Биография петра карловича клодта

Клодт петр карлович (1805-1867)
peter jakob klodt von jurgensburg (1805-1867)

История жизни Петра Карловича Клодта

Где-то в конце 1832 — начале 1833 года скульптор Петр Клодт получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», предназначенных первоначально для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара. Работа над этими группами заняла почти двадцать лет, стала едва ли не главным делом всей жизни скульптора и принесла ему невиданный успех. 

Четыре конные группы, украшающие Аничков мост, представляют собой развернутую драматическую серию, в которой последовательно развивается один сюжет — покорение коня человеком. В основе замысла мастера лежит тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом. 

Аничков мост в 1850-х годах

В первой группе животное еще покорно человеку. Обнаженный атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. Во второй группе голова коня высоко вздернута, ноздри раздуты, пасть оскалена, передние ноги раскинуты. Фигура водителя развернута как бы по спирали; могучим усилием он осаждает коня. В третьей группе борьба становится еще яростнее. Водитель повержен на землю, и конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, и голова победоносно поднята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъяренное животное. Наконец, в четвертой группе человек вновь покоряет коня; припав на одно колено и обеими руками сжимая узду, укрощает его дикий бег. 

Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Клодт стремился избежать какой-либо схемы или нарочитости в построении. Но движение пластических масс подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля. «Укротители коней» созданы в пору высшего расцвета дарования скульптора и принадлежат к числу лучших произведений русского монументально-декоративного искусства. 

За «Коней» Петр Карлович получил в 1838 году звание академика. Он становится должностным профессором скульптуры, а к жалованью его еще добавляется ежегодная пенсия — три тысячи рублей. 

Кони перед Берлинским замком

Из других произведений, выполненных Клодтом, надо выделить памятник русскому баснописцу Крылову в Летнем саду, открытие которого состоялось 12 мая 1855 года. Художник здесь стремится передать свои живые впечатления, увековечить облик человека, которого знал и любил. Избегая какой-либо идеализации, скульптор создает правдивый, реалистически точный портретный образ. Крылов у Клодта принимает простую, естественную, даже несколько небрежную позу. Скульптор тщательно передает одежду своего героя, при этом не стремясь к нарочитым декоративно-пластическим эффектам. 

В горельефную композицию на постаменте памятника Клодт включает персонажи наиболее известных крыловских басен. Здесь можно увидеть многочисленных животных из поэтического мира Ивана Андреевича. В работе над изображениями, украшающими пьедестал, скульптору помогал выдающийся мастер графики А.А. Агин, создатель знаменитых рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Агин подготовил графический проект пьедестала и ряд иллюстративных композиций на сюжеты басен, а Клодт перенес их почти без изменений, лишь тщательно сверив каждое изображение с живой натурой. 

В усадьбе Голицыных в Кузьминках

Успех этого произведения явился закономерным результатом всей его предшествующей деятельности. Хотя Клодт безусловно не основатель русской анималистической скульптуры, но именно ему удалось вывести ее на путь самостоятельного развития. Помогли в этом мастеру свежесть и точность творческого восприятия натуры, одушевленного неподдельной любовью к животным. 

К сфере пластики малых форм принадлежат историко-жанровые статуэтки и группы Клодта. Наибольшую известность здесь обрели «Римский воин» (1830-е годы) и «Русский витязь» (1851). 

Памятник И. А. Крылову (бронза, гранит, 1848—1855) в Летнем саду

Мальчик, юноша, офицер

П. К. Клодт

Семья будущего скульптора состояла из
потомственных военных. Как это нередко бывает, фамилия была
небогатой, хоть и родовитой. Его прапрадед был одним из
известных деятелей Северной войны, был генерал-майором шведской
службы. Отец скульптора был боевым генералом, воевал в
Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала
занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805
году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске,
где отец занимал должность начальника штаба Отдельного
Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного
образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность
барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику
нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.Как и его предки, мальчик готовился к военной
карьере. В 1822 году, в возрасте 17 лет он вернулся в столицу и
поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время, которое
оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему
увлечению.Также известно, что в этот период Клодт много
времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей.
«Постигая коня как субъект художественного творчества, он не
имел иного наставника, кроме натуры»
.После окончания училища будущий скульптор
получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской
бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной
службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: