«иc-3»: пoчему сaмый мoщный сoветcкий тaнк не yчaствовал в бoях

Выбор редакции

Конструкция

Корпус танка ИС-3 отличался от корпуса ИС-2 не только расположением броневых листов. Например, из конструкции полностью исключены литые детали. Знаменитый «заостренный нос» представлял собой переднюю часть двух листов, расположенных под двойным углом, в форме вытянутого вперед клина. Листы имели толщину 110 мм. Нижняя часть бортов «щуки» толщиной 90 мм — вертикальная, а верхняя часть выполнена с обратным наклоном 60⁰.

Крылья, образованные наклонным бортом танка, снаружи закрывались бронированными бортиками, которые в действительности служили противокумулятивными экранами. Толщина корытообразного дна «щуки» 20 мм. Кормовые бронеплиты — толщиной 60 мм. Башня танка литая, фактическая толщина ее стенок составляла от 255 до 110 мм, но за счет рационально выбранных углов наклона эквивалентная толщина брони составила не менее 160 мм.

Изменения коснулись и ИС-3. Место водителя осталось на прежнем месте, в центре носовой части корпуса. Теперь вместо смотровой щели для наблюдения в механическом двигателе использовался сдвижной люк в крыше, а в бою — смотровой перископ. В башне пики размещались командир машины, наводчик и заряжающий. Проверить обстановку для каждого из них, используя те же перископы МК-4, что и водитель.

Однако командирский перископ отличался возможностью управления башней с помощью электрической спусковой кнопки. Теперь командир, заметив цель, мог сразу развернуть на ней башню, нажав кнопку. Связь на ИС-3 обеспечивала радиостанция 10РК-26. Его подключили к переговорному устройству ТПУ-4 для переговоров с экипажем.

Огневая мощь ИС-2 не вызывала нареканий, поэтому вооружение ИС-3 осталось прежним: с ней спарены 122-мм пушка Д-25Т и 7,62-мм пулемет ДТМ. От пулемета и пулемета для стрельбы в задней полусфере отказались. На люке башни пики устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ с коллиматорным прицелом. Для наведения пушки на цель использовался прицел ТШ-17 с четырехкратным увеличением. Возможность стрелять с закрытых позиций была предусмотрена уровнем.

Усовершенствовано размещение боеприпасов пушки на ИС-3. Большинство снарядов укладывались вертикально вдоль стенок башни, часть гильз находилась в носовой части корпуса, складывалась на бортах пилота (вместо топливных баков). «Щука» не получила новых пуль: использовались бронебойные «вакуумные» БР-471 и осколочные ОФ-471.

интересно, что из-за увеличенной длины осколочной пули не удалось разместить ее во всех пакетах. Для самообороны у экипажа Пайка имелись пулеметы ППС и 25 гранат Ф-1 (или РГ-42).

Поскольку подвижность ИС-2 также была признана удовлетворительной, двигатель и ходовая часть ИС-3 остались практически без изменений. Дизель В-11ИС-3 отличался от В-2ИС только большей надежностью и развивал такую ​​же мощность — 520 л.с. Топливные баки, перенесенные из боевого отделения, располагались по бокам от моторного отсека. Четыре дополнительных бака, которые устанавливались снаружи корпуса, на «щуке» были включены в общую топливную систему.

Четырехступенчатая коробка передач, фактически имевшая благодаря коробке передач восемь скоростей, на ИС-3 сохранилась. Танк имел независимую торсионную подвеску. Запасные части хранились в крыльях между внешней и основной сторонами.

Легендарная «Тридцатьчетвёрка» против «Тигра»

 
Немецкий танк имел превосходство перед Т-34 в броне, но это «Тридцатьчетвёрка» могла скомпенсировать своей большой манёвренностью и подвижностью.

В начале войны наступление армии вермахта было успешным за счёт фактора внезапности и хорошо налаженной разведки. Советская армия не была готова к такому молниеносному нападению, а главная её проблема состояла в несогласованности действий её боевых частей. К тому же в ней плохо была организована разведка, ощущалась острая нехватка боеприпасов.

Руководство гитлеровской армии было уверено в превосходстве своей техники, эта уверенность сильно подкреплялась стремительным продвижением немецкой армии вглубь страны. Но их ожидал сюрприз – новый средний танк Т-34. Осуществить блицкриг, как в Европе, немцам не удалось во многом благодаря этой легендарной бронемашине. Сочетание таких её характеристик, как огневая мощь, надёжная бронезащита и хорошая подвижность стали залогом её боевого триумфа. Пушка с длинным стволом 76 калибра поражала противника за полтора километра. Броневые листы, расположенные не вертикально, а под наклоном, хорошо защищали корпус – снаряды противника часто не могли причинить машине большого вреда.

Военное руководство Германии всерьёз задумывается о создании танка нового образца. В ответ на Т-34 был создан тяжёлый танк Т-6 «Тигр». Его вес составлял 56 т, но управлять им было достаточно легко за счёт полуавтоматической коробки передач, руля и гидравлики. Детально обследовав захваченный «Тигр», советские военные приходят к выводу, что в своём обычном виде Т-34 не удастся противостоять этому страшному и мощному танку. Бронебойные снаряды отскакивали от их брони, а подкалиберных экипажу Т-34 выдавалось всего три. При этом поразить ими по-настоящему хорошо бронированного «зверя» можно было только с расстояния 500 метров, тогда как он своей 88-миллиметровой пушкой поражал Т-34 с расстояния в 1,5 км.

В декабре 1943 года на вооружение советской армии поступает модифицированная бронемашина – Т-34-85. В результате изменения формы башни в кабине помещались уже 5 человек, появился наводчик (раньше его функции входили в обязанности командира экипажа). Была установлена более мощная пушка калибром 85 мм.

Т-34 претерпел около 800 изменений, но все они были направлены больше на упрощение массового производства танка, а не на его радикальное изменение – такова была стратегическая линия военного руководства, во многом оправданная. Экипажу Т-34-85 было сложно противостоять мощной немецкой бронемашине, но при его умелых действиях обновлённый танк становился грозной силой, так как имел преимущество из-за своей манёвренности и высокой проходимости. Кроме того, советские танкисты быстро нащупали слабые места «Тигра» (борта, кормовая часть), где броня была намного тоньше.

Перки на ИС 3

Экипаж танка ИС 3 состоит из 4 человек. Набор улучшенных перков для ИС-3 типичен для любого тяжелого танка в игре. Из личных навыков можно использовать следующий набор:

Шестое чувство необходимо для командира.
«Плавный поворот башни» — пригодится наводчику.
«Король внедорожников» — поможет водителю.
«Бесконтактная боеукладка» — идеальный вариант для магазина.

Среди необходимых перков прокачиваются умения: «Скорость ремонта», «Боевое братство», «Маскировка»

Обращаем ваше внимание, что выбор навыков считается консультативным

Например, вместо «Маскировка» для водителя можно скачать перк «Король бездорожья». Это сделает танк более заметным, но повысит параметры навыка дна на сложной местности.

Использовался

  •  СССР
  •  Египет — 50 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1956 год, 60 единиц ИС-3М поставлены из СССР в период с 1962 по 1967 год
  •  Израиль — трофейные египетские, захваченные в ходе Шестидневной войны, использовались до начала 70-х годов, а также во время Войны Судного дня.
  •  Ирак — 25 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1961 год
  •  Китай — 200 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1958 год
  •  КНДР — В 60-е годы в двух танковых дивизиях имелось по одному полку тяжёлых танков.
  •  Польша — 2 танка.
  •  Сирия — 35 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1960 год
  •  Чехословакия — 1 танк.

Тактико-технические характеристики ИС 3

Для более глубокого понимания советского тяжелого ИС-3 необходимо разобрать полный обзор всех возможностей. IS 3 имеет хорошую динамику по тяжелому и сокрушительному урону за попадание: 390 единиц, отличную броню и экранированные борта.

Эти особенности позволяют чувствовать себя комфортно в любых ситуациях на поле боя. В зависимости от позиции в составе команды танк можно использовать по-разному. С одноклассниками: ИС-3 может прорвать направление, безопасно устраняя повреждения.

С высокоуровневыми противниками танк может поддерживать атаку товарищей по команде. К тому же тяжелый может быстро переходить на другую сторону, действуя как средний танк.

Конечно, даже знаменитый «заостренный нос», который является визитной карточкой третьего ИС, не лишен недостатков. При установке бриллиантом увеличивается риск пробить VLD. Кроме того, нарекания вызывают запас прочности, небольшая дальность обзора в 350 метров и слабые углы вертикального наведения орудия.

Эксплуатация и боевое применение


ИС-3М и M-47 в израильском Музее Армии обороны Израиля.

Советская армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны (первые 207 танков были отправлены с завода в войска только в июне 1945 года), но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7-го сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Рабоче-крестьянской Красной армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний.

ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.

В 1980-е годы ИС-3 использовался в запасных танковых дивизиях в Забайкальском военном округе. В частности 80-я запасная танковая дивизия ЗабВО имела на вооружении 270 танков ИС-3М.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах.

В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманёвренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3. По данным израильского историка Маора Леви, египтяне в ходе войны потеряли 19 танков ИС-3М. По заявлениям Михаила Барятинского, египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии. Встречаются и другие оценки потерь ИС-3, например, в одном из американских источников указано, что в ходе войны было подбито лишь 16 танков ИС-3, ещё 30 машин были брошены экипажами в исправном состоянии.

К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет. Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

XXI век


Танк, снятый с постамента в Константиновке Донецкой области. Перевезён в Киев на «временное хранение».

В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году ИС-3, стоявший в виде памятника в Константиновке, был приведён в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям представителей вооружённых формирований ДНР, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой. В июле оставленный вооружёнными формированиями ДНР танк был захвачен украинскими вооружёнными формированиями после занятия Константиновки. Сейчас находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея.

В 2014—2015 годах Московский монетный двор отчеканил серию жетонов посвящённых вооружённым формированиям Донбасса, один из них — с отчеканенной надписью «2 войны ИС-3» (две войны ИС-3) посвящён бою у села Ульяновка.

Оценка танка ИС-2.

Основанная задача, стоявшая перед конструкторами танка ИС, была получение маневренного танка тяжелого бронирования, в умеренных габаритах, вооруженного мощным орудием. При этом было необходимым выделить боевое отделение в достаточно больших габаритах под установку мощной пушки. Что и было получено за счет плотной компоновки МТО. Как результат танк ИС получил наилучшее соотношение между МТО и боевым отделением среди отечественных машин.

Характерной чертой линейки ИС, являлось широкое использование броневого литья. Детали корпуса не нуждались в механической обработке. Обрабатывался только в корпус в целом – бортовые редукторы и подбашенный погон. 

Однако, продольное расположение мотора ИСов привело к большому отношению длины опорной поверхности танка к ширине колеи, что ухудшило поворотливость танка. Маневренность ИС-2, были достаточно хороша, благодаря главным образом трансмиссии. Опыт армейской эксплуатации показал, что имя меньшую максимальную скорость, чем у КВ-1с, танк ИС-2 мог развить среднюю скорость несколько большую, чем Т-34 и КВ-1с. 

ИС-2 – первый серийный танк с планетарным механизмом поворота, который обеспечивал машине несколько преимуществ:

  • увеличение маневренности и средней скорости; уменьшение числа переключения КПП;
  • улучшение условий работы механика-водителя, за счет уменьшения количества переключений и необходимых для этого мускульных усилий.

Хорошая дальнобойность 122-мм орудия, оказалась практически не реализованной. Танковые бои редко проходили на дистанции более дальности прямого выстрела, т.е примерно километра. На меньшей дистанции бронезащита ИС-2 пробивалась танковыми пушками «Пантер» и «Тигров».  

  • Видео 1.
  • Видео 2.

SocButtons v1.5

Танк КВ-1 в Великой Отечественной войне

Достаточно большое количество танков КВ-1 находилось на вооружении частей западных округов, поэтому эти машины пошли в бой с первого дня войны. Русский танк вызвал настоящий шок у гитлеровцев, в вермахте тогда такого не было. Ни одна немецкая противотанковая пушка не взяла броню российского КВ-1, ни один немецкий танк ничего не мог поделать с русским гигантом. Только 88-мм зенитное орудие могло справиться с КВ-1, который гитлеровцы часто использовали как противотанковое орудие.


В конце 1941 года основная сборка танков КВ была передана Челябинскому тракторному заводу.
Но большая часть потерь этих танков в начале войны произошла из-за поломок и неисправностей. Экипажи просто сбросили танки и ушли. Слабыми сторонами КВ-1 были, прежде всего, низкое качество узлов и агрегатов, плохая обзорность из бака, неудачная замена и прежде всего множество претензий к воздушному фильтру. Танкисты часто не могли выйти на поле боя. Но картина с подготовкой танкистов была еще более удручающей. У танкистов практически не было опыта управления танками.
Хорошо обученные танкисты, зная характеристики своей техники, совершили с ней настоящие подвиги. Так, например, танковая рота (5 машин) лейтенанта Колобанова за час без потерь уничтожила 22 танка противника. Русские танкисты на КВ часто просто давили немецкие танки, и описаний таких подвигов много как в советских, так и в немецких документах.

Модификации ИС-3

Несмотря на то, что танк производился всего один год с 1945 по 1946 гг., было выпущено еще несколько модернизаций этого танка:
ИС-3К — Обычно в советских и российских бронетанковых войск буква К обозначает, что танк командирский. В случае с ИС-3К, дополнен радиостанцией Р-112.
ИС-3М — Это более серьезная модернизация, в которой произведены замены деталей и исправлены некоторые ошибки прошлой версии, а именно:

  • Укрепили командирский(вращающийся) люк
  • Прибор ночного видения у механика-водителя
  • Замена двигателя на другой, более надежный. Мощность двигателя не изменена.
  • Узлы опорных катков и направляющих колес упрочнены.
  • «Электролизация» танка, от цепи дежурного освещения до подогревателя с электроприводом.
  • Заменен пулемет ДШК на ДШ КМ, а пулемет ДТ на ДТМ
  • Установка Раций с ИС-3К и новых переговорных устройств.

ИС-3МК — дополнен еще одной радиостанцией Р-112

Машины, разрабатываемые на базе ИС-3

На базе ИС-3 разрабатывался Объект 704, он же ИСУ обр.1945 года, в серию не пошел.

Также на базе тяжелого танка ИС-3 разрабатывался ракетный танк под названием «Объект 757». Танк испытания не прошел, было отдано предпочтение другому танку «Объект 772», но он также не был построен. В дальнейшем от концепции создания тяжелого ракетного танка решено было отказаться.
Всего танков ИС-3 и его модификаций было произведено 2311 штук. Танк состоял на вооружении регулярных войск армии некоторых стран вплоть до 1993 года

Главный конструктор Танкограда

К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.

Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 1941 года единственный танк КВ под городом Расейняй целые сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и два орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его Gespenst — «призрак».

  • Советские тяжёлые танки КВ — 1 выходят на позицию для атаки 
  • РИА Новости 
  • Самарий Гурарий

Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Однако  руководство страны посчитало неблагоразумным оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.

Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ — 1с и вооружённый 152 — миллиметровой гаубицей КВ — 2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по — настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ — 1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС — 2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.

«Иосиф Сталин — 2» оказался настолько удачным, что вплоть до самого распада СССР состоял на вооружении Советской армии, а затем и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122 — миллиметровая пушка представляла смертельную угрозу для вражеских дотов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим вермахта не вступать в открытый бой с ИС — 2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ — 122 и СУ — 152.

За годы войны Котин успел побыть заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал — лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажами, стремясь усовершенствовать свой танк.

История создания и производства

Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цехи в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской армии.

При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы

Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту

В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту.

Новая, приплюснутая, конструкция литой башни впоследствии использовалась также на объектах ИС-7 и Т-10, обеспечивала лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими вариантами башен советских танков, и показала устойчивость к опрокидыванию при прохождении ударной волны ядерного взрыва тактического боеприпаса.

В феврале — марте 1945 года были построены 10 танков установочной серии — №№ 1 — 10 (серийные №№ 703-67001 — 703-67010).

Производство танков ИС-3 на заводе ЧТЗ
1945 1946
План Сдано Примечания* План Сдано
Январь 100 100
Февраль 100 120
Март 100 130
Апрель 25 Сданы в мае 100 60
Май 100 125 100 90
Июнь 250 140 110 сданы в начале июля 100 75
Июль 250 291 69 сданы в начале августа 25
Август 250 264 55 сданы в начале сентября
Сентябрь 230 215 70 сданы в начале октября
Октябрь 200 270
Ноябрь 200 125 75 сданы в начале декабря
Декабрь 200 275
Итого 1705 1705 600 600
Составлено по документам ЦАМО

*Несмотря на то, что завод стремился полностью выполнять месячные планы, в первый год производства ему это не удавалось. Выпускаемые танки требовали исправления дефектов, которые массово выявлялись в ходе сдачи и эксплуатации. Поэтому военная приемка допускала принятие не сданных к концу учетного месяца машин к 4 — 6 числа следующего месяца.

Становление личности

В 1923 году Александр Морозов занял должность чертёжника-конструктора ХПЗ.

«Первые свои конструкторские шаги Александр Морозов делал при доработке под отечественные реалии немецкого трактора ВД-50 «Ганомаг», — рассказал в беседе с RT писатель и режиссёр-документалист Андрей Купарев, сотрудник научно-методического отдела Музея Победы.

«Он помог нам выиграть войну»: кем был создатель знаменитого советского танка КВ

10 марта 1908 года родился Жозеф Котин — создатель легендарного советского танка КВ. Конструктор вооружил Красную армию боевыми.

В 1926 году Морозова призвали на срочную службу в ряды Красной армии, которую он проходил в авиационной части в Киеве на должности техника-моториста. В конце 1927-го на базе ХПЗ была создана танковая конструкторская бригада (со временем преобразованная в конструкторское бюро). В её состав включили и Морозова, вернувшегося в 1928 году из армии на родное предприятие.

Однако для работы конструктором нужно было иметь немало теоретических знаний, поэтому Александр поступает на заочное отделение в Московский механико-электротехнический институт им. М.В. Ломоносова и одновременно в механический техникум при ХПЗ.

«В его послужном списке на начальной стадии конструкторской деятельности был танк БТ-7, в котором Александр Морозов занимался проектированием трансмиссии и внесением изменений в ходовую часть», — рассказал Купарев.

В 1933 году Морозов поступил на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной армии и через год окончил курсы по программе подготовки командиров танка БТ.

Танковая дуэль Т-34 и «Пантеры» – против советской бронемашины у немцев не было шансов!

 
Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG 1250).

Средний танк немецкой армии «Пантера» имел длинноствольное орудие 75 калибра, хотя его масса близка к тяжёлым советским танкам КВ и ИС, а по габаритам эта машина превосходила большинство существующих танков: длина корпуса – 6870 мм, ширина – 3270 мм, высота – 2995 мм. Внешний вид этого монстра наводил ужас, когда солдатам впервые доводилось видеть его.

Но, как выяснилось, выйти победителем из боя против Т-34-85 шансов у него было немного. Ходовая часть «Пантеры» (как и тяжёлого танка «Тигр») была её слабым звеном – если она ломалась, надо было снимать почти полборта для её ремонта. А чтобы вытащить неисправную коробку передач, надо было демонтировать башню. Так что в этом случае в условиях боя починить танк не представлялось возможным. Диски опорных катков эти двух немецких танков располагались в шахматном порядке, частично перекрывая друг друга. Зимой грязь между ними замерзала, и танк не мог сдвинуться с места.

 
 

В первые же дни Курской битвы большая часть «Пантер» вышла из строя из-за технических неисправностей. Сказалась спешка при выпуске этих машин – часть из них даже не дошла до передовой из-за возгорания бензинового двигателя или перегрева трансмиссии. Тогда как советский танк было несложно отремонтировать даже в боевых условиях. А манёвренность и высокая проходимость скоростного советского Т-34-85 сводила на нет мощную броневую защиту «Пантер» и «Тигров».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: