Действия советских торпедных катеров во время войны

«москиты» моря (торпедные катера)

Общие сведения

Данная субмарина принадлежит к одному из самых малочисленных типов «С» серии IX, построенных в середине 40-х годов ХХ столетия и составлявших всего три единицы. Прототипом создания послужил модернизированный проект средних лодок тип Е-1 Испании, спроектированный в Германии и построенный в СССР. Отличительной чертой «С-1» было наличие зарубежного оборудования и механизмов. Вступив в строй на Балтике она принимала участие в учебно-тренировочных мероприятиях, во время советско-финской войны потопила судно и сбила самолёт, в начале войны из-за невозможности идти своим ходом была затоплена экипажем.

История создания

В 60-х годах главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны. Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский.

В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса. Основной трудностью стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции

Основной трудностью стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.

В проект 1124М установили более совершенный ЗРК «Оса-МА», 76-мм АУ, РЛС «Топаз-2В», ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Платина-С» и подруливающее устройство «Поворот-159», которое обеспечивает управление кораблем во время использования ГАС «Шелонь-Т». Для компенсации весов и размещения аппаратуры КТУ-71 (телеуправления торпед) сняли одну РБУ-6000 с боезапасом и сократили запасы топлива, и на некоторых кораблях устанавливался ПЗРК «Стрела-3»

Судостроительный застой

В июне прошлого года вице-адмирал Игорь Воронченко раскритиковал власти Украины за отказ профинансировать строительство корвета из серии «Владимир Великий» проекта 58250. Изначально на эти цели планировалось выделить из бюджета $52 млн. Напомним, судно было заложено ещё до событий 2014 года. Программа строительства корветов была принята в 2008 году, разработкой кораблей занимались конструкторы николаевского Исследовательско-проектного центра кораблестроения. В планы Киева входило создание 12 кораблей этой серии до 2016 года, но в итоге не было построено ни одного.

Как заявил Воронченко, если средства на строительство корвета не будут выделены, украинское судостроение рискует пройти «точку невозврата», а порядка 9 тыс. человек могут остаться без работы. 

Фактически за все годы независимости Украины её ВМС получили, за исключением катеров, только одно новое судно — фрегат «Гетман Сагайдачный», заложенный ещё в 1990 году.

Относительных успехов Киеву удалось добиться только в строительстве речных артиллерийских катеров проекта «Гюрза-М». Эти корабли изначально были предназначены для несения вахты в приграничных реках, озёрах и в прибрежной морской зоне, чтобы обороняться от малоразмерных кораблей возможного противника. Именно такие катера — «Бердянск» (бортовой номер U-175) и «Никополь» (U-179) — были задержаны российской стороной в Керченском проливе в конце прошлого года наряду с рейдовым буксиром «Яны Капу».

Также по теме


«Предвыборный трюк»: с чем может быть связана продажа Петром Порошенко завода по производству боевых катеров

Принадлежащий Петру Порошенко фонд «Прайм Эссетс Кэпитал» объявил о грядущей продаже предприятия «Кузница на Рыбальском», которое…

В общей сложности было построено шесть катеров «Гюрза-М», ещё два строится на заводе «Кузница на Рыбальском».

Кроме того, в сентябре прошлого года был спущен на воду первый украинский десантно-штурмовой катер проекта 58503 «Кентавр».

Как заявил, выступая в феврале на брифинге, заместитель начальника главного управления оборонного планирования Генштаба ВСУ Вячеслав Демьяненко, в текущем году ВМС Украины рассчитывают получить один малый бронированный артиллерийский и два десантных катера.

При этом большие надежды украинское командование возлагает на помощь Вашингтона: американские партнёры уже передали Киеву два списанных патрульных катера без вооружений — Drummond (WPB-1323) и Cushing (WPB-1321) класса Island, суда были построены в 1988 году, а в 2017-м списаны. Тем не менее Киеву пришлось потратить на их транспортировку и обучение личного состава $10 млн. Как сообщил ранее начальник управления кораблестроения Военно-морских сил Украины Василий Радчук, к эксплуатации катера будут готовы приблизительно летом 2019 года.

Интерес Киева к судам проекта Island вполне объясним, считают эксперты. Дело в том, что эти суда превосходят по своим характеристикам катера украинского производства. Корабли проекта «Гюрза-М» в большей мере предназначены для несения боевой вахты на реках, так как способны выдерживать качку только в два-три балла, в то время как катера Island могут выходить в открытое море на сотни миль и нести службу даже при шторме в четыре или пять баллов.

Три сотни «пятерок»

Торпедные катера серии Г-5 начали выпускать в 1933 году. Они уже могли выдерживать волнение до 4 баллов, имели на вооружении две новые торпеды калибра 533 мм и в полтора раза большее водоизмещение, что позволило удобнее разместиться экипажу. Несмотря на большие размеры, корабли этого проекта развивали скорость до 50 узлов. Постройка одного такого катера не занимала много времени, со своими основными задачами они справлялись удовлетворительно, и к началу Великой Отечественной войны именно Г-5 стали основными советскими торпедными катерами.

Торпедный катер «Московский ремесленник» типа Г-5, построенный на средства учащихся столичных школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Черноморский флот, 1943 год

Как ни хороши были Г-5, а слабая мореходность и маленькая дальность хода делали их кораблями исключительно прибрежного действия, к тому же из-за особенностей торпедная стрельба не была стабильно точной. Флоту же требовались катера открытого моря, способные выпускать торпеды хоть из неподвижного положения. И в 1939 году конструктор Адмиралтейского завода Леонид Ермаш спроектировал деревянный торпедный катер Д-3, отвечавший всем этим требованиям. Корабль получился более крупным (водоизмещение 32 тонны) и чуть медленнее (скорость до 48 узлов), чем Г-5, но зато он прекрасно чувствовал себя при волнении до шести баллов и позволил разместить более мощное оборонительное оружие, вплоть до 20-миллиметровых автоматических пушек. Большие размеры позволили увеличить и экипаж корабля до 9-11 человек в зависимости от модификации. В общей сложности с 1940-го по 1945-й годы советские корабелы построили 73 катера серии Д-3, которые отлично зарекомендовали себя в боевых действиях.

Последней серией торпедных катеров военного времени стали торпедные катера типа «Комсомолец» (проект 123 и его модификации). Корабль считался малым торпедным катером и имел водоизмещение в пределах 17 тонн, но зато был солидно вооружен: две торпеды калибра 533 мм, четыре глубинных бомбы и крупнокалиберный пулемет. Именно эти торпедные катера сегодня встречаются чаще всего в качестве памятников героизму катерников Великой Отечественной войны, и это неудивительно. Хотя проект был разработан еще до начала войны, тогда успели построить всего один катер, который вошел в состав Черноморского флота 25 октября 1940 года. Но серийное производство началось только в 1944 году в… Тюмени, откуда корабли поездами доставляли к местам службы. Эти катера шифра 123бис водоизмещением до 20,5 т получили новые торпеды калибра 457 мм, шесть глубинных бомб и два пулемета, что делало их грозным морским оружием. А поскольку применять новые корабли стали в конце войны, то большинство из 31 успевшего повоевать катера типа «Комсомолец» дожили до Победы.

Торпедный катер типа 123бис «Комсомолец» (реплика) в экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве

Огромные морские корабли на подводных крыльях: «Комета», «Колхида» и «Циклон»

Первым серийным образцом стала «Комета», оснащенная модернизированными дизельными двигателями, запущенная в производство в 1961 году.

С 1962 по 1982 год было выпущено 125 «Комет» с «ёмкостью» до 120 пассажиров в зависимости от модификации. Из ни 39 ушли на экспорт.

В 1982 году на смену «Комете» появилась усовершенствованная «Колхида» на 120-140 пассажиров, также с дизельными двигателями.

Этот тип получил прочный сварной корпус с полноценным разделением на 9 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивает непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков.

Завершили славную линейку двухпалубный флагман «Циклон» и малое морское судно «Ласточка», сошедшие со стапелей в 1986 году.

Производство первых планируется возродить в ближайшее время для освоения морских маршрутов Балтики и Дальнего Востока – в обновлённом варианте с индексом “250”.

Торпедный корабль «Комсомолец»

Накануне Второй мировой войны торпедные катера в СССР получили дальнейшее развитие. Конструкторы продолжали проектировать новые улучшенные модели. Так появился новый катер под названием «Комсомолец». Его тоннаж был как у «Г-5», а трубные торпедные аппараты — более совершенны, и он мог нести мощнее зенитное противолодочное оружие. Для строительства судов привлекали добровольные пожертвования советских граждан, отсюда появились и их названия, например, «Ленинградский рабочий», и другие подобные наименования.

Корпус судов, выпущенных в 1944 году, делали из дюралюминия. Внутренняя часть катера включала в себя пять отсеков. По бортам на подводной части установили кили, уменьшающие качку, желобные торпедные заменили на трубные аппараты. Мореходность увеличилась до четырех баллов. Вооружение включало:

  • торпеды в количестве двух штук;
  • четыре пулемета;
  • бомбы глубинные (шесть штук);
  • дымовое оснащение.

Рубка, в которой размещалось семь человек экипажа, сделана из бронированного семимиллиметрового листа. Торпедные катера Второй мировой войны, особенно «Комсомолец», отличились в весенних боях 1945 года, когда советские войска подходили к Берлину.

Торпедный корабль модели «Г-5»

Глиссирующее судно «Г-5» прошло испытание в декабре 1933 года. Корабль имел корпус из металла и считался наилучшим в мире как по техническим характеристикам, так и по оснащению вооружением. Серийный выпуск «Г-5» относится к 1935 году. К началу Второй мировой войны он был базисным типом катеров Военно-Морского Флота СССР. Скорость торпедного катера составляла 50 узлов, мощность – 1700 л. с., а на вооружении находились два пулемета, две торпеды 533 мм и четыре мины. На протяжении десяти лет было выпущено больше 200 единиц различной модификации.

В период Великой Отечественной войны катера «Г-5» вели охоту на вражеские подводные лодки, охраняли корабли, производили торпедные атаки, высаживали десант, конвоировали поезда. Недостатком торпедных катеров была зависимость их работы от погодных условий. Они не могли находиться в море, когда его волнение достигало более трех баллов. Неудобства были и с размещением десантников, а также с перевозкой грузов, связанных с отсутствием плоской палубы. В связи с этим перед самой войной создали новые модели катеров дальнего действия «Д-3» с деревянным корпусом и «СМ-3», имеющие стальной корпус.

Глиссирующее торпедное судно «Д-3»

Торпедные катера СССР марки «Д-3» выпускались на ленинградском заводе и сосновском, который находился в Кировской области. На Северном флоте было всего два катера такого вида, когда началась Великая Отечественная война. В 1941 году на заводе Ленинграда было произведено еще 5 кораблей. Только начиная с 1943 года на вооружение стали поступать отечественные и союзнические модели.

Суда «Д-3» в отличие от предыдущих «Г-5» могли работать на более дальнем (до 550 миль) расстоянии от базы. Скорость торпедного катера новой марки составляла от 32 до 48 узлов в зависимости от мощности двигателя. Еще одной особенностью «Д-3» было то, что с них можно делать залп во время стоянки, а с агрегатов «Г-5» – только при скорости не менее 18 узлов, иначе выпущенная ракета могла попасть в судно. На борту корабля находились:

  • две торпеды 533 мм образца тридцать девятого года:
  • два пулемета ДШК;
  • пушка «Эрликон»;
  • спаренный пулемет «Кольт-браунинг».

Корпус судна «Д-3» разделялся четырьмя перегородками на пять водонепромокаемых отсеков. В отличие от катеров типа «Г-5», «Д-3» были снабжены более хорошим навигационным оборудованием, а на палубе могла свободно передвигаться группа десантников. Катер мог взять на борт до 10 человек, которые размещались в обогреваемых отсеках.

Предпосылки к разработке

В начале 20-х годов вновь созданному флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров на всех театрах. Предполагалось, что катера, взаимодействуя с крейсерами и авиацией, встретят противника у берега Советского Союза. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. Дальность действия являлась малосущественной характеристикой.

Прототипами являлись, оказавшимися в руках советских моряков, трофейные английские катера CMB 40- и 55-футового типов. Их действия в Финском заливе в 1919 году, особенно потопление одиночным катером крейсера «Олег», произвели на советское военно-морское руководство глубочайшее впечатление.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили . Главное требование — катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода — строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец». Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

ЦАГИ АНТ-3 «Первенец» в севастопольской бухте

30 апреля 1927 года на Черном море начались испытания «Первенца», представлявшего собой цельнометаллический катер, оснащенный двумя авиационными моторами «Райт-Тайфун» американского производства, вооруженный одной 450-мм торпедой в желобном торпедном аппарате (запланированная 533-мм отставала от сроков завершения работ), с установленным приемопередатчиком, дневным и ночным торпедными прицелами. Рубка управления была открытой. В процессе испытаний обнаружились явления , не позволявшие при развитии моторами полного числа оборотов развить полную скорость. Под руководством А. Н. Туполева провели работы по изменению шага винтов. Результат превзошел самые оптимистические ожидания — получили . 16 июля, в последний день испытаний, произошло кульминационное событие: гонки английского и советского катеров, показавшие полное преимущество последнего.

Моряки также оказались довольны и сделали заказ на новый катер. Новый катер должен был иметь водоизмещение не больше 10 тонн, скорость не ниже 56 узлов, с вооружением из двух 450-мм торпед. Одновременно необходимо было устранить выявленные недостатки: коррозию материала корпуса (авиационный дюралюминий подвержен коррозии при контакте с морской водой), плохое качество окраски, интенсивное брызгообразование и, как следствие, интенсивное заливание рубки. В ноябре 1927 года были начаты работы над первым катером АНТ-4, а уже в сентябре его представили на испытания. Результаты работ полностью устроили заказчика: для уменьшения брызгообразования изменили теоретические обводы корпуса, рубку сделали закрытой.

Первые модели

Катер типа Ш-4 Балтийский флот, лето 1935 года

Серийное производство поручили ленинградскому заводу им. А.Марти. В октябре 1928 года одновременно с принятием в состав морских сил Черного моря головного катера, на заводе заложили первые серийные катера. Флот присвоил им обозначение «Ш-4», как оно расшифровывается — . Всего в период с 1928 по 1931 года было выпущено 59 единиц в пяти сериях. Моряков в новых катерах устраивало практически все, кроме вооружения. Для 30-х годов 450-мм торпеды были явным анахронизмом. Для «Ш-4» они были вынужденной мерой и теперь необходимо было вооружить катер 533-мм торпедами. Через год начинается постройка катера АНТ-5, прототипа Г-5. Строительство шло медленными темпами, оборудование, поставляемое заказчиком не в срок, тормозило процесс. Проектирование велось под американские моторы «Райт-Циклон», но при этом не исключалась установка американских же «Паккардов», отечественных ГМ-13. В итоге на катер установили итальянские моторы фирмы «Изотто-Фраскини» АССО-1000. В феврале 1933 года катер построили и отправили на Черное море. От своего прародителя новый катер отличался увеличенной за счет вставки длинной корпуса, изменениями в рубке и моторном отсеке, и главное — увеличенным калибром торпед. АНТ-5 прошел испытания и был принят флотом 1 августа 1934 года под обозначением «Г-5» (глиссирующий  — пятый).

Торпедный катер Д-3. СССР, 1943 год

Есть смысл добавить именно этот катер, поскольку Г-5 был катером прибрежной зоны, а Д-3 как раз обладал более приличными мореходными качествами и мог действовать на удалении от береговой линии.

Первая серия Д-3 строилась с двигателями ГАМ-34ВС, вторая пошла с американскими ленд-лизовскими «Паккардами».

Моряки считали, что Д-3 с «Паккардами» был намного лучше американских катеров «Хиггинс», которые приходили нам по ленд-лизу.

«Хиггинс» был неплохим катером, но низкая скорость (до 36 узлов) и бугельные торпедные аппараты, которые в условиях Заполярья замерзали напрочь, как-то ко двору не пришелся. Д-3 с такими же двигателями был быстрее, а так как еще и оказался меньше по водоизмещению, то и маневренней.

Низкий силуэт, малая осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника.

Так что Д-3 не только ходил в торпедные атаки на конвои, его с удовольствием использовали для высадки десантов, подвоза боеприпасов на плацдармы, постановки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).

Плюс это был самый мореходный из советских катеров, выдерживал волнение до 6 баллов.

Достоинства: набор вооружения, скорость, мореходность Недостатки: считаю, что их нет.

Список катеров проекта

Номер Название Заложен Спущен Введен в строй Флот Примечания
ТК-351 30.07.1939 16.05.1940 25.10.1940 ЧФ Головной катер серии
ТК-7 «Одесский патриот» Начало 1944 Осень 1944 4.02.1945 ТОФ
ТК-100 «Одесский колхозник» ТОФ
ТК-110 ТОФ
ТК-111 ТОФ
ТК-112 ТОФ
ТК-120 ТОФ
ТК-122 ТОФ
ТК-123 ТОФ
ТК-130 ТОФ
ТК-131 «Речник Ангары» КБФ 15.04.1945 в Гданьском заливе совместно с ТК-141 тяжело повредил германский эсминец Z-34
ТК-132 «Артёмовец» КБФ 1.04.1945 был поврежден береговой артиллерией противника в Гданьском заливе, выбросился на берег, уничтожен советской штурмовой авиацией.
ТК-133 «Трудящийся Артёма» КБФ Предположительно потопил 28.04.1945 транспорт «Emili Sauber» (2475 брт)
ТК-140 ТОФ
ТК-141 «Одесский комсомолец» КБФ 15.04.1945 в Гданьском заливе совместно с ТК-131 тяжело повредил германский эсминец Z-34. По ошибке потоплен советской авиацией 9.05.1945 в р-не Либавы.
ТК-142 ТОФ
ТК-143 ТОФ
ТК-146 ТОФ
ТК-148 ТОФ
ТК-350 «Черноморец» ЧФ
ТК-472 «Моряк Дальстроя» ТОФ
ТК-473 «Ливадия» ТОФ
ТК-474 ТОФ
ТК-475 ТОФ
ТК-476 ТОФ
ТК-477 ТОФ
ТК-478 ТОФ
ТК-479 ТОФ
ТК-480 ТОФ
ТК-481 ТОФ
ТК-607 «Комсомол Казахстана» ТОФ
ТК-608 ТОФ
Файл:FR-frigate template.gif Это незавершённая статья о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Примечания

  1. Эскадрилья Motor Torpedo ONE, отчет об атаке на Перл-Харбор, Военно-морское командование истории и наследия
  2. Дайан Кэнвелл и Джон Сазерленд (2013). RAF Air Sea Rescue 1918–1986 гг. . Перо и меч авиация. п. 196. ISBN 9781473817449 .CS1 maint: использует параметр авторов (связь)
  3. «Сверхмалый торпедный катер имеет скорость в сорок узлов» Популярная наука , Апрель 1930 г., стр. 38.
  4. «Быстрые москитные лодки на помощь британскому флоту» Популярная наука , Декабрь 1939 г.
  5. Версия с автоматической загрузкой 6-фунтовая противотанковая пушка
  6. «Военно-морской музей Манитобы — военно-морская история Канады». www.naval-museum.mb.ca .
  7. Саймонс, Филипп; Холл, Ник (2006). Пенсионер на реке, краткая история плавучих домов в Шорхэме (3-е изд.). Мировое судоходное общество, Группа малых судов. п. 3.

История создания торпедного корабля

В далеком 1927 году коллективом ЦАГИ была осуществлена разработка проекта первого советского торпедного судна, руководителем которого был А. Н. Туполев. Кораблю дали название «Первенец» (или «АНТ-3»). Он имел следующие параметры (ед. измерения – метр): длина 17,33; ширина 3,33 и 0,9 осадок. Сила судна составляла 1200 л. с., тоннаж – 8,91 т, быстроходность – целых 54 узла.

Вооружение, которое находилось на борту, состояло из торпеды 450 мм, двух пулеметов и двух мин. Катер опытного производства в середине июля 1927 года вошел в состав черноморских военно-морских сил. В институте продолжали работать, усовершенствуя агрегаты, и в первый месяц осени 1928 года был готов уже серийный катер «АНТ-4». До конца 1931 года на воду спустили десятки судов, которые назвали «Ш-4». Вскоре в Черноморском, Дальневосточном и Прибалтийском военных округах возникли первые соединения торпедных катеров. Корабль «Ш-4» не являлся идеальным, и руководство флота заказало ЦАГИ новый катер в 1928 году, который впоследствии назвали «Г-5». Это было абсолютно новое судно.

Вооружение

Данная субмарина имела торпедное, артиллерийское и зенитно-пулемётное вооружение.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение состояло из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм и 12 торпед:

Расчёт у орудия «С-1»

  • четырёх носовых с в кол-ве 8 торпед,
  • двух кормовых с боезапасом в кол-ве 4 торпед.

Торпеды применялись двух видов:

  • парогазовые 53-38,
  • электрические ЭТ-80, которые стали поступать на вооружение подводного флота в конце 1942 года.

Зенитно-пулемётное вооружение

Оно состояло из универсального полуавтоматического 45-мм/46 орудия 21-К, которое находилось в надстройке рубки и дополнено двумя пулемётами ДШК калибра 12,7-мм.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На лодке использовались радиостанции разных диапазонов частот радиоволн:

  • ДВ-передатчик «Окунь»,
  • КВ-передатчик «Щука»,

Командир «С-1» А. В. Трипольский у перископа.

  • ДВ-приёмник «Дозор»,
  • КВ-приёмник «Метель»,
  • УКВ-приёмопередатчик «Рейд».

Навигационное оборудование представлено комплексом приборов, среди которых можно выделить:

  • Гирокомпас,
  • Гидролокатор,
  • Выносной радиопеленгатор «Картушка»,
  • Шумопеленгатор «Марс-12»,

Для наблюдения и расчётов при торпедной атаке из подводного положения использовались два перископа, один перископ атаки или командирский «ПА-7,5», который служил для наблюдения, прицеливания и измерения расстояния до цели, пеленга и курсового угла на цель, курсового угла цели и её скорости, второй перископ зенитный «ПЗ-7,5», который имел большой угол вертикального наведения (до 90°) и был удобен при наблюдении в сумерках и ночью т.к. имел большую светосилу — величина, характеризующая светопропускание оптической системы.

История службы

22 июня 1941 года, в день вторжения немцев в Советский Союз, на вооружении находилось 254 G-5. Балтийский флот — 60, Черноморский флот — 92, Тихоокеанский флот — 135, Каспийская флотилия — шесть. Во время войны 73 были потеряны в бою, а 31 был списан, так как пришел в негодность. К концу войны в 1945 году 24 находились на вооружении Балтийского флота, 134 — на Тихоокеанском флоте и шесть — все еще в Каспийской флотилии.

Многие из советских G-5 использовались для разных ролей. (десантные части, транспорты, сопровождение и т. д.) и наблюдалось относительно небольшое количество торпедных атак по вражеским целям. В Балтийском море ТК-94 нанес удар по локальному значительному потоплению финского минного заградителя Риилахти. Единственным другим известным затоплением, вызванным G-5 в Балтийском море, был немецкий тральщик M37. Так и в Черном море было одержано немного побед. В ходе Крымского наступления в ночь на 27 апреля три G-5 атаковали и повредили немецкий охотник за подводными лодками UJ-104 возле Севастополя. Румынская канонерская лодка Sublocotenent Ghiculescu открыла огонь трассирующими снарядами, что позволило еще нескольким военным кораблям определить местонахождение трех лодок и начать стрельбу, в результате чего один из G-5 был потоплен. UJ-104 был отбуксирован в Севастополь, а затем потоплен советскими самолетами. Позже несколько самолетов G-5 потопили уже поврежденный и заброшенный румынский заградитель «Румыния».

18 ноября 1942 года финский торпедный катер Syöksy, захваченные катера G-5 Vinha и Vihuri, а также минный заградитель KM- лодка, атаковавшая советские корабли в гавани Лавансаари. Сёксы потопила советскую канонерскую лодку «Красное знамя», хотя позже она была поднята и снова принята на вооружение.

Экспорт

Четыре лодки были переданы ВМС Испании во время Гражданская война в Испании, двое продолжают нести службу после войны в испанском националистическом флоте до 1946 года. Некоторые из них были переданы Советским Союзом Северной Корее после окончания войны.

Конец «Советского Союза»

«АиФ-Приморье»: — Сколько лет вы были капитаном на «Советском Союзе»?

П.П.: — С 1976 по 1981 год. Конечно, когда я уходил в отпуск, меня подменяли, чаще всего это был капитан ВЕДЕНСКИЙ.

«АиФ-Приморье»: — И работали исключительно на каботажной линии?

П.П.: — Да. Турбоход «Советский Союз» закончил свою работу на каботажной линии 30 ноября 1980 г., а 2 декабря был поставлен на прикол для демонтажа оборудования и подготовки судна к сдаче на металлолом. На тот момент ему было уже 57 лет! В январе 1982 г. я был назначен капитаном Владивостокского торгового порта, а на разделку в Гонконг под новым именем «Тобольск» его повел уже капитан Геннадий КОБЦЕВ.

«АиФ-Приморье»: — Сейчас принято сохранять суда, как надводные музеи. Как вы считаете, можно ли было реанимировать «Советский Союз»?

П.П.: — Для того времени он был, безусловно, хорош (здесь было, например, три ресторана, тренажерный зал), но время не пощадило «Советский Союз». У него прогнила деревянная палуба, коррозии подвергся металл. Да и помещения не прошли бы по классу пожарной безопасности. Там были такие лабиринты, в которых легко было затеряться. Нашли бы только по запаху.

«АиФ-Приморье»: — А если бы вас не назначили капитаном порта, вы бы повели «Тобольск» на разделку? Жалко было прощаться с ним?

П.П.: — Когда «Советский Союз» стали оформлять на «гвозди», то я в шутку сказал одному из партсекретарей ДВМП: «Нельзя «Советский Союз» сдавать на металлолом. Это плохое предзнаменование». Он в ответ буркнул, чтобы я «громче молчал», а то посадят. А через 8 лет после списания судна не стало и самого Советского Союза.

Оружие Второй мировой. Торпедные катера

Сделаем небольшое отступление от наших обзоров по авиации и перейдем на воду

Начать я решил вот так, не сверху, где важно пускают пузыри всякие там линкоры, линейные крейсеры и авианосцы, а снизу. Где страсти кипели не менее шуточные, хоть и на мелководье

Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.

Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.

Потому и начнем, пожалуй, с участника под флагом ВМФ СССР.

Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 год

Возможно, специалисты скажут, что стоило бы сюда поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.

Г-5 был катером прибрежной зоны, в отличии от Д-3, который вполне мог работать на удалении от берега. Это был небольшой кораблик, который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну работал на коммуникациях противника.

За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.

Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.

Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед. Но и это было решаемо, ТКА Г-5 провоевал всю войну и на боевом счету этих корабликов довольно приличная куча потопленных кораблей противника.

Кстати, огромная скорость и немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины.

Достоинства: скорость, неплохое вооружение, дешевизна конструкции.

Недостатки: очень низкая мореходность.

Торпедный катер «Воспер». Великобритания, 1938 г.

История катера примечательна тем, что его британское Адмиралтейство не заказывало, а разработала катер в инициативном порядке в 1936 году. Однако катер так понравился морякам, что был принят на вооружение и пошел в серию.

Торпедный катер обладал очень приличной мореходностью (в то время британские корабли были эталоном) и дальностью хода. Еще он вошел в историю тем, что именно на «Восперы» впервые на флоте поставили автоматические пушки «Эрликон», что очень существенно повысило огневую мощь кораблика.

Так как британские ТКА были слабыми соперниками немецким «шнелльботам», о которых речь пойдет ниже, пушка пришлась весьма кстати.

Изначально на катера ставили такие же двигатели, как и на советские Г-5, то есть, итальянские «Изотта-Фраскини». Начавшаяся война оставила и Великобританию, и СССР без этих моторов, так что перед нами еще один пример импортозамещения. В СССР очень оперативно приспособили авиационный двигатель Микулина, а британцы передали технологию американцам, и те стали строить катера со своими двигателями от «Паккарда».

Американцы еще усилили вооружение катера, ожидаемо заменив «Виккерсы» на «Браунинги» 12,7-мм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: