Введение
Как мы уже знаем, что к началу XVIII века территория России простиралась уже до Тихого океана. А вот сведений о ее внутренних частях, особенно Азиатской части, было крайне мало. Практически, не исследованы были Крайний Север, побережье Тихого океана. Не было карт, без которых не было возможности определить четко, где заканчивались пределы России. На сегодняшнем уроке мы и узнаем как проходили исследования этих территорий и как изменилась конфигурация и площадь страны в XVIII-XIX вв.
Это интересно: 1077,ЛИБЕРАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ КОНЦА 20-х: НАЧАЛА 30-х гг
Новые публикации
Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024
В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.
Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024
«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», – пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.
Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024
Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.
Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024
Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.
«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024
Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.
Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024
Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.
«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024
«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.
Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024
Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ) недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи. Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.
Японские воздушные змеи
О том, что человек может летать как птица, Можайский всерьез задумался уже взрослым мужчиной в 1855 году, в возрасте 30 лет. Его сознание перепахала экспедиция в составе экипажа фрегата «Диана» в Японию.
К этому времени он с отличием окончил Морской шляхетский корпус, кузницу мореманской аристократии, директором которой был мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн, «человек и пароход». Там Можайский получил отличную техническую базу, которая пригодится ему при строительстве «летательного снаряда».
Далее последовали семь лет непрерывного плавания по Балтийскому и Белому морям. Можайский получил чин лейтенанта. А потом случилась японская экспедиция. Возможно, тогда лейтенант Можайский впервые задумывался о жизненных перспективах и переквалификации. Морская карьера имела свои плюсы, но моряков было много, и Можайский терялся на их фоне. В общем, что-то в нем перещелкнуло, когда он впервые попал на японский фестиваль воздушных змеев.
Гравюра Андо Хиросигэ «Фукурои», 1847 год
Японская традиция воздушных змеев, напоминающих человеку о древних драконах, уходит корнями в VIII век, период Нара. По легенде, это развлечение в Страну восходящего солнца завезли буддийские проповедники, курсировавшие между Китаем и Кореей. Точно так же они завезли национальный алфавит. Япония, со свойственным ей талантом делать заимствованное своим, за короткое время добилась того, что ее воздушные змеи прославились на весь мир.
До сих пор в Японии ежегодно проходит фестиваль Хамамацу, когда десятки тысяч японцев наблюдают за парящими в небе змеями с изображениями птиц. Также проводится фестиваль мальчиков и девочек, и там тоже запускают гигантских змеев. Похоже, что Можайский в период пребывания в Японии попал на один из таких фестивалей и был очарован боями гигантских воздушные змеев. К примеру, в префектуре Ниигата запускают змеев размером в 7 на 5 метров и весом до 40 килограммов.
Можайский в тот момент вспомнил, как сам ребенком запускал змеев в Выборгское небо. Получается, небо его манило с детства, просто не было предпосылок, чтобы реализовать эти стремления. А флот — вот, пожалуйста, под боком: Роченсальм, символ русско-шведской войны, отец-моряк. Накатанная дорога, точнее — фарватер.
После японской экспедиции Можайский отдал флоту еще шесть лет. В его морской жизни за тот отрезок временил случилось немало интересного: плавание на винтовом фрегате «Гремящий» вместе с императором Александром II и его супругой, Хивинская экспедиция, служба на 84-пушечном винтовом линейном корабле «Орел», гордости русского флота. Под занавес карьеры, в 1860 году, Можайский принял участие в строительстве винтового клипера «Всадник», где занимался отладкой парового двигателя. И это уже вторая тонкая ниточка, связывающая его с самолетостроением.
Клипер «Всадник» во время ремонта
Фото: Wikimedia
Разрушение англо-французским флотом крепости Роченсальм в 1855 году стало своего рода предвестьем тех времен, когда самолеты поборются с кораблями за первенство. Там больше никогда не будет форпоста, на месте крепости в 1878 году возникнет финский портовый город Котка, над которым сто лет спустя будут проноситься самолеты, летящие из Хельсинки и Лаппеенранте в Ленинград.
В 1861 году отменили крепостное право, эффектом домино последовала череда Великих реформ, в том числе армейской. Военные впервые задумались о перспективах воздухоплавания.
В этом же году Можайского отправили в отставку в связи с сокращением морского флота
В 1863 году Можайского перевели на гражданскую службу. Его назначили на должность помощника мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Осел он с женой и сыном Александром в селе Котельниково, которое впоследствии переименуют в Можайское. В 1866 году скончался его отец, и это, возможно, окончательно порвало невидимые путы, связывавшие его с флотом. Интересно, что и женился он довольно поздно — в 1859 году. Его женой стала дочь надворного советника Кузьмина. Возможно, инстинктивно он тянулся к юности, полной надежд и свершений, а возможно, это была любовь. Правда, в 1866 году жена скончается при родах, оставив вдовцу двух сыновей — Сашу и Колю. Это к тому, что семейной жизни у Можайского не вышло, и после 1866 года он все силы направил на создание самолета.
А пока на дворе начало 60-х. Гражданской службы Можайскому было мало, он чувствовал свою невостребованность и избыток творческих сил.
Именные судна
Фамилия Крузенштерн известна всем жителям России с самого детства. Ее вспоминали в мультфильме «Простоквашино», в выпуске о зимних каникулах. Но о заслугах и трудах путешественника знают далеко не все, хотя ученые выпустили множество книг и пособий с описанием его биографии и путешествия. И всего за 70 секунд маленькие зрители узнали, что в честь Крузенштерна назвали пароход. Как упоминалось в мультфильме, он был хорошим человеком, если удостоился такой чести.
Этот парусник сегодня является учебным судном морского флота России, прописанный в Калининградском порту. Единственный аналогичный барк — это «Седов», но у него четыре мачты. Этот корабль построили в Германии в 1926 году, а на воду спустили, написав другое название — «Падуя». А после победы СССР в 1945 году судно передали под юрисдикцию Союза. Тогда с него сняли старые буквы и переименовали в честь русского путешественника.
У барка хороший потенциал, его скоростные характеристики позволяют ему участвовать в различных соревнованиях. В 1992 году проводилась международная регата на дистанции Бостон-Ливерпуль, «Крузенштерн» смог победить с довольно большим отрывом. Он развил большую скорость — 17,4 морских узла или 34,5 километра в час.
Численность команды барка не превышает двухсот человек. Основной экипаж небольшой, 130 человек являются курсантами кадетского корпуса, а 20 — периодически сменяющиеся практиканты. Каждый год парусник проходит полный технический осмотр, мастера проверяют его оборудование и механизмы. Хотя возраст у «Крузенштерна» значительный, он остается в отличном состоянии.
Пройти практику на барке может любой желающий. Страна проживания, пол и образование значения не имеют, достаточно достигнуть совершеннолетия. Попасть на корабль можно в одном из портов его следования и довести судно до другого. Практикант помогает команде выполнять разную работу. Ему обеспечивают место в каюте экипажа и четырехразовое питание.
По окончании плавания по желанию можно сдать экзамен и получить соответствующий сертификат. Такая практика позволит получить новые знания в области суден и путешествия по морю. Несколько человек, которые попробовали свои силы на «Крузенштерне», начали обучение в кадетском училище. Они решили связать свою жизнь с морем и стать настоящими профессионалами.
Биография Крузенштерна
Крузенштерн родился в Хагудисе в Эстонии 8 ноября 1770 года. Выходец из дворянской семьи, в восьмидесятых годах он обучался в Кадетском корпусе, откуда впоследствии был послан Русско-шведскую войну, где поучаствовав в нескольких сражениях, был в 1790 произведён в звание лейтенанта. Биография Крузенштерна изобилует примечательными фактами, позволяющими понять, что мы имеем дело с незаурядной личностью, судьба которой изначально обещала быть нетривиальной.
В период 1793–1799 он служил на английских судах, воевал с французами и успел побывать на Бермудах и Барбадосе. Досрочно был выпущен из корпуса и переведён в мичманы на 74-пушечное судно «Мстислав». По возвращению на родину, уже капитан-лейтенант, Крузенштерн Иван Федорович представил на суд императора Александра I свой первый экспедиционный проект, который был непосредственно вдохновлён актуальной на тот момент идеей о возможности выгодной пушной торговли с Китаем.
Изначально воззрения его были под сомнением у многих критиков, и не слишком серьёзно воспринимались властью. Однако позже, когда очевидной оказалась неэффективность торговых путей по сухопутным маршрутам, задумку стали понимать иначе, и её перспективы были оценены по заслугам.
Казалось, биография Крузенштерна готовила ему особенный путь. В 1802 году этот замысел обрёл новое измерение в свете необходимости налаживания сообщения между портами Балтики и Аляски, и император поручил мореплавателю возглавить первое кругосветное путешествие с целью развития внешних отношений государства российского. Впоследствии именем первопроходца назовут множество географических объектов, а вот само событие, которое послужило началом великих свершений, это уже абсолютно новая история.
Географические названия
В честь Ивана Фёдоровича Крузенштерна его именем названы:
- мыс на Аляске севернее пролива Коцебу;
- мыс в Канаде и расположенный на нем напротив Уолластен-лэнда поселок;
- мыс на острове Парамушир (один из островов Курильской гряды);
- пролив между Курильскими островами Ловуш(к)и и Райкоке;
- (Восточный) проход у берегов Кореи;
- бухта у полуострова Ямал в Карском море;
- средний из островов Диомедовой группы; между этим обитаемым островом и островом Ратманова проходит граница между Америкой и Азией;
- группа островов архипелага Паумоту;
- группа Айлук Маршалловых островов;
- три горы: на правой южной оконечности Сахалина, на Новой Земле и в Антарктике на Земле Королевы Мод;
- продолговатое озеро на острове Бутиа в Канаде;
- скальный риф в Тихом океане, западнее Гавайских островов.
Другие биографии:
-
Винсент Ван Гог
Ван Гог родился в 1853 году, а умер в 1890. Он вдохновлялся такими велики художниками, как Миле и Сардо и ориентироваться на них в своём творчестве. Как художник Ван Гог начал с зарисовки различных сцен из жизни
-
Блок Александр Александрович
16 ноября 1880 года появился на свет писатель в городе Санкт-Петербург. Родился в культурной семье профессора и писательницы. В 1889 году отдали в гимназию, закончил ее в 1898 году
-
Пастернак Борис Леонидович
Краткая биография Бориса Пастернака
-
Джордж Байрон
Джордж Гордон Байрон – известный английский поэт, ставший символом романтизма. Родился он в Лондоне 22 января 1788 г. Его родители были аристократами
-
Гаврилин Валерий Александрович
Известный русский композитор родился 17 августа 1939 года. Семья композитора была среднестатистической, рабочей. Мама занимала должность директора детского дома, а отец – работал в сфере образования
«Самолет — челнок, который бросают посредством погонялки»
Нужно сказать пару слов о специфике времени. Александра Можайского угораздило родиться в год провала восстания Декабристов и воцарения Николая I. Николаевская эпоха формально продлилась до 1855 года, когда царь скончался от отравления, но фактически по инерции дотянула до Великих реформ. Время это не располагало к экспериментам и инновациям. Пехота и артиллерия сражались штуцерами и пушками времен Петра I, балом правил морской флот. На небо смотрели лишь для того, чтобы полюбоваться на птиц или поразмышлять о бренности сущего.
Это проявлялось и в русском словаре. Слово «самолет» здесь хоть и знали с Петровских времен, а то и раньше, но это другой самолет. Вплоть до XX века самолеты… плавали, ткали и пахали. В «Бесприданнице» Островского герой Паратова спрашивает: «Так вы меня самолетом ждали?» Пьеса увидела свет в 1878 году, когда не то что пассажирского сообщения не было, не существовало еще рабочих прототипов самолетов.
Самолетом считался паром. Пароходное общество, учрежденное в 1853 году для плавания по рекам Волге и Каме, именовалось «Самолет»
Паром на Суре, 1870 год
Фото: Library of Congress / Wikimedia
Другое значение слова «самолет» — деталь ткацкого станка.
«В ткацком станке самолет — челнок, который бросают не рукою, а посредством погонялки», — писал исследователь Бурнашев в толковом словаре 1843-1844 годов.
В некоторых регионах крестьянской России самолетом называли что-то вроде сохи. Самолет станет «самолетом» в 1910 году, когда соратник Маяковского и Бурлюка поэт-футурист Каменский, по совместительству — авиатор и планерист, пионер полетов на монопланах и аэропланах собственной конструкции, запустит это слово в массы в привычном для человека значении.
Василий Каменский на аэроплане Иго Этриха в Варшаве, 1912 год
Фото: Государственный архив Пермского края
И все же годов до 30-х XX века привычнее народу было слово аэроплан, или ероплан в просторечье.
Так что Можайский никогда не употреблял слова «самолет». В его чертежах машина обозначена как «воздухоплавательный снаряд». Менделеев называл аппараты тяжелее воздуха, летающие по горизонтали, динамостатами.
Вариант №2
И. Ф. Крузенштерн – русский мореплаватель из семьи остзейских (прибалтийских) дворян из обрусевшего немецкого рода Крузенштернов. Родился Иван Фёдорович 19 ноября 1770 года. Крещён был как Адам Иоганн фон Крузенштерн.
В пятнадцать лет, сразу после школы, поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, спустя два года произведён в гардемарины. Уже в 1788, год спустя, Иван Фёдоровичу пришлось закончить обучение раньше, поскольку в это время началась война со Швецией. Вскоре после произведён и в лейтенанты. В 1793-ем году был откомандирован в Британию, где стажировался на Британском флоте. За шесть лет командировки побывал в Азии и Северной Америке, совершил кругосветное путешествие, опыт от которого вскоре ляжет в основу собственного, первого в истории России, кругосветного путешествия.
К концу 18 века Россия, несмотря на существующие связи с Империей Цин, не имела достойно организованных морских товарных путей в Китай. Например, пушнина доставлялась туда из России сухопутным методом. Россия также не имела чётких связей с владениями в Америке, потому что столица находилась очень далеко от Американского континента, и не имела возможности контролировать должным образом администрацию и внутренние дела своих американских владений. Дабы решить эти и другие проблемы, во время стажировки в Британии, Крузенштерн адресовал императору Павлу I предложение о разведывательной экспедиции к берегам Китая и Америки прямо из Кронштадта. Но император не дал добро на проведение, и с ней пришлось повременить.
Однако в 1802 году царскому двору было адресовано аналогичное предложение от Русско-Американской торговой компании. В этот раз император, на этот раз Александр I, одобрил путешествие, и назначил командующим Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Крузенштерну, а также его компаньонам Николаю Резанову, который являлся послом от РАК, и Юрию Лисянскому, были выделены две закупленные у англичан шлюпки: «Нева» и «Надежда». Корабли должны были отчалить из Кронштадта (около Петербурга), обогнуть Европу, Африку, причалить к берегам Китая, затем Америки, и вернуться домой через Атлантический океан. Основной целью путешествия была разведка возможных морских путей в Аляску и Китай для будущих сообщений. 26 июля 1803 года шлюпки отчалили из Кронштадта, 5 августа корабли вернулись в тот же порт. Император наградил Крузенштерна и его подчинённых, возвысив каждого офицера на один ранг и наградив всех, в том числе и низший состав, пожизненной пенсией.
Кругосветное путешествие Крузенштерна дало сильнейший толчок развитию российского флота, географии и других естественных наук. Следуя примеру Крузенштерна, многие флотоводцы также отваживались на кругосветные путешествия, улучшив торговые отношения с Китаем и управление дальними регионами России. Иван Фёдорович оставил современникам великолепный атлас своего путешествия, а также множество записок о путешествии, которые он написал позже. Крузенштерн заслуженно является одним из символов русской географии.
В 1827 году Иван Фёдорович стал директором кадетского корпуса, из которого сам и выпустился. За время его директорства библиотека корпуса пополнилась множеством сочинений, а также были введены новые методы обучения. Крузенштерн числился среди почётных членов Московского университета, был членом Адмиралтейств-совета, членом Учёного комитета Морского министерства. Под конец жизни был одним из ближайших приближённых императора.
Иван Фёдорович Крузенштерн скончался 24 августа 1846 года от старости в Эстляндии, где и родился.
5 класс, 6 класс
Предыстория
В конце XVI века в Приамурье начали появляться небольшие поселения-крепости, основанные отрядами русских казаков. Со временем такая активность на берегах Амура привела к конфликту России с Китаем, который был частично разрешен путем заключения Нерчинского договора в 1689 году. Однако часть Амура в его нижнем течении не была разграничена этим договором между Россией и Китаем, и оба берега считались китайскими.
Карта Амурской страны, 1850−1860. (wikipedia.org)
В 1845 году к устью Амура была направлена экспедиция под командованием поручика Петра Гаврилова на небольшом бриге «Константин». Кампания не увенчалась успехом, «Константин» не смог добраться до устья реки. За Амурский лиман Гаврилов ошибочно принял довольно большой залив Байкал на севере Сахалина и потратил слишком много времени на его изучение. Неудача побудила Николая I отказаться от дальнейших попыток экспансии.
Состав экспедиции, подготовка к плаванию
Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» – трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» – 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» – 108 футов, водоизмещение 370 тонн.
На борту «Надежды» находились:
- мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями
- посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита
- ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
- загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец
Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.
Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, – за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.
Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.
Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.
Федор Толстой. 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.
Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.
Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф. 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.
Иоганн-Каспар Горнер. 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.
Шлюп «Надежда»
Начало служебной карьеры
- В 1786 году Иван Крузенштерн начал учёбу в Кронштадте в Морском кадетском корпусе.
- Эту учёбу пришлось завершить в мае 1788 года раньше положенного срока по причине вступления России в войну со Швецией.
- Крузенштерн получил мичманский чин и назначение на 74-пушечный трёхмачтовый линейный корабль «Мстислав». Его капитаном был Григорий Иванович Муловский.
- Буквально через несколько недель после начала службы на «Мстиславе» 6 июля 1788 года юный Крузенштерн принял участие в большом морском сражении возле острова Гогланд в Финском заливе. При встрече русской и шведской эскадр ветер на море почти стих, что затруднило маневрирование. Враждебные эскадры выстроились в две линии и практически в упор расстреливали друг друга из пушек. Русские моряки потеряли около трёхсот человек убитыми, и вдвое больше раненными. «Мстислав» получил наибольшие повреждения и потери. На нём погибли почти все офицеры, и мичман Крузенштерн был назначен помощником капитана.
- В ходе сражения у острова Гогланд шведский флагман «Принц Густав» поднял белый флаг и капитулировал, а уцелевшие шведские корабли отступили в крепость Свеаборг на берегу Финляндии, укрывшись в её гавани. Русская эскадра продолжала осаду Свеаборга до глубокой осени. Несмотря на серьёзные повреждения в этой осаде принимал участие и «Мстислав».
- Через год в 1789 году Крузенштерн участвовал в Эландском сражении.
- В следующем 1790 году он сражался в нескольких морских боях у берегов Эстляндии и Финляндии.
- За многочисленные боевые отличия в этой русско-шведской войне в 19 лет Крузенштерн получил военно-морской чин лейтенанта.
- После победоносного окончания войны со Швецией Крузенштерн вместе с другими одиннадцатью отличившимися военно-морскими офицерами был командирован в Великобританию для усовершенствования навыков морского дела. Английский флот в XVIII-XIX веках по праву считался лучшим в мире.
- На английских кораблях Крузенштерн совершил плавание к берегам Америки и островам Вест-Индии.
- Во время службы на английских кораблях Крузенштерн принимал участие в морских сражениях англичан против французов.
- В этих плаваниях на английских судах он побывал на многих островах Антильского архипелага и в Суринаме у берегов Южной Америки.
- В другом плавании на английском корабле он достиг вод Бенгальского залива в Индийском океане и побывал в Индии, которая была тогда Британской колонией.
- После всех этих дальних и длительных путешествий Крузенштерн, анализируя состояние морских торговых путей, пришёл к выводу, что России необходимо помимо сухопутного торгового пути с Китаем установить и морской. Кроме того он поставил задачу надёжного сообщения через Тихий океан с русскими владениями в западной части Северной Америки.
- Полученный на английском флоте опыт, позволил Крузенштерну составить представление на имя императора Павла о необходимости организации кругосветного путешествия русских моряков, которые ранее вокруг земного шара ещё никогда не плавали.
Схема и чертежи барка «Крузенштерн»
Схема парусника «Крузенштерн»Чертеж парусника «Крузенштерн»
1 — бом-утлегарь-штаг, 2 — ватер-штаг, 3 — поворотная кат-балка, 4 — грузовая стрела, 5 — фок-мачта, б — ручной шпиль, 7 — радиолокационные антенны, 8 — тросовые бортовые леера, 9, 18 — вентиляторная, 10 — первая грот-мачта, 11 — магнитный компас, 12 — штурвал, 13 — ходовой мостик, 14 — курсантский мостик, 15 — гирокомпас, 16 — леерное ограждение мостика, 17 — вторая грот-мачта, 19 — бизань-мачта, 20 — спасательный круг, 21 — запасной штурвал, 22 — флагшток, 23 — румпельная надстройка, 24 — дефлектор, 25 — радиорубка, 26 — световые люки машинного отделения, 27 — учебная штурманская рубка, 28 — стойки, 29 — штурманская рубка, 30 — спасательные плоты, 31 — сходный тамбур носовой шахты живучести, 32 — шахта для погрузки продовольствия, 33 — грузовая лебедка, 34 — якорная машина, 35 — мартин-бакштаги, 36 — киповая планка с двумя роульсами (4 шт.), 37 — тали кат-балки, 38, 43 — кнехты, 39 — становой адмиралтейский якорь — 2 шт., 40 — якорная машинка, 41 — левый бортовой огонь, 42 — носовая вьюшка для швартовного троса, 44 — марса-фальная лебедка, 45 — гравитационная двухшарнирная шлюпбалка, 46 — шлюпка СШАМ-51, 47 — шлюпочная палуба, 48 — ящик для сигнальных флагов (2 шт.), 49 — прожектор (2 шт.), 50 — шлюпка СШАР-55, 51 — леер, 52 — шлюпка СШАР-36, 53 — блоки одношкивные, 54 — выстрел, 55 — кормовая вьюшка для швартовного троса, 56 — шлюпочная лебедка (6 шт.), 57 — брасовая лебедка (3 шт.), 58 — машинный телеграф, 59 — телефоны, 60 — забортный трап, 61 — световые люки камбуза и разделочной, 62 — вьюшка для буксирного троса, 63 — вьюшка для перлиня, 64 — декоративная башенка, 65 — правый огонь, 66 — нофель-планка, 67 — бом-утлегарь-бакштаг.
Новые публикации
Филологическая кухня 25.05.2021
Всё происходящее в языке имеет научное название. Лингвисты наблюдают за нашей речью, изучают её, постоянно что-то классифицируют, анализируют, систематизируют и дают обозначение даже тому, что по своей природе от науки очень далеко.
Преодоление Ариосто 24.05.2021
Первый полный русский стихотворный перевод классического произведения Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» вышел в России. Рыцарская эпопея, созданная пятьсот лет назад, лежит в фундаменте европейской литературы, и в любви к ней признавались многие русские классики. Но перевести «Роланда» в русских стихах ранее не получалось.
Финляндии в Российской империи жилось лучше, чем в ЕС? 21.05.2021
Финский журналист и историк Теэму Кескисарья написал неожиданную колонку, в которой сравнил положение Финляндии в составе Российской империи и в составе ЕС. Как оказалось, сравнение это явно не в пользу нынешнего Евросоюза.
Рассказать о России на «континенте возможностей» 20.05.2021
Для успешного возвращения России в Африку необходимо расширить информационное сотрудничество, чтобы в том числе разрушать негативные мифы с обеих сторон. Этой задаче должно способствовать создание Ассоциации русскоговорящих журналистов и блогеров Африки. Речь об этом шла на круглом столе в ТАСС.
«Он был дипломатом и великим государем» 19.05.2021
«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» – так в этом году называются XXIX Международные образовательные чтения. Ещё в феврале патриарх Кирилл объявил 2021 год Годом Александра Невского – в честь 800-летия святого благоверного князя.
20 лет Российскому центру науки и культуры в Братиславе 18.05.2021
Александр Бушуев, экс-руководитель Русского центра в Европейском фонде славянской письменности и культуры (Братислава), раньше возглавлял представительство Россотрудничества в Словакии. В интервью Русской службе Словацкого международного радио он поделился воспоминаниями о своей работе на этом посту.
«Нетитульные нации»: с какими проблемами сталкиваются соотечественники в Киргизии 18.05.2021
Недавно вышло исследование, посвящённую положению соотечественников в Киргизии. Его автор Лариса Хопёрская, профессор кафедры международных отношений Киргизско-Российского славянского университета, рассказала, какая именно поддержка требуется сегодня российским соотечественникам.
Капитаны барка «Крузенштерн»
- Карл Шуберг: август 1926 – январь 1928 года
- Герман Пиниг: апрель 1928 – октябрь 1930 года
- Роберт Клаус: декабрь 1930 – февраль 1932 года; октябрь 1935 — май 1937 года
- Юрген Юрс: октябрь 1934 – май 1935 года; май 1937 — май 1938 года
- Рихард Вендт: май 1938 – декабрь 1940 года
- Отто Шоммартц: апрель 1941 – январь 1946 года
- Павел Васильевич Власов: 1961 – 1972 годы
- Г. Г. Савченко-Осмоловский: 1972 – ?
- Н. Т. Шульга: ? – 1976 годы
- Иван Григорьевич Шнейдер: 1976 – 1977 годы
- Я. А. Семелтерис: 1977 ‑1980 годы
- Александр Борисович Перевозчиков: 1980 – 1983 годы
- Геннадий Васильевич Коломенский: 1983 – 1995 годы
- Алексей Алексеевич Игнатьев: 1995 – 1996 годы
- Олег Константинович Седов: 1995 – 2007 годы
- Михаил Вячеславович Новиков: 2007 – 2014 годы
- Михаил Петрович Ерёмченко: с 2014 года по настоящее время