Спасительный ранец в небе

В этот день родился г.е. котельников - создатель авиационного ранцевого парашюта

Изобретения

Памятник испытанию РК-1 в Котельниково

  • Ранцевый парашют «РК-1» и усовершенствованные его модели «РК-2», «РК-3», ряд грузовых парашютов.
  • «Автоматическая песочница для трамвайных вагонов»
  • «Приспособление для автоматической смазки рельсов на криволинейных участках пути»
  • «Аппарат для автоматической подачи песка на рельсы при буксовании колёс»
  • «Машина для нанесения сургучных печатей на пакеты»
  • «Респиратор»
  • «Машина для штемпелевания»
  • «Приспособление для пломбирования»
  • «Копилка»
  • «Аппарат для штемпелевания пакетов разной толщины»
  • «Картотека»
  • «Прибор для определения кривизны буровых скважин»
  • «Приспособление для торможения поезда с пути»
  • «Приспособление для подачи определённого количества жидкой смолы»
  • «Устройство в парашюте для регулирования скорости спуска»
  • «Способ уничтожения кувыркания в воздухе при парашютном затяжном прыжке»
  • «Способ уничтожения акролеина, выделяющегося при варке олифы»
  • «Приспособление для автоматического открытия парашютного ранца»

1911 год. 9 ноября (27 октября ст.ст.) изобретателю Глебу Котельникову был выдан патент на изобретение ранцевого парашюта

Цитируется по: Захаров В. П. Первый военный аэродром. М.: Воениздат, 1988. с.51-53

История в лицах

Письмо Г.Е.Котельникова военному министру:
Еще в августе прошлого года я представил в Воздухоплавательный отдел инженерного ведомства чертежи изобретенного мной спасательного «ранца-парашюта» для летчиков. Отношением от 13 сентября 1911 г. за № 715 Воздухоплавательный отдел уведомил меня, что прибор мой принят быть не может… что произведенные мною опыты с моделью не могут считаться убедительными… Тем временем в Севастополе… Ефимов сделал опыт сбрасывания манекена с прибором на высоте 100 м с биплана Фарман, причем результат получил блестящий. Наконец, 26 сентября с. г. штабс-капитан Горшков сделал опыт бросания с моноплана Блерио на высоте 80 м и результат получил такой же… несмотря на очевидный успех моего прибора при разнородных испытаниях его, в настоящее время г. начальник Воздухоплавательной школы в донесении своем на имя Воздухоплавательного отдела Генерального штаба дает о моем приборе отзыв, из которого видно, что: 1) вообще спуск на парашюте надо считать опасным, так как при ветре, имея достаточную поступательную скорость, спускающийся может разбиться о встречное дерево или забор… 3) что парашют применим исключительно на войне… подобные заключения г. начальника Воздухоплавательной школы представляются по меньшей мере… странными и наивными

Считаю долгом доложить вашему высокопревосходительству, что такое странное отношение к столь важному и полезному делу, как спасение нужных людей и аппаратов для меня, русского офицера, и непонятно и обидно
Цитируется по: Дузь П. Д

История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.). М.: Машиностроение, 1979. с.368-369

Мир в это время

  • В 1911 году после оккупации французами марокканского города Фес разразился так называемый Агадирский кризис
    Канонерская лодка «Пантера» в Агадирском порту
    «Новое обострение отношений между Францией и Германией наступило после оккупации французскими войсками Касабланки и Уджды в 1907 году. Этот конфликт, развивавшийся во время Боснийского кризиса 1908-09, был разрешен франко-германским соглашением (февраль 1909) о сохранении «экономического равенства» французской и германской монополий в Марокко. Германия признала, однако, «особые» политические интересы Франции в Марокко. В 1911 году, после захвата французскими войсками г. Феса, германское правительство потребовало территориальных «компенсаций» в Марокко или в другой части Африки. 1 июля 1911 германская канонерка «Пантера» под предлогом защиты интересов германских граждан в Марокко вошла в порт Агадир; возник т. н. Агадирский кризис, который вновь привел франко-германские отношения на грань войны. Англия в целях укрепления Антанты снова поддержала Францию. Германия вынуждена была согласиться (Франко-германское соглашение 4 ноября 1911) на признание преимущественного прав Франции в Марокко в обмен на уступку ей Францией части правобережного Конго (275 тыс. км2) и признание за ней права «открытых дверей» в Марокко на 30 лет. Марокканские кризисы оказали большое влияние на развитие международных отношений накануне 1-й мировой войны; они были пробой сил двух империалистических блоков. Марокканские кризисы явились прелюдией к установлению французского и испанского господства в Марокко».
    Цитируется по: Историческая энциклопедия. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973-1982

Семья

Мемориальная доска в честь Г. Е. Котельникова (Полтава, 2014 год)

  • Отец, Евгений Григорьевич Котельников (1843—1889), — родился в Полтаве в семье учителя математики. Окончил Полтавский кадетский корпус, в 1861 году поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет, по окончании которого написал кандидатскую диссертацию. В 1868—1873 годах преподавал математику и механику в петербургских Земледельческом училище и Технологическом институте. В 1873—1883 годах преподавал в Херсоне в сельскохозяйственном училище, затем в Минске, в Вильно и в Житомире был директором местных учительских институтов. В 1883—1889 годах преподавал в С.-Петербурге. Автор популярных учебников по элементарной механике для средней школы. Умер в Полтаве в декабре 1889 года.
  • Мать, Екатерина Ивановна Котельникова, — дочь бывшего крепостного, ставшего известным художником, — преподавателя рисования Полтавского кадетского корпуса Ивана Зайцева; превосходно играла на фортепиано, обладала мелодичным голосом.
  • Братья: старший брат Борис (1865 г.р.); младший брат Евгений, — участник Первой мировой войны, титулярный советник, интендант штаба 11-й армии, кавалер ордена Святой Анны 3-й степени.
  • Жена, Юлия Васильевна Котельникова (1878—1951), — дочь статского советника, известного полтавского художника Волкова Василия Алексеевича, художница, работавшая в манере резьбы миниатюр на кости.
  • Дети: сын Анатолий (1899—1964), дочь Тамара (умерла в детстве), сын Юрий (умер в младенчестве).

Новые высоты современных парашютов

Парашюты стали обязательными для всех летчиков с 1929-го, а год спустя в Москве появилась первая в России парашютная фабрика. Через пять лет начинает работу Государственный завод-комбинат по производству парашютов.

В 1946 году для разработки парашютно-десантной техники и снаряжения создается Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники, позже переименованный в НИИ парашютостроения. Сегодня институт входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех и является лидером парашютостроения России.

В институте было разработано около 5 000 изделий. Одним из важных направлений остается создание спасательных парашютных систем для экипажей летательных аппаратов. Сегодня институт выпускает целую линейку парашютов специально для ВДВ. К новейшим десантным системам относятся: парашютная система пятого поколения Д-12 («Листик»), парашютная система МКС-350-12М серии 2 для десантирования боевых машин десанта.

Конструкторы НИИ парашютостроения продолжают совершенствовать различные парашютные системы и создавать совершенно новые модели. К примеру, в прошлом году холдинг «Технодинамика» впервые продемонстрировал уникальную разработку для эвакуации людей из высотных зданий – индивидуальную парашютную систему специального назначения «Шанс». В отличие от обычных парашютов, «Шанс» позволяет десантировать человека со сверхмалых высот – от 30 метров (высота девятиэтажного дома). При этом парашют раскрывается на нужной высоте самостоятельно, и его использование не требует специальной подготовки.

«В своем роде это уникальная разработка, в которой, несмотря на кажущуюся простоту, сконцентрированы лучшие достижения отечественного парашютостроения», – прокомментировал гендиректор Ростеха Сергей Чемезов.

Еще одним важнейшим направлением деятельности НИИ парашютостроения стало создание парашютных систем для космоса. Разработанные в институте парашюты обеспечили мягкие посадки космических аппаратов на Венеру и Марс, а также всех российских пилотируемых космических кораблей на Землю.

Совсем недавно Ростех провел первую демонстрацию новой парашютной системы для перспективного корабля «Федерация», который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». В настоящий момент новый «космический» парашют проходит испытания. Всего запланированы 28 сбросов, тестирование с полноразмерным макетом корабля весом 9 тонн пройдет уже в этом году.

Конструкторы НИИ парашютостроения уверены, что и это не предел, и продолжают экспериментировать: с аэродинамическими свойствами, материалами – делая парашют еще более маневренным, надежным, а также способным обеспечить легкую посадку даже самым крупногабаритным и тяжелым грузам.

Отец парашюта

Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге 18 января 1872 года. Он интересовался конструированием с самого детства — сначала это были модели, игрушки, но постепенно простое хобби переросло в настоящее призвание. Юноша получил хорошее образование, окончив в 1894 году Киевское военное училище. По окончании обязательного срока службы он получил должность акцизного чиновника и уехал в провинцию, однако это не помешало Котельникову продолжать заниматься любимыми делами — петь, играть на скрипке, организовывать драмкружки и даже самому принимать участие в постановке спектаклей. Отец — профессор математики и высшей механики, и мать — заядлая любительница театра — привили сыну свои увлечения и передали навыки. Их он чаще всего применял именно в конструировании, к которому его тянуло наряду с театром. Акцизный чиновник — эта должность его тяготила. В 1910 году Глеб, к этому времени уже несколько лет удачно женатый, возвращается в Санкт-Петербург, где посещает Всероссийский праздник воздухоплавания, события на котором перевернули всю его дальнейшую жизнь.

Биография

Глеб Евгеньевич Котельников родился 18 января (по новому стилю — 30 января) 1872 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Евгений Григорьевич, был профессором механики и высшей математики. Мальчик получил прекрасное образование, с детства отличался явными способностями не только к точным наукам, но и к музыке. В семье Котельниковых все были очень талантливыми творческими людьми и проявляли особый интерес к точным наукам.

В воспитании детей большую роль играла мать, Екатерина Ивановна, образованная и творчески одаренная женщина. Старший брат Глеба, Борис Евгеньевич Котельников, вспоминал: “Мама ходить в гости не любила, изредка лишь часть времени посвящала нам, детям, играя разные пьесы и напевая иногда целыми вечерами…”
В 1889 году отец Глеба скоропостижно скончался. Юноша собирался поступать в консерваторию или Технологический институт, но после смерти отца Глеб Котельников остался без материальной поддержки. И ему пришлось поступить в Киевское военное училище.

По окончании учебного заведения он получил диплом с отличием. Вскоре молодой человек стал офицером царской армии. Но военная служба мало интересовала его, поэтому Глеб Котельников в 1897 году ушел в отставку в чине поручика, поступил на службу в Акцизное ведомство. Однако и должность чиновника не пришлась ему по душе. Котельников был творческим человеком, однообразие жизни и деятельности тяготили его, не давали проявить свои способности и таланты.

Когда мальчику было 12 лет, его отец стал увлекаться фотографией. Сам Глеб также с интересом относился к этому процессу. Но отец не позволял сыну пользоваться дорогим аппаратом. Мальчик решил самостоятельно сделать фотокамеру. Он купил у старьевщика старый объектив. Остальные детали и фотопластинки мальчик сделал сам. Отец похвалил сына за успех, пообещав ему купить настоящий аппарат. И вскоре у Глеба появилась своя камера.

Настоящей отдушиной для молодого человека стал театр. Он самостоятельно устраивал представления, создавал театральные кружки везде, куда ни заносила его судьба. На представлениях всегда выступал сам, играл на скрипке, читал стихи. Но не только театр интересовал молодого человека. Он всегда стремился к изобретательской деятельности.

С весны 1910 актёр Глеб Котельников под псевдонимом Глебов-Котельников в Петербурге. С конца 1910 работает в труппе Народного дома на Петербургской стороне.

Под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича в 1910 году создал первый в мире авиационный ранцевый парашют, успешно применённый в годы 1-й мировой войны.

В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова военному министру В. А. Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что «4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз — ни одной осечки. Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом… Готов испытать изобретение в Красном Селе…»

В декабре 1911 года «Вестник финансов, промышленности и торговли» сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Г. Е. Котельникова, однако «по неизвестным причинам патента изобретатель не получил. В январе 1912 года Г. Е. Котельников сделал заявку на свой парашют во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438 612». Первые испытания парашюта были проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся. Сила торможения передалась на автомобиль, и двигатель заглох. А 6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Салузи.

В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М. Громов. В декабре 1941 Котельников Г.Е. был эвакуирован в Москву.

Зимой 1944 года Глеб Евгеньевич Котельников получил орден Красной Звезды как старейший русский конструктор парашютов. Он приступил к дальнейшей работе над совершенствованием парашютов. Но 22 ноября 1944 года выдающийся изобретатель скоропостижно скончался, так и не завершив свой труд. Был похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве.

Память

Мраморная мемориальная доска в Санкт-Петербурге,14 линия Васильевского острова

  • Деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, 1 августа 1949 года была переименована в Котельниково.
  • Недалеко от полигона, где в 1911—1912 годах проводились испытания ранцевого парашюта, сооружён памятный знак с изображением парашюта.
  • В Санкт-Петербурге имеется аллея Котельникова.
  • В Иванове 26 ноября 2019 года, по инициативе АО «Полёт» Ивановский парашютный завод, изобретателю первого ранцевого парашюта Глебу Котельникову установлен памятник.
  • В Полтаве, на фасаде здания, где в 1889—1890 годах жила семья Котельниковых, Глебу Котельникову установлена мемориальная доска.

Примечания[править | править код]

  1. См. Высочайшие Приказы о чинах военных от 18.03.1897, от 19.07.1898.
  2. См. Высочайший Приказ о чинах военных от 08.12.1898.
  3. В дальнейшем, Высочайшим Приказом от 30.06.1911 поручик Котельников был уволен из запаса в отставку, с зачислением в артиллерийское ополчение по Черноморской губернии.
  4. журнал «Изобретатель и рационализатор», 2011 год, № 5, страница 19 «Памятник парашюту и его автору»
  5. Впоследствии, в 1916—1917 годах, жёсткий ранец был заменён мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
  6.  (англ.). GetthePatent.com, owned by Cartesian Products, Inc. Дата обращения: 7 февраля 2013.
  7. См. Высочайшие Приказы о чинах военных от 03.12.1914, от 05.02.1915, от 05.12.1915.
  8. См. Высочайший Приказ о чинах военных от 23.01.1917.
  9. novodevichye.com, Кирюхин Павел Александрович. Дата обращения: 7 февраля 2013.
  10. Дата обращения: 30 мая 2021.
  11. Дата обращения: 30 мая 2021.
  12. Дата обращения: 30 мая 2021.
  13. Дата обращения: 30 мая 2021.

Спасение для авиаторов

Глеб Котельников родился 18 января (по старому стилю) 1872 года в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова увлекались искусством: театром, живописью, музыкой. Мальчик с раннего детства пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях. Удивительно, но наряду с этим Глеб увлекался еще техникой. Например, в возрасте тринадцати лет он самостоятельно собрал работающую фотокамеру.

Внезапная смерть отца и ухудшение материального положения семьи полностью меняют планы – вместо консерватории или технологического института, Глеб Котельников уходит добровольцем в армию, поступив в военное артиллерийское училище. Спустя трех лет обязательной службы, Глеб Евгеньевич многие годы служил акцизным чиновником. Но все же детское увлечение театром переросло в основное дело жизни – в возрасте тридцати восьми лет он стал профессиональным актером под псевдонимом Глебов-Котельников.

Глеб Евгеньевич с детства увлекавшийся техникой, не мог не заинтересоваться самым популярным в начале прошлого века изобретением – самолетами. В те годы в крупных городах России часто проводились показательные полеты первых отечественных летчиков. 24 сентября 1910 года Котельников присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в Санкт-Петербурге. С показательными полетами выступал на своем «Фармане» знаменитый летчик Лев Мациевич. Во время последнего залета, взлетев на максимально возможную высоту, самолет не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Глеб Котельников был очевидцем трагедии, и под впечатлением от увиденного, он решил непременно придумать какое-то средство спасения авиаторов.

В начале XX века пилоты уже использовали так называемые «спасательные купола». В виде длинных сложенных «зонтов» они были закреплены на самолете и применялись редко из-за своей ненадежности и сложной конструкции.

Всего за 10 месяцев Глеб Котельников придумал и разработал для летчиков средство экстренного реагирования. Оно представляло собой металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы укладывался в этот ранец. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Именно эта конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: