Презентация, доклад на тему художники-передвижники

Художники-передвижники  доклад, проект

Слайд 4История возникновения. «Бунт четырнадцати».В 1859 г. Был принят новый устав академии,

которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу. Тем не менее, консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту:9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в совет академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «пир бога одина в валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ совета все 14 человек покинули академию. Это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати». Именно они организовали «санкт-петербургскую артель художников». Артель была первой попыткой образования в россии независимого творческого объединения художников.

↑ Возникновение

Товарищества Художники товарищества передвижных художественных выставок первыми в России начали создавать свои работы в реалистичном стиле.

Товарищество возникло в Санкт-Петербурге в 1870 году. Но еще раньше, в 1863 году, лучшие выпускники Академии Художеств попросили разрешение на вольный выбор картины для выпускного конкурса.

Они протестовали против необходимости рисовать картину с германо-скандинавским сюжетом и называли это несовременным. Не получив разрешения, они ушли из Академии и создали вольную артель, изначально называемую «Артелью Крамского». Товарищество было создано совместно с художниками Москвы.

Василий Перов (1834-1882 гг.)

Главные шедевры Перова были созданы ещё до официального образования Товарищества передвижных выставок. Но именно он был одним из главных вдохновителей и организаторов движения. Ведь Перов как никто другой был сосредоточен на сюжетах об обездоленных.

Пожалуй, самая эмоциональная его работа – это картина «Тройка». У кого есть дети, не могут без тоски смотреть на нее. Это сейчас детский труд нам кажется дикостью. А каких-то 100-150 лет назад это было нормой.

Жуткая погода. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без варежек!) тянут бочку с водой до мастерской.

Конечно, на работу в мастерскую они попали не от хорошей жизни. Родители, не имея возможности прокормить нескольких детей, одного могли отдать в услужение.

Приглушенные серые, белые, бежевые краски картины подводят нас к ощущению холода. А вот лица детей на таком фоне четкие и живые. Зрителю нет возможности их не разглядеть. И увидеть страдание в глазах, в которых должна быть лишь беспечная радость.

Еще до «Тройки» Перов создал ряд антиклерикальных работ. Одна из самых интересных картин на эту тему – «Чаепитие в Мытищах».

Могла ли такая сцена возникнуть в реальности? Вполне. Представьте, этого солдата взяли служить когда-то на целых 20 лет. Конечно, по возвращении домой родители уже вряд ли были живы. Ни жены, ни детей. Мизерная пенсия.

Только – свобода передвижения (отслуживший крестьянин переставал был крепостным). Что оставалось, как не бродяжничать и просить милостыню.

Перов был гениальным «сценографом». Он так удачно подбирал позы и жесты героев, что его сюжеты читаются с первого взгляда. Понятны и неловкость служанки, и смиренность солдата, и равнодушие церковника.

Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент
– художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

Владимир Маковский (1846-1920 гг.)

Маковского можно назвать баловнем судьбы. Он родился и вырос в обеспеченной и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как и его старший брат Константин Маковский.

Но Владимир любил побродить по ночлежкам и базарам. Он искал яркие типажи. Ведь он предпочитал жанровые сценки о тяготах простых людей. Поэтому его герои такие правдивые и эмоциональные.

На картине «Свидание» мы видим мать и сына. Сын был отдан в подмастерье. Мать навещает его, купив в подарок калач.

Босой мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится понятно, в каких ужасных условиях живет и работает ребёнок. Мать это понимает. В ее грустных глазах все легко читается. Но сделать она ничего не может.

Нищета не позволяет ей забрать сына. А может ещё теплится надежда, что однажды сын сможет стать мастером и «выбьется в люди». Но в любом случае, настоящего детства у мальчика нет.

А вот ещё одна история «На бульваре». После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам достались земельные наделы. И уезжали работать в города, чтобы прокормить семью.

Молодой парень так и сделал. Устроился дворником. И вот через какое-то время к нему приехала молодая жена с младенцем. Вот их мы и видим на скамье на Сретенском бульваре Москвы.

Муж уже привык к вольной жизни. Поэтому жена для него лишь помеха. Понимая это, девушка сидит как оглушенная, пытаясь осознать своё несчастье. И пейзаж соответствующий: ноябрь, опавшая листва, одинокие прохожие.

Картины Маковского очень литературны. Это скорее истории. По ним мы понимаем всю жизненную ситуацию героев: что предшествовало запечатлённому моменту. И что их ждёт впереди.

Слайд 6Первая выставка ТПХВ.А.К.Саврасов «Грачи прилетели».Первая выставка передвижников прозвучала как новое и

отрадное явление, вызвав небывалый к тому времени бурный отклик. Это было программное выступление художников-демократов. На выставке были показаны работы 16-ти художников. При всей немногочисленности состава, выставка содержала значительные произведения во всех жанрах живописи: портрете, пейзаже, бытовом жанре и др. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели» А .К. Саврасова , картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России.

История

В 1863 году группа из четырнадцати студентов решила покинуть Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Студенты сочли правила Академии сдерживающими; учителя были консервативны, и существовало строгое разделение между высоким и низким искусством. Стремясь нести искусство людям, студенты сформировали независимое художественное общество; Петербургский кооператив художников (Артель) . В 1870 году на смену этой организации пришла Ассоциация передвижных художественных выставок (Передвижники), чтобы дать жителям провинции возможность следить за достижениями русского искусства и научить людей ценить искусство. Общество сохранило независимость от государственной поддержки и привозило в провинцию искусство, иллюстрирующее современную жизнь жителей Москвы и Санкт-Петербурга .

С 1871 по 1923 год общество организовало 48 передвижных выставок в Санкт-Петербурге и Москве, после чего они были показаны в Киеве , Харькове , Казани , Орле , Риге , Одессе и других городах.

Художественные принципы

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей).

↑ Деятельность Товарищества

Товарищество за время своего существования провело: 48 выставок в различных городах, селах и деревнях Российской Империи. Первая выставка состоялась в 1871 году и длилась около двух месяцев. Начавшись в Санкт-Петербурге, она далее передвинулась в Москву, Киев и Харьков. Выставлялось 47 картин. Посетило выставку более 30 тыс. человек.

Резонанс первой выставки в обществе был достаточно сильный. Заработано было более 4 тыс. руб. Деньги были поделены между участниками. Передвижники имели большой успех на Международной выставке в 1878 году, в Париже. Для участия в выставке был изменен устав. Из него был исключен пункт о проведении выставочной деятельности только на территории России.

В финансовом плане передвижники соблюдали строжайшую дисциплину. Пять процентов с продажи каждой картину уходили в кассу Товарищества. Остальное разделялось между экспонентами. Благодаря Передвижникам было открыто множество новых художественных талантов, например В.Сурикова и Н.Ярошенко.

Много лет продолжалось противостояние между Передвижниками и Академией Художеств. Доходило до того, что пенсионеры Академии не имели право участия в выставках Передвижников. В начале 20-го века из Товарищества массово начали уходить художники, обострились конфликты. Последняя выставка была проведена в 1922 году.

Слайд 8Художественные принципы.Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая

направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников был реализм.Одним из важных качеств деятельности передвижников является стремление художников обнаружить несовершенство жизни, ее контрасты. Раскрыть в своих картинах истинную жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей- это было основной задачей. Ведущее место в живописи передвижников старшего поколения занимает бытовой жанр, нередко заостренно-критический по своей направленности.Также художники-передвижники в своих работах впервые стали изображать русскую природу, до селе считавшуюся недостойной.

Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Илья Репин (1844-1930 гг.)

Репин официально стал передвижником в 1878 году. И тоже не удивительно. Его «Бурлаки на Волге» с явным социальным подтекстом не «оставляли ему выбора».

Сейчас нас оторопь берет от того, что наемный работник может вот так жалко выглядеть. 11 тянущих лямку людей выглядят темным, грязным пятном на фоне светлого летнего пейзажа. Да ещё вдалеке пароход виден. Который вполне мог тянуть корабль вместо несчастных людей.

На самом деле бурлачество было неплохой возможностью заработка для людей, выброшенных на обочину жизни. Для бывших моряков, безземельных раскрепощенных крестьян. Поработав один летний сезон, они могли прокормить себя в течение предстоящей зимы.

«Проводы новобранца» – менее известная картина Репина. Но она очень ярко показывает один из моментов жизни крестьян. Семья и соседи провожают на службу молодого человека. Репин сам наблюдал эту сцену.

В это время срок службы уже был сокращён с 20 лет до 6. Но это, увы, не облегчает участи новобранца. Идёт Русско-Турецкая война (1877-1878 гг.), и родные не знают, увидят ли его живым. Поэтому мы и наблюдаем такое смятение окружающих. Даже дети замерли, прекратив игры и смех.

Репин поражает своей всеохватностью. В одной картине он умудрялся показать и характер каждого отдельного персонажа, и ключевые моменты целой эпохи.

Слайд 5Артель свободных художников в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным

художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники (Мясоедов, Перов, В. Е.) в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году «Товарищество», уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства.

Товарищество русских художников-передвижников объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Репин и Суриков, Серов и Левитан и многие другие

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: