ju-88А-4, недостатком которого были узкие углы обстрела.

Боевое применение пикирующего бомбардировщика Пе-2

Бомбардировщик Пе-2 к моменту вступления в строй, был одним из самых современных советских боевых самолетах. В отличие от многих других типов самолетов, «пешка» (так Пе-2 прозвали в войсках) имел весь комплекс пилотажных приборов, прекрасный обзор из кабины, мощное вооружение и моторы. Обратной стороной всего этого изобилия, была относительная сложность освоения самолета неопытными летчиками. В то же время «привыкшие» к самолету пилоты отмечали его отменную центровку, очень чувствительное управление, отличную управляемость самолета.

В боевых условиях Пе-2 был впервые применён 22 июня 1941 года, когда группа из 17 самолётов 5 бап разбомбила Галацкий мост через реку Прут. Позже он участвовал в сражениях на всех фронтах в сухопутной и морской авиации в качестве бомбардировщика, тяжёлого истребителя, разведчика.

Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным, особенно начиная с 1943 года, когда Пе-2 стали применять «по профилю» — в качестве полноценного пикировщика (до этого времени, из-за нехватки опытных экипажей и матчасти, приходилось использовать их скорее в качестве классических — горизонтальных бомбардировщиков).

Бомбардировщик Пе-2 очень «фотогеничен». Не удивительно, что его очень любили художники и фотографы

Большая скорость позволяла Пе-2 активно действовать в дневное время суток, подчас, даже вступая в бои с истребителями противника. При низкой облачности, Пе-2 также могли выходить на штурмовку автоколонн противника (разумеется ПТАБами, а не штатными пулеметами самолета).

Любопытно, что полномасштабные исследования по бомбометанию с глубокого пикирования стали проводиться на Пе-2 уже ПОСЛЕ окончания войны, т.е. большую часть своей боевой службы, «пешка» работала совершенно не по тем задачам, для которого проектировалась изначально.

Несмотря на то, что уже во время войны, в строевых частях Пе-2 стал заменяться на более совершенный Ту-2, некоторые бомбардировщики этого типа прослужили в войсках до 1948 года. Кроме СССР Пе-2 стоял на вооружении ВВС Болгарии, Китая, Чехословакии, Югославии. Самолётами Пе-2 весной 1945 года был укомплектован формирующийся французский 2 БАП «Бретань», но окончание боевых действий не позволило французам принять в них участие.

7 трофейных самолётов Германия продала Финляндии, ещё один достался финам после вынужденной посадки. Все они эксплуатировались в финских ВВС, в основном, как разведчики. Последний из них летал до 1946 года.

«Вертушка Полбина»

Мозг Полбина не переставал работать. (Вот тут он уже отличался от Чкалова — чьи успехи зиждились на интуиции и воле.)

«В каждом очередном полете на боевое применение, — вспоминал летавший под его началом в 150-м полку Леонид Жолудев, — командир открывал новые свойства, дополнительные возможности Пе-2; делал в блокноте какие-то расчеты, чертил схемы боевых порядков, заходов на цели и, когда мысль окончательно «дозревала», доводил свои соображения до всего летного состава, учил тактике действия, соответствующей высоким качествам новой машины. Довольно часто теоретические занятия подкреплялись показными полетами».

Комполка, «казалось, был неутомим. По три-четыре раза в день вылетал он для бомбометания на полигон, вечерами проводил занятия и разборы, а утром снова садился в кабину самолета»23.

…Пикировать пилотов научили, но ведь Пе-2 действуют не одиночными экипажами, а группами. Как рациональнее организовать групповое бомбометание с пикирования?

И Полбин разработал новый тактический прием — знаменитую «вертушку».

«Полбинская вертушка», преобразившаяся в «Ромашку». Июль 1944 года.

Да, этот прием был давно известен, его еще в 41-м применяли немцы. Но у нас его долго опасались: ведь чем дольше самолет находится над целью, тем больше у него шансов быть сбитым зенитками или истребителями. Считалось также, что организм летчика не выдержит двух и более пикирований подряд: слишком велики перегрузки.

А Полбин летом 1943 года — тщательно все рассчитав — рискнул! В самом деле, летчики-пикировщики стали опытнее, хватает уже и истребителей для прикрытия «круга». Надо лишь определить оптимальные дистанции между самолетами в «круге», оптимальные скорости, оптимальное построение сил прикрытия. Да, провести для этого расчеты, опыты, длительные тренировки…

В истребительной авиации такую же роль играл тогда Александр Иванович Покрышкин. Автор «кубанской этажерки» и «соколиного удара» — тактических построения и приема, позволявших сохранять инициативу в воздушном бою…

«Полбинскую вертушку» переняли затем и другие соединения, оснащенные Пе-2.

А Полбин в июле 44-го ее еще и усовершенствовал. Теперь «Петляковы-2» вырисовывали над целью не эллипс, а нечто похожее на ромашку: каждый заход на цель группа осуществляла с нового направления и описывала, таким образом, несколько эллипсов, вытянутых в разных направлениях (словно лепестки цветка).

«Ромашка» могла смещаться в горизонтальной плоскости — и обрушиваться на вновь обнаруженную цель.

…15 июля 1944 года, на третий день наступления войск 1-го Украинского фронта на Львов, «пешки» добились невиданного еще результата. Массированные удары полбинского 2-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса сорвали контрудар, нанесенный восточнее Львова, в районе Зборов — Золочев, 1-й и 8-й танковыми дивизиями 48-го танкового корпуса немцев. (По советским меркам — двумя танковыми корпусами.)

Причем, 8-й дивизии — как признал бывший начальник штаба 48-го корпуса Ф.В. фон Меллентин — Пе-2 причинили «огромные потери»24.

«Мне неоднократно приходилось испытывать «прелести» бомбежки и раньше, — показал на допросе один из пленных офицеров 8-й танковой; — русские ВВС больше пугали, чем причиняли какой-то реальный ущерб. На этот раз все оказалось по-другому»25. Как видно из первой фразы, немец отнюдь не стремился (в отличие от многих пленных) угодить допрашивающим; можно поэтому верить и второй…

Полбин был летающим командиром, возглавляя группы «пешек» в десятках боевых вылетов. Все, чему учил подчиненных, делал в бою и сам. До Победы оставалось три месяца, когда 11 февраля 1945 года над немецким городом Бреслау в Силезии (ныне польский Вроцлав) самолет ведущего восьмерки «пешек» гвардии генерал-майора авиации Ивана Полбина был подожжен снарядом 88-мм зенитки и, не дотянув до своих, упал и взорвался.

Письмо М.Н. Полбиной о гибели мужа и его посмертном награждении второй медалью «Золотая Звезда».

Один из трех членов экипажа смог выпрыгнуть с парашютом — но тоже сгинул в горящем Бреслау.

«Плотный, чуть выше среднего роста, с русыми волосами и внимательными серыми глазами — таким он навсегда остался в памяти. Запомнились также его уверенные движения и твердый, звонкий голос…»26.

История создания советского пикирующего бомбардировщика Пе-2

Руководство Советского Союза, понимая скорое начало войны, выдало указание на разработку высотного истребителя ВР-100. При разработке самолета предполагалось оснастить тяжелую машину высотными двигателями с турбокомпрессорами, герметичной отапливаемой кабиной и мощным наступательным вооружением. Задание на проектирование было выдано специальному КБ НКВД №29. Разработкой самолета занималась группа под руководством В.М. Петлякова.

Однако в одну из последних поездок для ознакомления с авиацией предполагаемого противника стало ясно, что срочно необходим бомбардировщик фронтового применения. Стоявшие в то время на вооружении Красной армии бомбардировщики серии ТБ-3, а тем более ТБ-1 устарели и морально, и физически. Поэтому группа Петлякова была переориентирована на производство пикирующего бомбардировщика. Высотные двигатели были заменены на двигатели без турбокомпрессоров, что не позволяло самолету подниматься на большие высоты. Была изменена компоновка кабин экипажа, убрана герметизация. На крыльях смонтированы тормозные решетки. В фюзеляже расположился бомбовый отсек. Сроки разработки самолета поражают. Техзадание конструкторскому бюро выдано в мае, 23 июня начата постройка опытного самолета, а в июле 1940 года полный комплект документации был передан для серийного производства. То есть от начала конструирования и до передачи в серию прошло два месяца.

На освоение серийного производства самолета тоже ушло не много времени. Уже в декабре того же года в небо ушел первый серийный бомбардировщик Пе-2. За создание бомбардировщика В. М. Петлякову была присуждена Сталинская премия 1941 года.

Вместе с Туполевым

Сказано же: нет пророка в своём Отечестве. Вот и будущего именитого авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова тоже не сразу признали — на механический факультет МТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) он поступил только со второй попытки. Но поскольку семья нуждалась в средствах, а он был старшим из братьев, учёбу пришлось отложить и добывать хлеб насущный на железной дороге.

Работая под началом Туполева, молодой конструктор разработал моноплан с «металлическими элементами», который в честь своего руководителя назвал «АНТ». Следующий моноплан из этой же серии был уже цельнометаллическим. Будучи ответственными за конструирование крыльев, В.М. Петляков и В.Н. Беляев разработали способ расчёта прочности металлических многолонжеронных крыльев, которым долгое время пользовались все конструкторские бюро страны. Потом появился воздушный разведчик АНТ-3 (Р-3) — самолёт, совершивший рекордные перелёты. Первенец серии с названием «Пролетарий» пролетел 7.150 км, а следующий самолёт, названный «Наш ответ», преодолел уже 22.000 км.

Примечательна история создания АНТ-4 (ТБ-1), ставшего первым тяжёлым бомбардировщиком страны. Заказ на создание тяжёлого самолёта, способного сбрасывать мины, бомбы и торпеды, предполагали разместить в Англии на известной фирме «Хэндли Пейдж», но там запросили слишком большую сумму и обозначили довольно продолжительный срок для выполнения работ — полтора года. Это не устраивало страну.

Фото из архива
АНТ-4, получивший название «Страна Советов», не стыдно было показать за рубежом.

Самолёт совершил сверхдальний полёт по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский — Сан-Франциско — Нью-Йорк. А в 1933 году А.В. Ляпидевский на АНТ-4 спасал челюскинцев. После создания АНТ-4 Андрей Туполев назначил Петлякова ответственным за лётные испытания всех последующих машин КБ и передачу их в производство. Забегая вперёд, отметим, что во время Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. ТБ-1 сыграл решающую роль при прорыве «линии Маннергейма».

Любопытная подробность. Принимая участие в разработке АНТ-6 (ТБ-3) Петляков изобрёл конструкцию бензобака, которой пользовались ещё более двадцати лет многие конструкторы. Но что там бензобак… Размах крыла у самолёта был почти 42 метра. С тремя тоннами бомб он мог подняться на высоту до 8.000 метров. ТБ-3 стал основным бомбардировщиком страны. За создание той машины В.М. Петлякова наградили орденами Красной Звезды и Ленина.

Бомбардировщик участвовал в боях на Халхин-Голе, в Советско-финляндской войне, использовался в первом периоде Великой Отечественной. Прошёл несколько модернизаций под разные задачи. До 22 июня 1941 года в авиацию было поставлено 516 машин и 25 Военно-морскому флоту. Однако из-за низкой скорости ТБ-3 стали использовать в качестве ночных бомбардировщиков.

Фото из архива
Петляков участвовал в разработке самого большого самолёта того времени – «воздушного агитпункта» АНТ-20 «Максим Горький».

Затем участие в создании АНТ-25 «РД» («РД» — рекорд дальности). Именно на этой машине совершены два рекордных перелёта в США через северный полюс. В.М. Петляков отвечал за техническую подготовку.

Собираемость и геометрия

Сравнивать модель по деталировке с Монинской Пешкой 359-й серии, собранной из трех остовов-мишеней с Красноармейского артиллерийского полигона я не вижу смысла. Других целых “пешек” дошедших до наших дней в аутентичном состоянии практически нет – если не считать двух макетов в Бугульме и Казани, разбившегося Пе-2 в Бодо (Норвегия) и находящегося в процессе реставрации Пе-2 в Чехии (самолет 2 декабря 1943 совершил вынужденную посадку на лед озера Koškajavr под Мурманском, по весне затонул и был поднят из озера в октябре 1996 г. с помощью Ми-10К и продан частному коллекционеру в Норвегию) сохранился только поздний Пе-2 с радаром Гнейс-2 в Музее Войска Польского в Варшаве. Но и он за 60 лет стояния под открытым небом далеко не в самом хорошем состоянии. Правдоподобность деталировки я буду оценивать уже в процессе сборки модели как и стыкуемость деталей. Сейчас глядя на литники сложно оценить геометрию различных мелких деталей, на которые были расчленены различные узлы и агрегаты. Вкладывать в чертежи модель я тоже не собираюсь. Их качество и достоверность вызывают сомнения. В ходе разработки модели ее автором была проведена исследовательская работа на тему матчасти и геометрии Пе-2. Результаты этой работы легли в основу модели и про них можно будет прочитать на страницах свежего октябрьского номера журнала М-Хобби. Пусть это будет тот случай, когда модель может оказаться точнее существующей графики в печатных изданиях.

Основные модификации Пе-2

  • Пе-2 серии 1 — Двигатели М-105Р (1100 л.с.). Стрелковое вооружение — 4 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (2 закреплены в передней части фюзеляжа, 1 — в верхней башне, 1 — в установке нижнего люка). Масса бомбовой нагрузки — 600 кг (4 бомбы по 100 кг в бомбоотсеке фюзеляжа и 2 в бомбовых пазах в задней части гондол двигателей); максимальная — 1000 кг (4 бомбы по 250 кг или 2 по 500 кг на внешней подвеске). Экипаж — 3 человека.
  • Пе-2 серии 13: усилено стрелковое вооружение, теперь оно состоит из 2 пулеметов калибра 12,7 мм (боеприпасы в передней части фюзеляжа и БТ в держателе люка) и 2 ШКАС (1 в передней части фюзеляжа и 1 в верхней башне). Выпускался с апреля по май 1941 г.
  • На Пе-2 серии 22 — устанавливались двигатели М-105РА, более подходящие для водолазных работ.
  • Пе-2 31-й серии: внедрены бортовые шаровые установки для пулемета ШКАС (1 дополнительный пулемет можно было перенести на правый или левый борт). Выпускается с лета 1941 года.
  • Пе-2 Series 64: изменена топливная система (количество топливных баков уменьшено, но их общая вместимость осталась прежней). Вместо бортовых шаровых опор применялись шкворни с увеличенными углами стрельбы. Выпускался с февраля 1942 года.
  • Пе-2 серии 87 (также известный как Пе-2ФТ) — 12,7-мм пулемет БТ установлен на верхней шарнирной опоре FT. Выпускался весной 1942 года; Установки ФТ устанавливались на частях Пе-2, начиная с серии 83а и серии 87а на всех самолетах.
  • Пе-2 105-й серии: усовершенствовано радионавигационное оборудование.
  • Пе-2110 серии: вместо цоколя ФТ установлена ​​башня ВУБ-1 с 12,7-мм пулеметом УБТ. Выпускается с июня 1942 года.
  • Пе-2179 серии — устанавливались двигатели М-105ПФ (1260 л.с.). Выпускался с марта 1943 года.
  • Пе-2 205 серия: улучшенная аэродинамика, ряд других модификаций. Выпускался с августа 1943 года.
  • Пе-2 211-серия: с внутренней стороны крыла убраны спицы внешних бомбодержателей, которые ранее находились в выступах под крылом.
  • Пе-2 265 серии — установлена ​​новая радиостанция.
  • Пе-2275-я серия: в хвостовой части фюзеляжа установлен гранатомет ДАГ-10 с 10 зенитными гранатами АГ-2.
  • Пе-2Р (разведывательный вариант) и УПе-2 (двухуправляемый учебный; выпущена 671 машина) строились в составе серии бомбардировщиков и повторяли их основные характеристики.

Летающий танк

Бомбардировщик ПЕ-2. Фото.

Свой первый полет «100» совершил 1-го мая 1940 года. На это зрелище пришли посмотреть все: и обычные граждане, и солдаты, и офицеры Германии, на то время подписавшей «Акт о ненападении» с СССР. Однако тогда «сотка» была продемонстрирована, как высотный истребитель, но уже в июне назначение изменилось, и самолет был переименован в ПЕ-2 – пикирующий бомбардировщик.

Основной задачей конструкторов стало именно пикирование: ему уделялось довольно много времени, т.к. это должно было стать основной функцией бомбардировщика. Экипаж ПЕ-2 или «Пешки» состоял из 3-ох человек. Самолет имел два поршневых мотора М-105, каждый из которых был мощностью в 1100 л.с. Максимальная скорость самолета составляла 540 км/ч, дальность полета – 1300 км. Практический потолок равнялся 8800 м, а максимальная боевая нагрузка – 1000 кг. Самолет был полностью обшит металлом, только обшивка руля была выполнена из ткани. Экипаж был защищен броней. В бомбардировщике имелись отверстии для пулеметов.

Но изначально ПЕ-2 сбрасывал бомбы исключительно в горизонтальном положении, потому что пилоты боялись, что щепки повредят самолет и нанесут увечья экипажу. Первый, кто не побоялся пикировать был Полбин Иван Семенович. Его экипаж стал самым дружным за все время войны. Три человека, три друга, три товарища. Они были неразлучны: вместе летали, вместе отдыхали. Так и прошли всю войну, вплоть до самого Берлина. И.С. Полбин был дважды награжден званием Героя Советского Союза.

Мысль и настойчивость

А вот Полбин находил и силы, и возможности для того, чтобы учить подчиненных бомбить с пикирования.

И командуя весной-летом 1942 года 150-м бомбардировочным авиаполком, с которым участвовал в начале Сталинградской битвы.

И получив в марте 1943-го 301-ю бомбардировочную авиадивизию.

И возглавляя с апреля 1-й бомбардировочный авиакорпус, ставший впоследствии 2-м гвардейским, а с декабря 1944-го 6-м гвардейским и воевавший на Степном (с 20 октября 1943 года — 2-й Украинский) и 1-м Украинском фронтах.

Конечно, помогали волевые качества, требовательность. Они бросались в глаза еще в 1929 году, еще первым его подчиненным — курсантам Вольской объединенной школы летчиков и авиатехников. Не привыкшим к военной дисциплине «рабочим и крестьянам» помкомвзвода Полбин показался «очень строгим», «сверхпридирчивым, взыскательным и суровым». (А на самом деле он был просто требовательным).13

Но явно сказывалось и то, что Иван Семенович имел полное среднее образование.

Ведь учеба в школе приучает человека постоянно сталкиваться с новой информацией — и постоянно ее анализировать (а не отмахиваться от нее). Приучает, иначе говоря, ДУМАТЬ, постоянно думать над тем новым, что преподносит жизнь.

Думающий, не боящийся нового командир яснее осознает преимущества бомбометания с пикирования, нежели командир неинтеллектуальный и ограниченный. И поэтому активнее и настойчивее примется этот способ внедрять…

«Полбинская вертушка», преобразившаяся в «Ромашку». Июль 1944 года.

Пе-2. «Пешка», ставшая королевой бомбардировки

Как у Красной армии появился главный пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

Пе-2 в годы Великой Отечественной войны был не только самым массовым пикирующим, но и вообще самым многочисленным бомбардировщиком в советских ВВС. Всего за пять лет отечественная авиапромышленность собрала 11 247 «пешек» всех модификаций, а их было более чем достаточно. Помимо основной, бомбардировочной версии, самолет существовал также в ипостаси тяжелого истребителя, ночного истребителя и перехватчика, разведчика, тяжелого штурмовика, учебной машины и даже самолета с реактивным двигателем.

Составной пикирующий

В 1930-е годы были опробованы различные схемы компоновки «Звена»: с двумя и тремя истребителями, с их креплением на крыльях и под ними, а также на фюзеляже, с разными самолётами в качестве носителей. Самой громоздкой конструкцией стал вариант с пятью истребителями, получивший название «Авиаматка». В нём два истребителя располагались на крыльях, два подвешивались под крыльями, и вся эта конструкция взлетала одновременно. В полёте к ней под фюзеляж прицеплялся ещё пятый истребитель. Первый полёт «Авиаматки» состоялся в 1935 году. Отрабатывались также приёмы дозаправки истребителей в воздухе с «авиаматки».

На «дипломатическом» фронте

Основные модификации Пе-2

  • Пе-2 1-й серии — двигатели М-105Р (1100 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета ШКАС (2 неподвижных в носовой части фюзеляжа, 1 на верхней турели, 1 в нижней люковой установке). Масса бомбовой нагрузки — 600 кг (4 100-кг бомбы в фюзеляжном бомбоотсеке и 2 в бомбоотсеках в хвостовой части мотогондол); максимальная — 1000 кг (4 250-кг или 2 500-кг бомбы на внешней подвеске). Экипаж — 3 чел.
  • Пе-2 13-й серии — усилено стрелковое вооружение, состоящее теперь из 2 12,7-мм пулеметов (БК в носовой части фюзеляжа и БТ в люковой установке) и 2 ШКАСов (1 в носовой части фюзеляжа и 1 на верхней турели). Выпускался с апреля-мая 1941 г.
  • Пе-2 22-й серии — установлены двигатели М-105РА, лучше приспособленные для работы на пикировании.
  • Пе-2 31-й серии — введены бортовые шаровые установки для пулемета ШКАС (1 дополнительный пулемет мог перебрасываться на правый или левый борт). Выпускался с лета 1941 г.
  • Пе-2 64-й серии — изменена топливная система (уменьшено количество топливных баков, но их общая емкость осталась прежней). Вместо бортовых шаровых установок применены шкворневые, с увеличенными углами обстрела. Выпускался с февраля 1942 г.
  • Пе-2 87-й серии (также известен как Пе-2ФТ) — на верхней шкворневой установке ФТ смонтирован 12,7-мм пулемет БТ. Выпускался с весны 1942 г.; установки ФТ монтировались на части Пе-2 начиная с 83-й серии, а с 87-й серии — на всех самолетах.
  • Пе-2 105-й серии — усовершенствовано радионавигационное оборудование.
  • Пе-2 110-й серии — вместо шкворневой установки ФТ смонтирована турель ВУБ-1 с 12,7-мм пулеметом УБТ. Выпускался с июня 1942 г.
  • Пе-2 179-й серии — установлены моторы М-105ПФ (1260 л.с). Выпускался с марта 1943 г.
  • Пе-2 205-й серии — усовершенствована аэродинамика, внесен ряд других изменений. Выпускался с августа 1943 г.
  • Пе-2 211-й серии — балки наружных бомбодержателей, ранее располагавшиеся в выступах под крылом, убрали внутрь крыла.
  • Пе-2 265-й серии — установлена новая радиостанция.
  • Пе-2 275-й серии — в хвостовой части фюзеляжа установлен гранатомет ДАГ-10 с 10 противосамолетными гранатами АГ-2.
  • Пе-2Р (разведывательный вариант) и УПе-2 (учебный с двойным управлением; изготовлена 671 машина) строились в рамках серий бомбардировщиков и повторяли их основные особенности.

Как появилась идея о создании стратегических бомбардировщиков

Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка», ставшая ферзем.

 

О книге: Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка», ставшая ферзем

   Летом 1937 г. аббревиатура «АНТ» во всем мире считалась символом успеха. 20 июня на территории США приземлился самолет АНТ-25 с экипажем В. П. Чкалова, а 15 июля — второй такой же самолет с экипажем М.М. Громова, установившим мировой рекорд дальности полета. В Испании и Китае в то время получила «широкую известность в узких кругах» другая машина А.Н. Туполева — скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ). Проходил испытания новый тяжелый четырехмоторный бомбардировщик АНТ-42, призванный заменить устаревший ТБ-3. Казалось бы, для Туполева и его конструкторского коллектива все складывалось удачно, можно было рассчитывать на высокую оценку со стороны руководства авиапромышленности и государства в целом. Но в атмосфере пресловутого 1937 г. происходили труднообъяснимые события. Вечером 21 октября в кабинет главного инженера Глававиапрома А. Н. Туполева вошли трое мужчин, четвертый присел на стуле у секретарши и порекомендовал ей на телефонные звонки не отвечать и никуда не отлучаться. В 3 ч ночи в приемную вышел поникший Андрей Николаевич в окружении «посетителей». Только они ушли, секретарша бросилась звонить заместителю Туполева А. А. Архангельскому, тот немедленно перезвонил начальнику ГУАП М. М. Кагановичу, младшему брату считавшегося всесильным Лазаря Моисеевича Кагановича. Еще через час Михаил Каганович понял, что сделать ничего нельзя: арест конструктора был санкционирован еще более могучим должностным лицом…    Туполев «продержался» неделю, а 28 октября подписал показания, в которых признавал, что создал из своих подчиненных и сотрудников антисоветскую группу (фамилии указывались), занимавшуюся саботажем и вредительством. На следующий день был арестован один из «членов антисоветской группы», начальник бригады тяжелых самолетов Владимир Михайлович Петляков. Его стойкости хватило на трое суток, и 1 ноября под давлением следствия он также признался в своих «преступлениях» против Советской власти. Эти драматические обстоятельства, как ни удивительно, можно считать важнейшими причинами для появления самого массового отечественного двухмоторного самолета — пикирующего бомбардировщика Пе-2.    Пе-2 сыграл выдающуюся роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Этот самолет применялся как бомбардировщик, разведчик, истребитель. Они воевали на всех фронтах и в морской авиации всех флотов. В руках советских летчиков Пе-2 в полной мере раскрыл заложенные в нем возможности. Скорость, маневренность, мощное вооружение плюс прочность, надежность и живучесть были его отличительными чертами. Пе-2 был популярен у летчиков и с первого до последнего дня Великой Отечественной войны «Пешка» служила им верой и правдой.

Год издания: 2007Страниц в книге: 160Качество: Отсканированные страницыФормат: PDFРазмер файла: 72,6 Мб

 

Скриншоты страниц:

Скачать книу: Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка», ставшая ферзем

Другие книги этой серии:

«Спитфайр». Лучший истребитель Союзников. «Аэрокобра» Американский истребитель для сталинских соколов. Ненавистная «Рама» Fw 189.Лучший самолет-разведчик Второй Мировой. «Зеро». Лучший палубный истребитель. Убийца «МиГов». Истребитель F-4 «ФАНТОМ» II.

Война нового типа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: