Долгое эхо рокового рейса: трагическая история парохода «челюскин»

Спасение «челюскина». летчики, самолеты, испытания

Разные награды и судьбы

Уже в апреле 1934 года учредили звание «Герой Советского Союза». Первыми Героями стали Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов и Доронин. Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина — высшую награду страны (медали «Золотая Звезда» введут лишь через пять лет).

Леваневский — единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя «флитстер» с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина…

Славы — таковы уж ее законы — на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с «Челюскина» на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако «героя номер ноль» отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих (как и Доронин), — себя и бортмеханика.

Герои Советского Союза (из альбома «Героический поход Челюскина»). Первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский.

А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев — первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода «Ставрополь»? Из-за поломки он застрял в Анадыре и на лед не летал, зато позже вывозил челюскинцев уже из Ванкарема в Провидения — к пароходу. Те же задачи выполнял Борис Пивенштейн, которому на пути в Ванкарем пришлось отдать свой исправный самолет командиру — Каманину — и заняться ремонтом забарахлившей машины последнего. Галышева и Пивенштейна отметили «Красной Звездой» как «летчиков резерва». Тот же орден получили все участники зимовки, кроме детей. Американцев Билла Левари и Клайда Армистеда — бортмехаников машин Слепнева и Леваневского — удостоили орденов Ленина.

Судьбы челюскинцев сложились по-разному. Водопьянов в 1937 году на самолете АНТ-6 доставил на Северный полюс коллектив дрейфующей научной станции «СП-1» во главе с Иваном Папаниным. Вторым пилотом у Водопьянова был Бабушкин (за этот полет его отметили званием Героя), радистом папанинской четверки — Кренкель, сопровождающим до полюса — Шмидт.

В том же году Леваневский полетел в США через Северный полюс и пропал без вести.

В 1938 году Бабушкин погиб в авиакатастрофе, а обоих заместителей Шмидта по челюскинскому походу Алексея Боброва и Илью Баевского расстреляли.

Капитан Воронин в 1952 году умер в Арктике — у него случился инсульт прямо на мостике ледокола «Иосиф Сталин».

Каманин, самый молодой из первых Героев, в звании генерала и должности помощника главкома ВВС готовил к полетам первых космонавтов, включая Юрия Гагарина, родившегося в дни челюскинской эпопеи.

Слева направо: летчик Федор Куканов, командир Чукотской авиагруппы; летчик Сигизмунд Леваневский; летчик Михаил Водопьянов.

Последним из легендарной семерки, весной 1983 года, умер Герой №1, сын священника Ляпидевский, простудившись на похоронах Героя №3 Молокова.

В августе 2023 года отметила 90-летие петербурженка Карина Васильева — та самая девочка, появившаяся на свет в Карском море и названная в честь него же. Именно она — последний челюскинец, живущий среди нас…

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

Школа выживания

«Палатки были поставлены на скорую руку, — писал позже участник экспедиции художник Решетников, — лишь бы только иметь убежище на первую ночь. Расположились на ледяном паркете, подобрав полы палаток под себя. Прикрыв друг друга, мы начали постепенно согреваться. „Подвиньтесь, братцы, от задней стенки. Радиоаппаратуру надо установить“, — послышался голос Кренкеля».

Сам Кренкель ту ночь позднее описал так: «В углу палатки на коленях приступаю к сборке радио. Освещение небогатое — фонарь с разбитым стеклом. Приходится работать без рукавиц. Плоскогубцы, нож, провода обжигают руки. Изредка грею одеревеневшие пальцы в рукавах… Начинает не то подсыхать, не то замерзать мокрое от пота белье, затекают колени. Нельзя даже протянуть ноги, так как палатка набита до отказа. Приемник, наконец, включен. Снимаю шапку, надеваю наушники — жжет морозом уши. Вожу реостат и по легкому звону ламп слышу: работает… Ирония судьбы: 104 человека находятся на льдине в мороз, в пургу, ночью, никто во всем мире не знает об их судьбе, а первое, что слышит лагерь Шмидта — веселый американский фокстрот».

Счастливая развязка

Второй успешный рейс на льдину совершил 7 апреля Слепнев, доставивший челюскинцам ящик американского пива и собак — возить багаж от лагеря к аэродрому (при посадке на лед он повредил шасси, чиниться пришлось на месте). В тот же день в лагерь прилетели, ориентируясь на столб дыма, Каманин и Василий Молоков. Большую часть челюскинцев — свыше 80 человек — эвакуировали всего за четыре дня 10-13 апреля Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев и Иван Доронин.

Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску.

Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов:

«…Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я… В лагере оставалось шесть человек (включая капитана Воронина. — Авт.) и восемь собак, которых надо было вернуть чукчам… Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил — что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой — два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева — спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то — оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять — так ничего не оставлять».

Самолеты-трудяги Р-5.

Если Ляпидевский пилотировал туполевский АНТ-4, Слепнев — американский «флитстер», а Доронин — ПС-4 («Юнкерс W33» советской сборки), то Молоков, Каманин и Водопьянов — легкие бипланы Р-5 конструкции Поликарпова. Большинство челюскинцев спасли именно «эр-пятые». «На моем двухместном самолете я летал один без бортмеханика и в свободную кабину запихивал по четыре человека», — рассказывал Молоков. Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями.

Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков (39) и Каманин (34).

…7 июня пароход «Смоленск» встречали во Владивостоке — первой точке Большой земли и порту приписки «Челюскина», так до него и не добравшегося, — орудийными залпами и оркестром. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили «триумфальную арку», а гостиница «Версаль» вскоре стала «Челюскиным» (в 1990-х ей вернули прежнее название).

В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. «От Владивостока до Москвы сто шестьдесят остановок — сто шестьдесят митингов… В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем», — писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. «На каждой станции полыхали красные знамена, гремели оркестры, тысячами огней сияла иллюминация, взлетали фейерверки… Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью», — вспоминал Молоков.

Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина.

Встреча челюскинцев в Москве.

Триумф, которого могло не быть

Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года вся страна начинала свой день с вопроса: «Как дела на льдине?» По радио жадно ловили любую информацию о том, что происходит в Чукотском море, волновались за полярников и летчиков, а на улицах совершенно незнакомые люди обсуждали перипетии спасения челюскинцев.

Триумфальное возвращение участников экспедиции стало логическим продолжением того беспрецедентного внимания, с которым освещался ход спасательной операции, — передовицы газет, радиопередачи, выпуски кинохроники ни на минуту не переставали напоминать о лагере Шмидта.

Челюскинцам предстояло вернуться из Владивостока в Москву поездом, проехав через всю страну по дороге, буквально усыпанной цветами, и выдержав настоящий ураган восторженного внимания. Это было ни с чем не сравнимое, доселе невиданное ликование нации, едва ли не впервые почувствовавшей себя единой и сильной. Апофеозом встречи стал парад на Красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с вокзала по затопленным торжествующими людьми московским улицам.

Кандидаты на подвиг

Летчиков на Чукотке было тогда всего двое — Куканов и Анатолий Ляпидевский. Предлагали помощь американцы — на Аляске имелись десятки самолетов, но Москва ответила отказом. «Нужен был подвиг, и совершить его должны были советские люди», — пишет по этому поводу Николай Велигжанин в книге «В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи». Тем не менее было решено купить в США два самолета и передать их летчикам Маврикию Слепневу и Сигизмунду Леваневскому. Вместе с уполномоченным от правительства Георгием Ушаковым они отправились в Штаты — пароходом через Атлантику.

Тем временем в тундру завозили на собаках бензин, а челюскинцы готовили аэродром. Лед ломало, змеились трещины, громоздились торосы — то и дело площадку приходилось готовить заново. Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно.

Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей — дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика радиста Петра Буйко. Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца. Мешали то непогода, то капризы техники. Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще (кукановская машина вышла из строя еще раньше). К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе «Смоленск» с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. 17 марта из Хабаровска вылетело звено гражданского авиатора Виктора Галышева. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев.

«Флитстер» Слепнёва на льду.

Даже просто добраться до Чукотки было подвигом. Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт.

«Нам предстояло пролететь… около 2 тысяч километров неизвестной трассы… Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации. Никаких аэродромов, никаких радиомаяков. Мы знали только, что в Анадыре и бухте Провидения должно быть для наших машин горючее, но и это не наверняка», — вспоминал Каманин.

Из записок летчика Михаила Водопьянова, летевшего с Галышевым: «Путь… лежал через высокие горные хребты, через огромные пустынные пространства… Никто еще не летал в этих местах зимней порой».

До села Ванкарем, где расположился штаб спасательной операции (около 150 км от лагеря Шмидта), добраться удалось не всем летчикам: пурга, поломки, вынужденные посадки…

2 апреля летчик Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин, наладив поврежденную амфибию Ш-2 конструкции Шаврова (этот самолет, применявшийся на «Челюскине» для ледовой разведки, при гибели парохода стащили на лед на руках), благополучно прибыли в Ванкарем.

«Шаврушка» держалась на честном слове, больше на ней летать не рискнули.

Спасительные крылья

Уже 5 марта (спустя 3 недели после катастрофы) А. Ляпидевский на своей тяжелой машине АНТ-4 вывез из лагеря Шмидта женщин и детей в Уэлен, так обрисовав ситуацию: «Мы прямо уперлись в лагерь… Отчетливо видели теперь стоянку Шмидта: вышку, палатки, барак. Потом увидали во льду трещину, которая отделяла лагерь от аэродрома, около трещины — скопище народа, пытавшегося перебраться… Кричали что-то, бросали шапки вверх. Я сделал два круга над аэродромом. Впервые я видел такую маленькую площадку: она была 450 на 150 метров. Все подходы к ней были заставлены высокими ропаками… Сел все-таки очень удачно… Челюскинцы все обросшие, бородатые, одетые в меха… Окружили потом меня, обнимают, а у меня мысль: как бы отсюда вылететь?..»

7 апреля второй этап спасательной операции открыл Н. Слепнев на «Флистере», за которым на своих Р-5 последовали Н. Каманин и В. Молоков.

Сомнения капитана Воронина

Еще в 1763 году Ломоносов в «Кратком описании разных путешествий по северным морям…» обосновал возможность и необходимость открытия Северного морского пути. Однако лишь в 1878-1879 гг. шведский ученый Норденшельд впервые одолел весь Севморпуть, перезимовав у Чукотки. В 1914-1915 годах схожим маршрутом прошла экспедиция Бориса Вилькицкого, зимовавшая у Таймыра.

Этапным стал 1932 год — экспедиция ученого Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», которым управлял капитан Владимир Воронин, впервые прошла Северный морской путь за одну навигацию (в Чукотском море льды «откусили» гребной винт, на чистую воду Берингова пролива судно вышло под парусами). Теперь маршрут должно было повторить грузовое судно, чтобы доказать: арктические моря — рабочая транспортная артерия.

Но человек предполагает, а Север располагает…

Грузовой пароход «Лена», усиленный для льдов, построили по советскому заказу в Дании. В Ленинград его привел капитан Петр Безайс, пароход переименовали в честь исследователя Арктики Семена Челюскина (1707-1764). Сегодня при слове «Челюскин» вспоминается в первую очередь не человек, а пароход…

Пароход «Челюскин». 1933 год.

В июле 1933 года «Челюскин» зашел в Копенгаген для устранения выявленных дефектов, после чего взял курс на Мурманск. Командование судном принял Воронин, изо всех сил этому сопротивлявшийся. Он считал, что корпус «Челюскина» не выдержит льдов, шпангоуты недостаточно часты и прочны. Воронин согласился довести пароход только до Мурманска. Но другой кандидатуры начальник Главсевморпути Шмидт не видел, и капитана попросту поставили перед фактом.

Мурманск «Челюскин» покинул лишь 10 августа — в Арктике это уже ворота зимы. На борту «советского ковчега» находилось 112 человек: моряки, ученые (среди них океанограф Яков Гаккель — отец виолончелиста группы «Аквариум» Севы Гаккеля), полярники, направлявшиеся на остров Врангеля. Спецкором «Правды» в рейс пошел поэт Илья Сельвинский. Был и художник — Федор Решетников, впоследствии прославившийся картиной «Опять двойка».

Взгляд поэта

Марина Цветаева. «Челюскинцы»

  • Челюскинцы! Звук —
  • Как сжатые челюсти.
  • Мороз из них прет,
  • Медведь из них
  • щерится.
  • И впрямь челюстьми.
  • — На славу всемирную —
  • Из льдин челюстей
  • Товарищей вырвали!
  • На льдине (не то
  • Что — черт его —
  • Нобиле!)
  • Родили дите,
  • И псов не угробили —
  • На льдине!.. Эол
  • Доносит по кабелю:
  • На льдов произвол
  • Ни пса не оставили!
  • И спасши — мечта
  • Для младшего
  • возраста! —
  • И псов и дитя
  • Умчали по воздуху.
  • «Европа, глядишь?
  • Так льды у нас
  • колются!»
  • Щекастый малыш
  • Спеленатый —
  • полюсом!
  • А рядом — сердит
  • На громы виктории —
  • Второй уже Шмидт
  • В российской истории:
  • Седыми бровями
  • Стесненная
  • ласковость…
  • Сегодня — смеюсь!
  • Сегодня —
  • да здравствует
  • Советский Союз!
  • За вас каждым
  • мускулом
  • Держусь — и горжусь:
  • Челюскинцы — русские!

1934 год.

В черно-белых тонах

А время то было, как известно, неоднозначным. Вдохновенный энтузиазм первопроходцев и липкий ужас ночных арестов, человеческое благородство и подлость доносов. Только что кончилась Первая пятилетка — страна пожинала плоды индустриализации одновременно с насильственной коллективизацией и сопровождавшим ее голодом. Тезис Сталина об обострении классовой борьбы активно проводился в жизнь, и эшелоны спецпереселенцев и зеков потянулись по Транссибирской магистрали, а с 1932 года по морю — из Владивостока на Колыму.

Голод загонял людей в Арктику, которая к тому же представлялась убежищем «от всевидящего глаза и от всеслышащих ушей». Шмидт же не только гарантировал полярникам твердую «пайку» (по нормам Главсевморпути), но и добился решения правительства о красноармейском пайке для их семей, остававшихся на Большой земле. Помимо всего прочего, система Главсевморпути была структурой «наукоемкой», требовавшей специалистов высокого уровня, желательно с высшим образованием, которые получали возможность найти практическое применение своим знаниям. Именно поэтому люди охотно соглашались работать в Арктике, которая в советском обществе 1930-х годов была столь же престижной, как космонавтика спустя три десятилетия.

Впрочем, кадры полярников отнюдь не оставались без «присмотра». Необходимый контроль осуществлялся посредством организованного в ГУ СМП Политуправления во главе с политработником С.А. Бергавиновым. Несколько позже этим спецуправлением над некоторыми полярниками были проведены закрытые процессы, срежиссированные Генеральным прокурором страны А.Я. Вышинским, дабы видные специалисты «из бывших» окончательно уяснили свое место в новых условиях.

Надо сказать, арктические достижения стали блестящей находкой для советской пропаганды. Тема освоения Севера — с романтикой арктических будней и мужеством советских полярников — не сходила со страниц книг, газет и с киноэкранов, сформировав целое поколение людей, для которых работа в Заполярье стала смыслом жизни. Так что все то, что неразрывно сплелось в эпоху 1930-х — романтичное и страшное, возвышенное и прагматичное, — как раз двигало и организаторами экспедиции, и ее участниками.

Жизнь на льду

На лед высадились 104 человека. Сначала жили в палатках, потом соорудили бараки из стройматериалов, которые везли на Врангеля. Кренкель наладил связь с материком. Энциклопедист Шмидт читал лекции на любые темы. На льдине выпускали газету «Не сдадимся», играли в футбол и преферанс. «Мужчин настоятельно просили бриться каждый день — эта мелкая деталь красноречиво говорит о том, насколько сильным было стремление… поддерживать в лагере определенный уровень культуры, — с восхищением пишет в труде «Сибирская эпопея» швейцарский исследователь Эрик Хесли. — По рукам ходили четыре спасенные книги: томик Пушкина, эпическая поэма «Песнь о Гайавате» Лонгфелло, «Пан» Кнута Гамсуна и один из томов… «Тихого Дона» Шолохова».

Лагерь Шмидта. Первая ночь.

За челюскинцами следил весь мир. Пресса изо дня в день сообщала о том, что происходит на льдине, — это было «реалити-шоу» своего времени. О чем-то, конечно, вслух не говорили. Например, о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской, у которой в сентябре 1934 года родится сын Александр.

Обсудив различные варианты спасения (собаки, дирижабли, ледоколы), комиссия во главе с членом Политбюро ЦК ВКП(б) Валерианом Куйбышевым высказалась за авиацию. Имелся хороший пример: в октябре-ноябре 1933 года, когда «Челюскин» уже начал свой дрейф, летчик Федор Куканов эвакуировал с вмерзших в льды пароходов «Анадырь», «Хабаровск» и «Север» свыше 90 человек. Национальным героем он не стал потому, что это были возвращавшиеся домой ссыльные, — история для пропаганды неподходящая…

Челюскинская эпопея

14 февраля 1934 года в Москве закончил свою работу17 съезд ВКПБ, на котором многие проголосовали против Сталина. Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки. Но тогда Сталину нужна была поддержка. 103 человека на льдине пришлись как никогда кстати. Великий комбинатор придумал гениальный ход. Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос — спасение челюскинцев. Сразу же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым. Весь мир должен был знать что СССР не жалеет на заботу своих граждан ни сил, ни средств.

Освещение прессой жизни лагеря Шмидта можно смело назвать предтечи современных реалити-шоу. Весь мир следил, как 103 человека выживают в условиях Крайнего севера. И в действительности никто из челюскинцев не чувствовал себя обреченным. Люди сплотились в одну сплошную семью, которая помогала друг другу физически и морально. Шмидт читал лекции в палатке.

В Москве поняли, что единственным спасением людей станет авиация, но нужен аэродром. Подходящую льдину нашли в нескольких километрах от лагеря. Каждый день челюскинцы приходили расчищать лед. Эта работа была крайне тяжелая. Люди работали в три смены. Кроме того челюскинцам пришлось 13 раз находить новые льдины площадью 40 000 кв.м, так как ветер часто ломал льдины.

Пароход Челюскин во льдах

Прощальный танец

Эпопея «Челюскина» близилась к завершению. В самом лагере к исходу дня 12 апреля осталось всего трое: капитан Воронин, заменивший Шмидта Бобров и Кренкель. А на ледовом аэродроме свою вахту продолжал нести комендант Погосов.

Воронин с Бобровым решили перед сном осмотреть окрестности. Они поднялись на смотровую вышку и только тогда ощутили, насколько сильным было нервное напряжение, державшее их в своих тисках последние месяцы.

«Когда пришли в лагерь, какая-то необъяснимая радость и веселье напали на нас, — вспоминал потом Бобров, — и мы в пустом лагере пустились в пляс. Картина, очевидно, со стороны была жуткая: два уже не совсем молодых человека… пустились откалывать трепака, потом обнялись и расцеловались. И только тут я увидал удивленную физиономию Кренкеля, который оказался свидетелем этой непонятной для него сцены». Воронин тут же почувствовал неловкость, вспомнив о своем капитанском достоинстве, и даже взял с обоих слово забыть о проявленной им (впервые с начала похода) слабости.

В тот же день Кренкель записал в своем дневнике: «Вечер незабываемо прекрасный. Полнейший штиль. С вышки отличная видимость на много десятков миль. Полная тишина. Изредка чуть-чуть похрустывает лед…»

А вот впечатления Воронина: «В палатке горел фонарь. Я зажег примус. Вскипятил чаю, вымыл посуду и все аккуратно прибрал, оставив в палатке по поморскому обычаю запас продовольствия и вещей, необходимых человеку, который бы оказался заброшенным на эти льдины… С рассветом вышел на воздух. Было ясно. Кругом царило безмолвие». Видимо, под занавес Арктика стремилась очаровать тех, кого не смогла удержать в своих ледяных объятиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: