Вооружение
Артиллерия плавбатареи №3 была сведена в три орудийные батареи:
- две 130-мм орудийные установки Б-13 (поставлены из арсенала), командир полубатареи – лейтенант Михаил З. Лопатко; в боекомплект орудий включили «ныряющие» снаряды для борьбы с подводными лодками;
- четыре 76,2-мм зенитных орудийных установки 34-К, командир батареи – лейтенант Семён Абрамович Хигер (закончил Черноморское училище)
- три 37-мм зенитных автомата 70-К, командир батареи – лейтенант Николай Даньшин
- три 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК.
Есть сведения, что позднее дополнительно была смонтирована счетверенная установка пулеметов «Максим».
В конце октября 1941 года оба 130-мм орудия демонтировали и вместе с расчетами отправили на сухопутный фронт. Весь боезапас снарядов для них, кроме «ныряющих», также был свезен на берег. В результате экипаж корабля сократился до 111 человек.
Слайд 5«Дни и ночи»В повести К. Симонова «Дни и ночи»(1943 – 1944 гг.)
о герое сказано, что он ощущал войну, «как всеобщую кровавую страду». Человек работает – вот его главное занятие на войне, до изнеможения, не просто на пределе, а выше всякого предела своих сил. В этом его главный военный подвиг. В повести не раз упоминается, что Сабуров «привык к войне», к самому страшному в ней, «к тому, что люди здоровые, разговаривавшие, шутившие с ним только что, через десять минут переставали существовать». Исходя из того, что на войне необычное становится обычным, героизм – нормой, исключительное переводится самой жизнью в разряд обыкновенного. Симонов создает характер сдержанного, несколько сурового, молчаливого человека, ставшего популярным в послевоенной литературе. Война по-новому оценила в людях существенное и несущественное, главное и неглавное, истинное и показное: «…люди на войне стали проще, чище и умнее… Хорошее у них выплыло на поверхность оттого, что их перестали судить по многочисленным и неясным критериям… Люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, – на это у них не осталось ни времени, ни желания».
Конструкция
На батарее «Не тронь меня» уклон бортов начинался от батарейной палубы. Батарея имела массивные бронированные таранные штевни в носу и в корме, ахтерштевень служил также для защиты руля и винта. Рулевая рама, фор- и ахтерштевни изготовляли коваными. Чтобы избежать значительной бортовой качки на батарее использовали скуловые кили, впервые примененные на кораблях российского флота. Такие кили длиной по 6,1 м и шириной по 305 мм были установлены на батарее «Не тронь меня» уже в процессе постройки.
Корпус батареи был разделён на семь отсеков водонепроницаемыми переборками толщиной 13,5 мм, доходившими до батарейной палубы. Корпус имел одно дно, в качестве балласта пространство между флорами заливали раствором цемента с песком. Килевые листы были из 28,5-мм железа, шпангоуты — из 10,5-мм железа при ширине 254 мм. Обшивку бортов толщиной под водой 16,5 и над водой 13,5 мм крепили при помощи уголкового железа. Три непрерывные палубы — верхнюю, батарейную и жилую настилали поверх 10,8-мм бимсов, подкрепленных сплошными коваными пиллерсами. В бортовых отсеках разместили особые цистерны, при заполнении которых батарея дополнительно углублялась на 305 мм, благодаря чему уменьшалась поражаемая поверхность.
Движитель
На «Не тронь меня» был трехлопастной гребной винт. Батареи с их полными обводами при средней осадке от 4,4 до 4,6 м и умеренной мощности машин отличались плохими ходовыми качествами.
Бронирование
Броневая защита «Не тронь меня» полностью покрывала надводный борт и опускалась примерно на 1,2 м ниже ватерлинии. Толщина кованой железной брони 114 мм в середине и 102 мм в оконечностях. Тиковая подкладка под броню — 254 мм (на отвесных бортах усилена до 457 мм). Жилая и верхняя палубы поверх 6,5 мм железных листов были покрыты сосновыми, батарейная — 102 мм дубовыми досками. Броня крепилась к корпусу сквозными болтами диаметром 36,1 мм и опиралась на специальный выступ в шпангоутах. На батарейной палубе в броне имелись орудийные порты высотой в свету 864 мм. Круглая в плане боевая рубка была защищена 114-мм плитами. Жилую и верхнюю палубы поверх 6,5-мм железных листов застилали сосновыми досками, а батарейную — 102-мм дубовыми. На «Не тронь меня» для защиты от навесных выстрелов по бимсам нижней палубы над крюйт-камерами и бомбовыми погребами были положены 25,4-мм железные листы.
Вооружение
Первоначально батарею предполагалось вооружить 24 гладкоствольными пушками. Два орудия располагались на поворотных платформах на верхней палубе, остальные — в закрытой батарее. Заводу Круппа в 1863 году были заказаны 68 8 дм (203 мм) гладкоствольных пушек. На корабли они не попали, так как в 1864 году было решено переделать их в нарезные. В кампанию 1866 года «Не тронь меня» вооружили 203 мм стальными нарезными орудиями Круппа (17 орудий). Позднее батарея была перевооружена нарезными казнозарядными орудиями образца 1867 года. В 1875 году «Не тронь меня» имела 16 таких орудий. Вооружение дополнялось 4-фунтовыми (87-мм) пушками, пушками Энгстрема и Пальмкранца. Потопление на Дунае турецкого броненосца в войну 1877—78 года удачным выстрелом мортиры навело на мысль вооружить корабли 9 дм (229 мм) мортирами для навесной стрельбы. Одно такое орудие получила и «Не тронь меня».
8 дм (203 мм) орудия батареи имели угол возвышения 50, что обеспечивало дальность стрельбы до 10 кабельтовых. Снаряды в свинцовой оболочке из обыкновенного чугуна весили 73,7 кг, из закаленного — 84,8 кг.
История
Русское морское ведомство решило для плавания в океанах и линейного боя оставить бортовые броненосцы с полным парусным вооружением и с броней умеренной толщины, а для атаки и обороны портов и гаваней строить броненосцы береговой обороны, способные нести самые тяжелые орудия и самую толстую броню. Поскольку первостепенной задачей для России была защита берегов, основной упор кораблестроительной программы делался на броненосцы береговой обороны.
Постройка в 1861 году небольшой броненосной лодки «Опыт » показала, что заводы царской России не в состоянии были выполнить требования морского ведомства. Поэтому первый российский броненосец — плавучая батарея «Первенец» — сооружался в Англии. Её строительство было использовано для обучения русских инженеров и мастеров, командированных с этой целью в Англию.
Происхождение наименования
В документах новая единица сил охраны водного района именовалась «несамоходная плавучая зенитная батарея №3». В обиходе ее шутливо называли «Коломбина».
Существует две версии происхождения названия. По первой, вскоре после вступления в строй на плавбатарее родилась песня:
Не тронь меня фашист, проклятый!
А коль нарушишь неба тишь,
Из пламенных моих объятий
Живым назад не улетишь!
По первым словам этой песни батарею и стали называть: «Не тронь меня!»
Согласно второй, более академической версии, батарея названа в честь входившей в состав российского флота во второй половине XIX века броненосной плавучей батареи «Не тронь меня».
Немцы называли плавбатарею №3 — «Пронеси, господи» и «Квадрат смерти»
Переоборудование
В июле 1941 года на «квадрате» начались работы по монтажу общекорабельных систем и установке вооружения. Работу над проектом возглавлял главный конструктор инженер Л.И. Ивицкий. Строительство батареи осуществлялось рабочими Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе (директор — Сургучев, главный инженер — Феликс Иванович Кривчик) во главе со старшим строителем инженером В.А. Лозенко, с привлечением личного состава будущей батареи. Бригадиры Анатолий Раслундовский и Савелий Койга со своими бригадами чтобы не тратить время на поездки домой и обратно, устраивались на короткий ночной отдых прямо в отсеке. Внутри отсека оборудовали жилые помещения, камбуз, радиорубку, склады и погреба. На палубе установили боевую рубку, дальномеры и два прожектора. Для спуска-подъема шлюпки смонтировали шлюпбалку. Якорь использовали готовый, по утверждению рабочих завода, это был адмиралтейский якорь с линкора «Императрица Мария». Общее время переоборудования составило 17 суток (по другим данным 18 дней).
Плавбатарея получила искажающую камуфляжную окраску под цвет штормового Черного моря — белые и синие волнообразные полосы.
Экипаж плавбатареи составили 130 человек (по другим данным 150), 50 из них призвали из запаса, остальных набрали с кораблей ЧФ.
3 августа 1941 года на отдельной плавучей батарее №3 был поднят военно-морской флаг. Приказом командующего ЧФ от 4 августа она была включена в состав Охраны водного района Главной базы. Командиром плавбатареи №3 был назначен старший лейтенант Сергей Яковлевич Мошенский, военным комиссаром — старший политрук Нестор Степанович Середа (призван из запаса).
О подвигах моряков расскажут экспонаты
21.07.2023
890
Фото: РИА «Победа РФ»
Фото: РИА «Победа РФ»
25 июля в Музее Победы откроется обновленный выставочный проект «Война: день за днем», приуроченный ко Дню Военно-Морского Флота. Во временной экспозиции представят около 40 раритетов из фондов музея.
«В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот выполнял множество важных стратегических задач: участвовал в морских сражениях, высаживал десант, прикрывал водные перевозки и многое другое. Всего было проведено более 88 операций, при этом флот 23 раза привлекался к участию в сухопутных операциях. Более 500 тысяч моряков сражались на сухопутных фронтах. Более 350 тысяч матросов и офицеров были награждены орденами и медалями, и около 600 человек удостоены почетного звания Герой Советского Союза», — рассказала куратор выставки Музея Победы Ирина Чубаева.
Одними из наиболее интересных экспонатов станут пятиконечная звезда (в годы войны она устанавливалась на рубке эсминца и показывала, что корабль отмечен призом командующего за выполнение определенной задачи), летняя форма краснофлотца образца 1934 года, форма офицера ВМФ образца 1943 года со знаками различия инженер-капитана I ранга, а также навигационные инструменты, образцы техники и плакаты.
Посетители Музея Победы увидят морской бинокль; штурманский секстан, предназначенный для измерения углов на движущемся судне; счетчик лага, позволяющий измерить скорость движения судна; корабельный компас и многое другое.
На выставке также будут представлены агитплакаты ВМФ времен Великой Отечественной художника Петра Мальцева, листовку с клятвой краснофлотцев, старшин и офицеров Ладожской военной флотилии, данной 17 сентября 1944 года.
Посетить выставку можно до 28 августа 2023 года.
День Военно-Морского Флота был учрежден в 1939 году. Он отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля. В 2023 году торжество выпадает на 30 июля.
Существует версия о том, что Иосиф Сталин утвердил 24 июля, чтобы отметить достижения офицера — день рождения адмирала Кузнецова. С этого момента, начиная с 1939 года, в СССР каждый 24 июля праздновали и почитали всех, кто служит или когда-либо служил на флоте. Так продолжалось в течение 41 года. Впоследствии, в 1980 году, было решено перенести этот праздник на последний выходной день июля. Эти изменения внесены в список праздничных дней Советской армии (СА) указом президиума Верховного Совета Советского Союза.
30 июля в честь Дня Военно-Морского Флота гости в тельняшках или в бескозырках смогут бесплатно посетить Музей Победы и его филиал «Главные Оружейные Реликвии Армии» (музей «Г.О.Р.А.») на Поклонной горе (за исключением экспозиций «Подвиг Народа» и «Битва за Москву. Первая Победа!» и экскурсионного обслуживания).
#ик
Боевой счет батареи «Не тронь меня!»
Согласно различным источникам, за 7 месяцев боев, батареей было сбито от 22 до 28 самолетов противника. Это своеобразный рекорд – лучшего результата нет ни у одного корабля ВМФ СССР.
Сразу тремя документами (рапорт командира плавбатареи капитана-лейтенанта Мошенского о проведённом бое с указанием времени и места падения самолёта, подтверждение от постов ВНОС, или рапорты и доклады из частей, бывших свидетелями сбития, а также рапортом оперативного дежурного по ОВРу с указанием типа, времени и места сбития самолёта) подтверждено 18 побед зенитчиков батареи:
- 29 ноября 1941 года расчетом 37-мм ЗА сбит Bf -109. Самолет упал в районе аэродрома Херсонес
- 17 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в Камышовой бухте в 500 м от батареи
- 22 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчетом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в районе аэродрома
- 23 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётом 76-мм орудий сбит Ju-88. Самолет упал у берега на траверзе аэродрома
- 17 января 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес в 10 ч 24 м расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в расположении 35-ой батареи
- 17 января 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес 13 ч 21 м – 13 ч 31 м были подбиты и ушли в сторону Качи два He-111
- 14 апреля 1942 года в ходе второго налета на аэродром Херсонес расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в расположении 92-го ЗАД
- 27 мая 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётами 37-мм ЗА сбиты два Bf-109. Один самолет упал на мысе Херсонес у аэродрома, второй — в море у мыса Фиолент
- 27 мая 1942 года в ходе второго налета на аэродром Херсонес сбит расчетом 76-мм ЗО Do-215. Самолет упал в море по пеленгу 220, удаление 8 кабельтовых
- 9 июня 1942 года на аэродром Херсонес произведено сразу три налета. Расчётами 37-мм ЗА во время этих налетов сбито три Ju-88. Самолеты упали: один у береговой черты, один в море, один на мысе Фиолент
- 12 июня 1942 года расчетом 37-мм ЗА сбит Bf-109, который упал на край аэродрома Херсонес (гнался за нашим подбитым истребителем; немецкий летчик выжил и после войны в своих мемуарах все описал)
- 13 июня 1942 года произведено два налета на аэродром Херсонес. В 16 ч 50 мин расчётом 76-мм ЗО сбит Ju-88. Самолет взорвался в воздухе
- 14 июня 1942 года противник произвел три налета на аэродром Херсонес. Расчётами 37-мм ЗА и 76-мм ЗО сбито три Ju-87. Один упал в районе аэродрома Херсонес, один упал в море и один рядом с маяком на Херсонесе. Ещё два Ju-87 были повреждены и ушли в сторону Качи.
- 19 июня 1942 года в ходе налtта на аэродром Херсонес расчетом 37-мм ЗА сбит Ju-88. Самолет упал в море в 10 кб от плавбатареи.
Еще как минимум шесть побед подтверждаются единичным источником (доклад дежурного по ОВРу, доклады командира 92-го ЗАД и командира ИАП), но на них не обнаружено рапортов командира батареи Мошенского, или второго подтверждения. Следует отметить, что не все рапорты Мошенского сохранились.
Строительство
Батарея «Не тронь меня» строилась уже в России, на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге по контракту с английским заводчиком Ч. Митчелом. Морское министерство обязалось устроить на Галерном острове эллинг со всеми приспособлениями, склад для хранения материалов, мастерские с приводом станков от паровой машины, печи, горны, паровые подвижные краны, железные дороги и газовое освещение. В сооружении верфи и постройке батареи «Не тронь меня» участвовали многие русские инженеры и мастеровые. Наблюдающим за постройкой от Кораблестроительного технического комитета был назначен корабельный инженер А. X. Соболев. Паровая машина работы завода Хамфрейса (Англия, 1858 год) и четыре бывших в употреблении паровых котла были сняты с винтового корабля «Константин». Ремонт паровой машины производил петербургский завод Берда.
- 10 июля 1862 года — батарея была зачислена в списки судов Балтийского флота.
- 15 января 1863 года — начата постройкой на эллинге Галерного острова в Санкт-Петербурге.
- 9 ноября 1863 — прошла официальная церемония закладки.
- 11 июня 1864 года — спущена на воду
- 16 октября 1864 года — приведена в Кронштадт на гидравлическом доке, выведена из него и под собственными парами вошла в гавань для достройки.
- 6 июля 1865 года — вступила в строй.
Слайд 8«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»Перед нами столкновение человека с историей. Рассказывая о своей жизни,
Соколов вовлекает в единый круг переживаний повествователя. После Гражданской войны у Андрея Соколова «родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». Жизнь пощадила его: он женился, появились дети, построил дом. Потом наступила новая война, которая отняла у него все. У него опять никого нет. В рассказчике будто сконцентрирована вся боль народа: «…глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». От боли одиночества героя спасает забота о еще более беззащитном существе. Таковым оказался сирота Ванюшка – «этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя!». Появилась отрада: «ночью то погладишь его сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…».