Зовущая на подвиг: с чего начиналась «родина-мать»

Описание монумента

Но давайте пристальнее взглянем на скульптуру «Родина-мать зовёт!». Несомненно, это один из самых ярких аллегорических образов в истории ваяния. Родина здесь представлена в облике высокой статной женщины, поднимающей меч. Она словно шагает навстречу нам. Её тело чуть повёрнуто назад, туда же в приглашающем жесте направлена и левая рука. Она действительно зовёт своих сыновей на битву с врагом.

О решимости и воинственности «Родины-матери» говорит и выражение её лица. Рот приоткрыт, словно в призыве идти в атаку, а брови сурово сдвинуты. Но главной “изюминкой” скульптуры является динамика, которая передаётся за счёт развевающихся по ветру одежды и волос.

В складках развевающихся одежд прослеживаются античные мотивы

Скульпторы виртуозно передали эту часть композиции. На мой взгляд, в драпировке одежд, в их кажущейся лёгкости можно заметить античные мотивы, что, вероятно, и вдохновили создателей.

Высоко поднятый меч статуи олицетворяет борьбу и силу. Неспроста у Сталинграда была установлена не солдатская, а именно женская фигура. На бой воинов-защитников действительно поднимала Родина, за которую они сражались и отдавали жизни – в имя счастливого будущего своих потомков.

Скульптор Евгений Викторович Вучетич, инженер Николай Васильевич Никитин «Родина-мать зовёт!» , 1959-1967 годыМестонахождение: Волгоград, Россия

А напоследок хочу привести интересный факт о скульптуре «Родина-мать зовёт!». Внутри она представляет собой полую конструкцию. Все части удерживаются лишь за счёт натяжения тросов. При этом снаружи никаких креплений к основанию, на котором она стоит, не имеется. «Родина-мать» держится исключительно за счёт собственного веса. А вот на тросах установлены датчики, показатели которых контролируют специалисты Как видите, в этом изваянии сочетается не только память о прошлом, но и современные технологии.

Описание монумента

Для строительства монумента использовался железобетон – на тот момент этот материал был самым легкодоступным и дешевым. Изначально планировалось, что меч сделали из нержавеющей стали, однако такой вариант мог быстро деформироваться, поэтому спустя пять лет после открытия памятника оружие заменили на новое, из фторированной стали. Всего для строительства одной только фигуры использовали 5,5 тысяч железобетона и 2,4 тысячи конструкций из металла.

На сегодняшний день «Родина-мать» – самая высокая постройка в мире среди нерелигиозных. Высота статуи составляет 87 метров, из которых 52 – сама женщина, остальное – пьедестал. Высочайшая религиозная постройка почти в два раза выше – «рост» китайской статуи «Будда весеннего храма» составляет 152 метра.

А мы помним, и будем помнить!

Каждый час на Мамаевом кургане проходит смена караула в Зале Воинской Славы.

Зал Воинской Славы

Мы увидели это торжественное зрелище. Но в самом зале я не смогла снимать. Слишком серьёзные лица были у тех, кто в карауле. И такая тишина, что мне показалось неловким в такой момент щёлкать фотоаппаратом. Хотя сейчас жалею, что не сделала хотя бы пару кадров, чтобы показать своим читателям.

Почётный караул на Мамаевом кургане

Вообще на Мамаевом кургане особая атмосфера. Здесь даже дети притихают, чувствуя величие места. Скорбь тут переплетается с гордостью за свою страну и радостью оттого, что эта страшная война далеко позади.

Мы, жители Ростовской области, преклоняем колени перед бессмертным подвигом своих отцов и дедов…

С вершины кургана открывается прекрасная панорама Волги и стоящего на ней города. Здесь завершается путь из двухсот ступеней мемориала, равных числу дней Сталинградской битвы.

Вид сверху на зал Воинской Славы, Площадь Героев и Волгу

Вид на Волгоград с Мамаева кургана

Время идёт… Город растёт не только вширь, но и ввысь. Огромную скульптуру Родины-матери местами заслоняют многоэтажные дома, выросшие у Волги. Очень хотелось бы надеяться, что архитекторы города сохранят доминанту скульптуры над городом и не нарушат первоначального замысла создателей мемориала.

Вид на Мамаев курган с Волги

Как добраться на Мамаев курган. Координаты Мамаева кургана: N48.742563, E44.536187. Сюда можно доехать на машине. Из центра по проспекту Ленина до Академии физкультуры (она будет справа, а слева – мемориал).

Но мы по Волгограду всегда предпочитаем гулять пешком. А сюда из центра доехали на метротраме, подземном трамвае Волгограда, который также можно назвать достопримечательностью города (такого чуда в России больше нигде не найдёте). Станция скоростного трамвая, где выходить, так и называется «Мамаев курган».

…не обычное метро, а метротрам — подземный трамвай

Также сюда можно доехать из центра троллейбусами №№ 1, 12, 8, 8а, автобусами №№ 123, 37, маршрутными такси №№ 10а, 123, 13к, 15а, 15с, 160, 199а, 1с, 260, 2с, 30, 33, 36, 3c, 4с, 53, 57, 77, 7к, 84.

Я с младшей дочкой на Мамаевом кургане

Вход на курган бесплатный, приходить сюда можно в любое время суток.

Надеюсь, Вас тоже впечатлила величественная скульптура Родины-матери на Мамаевом кургане.

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

———————

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!

Другие достопримечательности

Фото с сайта — topmesta.ru

Кроме объектов,
входящих в состав памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», в
Волгограде есть ещё ряд исторических достопримечательностей, с которыми будет
интересно ознакомиться каждому гостю города.

Дом Павлова

Дом Павлова. Фото с сайта — world-photo.ru

«Дом Павлова» – дом солдатской славы, который располагается на улице Пензенской в центре Волгограда. Во время Сталинградской битвы в этом доме держала оборону группа советских солдат под командованием старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева и старшего сержанта Я. Ф. Павлова.

Целых 58 дней 25 солдат героически сдерживали натиск и волны атак фашистов. Все бойцы были удостоены наград, а сам Павлов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Здание начали восстанавливать уже в 1943 году, и сейчас его фасад украшает памятная стена, которая возведена в честь обороны города.

Музей-панорама «Сталинградская битва»

Музей-панорама «Сталинградская битва». Фото с сайта — twitter.com

Эта достопримечательность является одним из объектов, входящих в музей-заповедник «Сталинградская битва». Здесь можно ознакомиться с архивными документами, фотографиями и личными вещами участников Сталинградского сражения. В число экспонатов входит оружие, партийные билеты и даже личное имущество полководцев.      

Руины мельницы имени Грудинина (Гергардта)

Руины мельницы имени Грудинина (Гергардта). Фото с сайта — 2gis.ru

Здание мельницы
начала XX столетия было практически уничтожено во время Сталинградской битвы.
Во время войны здесь был наблюдательный опорный пункт обороны города. Было
принято решение не восстанавливать здание после войны и сейчас оно остаётся
живым напоминанием об ужасах войны и подвиге советских солдат.

Музей «Память»

Музей «Память». Фото с сайта — club-hotels.ru

Музей «Память» находится в подвале Центрального универмага недалеко от центральной площади Волгограда – площади Павших Борцов. Каждый турист и гость города может увидеть здесь реконструкцию пленения фельдмаршала Ф. Паулюса и его армии. Эта экспозиция является фирменной карточкой музея.

Музей
Сталина

Музей Сталина. Фото с сайта — m.123ru.net

Музей Сталина относится к числу современных достопримечательностей города и был открыт в мае 2006 года. Музей расположен в помещении культурного центра «Сталинград» на Мамаевом Кургане.

Вся коллекция музея состоит из трёх частей, каждая из которых посвящена конкретному периоду жизни Сталина. Главная гордость музея – восковая фигура Иосифа Сталина. Экспозиция же состоит из 400 различных экспонатов, в которые входят и личные вещи вождя.

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.

Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»

На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.

Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».

Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

Построить всей страной

Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.

Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.

Установка монумента

Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.

Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.

Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе

Как добраться до Мамаева Кургана? Где остановиться?

Фото — Oleg Nabrovenkov (www.flickr.com)

Добраться до мемориала можно с помощью общественного волгоградского транспорта – троллейбуса №8, либо воспользоваться скоростным трамваем. В любом из вариантов конечным пунктом будет остановка «Мамаев курган».

В Волгограде есть множество различных гостиниц и отелей, где гости города могут остановиться и переночевать.

Фото с сайта — playcast.ru

Волгоград — отличный выбор для туристов, которые хотят не просто отдохнуть, а ещё духовно обогатиться. Редкий город может похвастаться таким количеством разнообразных достопримечательностей и объектов культурного наследия, а Мамаев Курган и вовсе уникальный мемориальный комплекс аналогов, которому просто нет.

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Фото с сайта — photo.boltai.com

Этот комплекс
состоит из множества различных композиций, которые достойны отдельного
упоминания.

Монумент «Память поколений»

Мемориал «Память поколений». Фото с сайта — yourguide.biz

Первое знакомство со всем мемориалом начинается у самого входа в комплекс, где расположена композиция «Память поколений». Монумент является скульптурой, изображающей людей различных возрастов. Люди, разных поколений, несут венки на Мамаев Курган, для того чтобы почтить погибших воинов.

Аллея пирамидальных тополей

Аллея пирамидальных тополей. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Далее, если пройти
по лестнице, можно выйти на Аллею пирамидальных тополей. Её длина составляет 223 метра, а ширина 10.
Площадь аллеи состоит из гранитных плит, её склоны покрыты травой, кустарниками
и различными деревьями. Аллея ведёт на площадь «Стоять насмерть».

Площадь
«Стоять насмерть»

Площадь «Стоять насмерть». Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

После аллеи
тополей расположена лестница, состоящая из гранита, которая ведёт прямо на
площадь «Стоять насмерть». Кроме того, здесь же расположена скульптура с одноимённым
названием

Монумент изображает отважного и сильного мужчину, который могучим
торсом заслоняет путь врагу. Монумент помещён в центре бассейна

Бассейн летом
заполняется водой.

Стены-руины

Стены-руины. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Эта
достопримечательность представляет собой две большие стены. Они поставлены под
таким углом, что в конце словно сходятся. Стены являются, как будто
листами книги, на которых запечатлены все драматические и важные моменты тех давних
событий. Здесь можно увидеть сцены битв, призывы и реальные лица людей. Длина
каждой стены составляет 46
метров, а высота достигает 17,5.

Площадь героев

Площадь героев. Фото с сайта — gidavia.com

Пройдя через
стены-руины, можно оказаться на Площади героев. В центре неё расположен большой
искусственный водоём, который по задумке авторов символизирует торжество жизни
над смертью, добра над злом. Рядом расположились шесть монументальных статуй,
которые изображают подвиги солдат. Последняя скульптурная композиция
показывает, как воины расправляются с гидрой – с символом фашизма.

Монументальный рельеф

Монументальный рельеф. Фото — Oleg Nabrovenkov (www.flickr.com)

Монументальный
рельеф – это стена, которая завершает Площадь героев. На ней изображён целый рассказ,
состоящий из множества коротких эпизодов. Экспозиция рассказывает о героических
поступках советского солдата, о взятии в плен фашистов, долгожданной радости
победы. Весь монумент вызывает ощущение целостности и законченности. Длина
составляет 160 метров,
а высота 10.

Зал воинской славы

Зал воинской славы. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Это здание в форме цилиндра, зал которого всегда доступен для туристов и гостей: двери попросту отсутствуют. Сначала все посетители оказываются в галерее, где можно посмотреть на мозаику, которая изображает медаль «За оборону Сталинграда».

Здесь же, через туннель можно перейти в следующую комнату, в потолке которой есть проём, где можно разглядеть «Родину-мать». Здесь также находится основной символ и сердце зала – гигантская мраморная рука, держащая факел.

Площадь скорби

Площадь скорби. Фото с сайта — kaptravel.ru

На территории этой
площади расположена скульптура, изображающая мать, которая оплакивает своего
погибшего на войне сына. Монумент окружён небольшим искусственным водоёмом.
Кроме того, рядом с площадью можно найти могилу маршала Василия Ивановича
Чуйкова.

Монумент
«Родина-мать зовёт»

Монумент «Родина-мать зовёт». Фото с сайта — photoclub.by

Этот памятник выступает центром всего мемориального комплекса. Статуя является высочайшей в России и во всей Европе и имеет статус чуда света нашей страны. Статуя представляет собой огромную фигуру женщины, которая шагает вперёд и держит над головой меч.

Скульптура символизирует обобщённый образ Родины, которая зовёт своих сыновей на сражение с неприятелем.

Воинское мемориальное кладбище

Воинское мемориальное кладбище. Фото с сайта — megatopof.ru

Самое важное и
святое место – Братские могилы. На этом кладбище нашли свой вечный покой более
35 тысяч солдат, которые защищали город

Всего здесь находится пять братских
могил, где захоронены безымянные воины.

История Мамаева Кургана

Сталинградская битва. Фото с сайта — twitter.com

Во время Великой
Отечественной войны, в период с сентября 1942 по январь 1943 год, на Мамаевом
кургане решалась судьба всей Сталинградской битвы. В военных документах это
место называлось «Высота 102.0» и она являлась стратегически важным
объектом, а потому фашистские войска с таким упорством пытались занять её. 

За время всего
сражения высота множество раз переходила от одной стороны к другой: бои шли
круглосуточно и забирали тысячи жизней. Битва за Мамаев курган длилась 135
суток, пока советской армии всё-таки не удалось разделить войско врага и
заставить его капитулировать.

Фото с сайта — pastvu.com

Сразу же после
битвы за Сталинград было принято решение о создании здесь памятника в честь
павших воинов. Строительство комплекса «Героям Сталинградской битвы» было
начато в 1959 году. Автором проекта стал скульптор Е. В. Вучетич, а главным
архитектором выступил Я. Б. Белопольский. Мемориал открылся 15 октября 1967
году.

История

@natali_s_gs

Роль Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны нельзя недооценивать. После 200-дневной осады города, которую он выдержал, хотя и не без потерь, Красная армия смогла перейти в наступление и оттеснить немецкий войска.

Еще до того, как война была окончательно завершена, советские власти приняли решение увековечить это событие в памяти потомков. Осенью 1944 года был запущен конкурс на лучший проект памятника. Свои проекты присылали не только именитые советские архитекторы, но и их коллеги из других стран, и простые граждане. Проект Георгия Марцинкевича предполагал создать колонну с барельефом, изображающим Сталина, а идея Андрея Бурова заключалась в создании гигантской пирамиды, для строительства которой он предлагал переплавить военные танки. В итоге власти утвердили проект Евгения Вучетича, который даже не принял участия в конкурсе.

Сначала Вучетич собирался поставить рядом с женщиной фигуру солдата, который будет передавать ей меч, однако сама идея оказалась нелепой и несоответствующей реальности, поэтому от такого варианта отошли.

Несмотря на то, что конкурс объявили так рано, работы над созданием статуи начались только в конце 50-х годов. Приказ подписывал уже не Сталин, на тот момент он скончался, а Хрущев. Торжественное открытие состоялось уже при Брежневе, в 1967 году. 

С тех пор памятник несколько раз реставрировали. Вскоре после его открытия на «теле» женщины появились первые трещины. Железобетон, из которого ее сделали, на тот момент являлся самым дешевым и доступным материалом, но не отличался высоким качеством. Реставрации проводили в 1972 и 1986 годах. В 2018 году монумент опять начали приводить в порядок. Работы планируют закончить к 2025 году, к юбилею Великой Победы. Ежегодно статую покрывают специальным водоотталкивающим раствором, который призван защитить ее от природных катаклизмов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: