Лазарев, михаил петрович

Здравствуй, Антарктида!

16 января 1820 года экспедиция Беллинсгаузена доказала, что Кук ошибался. Первым увидел покрытый льдом берег Антарктиды Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция вышла к материку в районе современного побережья Принцессы Марты. Второй раз моряки мельком увидели землю ледяного континента 21 января. Высадиться на материк не удалось из-за обрывистых ледяных скал, с которых в океан постоянно обрушивались ледяные глыбы.

Январь – разгар антарктического лета. За лето экспедиция исследовала прибрежный шельф Антарктиды. Суда обогнули континент, чтобы определить границы и координаты материка. Экспедиция несколько раз пересекала Южный полярный круг. К марту, при неуклонном постепенном снижении температуры и прибрежных вод, увеличивалось накопление льда у берегов Антарктиды, и плавание было сначала трудным, а затем стало просто невозможным. Корабли экспедиции направились в Австралию.

Это было второе кругосветное плавание в биографии адмирала Лазарева, на этот раз в антарктических водах. Исследования продолжились в Тихом океане. Экспедиция исследовала архипелаг Туамоту, на котором было открыто двадцать девять островов. Все они получили название в честь выдающихся государственных и военных деятелей Российской империи.

В сентябре 1820 года экспедиция вернулась к берегам Антарктиды и возобновила ее изучение. После этого были изучены Южные Шетландские острова.

Современные оценки деятельности М.П. Лазарева

С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев — один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.

Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.

В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.

В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: «Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов»
.

Берег Александра I

Берег Александра I 29 января 1821 года Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I.

«Я называю обретение сие берегом, потому что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими». Так совершилось величайшее географическое открытие XIX века.

Михаил Петрович Лазарев

Лазарев Михаил
Петрович (1788-1851), адмирал, — один из самых
замечательных моряков старого русского флота. Он
побывал в трех кругосветных плаваниях.

В 1819-1821 гг. совершенное вместе с
капитаном Беллинсгаузеном плавание на шлюпах
«Восток» и «Мирный» повлекло за собой
блестящее географическое открытие.
Беллинсгаузен и Лазарев
открыли шестой материк света — Антарктику и
описали часть ее берегов.

В морской битве при Наварине в 1827 году
Лазарев показал себя отважным и умным боевым
командиром. Назначенный впоследствии
командующим Черноморским флотом, Лазарев
следовал в воспитании русских моряков традициям
замечательного русского флотоводца
Ф. Ф. Ушакова. Русский
Черноморский флот во многом обязан Лазареву
своими высокими боевыми качествами.

Лазарев был также талантливым
кораблестроителем и географом. Он имел много
учеников и последователей. Из его школы вышли
такие моряки, как Нахимов,
Корнилов и
Истомин. Влияние лазаревских
тактических и воспитательных принципов испытал
и Макаров.

Должность ревизора на кораблях русского
флота была выборной, переходившей по очереди от
одного офицера к другому, за исключением
командира и старшего офицера. Являясь
общественной нагрузкой, должность эта не
оплачивалась. На обязанности ревизора лежало
снабжение корабля всем жизненно необходимым:
продовольствием, углем, водой и проч.

Карта маршрута экспедиции
Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева вокруг Антарктиды.

Другие биографиические материалы:

Федоров В.Л. Флотоводец и мореплаватель,
адмирал (Энциклопедический словрь Русской цивилизации).

Шикман А.П. Совершил второе кругосветное плавание
(Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.
Москва, 1997
).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Первооткрыватель Антарктиды и исследователь Антарктики (Орлов А.С.,
Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Ковалевский Н.Ф. С именем Михаила Лазарева связан
период расцвета Черноморского флота (Ковалевский Н.Ф. История
государства Российского
. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII —
начала XX века. М. 1997).

Зверев Б.И. Русский флотоводец (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Юрасов А.Н. Его род происходил из Воронежской
губернии (Энциклопедия «Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н.
Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021).

Собрал ценные сведения по океанографии,
метеорологии, этнографии (Современная иллюстрированная энциклопедия.
География. Росмэн-Пресс, М., 2006).

Похоронен в Владимирском соборе Севастополя.

Литература:

Адмиралы Российского флота. Россия поднимает
паруса / Сост. В.Д. Доценко. — СПб.: Лениздат, 1995. — С.
354- 376.

Аммон Г.А. Морские памятные даты / Под ред. В.Н.
.Алексеева. — М.: Воениздат, 1987. — 397 с.: ил. См. Имен.
указ.

Михаил Петрович Лазарев (1788 — 1851): // Мор. сборник. — 1993. -№ 4.-С. 32+цв.
портр.

Мордвинов Р.Н. Наваринский бой. — :
Госполитиздат, 1945. — 32 с.: ил.

Морские сражения русского флота: Воспоминания,
дневники, письма / Сост. В.Г. Оппоков. — М.:
Воениздат, 1994. — С. 259- 291.

Никульченков К.И. Адмирал Лазарев (1788 -1851).- М.:
Воениздат, 1956. — 200 с.: ил.

Островский Б.Г. Лазарев. — М.: Мол. гвардия, 1966. -176
с.: ил.- (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 5(422)).

Письма Михаила Петровича Лазарева к Алексею
Антиповичу Шес-такову // Мор. сборник. -1918.-№ 1-12.

Сергеев-Ценский С.Н. Адмирал М.П. Лазарев: Ист.
очерк // Сер-геев-Ценский С.Н. Витязи морей: Ист.
очерки, рассказы, новеллы, статьи. — М.: Воениздат,
1985. -С. 86-102.

Соколов А.В., Кушнарев Е.Г. Три кругосветных
плавания М.П. Лазарева. — М.: Географгиз, 1951.- 208 с.:
ил.

Фирсов И.И. И Антарктида, и Наварин. — Ярославль:
Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1983. — 144 с.

Фирсов И.И. Полвека под парусами. — М.: Мысль, 1988. —
238 с.: ил.

Фомичева Л.А. Божией милостью Адмирал Михаил Лазарев. СПб,
Сатисъ., 2006.

Лазарев М. П.. Документы, т. 1-3, М., 1952-61;

Открытие Антарктиды

Поисками загадочного южного материка занимались многие мореплаватели. В своих попытках проникнуть как можно ближе к Южному полюсу принимали участие в разные годы Д. Кук (он заявил о недоступности южной земли, назвав ее «Терра Австралиус инкогнита»), английские моряки Уотерхауз и Смит; не оставляли мысли о ледовом походе и русских моряков. После кругосветных путешествий капитаны Крузенштерн, Коцебу и Сарычев обратились в 1819 г. с прошением к царю Александру I об организации южной полярной экспедиции. Царь ответил согласием; и экспедицию пришлось снаряжать в очень сжатые сроки, чтобы успеть отплыть летом 1819 года. В состав флотилии вошло два корабля, совершенно не предназначенных для полярных плаваний: «Восток» и «Мирный».

Морской компас

Целью вояжа были «открытия возможной близости Антарктического полюса, …приобретение полнейших знаний о нашем земном шаре», т. е. цели были чисто научные: пройти как можно дальше за Южный полярный круг и подойти насколько возможно близко к неизвестной земле. При наличии парусных кораблей, не приспособленных для полярных широт, мечтать о большем не было смысла.

Капитан Беллинсгаузен (шлюп «Восток») и капитан Лазарев (шлюп «Мирный») вышли из Кронштадта в начале июля 1819 года и уже к декабрю достигли Сандвичевых островов, нанесенных на карту Д. Куком. Граница плавучих льдов встретила их на широте 69°. 27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг и устремились к югу. Наконец, перед кораблями вырос ледяной барьер из сплошного льда. В условиях плохой видимости из-за снега и тумана, корабли двинулись вдоль кромки сплошных льдов на восток. Несколько раз они то приближались, то отдалялись от «матерого» льда, части ледяного щита Антарктиды, трижды пересекая полярный круг в своих попытках приблизиться к земле.

Путь кораблей Беллинсгаузена и Лазарева в 1918-1821 гг.

Но земля ли это? Материк перед их глазами или просто острова, покрытые льдом, ледяные моря, возвышающиеся над кораблями подобно стенам? Они были менее чем в трех километрах от «суши», так близко к ней еще не приближался никто.. «Пробегая между льдинными островами в ясную погоду… мы забирались иногда в такую чащу… и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шел снег, – горизонт наш иногда ограничивался не далее, как на 20 сажен», – писал о погоде Лазарев. Подойти ближе не представлялось возможным, к тому же начиналась полярная зима, и кораблям пришлось отступить в более теплые воды.

Было решено отправиться севернее, в необъятные пространства Индийского океана. Корабли пошли поодиночке: у них были разные ходовые качества, и было решено, что вновь флотилия воссоединится в Сиднее для ремонта. Во время плавания в водах Индийского и Тихого океанов капитаны не оставляли своих научных целей: были обследованы острова Туамоту, Лазарев и «Мирный» посетили остров Пасхи, дали встреченным ими многочисленным островкам русские имена.

И.Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде

После стоянки у берегов Австралии «Восток» и «Мирный» вновь устремились к югу. Спустя год, в январе 1821 года корабли опять подошли к предполагаемому материку и 28 января наблюдали в условиях более ясной погоды берег, на котором ясно были видны скалы и горы. Беллинсгаузен назвал виденное берегом Александра I. «Блеснуло солнце, и лучи его осветили черные скалы».

Экспедиция вновь не смогла подойти совсем близко к материку, к тому же «Восток» опять нуждался в ремонте, и корабли повернули к северу. На обратном пути они обследовали Южные Шетландские острова (виденные Смитом в 1818 г.) и нанесли их на карту. Среди команд кораблей было много людей, прошедших вой ну 1812 года с Наполеоном, в честь этого многие острова получили названия Бородино, Ватерлоо, Смоленск.

Команды шлюпов на тропических островах между походами к ледяному материку. Рисунок участника экспедиции П. Михайлова

После 751-дневного морского вояжа корабли вошли в Кронштадт. О своих плаваниях, которые вылились не только в открытие Антарктиды, но и в кругосветное путешествие, Беллинсгаузен написал в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавании вокруг света».

Остров Петра I

В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Вскоре в носовой части шлюпа «Восток» открылась течь, которую с большим трудом удалось уничтожить. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60° ю. ш. На пути стали попадаться плавающие льдины, а затем появился сплошной лед. Суда направились на восток вдоль кромки льда. Погода заметно портилась: температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал темные снежные тучи.

Неожиданно разыгрался сильный шторм. Пришлось снова отходить на север. Обилие плавающих льдов и плохая погода препятствовали продвижению на юг. Чем дальше двигались шлюпы, тем чаще встречались айсберги. Лавирование между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало огромного напряжения сил и большого искусства. При малейшей возможности корабли снова и снова поворачивали прямо на юг и шли до тех пор, пока сплошные льды не преграждали путь.

Наконец 22 января 1821 года на горизонте показалось чернеющее пятно. «Я в трубу с первого взгляда узнал, — писал Беллинсгаузен, — что вижу берег, но офицеры, смотря также в трубы, были разных мнений. В 4 часа телеграфом известил лейтенанта Лазарева, что мы видим берег. Шлюп «Мирный» был тогда поблизости от нас за кормой и понял ответ… Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!».

Остров назвали именем Петра I. Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.

Источники:

  1. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.
  2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
  3. Михаил Лазарев. Биография — Сайт Peoples.ru.
  4. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. М. 1997 г.
  5. Михаил Петрович Лазарев. — Сайт «ХРОНОС – всемирная история в интернете».
  6. Кавказские хроники. Шапсуги. — Радио Свобода, 9.03.2004 г.
  7. Светлана Турьялай. Памятник войне. — «Известия», 1.08.2003 г.

Михаил Петрович Лазарев — замечательный русский путешественник и флотоводец. Будущий флотоводец родился во Владимире в ноябре 1788 года в семье правителя владимирского наместничества.

В 1800 года Михаил был принят в Морской кадетский Корпус. Учеба была трудной, и эти трудности сочетались с трудностями походов по Финскому заливу. Юношу быстро заметили, он выделялся на фоне сверстников своими талантами и отношением к делу.

После окончания кадетского корпуса Лазарев был отправлен волонтером в Англию, для прохождения морской практики. Несколько лет он ходил по морям и океанам, занимался самообразованием. Михаил любил историю и этнографию.

В 1808 году офицер Михаил Лазарев вернулся в Россию, получил чин мичмана. Участвовал в войне со Швецией, в 1811 году был произведен в лейтенанты. Также был участником , и громил Наполеона на морях.

В 1813 году Михаил Лазарев открыл необитаемые острова, которым было присвоено имя . Совершил кругосветное путешествие и, только в 1816 году вернулся в Россию, везя на своем корабле заграничные изыски: новых животных, специи и другие зарубежные товары, которых в России не было.

Ходил с экспедицией на север, за полярный круг, открыл несколько неизвестных островов и архипелагов. Лазареву и другим ученым стало ясно, что около Южного полюса есть большая земля. За открытие новых земель Михаил Петрович был удостоен капитанского звания.

В 1826 году он стал командиром корабля «Азов», и участвовал в Наваринском сражении, проявил себя с наилучшей стороны. За мужество Михаила Лазарева произвели в контр-адмиралы. В 1832 году офицер стал начальником штаба Черноморского флота . Отличился во время и был произведен в вице-адмиралы.

Лазарев опасался вторжения англичан в Черное море и еще в 1834 году выработал план отражения английских атак. Русских флот требовал обновления для соответствия современным стандартам. Он, понимая это, начал кропотливую работу по модернизации русского флота. При Лазареве было построено 110 кораблей, были взяты на вооружение инновационные технологии и приемы.

Он руководил построениями линий обороны на Кавказе, целью которых было пресечь поставку оружия горцам, с которыми в то время воевала. Благодаря патрулированию черноморских вод, корабельщики имели практику и приобретали бесценный опыт. За вклад в развитие русского флота Михаил Лазарев был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.

Лазарев был не только отличным флотоводцем, но и прекрасным учителем. После себя он оставил русскому флоту других замечательных , которые были его учениками — , Корнилов и многие другие.

Михаил Петрович умер в 1851 году. Прожил свою жизнь не зря, он создал для России отличный флот, который долгое время служил оплотом её интересов. Сам адмирпл навсегда вписал своё имя золотыми буквами в светлые страницы истории России.

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.

В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

Литература

  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — М.: Детгиз, 1957. — 326 с.
  • Узин С. В., Юсов Б. В. М. П. Лазарев / Под ред. А. И. Соловьёва. — М.: Географгиз, 1952. — 48 с. — 50 000 экз.
  • Черноусов А. А. Адмирал Лазарев. Роль личности в истории России. — СПб.: «Гангут», 2011. — 342с.
  • Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. — СПб., 1852.
  • Родимцев И. А. Адмирал Лазарев. — М.: Молодая гвардия, 2019. — 296 с. — (Жизнь замечательных людей). — 2000 экз. — ISBN 978-5-235-04235-3.
  • Черноусько Л. Д. Глубокий след за кормой. // Военно-исторический журнал. — 1997. — № 5. — С.82-87.

Смерть

В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.

В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.

Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.

Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.

При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист . Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.

Как не надо готовить экспедицию

Крузенштерн настаивал на тщательной подготовке плавания, но де Траверсе был заинтересован в скорейшей отправке кораблей на юг. В феврале 1819 года морской министр заручился поддержкой императора Александра I, и этот фактор оказался решающим. В конечном счёте экспедицию снарядили всего за несколько месяцев, хотя Крузенштерн и пытался сдвинуть начало похода на 1820 год.

Спешка при подготовке впоследствии не раз сыграла отрицательную роль — в основном из-за того, что выбранное для экспедиции судно «Восток», которым руководил Беллинсгаузен, плохо подходило для путешествия во льдах Антарктики. Шлюп «Мирный» под командованием Лазарева в суровых условиях показал себя гораздо лучше, но был медленнее «Востока». Лишь благодаря мастерскому руководству лейтенанта корабли почти не разлучались во всё время плавания.

Михаил Лазарев: биография

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.

В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

ШЛЮП «ВОСТОК»

Капитан 2 ранга Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778 — 1852). Адмирал (1843). В 1838 — 1852 гг. — главный командир Кронштадтского порта.

Капитан-лейтенант Завадовский Иван Иванович (1780 — 1837). Контр-адмирал (1828). В 1825-1828 гг. командовал Дунайской флотилией. С 1829 г. в отставке.

Лейтенант Игнатьев Иван Федорович (? — 1822). Лейтенант (1811). Скончался вскоре после возвращения из экспедиции.

Лейтенант Торсон Константин Петрович (1790 — 1852). Капитан-лейтенант (1824). За участие в деятельности Северного общества был приговорен к 20 годам каторги (впоследствии срок сократили до 10 лет). Жил в Забайкалье. Занимался сельским хозяйством.

Лейтенант Лесков Аркадий Сергеевич (1797 — после 1858). Капитан 2 ранга (1836). В 1826-1829 гг. участвовал в кругосветном плавании на шлюпе «Моллер». С 1836 г. — на гражданской службе в Олонецкой губернии.

Мичман Демидов Дмитрий Алексеевич (? — после 1855). Капитан 2 ранга (1832). В 1824 г., командуя бригом «Кетти», участвовал в гидрографических работах на Белом море. С 1832 г. — в отставке. Жил в своем имении в Орловской губернии.

Астроном Симонов Иван Михайлович (1794 — 1855). Ординарный профессор астрономии (1822). Ректор Казанского университета (1845).

Живописец Михайлов Павел Николаевич (1786 — 1840). В 1826 — 1829 гг. участвовал в кругосветном плавании на шлюпе «Моллер».

Штаб-лекарь Берх Яков Иванович (1776 (?) — до 1872). Служил старшим доктором Штурманского училища.

Штурман Парядин Яков (? — ?). Подполковник Корпуса флотских штурманов. Скончался в отставке.

Клерк офицерского чина Резанов Иван (? — ?). Судьба неизвестна.

Гардемарин Адамс Роман (Роберт) Александрович (1802 — 1876). Контр-адмирал (1856). Служил на Балтийском море.

Современные исследования

Для проведения экспериментов в Антарктиде создаются научные станции. Двадцать пять стран создали научно-исследовательские базы. Аргентина и Россия открыли по 9 поселений, Австралия, Франция, США и Чили — по 4. Результаты современных исследований кратко излагаются в публикациях Научного комитета по изучению Антарктики.

Российские антарктические станции:

  1. Беллинсгаузен.
  2. Восток.
  3. Мирный.
  4. Дружная-4.
  5. Ленинградская.
  6. Молодежная.
  7. Новолазаревская.
  8. Прогресс.
  9. Русская (в настоящее время законсервирована).

Работа научных экспедиций носит сезонный характер. Исследователи доставляются в Антарктиду на ледокольных судах и транспортными самолетами. Связь с внешним миром осуществляется при помощи коротковолновых радиостанций или через сеть спутников Iridium.

Научные сферы, в которых проводятся исследования в полярных условиях:

  • метеорология,
  • океанография,
  • астрономия,
  • биология,
  • медицина.

Исследования запасов пресной воды в ледяном щите, а также наблюдения за озоновым слоем являются приоритетными направлениями в работе антарктических экспедиций. В 2012 году на российской станции Восток ученые обнаружили подледный водоем. Озеро шириной 50 км и длиной 250 км заполняет теплая вода, температура которой колеблется от +10 до +18˚C.

Специалисты ежедневно контролируют параметры антарктической озоновой дыры, которая угрожает мировой экологической системе. В 2017 году NASA определило, что площадь бреши в защитном слое составляет 19,7 млн км². В июле 2018 года Европейское космическое агентство сообщило о периодическом характере появления озоновой дыры, которая образуется во время полярной ночи, а летом затягивается.

Искатели морских приключений обычно охотятся за драгоценностями потонувших кораблей. Удача приносит радость ограниченному кругу авантюристов. Но никакие сокровища подводного мира не сравнимы с жемчужиной, которую отыскали русские моряки во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в ледяных морях у Южного полюса.

Споры вокруг первооткрывателей

Помимо географических открытий экспедиция выполнила большой объем исследований в самых разных областях — океанологии, зоологии, ботаники, климатологии, физической географии и других. Морская опись всех исследованных районов, а также исправление контура береговой черты земель, уже нанесенных на карту, были настолько точными, что карта Южных Шетландских островов, составленная Беллинсгаузеном, использовалась как основа английскими картографами вплоть до середины XX века. Рисунки экспедиционного художника П.Н. Михайлова публиковались в английской «Лоции Антарктики», изданной в 1930 года.

Результаты работ экспедиции были опубликованы в трудах Ф.Ф. Беллинсгаузена (его книга вышла лишь 10 лет спустя после окончания плавания), И.М. Симонова, записках П.М. Новосильского, письмах доктора Н.А. Галкина, напечатанных в журнале «Сын Отечества». Уже в XX веке был обнаружен уникальный источник — дневник (названный автором «Памятник») матроса 1-й статьи Егора Киселева со шлюпа «Мирный».

Еще в начале XX столетия ряд государств (прежде всего — Великобритания) выдвинули предложения о разделе шестого континента (активность исследования которого наращивалась с каждым годом) на национальные сектора. Наша страна включилась в процесс «решения судьбы» Антарктиды лишь в 1950-е годы. Именно тогда и был «поднят на щит» приоритет открытия материка русскими моряками. Тогда же со стороны Англии и США стали высказываться предположения о том, что первыми Антарктиду увидели британские или американские мореплаватели12.

Имена лейтенанта британского флота Э. Брансфилда и американского моряка и зверобоя Н. Палмера, тоже плававших в тех широтах, по заслугам увековечены на географической карте. Но их плавания так и остались бы лишь эпизодами раннего этапа исследования Антарктики. Однако в середине ХХ века, когда началась борьба за приоритет в открытии Антарктиды, о них вспомнили в чисто политических целях. Исследователи ссылались на ряд документов, относящихся к плаванию Палмера, — воспоминания его племянницы (в 1907 году она сообщила сведения, якобы заключавшиеся в сгоревшем дневнике мореплавателя) и судовой журнал бота «Герой», хранящийся в Библиотеке Конгресса США. Однако ни в одном из них документов не говорилось точно, какую именно землю видел Палмер. Да и сам он на момент своего плавания не претендовал на совершение великого географического открытия.

Целью же русских моряков, подходивших к берегам ледяного материка девять (!) раз, были именно научные исследования. Они совершили ряд открытий, зафиксированных на картах и в отчетах, и оставили точное описание берегов.

Английский географ Ф. Дебенхем, участник Британской антарктической экспедиции под руководством Р. Скотта, отметил, оценивая уровень их работ: «нельзя дать лучшего описания топографии местности протяженностью в сотни миль, являющейся частью антарктического континента, где одна за другой складки поднимающегося ледяного купола видны на большое расстояние»13.

Подвиг первооткрывателей

Основной задачей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева было пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на возможно более высоких широтах, выяснить, существуют ли там земли, и по возможности пройти к Южному полюсу. Выдающийся российский мореплаватель И.Ф. Крузенштерн писал морскому министру И.И. де Траверсе:

«Сия экспедиция, кроме главной ее цели — изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море… Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас…»4.

Капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а лейтенант М.П. Лазарев — шлюпом «Мирный». 4 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро, куда пришли 2 ноября. Далее, в антарктических водах, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия, к которым подошли 15 декабря. Здесь были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участников экспедиции.

А через месяц, следуя курсом на юг, русские корабли 16 января 1820 года подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты).

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852).

Ф.Ф. Беллинсгаузен так описал это:

«Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69 21′ 28″, долготе 2 14′ 50», мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветр был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше далеко не простиралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми»5.

24 сентября 1821 года Беллинсгаузен рассказал о событиях этого дня в письме к другу и сослуживцу А.А. Шестакову:

«16 января достигли мы широты 69 23’S, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты и в прекрасный тогда вечер, смотря на салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурило и пошел по обыкновению снег. Это было в долготе 2 35 W от Гринвича. Отсюда продолжали мы путь свой к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдинный материк, не доходя 70 «6.

П. Михайлов. Вид ледяных островов. Иллюстрация из атласа Ф.Ф. Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: