Былинные богатыри

Интересные факты о трех богатырях. кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?

Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича: краткое содержание

Былинный образ богатырей является особенностью русского эпоса. Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны во многих сказаниях и отражают целый пласт мировоззрения периода Киевской Руси. В данной статье мы разберемся с тем, кто такие богатыри, а также узнаем, чем знамениты некоторые из этих витязей.

Происхождение образа

Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.

Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является «вежество», которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.

Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя Владимира Красно Солнышко, брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и былинного героя.

Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты былинного героя. Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику русских святых.

Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.

Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев – столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.

Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.

На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Победа над Идолищем поганым

Первым подвигом Алеши Поповича является победа над Идолищем. Об этом сказано в «Повести временных лет». Согласно сохранившемуся тексту, случилось это в 95 году 11 столетия. Так, на переговоры с русским князем приехал половецкий хан по имени Итларь. Встреча должна была состояться в Переяславле. Князь приказал Алеше Поповичу убить противника, что тот и сделал, расстреляв хана из лука через дыру в крыше.

Историк Борис Рыбаков утверждает в своих трудах, что Идолище – это искаженное половецкое имя Итларь, а точнее – форма «Итларище поганый». Именно этот подвиг стал уникальным случаем во всей традиции былин. Дело в том, что только в нем совершено убийство врага во дворце, а не в «чистом поле».

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.

Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».

Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Алёша Попович

Алёша Попович — фольклорный собирательный образ героя русского былинного эпоса. Алеша Попович, как младший, является третьим по рангу членом богатырской троицы вместе с Ильей Муромом и Добрыным Никитичем.

Образ Алёши Поповича в былинах

Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто посещал Пирятинские ярмарки, помогал людям и обладал силой богатыря.

Алёшу Поповича выделяется не силой (иногда даже подёркиваясь его фоластью, считаясь с его хромотой и т п.). Его святивенны удал, онлайн, сметливость, находчивость, хитроумие. Умеет играть на гуслях. Алёша готов обленуть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его спуружеские права Очень Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только смешны, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времению всем ему свое прицание и осуждение. В челом образовы Алёши списаны контредитивность и двойственность.

Иногда на Алёшу пересовываются черты, своиственные Вольге Святославичу: рождение его просматривается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но колчугою; тогда он тотчас же просит у матери благословения ходить по белому небу: оказывается, он уже может сидеть на коне и владеть им, владеть копьем и саблей и т д п. Хитрость и сообразительность Алеши Поповича подобны «хитростям и мудрости» Волги, а его шутки и шалости подобны волшебным проделкам Волги.

Женой Алёши Поповича в венах о нем и сестре Збродовичей (Петровичей и т п.) становится Еленой (Петровной), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом имется «одноймённая» семейная пара. В одном из вариантов рассказа об Алеше и ее сестре братья Збродовичи отрубили Алеше голову за то, что он оскорбил их сестру (в остальной части рассказа Алеше тоже грозит опасность, но все заканчивается хорошо).

Самым архаичным сюжетом, связанным с Алешей Поповичем, считается его борьба с Тугариным. Алёша Попович побеждает Тугарина по дороге в Киев или в Киев (известна версия, по которой этот бой происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу, задушите его дымом, усыпите искрами, сожгите огнём, прострелите ему голову или проглотите живьем. Бой Алёши Поповича с Тугариным очень часто у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алеша режет и разбрасывает свой труп по чистому полю.

Видео:Былины о русских богатыряхСкачать

Когда были созданы былины?

Известно, что в основе былин лежат события, которые происходили в Х – ХІІ веке. Поэтому оформляться в письменном виде они начали в XIV веке. До этого времени былины существовали в устной форме и передавались с поколения в поколение.

Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.

Былины появились еще в Киевской Руси, в среде знати, приближенной к киевскому князю. После усиления Новгорода старины стали писать и на северо-западе государства. Героями песен киевского цикла были богатыри и воины, а новгородского — купцы, гусляры, крестьяне, например, Василий Буслаев и Садко.

Так, к новгородскому циклу относится песня «Вольга и Микула Селянинович», к киевскому — знаменитые рассказы о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Ученые-фольклористы изучают и собирают древние песни и в наши дни. В текстах былин сохранились детали быта крестьян, князей и их дружин, описания старинного оружия, обычаев и традиций.

В них встречаются имена реальных исторических личностей: князя Владимира Мономаха, татарского хана Батыя, воина Пересвета и многих других. А также — названия городов и географических объектов: Киев, Новгород, Муром.

При этом тексты былин унаследовали мифологические черты древнего фольклора. Например, их действующими лицами нередко становятся фантастические персонажи: великаны и оборотни, Змей Горыныч и Соловей-разбойник.

В былинах описывали самые разные эпохи. Сказители рассказывали о важных эпизодах истории, но не обязательно в хронологической последовательности. Всего исследователям известно около ста вариантов сюжетов, которые объединяют в несколько групп: былины о героической борьбе с захватчиками, о сватовстве, о борьбе с чудовищами, о спасении семьи, о состязаниях, о богатырях.

Сюжеты и образы древних песен повлияли и на классическую русскую литературу. Так, персонажи былин появились в поэмах Александра Пушкина «Руслан и Людмила» и Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Первый сборник русских былин выпустили в Москве в 1804 году. Издание пользовалось огромной популярностью в обществе.

После окончания Отечественной войны данный русский эпос стал неотъемлемой частью наследия литературного жанра.

Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим их статистику, приведённую в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано:

в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300. 

Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). Все известные былины принято делить по месту происхождения: на киевские, новгородские и общерусские (более поздние).

Таким образом, сегодня существует 500 русских былин, которые, к сожалению, исчезли из быта современного человека. Они существуют только в форме литературных произведений.

Интересные факты о алёше поповиче. Алёша Попович (русский богатырь)

13

Алеша Попович — легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Образ богатыря — былинного героя

( Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович )

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» ( прим. фрагмент на первом изображении ), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

( Алёша Попович и Тугарин Змеевич )

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Добрыня Никитич

Чаще всего родиной этого богатыря называют Рязань, иногда Казань (былина «Добрыня и змей»), реже Киев (былина «Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муровичем»). Правда, из Казани он едет сразу не по Волге, а по Оке, на которой стоит Рязань.

Добрыня Никитич меткий стрелок из лука, хорошо играет в шахматы, шашки, кости, а порой музицирует на гуслях. В одной из самых древних былин «Добрыня и змей» он предстает в образе бесстрашного витязя-змееборца. Но в отношениях с другими богатырями Добрыня не всегда проявляет дружелюбие и искренность. Добрыня уговаривает Настасью Микуличну не выходить замуж за «смелого Олешеньку Поповича, за того бабьего насмешника», хотя и считает его своим названным братом. В былине «Добрыня и Василий Казимиров» повествование переносится в эпоху ордынского ига с ее данью — «выходом», а герой именуется уменьшительно-ласкательно как Добрынюшка Никитинец.

Фольклорист Ю.И.Смирнов выявил 7 исторических лиц Х-ХIII вв. по имени Добрыня. Перечислим самых известных из них, которые могли стать прототипами былинного богатыря.

Добрыня Малкович. Сын Малка из Любеча, дядя Владимира Святославича (по матери, ключнице Малуше). С 969 г. он присматривал за юным князем Владимиром в далеком Новгороде, позже, в 978 г., помог ему захватить Киев и установить полное господство на Руси. Около 980 г. посадник Добрыня вслед за Киевом провел языческую реформу в Новгородской земле, а спустя 10 лет ему пришлось крестить новгородцев «огнем». Его сын Константин Добрынич также был новгородским посадником.

Добрыня Рагуилович. Новгородский военачальник XI в. Во время войны с Олегом Святославичем Черниговским в 1096 г. новгородский князь Мстислав (сын Владимира Мономаха) направил Добрыню Рагуиловича «вперед себя в сторожу». Находясь в разведывательном дозоре, воевода Добрыня захватил даньщиков черниговского князя, разъезжавших с целью сбора дани по Ростово-Суздальской земле.

Добрыня Ядрейкович. Новгородец, боярин, автор «Хожения в Царьград» (нач. XIII в.), ставший под именем Антония новгородским архиепископом.

Былинные богатыри

В былинах упоминаются такие слова, как «богатырь» и «витязь». Давайте разберемся с их происхождением.

Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке («удачливый»), в монгольском («багадур» — «смельчак, храбрый всадник»).

Витязь, предположительно, происходит от глагола «бить», то есть означает «воин». По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово «викинг».

Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.

Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.

Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.

Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.

Вторая классификация основана на периодах – дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Черты характера

Владимир Пропп писал, что Алеша Попович, несмотря на все свои достоинства, обладал рядом недостатков, свойственных молодости.

Самый возрастной богатырь Илья Муромец предстает перед читателями в образе умудренного опытом воина, сурового воина, побеждающего своих врагов спокойствием, решительностью, бесстрашием и рассудительностью. Наделённый особой выдержкой Добрыня Никитич прекрассит недругов культурой и богатырской силой.

Алеша Попович изображается вовсе не бродягой, обладающей большой физической силой, а своеобразным балагуром — жонглёром, отличающимся жизнерадостностью, изобретательностью, хитростью, хитростью, смелостью, натиском, безрассудной решительностью, насмешкой, скороговорка и безрассудные действия, способные нанести вред ему и окружающим.

Первым исследователем, попытавшимся понять сложную натуру Алеши Поповича, был литературовед Александр Белинский, который описал его так: «Герой умнее храброго, находчивее сильного; вполне национальный русский герой».

Исследователь древнерусской литературы Николай Павлович Дашкевич полал, что мой молодый богатыр может и мель, можно не удал сом. С этой целью он характеризовал его как несдержанного в словах насмешника и богохульника: «Хотя он и богопоклонник, но не склонен ко лжи и любит беспринципные слова».

Историк русской литературы Леонид Николаевич Майков видел в Алёше Поповиче скорее отрицательную личность, наделённую некоторыми положительными чертами. Он заменяет подлость гордому, жадному, хитрому, хитрому и напыщенному богачу, из-за чего другие богатые люди не всегда хотели иметь с ним дело.

Несмотря на букет отрицательных качеств персонажа, все исследователи сходятся во мнении, что Алеша Попович, как и его старшие товарищи, обладает безусловной любовью к своей стране и готовностью пожертвовать жизнью во имя ее.

Видео:Былина ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ И АЛЁША ПОПОВИЧ! Слушать!Скачать

Александр Попович, Тимофей Золотой Пояс и 70 неизвестных богатырей

Он находился на службе у великого владимирского князя Всеволода по прозвищу Большое Гнездо, храброго военного Александра по прозвищу Попович. Он был сыном священника. После смерти Всеволода в 1212 году участвовал в княжеской междоусобице на стороне Константина, старшего сына Всеволода. Константин сначала потерпел поражение от своего младшего брата Юрия и согласился быть ростовским князем.

Тверская летопись рассказывает, как во время войны Александр Попович убил на реке многих бояр и князей Юрийских. «А кости их собраны в больших могилах, котой и сейчас есть на реке Ишне». Далее Александр Попович упоминается в связи с битвой Константина и Юрия на реке Гзе (Узе). Там гибиг бадрий войн князя Юрия – Юрята – «о чем сильно горевал великий князь Юрий», прибавляет летопись.

Из рассказа о битве на Гзе мы знаем имена товарищей Александра Поповича. Это его обслуживает Тороп (имя, издающее «быстрый, расторопный»), и другой богатырь – Тимоня Золотой Пояс.

В 1216 году Константин прозвищу Удатной (удалой). Этот Мстислав, сын князя Мстислава Ростиславича по прозвищу Храбрый, был известен как авантюрист на всей Руси. Мстислав и Константин разбили Юрия в печально известной битве при Липице между новгородцами и суздальцами 21 апреля 1216 года. В этом братоубийственном бою погибло много храбрых русских воинов. После этого Константин утвердился на престоле во Владимире.

В 1218 году Константин умер. Опасаясь мести со стороны боярина Юрия Всеволодовича, вновь утвердившегося во Владимире, Александр Попович решил уйти на службу в Киев к великому князю Мстиславу Романовичу. Ушёл он не один. Александр Попович послал Торопу к своим знакомым — пригласить их на совет.

Богатыри собрались в укреплении, созданном Александром Поповичем у Великого Ключа на реке Гзе, передаўт летопись. «Собравшись здесь, богатые решили, что, если они будут служить князьям в разных княжествах, то охотно будут убивать друг друга, потому что между князьями Русскими постоянные раздоры и частые сражения. И решили они служить одному великому князю в матери всех городов – Киеве. А был тогда в Киеве князем крабидый Мстислав, сын Романа Смоленского… Били челом все эти богатыри великому князю Мстиславу Романовичу, и книга величий очень гордилась и хвалилась ими».

Это рыцари, шедшие из Владимира в Киев вместе с Александром Поповичем и Тимонеем Златым Поясом, и у них было самое семитысячное богатство. А всех их вместе получается — семьдесят два.

Смерть земле Русской

В 1223 году в Киеве к книгею Мстиславу Романовичу пришли послы от половцев с изизтием, что пришёл народ — татары, и убивает, принит, разрушает их. Половцы пригласили русских князей прийти им на помощь. В противном случае, прозранливо указивли они, татары отнимут земли по порядку сначала у половцев, потом у русских.

Князь Мстислав Романович хвалил: «Пока я в Киеве – татарская сабля не машет на стороне Яики, Понтийского моря и Дуная!» На его призыв откликнулись многие князья Южной Руси. Самым сильным из них был уже знакомый нам Мстислав Удатной, которому в 1219 году удалось захватить галицкий престол. Но, как сообщает та же газета, между двумя Мстиславами «произошёл сильный конфликт». Из-за этого русский отряд действовал непоследовательно, что и предопределило их поражение на Калке.

«И это была битва смертоносная, за грехи наши, и князья русские были побеждены, и не было такого от начала земли Русской». Подводя его печальные итоги, летопись скупо сообщает о смерти Александра Поповича вместе с семью тысячами других героев, не упоминая подробностей. Богатые люди Суздальской Руси, до этого времени отличившиеся лишь в битвах русских князей между собой, нашли себя достойными утешения в борьбе за Русскую землю с иноземными племенами.

Видео:Реалистичные персонажи всем известного мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».Скачать

Добрыня Никитич — Добрыня, воевода князя Владимира Красное Солнышко

В былинах Добрыня Никитич
чаще всего фигурирует как богатырь на службе князя Владимира
, причём чрезвычайно приближенный к нему. Поэтому наиболее вероятным прототипом следует считать воеводу князя Владимира Добрыню, который приходился крестителю Руси родным дядей, был братом его матери Малуши.

Точное место рождения его неизвестно. Некоторые исследователи указывают на окрестности современного Владимира-Волынского. Известно, что Добрыня был влиятельным человеком ещё во времена правления отца Владимира, князя Святослава
, и именно поэтому оказался наставником молодого Владимира, отправленного отцом на княжение в Новгород.

Добрыня был очень активен в период, когда Владимир вёл борьбу за право стать киевским князем. Летопись утверждает, что именно он сподвиг князя на жёсткие действия против Полоцка, включая изнасилование невесты князя Ярополка Рогнеды
. В захвате женщин силой в ту пору не было ничего экстраординарного, однако Добрыня, раздражённый намёками Рогнеды и её окружения на «рабский» статус его сестры Малуши, убедил Владимира действовать, как сейчас говорят, с особым цинизмом.

После того как Владимир стал киевским князем, Добрыня был поставлен наместником в Новгороде, и, судя по всему, оставался им до самой смерти. Наместником в Новгороде был и сын Добрыни, Константин Добрынич
. Будучи сподвижником Ярослава Мудрого,
Константин Добрынич попал в опалу, затем переведён в Муром, где и погиб в 1022 году.

А. П. Рябушкин. Алёша Попович. Былинный богатырь. Репродукция

Рассказ о былинных богатырях. Русские былины — герои и персонажи

9

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Подробнее >>

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Подробнее >>

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Подробнее >>

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Подробнее >>

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Подробнее >>

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: