26 августа 1915 года родился борис феоктистович сафонов

Александр покрышкин: трижды герой ссср | победа рф | новость от 06.03.2023

Биография

Борис Феоктистович Сафонов родился (по новому стилю — ) августа 1915 годв селе Синявино Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне — Плавский район Тульской области). В 1926 году окончил третий класс Синявинской начальной школы, в 1930 году — семь классов в Плавской школе, после чего уехал в Тулу, где поступил в железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества. Освоив специальность слесаря по ремонту паровозов, трудился на Тульском железнодорожном узле. Без отрыва от производства окончил планерную школу и лётную школу Осоавиахима в Туле. Среди его инструкторов была лётчица Валентина Гризодубова.

В августе 1933 года Сафонов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и зачислен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В ноябре 1934 года завершил обучение и был направлен для дальнейшего прохождения службы лётчиком в 106-ю истребительную авиационную эскадрилью Белорусского особого военного округа, дислоцировавшуюся в городе Витебске Белорусской ССР. В —1939 годах служил лётчиком, затем помощником по работе среди комсомольцев военного комиссара эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка. Освоил самолёт И-16. Принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию осенью 1939 года.

В декабре 1939 года Сафонов был направлен в состав Военно-воздушных сил Северного флота. Служил в 72-м смешанном авиационном полку ВВС Северного флота, дислоцировавшемся на аэродроме Ваенга в Мурманской области, первоначально был помощником по комсомольской работе военного комиссара эскадрильи, затем командиром звена, командиром эскадрильи. Здесь его застало начало Великой Отечественной войны.

С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Первоначально продолжал командовать эскадрильей 72-го смешанного авиационного полка. На третий день войны, 24 июня 1941 года, Сафонов первым из лётчиков ВВС Северного флота сбил немецкий бомбардировщик Ju-88. За первый месяц войны Борис Феоктистович совершил 43 боевых вылета, сбив 4 вражеских самолёта лично и ещё 1 — в составе группы. За эти заслуги уже 23 июля 1941 года он был представлен к званию Героя Советского Союза, однако данное представление так и не было реализовано. Многократно летал на отражение немецких авиационных налётов на советские военные объекты в Заполярье. В воздушных боях проявил себя как грамотный командир, умелый и мужественный лётчик, способный в любых условиях взять инициативу в свои руки. Так, 15 сентября 1941 года он во главе семёрки истребителей принял бой против 52 вражеских бомбардировщиков, в результате чего его группа сбила 13 самолётов, не понеся при этом потерь. Не раз в воздушных боях он оставался без единого патрона, смелыми манёврами спасал жизни товарищей, спускающихся на парашютах. Сафонов пользовался огромным уважением среди заполярных лётчиком, его имя хорошо знали и среди жителей Мурманска и окрестностей.

К середине сентября 1941 года Сафонов совершил 130 боевых вылетов, принял участие в 32 воздушных боях, сбив 11 вражеских самолётов лично. За эти заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года капитан Борис Феоктистович Сафонов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 533.

В октябре 1941 на базе эскадрильи Сафонова был сформирован 78-й истребительный авиационный полк, ставший первой исключительно истребительной частью морской авиации на Северном флоте. Он включал в себя 3 эскадрильи, насчитывавших в общей сложности 32 самолёта, из которых 27 были «Харрикейны», поставленные в СССР Великобританией. Всего за 11 дней Сафонов организовал формирование полка, и к 25 октября 1941 года он начал боевую работу. В марте 1942 года полк был включён в состав 2-го гвардейского смешанного авиационного полка ВВС Северного флота, командиром которого стал Борис Феоктистович. 30 мая 1942 года Сафонов вылетел во главе четвёрки истребителей в Баренцево море для прикрытия идущего на Мурманск союзнического конвоя PQ-16. Во время этого вылета его самолёт «Киттихаук» по неизвестным причинам сорвался в штопор и упал в море, лётчик погиб.

В общей сложности за время своего участия в Великой Отечественной войне Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбив 20 вражеских самолётов лично и ещё 5 — в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов вторично был удостоен звания Героя Советского Союза, на сей раз посмертно. Он стал первым дважды Героем Советского Союза, который оба раза получил это звание за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны.

26 августа 1915 года родился Борис Сафонов


Категория: День в истории | Дата: 26/08/2019

Борис Сафонов родился 26 августа 1915 года (13.08.1915 по старому календарю) в селе Синявино, ныне Плавского района Тульской области. Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу ФЗУ, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза.

Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов направился учиться в 1-ю военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова (Кача), затем после её окончания в ноябре 1934 года — лётчиком в 7-ю отдельную авиационную эскадрилью им. Дзержинского 2-й авиабригады Белорусского военного округа (позднее — 106-я истребительная авиаэскадрилья им. Дзержинского, а затем 15-йистребительный авиаполк им. Ф. Э. Дзержинского). Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, Сафонов сразу же записался на Север и в конце декабря 1939 года в составе 2-йавиаэскадрильи 15-го ИАП прибыл на Северный флот. Эскадрилья вошла в состав недавно сформированного 72-го смешанного авиационного полка ВВС СФ, где молодой лейтенант Сафонов был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис.

72-й смешанный авиаполк ВВС СФ, в том числе и его 1-я эскадрилья в которой служил Б. Ф. Сафонов, принимал активное участие в боевых действиях на Петсамском направлении, совершая налёты на вражеские объекты в ходе Советско-финской войны 1939—1940 годов. В основном боевые вылеты носили характер воздушной разведки в связи́ с практически полным отсутствием финских ВВС и ПВО в данном регионе.

29 апреля 1941 года на основе четырёх только что полученных с Горьковского завода № 21 истребителей И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, возглавил которую старший лейтенант Сафонов.

С началом Великой Отечественной войны он отличился в воздушных боях с люфтваффе. К началу января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 8 ноября 1941 года). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь. 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Через месяц командование ВВС СФ вверило майору Сафонову вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащённый британскими самолётами Hawker Hurricane. 15 января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (и среди них Б. Ф. Сафонову) за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфарлан вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».

30 мая 1942 года подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Борис Сафонов остался в одиночестве. Он передал по радио, что сбил три бомбардировщика Ю-88, после чего связь с ним оборвалась. Последними его словами были: «Мотор подбит, иду на вынужденную». Точная причина гибели Сафонова неизвестна. По одной из версий (позже объявленной официальной), его «Киттихаук» потерпел катастрофу из-за неполадок в моторе. Также возможно, что самолёт Сафонова был сбит оборонительным огнём бомбардировщиков, о чём была сделана запись в оперативной сводке 2-го ГКАП за 30 мая. Моряки с одного из кораблей видели, как одиночный «Киттихаук» перешёл в крутое пике, врезался в воду и быстро затонул.

Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов (включая 6 предположительно) и 5 в группе.

14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Б. Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда». Следует отметить, что представление к награде было отослано ещё до смерти Сафонова. Произошло исключительное событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны было вторично присвоено звание Героя Советского Союза. В 1943 году был установлен первый бюст героя в посёлке Ваенга (сейчас — город Североморск).
Всего воздушных побед (личных + групповых): 20 + 5 (из них 6 + 0 сбито предположительно).
Боевых вылетов: 234.

Биография

Тульская губерния, село Синявино — это место, где 26.08.1915 г. родился Борис Сафонов. Отец и мать будущего героя были простыми крестьянами.

После окончания с отличием школы-семилетки Борис поступил в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества). Данное учебное заведение готовило специалистов, знающих паровозное дело. В этой школе парень вступил в ряды ВЛКСМ.

Борис Сафонов, биография которого считалась обычной для его сверстников, скорее всего, стал бы железнодорожником. Однако Ленинский комсомол, членом которого он являлся, объявил о своем шефстве над авиацией. И тогда тысячи юношей и девушек устремились в небо. Среди них был и Борис Феоктистович Сафонов. Он стал членом кружка, организованного при школе Осовиахима, впоследствии ставшей Тульским аэроклубом. Именно здесь будущий военный летчик Сафонов приобрел качества, весьма необходимые для пилота. Это уверенность в своих силах и самостоятельность, дисциплинированность и выдержка.


Далее молодой парень благополучно прошел медицинскую комиссию и стал учеником летчика в аэроклубе Тулы. Он много и усердно занимался теорией наземной подготовки. Даже перед сном, уже лежа в постели, Борис мысленно перебирал в памяти все детали приборной доски, которая находится в самолете перед пилотом. Так он закреплял свои знания, полученные во время занятий. Далее были самостоятельные полеты, во время которых Сафонов проявил свой незаурядный талант.

Тульская губерния – место, где родился, вырос и учился будущий орденоносец, была покинута им в августе 1933 г. Это случилось после успешного окончания парнем аэроклуба, когда Борис по направлению командования попал в Качу. Здесь готовили военных летчиков.

Комментарии

Борис Николаевич Юрьев

выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы

Жан-Пьер Эньере

французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований

Вальтер «Гулле» Эзау

немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха

Франк Кендэл Эверест Мл.

американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс

Леопольд Штейнбатц «Бази»

немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант

Сергей Максимович Шерстобитов

военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор

Юрий Георгиевич Шаргин

российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ

Борис Григорьевич Чухновский

советский авиатор, один из первых полярных лётчиков

Память о герое

Жизнь Бориса Феоктистовича была недолгой. Но прожил он не напрасно. Он обучил пилотажному мастерству и воздушному бою многих летчиков, впоследствии ставших Героями Советского Союза.

Уничтожил множество вражеских самолетов и в группе, и лично. По некоторым данным, за 11 боевых месяцев сбил около 40 машин. По официальным данным – 25. Совершил 234 боевых вылета.

Летчик Борис Сафонов

Точное место гибели героя известно. По приказу Командующего флотом корабли отдают честь летчику, приспуская флаг, когда проходят через эти воды. Именем Бориса Сафонова назван поселок в Мурманской области (п. Сафоново), улицы в городах Североморск, Мурманск, Заполярный, Краснодар, Владивосток, Нижний Новгород.

Бюсты Сафонова установлены в Североморске, в поселке Сафоново, Мурманске, Плавске, на аэродроме Североморск-1. Тяжелый перехватчик МИГ-31 Печенгского ИАП носит имя героя. С 2006 года передан в музей ВВС и установлен в п. Сафоново. В 2015 году выпущена марка и почтовый конверт с изображением дважды Героя Б.Ф. Сафонова.

Присвоение очередного звания

Уже 10 июля 1941 г. Борис Сафонов стал капитаном

Помимо присвоения очередного звания отважного летчика назначили командиром авиационной эскадрильи истребителей. Также бойцу была вручена новая машина И-16 типа 17, которая имела заводской номер 28213-95. На ее фюзеляже Сафонов написал «Смерть фашизму!»

На ее фюзеляже Сафонов написал «Смерть фашизму!».

Борис Феоктистович скрупулезно готовился к каждому воздушному бою. Он лично следил за состоянием своего самолета, каждый раз присутствуя при зарядке боекомплекта, а также проверяя снаряды, которыми была набита лента. На выданном ему И-16 Сафонов совершил 109 вылетов, во время которых сбил 17 вражеских истребителей и бомбардировщиков. За весь период боевых действий на его машину трижды ставили новые моторы. Сегодня этот самолет является одним из экспонатов Ленинградского Военно-Морского музея.

14 июля 1941 г. Сафонова наградили орденом Красного Знамени. Проведенный в этот день воздушный бой добавил в список его побед два сбитых вражеских бомбардировщика. 27 июля им были уничтожены еще два пикировщика немцев, а 8 августа – истребитель Me-109. К концу первого военного лета в списке лично сбитых Сафоновым самолетом было десять вражеских машин.

Личный поединок

В те же осенние дни 1941 г. Сафоновым был уничтожен известный немецкий ас. «Мессер» это летчика, на фюзеляже которого был изображен рыжий пес, держащий в зубах краснозвездный истребитель, часто видели во время атак на авиаполк. Враг держался нагло, но открытого боя избегал. Сафонов мечтал о встрече с фашистом, и однажды такой случай ему представился. Советский летчик смело навязал бой врагу, который умело выбирал выгодные для него позиции с помощью выполнения сложных пилотажных фигур. Однако уже по истечении пары минут Сафонов завел свой «Ястребок» в хвост «Мессеру» и после непродолжительного преследования произвел несколько метких очередей. Машина врага загорелась и камнем упала вниз. Немецкий летчик оставил пылающую машину и на парашюте приземлился прямо на позиции наших зенитчиков. Плененный советскими бойцами враг оказался не кем иным, как известным Вилли Френгером. На счету этого матерого немецкого аса было девятьсот боевых вылетов и тридцать шесть самолетов, сбитых над Ла-Маншем, за что военное командование наградило его двумя Железными Крестами.

Семейная жизнь

В Белоруссии Борис Сафонов встретил свою будущую жену Евгению.

С женой Евгений

28 октября 1937 года родился сын Игорь. О семейной жизни известно мало, оно и не удивительно. Вместе прожили недолго. С 40 по 41-й год семья жила в Североморске. Потом наступила война. Семья Бориса была в эвакуации в Туле, Куйбышеве, Галиче. Судя по письмам, сын Бориса Игорь уехал вместе с бабушкой и дедушкой, а жена Евгения работала зубным врачом в Североморске. В эвакуацию не ушла.

Сын Бориса Сафонова не посрамил чести отца. Свою жизнь он посвятил военному делу, окончив Ленинградское высшее инженерно-техническое училище ВМФ. Служил в Заполярье. Работал в Управлении капитального Северного флота.  Потом был ведущим инженером Военморпроекта. Сейчас  помощник депутата Мурманской областной думы.

Первые победы

Уже через два дня после начала войны с фашистами Сафонов вылетел на своем И-16 с целью перехвата немецкого разведывательного Ju-87. После долгой погони вражеский самолет был атакован. Вначале Сафоновым был убит стрелок и повреждена машина. После этого советский летчик при помощи длинной очереди отрезал самолету хвостовое оперение. Вражеская машина упала в бухту Зеленцы, где ее обломки были подобраны подошедшим катером. Этот самолет стал первым из сбитых в небе Севера.

Вторая победа была одержана Сафоновым 27.06.1941 г. На землю упал сбитый им совместно с товарищами немецкий самолет HS-126, который впоследствии советские пехотинцы прозвали «Костылем».

В дни начала войны над Кольской землей проходили упорные авиационные бои. Немцы стремились использовать время полярного дня, когда солнце в течение круглых суток стоит над горизонтом. Вражеские самолеты, сгруппировавшись большими звеньями, производили атаку на корабли советского флота. Численность наших истребителей была небольшая, и поэтому морским летчикам приходилось совершать в день по 6-7 боевых вылетов. С каждой встречей с вражеским самолетом Борис Сафонов совершенствовал тактические приемы, ведя ближний бой. При этом он изучал все возможности немецких машин, воевавших над нашими Северными землями.

Список воздушных побед Сафонова значительно пополнился в следующие два месяца. Именно в это время немцами были предприняты массированные налеты на порт Мурманск и северные советские аэродромы.

Так, 7 июля «девятка» И-16, во главе которой находился Сафонов, прикрывала морскую базу Полярное. В это время в небе над охраняемой ими территорией появилась группа немецких самолетов Ju-87, которые сопровождали вражеские истребители Me-109. Завязался воздушный бой. Немецкие самолеты были атакованы советскими летчиками, которые сбили семь вражеских машин. Наша «девятка» вернулась на базу в полном составе.

Список воздушных побед

Список воздушных побед Б. Ф. Сафонова

(на основании записей в лётной книжке)

№ п/п Дата победы Тип самолёта противника Место победы Тип своего самолёта
1 24.06. Хе-111(в действительности это был Ю-88 из состава 6./KG30) губа Большая Волоковая И-16 тип 24
гр.

(1/3)

27.06. Хш-126 сев. п. Титовка
2 16.07. Хш-126 Ура-губа И-16 тип 28
3 17.07. Ю-87 зап. п. Мурмаши
4 18.07. Ю-88 вост. аэродром Ваенга
5 25.07. Ю-88 Цып-Наволок
6 05.08. Ме-109 аэродром Ваенга
7 06.08. Ю-88 о. Малый Олений — Териберкой
8 09.08. Ю-88 юго-вост. оз. Кядел-Явр
9 23.08. Ю-88 оз. Куырк-Явр
гр.

(1/3)

26.08. Ю-88 Ваенга — Луостари
гр.

(1/3)

Ю-88 Ваенга — Луостари
гр.

(1/3)

Ю-88 Ваенга — Луостари
10 27.08. Хш-126 Ура-губа
гр.

(1/6)

02.09. Ме-109 Мурманск
11 09.09. Ю-87 зап. оз. Ура-Губское
12 15.09. Ме-110 Западная Лица
13 Хш-126 оз. Куырк-Явр
14 Ю-87 оз. Куырк-Явр
15 17.12. Ме-109 юж. Лопаткина губа «Харрикейн» Mk.IIb
16 31.12. Хе-111 сев.-зап. о. Кильдин
17 17.05. Ю-88 Мурманск P-40E
18 30.05. Ю-88 Конвой PQ-16
19 Ю-88 Конвой PQ-16
20 Ю-88 Конвой PQ-16
  1. ↑ Групповая победа.
  2. ↑ Предположительная победа.

Всего воздушных побед: 20 + 5 (из них 6 + 0 сбито предположительно);боевых вылетов: 234

биография

Ранняя жизнь и служение

Михаил Иванович Сафонов родился в дворянской семье 13 ноября 1893 года в Острогожске , Российская Империя . Он был сторонником русского православия . В детстве получил образование в Острогожской гимназии. Он вошел в Санкт — Peterburg «s 20 сентября 1909. Он будет служить на полдюжины кораблей во время тренировки. 21 февраля 1913 года он получил бронзовую медаль в ознаменование 300-летнего правления Дома Романовых ; в апреле 1913 г. он получил еще одну бронзовую медаль в ознаменование столетия Отечественной войны .

Служба Первой мировой войны

В мае 1914 года получил высшее образование в звании прапорщика, 2 августа 1914 года был отправлен на линкор « Громобой» . 30 сентября 1914 года его перевели на другой линкор — « Севастополь» . В сентябре 1915 года он подал заявление о переводе на авиационную службу.

24 ноября 1915 года его направили в Офицерское училище морской авиации и направили в Политехнический институт Петра Великого в Санкт-Петербурге для изучения аэродинамики . Освоив это, он переехал на зимнюю локацию школы в Баку, чтобы сдать все экзамены на квалификацию пилота. 1 декабря 1915 года он солировал.

24 февраля 1916 года Сафонов был отправлен в Службу связи Балтийского флота. В марте он оттачивал свои навыки пилотирования на Таллиннском военно-морском аэродроме. Затем ему было поручено управлять поплавковым самолетом Farman MF.11 с серийным номером . 31 для местной Третьей Авиационной Станции. 2 апреля 1916 года он был классифицирован как морской лётчик с годовым окладом 960 рублей. Авиация Балтийского флота была разделена на две авиационные дивизии. 11 августа 1916 года Сафонов был зачислен в Первый авиационный отряд (Глагол) 2-й авиационной дивизии. На летающих лодках Григоровича М-9, оснащавших этот отряд, был установлен пулемет Мадсена .

После нескольких воздушных боев, в том числе своей первой воздушной победы 9 сентября 1916 года, он был награжден орденом Святой Анны четвертой степени и орденом Святого Владимира III степени с мечами и луком. Был ранен в бою 13 сентября 1916 г., когда летел на М-9 Григоровича зав. 39.

Сафонов был назначен лейтенантом 10 июля 1917 года. Он был выбран командиром отряда Глагола 14 июля 1917 года. В тот день он одержал вторую воздушную победу, на этот раз на М-15 Григоровича , хотя вражеский самолет не был замечен. разбиться. В 11.40 7 сентября Сафонов использовал серийный номер Nieuport . НР-1 в атаке на вражеский двухместный автомобиль. Он приблизился к дистанции 50 метров и сделал короткую очередь для своей третьей победы. 25 октября Сафонов получил звание старшего лейтенанта и получил короткий отпуск. Он женился на Людмиле Щеботаревой. По возвращении в строй он был назначен командиром 2-го сухопутного истребительного отряда в Куйвастойне.

Он одержал еще две воздушные победы подряд, 16 и 17 ноября 1917 года. Однако тогда русская революция положила конец его войне; Сафонов бездействовал до тех пор, пока большевики не уволили его из армии в марте 1918 года. Когда Россия была потрясена революцией, Финляндия провозгласила свою независимость 6 декабря 1917 года. Сафонов был одним из пяти русских летчиков, к которым обратилась клика финских активистов; предложили 25 тысяч рублей и финское гражданство, если летчики будут служить в ВВС генерала Маннергейма .

11 апреля 1918 года Сафонов засадил жену в «Ньюпор-10» и отправился к финнам. Во время разведывательных полетов во время Гражданской войны в Финляндии он использовал псевдоним Микко Вуоренхеймо. Однако к лету 1918 года недоверчивые финны не выполнили свою сделку, поэтому Сафонов вырвал разрешения, необходимые для транзита через оккупированную немцами Россию и присоединения к Добровольческой армии белых русских .

После Первой мировой войны

К 1919 году Сафонов служил в Добровольческой армии из белогвардейцев под командованием генерала Антона Деникина . После поражения, продолжая карьеру странствующего пилота, Сафонов с женой уехали в Персию и Индию; В последнем Сафонов поступил на службу в Королевские ВВС . После этого в 1924 году он оказался в Китае, где организовывал авиационную подготовку ВМС Китая . В мае 1924 года, испытывая летающую лодку над рекой Мин, он погиб в авиакатастрофе. Несколько лет спустя его вдова и двое сирот переехали в Соединенные Штаты.

Учеба в Качинской школе

В период нахождения в этом учебном заведении Борис Сафонов тщательно изучал труды классиков марксизма-ленинизма. Это стало начальным этапом подготовки к вступлению в Коммунистическую партию.

В годы учебы в Качинской школе, в возрасте девятнадцати лет, Сафонов становится летчиком-истребителем. При этом он показывает великолепные навыки по воздушной стрельбе, по технике пилотирования и по знаниям материальной части, заслуживая по всем этим дисциплинам высшие оценки. В характеристике, написанной в эти годы инструкторами, отмечено, что Сафонов отличается быстрой реакцией, сообразителен и находчив в воздухе, кроме того, отмечена его достаточно высокая степень инициативности.

«Лётчик с особой искрой»

В марте 1942 года Сафонов был удостоен британского ордена — креста «За выдающиеся лётные заслуги».

30 мая 1942 года Борис Сафонов вылетел на помощь атакованному нацистами союзному конвою. Во главе тройки советских истребителей он атаковал несколько десятков немецких самолётов. Спустя некоторое время командный пункт принял от него радиограмму: «Подбил третьего… мотор…» Это были его последние слова. Самолёт Сафонова упал в воду и моментально затонул. Причины его трагической гибели до сих пор не установлены. Две основные версии, которые обсуждают историки, — это попадание в самолёт советского аса пули противника и неисправность двигателя.

Число побед Сафонова в различных источниках оценивается по-разному. Чаще всего в литературе фигурируют данные о 30 самолётах, уничтоженных им лично, и трёх — в групповых боях. Однако некоторые историки придерживаются мнения, что, по официально подтверждённым данным, Сафонов одержал от 22 до 25 воздушных побед.

«Вне зависимости от разницы в оценках Сафонов был одним из самых результативных советских истребителей на начальном этапе войны. И это в тяжелейших условиях Севера», — подчеркнул Юрий Кнутов.

В различных городах Советского Союза Борису Сафонову были установлены памятники, в его честь называли улицы, учебные заведения, корабли, самолёты и воинские части. Название Сафоново носит один из посёлков Мурманской области.

«Такие пилоты, как Сафонов, были в годы Великой Отечественной на вес золота. Они учили, подавали пример мужества. Его героизм достоин восхищения», — заявил в беседе с RT заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой России генерал-майор Магомед Толбоев.

  • Бюст Б.Ф.Сафонова у въезда в посёлок Сафоново (Мурманская область) 

По словам заслуженного лётчика РФ генерал-майора Владимира Попова, красноречивым свидетельством беспрецедентного мужества Сафонова является наличие у него двух Золотых звёзд Героя Советского Союза.

Юрий Кнутов считает, что Борис Сафонов был уникальным человеком, который не смог до конца реализовать свой огромный потенциал из-за трагической гибели.

Последний бой

Возглавляя 2-й Гвардейский авиаполк, гвардии подполковник Сафонов много времени и сил отдавал руководству. В связи с этим летать он стал меньше, но практически в каждом бою пополнял список своих побед.

В 1942 г. перед его полком поставили новую задачу. Помимо обороны порта Мурманск летчики должны были охранять союзные военные конвои, находящиеся на территории Северного флота. При выполнении этой задачи и погиб знаменитый советский летчик. Свой последний боевой вылет он совершил 30 мая 1942 г., поднявшись в воздух для прикрытия следовавшего в Мурманск конвоя союзников.

Сафонов был ведущим четверки советских машин. Однако одна из них из-за неполадок в двигателе вернулась назад. Три советских летчика ввязались в бой с шестью вражескими бомбардировщиками, пойдя на врага в стремительной атаке. В суматохе, возникшей во время схватки, звено распалось

Больше Бориса Сафонова не видели.

Место гибели отважного летчика в Баренцевом море можно найти по карте. Это 69 градусов 51 секунда северной широты и 64 градуса 42 секунды восточной долготы

Он погиб в неравном бою с фашистами, сбив при этом два самолета. ВВС потеряли аса морской авиации, на счету которого в мае 1942 г. числилось 25 сбитых машин врага.

Какова причина гибели Бориса Сафонова? Ответа на этот вопрос до сих пор нет. По одной из версий, он не смог совладать с внезапной атакой одного из «Юнкерсов», а по другой – упал из-за отказа двигателя. Последнее из этих двух предположений считается наиболее вероятным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: