Национальная политика руководства ссср

Вопрос 23. национальная политика в ссср

Предпосылки образования СССР

Идеологическая подоплека. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошел распад бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько столетий. Однако большевистская идея мировой революции и создания будущей Мировой Федеративной Республики Советов вынудила к новому объединительному процессу. Активную роль в развитии объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Национальная политика большевиков. Национальная политика советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. Она основывалась на принципе равенства всех наций и национальностей и праве наций на самоопределение, закрепленном в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 года) и Декларации прав трудящихся и эксплуатируемых народов (январь 1918 года). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи и национально-культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызывало рост доверия к новой власти не только со стороны иностранцев России (составлявших 57% населения), но и в Европе и Азии. Право на самоопределение было использовано в 1917 году Польшей и Финляндией.

ЗСФСР сыграла большую роль в становлении СССР

Для всех русских было важно экономическое объединение всех трех закавказских республик. Эта ассоциация вызвала бурную дискуссию

Главным вопросом спора были принципы НЭПА и создания (объединения) государств. Спор шел также о том, применимы ли принципы НЭПА к объединению всех республик. Нэп требовал восстановления государственного единства на основе конфедерации. Было организовано единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика насильственного сближения и объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФССРЗ. В то же время основные силы оставались в руках республик. Это был союз, основанный на конфедерации. Орджоникидзе был этим очень недоволен. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предложил » … приспособить форму отношений между центрами и окраинами к действительным отношениям, в силу которых окраины во всем, конечно, должны подчиняться центру.

На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства боролись за национальную независимость во время Гражданской войны (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая община, Тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахский Алаш и др.).

Политическая подоплека. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса — единый характер политической системы (диктатура пролетариата в форме Советов), схожие особенности организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Нестабильность международного положения молодых Советских республик в условиях капиталистического окружения диктовала и необходимость объединения.

Экономические и культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье — хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Формы федерирования республик

Создание автономий. Практика федерирования (объединения) первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомвец И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

Формы автономий. В 1918 — 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую — 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Договорные отношения между республиками. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. — Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. — Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

Дискуссия в РКП (б) по вопросам государственного объединения. Большевики рассматривали Федерацию как переходный этап в преддверии мировой революции, как необходимый шаг на пути к объединению и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 года и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в состав Российской Федерации на правах автономий. Председатель Совета народных комиссаров Украины Г. Г. Раковский отрицательно отнесся к Сталинскому проекту. Ленин также осуждал поспешные действия Сталина и выступал против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как предпосылки единства народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения независимых Советских республик, отчуждающего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

Ленин подчеркивал необходимость создания всесоюзных органов, стоящих над РСФСР так же, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равноправия объединенных советских национальных республик, он писал: «… мы признаем себя равными с Украинской ССР и т. д. и вместе и наравне с ними входим в состав нового союза, новой федерации, «Союза Советских Республик Европы и Азии»».

Национальная политика в СССР

На протяжении всего своего существования Советский Союз проводил национальную политику, которая стремилась объединить различные этнические группы живущие на его территории и управлять ими в рамках единой страны. Основными принципами национальной политики в СССР были социалистический интернационализм и поддержка развития и воспитания национальных культур.

Советская политика национальностей стремилась обеспечить каждой национальности равные права и возможности развития, включая собственное образование и культурные институты. В этом контексте была создана обширная система национальных школ, театров, музеев и культурных центров, предоставляющих услуги на их родном языке и позволяющих сохранить и развивать национальные культуры.

Однако, национальная политика в СССР имела и свои негативные последствия. Во-первых, при проведении национальной политики было неизбежно возникновение проблем межэтнического характера. Советский Союз был многонациональным государством со сложной этнической структурой, и часто возникали конфликты и недовольство в отношении национальных меньшинств и их участия в политике и управлении страной.

Кроме того, отсутствие политических свобод и ограничение национальной идентичности могли приводить к подавлению исключительно национальных интересов и культур. Многие национальные движения начали возрождаться и испытывать желание получить большую автономию или даже отделиться от Советского Союза.Национальное самоопределение и культурное разнообразие, которые начали развиваться в СССР, привели в конечном итоге к распаду страны и образованию новых независимых государств.

Плюсы Минусы
  • Оказание поддержки национальным культурам;
  • Обеспечение равных прав для всех национальностей;
  • Создание институтов и организаций для развития национальных культур.
  • Возникновение межэтнических конфликтов;
  • Ограничение политических свобод;
  • Подавление исключительно национальных интересов и культур.

В целом, национальная политика в СССР была сложным и противоречивым процессом, имеющим свои плюсы и минусы. С одной стороны, она способствовала развитию национальных культур и обеспечению равных прав для всех народностей. С другой стороны, она внесла свой вклад в возникновение этнических конфликтов и ограничение политических свобод. В итоге, национальная политика в СССР оказала серьезное влияние на историю и судьбу многих национальных меньшинств, а также на последующее развитие России и других постсоветских государств.

Позиция республиканских лидеров и национальных элит

За время стабильного брежневского времени в национальных республиках СССР выросла и окрепла собственная элита, сломить позиции которой не смогли даже чистки времён Ю. Андропова. Окрепшие национальные элиты в условиях все нараставшего кризиса повсеместно выбирали путь к независимости.

Объяснялось это во многом экономическими причинами. В тот период времени казалось, что экономические трудности были следствием именно зависимости от Москвы, что долгожданная свобода позволит самостоятельно решить все насущные проблемы. Период 1990-1991 гг. вошел в историю как «парад суверенитетов». В этот период о своей независимости заявили все бывшие советские республики.

При выходе из состава СССР элиты ссылались на 73-ю статью Конституции СССР, в которой указывалось право всех союзных республик на свободный выход из социалистического союза.

Изменение курса национальной политики

В 1930-х годах на территории СССР проживало множество национальностей, некоторые из которых имели свои республики, автономные округа и т.д. Конституция 1924 г. закрепляла за каждой республикой право на свободный выход из Союза, да и в целом, национальная политика 1920-х гг. была достаточно демократичной и зачастую проводилась именно в угоду национальным меньшинствам. В период первых пятилеток (1929-1937 гг.) национальная политика начала разворот в сторону русского народа.

Так, например, было решено сделать русский языком межнационального общения, что обуславливалось объективными интересами СССР. Латинизированные алфавиты разных народов начали заменяться кириллицей. В 1931 г. Сталин вводит новое понятие «социалистического отечества» в рамках реальных советских границ, что позволяло восстановить патриотизм в привычном для масс виде. В том же году Сталин выделил русский пролетариат как авангард международного пролетариата. Приход Гитлера к власти ускорил эволюцию национал-большевистского направления в советской политике.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В этих условиях руководство пересмотрело роль истории в образовании – она стала использоваться как средство формирования нового исторического сознания и патриотических чувств. В 1934 г. эта дисциплина вновь возвращается в школьную и вузовскую программу. В этом же году в «Правде» вышла статья, которая высшими общественными ценностями провозглашала патриотизм, Родину, а советским патриотизм объявлялся высшей доблестью советского человека.

Замечание 1

Так, СССР становился родиной советских патриотов, а русский народ признавался силой, собирающей остальные народы.

Конституция 1936 г. и союзные конституции не содержали упоминания о национальных меньшинствах. Было только объявлено, что в СССР входит примерно 60 наций, национальных групп и народностей. Однако согласно переписи 1926 г. национальностей было в три раза больше, что говорило о смене политического курса по отношению к малым народам.

В отличие от старой Конституции, новая уже не обусловливала перспективу превращения СССР в мировую республику, а представляла государство именно отечеством. Теперь большевики не отгораживались от прошлого России; идея состояла в том, что якобы партия всегда боролась против проявления идеологии «Иванов, родства не помнящих», которая противоречила ленинскому учению.

Создание республик

В 1924 г. был создан Союз Советских Социалистических республик, в который изначально вошли РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Позже к ним присоединились другие республики.

В 1924 на территории Бухарской и Хорезмской республик были созданы Узбекская и Туркменская республики, Каракиргизская и Каракалпакская (в составе Казахской АССР) автономные области. В 1925 г. на III Съезде Советов в состав СССР были включены Туркменистан и Узбекистан на правах союзных республик. В 1929 г. союзной республикой стала Таджикская АССР.

В составе Азербайджана и Украины появились национальные области – Нагорно-Карабахская АО в 1923 г. и Молдавская АССР в 1924 г. В 1924 г. Нахичеванская автономия была преобразована в Нахичеванскую АССР. В 1931 г. Абхазская ССР вошла в состав Грузии на правах АССР.

В состав Белоруссии в 1924 и 1916 г. вошли территории РСФСР, где численно преобладало белорусское население.

В 1926 г. и 1928 г. были созданы Карачаевская и Черкесская АО соответственно.

В 1920-е гг. старое административное деление (губерния, уезд, волость) было заменено новым:

  • район, округ, область в РСФСР;
  • район, округ в остальных республиках.

Таким образом, получалось в СССР 176 округов вместо 766 уездов. Автономные области входили в состав областей и краев; за автономными республиками полностью сохранялись их конституционные права; местные власти автономий могли решать многие вопросы, не согласовывая с центром.

Также были созданы национальные округа, уезды и районы, чтобы обеспечить и защитить интересы национальных меньшинств (там могли создаваться школы и суды на их языке).

Национальная политика СССР и феномен «советского человека»

Вопреки политически-ангажированным утверждениям политиков и интеллигентов бывших советских республик об отсутствии в СССР национальной политики, или даже режиме национального апартеида, в действительности в советском государстве с первых лет его существования национальному вопросу уделялось самое пристальное внимание. СССР объединил значительную часть бывших территорий Российской Империи на которых проживало множество национальностей и этносов, как крупных и обладающих древней историей, так и малых или возникших в исторически-обозримом контексте

При этом наиболее развитыми, как в экономически-промышленном, так и образовательно-культурном отношении были бывшие европейские территории РИ, в то время как в некоторых национальных окраинах промышленность была представлена средневековыми мануфактурами и кустарным производством, отсутствовало образование и система здравоохранения

СССР объединил значительную часть бывших территорий Российской Империи на которых проживало множество национальностей и этносов, как крупных и обладающих древней историей, так и малых или возникших в исторически-обозримом контексте. При этом наиболее развитыми, как в экономически-промышленном, так и образовательно-культурном отношении были бывшие европейские территории РИ, в то время как в некоторых национальных окраинах промышленность была представлена средневековыми мануфактурами и кустарным производством, отсутствовало образование и система здравоохранения.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Советское руководство взяло курс на развитие национальных окраин, выравнивание их с центром как в социально-экономическом, так и культурном отношении.

Замечание 1

Всего в рамках СССР существовало 53 национально-территориальных единицы, а именно — 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Результатом реализации национальной политики стало стремительное развитие данных единиц. На их территории строились современные производства, открывались школы, университеты, создавались учреждения культуры и печати, причем как на русском, так и на национальных языках, поощрялось исследование и культивация особенностей и традиций национальной культуры, истории. Донором для масштабных преобразований выступала наиболее развития часть СССР, а именно РСФСР и русский народ.

Национальные республики и автономии пользовались значительными преимуществами в сравнении с обычными областями русского центра – они получали повышенное финансирование из центра, власти уделяли больше внимания развитию культуры и образования, социально-экономическому благополучию населения, республики оставляли себе значительно большую часть доходов. Так если РСФСР имела право оставить в республиканском бюджете 42,3% собранного налога, то Эстония 59,7%, а Литва, Узбекистан, Казахстан более 99%.

На фоне экономического и социального развития республик советская центральная власть пребывала в убежденности о том, что национальный вопрос решен. Более того, в 50-60 годы формируется идея о создании нового типа идентичности – «советского человека», которая к середине 70-х годов становится одним из направлений официальной идеологии.

Замечание 2

Советский человек, строитель коммунизма, представлял собой новый тип личности, обладающей универсальными советскими ценностями, нормами, моральными ориентирами, базирующимися на советской идеологии, оторванной от религиозных или узконациональных интересов.

Следует отметить, что советский человек не был исключительно формальным конструктом, существовали вполне определенные факты, указывающие на развитие интернациональных связей – такие как рост межнациональных браков, значительная доля населения, проживающего за пределами своих национальных республик, высокая распространенность русского языка, как интернационального языка общения в рамках Союза.

Этапы образования СССР

Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Организационно-экономический союз. В 1920 — 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Образование оппозиций

К концу Перестройки советская политическая система затрещала по швам, и сквозь эти швы стали пробиваться многочисленные альтернативные политические движения.

Долгое время единственной реальной партийной силой в стране была КПСС. Свою власть она фактически удерживала вплоть до 1989 года. Однако уже в 1987 году, после январского Пленума ЦК КПСС, на котором было осуждено «торможение» политической жизни, в стране стали появляться многочисленные «политические клубы» и «политизированные группы». Эти организации принято называть «протопартиями», однако формировать полноценные политические объединения законодательно все ещё было нельзя.

Однако по мере нарастания государственных проблем в 1988 году по всему СССР стали появятся и развиваться так называемые народные фронты, в том числе национального толка. Их лидеры призывали к слому политической структуры СССР. Деятельность большинства таких партий была легализована в 1989 году, после проведения выборов в 1-й Съезд народных депутатов СССР. Власть КПСС была подорвана.

Принципы национальной политики в СССР

Пролетарский интернационализм: один из ключевых принципов национальной политики в СССР предполагал равноправность и поддержку революционного движения во всех народах СССР. Было признано, что равные права и достоинство рабочих классов всех национальностей являются неотъемлемыми составляющими пролетарского интернационализма.

Народностиправие: принцип национальной политики, который гарантировал народам СССР политические права и свободы, включая право самоопределения

Формирование и развитие национальных культур, языков и образования также признавались важной составляющей этого принципа.

Уравниловка: национальная политика в СССР также включала процесс уравнивания различий между народами в экономической, социальной и культурной сферах. Целью было достижение равной возможности для всех народов и их прогрессивное развитие.

Коммунистический федерализм: данный принцип национальной политики укреплял единство Советского Союза и гарантировал автономию и самоуправление республик в рамках единой страны

В СССР существовало федеративное государственное устройство, которое объединяло 15 социалистических республик и автономные области.

Поддержка развивающихся наций: СССР придавал большое значение помощи и поддержки национальным республикам в их экономическом, социальном и культурном развитии. За счет централизованного планирования и перераспределения ресурсов, СССР стремился обеспечить равномерное развитие всех народов страны.

Противоречия национальной политики и предпосылки обострения национального вопроса

Однако несмотря на значительные плюсы и впечатляющие показатели национальной политики и политики выравнивания, существовали минусы, противоречия и непоследовательности, на которые советское руководство в течении длительного времени закрывало глаза.

Так республики оставались в политическом отношении полностью несамостоятельными и зависимыми от центра. Несмотря на значительные промышленные мощности, большая их часть принадлежала общесоюзным властям, в то время как на долю национальных властей республики приходилось лишь от 4% (РСФСР) до 10% (Казахстан) производимой на ее территории продукции. Как следствие львиная доля налогов уходила в общесоюзную казну, из советского центра осуществлялось управление предприятиями, расположенными на территории различных республик.

В кавказских и среднеазиатских республиках экономический рост не поспевал за демографическим, из-за чего общий уровень жизни оставался невысоким в сравнении с другими республиками, особенно прибалтийскими, где прирост населения напротив был минимален. Данное обстоятельство активно использовалось для выбивания дополнительных дотаций.

На протяжении последних десятилетий советского государства властные аппараты республик стремительно становились этническими. Так если в 60-е годы в совнархозе Казахстанской ССР доминировали русские, то к 80-м годам практически все должности занимали казахи. Необходимость конкуренции с русским населением за высокооплачиваемые должности, а также национализация органов власти республик, при их сильной зависимости от центра и неспособности проводить самостоятельную политику порождали советофобию, русофобию и тенденции к сепаратизму.

Проблема русофобии была также связана с масштабными переселениями людей происходившими в рамках Союза. Высококвалифицированные русские специалисты приезжали в союзные республики для обеспечения работы заводов, школ, больниц, учреждений культуры и т.д. При этом между русским и местным населением возникали конфликты на почве национальной неприязни, которые старательно замалчивались партийным руководством. С одной стороны, этническое большинство не принимало приехавших русских, которые рассматривались как конкуренты, а также обвинялись во всех типичных «грехах» эмигрировавшего населения – пьянстве, воровстве, бандитизме и проституции, с другой стороны русское население не стремилось к установление контакта с местными, не знало их языка, культурных обычаев и традиций, что приводило к столкновениям. Начиная с 60-х годов русские все больше выезжают с территорий национальных республик в РСФСР, особенно с Кавказа и Средней Азии.

Список литературы

  1. Десятый всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. — М., 1923.
  2. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник.
  3. Историки спорят. Тринадцать бесед. — М.: Политиздат, 1988.
  4. История Отечества в документах 1921-1939 гг. Часть 2. — М., 1994.
  5. История СССР: эпоха социализма. С. А. Seraev, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов, изд. С. А. Seraev, Москва: Просвещение, 1983. 
  6. Карр Э. История Советской России. Книга 1: Тома 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Перевод с английского / Предисловие. Ненарокова А. П.-М.: Прогресс, 1990.
  7. Ленин В. И. К вопросу о национальностях или об автономизации// Последние письма и статьи. — М., 1989.
  8. Ленин В. И. Об образовании СССР. — ПСС. Т. 45.
  9. Межнациональные отношения в СССР: история и современность. — М., 1991.
  10. К 60-летию образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г.-Москва, 1982.
  • Реферат на тему: Конституционные проекты декабристов
  • Реферат на тему: Фомин В.В. Норманистская версия происхождения имени «Русь» и ее научная несостоятельность
  • Реферат на тему: Объединение Италии XIX века
  • Реферат на тему: Нефтегазовая отрасль СССР в годы перестройки
  • Реферат на тему: Гражданская война в США: причины, ход, результаты
  • Реферат на тему: Богослужение в домонгольский период
  • Реферат на тему: Великий Новгород и Московское княжество в XIV-XV веках
  • Реферат на тему: Причины и характер вооруженной борьбы в России в 1918 – 1920 гг.
  • Реферат на тему: Причины проведения Реформ. Суть проводимых П.А. Столыпиным земельных реформ
  • Реферат на тему: Петровские реформы. Экономика России во 2-й половине XVIII века
  • Реферат на тему: Вооружение в первой мировой войне
  • Реферат на тему: Пётр I реформатор или тиран

Значение образования СССР

Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости отдельных республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. Для этого из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую Республику были переброшены заводы с оборудованием и некоторым квалифицированным персоналом. Это включало ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог и электрификацию. Большие налоговые отчисления делались в бюджеты других республик.

Были определенные положительные результаты национальной политики Советского Правительства в области культуры, образования, здравоохранения в республиках. В 20-30-е годы создавались национальные школы, театры, широко издавались газеты и литература на языках народов СССР. Некоторые народы получают письменность, разработанную учеными впервые. Решаются вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 года было 12 больниц и всего 32 врача, то к 1939 году только в Дагестане насчитывалось 335 врачей (из них 14% составляли представители коренной национальности). Союз народов СССР был одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 годах.

Фактически суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них была сосредоточена в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические и экономические решения принимались центральными партийными органами, обязательными для республиканских. Интернационализм в его практическом воплощении стал рассматриваться как право игнорировать национальную самобытность и культуру народов. Был поставлен вопрос об исчезновении национального и языкового разнообразия на пути к коммунизму. Сталинские репрессии в республиках и последовавшие за ними депортации народов оказали негативное влияние на национальную политику. В то же время от борьбы с национализмом пострадали не только народы СССР, но и сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. В то же время советское руководство стремилось подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах, создав там местную бюрократию, предоставив ей видимую независимость при реальном строгом контроле со стороны центральной власти.

Российская Федерация дала первый пример национально-государственного строительства, она была создана как союз народов, объединенных на основе социалистической национальной автономии. «Будучи первым многонациональным советским государством, РСФСР была прообразом СССР» .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: