Леон бакст: жизнь и творчество художника

Леон бакст: жизнь и творчество художника

Первые шаги

Способности к рисованию определились, когда Лев учился в гимназии. Победа на конкурсе (рисовали портрет Жуковского) подтолкнула юного гимназиста оставить учёбу в 1883 году и резко изменить вектор своего развития – начинающий художник поступил в Академию художеств.

В Академии он не пропустил ни одного курса, виртуозно рисовал с гипса и с натуры, но закончить обучение не удалось. Комиссии очень не понравились экспрессия и новаторство работы на религиозную тему, подготовленной молодым художником на Серебряную медаль. Хотели выгнать просто так, но заступились Серов и другие именитые художники, и исключение из училища обосновали плохим зрением ученика.

Учёбу Бакст не оставил – посещал мастерскую Александра Бенуа, брал у него уроки живописи. С 1888 года начал работать – иллюстрировать детскую литературу, журналы.

Жил в большой квартире с братом и сёстрами (к тому моменту их родители развелись и занимались своей личной жизнью).

Начало творческой карьеры

На смотре в Академии художеств Бакст провалился. В течение всего следующего года он учился писать с натуры, снова держал экзамен и справился — его допустили к занятиям. В академии юноша познакомился с единомышленниками. Одним из самых близких друзей стал Валентин Серов, с которым они вели долгие беседы по вечерам.

Несмотря на старание, Леон так и не закончил академию: он ушёл из неё после скандала, разразившегося из-за его работы на конкурсе. В рамках заявленной темы («Мадонна, плачущая над Христом») Бакст изобразил Мадонну старой женщиной с растрёпанными волосами. Судьи были вне себя.


Эскиз декораций Бакста к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)

В 1891 году Бакст решил отправиться в заграничную поездку. В Париже он познакомился с молодым художником Альбертом Эдельфельтом, вместе с которым научился работать на пленэре. Этот опыт оказался очень полезен: через два года поступил заказ на большое полотно, посвящённое приезду делегации адмирала Авелана в Париж.

До начала 1900-х годов Бакст в основном жил во Франции и редко бывал в Санкт-Петербурге. Во время кратких визитов в Россию он зарекомендовал себя как отличный портретист. Ему удалось создать серию портретов своих знаменитых современников: Сергея Дягилева, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Зинаиды Гиппиус и других. Андрей Белый вспоминал о работе художника: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлён до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

В это же время Леон сблизился с Александром Бенуа, и это знакомство можно считать переломным моментом в его жизни. В кружок молодого критика входили писатели, философы, художники и просто любители искусства, поставившие перед собой цель уничтожить всё существующее, совершить революцию.

С 1898 года они начали выпускать собственный журнал, носивший название общества, — «Мир искусства». Сотрудником редакции нового издания, конечно, стал Бакст. Он занимался украшением обложки, рисовал красивые буквы и орнаменты. Кроме того, Леон иногда помогал Дягилеву, исправляя его работы. Художник пробовал свои силы и в иллюстрации, оформляя «Нос» Николая Гоголя. Эти рисунки можно рассматривать как первые опыты в разработке уникальных сценических костюмов. Позже в «Истории русской живописи» Бенуа написал: «У Бакста золотые руки».


Лев Бакст. «Майор Ковалёв встречает Нос», 1904. (Pinterest)

Мирискусники оставили значительный след в русской культуре. Они переосмыслили проблемы художественной формы и изобразительного языка, открыли новые пути в искусстве.

Литература[править | править код]

Воспоминания
  • Бакст Л. Моя душа открыта : в 2 кн. / Лев Бакст. — Москва : Искусство XXI век, 2012. — 403+351 с. — (Записки художника). — ISBN 978-5-98051-088-6.
  • Бакст Л. Серов и я в Греции : дорожные записки / Лев Бакст ; . — М., 2016. — 134 с. — ISBN 978-5-89580-139-0.
  • Шагал М. З. Моя жизнь / Марк Шагал ; . — СПб. : Азбука, 2016. — 221,  с. — ISBN 5-267-00200-3.
Исследования
  • Беспалова Е. Р. Бакст в Париже / Е. Р. Беспалова. — М. : БуксМАрт, 2016. — 255 с. — (Художественные стили, направления, объединения). — ISBN 978-5-906190-48-2.
  • Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866—1924. — Л. : Художник РСФСР, 1981. — 80 с. — (Массовая библиотека по искусству).
  • Голынец С. В. Рабинович — Розенберг — Бакст // С. П. Дягилев и современная культура : материалы Международного симпозиума «Дягилевские чтения», Пермь, май 2014 / сост. и науч. ред. О. Р. Левенков. — Пермь : Книжный Мир, 2014. — С. 70. — ISBN 978-5-90-48-90-28-5.
  • Кистович-Гиртбан Ирен. «Опыт евразийского синтеза музыки и живописи». Вступ. ст. в сб.: Гусейнов М.С. Балханские эскизы = Balkhan sketches: пьесы-фантазии для фортепьяно/ Мамед Гусейнов; вступ. статья Ирен Кистович. – Москва: Музыкант-классик. 2018. – 40 с. Цв. портр., цв. илл.; ст. Елены Володиной «Балханские эскизы».  Статья о проблематике синтеза искусств на примерах произведений Андо Хиросигэ, Л. Бакста, В.Верещагина, В. Гартмана, В. Мазуровского.
  • Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. — Л. : Искусство, 1975. — 232 с.
  • Счастный В. Г. Лев Бакст : Жизнь пером Жар-птицы / Владимир Счастный ; . — Минск : Четыре четверти, 2016. — 149,  с.,  л. цв. ил. — ISBN 978-985-581-014-9.
  • Alexandre A., Cocteau J. L’art decoratif de Leon Bakst. — P., 1913.
Словари и энциклопедии
Справочные указатели

Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 18. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 419–426. — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Наследие[править | править код]


Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица» (1922)

В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращённых на его родину — в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета „Спящая красавица“» (1922).
На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2015 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Белоруссии (при поддержке Российской Федерации). В 2016 году в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста». В том же году прошла выставка Бакста в Санкт-Петербурге в Русском музее.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Бакст Лев Самойлович // Большая советская энциклопедия:
  2. Свидетельство о смерти
  3. Бакст Лев Самойлович //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. ↑ , с. 73.
  5. Елена Теркель. 63. «Третьяковская галерея», № 1 (2008). Дата обращения: 3 мая 2017.
  6. , с. 71.
  7. ↑ Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 28. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
  8. , с. 74.
  9. Мирошкин А. Театрал и каллиграф // «Читаем вместе». — 2016. — № 3.
  10. , с. 76—77.
  11. , с. 84.
  12. ↑ // Прошлый Век. Дата обращения: 3 мая 2017.
  13. Бондарь Б. . // Artchive. Дата обращения: 10 декабря 2020.
  14. Лунина Л. . // Огонёк (22 февраля 2016). Дата обращения: 13 декабря 2020.
  15. , с. 236.
  16. — статья из
  17. , с. 236—241.
  18. , с. 92.
  19. , с. 246.
  20. Алёна Эсаулова. . // Artchive. Дата обращения: 10 декабря 2020.
  21. , с. 98—99.
  22. , с. 260—264.
  23. Бавильский Д. . // The Art Newspaper Russia (23 июня 2017). Дата обращения: 13 декабря 2020.
  24. , с. 64—71.
  25. , с. 78—80.
  26. . // Искусство и архитектура русского зарубежья (28 января 2011). Дата обращения: 3 мая 2017.
  27. Дом Баташова — Дом Еллинского — Дом Е. В. Чепыжниковой, архитектор А. И. Вальберг.
  28. Дом Ф. Г. Громова — Дом А. Н. Тряничева архитектор А. В. Иванов.
  29. Доходный дом С. П. Вульфсона, архитектор С. А. Баранкеев.
  30. Доходный дом М. С. Татищевой, архитекторы К. Е. Егоров, П. П. Меркулов, Н. В. Дмитриев.
  31. Доходный дом Ю. Б. Бака, архитектор Б. И. Гиршович.
  32.  (англ.). Christie’s (25 ноября 2013). Дата обращения: 6 октября 2014.
  33. . TUT.BY (15 января 2014). Дата обращения: 6 октября 2014.
  34. . TUT.BY (17 декабря 2014). Дата обращения: 1 декабря 2015.
  35. PDF
  36. . Арт-Беларусь (30 ноября 2015). Дата обращения: 2015-29-12.

Творческое наследие художника

Портретная живопись Леона Бакста подарила миру немало произведений кисти, с которых в день сегодняшний смотрят на зрителя выдающиеся личности, современники художника. Неизменно интересны картины Бакста с запечатлёнными на них историческими событиями, притягательны полотна, на которых угадываются мимолётные и яркие впечатления автора, поклонника красоты тела.

Самые знаменитые картины Бакста:

  • Автопортрет (1893),
  • «Портрет Александра Бенуа» (1898),
  • «Портрет Исаака Левитана» (1899),
  • «Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года» (1900),
  • «Ужин» или «Дама с апельсинами» (1902),
  • «Портрет Л.П. Гриценко» (1903),
  • «Портрет Андрея Белого» (1905),
  • «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1906),
  • «Ливень» (1906),
  • «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906),
  • «Портрет Андрея Львовича Бакста» (1908),
  • «Портрет Анны Павловой» (1908),
  • «Портрет танцовщицы М. Казати» (1912),
  • «Портрет будущей графини Анри де Буажелен» (1924) и другие.

Огромную часть жизни художник посвятил оформлению театральных постановок труппы Дягилева, работал с Идой Рубинштейн. Костюмы артистов и декорации спектаклей сводили с ума публику, которая боготворила автора.

Сегодня представить и оценить происходящее 100 лет назад можно, рассматривая потрясающие эскизы, доступные для просмотра, благодаря интернету и печатным изданиям. Подлинники разбросаны по музеям и частным коллекциям по всем континентам.

Творчество Бакста стало революционным в мировом театральном искусстве. Костюмы артистов, декорации, музыка гениев, постановка выдающихся хореографов – всё слилось воедино. Такого раньше не было.

Идей и энергии у художника было не на одну жизнь. И всё ему удавалось блистательно. Не удалось только исполнить громадные планы – жизнь, к сожалению, оказалась коротка.

церковь покрова на нерли картина с Герасимова

картина летний сад

Баулин Сергей Алексеевич художник

Личная жизнь

В 1903 году художник женился на Любови Павловне Третьяковой, дочери мецената и коллекционера П.М. Третьякова. Несмотря на то, что союз был заключен по обоюдной любви, он очень скоро распался. В 1906 году супруги вновь сошлись, но затем окончательно расстались через год, еще до рождения единственного сына Андрея.Несмотря на это художник сумел сохранить хорошие отношения с бывшей супругой, которые поддерживал до конца жизни. Так, уже в советские годы Бакст помог Любови Павловне и ее детям уехать из России.Сын художника, Андрей Львович, в последствие также стал художником театра и кино.

Последние годы

В 1918 году сотрудничество Бакста с Дягилевым разладилось. Конфликт назревал давно – Дягилев диктаторски относился к тем, с кем работал, желая иметь влияние на каждую мелочь. Так, великий антрепренёр не мог даже позировать спокойно, когда художник работал над его портретом: постоянно делал замечания, критиковал каждый мазок и требовал, чтобы Бакст изобразил его красавцем. Но это было задолго до «Парижских сезонов».

Теперь же накопившиеся разногласия и противоречия дополнились объективными моментами. В связи с мировой войной Европе было не до балета, сыграло свою роль и расстояние – труппа театра пережидала войну в Париже, тогда как Бакст оказался в Швейцарии.

Популярность обеспечивала художнику множество частных заказов – он был завален работой, которая его изматывала морально и физически. Появились проблемы со здоровьем, но Бакст неистово трудился, не особо внимая докторам. В 1921 году вновь сотрудничает с Дягилевым – постановка «Спящей красавицы» на музыку Чайковского стала последней работой в союзе, подарившем миру 16 непревзойдённых спектаклей.

В 1924 году Франция вновь удостаивает художника высшей государственной награды, ордена Почётного легиона. В том же году Бакст, работая в Париже с труппой Иды Рубинштейн, берётся за оформление балета «Истар». Напряжение последних лет привело к приступу, который проявился как «нервный припадок», «отёк лёгких» и почечная недостаточность одновременно. В больнице помочь не сумели. 27 декабря 1924 года Леона Бакста не стало.

Бакст и «Мир Искусства»

Во время очередного визита в Петербург в середине 1890-х годов Бакст стал посещать творческий кружок Александра Бенуа. Сообщество объединяло художников и представителей других творческих направлений, придерживающихся прогрессивных взглядов на развитие искусства.Позже, в 1898 году кружок трансформировался в объединение «Мир искусства» под руководством художника Александра Бенуа и театрального деятеля С.П. Дягилева.В том же году Леон Бакст совместно с Сергеем Дягилевым создают журнал с таким же названием, в котором Бакст возглавил художественный отдел. Молодой художник становится активным членом содружества «Мир Искусства» и приобретает широкую известность благодаря своим графическим работам, опубликованным в нем.Повсеместному признанию таланта Бакста также способствовало участие в различных выставках, начиная с конца XIX века. Среди наиболее значимых: «Первая выставка российских и финских художников», организованная С. Дягилевым, «Secession» в г. Мюнхене, выставки «Мира искусств», Артели русских художников и другие.

Многогранность таланта

К началу XX века Бакст уже является состоявшимся мастером, проявившим свой талант в разных областях художественного творчества: станковой живописи, сценографии, книжной иллюстрации, дизайне.Его кисти принадлежат портреты многих выдающихся современников: Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Клода Дебюсси и других.В 10-х годах XX века художник сотрудничает с известными литературно-художественными и сатирическими журналами: «Сатирикон», «Адская почта», «Аполлон», «Жупел».Кроме того, Лев Бакст проявил себя как талантливый педагог. В 1906 – 1910 годах он преподавал в художественной школе Е. Н. Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал.Но настоящий революционный переворот в искусстве художник совершил благодаря своим театральным работам. Декорации и сценические костюмы, изготовленные по его эскизам, принесли ему всемирную славу.С 1910 года начинается многолетнее плодотворное сотрудничество Леона Бакста с Русским балетом С. Дягилева. Несмотря на то, что отношения между Дягилевым и Бакстом не всегда складывались гладко и случались периоды серьезных размолвок, художник успел поставить немало спектаклей, вошедших в историю мирового искусства. Среди них: «Шахерезада», «Жар-птица», «Клеопатра», «Нарцисс» и другие.Стиль Бакста основывается на гармоничном соединении музыки, пластичности движений и живописи. Формы, звуки, цвет и линии становятся равноправными «участниками» театрального действа, усиливая эмоциональное и эстетические воздействие на зрителей.Театральные костюмы и узоры на тканях, созданные Бакстом, положили начало формированию новой мировой моды. Роскошные сценические модели, соединившие в себе русский и восточный стиль, отличались необычными цветовыми сочетаниями, буйством ярких красок и смелыми силуэтами. Наиболее характерны для дизайнерского творчества Бакста насыщенный синий, пурпурный и коричнево-желтый цвета.Благодаря этому влиянию в Европе первых десятилетий XX века возникла мода на ориентальные (восточные) орнаменты, тюрбаны, покрой кимоно, шаровары. Элементы этого стиля до сих пор активно используют в своих коллекциях мировые дома мод.

Происхождение и детство

Родился в Гродно 27 января (8 февраля) 1866 года в еврейской семье строгого мировоззрения, чтящей веру, предков и семейные ценности. В семье воспитывалось четверо детей (у Льва был брат и две сестры).

Глава семьи был биржевым предпринимателем, мать из известных в светском обществе купеческих – её отец, Пинхус Розенберг, был купцом первой гильдии, поставлявшим сукно для царской армии. Ему, получившему за заслуги статус почётного гражданина Санкт-Петербурга, жал руку сам император Александр II.

Ещё ребёнком Лев часто бывал у деда в столице, позже сюда переехала вся семья. Здесь у него начал формироваться вкус, интерес к произведениям искусства и к живописи как основному занятию в жизни.

«Коронованный» Парижем

Бакст не стеснялся идти против канонов классического искусства и создавал очень смелые образы. Он одел танцоров в шаровары и платья, сшитые из прозрачных и лёгких тканей. Европейцы были потрясены: такого себе не позволял никто. Творчество художника показало, что цвет и декорации могут стать полноценными участниками представления, раскрывающими образы героев.

По Европе после Русских сезонов прокатилась волна моды на всё восточное и русское: в магазинах продавали тюрбаны, шали и костюмы, в которых можно было увидеть что-то общее со сценическими образами актёров.


Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в костюмах к «Шехерезаде», 1910. (Pinterest)

В 1916 году Бакст задумался об открытии собственного дома моды, где бы он мог соединить разные направления дизайна. После гастролей труппы Дягилева он разрабатывал дизайн аксессуаров, одежды, посуды, и полученный опыт должен был стать основой творческой революции. Однако планам не суждено было сбыться: художник серьёзно заболел. В 1923 году, после Октябрьской революции, к нему приехали из России жена и сын. Ненадолго семья Бакста воссоединилась.

В 1924 году, в период работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн, известный дизайнер и художник умер. Проститься с ним пришли музыканты, поэты, артисты. Леона Бакста похоронили на кладбище Батиньоль в Париже.

Творчество Бакста

В 1898 году совместно с Дягилевым, Леон принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира.

В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1903 году перешёл в лютеранство ради брака с дочерью П. М. Третьякова Л. П. Гриценко.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). В 1910 развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму. Всё это время жил в Европе, поскольку, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне черты оседлости.

Во время визитов в Санкт-Петербург преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения.

В 1918 году Бакст окончательно разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 года умер в Париже от отёка лёгких.

Последние статьи

  •   Как на Руси клады искали и пытались обмануть нечистую силу сегодня, 17:53
  •   На похоронах 20-летнего сына поддерживала бывшего мужа, а сама не смогла справиться с горем: Добровольное затворничество Ольги Понизовой сегодня, 17:05
  •   Как отец советской педагогики увел жену у попа и не запоминал имена любовниц: 2 жены и вечные поиски любви Антона Макаренко сегодня, 14:49
  •   Где находится (не в Египте) и как выглядит древнейшая пирамида в мире и о чём рассказали ученым высеченные в ней символы сегодня, 13:58
  •   Как живет танцор-«невозвращенец» Барышников, который был обласкан в СССР, но в 26 сбежал в Америку, а сегодня помогает Украине сегодня, 12:13
  •   Почему Катя Семенова развелась с юмористом из «Кривого зеркала» после 25 лет брака, а в 62 снова вышла за мужа-изменника сегодня, 10:26
  •   Чем занимается и как выглядит 36-летняя дочь Константина Райкина, унаследовавшая внешность отца сегодня, 09:41
  • +1   200 лет забвения: Как человечество едва не потеряло наследие великого итальянского музыканта Антонио Вивальди 19.03.2024, 23:58
  • +1   Бросил пить, похудел, сделал пластику: Почему ничем не удержал 20-ти летнюю возлюбленную 61-летний Григорий Лепс 19.03.2024, 23:46
  •   Почему актрису Лауру Кеосаян называли «ведьмой» и «блатной», и Как она смогла найти общий язык со свекровью после смерти экс-супруга 19.03.2024, 23:23

Все статьи

Бакст Лев (Леон) Самойлович (1866-1924)

Графика Льва Бакста.


Акварели Льва Бакста.


Графика Льва Бакста.


Портреты Льва Бакста.


Портреты Льва Бакста.

«Бакст был удивительным человеком по своей почти детской, жизнерадостной и доброй простоте

Медлительность в движениях и в говоре давала ему порою какую-то «важность», скорее — невинное «важничанье» гимназиста; он природно, естественно оставался всегда чуточку школьником… Не скрытный — он был, однако, естественно закрыт, не имел этой противной русской «души нараспашку»

Лев Бакст.

«Париж был подлинно пьян Бакстом».

Театральные костюмы Льва Бакста.

«…Прозрачные шаровары гаремных одалисок, цветастые одеяния, эгреты и тюрбаны, драпировки восточных дворцов и гаремные подушки, яркие сверкающие камни и нити жемчуга – вся эта экзотика поразила воображение парижской публики».

Театральные костюмы Льва Бакста.

А сам Лев Самойлович отмечал: «В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть передано публике…Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру.»

Театральные костюмы Льва Бакста.


Театральные костюмы Льва Бакста.


«Театральные


Театральные костюмы Льва Бакста.


Театральные костюмы Льва Бакста.


Модели одежды от Льва Бакста.


Модели одежды от Льва Бакста.


Юбилейная выставка Льва Бакста в Пушкинском музее.

«Если бы он был просто живописцем, он был бы через запятую среди многих. Но благодаря тому, что он стал известен как один из самых выдающихся сценографов, его стали замечать и как живописца. И сейчас его картины продаются по очень высокой цене».элегантные модели в сдержанных пастельных тонах.

Русские сезоны

В 1899 году Сергей Дягилев был назначен чиновником по особым поручениям. Понимая номинальность этой должности, он продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Дягилев приступил к реформированию «Ежегодника императорских театров». Его стараниями журнал превратился в серьёзное художественное издание. Дягилев не остановился на достигнутом и, пользуясь положением, привлёк к работе в театре знакомых художников: Бенуа, Коровина, Серова и других. В 1901 году они занимались оформлением балета Лео Делиба «Сильвия». Зрители были в восторге от созданных Бакстом декораций.

После отставки Дягилева художник продолжил свою работу в Императорском театре. В 1903 году ему предложили разработать эскизы костюмов для балета «Фея кукол» братьев Легатов. Уже позже Бенуа писал, что премьера спектакля принесла славу молодому художнику: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойдённым».


Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)

В том же году Леон женился на Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова. Чтобы отец дал согласие на брак, жених принял лютеранство. В 1907 году у пары родился сын Андрей. Вскоре супруги решили развестись. По предложению Валентина Серова, Бакст отправился в короткую поездку по Греции, где создал несколько этюдов и множество зарисовок, ставших позднее основой театральных декораций.

С 1910 года он жил в Париже, где сотрудничал с труппой Сергея Дягилева. В 1909 году открылись Русские сезоны, от которых пришли в восторг европейские критики и зрители. Слава пришла не только к танцорам, но и к художникам. Леон Бакст вдруг стал известен всему миру: его удивительные сказочные декорации к «Клеопатре», «Карнавалу» и другим спектаклям покорили зрителей. Он осознавал свою большую творческую силу и говорил, что художник подобен дирижёру, «который может взмахом своей палочки… безошибочно извлечь тысячу звуков».


Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909. (Pinterest)

Бакст, как и раньше, не ограничивался созданием декораций и активно работал над костюмами. По его эскизам шили для лучших артистов Императорского театра и труппы Дягилева — Анны Павловой, Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.

Раннее творчество

В 1889 году впервые принял участие в выставке как Лев Бакст – художник взял псевдоним, происхождение которого объясняется родственными связями (Бакстер – фамилия по материнской линии). С этого времени начал выставляться в разных обществах (акварелистов и др.).

С 1891 года Лев Бакст начинает путешествовать по Европе. В 1893-м ему удалось получить заказ, для выполнения которого требовалось находиться в Париже. Здесь он воспользовался возможностью продолжить обучение (в студии Жерома, а также в частной академии).

Работая в Париже до 1897 года, художник время от времени уезжал в Санкт-Петербург, где тесно общался с коллегами, сотрудничал с разными изданиями. Вокруг Александра Бенуа в то время сплотились единомышленники, любители искусства, которые организовали художественное объединение «Мир искусства». Главой его художественного отдела и стал Бакст.

Журнальная графика, станковая портретная живопись, особая манера работы с известными моделями принесли особую славу художнику. Так, его не устраивали обычная поза и сухое выражение лица человека перед ним. Баксту требовалось, чтобы портретируемый «был оживлён до экстаза», в чём ему помогал товарищ, без умолку рассказывающий интересные истории и анекдоты во время работы живописца.

В то же время, благодаря своей безупречной репутации, молодой художник получил место учителя рисования при дворе – его пригласил великий князь Владимир Александрович преподавать живопись детям. В 1902 году – ещё один заказ, связанный с Парижем, теперь от Николая II.

В 1899 году стал почётным гражданином Петербурга, уже потомственным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: