Любимая сказка петра

Петергоф - интересные факты

Советы по посещению Версаля

И, в заключение, несколько советов по посещению Версаля:

  • Фонтаны Версаля работают в период с конца марта до конца октября.
  • По возможности, посещайте дворец с лицензированным гидом. С ним и во дворец войдёте гораздо быстрее и экскурсию он имеет право там проводить. Проверяют во дворце лицензии очень строго, так что не поленитесь, поинтересуйтесь ее наличием у Вашего гида.
  • Если все-таки поедете в Версаль сами по себе, без гида, будьте очень внимательны, посмотрите на официальном сайте дворца время работы фонтанов. Они работают не каждый день и по особому расписанию. Чтобы не было разочарования.

А про мою экскурсию по Версалю можно посмотреть на сайте: Экскурсия в Версаль (без очереди)

Император-проектировщик

Ну а самый знаменитый фонтан «Самсон», которым мы любуемся сегодня, был окончательно построен рядом с «Большим каскадом» уже в 1935 году. В этом шедевре все символично: он посвящен победе над Швецией при Гангутском сражении, Самсон — небесный покровитель российской армии, а лев присутствует на шведском гербе. Изначально скульптуру установили из свинца, но к началу XIX века она износилась и ее заменили на бронзовую копию, отлитую Михаилом Козловским. В годы оккупации фигура Самсона была утрачена, статую воссоздали по архивным материалам…

Фонтан «Самсон». Фото: Сергей Николаев

Уникальный фонтанный комплекс Петергофа дорабатывался и переделывался неоднократно. Каждый император устанавливал в Нижнем парке новые фонтаны или реконструировал существующие, не отходя от изначальной петровской идеи. По сей день здесь веселят публику фонтаны-шутихи, обливающие водой зазевавшихся посетителей. В свое время это Петр распорядился поставить вблизи дворца Монплезир два фонтана-диванчика с секретом…

Любимая сказка Петра. Фото: Вера Черенева

Возрождение из пепла

Летом 1940 года Петергоф посетило в общей сложности более двух миллионов человек. Летний сезон следующего, 1941 года, планировали открыть 22 июня. В этот день нацисты напали на Советский Союз, а через месяц вошли в Петергоф. Директор объединенных парков Петергофа и Ораниенбаума М.М. Ребане рассказывал о первом дне войны: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью „Белые ночи“. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков». Сотрудники немедленно стали готовиться к эвакуации ценных предметов: составили списки, сняли со стен картины, приступили к упаковыванию сервизов и люстр. Из всех предметов Большого дворца удалось спасти лишь половину – часть из них разместили в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала. В эвакуационном акте от 22 сентября 1941 года сказано следующее: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности». Бои за Петергоф были в самом разгаре – приходилось спешить. Десяти предоставленных вагонов оказалось мало, чтобы перевезти все необходимое. Скрепя сердце сотрудники начали выбирать, что придется оставить и по возможности спрятать. В подземном тоннеле оказались и статуи Большого каскада. После демонтажа их планировали вывезти, но не успели. Сдвинуть с места скульптуру Самсона, весившую 3,5 тонны, было тогда невозможно.

Нацисты находились в Петергофе до 19 января 1944 года. В парках они вырубили деревья, а дворцы и павильоны разграбили. Большой дворец, Екатерининский корпус и дворец Марли были сожжены. Подземные водоводные магистрали враг вывел из строя. От Большого каскада, фонтанов «Золотая гора» и «Шахматная гора» почти ничего не осталось. Территория некогда цветущих, полных зелени и воды парков теперь представляла собой нагромождение колючей проволоки. Земля была испещрена траншеями, рвами и воронками, всюду виднелись доты и дзоты. Помимо статуи Самсона, нацисты прихватили с собой свинцовые барельефы и тысячи ценностей Петергофа. Когда после освобождения сюда вернулись музейные сотрудники, перед их глазами предстала жуткая картина: «…Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона». Поэтесса Ольга Бергольц писала: «От Петергофа осталось только небо». Впереди была тяжелая работа по восстановлению. Полностью воссоздать Петергоф в прежнем виде, увы, было невозможно, однако благодаря колоссальному труду ленинградцев парки были расчищены, скульптурные шедевры отреставрированы, а часть украденных немцами ценностей найдена (например, скульптурная группа «Нептун») и возвращена домой. Уже 17 июня 1945 года Нижний парк открыли для прогулок, а спустя год вновь заработали 38 петергофских фонтанов.

Фонтаны Нижнего парка

Это основная достопримечательность Нижнего парка. Всего здесь насчитывается около 150 фонтанов, каждый из которых представляет собой скульптурно-художественную композицию.

Самые интересные из фонтанов:

Самсон, раздирающий пасть льва

Это самый высокий фонтан Петергофа. Из пасти льва бьет струя воды на высоту порядка 21 метра. Скульптура установлена в 1835 г. в честь победы русской армии в битве со шведами под Полтавой. Самсон олицетворяет победоносную Россию, лев — поверженную Швецию.

Римские

Они похожи на фонтаны, расположенные на площади перед собором святого Петра в Риме, за что и получили свое название. Сооруженные в 1739 г., они представляют собой сочетание чаш, расположенных на высоте двух ярусов. Вода, взмывая вверх до высоты 10 метров и падая вниз последовательно на чаши каждого яруса, стекает в бассейн, создавая при этом блестящую водную завесу.

Менажерные

Название фонтаны получили от французского слова menager, то есть экономный, бережливый. Секрет их в том, что они демонстрируют объем воды, больший, чем расходуется фактически. Это достигается специальными насадками, которые позволяют создать водяной столб диаметром 30 сантиметров, с виду похожий на сплошной. На самом деле в середине вместо воды – пустота и вода подается только по внешнему диаметру трубы.

Мнение эксперта

Екатерина Смирнова

Наш любимый историк

Исторический факт! Идея создания этой хитрости принадлежит лично Петру I. Он сам разработал конструкцию и сделал чертежи насадок.

После изготовления всех деталей и их установки появилась возможность создать эффект потока воды значительного диаметра, взмывающего на высоту 15 метров.

Оранжерейный

В аллегорической форме он демонстрирует борьбу России за выход к Балтийскому морю и олицетворяет победу русского флота над шведской эскадрой в сражении при Гангуте в 1714 г.

Скульптурная композиция представляет собой Тритона, вступившего в поединок с морским чудовищем в виде крокодила с рыбьим хвостом. Тритон не оставляет чудовищу никаких шансов и оно явно сдается, выпуская из пасти водяную струю высотой восемь метров. Практически, то же самое происходило в знаменитой морской битве. Российский флот в меньшем составе одержал победу над многочисленной шведской эскадрой, корабли которой бежали с места сражения, как на фонтане от Тритона бегут в разные стороны черепахи, вытянув в страхе свои шведские шеи.

Солнце

Технически очень сложная конструкция, не повторяющаяся ни в одном фонтане Петергофа. В центре бассейна располагается цилиндрическое основание, представляющее собой бассейн меньшего диаметра. Внутри него вращается цилиндрическая колонна высотой 3.5 метра с позолоченными дисками на вершине. Из дисков в разные стороны разлетаются потоки воды похожие на солнечные лучи.

Дельфины, размещенные на чаше бассейна, вторят им, выпуская из своих дельфиньих ртов радостные струи воды, приветствуя сверкающее солнце. В яркие солнечные дни создается невероятная хрустальная феерия сверкающих брызг и потоков воды. Интересно, что механизм фонтана находится в первозданном виде.

Чаши

На одной оси с Самсоном Большого каскада, по обе его стороны располагаются два интересных фонтана с диаметром бассейна свыше 25 метров. Западный фонтан называют итальянским. И, действительно его авторы – итальянцы братья Дассовани и Джулиано Бараттини. Восточный фонтан называется французским, ведь его построил француз Поль Суалем.

Воронихинские колоннады

Стройные белоснежные здания с парными колоннами и сияющими золотыми вазами на крышах отделяют цветники Нижнего парка от его основного зеленого массива. Фонтаны бьют из ваз и позолоченных куполов, придавая зданиям необыкновенно нарядный и праздничный вид.

В середине 19 века архитектор Андрей Штакеншнейдер заново отделал здания. Купола были покрыты позолоченной медью, а на полы колоннад выложена венецианская мозаика.

Сноп

Один из самых древних фонтанов расположен в центральной части Монплезирского сада. Он создан архитектором Н. Микетти по эскизу Петра I и представляет собой мощный водомет — из центральной конструкции, напоминающей связку колосьев, вверх бьет струя воды высотой 4,5 метра. В бассейне диаметром 20 метров по периметру расположены 24 наклонные форсунки, из которых бьют водяные струи, напоминающие по траектории колосья, дополнительно придавая фонтану очертания снопа.

Храм Петра и Павла

История Собора Петра и Павла в Петергофе не такая насыщенная событиями, как у других архитектурных шедевров, потому что это здание возведено только в начале ХХ века по просьбе заведующего духовенством двора Иоанном Янышевым, который вовремя увидел необходимость постройки нового храма в Петергофе из-за нехватки места в существующих храмах. После рассмотрения просьбы на высочайшем уровне, проектирования (архитектор Николай Султанов), закладки фундамента, строительства (руководил – архитектор Василий Косяков), отделки и росписи собора лучшими художниками Санкт-Петербурга и Палеха прошло долгих 13 лет, и только в 1905 году храм был освящён тем же протопресвитером Иоанном Янышевым.

История храма в советское время – это череда позитивных и негативных событий, благодаря которым он всё же сохранил сой первоначальный облик. Сегодня собор представляет собой действующий православный храм с церковно-приходской школой и собственным благотворительным фондом. Его внутреннее убранство выполнено в нескольких художественных направлениях, но снаружи это типичный архитектурный ансамбль в неорусском стиле, пирамидальный и поднимающийся к небу на высоту 70 м. Всё здесь сделано рационально и функционально! Храм окружает крытая галерея с внутренними помещениями для освящения даров. Пристроены сени в качестве гардеробных, на хоры поднимаются отдельные лестницы. Довершают прекрасный внешний облик шатровая звонница, часовня с каменным арочным порталом, а также два крыльца главного входа в собор. Ещё одним часто посещаемым местом в храме является смотровая площадка, куда можно подняться, заплатив небольшую сумму в качестве пожертвования. Чаще всего на площадку допускаются туристические группы, следующие по определённому экскурсионному маршруту. Вид с площадки в хорошую погоду замечательный – это Кронштадт, часть Петергофа с Верхним парком и Ольгиным прудом, часть Санкт-Петербурга, Бабигон, Финский залив.

Три Самсона

В годы правления Анны Иоанновны годовщину Полтавской битвы отпраздновали сооружением самого величественного фонтана Петергофа. Монумент, окруженный водой, получил название «Самсон, разрывающий пасть льва». Фигура Самсона символизировала мощь России и ее триумф не только в Полтавской баталии, но и во всей Северной войне. Почему именно Самсон стал главной фигурой Большого каскада? На то есть две причины. Во-первых, победа над шведами в 1709 году была одержана в день Святого Самсония Странноприимца, который считался покровителем русского войска. Кроме того, самого Петра Великого сравнивали при жизни с библейским персонажем по имени Самсон, одним из подвигов которого была победа над львом. В противники Самсону льва избрали еще и потому, что этот зверь располагался на шведском гербе.

Первая свинцовая статуя Самсона в начале XIX века потемнела и пришла в негодность – тогда ее заменили аналогичной, но из бронзы. Вариант 1802 года создал скульптор М.И. Козловский. В годы Великой Отечественной войны второй Самсон был утерян безвозвратно, и судьба его неизвестна до сих пор. В акте «Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» написано, что скульптуру разрезали на части и вывезли для переплавки в Германию. При этом фотографии из Петергофа, сделанные в 1941-1943 годах, доказывают, что в это время Самсон еще был на месте. Другая фотография, очевидно, более поздняя, запечатлела группу нацистов на фоне Большого каскада уже без скульптуры. Исследователи сходятся во мнении, что если Самсона действительно увезли в Германию, то сделано это было в 1943 году после прорыва блокады Ленинграда. Третья скульптура Самсона появилась в 1947 году, когда Петергоф восстанавливали после разрушительных последствий войны. Она, как и ее пропавшая предшественница, выполнена из золоченой бронзы.  Перед возвращением на законное место скульптуру торжественно провезли по улицам Ленинграда.

Верхний и Нижние парки в Петергофе

Верхний сад служил парадным подъездом к Большому Петергофскому дворцу со стороны сухопутной дороги, а намного более крупный Нижний сад встречал гостей, прибывших морем. Таков был замысел Петра Первого. Верхний сад при Петре имел помимо парадного, еще и хозяйственное значение: здесь выращивали овощи и рыбу для царского стола. Облик Верхнего сада сформировался на протяжении восемнадцатого века в три этапа: при Петре Первом, Анне Иоанновне и Екатерине Второй. Нижний парк, раскинувшийся у подножия природной террасы, несущей на себе Большой дворец и Большой каскад, также в значительной степени сохранил планировку и облик восемнадцатого столетия. Три части: центральная, восточная и западная составляют комплекс Нижнего сада. Весь парк имеет хорошо продуманную симметричную планировку, каждая аллея заканчивается дворцом, фонтаном или павильоном. Это настоящий шедевр садового искусства барокко, который сумел воплотить на топком берегу Финского залива архитектор Леблон, ученик гениального Анри Ленотра, создателя Версальских садов. При всех последующих переделках и реставрациях парка оригинальный замысел был сохранен.

Нижний парк

Нижний парк раскинулся на площади больше 100 га. Планировался парк как регулярный по французскому образцу.

В парке выделяются 3 части:

  • центр – Парадная;
  • восток – ;
  • запад – .

В Нижнем парке 2 системы аллей. Они веером расходятся от Большого дворца и Марли.

В конце каждой аллеи обязательно обнаружится фонтан или дворец. В парке около 150 фонтанов.

Особо любимые гостями шутихи Водяная дорога, Дубок, Гриб, Елочка, Диванчики.

Фонтан из комплекса шутих — Гриб

На склоне парковой возвышенности устроены каскады фонтанов:

  • в центре Большой каскад;
  • на востоке Шахматная гора;
  • на западе Золотая гора.

Шахматная гора

Перед каждым бьют парные фонтаны – Чаши, Римские, Менажерные.

Ваза в западной части перед Большим каскадом

В нижней части расположен Львиный каскад.

Львиный каскад

Он открыт позднее других каскадов. Но ему принадлежит последний штрих в композиции парка, задуманной Петром – каждый каскад соответствует своему дворцу.

Марли

Павильон в западной части Нижнего парка. Располагается на искусственно насыпанной перемычке между Секторальными прудами и Марлинским прудом.

Дворец миниатюрный и изысканный. Внутренних помещений всего 12, и отсутствует традиционный парадный зал. Название дворцу Петр дал на манер Марли-ле-Руа, королевской резиденции под Парижем.

Монплезир

С французского «мое удовольствие». Здание построено в 1723 г. на берегу залива в восточной части Нижнего парка.

Это был любимый дворец Петра. После его смерти во дворце ничего не меняли. Теперь в павильоне посвященный императору музей.

Александрия

Как бы забавно это не прозвучало, но русские цари были дачниками. Начиная с Николая I и его супруги Александры Федоровны, а в дальнейшем еще три поколения семьи Романовых проводили летнее время в усадьбе, названной в честь императрицы Александрией.

Парк выглядит романтично и овеян легкой грустью о давно минувших днях. Когда-то здесь гуляли и шумно веселились императорские дети, досуг которых был тщательно продуман. Сегодняшним гостям предлагают посетить места детских игр: пожарную каланчу и гимнастическую площадку, построенные специально для наследников. Для современных ребят проводятся исторические реконструкции и увлекательные исторические квесты.

Романтичный парк Александрия

Все парковые павильоны и дворцы Александрии представляют интерес для посетителей: Фельдъегерский домик, Фермерский дворец, музей «Дворцовая телеграфная станция», Новая ферма, дворец «Коттедж», Готическая капелла, каждый из экспонатов имеет увлекательную историю и интересен по-своему.

Фельдмаршал-инженер

Христофор Миних происходил из семьи потомственных инженеров, занимавшихся водным сообщением, и числился при Петре I инженером. Миних рассказал императору, что в Стрельне без насосов фонтаны не устроить, но подходящая площадка есть за дюжину верст. Инженер аргументировал свою позицию тем, что на месте будущего Петергофа перепад высот вблизи береговой линии составляет 50 футов, что позволит воде бежать по трубам самой, безо всяких насосов. Кроме того, речка Стрелка маловодна, ее мощности просто не хватит на «Большой каскад», которым грезил император.

Петр согласился с доводами. Работы на Стрелке были остановлены, началось строительство водовода для фонтанов Петергофа. Проект разработал инженер-гидравлик Василий Туволков. Ему удалось, казалось, невозможное: водометы Петергофа 9 августа заработали безо всяких насосов, в основу гидравлической системы фонтанного комплекса был положен принцип сообщающихся сосудов.

Первоначально при строительстве водовода использовались деревянные трубы, в основном сосновые, образцы этих труб и сегодня представлены в Гротах Большого каскада, отмечают в государственном музее-заповеднике «Петергоф».

Водометы экономичны, многочисленные бассейны, расположенные в парке, находятся там не только для красоты, они питают фонтаны. Например, для каскада «Золотая гора» вода поступает из Марлинского бассейна. А воды «Менажерных фонтанов» обеспечивают работу четырех миниатюрных фонтанов «Клошей».

Украшением фонтанного комплекса стал «Большой каскад», идея создания которого принадлежит лично императору.

И. Ческий. Вид Большого Каскада, фонтана Самсона и Большого дворца. Начало XIX века.

Луговой парк

Это один из самых больших по площади парк Петергофа. Он закладывался в середине 19 века на месте болот и крестьянских полей. На продолжении трех десятилетий содружество известных паркостроителей формировало его внешний облик.

Созданный в духе пейзажного парка, он демонстрирует естественную красоту окружающего ландшафта, где главная роль отведена лугам и прудам-водохранилищам.

В цепи водоемов важным элементом парка является Запасной пруд. В 1834 г. архитектор А. Штакеншнейдер построил на берегу сельский, так называемый, «Никольский домик». Строение было похоже на русскую избу и совместно с тесовыми воротами и высоким забором создавало впечатление крестьянской усадьбы.

Отдельные ее элементы существуют и в наши дни, но, несомненно, главной достопримечательностью является великолепный дворец, возвышающийся на Бибигонской возвышенности.

Луговой парк во времена российских императоров служил прекрасным местом для дальних прогулок царских гостей. Таким он является и в наши дни, лишь с той разницей, что на его просторах вместо царской свиты можно увидеть современных любителей природы.

Петергоф неизвестные факты. Интересные факты о фонтанах Петергофа

20 августа 1721 года были впервые пущены фонтаны и каскады Петергофа. Водные конструкции летней резиденции Петра Первого — «Столицы фонтанов» — уникальны. Ежегодно посмотреть на них съезжаются миллионы туристов.1. Легендарный фонтанный комплекс изначально хотели строить вовсе не в Петергофе. Работы начали в Стрельне. Однако возникли некоторые проблемы. Дело в том, что для круглосуточной работы фонтанов воду нужно было поднять до отметки в 10 метров. Это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки.

Проблему могли бы решить гидротехнические сооружения. Но тратиться на них Петр не хотел. Да и стоило ли переплачивать, если западнее от Стрельны существовал ландшафт, идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против воли императора решился только инженер и гидротехник Б. Миних. Он с помощью своих расчетов доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и посоветовал перенести строительство в Петергоф.2. Фонтанный комплекс строили больше века. За это время он обзавелся четырьмя каскадами и 173 фонтанами. Идея его создания принадлежит Петру Первому. Император, обретший выход к морю, задался целью возвести на берегу Финского залива поражающие воображение сооружения.

3. Фонтанный комплекс Петергофа — один из лучших в мире. Он был построен в ответ Версалю, созданному при Людовике XIV во Франции. Водные конструкции Петрограда считаются самыми шикарными.Кстати, по замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой — стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось осуществить.

4. Наибольший урон фонтанам Петергофа был нанесен в годы Второй мировой войны. Тогда летняя резиденция Петра была практически полностью разрушена артиллерией. Перед приходом немецких войск удалось эвакуировать свыше 8 тысяч предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако спасли не все. Пропали четыре самые большие скульптуры комплекса: «Самсон», «Тритоны», «Волхов» и «Нева». Их не успели эвакуировать.5. Реставрация в Петергофе продолжается до сих пор. А началась она еще в 1944 году.Кстати, последняя масштабная реконструкция Большого каскада, длившаяся семь лет, завершилась торжественным пуском фонтанов в 1995 году. Сейчас продолжаются работы в Большом дворце, Монплезире, Марли, дворце Коттедж.

6. Центральным сооружением Петергофа является Большой Каскад. Это комплекс водных сооружений, украшенных вазами, барельефами и статуями. Особое место в композиции занимает фонтан «Самсон, раздирающий пасть льву». Кстати, первоначально в центре должен был стоять не он, а Геракл, побеждающий Лернейскую гидру. Но потом его заменили на Самсона со львом. Считается, что это было сделано из-за победы русских войск над шведами в Полтавской битве. Ее одержали в день Сампсония Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, така как располагается на гербе этой страны.

7. Особенность фонтанов Петергофа — в их системе водоснабжения. В отличие от Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные сооружения, в нашей решили пустить воду «на самотек». Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся зарубежом мастеру Василию Туволкову. Придуманная им система была построена по принципу сообщающихся сосудов. Были сооружены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада.

В этом случае высота фонтанной струи зависит от разницы между уровнем водоема и самого фонтана. Именно поэтому в Верхнем саду можно было устроить лишь небольшие по высоте фонтаны, зато в Нижнем парке вода устремлялась вверху на 16-метровую высоту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: