Геноцид армян. история

Причины и последствия геноцида армян

Причины исторической трагедии

Причинами геноцида стали как базовые предпосылки, относящиеся к общему положению дел в турецком государстве, так и события конкретной исторической ситуации, сложившейся в 1915 году. Исследователи исторической драмы выделяют такие факторы:

  1. Отсутствие толерантности у исламской общественности к людям с иным мировоззрением, религиозными убеждениями, образом жизни и обычаями. Мусульмане демонстрировали фанатическое презрение к православию и другим религиям, выливающееся в человеческие неприязненные отношения.
  2. Неравноправное положение малых этнических групп и доминирующего турецкого населения. Дискриминируемая социальная группа носила статус зимми (живущих под «покровительством» мусульман). Люди невысокого статуса жили бедно, облагались более высокими налогами, были ограничены в гражданских правах. Культивировалось разделение населения на людей первого сорта (турков) и людей второго сорта (жителей подчиненных империей провинций).
  3. Целенаправленное разжигание исламскими фанатиками межнационального неприятия путем распространения коллективного мифа, создания негативного образа христианина. К примеру, большинство армян занималось сельскохозяйственным трудом, и придерживались скромного образа жизни. Однако обществу упорно насаждался стереотип успешного, наглого, изворотливого торговца, что подогревало неприязненное восприятие православного человека.
  4. Кавказские провинции после разгромных русско-турецких войн становились приютом беженцев. Переселенцы мусульманской веры находились в постоянном конфликте с местным населением. Требование решить их бытовую неустроенность за счет «второсортной народности» вызывало протест у живущих на родной земле армян.
  5. В среде притесняемого этноса формировались подпольные организации революционного толка, ставившие своей целью основание независимого государства. Избранный ими способ борьбы заключался в осуществлении террористических актов. За акции подпольщиков ответственность несли все жители провинций.
  6. Складывающийся десятилетиями раскол между двумя этносами сформировал напряженную ситуацию в государстве. Вступление Турции в Первую мировую войну на стороне Германии и неудачные военные действия турецких войск стали той самой искрой, которая разожгла пожар в обществе. Младотурки обвинили в поражении вооруженных сил Турции под Сарыкамышем армян, мобилизованных в имперскую армию. Обвиненных в измене военнослужащих разоружили. Одновременно произошли аресты национальной элиты в Стамбуле. Далее начались погромы, массовая депортация и казни армянского населения.
  7. Немаловажный аспект – географическая локация репрессированной народности. Армянские земли оказались в эпицентре военных событий, и служили важным пунктом для решения стратегических задач турецкой армии. В неблагонадежном, с точки зрения властей, народе увидели помеху для ведения успешных военных действий, которую с помощью силовых методов решили убрать с пути.
  8. Мысль об этнической чистке давно витала в воздухе. Христианская национальная группа, вклинившаяся в структуру мусульманской империи, мешала реализации растиражированной в турецком обществе идеи всеобщего объединения тюркских народов на единой территории.
  9. Имперские амбиции турецкого руководства, желавшего продемонстрировать всему свету былое величие некогда самой могущественной державы. Преступное самоуправство против целого этноса, нарушающее все действующие мировые соглашения, – способ доказать свою состоятельность и силу.

Однако имперские власти получили обратный эффект, выразившийся в осуждении мировой общественностью организованного ими геноцида. Источники тех лет с комментариями ситуации называют политическое решение османских правителей блажью, а поведение этнического большинства, поддержавшего идею геноцида, дикостью, свойственной первобытному строю.

МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ

Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.

Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.

Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.

Кем были младотурки?

Известно, что это была западная конфессия турецкой партии «Комитет Союза и Прогресса», которая в основном состояла из:
Талаат-паша (министр внутренних дел и великий визирь)
Энвер-паша (военный министр)
Джемаль-паша (морской министр и губернатор Сирии)
Доктор Назим и доктор Шакир (два главных идеолога партии)

Их режим пришел к власти, жестоко уничтожив все оппозиционные и либеральные партии.

Партия сумела создать сеть надежных и лояльных людей, которые всегда будут подчиняться руководству и его приказам.

Иными словами, партия полностью контролировала буквально все, что происходило в Турции. Таким образом, им было легко совершить крупномасштабный геноцид, когда появилась такая возможность.

24 апреля — день памяти?

Некоторые из армянской интеллигенции были арестованы и казнены в ночь на 24 апреля 1915 г.

Ночь 24 апреля 1915 года отмечена как первая фаза геноцида армян. Он часто характеризуется как «элитицид» (например, геноцид), который относится к депортации и уничтожению целевой группы, а именно армянской интеллигенции, в этот день.

В течение 72 часов было арестовано и казнено более 250 учителей, врачей, писателей, юристов, политиков, правительственных чиновников и других интеллектуалов. Основная причина для нацеливания на эту конкретную группу заключалась в том, что они могли стать ядром будущей оппозиции и сопротивления.

В частности, только в Стамбуле 2345 армянских интеллектуалов были арестованы, подвергнуты пыткам и казнены в последующие недели.

Соответственно, эта дата помечена как начало геноцида и является его ежегодным днем поминания.

Итоги геноцида

Хотя основная часть геноцида армян была осуществлена между 1915 и 1916 годами, она продолжалась до 1923 года. В целом, около 1,5 миллионов армянского населения были депортированы, подвергнуты жестокому обращению и массовым убийствам.

Не говоря уже о женщинах и девочках, которые были изнасилованы, похищены или проданы на рабских рынках турецким и курдским гаремам. Кроме того, многие из них покончили с собой, чтобы избежать этой участи.

Фактически, геноцид армян можно охарактеризовать как «успешный геноцид», потому что политика молодого турка по очистке Турции и созданию «Турции для турок» была успешной.

Геноцид армян: у очевидцев есть, что рассказать

Было много свидетелей, которые позже рассказали об этих ужасных событиях и даже сняли некоторые кадры того, что произошло.

Среди тех очевидцев были врачи, медсестры, христианские миссионеры, школьные и университетские преподаватели из Германии, Австрии, США, Швеции, Дании и Норвегии, которые работали в Турции.

Не говоря уже о том, что было много иностранных офицеров и солдат Османской армии, иностранных послов и дипломатов, которые были свидетелями этих ужасных событий. Некоторые из них опубликовали отчеты, книги, мемуары и фотографии событий.

Одним из наиболее убедительных доказательств являются кадры, предоставленные немецким писателем Армином Вегнером.

Служа в немецких вооруженных силах, он начал документировать все, что происходило в этот период. Вегнер позже заявил:

«Рискну заявить о своем праве предстать перед вами эти картины нищеты и ужаса, которые я наблюдал в течение почти двух лет и которые никогда не будут стерты из моей памяти».

Однако он не остановился на том, чтобы просто фотографировать. Он написал открытое письмо президенту США Вудро Вильсону с просьбой поддержать армян. Геноцид армян: хочет ли Турция взять на себя ответственность?

Как начался геноцид Армян 1915 год

Военные лидеры обвиняли армян в поддержке союзников в предположении, что люди, естественно, сочувствовали христианской России. Следовательно, турки разоружили все армянское население. Турецкое подозрение в отношении армянского народа побудило правительство настаивать на «удалении» армян из зон военных действий вдоль Восточного фронта.

Переданные в закодированных телеграммах мандат на уничтожение армян приходил непосредственно от младотурков. Вечером 24 апреля 1915 года начались вооруженные обстрелы, поскольку 300 армянских интеллектуалов — политических лидеров, педагогов, писателей и религиозных лидеров в Константинополе — были насильственно вывезены из своих домов, подвергнуты пыткам, затем повешены или расстреляны.

Марш смерти убил около 1,5 миллионов армян, покрытых сотнями миль и длившихся несколько месяцев. Косвенные маршруты по пустынным районам были специально выбраны для продления маршей и сохранения караванов в турецких деревнях. Назвать ту трагедию не иначе, кроме как геноцид, армяне не в состоянии.

После исчезновения армянского населения мусульманские турки быстро взяли на себя все, что осталось. Турки уничтожили остатки армянского культурного наследия, включая шедевры древней архитектуры, старые библиотеки и архивы. Турки выровняли целые города, включая когда-то процветающий Харперт, Ван и древнюю столицу в Ани, чтобы удалить все следы трех тысячелетней цивилизации.

Никакая союзная власть не пришла на помощь Армянской Республике, и она рухнула. Единственная крошечная часть исторической Армении, которая выжила, была самой восточной областью, потому что она стала частью Советского Союза. В Центре изучения Холокоста и геноцида Университета Миннесоты были составлены данные по провинциям и районам, в которых показано, что в 1914 году в империи насчитывалось 2 133 190 армян, а к 1922 году только около 387 800 человек.

Пощёчина от султана

Согласно истории, турецкий диктатор Султан Абдул Хамид II сделал эту зловещую угрозу репортеру в 1890 году:

«Я скоро улажу этих армян», — сказал он. «Я дам им пощёчину, которая заставит их … отказаться от своих революционных амбиций».

До Геноцида армян в 1915 году эти угрозы были реализованы во время массовых убийств тысяч армян в период с 1894 по 1896 год. Согласно Объединенному совету по правам человека, призывы христианских армян к реформе привели к «… более 100 000 жителей армянских сел, убиты во время широко распространенных погромов, проводимых специальными полками Султана ».

Правитель Османской империи был свергнут группой под названием «Молодые турки». Армяне надеялись, что этот новый режим приведет к справедливости и справедливому обществу для их людей. К сожалению, группа стала экспедиторами геноцида армян во время Первой мировой войны.

МОТИВЫ

Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.

В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.

Краткое изложение трагедии

В результате зверств 1915 года погибло 1,5 миллиона армян. Что же предшествовало этой трагедии?

В 1915 году лидеры Османской империи выдвинули план уничтожения и расправы над целой расой людей.

Сегодня далеко не все историки согласны назвать эти ужасные события своим именем, геноцидом, заранее спланированной и преднамеренной кампанией по уничтожению около 2 миллионов армян.

Тем не менее, турецкое правительство все еще отказывается признать этот факт, и даже говорить о геноциде — по закону наказуемо.

Но отрицание того, что произошло с армянами в ту эпоху, по мнению армян, является лишь продолжением этого преступления.

Это касается как будущего, так и прошлого, поскольку когда прошлое отрицают и забывают, геноцид все еще происходит.

Но теперь давайте углубимся в тему и выясним, «каким был геноцид армян».

Религиозные и экономические мотивы массовых убийств

Как жили армяне в Османской империи до геноцида?

Прежде чем перейти к теме «что такое Геноцид армян?», давайте выясним, что послужило его основным мотивом.

Османская империя была мусульманским королевством, но для сохранения своей автономии они позволяли жить и работать христианам-армянам. Потуверениям армянской диаспоры, на самом деле с армянами обращались неравно и несправедливо.

Не говоря уже о том, что христианские меньшинства должны были платить более высокие налоги, чем, скажем, мусульмане. Кроме того, армяне имели ограниченные политические и юридические права.

Несмотря на преследования армян Османской империей, армянская община была лучше образована и процветала, нежели турецкое население.

Когда к власти пришли младотурки, они представили так называемый процесс «тюркизации» и попытались ассимилировать турецкое общество и создать однородное турецкое государство. Как известно, подход правительства к младотуркам усилил и довел «армянский вопрос» до геноцида.
Тот, кто заявил, что решит этот вопрос раз и навсегда, был Султан Абдул Хамид II.

Как уже упоминалось, основным мотивом младотурок для уничтожения армянской общины стали не только религиозные различия. Религиозный аспект был использован лишь для оправдания своих ужасающих действий против народа.

Религия была своего рода пропагандистской мерой для мобилизации и получения поддержки от мусульманского большинства для облегчения истребления армян. В первую очередь основной причиной была экономическая причина.

В результате геноцида материальный ущерб армян в этот период был в четыре раза больше, чем внешний долг Турции. Дело в том, что правительство при младотурках объявило священную войну джихадом при планировании геноцида армян в 1915 году.

Это означает, что армяне, проживавшие на территории Турции, были признаны врагами. Кроме того, тот, кто убил врага, мог получить большую часть его имущества по закону.

Таким образом, как мы видим, турецкое правительство приняло закон, который позволил законно конфисковать недвижимость, движимое имущество и даже банковские счета всех армян.

Более того, даже некоторые турецкие историки указывают, что экономика современной Турции основана на собственности и богатстве, которые были захвачены у армян.

Чтобы проиллюстрировать это, давайте упомянем тот факт, что, несмотря на суровые условия войны, бюджет Османской империи имел беспрецедентный рост в течение 1914 и 1918 годов.

Кто был инициатором геноцида

Инициаторы геноцида армян. (Слева направо) Джемал-паша, Энвер-паша, Талаат-паша

Предыстория Геноцида армян фактически началась задолго до 1915 года. В период с 1894 по 1896 год было убито около 150 000 армян, и более 100 000 армян были вынуждены покинуть свои дома.

Кроме того, приблизительно 500 000 армян были полностью истощены, когда турецкое правительство конфисковало их собственность. В конечном итоге основные расправы над армянами достигли своего апогея в 1915 году, когда к власти пришло новое правительство младотурок.

Геноцид в культуре[править | править код]

Искусствоправить | править код

В творчестве известной американской рок-группы System of a Down, состоящей из четырех музыкантов, армян по происхождению, часто затрагивается тематика геноцида армян. Каждый год группа совершает концертный тур «Souls» («Души») для привлечения внимания к тематике геноцида. В свой дебютный альбом группа включила песню о геноциде армян — «P.L.U.C.K.» («Политически лгущие нечестивые трусливые убийцы»). В тексте буклета диска написано: «SOAD посвящает эту песню памяти полутора миллионов жертв геноцида армян, проводимого турецким правительством с по середину 1920-ых». Некоторые другие песни, в частности «X» (Toxicity) и «Holy Mountains» («Святые Горы», Hypnotize), также посвящены теме геноцида армян.

Файл:NytArmeniangenocide.jpg Османское правительство преднамеренно уничтожает миллион армян.New York Times, Дек. 15, 1915

Американский композитор и певец Дэниел Деккер был подвержен критике из-за сотрудничества с армянским композитором Арой Геворгяном. Песня «Адана», названая по имени города, армянское население которого подверглось резне одним из первых, повествует историю геноцида армян. Музыку на слова Деккера написал Ара Геворгян. Ведущий религиозный журнал и веб-портал Европы «Cross Rhythms» написал об «Адане» следующее: «Очень редко горечь бесчисленных страданий выливается в такое изумительное произведение». Дэниел Деккер был официально приглашён армянским правительством, для исполнения этой песни 24 апреля в Ереване, на концерте, посвященном мероприятиям по случаю 90-ой годовщины геноцида армян. В настоящее время «Адана» переведена и записана на 17 языках.

Тема геноцида армян также затрагивается в кинематографе и литературе. Этой теме посвящен фильм Атома Эгояна «Арарат» (). Известные итальянские режиссёры, Витторио и Паоло Тавиани, планируют снять фильм о Геноциде по книге Антонии Арслан «La Masseria Delle Allodole» («Ферма жаворонков»). Первым фильмом о геноциде армян является картина «Ravished Armenia» («Изнасилованная Армения») (1919), но к сожалению, до наших дней от неё сохранился лишь 15-минутный отрывок.

Свыше одного миллиона армянских беженцев было рассеяно по всему миру. Цветом выделены государства и штаты, официально признавшие геноцид армян.

Самое известное литературное произведение на тему геноцида армян — роман Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага», изданный в и впоследствии отмеченный нацистскими властями как «нежелательный». Книга стала бестселлером, а голливудская студия MGM решила снять фильм по этой книге, но осуществлению данной идеи дважды помешала Турция. Съёмки фильма подошли к концу в году несмотря на нападки со стороны турецкого правительства, однако его художественная ценность сомнительна. Курт Воннегут в написал вымышленную историю «Синяя Борода», в которой геноцид армян также является главной темой. Луи де Бернье использует место и время геноцида армян в качестве фона в его новелле «Птицы без крыльев», которую некоторые критики считают скорее протурецкой. Еще одна книга, в которой также затрагивается тематика геноцида армян — «Das Marchen vom letzten Gedanken» («История последней мысли») Эдгара Хилсенрата, изданная в .

Ричард Калиновски поставил пьесу «Животное на луне», которая повествует о двух людях переживших геноцид армян.

Мемориальный комплекс «Цицернакаберд»править | править код

В году, в 50-ю годовщину геноцида, в Армении возникла идея создания мемориала. Через два года, в Ереване, на возвышающемся над ущельем реки Раздан холме Цицернакаберд была завершена постройка мемориального комплекса (архитекторы С. Калашян и В. Хачатрян). 44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходила резня.

В году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим ужасным событиям. В музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида.

Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.

Заключение

Выводом нашей работы является твердое убеждение в том, что в начале XX века
впервые в истории человечества был осуществлен массовый геноцид против
конкретного народа. Еще в июле 1965 года на Всемирном конгрессе мира в Хельсенки
эта страница в истории человечества была осуждена как геноцид армянского народа.
Первым на законодательном уровне геноцид армян был признан в 1965 году Уругваем.
Историческим фактом геноцид признан Германией, Италией, Ватиканом.

Проводя свое расследование, мы доказали, что Россия никогда не была
равнодушна к судьбе армянского народа. Долгая история, на протяжении многих
веков связывает наши страны. История России знает имя великого армянского поэта
Аветика Исаакяна, политического деятеля времен Александра II М.Т. Лорис-Меликова.
Земля Армения щедро полита кровью русских солдат, защищавших ее в XIX веке от
турецких завоевателей. Более близкая к нам история: страшное землетрясение в
армянском городе Спитаке в 1988 году отозвалось болью в сердцах миллионов
жителей СССР. Разве все это не является доказательством того, что исторические
судьбы России и Армении всегда были близки. Мы надеемся, что они останутся
близки и сегодня. Автор работы является сегодня членом армянского культурного
общества «Ехпайрутюн» («Братство») г.Красноярска, в котором она будет заниматься
культурно-просветительской работой, целью которой является ознакомление с
армянской культурой нашего многонационального города.

Еще одним выводом является убеждение в том, что признание своих ошибок
государством, имеют огромное значение. Ведь недаром в 1992 году нынешний король
Испании Хуан Карлос принес извинение от имени своей страны евреям и арабам,
которые подвергались гонениям Инквизиции в XV веке.
Когда государство признает свои ошибки, это служит уроком для последующих
поколений. Когда такого урока нет появляется политический деятель, который может
использовать кровавый опыт в своих интересах: «известно, что Гитлер готовясь
осуществить свою программу геноцида поляков и других народов, как-то вспомнил о
резне армян. В августе 1939 года на совещании в городе Оберзальцбурге он уверял,
что не надо обращать внимания на общественное мнение, так как никто не
вспоминает об истреблении армян».

Давность событий, по-нашему мнению, значения не имеет

Важно, что современная
молодежь учится различать плохое и хорошее. Чтобы молодые люди понимали, что
«каждое индивидуальное восприятие национального не противоречит другому его
индивидуальному восприятию, а скорее дополняет, углубляет

И не одно из этих
личных восприятий национального не может быть исчерпывающим, бесспорным, даже
просто претендовать на то, чтобы быть восприятием главного» Д. С. Лихачев .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: