Карамзин, николай михайлович

Николай карамзин историк и писатель сообщение. николай михайлович карамзин

Библиография

  • Беспалова Елена Константиновна. Памятник Н. М. Карамзину в Симбирске : история создания по документам, письмам и периодическим изданиям / Е. К. Беспалова. — Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2016. — 439 с.
  • Большая Российская энциклопедия : в 30 т. — Москва, 2009. — Т. 13 : Канцелярия конфискации. — Киргизы. — С. 76-78.
  • Историческое похвальное слово Карамзину, произнесённое при открытии ему памятника в Симбирске, августа 23, 1845 года, в собрании симбирского дворянства / М. П. Погодин; подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Л. А. Сапченко. — Переизд. 1845. — Ульяновск : Артишок, 2006. — 95 с.
  • История государства Российского: Жизнеописания : XIX век: первая половина / РНБ ; авт -сост. М. А. Опалинская, С. Н. Синегубов, А. В. Шевцов. — М. : Книжная палата, 1997. — 784 с.
  • Н. М. Карамзин. Письма к братьям. 1786—1826 / сост., подгот. текста и прим. В. А. Сукайло. — Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2013. — 624 с. : ил.
  • Карамзин — писатель / под ред. Н. Д. Кочетковой, А. Ю. Веселовой, Р. Бодэна ; Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) РАН ; Страсбургский ун-т. — СПб. : Пушкинский дом, 2018. — 383 с.
  • Лотман, Ю. М. Карамзин / Ю. М. Лотман; вступ. ст. Б. Ф. Егорова. — СПб. : Искусство-СПб, 1997. — 832 с.
  • Лотман, Ю. М. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман. — М. : Мол. гвардия, 1998. — 382 с.
  • Муравьев, В. Б. Карамзин / В. Б. Муравьев. — М. : Мол. гвардия, 2014. — 476, с. — (Жизнь замечательных людей; вып. 1481 : сер. биогр. ; осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким).
  • Николай Карамзин : Жизнеописание и гипотезы, портреты и документы / авт. и сост. В. А. Шамшурин. — Москва : Новатор, 1998. — 404 с. — (Российские судьбы).
  • Осетров, Е. И. Три жизни Карамзина / Е. И. Осетров. — М. : Современник, 1985. — 302 c. : ил. — (Библиотека «Любителям российской словесности»).
  • Писатели нашего детства : 100 имен : биогр. и библиогр. словарь. В 3 ч. Ч. 3 / Рос. гос. дет. б-ка; сост. Н. О. Воронова . — Москва : Либерия, 2000 . — 512 с.
  • Русский биографический словарь : ИБАК — Ключарев. — Санкт-Петербург, 1897. — С. 500—511.
  • Сапченко, Л. А. Зеркало души : Н. М. Карамзин по его письмам / Л. А. Сапченко. — Ульяновск : Фризия, 2016. — 120 с.
  • Сапченко, Л. А. Карамзин и русская культура конца XVIII — первой половины XIX века : учеб.-метод. пособие / Л. А. Сапченко. — Ульяновск : УлГУ, 1999. — 72 с.
  • Сапченко Любовь Александровна. «Петербургская пятидесятница» (материалы к летописи жизни и творчества Н. М. Карамзина) / Л. А. Сапченко ; Ульян. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. — Ульяновск : УлГПУ, 2020. — 189 с. — Содерж. также письма Н. М. Карамзина к Е. А. Карамзиной (год 1816).
  • Свердлов, М. Б. История России в трудах Н. М. Карамзина / М. Б. Свердлов ; Рос. акад. наук, СПб. ин-т истории. — СПб. : Нестор-История, 2018. — 367, с.
  • Соловьёв, Е. Карамзин. Его жизнь и научно-литературная деятельность / Е. Соловьёв // Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский : биогр. очерки / сост., общ. ред. и предисл. Н. Ф. Болдырева. — Челябинск : Урал, 1994. — С. 5-95. : портр. — (Жизнь замечательных людей) (Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
  • Трофимов, Ж. А. Николай Карамзин и Симбирск : поиски, находки, исследования / Ж. А. Трофимов. — Ульяновск : Дом печати, 2009. — 272 с. : ил., портр.
  • Трофимов, Ж. А. Симбирский памятник Н. М. Карамзину : известное и неизвестное / Ж. А. Трофимов. — Ульяновск : Дом печати, 2006. — 128 с. : ил., фот.
  • Ульяновская — Симбирская энциклопедия. В 2-т. Т. 1. А — М / ред.-сост. В. Н. Егоров. — Ульяновск : Симбирская книга, 2000. — 397 с.
  • Эйдельман, Н. Я. Последний летописец / Н. Я. Эйдельман. — Москва : Книга, 1983. — 174 с. : ил.

КАРАМЗИН Николай Михайлович

– рус. писатель и историк, в философии – идеалист. Сын симбирского помещика. Учился в частных пансионах. В 1785 вошел в «Дружеское ученое общество» Новикова.

Путешествуя по Европе (1789–90), посетил Канта, Бонне, Гёте, Гердера, Лафатера и др. («Письма русского путешественника», отд. полное изд., кн. 1–4, 1799–1801). Издавал ряд журналов и альманахов, автор мн. лит.-художеств, произв. сентименталистского направления («Бедная Лиза», 1792, и др.), «Истории Государства Российского» (т. 1–12, 1816–29).

Большое влияние на формирование взглядов К. оказало рус. масонство (в 1785–89 К. – член масонской ложи), а также нек-рые зап.-европ. философы, в особенности Бонне (К. перевел в отрывках его «Созерцание природы», 1789). Отстаивая идеи божеств. творения и непосредств. вмешательства бога в судьбы людей, К. воспевал «…величие творца, его премудрость, благость…» («Поэзия», 1787, в кн.: Н. Карамзин, И. Дмитриев, Избр. стихотворения, Л., 1953, с. 59). В то же время К. связывал прогресс общества с развитием наук и просвещения («Нечто о науках, искусствах и просвещении», 1793). Оправдывая обществ. неравенство, К. осуждал даже умеренно-либеральные реформы Сперанского («Записка о древней и новой России»). Он утверждал, что революции, «…всякие насильственные потрясения гибельны», что «царство счастия» «может исполниться … посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания добрых нравов» (Соч., т. 4, СПБ, 1834, с. 112), что будто бы рус. народ»… всегда чувствовал необходимость повиновения …» (Соч., т. 8, СПБ, 1835, с. 200). К. рассматривал историю России как историю рус. самодержавия. Выступая против социальной направленности иск-ва, К. считал гл. его достоинствами изящество и занимательность (ст. «Что нужно автору?», 1791, изд. в 1793).

Соч.: Сочинения, т. 1–9, 4 изд., СПБ, 1834–35; Переводы, т. 1–9, 3 изд., СПБ, 1835; Письма H. M. Карамзина к И. И. Дмитриеву, СПБ, 1866.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М., 1955, с. 277–87; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1, Л., 1950, гл. 5; Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина, ст. 2, Полное собр. соч., т. 7, М., 1955; Погодин М. П., H. M. Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников, ч. 1–2; М., 1866; , Карамзин, в кн.: История русской литературы, т. 5, М.–Л., 1941, с. 55–105; Декабристы-критики «Истории Государства Российского» Η. Μ. Карамзина, в кн.: «Литературное наследство», т. 59, М., 1954; Лотман Ю., Эволюция мировоззрения Карамзина, «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та», 1957, вып. 51, Тр. истор.-филологич. ф-та; Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в., М.–Л., 1959, с. 17–56; Шторм Г. П., Новое о Пушкине и Карамзине, «Изв. АН СССР. Отд. лит-ры и языка», 1960, т. 19, вып. 2; Предтеченский А. В., Общественно-политические взгляды Н. М. Карамзина в 1790-х годах, в кн.: Проблемы рус. просвещения в литературе XVIII в., М.–Л., 1961; Макогоненко Г., Литературная позиция Карамзина в XIX веке, «Рус. литература», 1962, No 1, с. 68–106; Wedel Ε., Radiśčev und Karamzin, «Die Welt der Slaven», 1959, H. 1; Rothe H., Karamzin-studien, «Z. slavische Philologie», 1960, Bd 29, H. 1; Wissemann Η., Wandlungen des Naturgefühls in der neuren russischen Literatur, там же, Bd 28, Η. 2.

Т. Ермакова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Карамзин-писатель[]

Сентиментализм

Публикация Карамзиным романа «Записки русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие отечественной литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница (1793)

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и темной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Дру111111
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище (1792)

Биография Карамзина

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года. Начальное образование получил в Симбирске в частном пансионе. В 1778 году был отправлен в пансион И. М. Шандена в Москву.

В 1783 году Карамзин, по настоянию своего отца, поступил в Преображенский гвардейский полк на службу, однако в скором времени вышел отставку. Первые литературные опыты Карамзина относятся к этому периоду времени.

После отставки какое-то время Карамзин жил в Симбирске, затем переехал в Москву. Во время проживания в Симбирске Николай Михайлович вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а в Москве на протяжении четырех лет являлся членом «Дружеского ученого общества».

В период пребывания в Москве Карамзин знакомится с А. М. Кутузовым, Н. И. Новиковым, А. А. Петровым, участвует в издании «Детского чтения для сердца и разума», первого русского детского журнала.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В 1879-1790 годы Карамзин едет в Европу, где посетил Эммануила Канта, а также был в Париже во время французской революции. Результатом этой поездки стали известные «Письма русского путешественника», благодаря публикации которых Карамзин стал известным литератором. По мнению филологов, именно с этого произведения Карамзина начинается современная русская литература. Карамзин считается одним из главных российских литературных деятелей.

После возвращения из Европы Карамзин живет в Москве, где начинает деятельность в качестве профессионального журналиста и писателя и приступает к изданию первого русского литературного журнала «Московский журнал». Здесь Карамзин выпустил ряд альманахов и сборников, которые сделали сентиментализм главным литературным течением в России.

Кроме стихов и прозы в «Московском журнале» публиковали критические статьи, рецензии и театральные разборы.

В 1803 году указом Александра I Карамзин получил звание историографа.

Замечание 1

После смерти Карамзина этот титул не возобновлялся.

Начиная с 1804 года, Карамзин прекратил литературную деятельность, посвятил свою жизнь в истории. В связи с этим он не принимал и предлагавшиеся государственные посты. Карамзин является почетным членом Московского университета.

В 1811 году Николай Михайлович написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отразил взгляды консервативного общества, недовольного либеральными реформами. Главной задачей этой записки было доказательство ненужности преобразований.

В 1818 годом в продажу было выпущено восемь томов Истории государства российского» тиражом в три тысячи экземпляров, который разошелся в течении месяца. В следующие годы было выпущено еще три тома, а также ряд переводов «Истории» на европейские языки. Благодаря освещению русской истории Карамзин сблизился с царем и двором. Политические взгляды Карамзина развивались постепенно, и к концу своей жизни Николай Михайлович уже был убежденным сторонником абсолютной монархии. После смерти Карамзина был издан двенадцатый том «Истории», который он не успел закончить.

Николай Михайлович Карамзин умер 22 мая 1826 года.

Память

Памятник историку Н. М. Карамзину. Симбирск. 1894.

Марка СССР из выпуска «Отечественные историки».1991

Монета Банка России — Н.М. КАРАМЗИН. 2016

  • 23 августа 1845 года в Симбирске торжественно открыт памятник Николаю Михайловичу Карамзину.
  • 18 апреля 1848 года в Симбирске открыта Карамзинская общественная библиотека.
  • В 1862 году в Великом Новгороде воздвигнут памятник «Тысячелетие России». Среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории в группе «Писатели и художники» представлена фигура Николая Карамзина.
  • В 1866 году около памятника Н. М. Карамзину заложен Карамзинский сквер, ныне — охраняемый памятник природы регионального значения.
  • В 1899 году последним владельцем подмосковной усадьбы Остафьево Сергеем Дмитриевичем Шереметевым, был открыт музей в комнате, где жил и работал Н. М. Карамзин.
  • В 1911 году под окном кабинета в усадьбе Остафьево установлен памятник историографу.
  • В 1990 году в Ульяновской областной научной библиотеке имени В. И. Ленина была открыта мемориальная экспозиция «Симбирская Карамзинская общественная библиотека», в которой представлены подлинные портреты, личные вещи и книги Н. М. Карамзина.
  • В 2005 году возле здания Ульяновской областной научной библиотеки был установлен памятник букве Ё. Автор памятника — Александр Владимирович Зинин.
  • В 2011 году аэропорту «Ульяновск-Центральный» было присвоено имя Николая Михайловича Карамзина.
  • В 2018 году на площади перед зданием аэропорта был установлен памятник историографу. Автор монумента — ульяновский скульптор Олег Анатольевич Клюев.
  • 2016 год объявлен в России указом Президента Российской Федерации Годом Карамзина в ознаменование 250-летия со дня его рождения.
  • В 2016 году на месте родового поместья Н. М. Карамзина в селе Карамзинке Майнского района Ульяновской области установлен Памятный знак в виде камня с табличкой.
  • 9 ноября 2018 года в рамках проекта «Симбирское-Ульяновское литературное кольцо» в этом же селе установлен символический знак — «верстовой столб».

Карамзин — историк[]

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную <…> Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».

В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).

Карамзин как поэт и писатель

Как писал А. И. Герцен, Карамзин сделал литературу гуманной. Влияние творчества Карамзина на русскую литературу сложно переоценить. Именно Карамзин является лидером сентиментализма в России, который в русской литературе начался с произведений Николая Михайловича «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза». Публикация этих произведений имела оглушительный успех у читателей, а «Бедная Лиза» вызвала огромное количество подражаний. От сентиментализма Карамзина отталкивался романтизм Жуковского, сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на творчество Пушкина.

Развивавшаяся в традициях европейского сентиментализма, поэзия Карамзина существенно отличалась от традиционной русской поэзии того времени, которая была основана на одах Ломоносова и Державина. Главными отличиями поэзии Карамзина от традиционной поэзии того времени были:

  • стихи воспевают внутренний мир человека, а не физический
  • объектом поэзии Карамзина является обычная жизнь, для описания которой используются простые поэтические формы
  • признание разных точек зрения на одно и то же явление или предмет.

Творчество Карамзина сыграло важную роль в развитии литературного языка в России. Он целенаправленно отказывался от применения церковнославянской грамматики и лексики и приводил язык своих произведений к народному языку своего времени. В качестве образца использовались синтаксис и грамматика французского языка.

Замечание 2

В русский язык Карамзин ввел большое количество неологизмов, например, «достопримечательность», «благотворительность», «влюбленность», «человечный», «вольнодумство» и т.д. Карамзин первым начал использовать букву Ё.

Эти изменения вызвали бурную дискуссию в 1810-х годах. В 1811 году Шишковым и Державиным было основано общество «Беседа любителей русского языка», которые ставили своей целью пропаганду старого языка и критику Карамзина и его последователей. В ответ на это в 1815 году сформировалось литературное общество «Арзамас», членами которого стали поэты нового поколения – Вяземский, Давыдов, Пушкин, Батюшков, Жуковский.

Несмотря на этот спор, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, благодаря содействию которого Карамзин был избран членом Российской академии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: