Андрей калиниченко: воздушный снайпер

Арсений васильевич ворожейкин: биография

С этой книгой читают

За Волгой земли для нас не было. Записки снайпераЗайцев Василий Григорьевич

Василий Григорьевич Зайцев — участник Сталинградского сражения, знатный снайпер, организатор снайперского движения в 62-й армии. Герой Советского Союза. В своих…

4.6
 (4)

Железный крест для снайпера. Убийца со снайперской винтовкойСюткус Бруно

На снайперском счету автора этой книги 209 жизней советских солдат. Помимо Железного креста 1-го класса, Бруно Сюткус был награжден еще и редким нарукавным знаком…

4.1
 (4)

Воздушный стрелокФритцше Клаус

Автор этой книги прожил две жизни. В первой он был правоверным нацистом, воспитанником Гитлерюгенда и привилегированной Национал-политической академии (Напола),…

4.7
 (2)

Русские воздушные богатыри И. И. СикорскогоФинне Константин Николаевич

Настоящее издание посвящено русской авиации — летательным аппаратам Игоря Сикорского. К.Н.Финне в 1914 г. был назначен начальником медицинской службы эскадры воздушных…

4.3
 (5)

Воздушный стрелок. Сквозь зенитный огоньФритцше Клаус

Аннотация издательства

Автор этой книги прожил две жизни. В первой он был правоверным нацистом, воспитанником Гитлерюгенда и привилегированной…

3.5
 (1)

Воздушный казак ВерденаГальперин Юрий Мануилович

Второе, дополненное издание книги о русских летчиках-добровольцах, героически сражавшихся во время первой мировой войны в небе Франции, о русских авиаторах первого…

Снайпер с Земли Икс Алекс

Дмитрий очнулся без памяти, вокруг лес. И лишь один кот знает что произошло. Какие его ждут дальше приключения и опасности, лишь одному богу известно

3.66
 (14)

СнайперМишин Виктор Михайлович

Пока Новиков восстанавливался после тяжелых ранений, ему пришла идея создания группы снайперов-ликвидаторов. Командование принимает его идею и, доработав, создает…

4.08
 (6)

О книге

В условиях постоянного стресса, изнурительных нагрузок и бесполезных споров, человеку жизненно необходимо уметь отвлекаться от реальности и обогащаться эмоционально. Чтение во все времена спасало от уныния и скуки, поэтому и сейчас является эффективным способом справиться с этим. Обладая волшебной способностью погружать читателя в другую жизнь, книги хотя бы на время дают шанс позабыть о личных проблемах и переживаниях.

Книга Калиниченко Андрей Филиппович «Воздушный снайпер», написанная в жанре биографии и мемуары, охватывает проблемы общества и человека, что всегда вызывает особый интерес. В книге автор делится с нами своими размышлениями на многие злободневные темы современности и взаимоотношений между людьми. Основной сюжет произведения, главные герои, описание обстановки и диалоги между персонажами — всё детально продумано и проработано автором, что непременно завлечет читателя.

Сочинения

  • Заметки об огневом мастерстве. — М.: Воениздат, 1945 (Проверено 1 октября 2015)
  • Истребители. — М.: Воениздат, 1961 (Проверено 1 октября 2015)
  • Над Курской дугой. — М.: Воениздат, 1962. (Проверено 1 октября 2015)
  • Рассвет над Киевом. — М.: Воениздат, 1966. (Проверено 1 октября 2015)
  • Под нами Берлин. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1970. (Проверено 10 мая 2009)
  • Рядовой авиации. — М., 1972;
  • Сильнее смерти. — М.: Детская литература, 1978. (Проверено 1 октября 2015)
  • Последние атаки. — М.: изд-во ДОСААФ, 1979;
  • Солдаты неба. — М.: Воениздат, 1986. (Проверено 1 октября 2015)
  • Небо истребителя. — М.: Воениздат, 1991. (Проверено 1 октября 2015)
  • Карта обязательных проверок
  • Агоналии
  • Пеликан, Борис Александрович
  • Санжаровский, Анатолий Никифорович
  • Ахтамар
  • HTTP/3
  • Квинт Кассий Лонгин (консул)
  • Золотая медаль имени Д. И. Менделеева
  • Харрисон, Грегори
  • Храм Антонина и Фаустины

Читать Воздушный снайпер (Калиниченко) полностью

Взорванное небо

1

В часы крепкого предрассветного сна авиационный гарнизон подняли по тревоге. Надрывный вой сирены разносился над военным городком, словно раскаты грома. Василий Голубев вскочил, стал быстро одеваться.

— Что же это такое? И в воскресенье не дают вдоволь поспать! — ворчала встревоженная жена.

— Ты спи, Саша, я скоро вернусь, — успокаивал ее Василий, думая, что и эта тревога — обычная учебная: в тот беспокойный сорок первый их было особенно много.

Выбежав из дому, Голубев ощутил бодрящую ночную свежесть, вдохнул неповторимый аромат набравшей силу молодой листвы.

Гарнизон сразу наполнился топотом ног и возбужденными голосами. Люди спешили на аэродром. По дороге их обгоняли спецавтомашины. А со стоянки уже доносились звуки ревущих моторов: техники и младшие авиационные специалисты готовили самолеты к вылету.

У штаба Голубев увидел группу людей в летном обмундировании: общежитие холостяков находилось вблизи аэродрома, и по тревоге они прибывали сюда первыми. Вскоре к ним присоединились и другие летчики.

Часть была в сборе, но никаких распоряжений не поступало. Затянувшаяся неизвестность настораживала: прежде их давали быстро. Наконец раздалась команда «Становись!». Из домика вышел командир 13-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильи Краснознаменного Балтийского флота капитан Александр Яковлевич Лучихин. Он был немногословен.

— Самолеты рассредоточить и замаскировать! Ждать дальнейших указаний, — объявил комэск.

Люди успокоились — так было всегда при учебных тревогах. Казалось, и на этот раз все повторится, как обычно. Летчики и техники без промедлений расставили истребители на хорошо известные места. В отведенное нормативами время экипажи уложились. Над полем воцарилась тишина.

Василий сидел на самолетных чехлах. Ежась от прохлады, он, как и другие, ждал, когда же прозвучит сигнал отбоя тревоги и можно будет вернуться домой. Но не знал тогда лейтенант, что именно в эти предрассветные часы на наши пограничные посты уже наведены тысячи гитлеровских орудий, а с аэродромов уже начали взлетать сотни груженных бомбами фашистских самолетов. Не знал и того, что по решению наркома ВМФ тревога была объявлена всему Балтийскому флоту. Боевая!

Неожиданно утреннюю тишину нарушила артиллерийская стрельба. По своеобразным звукам и направлению, откуда они доносились, лейтенант понял: огонь ведут зенитки где-то на берегу Финского залива. «С чего бы это?» — подумал он и в тот же миг увидел, как у штабного домика взвилась ракета — сигнал о немедленном вылете.

Следующая страница

Крещение огнем

После окончания летного училища талантливого выпускника Арсения Ворожейкина распределили в 53-й бомбардировочный полк, располагавшийся в Приморском крае. В его составе Арсений вступил в свой первый настоящий воздушный бой.

В 1939 году в Монголии, в районе реки Халхин-Гол, между монгольскими войсками и вооруженными силами Японии вспыхнул военный конфликт. В соответствии с договором взаимопомощи от 1936 года Советский Союз направил в Монголию воинские части, среди которых была и эскадрилья Арсения Ворожейкина.

По воспоминаниям летчика-истребителя, боевое крещение произошло 22 июня 1939 года. Десять истребителей И-16, вооруженных крупнокалиберными пушками и пулеметами, были подняты по тревоге навстречу 20 японским самолетам, летевшим бомбить расположения советских частей недалеко от границы. Завязался групповой воздушный бой. Позднее Арсений Ворожейкин рассказывал, что в какой-то момент остался один в окружении десяти вражеских самолетов. Стрелял из всех орудий, шел на сближение, догонял, сбивал, пока не был сбит сам.

Увидев, что советский летчик жив, японцы принялись с воздуха из пулеметов добивать его искореженную машину. Вскоре И-16 загорелся, однако раненому в голову и руку Арсению удалось выбраться из огненной ловушки.

«Это были те минуты, когда человек отдает всего себя на борьбу за жизнь. Я почувствовал себя способным процарапать не только землю, но и камень. Пальцами, кулаками, зубами, головой лихорадочно отшвыривал из-под себя землю. И вот наконец выбрался из приготовленной мне самураями могилы. Не раздумывая, снял с себя кожанку и начал тушить пожар», — вспоминал выдающийся летчик в своих мемуарах.

Когда Арсения привезли в госпиталь, выяснилось, что у него вдобавок поврежден позвоночник, однако Ворожейкин заявил командованию, что уходить из авиации не намерен.

За воздушные сражения над Халхин-Голом Арсения Ворожейкина наградили орденом Красного Знамени. После выздоровления летчик был направлен на советско-финскую войну, правда, проявить себя в боях ему не довелось. Эскадрилья Ворожейкина в основном занималась разведкой и сопровождением бомбардировщиков.

Биография

Довоенный период

А. В. Ворожейкин родился 15  октября 1912 года в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской губернии (ныне село Прокофьево, Городецкого района Нижегородской области) в крестьянской семье. По национальности русский. Член ВКП(б)-КПСС с 1932 года.

Служил в армии с по 1933 годы — красноармеец 17-й стрелковой дивизии, служил в Горьком. После увольнения в запас поступил в Высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу в Горьком, но окончил только первый курс. С 1934 года до выхода в отставку в 1957 году вновь служил в Красной Армии. В 1937 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. С ноября 1937 по июль 1938 года служил младшим лётчиком в 53-м бомбардировочном полку. Затем вновь направлен на учёбу и в 1939 году окончил шестимесячные курсы лётчиков-комиссаров. С января 1939 года — комиссар эскадрильи в 53-м бомбардировочном авиаполку.

С мая 1939 года — комиссар эскадрильи в 22-м истребительном авиационном полку. В этой должности участвовал в боях на реке Халхин-Гол в мае-сентябре 1939 года. Там Ворожейкин провёл 30 воздушных боёв, в результате которых им было лично сбито 6 японских самолётов.

С февраля 1940 года — военком авиационной эскадрильи 38-го истребительного авиаполка ВВС Прибалтийского военного округа. В этой должности участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов.

Стела А. В. Ворожейкину и В. Г. Рязанову в Нижегородском кремле

С марта 1940 года — заместитель командира эскадрильи по политчасти, а с марта 1941 года — командир эскадрильи в 342-м истребительном авиаполку Закавказского военного округа.

Великая Отечественная война

В 1942 году окончил Военно-воздушную академию. С августа 1942 года участвует в боях Великой Отечественной войны на Калининском и Воронежском (с 20 октября 1943 года 1-й Украинский) фронтах. С августа 1942 года — заместитель командира, с июля 1943 года — командир истребительной авиационной эскадрильи 728-го истребительного авиаполка 256-й истребительной авиадивизии 5-го истребительного авиакорпуса во 2-й воздушной армии. К январю 1944 года командиром эскадрильи капитаном Ворожейкиным было совершено 78 боевых вылетов. В 32 воздушных боях им лично было уничтожено 19 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Ворожейкину Арсению Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2043).

В следующие полгода командиром эскадрильи Ворожейкиным А. В. было совершено ещё 28 боевых вылетов с участием в 14 воздушных боях. В результате чего лично им было сбито 11 самолётов противника. За эти подвиги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года капитан Ворожейкин Арсений Васильевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 28). С июля 1944 года — заместитель командира 32-го истребительного авиаполка 256-й истребительной авиационной дивизии. В июле 1944 года А. В. Ворожейкин назначен на должность командира 32-го истребительного авиационного полка. С октября 1944 года Ворожейкин занимал должность старшего инструктора-лётчика Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации РККА, при этом прололжал совершать боевые вылеты до конца войны.

Всего на счету лётчика-истребителя А. В. Ворожейкина около 400 боевых вылетов, 52 сбитых лично самолёта противника (из них 6 — на Халхин-Голе) и 14 в группе. Один из наиболее результативных асов советской истребительной авиации.

Послевоенное время

С октября 1945 года дважды Герой Советского Союза Ворожейкин командовал 9-м гвардейским истребительным авиационным полком в 128-й истребительной авиадивизии. В декабре 1947 — ноябре 1950 года — старший инспектор Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС Советской Армии. В 1952 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С марта 1953 года командовал 108-й истребительной авиационной дивизией в 76-й воздушной армии Ленинградского военного округа.

В августе 1953 года дивизия в полном составе вместе с своим командиром была переведена из Советской Армии в Военно-Морской флот СССР и перебазирована в состав ВВС Черноморского флота СССР. С марта 1955 года- помощник командира ВВС 4-го флота СССР. С марта 1956 года — первый заместитель командующего ПВО Черноморского флота СССР. Воинское звание «генерал-майор авиации» присвоено 31 мая 1954 года.

С 1957 года генерал-майор авиации Ворожейкин А. В. в отставке по болезни. Жил в городе Москве, занимался литературной деятельностью.

Умер 23 мая 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбищеМосквы.

Над Курской дугой

В августе 1942 года Арсений Ворожейкин окончил чкаловскую Военно-воздушную академию и сразу же отправился на Калининский фронт, пополнив ряды 728-го истребительного авиаполка. Арсений продолжал летать на хорошо зарекомендовавшем себя в Монголии И-16, однако тягаться с немецкими «Мессершмиттами» советскому истребителю было непросто. У И-16, как рассказывал Ворожейкин, и мотор был слабее, и скорость меньше, что порой не позволяло не только навязать немцам бой «на вертикали», но и уйти от их преследования.

В итоге советских летчиков выручила смекалка. Во время групповых боев Ворожейкин и другие истребители стали выстраиваться в замкнутый оборонительный круг, в котором каждый самолет прикрывал хвост идущего впереди. «Наш круг походил на быстро вращающуюся дисковую пилу: куда ни сунься — не возьмешь. Самолеты, меняя положение, вытягиваясь в нужную сторону, струями разбрызгивали пулеметный огонь, а то и реактивные снаряды. «Мессеры», как щуки, носились на больших скоростях совсем близко и всякий раз, натыкаясь на острые зубья пилы, отскакивали», — рассказывал в своей книге «Над Курской дугой» Арсений Ворожейкин.

Вскоре в эскадрилью Арсения Ворожейкина пришло долгожданное пополнение — новые истребители Як-7Б. Хорошо вооруженная и маневренная машина отлично зарекомендовала себя в небе над Курской дугой, куда летом 1943 года перебросили Ворожейкина и его боевых товарищей.

По воспоминаниям летчика-истребителя, это был самый жаркий период для эскадрильи и всего 728-го полка. Ожесточенные бои шли и на земле, и в воздухе. Вылетать на задания по очистке неба от вражеских истребителей приходилось по несколько раз в день. Кроме этого, пилоты эскадрильи прикрывали действия коллег — бомбардировщиков и штурмовиков.

Особенно жарким, по воспоминаниям летчика, выдалось 12 июля 1943 года. С утра шестерым истребителям во главе с Арсением Ворожейкиным пришлось биться с 12 «Юнкерсами». Днем эскадрилья вылетала на перехват еще четырех десятков немецких самолетов. Поздним вечером того же дня Ворожейкин вступил в схватку с группой вражеских бомбардировщиков. Когда кончились боеприпасы, он пошел на таран.

С 20 июля по 20 сентября 1943 года летчики эскадрильи Арсения Ворожейкина уничтожили в воздухе над Курской дугой около 70 вражеских самолетов. При этом 19 из них сбил Ворожейкин.

На пути к Победе

После участия в Курской битве Арсению Ворожейкину дали небольшой отпуск. Летчику необходимо было восстановиться после ранения, полученного в битве с двумя истребителями люфтваффе. С конца октября 1943-го Ворожейкин — вновь в родном 728-м полку, который к тому моменту перебросили на киевское направление.

И вновь пошли один за другим боевые вылеты. Однажды во время воздушной схватки Ворожейкин сел на хвост немецкому асу, который, уходя от погони, вдруг камнем бросился к земле. Арсений спикировал за ним и отпустил немца, только когда тот врезался в землю. Свой «Як» Ворожейкин из пике вывел, однако в результате огромной перегрузки фюзеляж машины получил серьезные повреждения.

В самом начале 1944 года в эскадрилью Арсения Ворожейкина поступили новенькие Як-9, и уже в марте на одном из них летчик сбил немецкий биплан-разведчик. По дороге домой он вступил в очередной воздушный бой, самолет врага поразил, но и сам был подбит. Сажать поврежденную машину пришлось в открытом поле на вражеской территории. К счастью Ворожейкина, первыми к месту вынужденной посадки подоспели однополчане, которые быстро вывезли героя в расположение советских войск.

Весной 1945-го выдающийся истребитель и к тому времени уже дважды Герой Советского Союза вступил в свой последний воздушный бой, сбив над Берлином новенький немецкий реактивный бомбардировщик марки «Арадо». К тому времени количество уничтоженных Арсением Ворожейкиным вражеских самолетов перевалило за полсотни.

После войны ас командовал 9-м гвардейским истребительным авиационным полком 128-й истребительной авиационной дивизии, входившей в состав ВВС Черноморского флота. В 1950-х получил звание «генерал-майор авиации» и был назначен заместителем командующего ПВО Черноморским флотом. При этом, несмотря на высокую должность, Арсений Ворожейкин продолжал летать, осваивал новые реактивные «Яки» и «МиГи».

Выйдя в отставку, Арсений Ворожейкин поселился в Москве, где всерьез занялся литературой. Написал 12 книг о подвигах советских летчиков в период Великой Отечественной войны. Выдающийся летчик скончался 23 мая 2001 года.

Подготовил Василий Кучушев

От мечты до штурвала

Арсений Ворожейкин родился 28 октября 1912 года в деревне Прокофьево Нижегородской губернии (ныне Городецкий район Нижегородской области). Несмотря на голод и бедственное положение семьи, будущий выдающийся летчик на пятерки окончил школу, а затем — после срочной службы в Красной армии — поступил в Горьковский сельскохозяйственный коммунистический университет.

Однако уже через год Ворожейкин бросил гражданский вуз ради детской мечты — стать военным пилотом. В середине 1930-х он поступил в Харьковскую летную военную школу, где, по воспоминаниям сослуживцев Арсения, и проявился его талант воздушного снайпера. На учебных стрельбах он успевал выпустить по мишени гораздо больше боеприпасов, чем требовалось для оценки «отлично».

Позднее выдающийся летчик рассказывал в одной из своих книг, как постигал секреты успеха в воздушном бою: «При первых же вылетах мне стало ясно, что меткость стрельбы самым тесным образом связана с техникой пилотирования. Я это подчеркиваю потому, что у некоторых летчиков существует совершенно ложное представление. Они думают, что можно быть отличным мастером огня и плохим пилотом. Это неверно. Со мной вместе тренировалась группа летчиков, считавшихся на земле очень меткими стрелками. Но, когда дело доходило до стрельбы по конусу в полете, у них ничего не получалось. Они, что называется, не чувствовали самолет, не могли придать ему наивыгоднейшее положение для стрельбы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: