Былина Илья Муромец и Добрыня, краткое содержание
Богатырь Добрыня служил в войсках князя Владимира. Это один из известных богатырей, который отличался не только силой, но и умом. Прославился он своей силой по всей русской земле, дошел слух и до Ильи Муромца. И решил Илья испытать Добрыню, на самом ли деле он так силен. Отправился Илья в Рязань, где жил Добрыня, но дома его не застал. Мать Добрыни отговаривала богатыря от поединка, и Илья собрался уже ехать назад, но услышал во дворе бахвальство Добрыни и предложил ему сразиться. Сражались они в трех поединках. В первом никто не победил, во втором, сломались сабли, в третьем, оба ушли по колено в землю. Закончилось все тем, что Добрыня победил, оказавшись на груди Ильи Муромца. Так и познакомились богатыри.
Подвиги Ильи под Черниговом
Садится Илья на своего «ретивого коня», которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в «Киев-град, заложиться за князя Владимира». Выехав чем свет, Илья рассчитывает попасть в Киев к обедне (вообще же, от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня «по крутым бокам»,
Ретивый конь под ним осержается,Прочь от земли отделяется,Он и скачет выше дерева стоячего,Чуть пониже облака ходячего.
Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут «старый матерой казак Илья, сын Иванович». Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.
Но в Чернигов было нельзя попасть, окружила город «сила несметная» – вражеское полчище, вероятно, татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
Куда саблей махнет – там улица лежит,Куда отмахнет – переулочек.
«Мужики Черниговские», увидав, что Илья Муромец победил всю «силу», осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклонил эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спросил, где самая короткая «прямоезжая» дорога ко граду Киеву?
Оказалось, что надо ехать в объезд, т. к. «прямоезжая» дорога к Киеву была заложена: на ней сидел Соловей-разбойник, и никого к Киеву не пропускал. Узнав об этом, Илья Муромец направил своего коня именно по этой «прямоезжей» дороге, чтобы освободить землю русскую от злого грабителя. (См. также статью Илья Муромец на распутье.)
Богатыри в культуре
Живопись. Образ богатырей обрёл популярность в искусстве ещё в 19 в. Первый набросок «Богатырей» В. М. Васнецова датируется 1871 г. Непосредственно к работе над полотном художник приступил десять лет спустя. Васнецов писал знаменитую троицу почти 20 лет. Полотно переезжало за ним из квартиры в квартиру. Сын Васнецова вспоминал, что «Богатыри» стали неотъемлемым элементом интерьера: это была «постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай». Завершив многолетнюю работу, Васнецов впоследствии возвращался к теме богатырей неоднократно.
Картину «Садко» (1876) И. Е. Репин писал в Париже. О задумке художник писал критику В. В. Стасову: «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Французской публике работа не приглянулась, зато позже произвела фурор в России. «Садко» купил великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. Кстати, образ самого купца Садко Репин писал с Васнецова.
Репин И. Е. «Садко», 1876 г. (Wikimedia Commons)
В конце 19 в. былины активно иллюстрировал А. П. Рябушкин, в 20 в. — И. Я. Билибин. Картина «Богатырь» (1898) есть и у М. А. Врубеля.
Музыка. В 1867 г. была поставлена опера-фарс А. П. Бородина «Богатыри». Шуточная опера с треском провалилась, и композитор предпочитал молчать о ней. Позже он написал симфонию № 2, известную как «Богатырская». Это произведение признано шедевром.
Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Садко». Премьера состоялась в Москве в конце 1897 г. Одну из партий исполнял Ф. И. Шаляпин, также в постановке участвовала Н. И. Забела, жена Врубеля.
Кинематограф. Былинные сюжеты воплотились во многих советских фильмах. Это, например, «Садко» (1952) и «Илья Муромец» (1956) А. Л. Птушко, «Василий Буслаев» (1982) Г. Л. Васильева, мультфильм «Василиса Микулишна» (1975) Р. В. Давыдова.
С 2004 г. выходят мультфильмы популярной франшизы «Три богатыря». Это «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007) и многие другие.
Кто такой Илья Муромец?
После выздоровления Илия Печёрский, как и его прототип Илья Муромец, поступил на ратную службу. Подвиги былинного богатыря тоже могли быть вполне реальными. Например, Соловей-разбойник — обычный грабитель, который разорял торговые караваны. Этим Соловей ставил под удар торговлю и экономику Киева. Поимка подобного разбойника и освобождение торговой дороги в XII веке приравнивались к подвигу.
Реальный Илья Муромец тоже сложил оружие после кровопролитных сражений. Ратные подвиги сменились жизнью в монастыре. Из-за того, что в монастырь Илия Печёрский пришёл уже в преклонном возрасте, в летописях сохранилось мало сведений о житие святого.
Популярные сегодня темы
-
Первый паровоз
Первый паровоз был создан в 19 веке. В этой истории имеется большое количество интересных нюансов. Мало кто знает, что первый паровоз выглядел как деревянная телега. Колеса этой телеги крутил
-
Система образования
Несомненно, самым основополагающим фактором в быстром и правильном развитии общества, является система образования. Чем качественнее оно будет организовано, тем больше перспектив преуспеть
-
Заповедники России
В России существует около 100 заповедников. Заповедник – уникальное место природы (водное или земное), которое находится под государственной охраной. В зависимости от занимаемой территории за
-
Животные тропических лесов
В тропических лесах обитает около 70% существующих видов животных. Зоны тропических лесов характерны для Центральной и Южной Америки, Центральной Африки, Азии, Австралии и Океании.
-
Художественные символы народов мира
На данный момент в мире насчитывается 251 признанное государство, более 2000 национальностей и огромное количество небольших народов. Многие из них имеют своё уникальную
-
Алтайский край
Алтай одно из самых удивительных мест в России. Сюда приезжают люди со всех уголков мира, что полюбоваться и насладиться первозданной, чистой и довольно загадочной природой. Место, в котором
Быль — былина — небылица
Конечно, мы не можем утверждать, что все, о чем говорится в народных сказаниях об Илье Муромце, имеет реальную подоплеку. В приключениях былинного богатыря встречаются сугубо фантастические сюжеты, которые носят чисто фольклорный характер. К таким сюжетам относятся победа Ильи над чудовищными «супротивниками» — Соловьем Разбойником и Идолищем, рассказ о поединке русского богатыря с собственным сыном Сокольником, который гибнет от руки отца.
Ученые установили, что народная фантазия изменила социальное происхождение героя. Реальный Илья был, вероятнее всего, знатным человеком, состоящим в родстве с князем Владимиром Мономахом. Сказители русского Севера сделали его крестьянским сыном, а исполнители казачьих песен, в которых тоже встречается этот славный герой, назвали его «старым казаком».
Однако есть в сказаниях об Илье и достоверные элементы. Прежде всего — это рассказ о его чудесном исцелении и о призвании на ратное служение. Согласно преданию, несчастный калека, который с самого рождения до тридцати лет был парализован, исцеляется с Божией помощью. В советских изданиях этого текста Илье помогают «калики перехожие» — паломники в Святую Землю, носители народного религиозного сознания. Но в дореволюционных изданиях былины духовный характер призвания Ильи еще более очевиден, потому что в них будущего героя под видом калик исцеляет Сам Господь Иисус Христос в сопровождении двух апостолов. Сюжет этого сказания не имеет аналогов в эпосе других народов.
Былинный рассказ о благочестивой смерти героя — «Три поездки Ильи Муромца» — столь же нетипичен для народных преданий, хотя его начало носит чисто сказочный характер. Мы видим Илью у дорожного камня с надписью, предвещающей тому, кто поедет по первой дороге,— убитому быть, по второй — женатому, по третьей — богатому. Вначале Илья, как и подобает герою, едет по дороге смерти, но, вопреки нашему ожиданию, опасность, которая подстерегает его там,— ничтожна. Его встречает не былинное чудовище и не несметное полчище врагов, а всего лишь небольшая шайка разбойников, которых Илья побивает без труда. Приключение на второй дороге, которая обещает Илье семейное счастье, носит не героический, а сказочный характер. Здесь Илья встречает ведьму, напоминающую Бабу-ягу, и ее дочку, которая пытается соблазнить богатыря. Однако Илья легко побеждает плотской соблазн. Но что же ждет нашего героя на пути к богатству, которое обещано ему на третьей дороге? Илья Муромец действительно находит на этой дороге клад и на эти деньги строит церковь. Здесь он умирает, и в этой церкви его и хоронят. Очевидно, что последняя поездка Ильи отражает реальные события. Последний подвиг, который совершает любимый герой народных сказаний, — это подвиг благочестия.
Былинные сказания об Илье рисуют картину мирной святой кончины: герой или окаменевает, то есть превращается в святые мощи, или спокойно умирает, перед смертью построив церковь. По народным представлениям, такому великому герою «смерть на роду не писана». В действительности все было куда более драматично. Согласно экспертизе, преподобный Илия умер от ран, что говорит о том, что он был убит. По одной из версий, это произошло во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». И естественно, бывший воин не мог оставаться в стороне и встал на защиту символа древнерусского Православия и своей обители. Непосредственной причиной смерти стала обширная рана от копья в области груди, которую святой воин пытался прикрыть привычным движением левой руки, в которой на этот раз, увы, не было щита. Правая рука святого воина сложена в крестном знамении — это был его последний жест перед смертью.
Газета «Православная вера» № 01 (548)
Современное лечение паралича
Паралич конечностей у большинства людей возникает после повреждения позвоночника или при наличии хронических и приобретенных патологий, которые чаще всего поражают ЦНС и приводят к невозможности двигать руками и /или ногами. Врачи Московского Центра заболеваний периферической нервной системы рассказывают, что в зависимости от причин возникновения приобретенного паралича конечностей и узконаправленного лечения, восстановить их работу, хотя бы частично, все-таки возможно, особенно, если с момента развития недуга прошло мало лет. Однако, чем длительнее сохраняется неподвижность суставов, мышц и связочного аппарата, тем труднее будет возвращать их к нормальной работе. Например, специалисты нейробиологической лаборатории в Университете Дьюка в городе Дарем, США, разработали экспериментальную методику по восстановлению работы ног у людей, которые получили травмы позвоночника около 5 лет назад и у них развился полный паралич нижних конечностей. Пациентам предлагалось на протяжении 18 недель заниматься вместе с тренерами определенными лечебно-физическими упражнениями и принимать специальные лекарства. Кроме этого на их тела были установлены электроды, посылавшие в район поясницы и копчика особые электрические сигналы. Только благодаря современным разработкам, связанным с воздействием электричества на важные участки двигательной системы, американским ученым удалось добиться некоторых результатов. Уже через 4 недели после начала программы их первый пациент самостоятельно встал и прошел, но не более, чем 3 метра. Быстро «научить» конечности работать после того, как человек был обездвижен более 5 лет, даже при наличии современных технологий, например, таких как использование экзоскелета, до сих пор невозможно.
Примечания[править]
- ↑ Вальчак Д., Никольский Е.В. Былинный богатырь в эпоху постмодерна. // Studia Humanitatis : Международный электронный научный журнал. — 2020. — № 2. — ISSN 2308-8079.
- ↑ Сергей Стефанов. Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым, РИА Новости (22 января 2028 года).
- ↑ Татьяна Расновская Илья Муромец — святой богатырь. Проверено 11 октября 2023.
- ↑ Ольга Глаголева Преподобный Илия Муромец, Печерский (2007-01-01). Проверено 11 октября 2023.
- ↑ Иоаким (Заякин), Мелетия (Панкова), Серафим (Питерский), Синельникова Т.П. Святые земли Рязанской. — Рязань: Дело, 2010. — С. 129—132. — 189 с. — ISBN 978-5-900384-19-1.
Доклад Описание Ильи Муромца
В русской фольклорной культуре основными героями являются могучие и сильные богатыри, оберегающие Русь-матушку от врагов нечистых и других различных темных сил. Илья Муромец – главный русский богатырь. Вся жизнь этого мужественного богатыря, сложившего в себе все представление русского народа о национальном характере, нашла свое отражение в былинах. В них он наделен могучей силой, верой в собственные силы и непоколебимой выдержкой. Отличается Илья Муромец от других богатырей высоким самообладанием и чувством собственного достоинства, через которое он не переступит даже ради великого и всеми уважаемого князя.
Родился славный богатырь Илья Муромец в селе Карачарово под городом Муромом, поэтому его и стали называть Ильей Муромцем. Был он единственным сыном у своих пожилых родителей. Работали они с утра до вечера в поле, а Илья Муромец тридцать три года просидел на печи, потому что был болен с рождения, не мог он чувствовать своих рук и ног. Прохожие старцы исцелили его, попросив бокал воды, и наградили его могучей богатырской силой. С того времени стал Илья Муромец народным защитником, совершившим огромное количество подвигов не для собственной славы и самолюбования, а ради земли Русской.
Поехал богатырь в Киев-град, чтобы встретиться с Владимиром Красно Солнышко. Илья Муромец один разбил войско захватившее Чернигов. Богатырь совершил этот подвиг не ради восхищения самим собой, а из-за сочувствия и сострадания к жителям города. Призвание Ильи Муромца – бороться с различным злом и нечистыми, защищать беззащитный русский народ, бедных и слабых, вдов и сирот.
Обратившись к подвигам богатыря, следует сказать, что одним из наиболее значимых подвигов Ильи Муромца была победа над Соловьем-разбойником. Этот жестокий, жадный, тщеславный злодей воплотил в себе прообразы всех кочевых племен, в то время совершавших набеги на Великую Русь.
Не только внутренние качества славного богатыря, но и внешность Ильи Муромца – это воплощение мудрости, мощи и выдержки. Аккуратная борода с проседью, отчетливый и гордый взгляд, мужественное лицо. На широких могучих плечах величаво держится голова, приклонить которую не заставит ни один враг.
Илья Муромец совершенно бескорыстный богатырь. Он не тянется к деньгам, не гонится за ними, не интересуют его несметные богатства. Особенно пренебрежительно относится Илья Муромец к тем деньгам, которые собраны за счет людских страданий, за счет слез детей, матерей и жен, за счет унижения простых крестьян. Не приветствует он богачей, мешки набивающих.
Илья Муромец является самым любимым и самым загадочным героем русских былин. Он настоящий хранитель земли Русской, защитник всего доброго и святого. Именно об этом герое сложено огромное количество былин и былинных содержаний. Именно этим богатырем до сих пор восхищается и стар и млад. Илья Муромец является примером человека с безгранично развитым чувством патриотизма, воплощающим в себе любовь к своей земле и своему народу.
3, 4 класс кратко, описание
Былинный Илья Муромец: почему он стал самым знаменитым фольклорным героем
Былинный богатырь Илья Муромец, который обладал недюжей силой
Богатырь всея Руси известен под многими именами, например Илья Моровлин, Муровец, Муромлян, но его полное имя — Илья Муромец сын Иванович. Он родился приблизительно между 1150 и 1165 годами.
Легенда гласит, что Илья был сыном крестьянина, и до 33 лет был прикован к постели неизличимой болезнью. Однажды он был исцелен мудрецами-странниками («каликами перехожими»), или точнее, — волхвами, которые попросили воды. Сидящий на печи Илья ответил, что не может встать. Когда старцы попросили питья во второй раз, мужчина смог встать. Он принес своим гостям воды из колодца. Волхвы велели Илье выпить воды, которая придала ему нечеловеческую силу. Тогда мудрецы наказали мужчине отправиться в столицу, и стать на защиту Киевской Руси.
Русский богатырь был прикован к постели 33 года
В кратком житьесказании святого объясняется его прозвище «Чеботок». Согласно легенде, половцы, ворвавшись в монастырь, застали воина врасплох, когда тот обувался. Илья успел надеть только один сапог, поэтому так и в нем защищался от нападавших. В былинах неоднократно подчеркивается благородство богатыря. Он пользовался своей недюжей силой исключительно в бою с врагами, защищая русичей.
Однажды, когда враг приближался к монастырю, Илья почувствовал, как ноги, впервые, с тех пор как он не мог встать с печи, предали его, и был смертельно ранен в грудь.
Исходя их архивов, защитника Руси проводили в последний путь с большими почестями. Его образ был воплощен в 15 из 53 героических былинах киевского цикла.
Образ богатыря — рождение, призвание былинного героя
(В. Васнецов «Богатырский скок» 1914г)
Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.
В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.
Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.
Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.
Спондилоартроз и его лечение
Специалисты Центра по изучению вертеброневрологических заболеваний под руководством доктора медицинских наук, профессора Якова Юрьевича Попелянского, первыми начавшие лечить в СССР подобные патологии, считают, что развитие спондилоартроза в детском возрасте может возникнуть или на фоне травмы спины, затем отягощенной инфекционным заболеванием, или в случае наследственной предрасположенности. Поднять такого больного на ноги быстрее всего может вовремя осуществленное хирургическое вмешательство и последующая реабилитация. В некоторых неосложненных ситуациях удовлетворительного эффекта удается добиться при правильной лекарственной программе, сочетающейся с лечебным массажем и физиотерапией. Но в любом случае, для человека, страдающего спондилоартрозом и парализованного на протяжении 30 лет, восстановительное лечение продлится около десятилетия. Соответственно, явившиеся к богатырю «калики перехожие» если бы и поставили его на ноги и заставили бы идти, то скорее всего, мужчина сразу упал бы на пол. Многолетнее мышечное истощение и длительная деформация неработающих суставов не позволили бы ему и шагу ступить.
Чей Илья: почему ведутся споры на счет национальности богатыря
В. Васнецов «Витязь на Распутье», 1882
Носить звание родины великого богатыря претендуют, по крайней мере, три страны — Украина, Россия и Беларусь. Принято считать, что Илья Муромец родился в деревне Карачарово, недалеко от Мурома во Владимирской области (Россия). Более того, в отдельных сказаниях Илья Муромец совершенно не ассоциируется с Киевом или князем Владимиром, а является борцом с разбойниками.
Однако в XIX столетии ряд исследователей выдвинули гипотезу о том, что Илья Муромец является выходцем из городка Моровийск (на сегодняшний день — село Моровск Козелецкого района Черниговской области, Украина). Это предположение основано на том, что впервые этот герой в части южной Руси упоминается под именем Моровлин или Муравленин.
В Беларуси существует версия, что Муромец пришел с их земель. Это можно объяснить тем, что Кмит Чернобильский, который, впервые упоминает о таком богатыре, по одним данным, являлся старостой белорусского города Орша. Кроме того, существует множество вариантов названия деревни, где родился Муромец, один из которых, Карчево, соответствует названию города в Беларуси.
В.Васнецова «Богатырский скок», 1914
В 2010 году исследователь-любитель Николай Чубрик создал карту различных возможных маршрутов Ильи Муромца. Он считал, что богатырь приехал в Киев через Полесье, так как прошел «грязи великие», упомянутые в легенде. Чубрик пришел к выводу, что Илья Муромец ехал именно с территории нынешней Беларуси, поскольку других мест с обширными болотами на пути в Киев не было. Однако эта теория не получила широкого распространения и признания у фольклористов.
Юрий Хворостов
23.08.2021
Россией гордимся, России верны! Всегда мы на страже любимой страны!
Во все времена народ славил своих героев-воинов, отстаивающих независимость родной земли, честь и достоинство ее граждан. К тому же мы живем в городе, который заслужил особый статус в деле защиты Отечества. Недаром ему присвоено звание город-герой!
К Дню защитника Отечества в библиотеке-филиале № 5 ЦБС для детей прошел час мужества, на который были приглашены учащиеся 3-а класса школы-гимназии № 8 (классный руководитель—А.С. Синчук). Библиотекарь Виктория Дашенко рассказала об истории праздника, о воинах, которые проявили доблесть и отвагу на полях сражений.
Затем ребята поздравили всех защитников Отечества стихами о воинской доблести, участвовали в викторинах. Особый интерес мальчиков—будущих защитников Отечества вызвала викторина «Рода войск», а также конкурс «Самый быстрый, сильный, ловкий». В свою очередь девочки соревновались, называя основные мужские качества, такие как верность, смелость, ответственность, надежность, а также известных воинов-героев. Лидирующее место, судя по опросу, занял непобедимый Федор Ушаков.
В завершение мероприятия все участники с гордостью слушали песню о нашей могучей, непобедимой и легендарной армии «Служить России» в исполнении прославленного ансамбля песни и пляски имени Александрова.
В. ДАШЕНКО, ведущий библиотекарь библиотеки-филиала № 5 ЦБС для детей.
Был ли у Ильи Муромца реальный прототип, и кем был этот человек?
Илья Муромец, арт Свободина Руслана
Первые исторические свидетельства о великом воине Илье появляются в 1574 году благодаря литовскому воеводе Кмите Чернобильскому.
Спустя 20 лет немецкий путешественник Эрих Лясота, прибыв в Киев, делает в своих записях заметки о часовне с усыпальницей знаменитого богатыря Ильи Муровлянина, которая находилась за пределами Киево-Печерской лавры. Исследуя монастырь глубже, в Антониевой пещере, Лясота посетил мощи другого Ильи — по прозвищу «Чеботок».
Записи Лясоты, в одно время, дали повод предполагать, что существует два разных Ильи: один — великий руський воин, второй — его боевой товарищ и побратим. А тот, которого сегодня обычно называют Муромцем, на самом деле был Чеботком. Так, фигуры двух исторически реальных личностей слились в одну. Однако ни господин Лясота, ни сторонники этой теории не могут дать ответ, куда же исчезли останки знаменитого воина Ильи?
Мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской Лавре
Это наводит на мысль, что мощи из капеллы Ильи Муровлянина поместили в Антониевы пещеры, после разрушения его гробницы. Афанасий Калфонийский, с легкой руки которого загадочный Илья был канонизован в 1643 году, дает сведения именно об Илье Муромце, который «почитался в народе как Чеботок». Илья «Чеботок» жил во времена Владимира Мономаха, и, по-видимому, был близок к высокопоставленным лицам.
Анализ мощей, осуществленный в 1988 году, показал, что покойный страдал редкостной болезнью, которая не позволяла ему полноценно передвигаться. На костях и тканях святого были обнаружены следы многочисленных ран.
Мужчина сильно отличался от своих тогдашних соотечественников. Подтвержденное учеными описание героя доказывает, что рост воина был около 180 см, а значит -превышал средний рост среди мужчин на Руси практически на 15 см.
В.Васнецов «Богатыри» (фрагмент), 1898 год
Эксперты, исследовавшие останки монаха в середине 70-х годов прошлого века, определили приблизительный возраст его смерти — около 50 лет (к слову, мало кто мог дожить до такого возраста). Исходя из этих фактов, можно полагать, что святой Илия Печерский был прообразом могучего героя всея Руси.
Пожалуй, это основные данные, которыми могут оперировать историки и фольклористы, исследуя личность этого исторического деятеля. А в том, что он был таковым не остается сомнений. Впрочем, можно добавить, что Илья Русский встречается в германских героических поэмах и норвежских сагах. На старости лет он принял обет и постригся в монахи. До того у Муромца, скорее всего, была семья, ведь он оставил после себя сыновей, от которых пошел знатный род Чеботковых.
Характеристика героя
(По происхождению Илья Муромец — крестьянский сын. Отец — Иван Тимофеевич, мать — Евфросинья Яковлевна
)
Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине — вот основные черты былинного образа Ильи Муромца. В легендах говорится, что до 33 лет он был прикован к постели в доме своем в селе Чернигове рядом с городом Муромом. И лишь когда пришли к нему три старца и чудесным образом исцелили Илью, смог встать он и обрести свою богатырскую силу. Наказали ему старцы отправиться в Киев для служения князю. С того времени ведет отсчет история славных побед героя над врагами внутренними (разбойниками и лихими людьми) и внешними (печенегами, половцами, хазарами).
(Знаменитая картина «Три богатыря» В.М. Васнецова
)
Былины описывают Илью, как человека могучего телосложения и роста (больше 180 см), с русыми кудрями, черными бровями, бородой с проседью. Его облачение — традиционное для того времени: шлем и кольчуга, а из оружия — палица, копье и щит. За высокий воинский дух и боевые качества назначил князь Илью Муромца старшим над всеми богатырями своими.
(Сокрушение Соловья-разбойника
)
Самые известные подвиги — это победа над Соловьем-разбойником (объединяющий образ бандитов, промышлявших на дорогах), Идолищем Поганым, Калином-царем и другими врагами земли русской. Много подвигов совершил за свою жизнь богатырь, а как стал стар, удалился в монастырь. Но несмотря на прошедшие века, слава его не утихла, а в образе слились черты всех защитников Отечества, положивших жизнь за людей и их свободу.
Популярные темы сообщений
-
Средневековое искусство
Искусство средневековья, особенно в странах Западной Европы (впрочем, как и всей Европы в целом) характеризуется своей тесной связью с религией, аскетизмом, а также близостью к народному творчеству. Следует также сказать,
-
Сусанин Иван
Жизнеописание Сусанина – это предмет спора у историков. Жалованная грамота 1619 года, выданная Михаилом Федоровичем, является единственным документальным подтверждением того, что такой человек действительно был. В грамоте,
-
Памятники
Для того что бы говорить о памятниках нужно ясно понимать что это такое. Памятник это архитектурное или скульптурное сооружение в память о ком либо или каком то историческом событии. Памятником так же называют свидетельство (материальное) прошедших
-
Слух
Уши являются органом слуха, который имеется не только у человека, но еще и у любого животного. При помощи уха можно слышать различные звуки или слова. Они направляются к барабанной перепонке. Каждый человек можно различить примерно
-
Репейник
Лопух, репей, репейник всем давно знаком. Растет репейник в Западной Сибири и в европейской части страны. Считается неприхотливым и сорным растением. Его можно встретить на пустыре, вдоль дорог, у домов, в канавах.
Былины и сказания древней Руси
Былины и сказания древней Руси представляют собой ценное культурное и литературное наследие, которое прославляет историю, культуру и героизм русского народа. Эти эпические произведения переносят нас в далекое прошлое и рассказывают о мужественных и могучих героях-богатырях и их невероятных подвигах.
Былины – это древние русские эпические поэмы, передававшиеся из уст в уста, а затем переведенные в письменный формат. Они были важным элементом устного народного творчества и служили средством передачи и сохранения исторических событий и легенд о древних героях. Богатыри, основные герои былин, изображались как наделенные сверхъестественными силами воины, способные одолеть любых врагов и сражаться за свои земли и народ.
Сказания древней Руси, в свою очередь, также представляют собой часть устного народного наследия. В них рассказывается о различных мифах, легендах и преданиях, которые формировали представление русского народа о происхождении мира, природных явлениях, божествах и героях.
Вместе былины и сказания древней Руси являются важными источниками для изучения истории и культуры этой древней страны. Они помогают понять ценности, верования и менталитет русского народа в прошлом и вносят свой вклад в формирование национальной идентичности.
Однако стоит отметить, что в былинах и сказаниях часто смешиваются исторические факты и мифологические элементы, и потому их значение как исторических источников подвергается обсуждениям и толкованиям историками и литературоведами.
Отцовское благословение Илье на подвиги
Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от «дубья-колодья», то есть, выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
Не сырой дуб к земле преклоняется,Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
На добрые дела я тебе благословенье дам,А на недобрые – моего благословенья нет.
В наставлении отца замечательны слова
Не помысли злом на татарина,Не убей в чистом поле христианина,
то есть, не убивай со злобой, а только защищая родину.