Героический век антарктических исследований
В период с конца XIX века до 1917 года многие страны направили усилия на интенсивное изучение Антарктики. За сравнительно небольшой промежуток времени было организовано 17 экспедиций из 10 государств. Их и прозвали Героическим веком антарктических исследований. Такое название было дано не просто так: первые исследователи подвергались тяжелейшим испытаниям, и многие из них погибли. Началом этого периода можно назвать Международный географический конгресс, который прошел в 1895 году. Принятая им резолюция призывала ученых всех стран любыми средствами способствовать исследованию Арктики.
Героический век начала бельгийская экспедиция, которой руководил Адриен де Жерлаш. А в 1897 году его корабль «Бельжика» застрял во льдах, и экипаж вынужден был впервые в истории провести зиму в Антарктиде. Жизнь в условиях полярной ночи без подготовки была полна лишений. Люди страдали от цинги, одежду пришлось шить из шерстяных одеял. Керосина для освещения было мало, так приходилось оставаться в темноте. Освободить судно удалось лишь через 13 месяцев, и в итоге несколько человек потеряли рассудок или погибли.
В 1989 году состоялась британская экспедиция на «Южном Кресте». Она тоже включала зимовку, но уже запланированную. В этом путешествии впервые использовали лыжи, нарты и ездовых собак. Участники в течение года непрерывно проводили магнитные и метеорологические измерения.
с 1901 по 1904 год длилась крупная британская экспедиция на под руководством Роберта Скотта. Его команда на санных упряжках достигла самой южной на тот момент точки континента, обнаружила и нанесла на карту многие географические объекты. Помимо прочего, были найдены южные оазисы и окаменелости доисторических растений. Один из членов команды Скотта, Эрнест Шеклтон, в 1907-1909 гг возглавил собственную экспедицию на корабле «Нимрод». Он планировал использовать для передвижения автомобиль и маньчжурских пони, но обе идеи оказались неудачными. И все же участники этого путешествия смогли достичь Южного магнитного полюса, а также первыми поднялись на гору Эребус.
Вид на ледник в Антарктиде
Две масштабные экспедиции в Арктику снарядили французы, обеими руководил Жан-Батист Шарко. Он был так увлечен своей миссией, что даже продал картину Фрагонара из фамильной коллекции, чтобы собрать достаточно денег. Команда исследовала значительные территории, которые теперь носят французские названия: Земля Лубе, остров Шарко и другие.
Главным стремлением исследователей героического века было дойти до Южного полюса. Эта цель была достигнута в ходе двойной экспедиции 1910—1912 годов, в которой приняли участие конкурировавшие друг с другом команды из Норвегии и Великобритании. Первым полюса достиг норвежец Роальд Амундсен, прибывший к берегам Антарктиды на корабле «Фрам». А история английской команды с корабля «Терра Нова» была трагичной. Руководитель Роберт Скотт и четыре его спутника достигли Южного полюса спустя месяц после Амундсена, но на обратном пути из-за буранов и суровых условий полярной зимы они погибли от голода и обморожений.
В поисках Южного континента
Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук в 70-е годы XVIII века безапелляционно и уверенно заявил: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка… Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях настолько велик, что я смело могу сказать: ни один человек никогда не решится проникнуть дальше на юг, чем это удалось мне».
16 июля (по новому стилю) 1819 года из Кронштадта вышли шлюпы «Восток» и «Мирный». Первым из них командовал Фаддей Беллинсгаузен, осуществлявший общее руководство походом, вторым — лейтенант Михаил Лазарев, впоследствии тоже ставший знаменитым адмиралом. Команды шлюпов были набраны из добровольцев. Всего в экспедиции приняли участие 190 человек.
В начале ноября экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. Выйдя оттуда, она сразу же взяла курс на юг. Обогнув остров Южная Георгия, открытый Куком, Беллинсгаузен и Лазарев обнаружили южнее три острова, названные ими в честь тогдашнего командующего Черноморским флотом маркиза Ивана де Траверсе. Затем, пройдя мимо Южных Сандвичевых островов, экспедиция двинулась на юг далее. 28 января 1820 года «Восток» и «Мирный» достигли точки 69 градусов 21 минута 28 секунд южной широты и 2 градуса 14 минут 50 секунд западной долготы (район шельфового ледника Беллинсгаузена на Земле Королевы Мод).
Соцсети
Путь экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
В этот день лейтенант Михаил Лазарев собственноручно сделал следующую запись в вахтенном журнале шлюпа «Мирный»: «Достигли мы широты 69 градусов, где встретили матёрой лед чрезвычайной высоты… Простирался оный так далеко, как могло только досязать зрение. Отсюда продолжали мы путь свой к осту (на восток. — «АС»), покушаясь при всякой возможности к зюйду (на юг. — «АС»), но всегда встречали ледяной материк».
А подчиненный Лазарева мичман Павел Новосильский в личном дневнике эмоционально засвидетельствовал: «В исходе четвертого часа пополудни шлюп «Восток» делает нам сигнал, что видит землю. Мы подымаем ответ. «Берег! Берег!» — повторяется всюду. Нельзя выразить радости общего восторга. В это время из облаков блеснуло солнце, и лучи его осветили высокие черные скалы, занесенные снегом».
Погода далеко не всегда благоприятствовала смельчакам. Вот как описывал Беллинсгаузен один из эпизодов этой антарктической эпопеи: «Ветер ревел, волны поднимались до высоты необыкновенной, море с воздухом как будто смешивалось, скрип частей шлюпа заглушал все. Мы остались совершенно без парусов на произвол свирепствующего ветра… Утешались тем, что не встретили льдов в сию ужасную бурю».
Учитывая, что плавание осуществлялось на небольших парусных судах, особо не приспособленных к условиям полярных широт, можно без преувеличения сказать, что наши моряки совершили настоящий научный подвиг!
Современный этап исследования Антарктиды
Хотя в 1928 году Ричард Берд пролетел на самолете над Южным полюсом, снова человек появился в этой точке только в 1956 году. Тогда же на полюсе была основана американская станция «Амундсен–Скотт», ставшая первой станцией в глубине континента.
В том же году состоялась первая советская антарктическая экспедиция под командованием Михаила Сомова. Уже к 1958 году были созданы 5 станций, на которых круглогодично присутствовал персонал. Продолжались работы по исследованию вод, омывающих Антарктиду. Сегодня на карте рядом с ее побережьем можно найти много русских географических наименований – море Космонавтов, море Лазарева, море Сомова и т.д. Эти водоемы были выделены и получили свои имена в 1962 году.
В 1959 год был заключен Договор об Антарктике, запретивший в регионе любую деятельность, кроме научной. Основные исследования проводятся на научных станциях, которых на континенте более 80. Также много информации можно получить с помощью спутников. На сегодня созданы подробные антарктические карты, а также обнаружены некоторые объекты под ледовым щитом Антарктиды.
Среди наиболее крупных открытий можно отметить озеро «Восток», находящееся на глубине более 4 км рядом с одноименной российской станцией. Это крупнейшее антарктическое озеро, чья площадь оценивается в 15790 кв. км. Только в 2013 году удалось пробурить скважину к этому водоему. Были найдены микроорганизмы, которые были изолированы от остальной биосферы Земли более 500 тыс. лет. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер.
Также на континенте под слоем льда обнаружен огромный кратер, чей диаметр достигает 500 км. Он был найден в 2006-2009 годах с помощью спутников, которые измеряют гравитационное поле Земли, и является крупнейшим таким объектом на планете. Располагается кратер на территории, известной как Земля Уилкса. Расчеты показывают, что он мог образоваться при столкновении с астероидом, чей радиус в 6 раз больше, чем у метеорита, приведшего к гибели динозавров. Возраст кратера Земли Уилкса оценивается в 250 миллионов лет. Многие ученые предполагают, что именно столкновение с огромным астероидом, который и оставил этот след в Антарктиде, привело к пермскому вымиранию – самому масштабному в истории планеты. Тогда исчезло 73% наземных и 96% морских видов, населявших планету.
Мне нравится5Не нравится
Вариант №2
Первым высказал мысль о существовании «неведомой южной земли» еще древнегреческий философ Аристотель. В 1772 г. Адмиралтейство Британии отправило на ее поиски мореплавателя капитана Джеймса Кука. Воды у берегов Антарктиды заполнены плавучими ледяными глыбами. В течение длительного времени льды и бушующие штормы океанов не позволяли кораблям достичь неизвестной земли. За три года поисков Кук не раз пересекал полярный круг. В ходе второго плавания он дошел до 71*10` , а дальше его не пустили ледяные поля. Он вернулся с уверенностью, что, если южнее и находилась земля, то, вероятнее всего, она была необитаемой.
Со слов британских мореплавателей, далекие южные моря были богаты морскими животными. Тогда промысловые угодья Антарктики стали привлекательными для охотников на китов и тюленей. Разорив тюленьи колонии на антарктических островах, они пошли дальше на юг. Так, первым человеком, ступившим на землю Антарктиды, стал тюленебоец Джон Дейвис. Это случилось 7 февраля 1821г. Британский мореплаватель, совершив три путешествия к Антарктиде, так и не понял, что под Южными Оркнейскими островами находилась земля, и предположил, что океан продолжается до самого полюса.
Впервые увидели берег южного материка русские моряки Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Это произошло 16 (28) января 1820г., именно тогда мореплаватели пришли к выводу, что перед ними – материк подо льдом. Беллинсгаузен и Лазарев опередили британского путешественника Эдуарда Брансфилда, приблизившегося к Антарктиде лишь два дня спустя.
Беллинсгаузен стоял во главе первой русской антарктической экспедиции, целью которой было исследование Южных приполярных районов. Русские корабли «Восток» и «Мирный» отправились в плавание из Кронштадта. В путешествии участвовало 190 человек. Проведя в море 751 день, они прошли расстояние в 91851 км. Во время плавания 1819-1820гг. русские мореплаватели обогнули Антарктиду, в приполярных морях Атлантического океана было открыто несколько островов. Самая южная достигнутая ими широта – 69*21` 28` . После возвращения в Кронштадт в июле 1821г., Беллинсгаузен отчитался о нанесенном на карту шельфовом леднике. Однако открытие континента осталось неизведанным почти до 1940-х гг.
Южный материк
Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января достигли 69°25′ ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды.
В феврале шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
Приближалась антарктическая зима. Продолжая следовать на восток, корабли направились для ремонта, отдыха и пополнения запасов в Порт-Джексон. На 59° ю. ш. и 89° в. д. шлюпы намеренно пошли в Сидней раздельно: Беллинсгаузен на 2 ½° севернее пути капитана Джемса Кука, а Лазарев — на 2 ½° южнее пути капитана Фюрно — командира второго судна экспедиции Кука. Такие курсы были выбраны для обследования тогда почти еще не известного района Мирового океана, в частности для отыскания Компанейского острова, нанесенного на старых картах около 49 ½° ю. ш. и 143°04′ в. д. Не найдя на своем пути никаких островов, «Восток» 11 апреля пришел в Сидней. Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.
В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.
Возвратившись в Сидней, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев.
Спор об Антарктиде
О такой экспедиции мечтали многие. И многие считали ее авантюрой, погоней за призраками. Знаменитый британский мореплаватель Джеймс Кук в 1770-е приблизился к Антарктиде. Он перешел через 71-й градус южной широты, но, встретив сплошную ледовую преграду, повернул обратно. Кук утверждал, что плавание к южному полюсу невозможно, и отвергал возможность существования материка на высоких широтах. Впрочем, впоследствии он заявлял, что такой материк, возможно, и существует, но достичь его невозможно.
На географических картах в районе южного полюса часто изображали контуры таинственного материка. При этом многие ученые в те годы вообще отрицали существование земли на Южном полюсе.
Блестящую догадку о существовании южного полярного континента за полвека до путешествия Беллинсгаузена высказал Михаил Ломоносов
. В трактате «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях» великий ученый утверждал, что наличие «падунов» (то есть айсбергов) свидетельствует о расположенных поблизости берегах, от которых отрываются эти ледяные глыбы. И раз в южных высоких широтах таких «падунов» встречается гораздо больше, чем в северных, то можно предполагать, что именно там, на крайнем юге, и расположен загадочный материк. А если он существует — его следует открыть!
Бросок на Юг
Идею плавания к южному полюсу отстаивал Иван Крузенштерн — герой первого русского кругосветного путешествия. Участником той экспедиции был и молодой Фаддей Беллинсгаузен. Крузенштерн красноречиво доказывал необходимость «броска на юг»:
Поддерживал начинание и морской министр Российской империи Иван де Траверсе.
Идея неожиданно заинтересовала самодержца. Вообще-то император Александр I не считался покровителем флота. Решающие сражения наполеоновских войн происходили на суше — и Россия в его годы укрепляла артиллерию, кавалерию и пехоту. Военные эскадры оказались на периферии государственного внимания.
Это время, осененное гением молодого Пушкина, называют Золотым веком русской литературы. Схожий подъем ощущали и путешественники, стремившиеся приблизить к России все континенты. Снаряжались кругосветные экспедиции, путешествия к американским берегам и в Северный Ледовитый океан. Но самые дерзкие мечты путешественников были связаны с поиском неизвестной земли на «крайнем юге». И Александру этот прожект сразу приглянулся. После победы над Бонапартом, после учреждения Священного союза, он задумался и о географических открытиях.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
Получив высочайшее одобрение, Крузенштерн незамедлительно приступил к подготовке экспедиции.
Он действительно торопился, потому что знал, что через полвека после путешествий Кука Европа снова готовилась к исследованию южнополярных морей — и нужно было спешить, чтобы завоевать приоритет. Крузенштерн писал:
Более дерзкого замысла история русских морских путешествий не знала. Это была первая крупная корабельная экспедиция, снаряженная за государственный счет и под руководством Морского министерства.
Возглавил экспедицию Беллинсгаузен, вставший на капитанский мостик шлюпа «Восток». Вторым кораблём экспедиции стал «Мирный» — под командованием Михаила Лазарева. Команду набрали из числа добровольцев — или, как говорили в те времена, «охотников».
Лазарев писал: «Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, не ударить в грязь лицом». Символично, что одним из первых приказов Беллинсгаузена была отмена телесных наказаний на шлюпе. Отправляясь в столь опасный путь, участники путешествия должны были сплотиться.
Роковое заблуждение Ива де Кергулена
Перспектива совершить открытие Антарктиды манила все новых мореходов. Ив-Жозеф де Кергулен отплыл с двумя кораблями в 1771 г. с конкретными инструкциями по поиску южного континента. 12 февраля 1772 года в южной части Индийского океана он увидел землю, окутанную туманом на 49° 40″, но не смог сделать высадку из-за бурного моря и непогоды. Твердая вера в существование легендарного и гостеприимного южного континента ослепила его и заставила поверить в то, что он его реально обнаружил, хотя увиденная им земля была островом. Вернувшись во Францию, мореплаватель начал распространять фантастические сведения о густонаселенном континенте, который он скромно именовал «Новой Южной Францией». Его рассказы убедили французское правительство проинвестировать другую дорогую экспедицию. В 1773 году Кергулен вернулся к упомянутому объекту с тремя кораблями, но так и не ступил на берег острова, который теперь носит его имя. Хуже того, он был вынужден признать правду и, вернувшись во Францию, провел остаток дней в опале.
Кто открыл Антарктиду
С начала истории географических открытий мореплаватели уходили все дальше на юг нашей планеты. Казалось, что земля там богата и обитаема. Но суша, которая раз за разом встречалась им на пути, оказывалась очередным островом.
Первые предположения о существовании Антарктиды были сделаны в начале XVI столетия. Для исследования южных морей была собрана португальская экспедиция под руководством Америго Веспуччи. Она благополучно добралась до острова Южная Георгия и вернулась назад. Продвинуться дальше помешал сильнейший холод, который не смогла перенести команда.
Голландцы считают открывателем этого материка капитана Дирка Гееритца. В 1559 году его судно в Магеллановом проливе попало в шторм. Когда погода улучшилась, моряки поняли, что их сильно отнесло на юг. Они определили координаты своего местоположения и заметили «высокую землю». Что именно Гееритц подразумевал под этими словами, никто не знает. Возможно, он имел в виду один из островов, которых много в Южном море.
Корабль Джеймса Кука в XVII веке проделал большой путь в атлантических водах. Продвинуться дальше ему помешали льды и холод.
Джеймс Кук и поиски Антарктиды
Географические открытия Антарктиды в немалой степени связаны и именем этого знаменитого англичанина. В 1768 г. он был направлен в южную часть Тихого океана для поисков нового континента. Он вернулся в Англию три года спустя с разнообразной новой информацией географического, биологического и антропологического характера, но никаких признаков южного континента не обнаружил. Искомые берега снова были отодвинуты дальше к югу от их ранее предполагаемого нахождения.
В июле 1772 г. Кук отплыл из Англии, но на этот раз, по заданию британского Адмиралтейства, поиск южного континента был основной миссией экспедиции. В ходе этого беспрецедентного плавания, продолжавшегося до 1775 года, он впервые в истории пересек Южный полярный круг, открыл множество новых островов и углубился к югу до 71° южной широты, чего ранее не удавалось никому.
Однако судьба не подарила Джеймсу Куку чести стать первооткрывателем Антарктиды. Более того, по результаатм своей экспедиции он обрел уверенность, что если и существует неизвестная земля вблизи полюса, то площадь ее очень мала и не представляет никакого интереса.
Парусник «Крузенштерн» готовится к экспедиции в честь 200-летия открытия Антарктиды
Да, конечно. Каждое судно оборудовано моторно-гребными надувными лодками Зодиак. Эти простые в управлении лодки используются как для экскурсий по воде, так и для высадок. На суше вы сможете отправиться в поход по тундре или льду.
Мы понимаем повышенный интерес к высадкам и предоставляем их как можно чаще. Конечно, время года и погодные условия могут влиять на места и частоту высадок. Пожалуйста, проконсультируйтесь с нами, чтобы выбрать подходящий для вас круиз.
Чем можно заняться на судне в дни морского круиза? Мы стараемся, чтобы каждый экспедиционный день был наполнен впечатлениями и запомнился новыми полярными приключениями. На борту проводятся мастер-классы по истории, геологии, флоре и фауне регионов, через которые лежит путь судна.
К вашим услугам будут все общественные зоны судна: библиотека с полярной литературой, фитнес-центр, ресторан и бар. В зоне отдыха есть настольные игры, вечером проводятся кинопоказы. Пребывание на внешних палубах дает прекрасную возможность для фотосъемки и наблюдения за китами, птицами и морскими животными.
Нужна ли специальная физическая подготовка для путешествия в Антарктику?
На территорию также прибыла команда полярников, которая будут проводить сезонные научные исследования. Выполнив все работы, судно отправится в другие точки. Во время рейса специалисты с борта также выполняют научные измерения. Путешествие «Академика Федорова» продлится семь месяцев и завершится весной следующего года, когда судно вернется в свой порт в Петербурге.
А значит, мировую науку ждут новые большие открытия. Вот еще в 1970 году, помню, мне рассказывали, коллеги, я встречался с ними, были разработаны уникальные технологии глубокого бурения ледников. Полученные ледниковые керны дали информацию, что за последние 420 тысяч лет прошли четыре полных климатических цикла от потепления до оледенения. Любопытно, да?
Но такой график постраивается, насколько я понимаю, и можно понимать, куда мы движемся. В 2022-23 году бурение продолжалось. Еще раз хочу поблагодарить всех, кто внес вклад в создание нового зимовочного комплекса станции «Восток». И желаю всем больших успехов, причем во всех ваших начинаниях».
Маршрут судна будет пролегать по трём океанам — Атлантическому, Индийскому и Южному.
Попутно с борта будут выполняться научные океанологические, биологические и метеорологические измерения. В Антарктиде полярники посетят все береговые круглогодично действующие станции и сезонную полевую базу Молодёжная.
Подготовка и начало экспедиции
Однако 12 апреля 1819 года (здесь и далее — все даты по новому стилю) Иван Крузенштерн написал министру Российской Империи Ивану де Траверсе записку о том, что необходимо исследовать «страны Южного полюса» и восполнить возможные пробелы в данной части карты Земли. Главная цель планирующейся российской экспедиции была очевидна: подтвердить или не подтвердить гипотезу о шестом материке — Антарктиде. И спустя несколько месяцев, в июне 1819-го, проведя серьёзные приготовления, два военных шлюпа — «Мирный» и «Восток» — выдвинулись из Кронштадта и отправились в долгое и опасное плавание. «Востоком» руководил капитан Фаддей Беллинсгаузен, а «Мирным» — Михаил Лазарев.
Портреты Беллинсгаузена и Лазарева
Существенным недостатком этой экспедиции стало то, что шлюпы очень сильно отличались по своим характеристикам. «Мирный», созданный по проекту отечественных инженеров Курепанова и Колодкина, и укреплённый дополнительно, значительно превосходил второе судно. «Восток», спроектированный английскими инженерами, так и не удалось сделать столь же устойчивым, как и «Мирный». Корпусная часть «Востока» оказалась недостаточно прочной для путешествия среди твёрдых льдов. И его пришлось неоднократно чинить в период экспедиции. В конечном счёте состояние «Востока» оказалось таким плачевным, что Беллинсгаузен решил прервать экспедицию ранее положенного срока и вернуться домой. Оба её руководителя постоянно выражали своё недовольство тем, что в их распоряжении находятся два очень различающихся корабля, в частности, по параметру скорости движения.
Первая долгая остановка была сделана в английском портовом городе Портсмуте. Здесь корабли экспедиции находились чуть ли не целый месяц. Данная остановка нужна была для того, чтобы запастись продовольствием, купить хронометры и различное мореплавательное оборудование.
Осенью, дождавшись попутного ветра, «Восток» и «Мирный» поплыли через Атлантику к экзотическом бразильским землям. С самого начала плавания члены команды стали вести научные наблюдения. Все эти наблюдения Фаддей Беллинсгаузен и его подчинённые аккуратно отображали в соответствующем журнале. На 21 сутки плавания корабли оказались у одного из Канарских островов — Тенерифе.
Следующая остановка была уже после пересечения экватора — судна Беллинсгаузена и Лазарева встали в порту Рио-де-Жанейро. Заполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, суда покинули этот населённый пункт, выбрав курс на пока её неизведанные участки холодного Южного океана.