12 цитат из дневников сергея прокофьева

Интересные факты

1. недопоняли…

Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала…
При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу:
— Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

2. успокоил

Как-то раз оркестр, исполнявший одно из произведений Прокофьева (симфоническую картину «Сны»), страшно фальшивил. Меж тем сам знаменитый автор присутствовал на концерте. Весьма сконфуженный дирижер после концерта подошел к композитору с извинениями:
— Приношу вам свои глубочайшие извинения, Сергей Сергеевич, за не слишком удачное исполнение. Бога ради, скажите, что вы не очень сердитесь за те несколько фальшивых нот, которые мы сыграли…
— Не стоит так переживать, — вежливо ответил композитор, — так как я вообще не услышал ни одной верной ноты, то это произведение воспринимал как чужое! Так что вы можете быть совершенно уверены, что я не сержусь на вас…

4. портрет с автографом

Как-то раз молодой Прокофьев играл в «Бродячей собаке» — знаменитом кафе петербургской богемы. Находившийся там в этот вечер молодой Маяковский сидел за одним из столиков и что-то увлеченно рисовал.
В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью: «Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича»…

5. грабеж средь бела дня

В 1945 году в Англии Прокофьеву вручали «Золотую королевскую медаль» от английского правительства. Однако во время церемонии случился казус: произнеся длинную приветственную речь, английский посол вдруг обнаружил, что самой медали-то нет! Повисла пауза, Прокофьев стоял в полной растерянности, он уже собрался было уходить, как посол, наконец, опомнился и… торжественно вложил в руку композитора свои золотые часы. Большинство журналистов и гостей не поняли, что произошло, отчего Сергей Сергеевич выглядит таким растерянным. Посол шепотом сообщил лауреату, что медаль будет с минуты на минуту. Тем временем начался концерт из произведений композитора. После него посол незаметно передал Прокофьеву коробочку с медалью.
— А часы, пожалуйста, верните, — улыбаясь, попросил посол, — они мне дороги, как память.
— Простите, мне мои золотые часы тоже дороги, — совершенно серьезно ответил композитор.
Теперь растерялся посол:
— Но-о… мы так не договаривались…
— Вы же мне их подарили, при всех, — пряча улыбку, возмущался Прокофьев. — Теперь просите вернуть! Это просто грабеж среди бела дня!…
— Да-а… вы правы, но-о…
— Ну, раз уж вам так понравились мои часы, я могу их вам подарить, — наконец рассмеялся Прокофьев и вернул счастливому послу его часы.

6. рецензия

Весной 1921 года Париж открыл для себя Сергея Прокофьева. Газеты так охарактеризовали новую музыку: «Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был Прокофьев…» «Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы… Это не музыка, а звуковой стальной трест…»

7. маэстро и апельсины

Когда в одном из американских театров готовилась постановка оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», один из владельцев апельсиновых плантаций явился в театр и предложил дирекции большую сумму за своеобразную рекламу своей продукции: он хотел, чтобы в фойе были вывешены плакаты с изображением огромных апельсинов.
Надпись на плакате должна была гласить:»Именно эти апельсины вдохновили маэстро Прокофьева написать эту оперу!!! Маэстро Прокофьев употребляет фрукты только нашей фирмы!»

«Александр Невский»

Пуристы могут упрекнуть Самкульт в небрежности, мол, «Александр Невский» у Сергея Прокофьева существует в виде разных произведений, но речь идет не о произведениях, а о том, что Сергей Прокофьев, который рвался на Родину и с воодушевлением относился к работе на Советскую власть, еще до войны (1938) написал для фильма Эйзенштейна настоящий гимн русского патриотизма. «Вставайте, люди русские!» — та самая боевая песня русских воинов, встающих на пути псов-рыцарей. И фраза: эх, коротка кольчужка! — произносится под эту музыку. А сколько русских с этими словами и этой музыкой-набатом пошли на смерть за Родину?

Конечно, есть в этом некое противоречие — перекормленный властью вчерашний композитор-модернист пишет псевдорусскую песню. Но именно у Прокофьева такое право было даже по рождению. Его мать — прекрасная пианистка, происходила из крестьян графьев Шереметевых, котрые всегда получали прекрасное образование. Именно мать подтолкнула Сережу к занятиям музыки, и мальчик из донецкой степи стал великим композитором XX века.

Русский, советский или российский.

По сложившейся традиции отечественные музыковеды и музыкальные писатели определяли С. С. Прокофьева либо как «русского композитора», либо как «советского композитора». В справочной литературе СССР, например, во 2-м издании БСЭ (1955), в 3-м издании БСЭ (1975) и других Прокофьев определялся как «советский композитор», кроме этого в «Музыкальной энциклопедии» (1978) — как ведущий деятель советской культуры. В постсоветской биографии Прокофьева литератора И. Г. Вишневецкого (2009) герой книги определён как «русский композитор». В БРЭ для деятелей культуры, имевших гражданство Российской империи, Советской России (СССР), имевших или имеющих гражданство Российской Федерации, введён единый атрибут — «российский». Впервые по этому правилу Прокофьев определён в дефиниции биографической статьи БРЭ (2015) как «российский композитор».

В западноевропейской и американской энциклопедистике Прокофьев как правило определяется как «русский» или «российский» композитор (англ. Russian, нем. russisch, исп. ruso и т.д.). Реже встречаются дефиниции, в которых композитор определён как «советский» (англ. Soviet, нем. sowjetisch, фр. soviétique и т. д.). В биографии Лины Прокофьевой В. Н. Чемберджи (2008) фраза the famous Russian composer (англ.), публиковавшаяся «целую неделю во всех газетах Америки» и приводимая в письме Прокофьева от 1 января 1933 года, переводится в примечании как «знаменитый русский композитор».

В статье музыковеда С. А. Петуховой в отношении Прокофева используется определение «русский композитор», в то время как прилагательное «российский» обозначает гражданство или территориальную принадлежность: «российскими виолончелистами» обозначены виолончелисты из России. В статье Ю. Н. Холопова на сайте Санкт-Петербургской филармонии С. С. Прокофьев значится как «великий русский композитор» в статье «Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании» (1972) как «советский композитор» и как «великий русский музыкант». В монографии «Современные черты гармонии Прокофьева» (1967) тот же автор характеризовал творчество Прокофьева как «гордость советской музыки», хотя при этом объективно описывал новаторскую гармонию Прокофьева во всём объеме его сочинений (в том числе, и за пределами «советского» периода творчества).

Ректор Московской консерватории А. С. Соколов в приветствии участникам Международной научной конференции и музыкального фестиваля, посвящённых 120-летию со дня рождения С. С. Прокофьева, произнёс: «Имя великого русского композитора известно всему миру. Деятельность Прокофьева проходила в России, Европе и Америке».

В сборнике статей «Прокофьевские чтения» (2016) относительно Прокофьева и других отечественных композиторов сочетания «русский композитор» и «русские композиторы» использованы 10 раз, а «российские композиторы» — только 1 раз. В последние годы устойчивое сочетание «русский композитор» по отношению к С. С. Прокофьеву приведено в статье О. Л. Девятовой «Сергей Прокофьев в Советской России: конформист или свободный художник?» (2013), в «Литературной газете» (2016) и в Положении об Открытом конкурсе композиторов «Время Прокофьевых» (2017). О. Л. Девятова цитировала слова С. М. Слонимского о продолжении С. С. Прокофьевым «творческой линии русских классиков XIX века» и писала, что композитор ощущал себя «истинно русским человеком и музыкантом, воспитанным русской культурой, её национальными традициями». Таким образом, Прокофьев выступает как носитель и новатор русской национальной традиции в мировой классической музыке.

О Прокофьеве как о русском композиторе отзывались современники, что следует из записи в «Дневнике» отзыва Стравинского, высказанного в Италии в 1915 году: «Услышав мой 2-й Концерт, „Токкату“ и 2-ю Сонату, Стравинский стал чрезвычайно восхищаться, заявляя, что я настоящий русский композитор и что кроме меня русских композиторов в России нет». Сам Прокофьев называл себя «русским композитором», что подтверждается его самоидентификацией в дневниковой записи 1915 года о создании балета «Шут»: «Национальный оттенок довольно ярко сказывался в них. Я всегда теперь думал, когда сочинял, что я русский композитор и шуты мои русские, и это мне открывало совсем новую, непочатую область для сочинения».

Жизнь вне России

Под конец 1917 года Сергей принимает решение уехать из России. Как писал он в своём дневнике, решение поменять Россию на Америку обосновывалось на желании увидеть жизнь, бьющую ключом, а не закисание; культуру, а не дичь и резню; давать не жалкие концерты в Кисловодске, а выступать в Чикаго и Нью-Йорке.

Весенним майским днём 1918 года Прокофьев покидает Москву и уезжает из неё, взяв билет на Сибирский экспресс. В первый день лета он добирается до Токио и порядка двух месяцев ожидает там американскую визу. В начале августа Сергей Сергеевич уплыл в Соединённые Штаты Америки. Там он прожил три года и в 1921 переезжает во Францию.

В следующие пятнадцать лет он много работал и выступал с концертами в американских и европейских городах, даже три раза приезжал с концертами в Советский Союз. В это время он знакомится и очень сближается с такими известными в культурном мире людьми, как Пабло Пикассо и Сергей Рахманинов. Также Прокофьев успел жениться, спутницей его жизни стала испанка Каролина Кодина-Любера. У пары родилось двое сыновей – Олег и Святослав. Но всё чаще Сергея одолевали мысли по поводу возвращения домой.

В 1936 году Прокофьев вместе с супругой и сыновьями приехал в СССР и обосновался в Москве.

До конца жизни он только два раза выезжал за границу с концертами – в сезоны 1936/1937 и 1938/1939 годов.

Биография

Прокофьев и Мстислав Ростропович

Прокофьев и Мира Мендельсон

Сергей Прокофьев родился 23  апреля 1891 года в селе Сонцовка в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причем на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индейский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова по инструментовке, А. К. Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 году. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.

С 1908 года даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения.

В мае 1918 года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936 году вернулся на Родину вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьей женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39.

С 1933 года был почётным профессором МГК имени П. И. Чайковского.

Здесь Сергей Сергеевич жил с 1946 до смерти в 1953. Сейчас — музей

С 1941 года Сергей Прокофьев жил уже отдельно от семьи, через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была арестована и сослана сначала в Абезь, затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956 году; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Англии в 1989 году.

В 1948 году Прокофьев подвергся нападкам за т. н. «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 года Прокофьев ведёт жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония. Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день объявления смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска.


Петров, Андрей Павлович

Пуленк, Франсис >>>

Интересные факты

  1. Редакция оперы «Игрок», написанная для Мариинского театра в 1916 году, так никогда и не была поставлена на его сцене. Премьера второй редакции состоялась только в 1991 году.
  2. При жизни Прокофьева в СССР были поставлены только 4 его оперы. При этом – ни одной в Большом театре.
  3. У Сергея Прокофьева остались две законных вдовы. За месяц до ареста Л. Прокофьевой, не дававшей ему развод то ли из соображений собственной безопасности, то ли по причине того, что искренне не хотела отпускать любимого человека, композитор женился повторно. Ему посоветовали воспользоваться юридическими нормами указа о воспрещении браков с иностранцами, признававшего церковный брак с Линой Ивановной, заключенный в Германии, недействительным. Прокофьев поспешил узаконить отношения с М. Мендельсон, тем самым подставив бывшую жену под удар советской репрессивной машины. Ведь она росчерком пера и против своей воли из жены Прокофьева превратилась в одинокую иностранку, поддерживающую отношения с другими иностранцами Москвы. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства.
  4. Композитор был блестящим шахматистом. «Шахматы – это музыка мысли» — один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.
  5. С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
  6. В биографии Прокофьева отмечается, что в первые годы выступлений композитора в США, его там  называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
  7. По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
  8. Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
  9. Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.
  10. После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
  11. Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров:
    — музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту;
    — музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»;
    — Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»;
    — тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир».
  12. «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
  13. Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
  14. Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.

Прокофьев творческий путь. Sergei Prokofiev

Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…

Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом. С. Прокофьев

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).

На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт , за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист , Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы « Любовь к трем апельсинам » (1919), « Огненный ангел » (1927); балеты « Стальной скок » (1925, навеян революционными событиями в России), « Блудный сын » (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.

В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. …Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», — писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

Неизвестный Прокофьев

В 1948 году гроза разразилась и над головой Прокофьева. Он попал под очередную кампанию по борьбе с. На этот раз боролись с формализмом, против отступления от принципов соцреализма. И шестая симфония Прокофьева вместе с экспериментальной оперой «Повесть о настоящем человеке» были разгромлены в пух и прах. Симфония позже была признана шедевром и регулярно исполняется, а вот опере повезло меньше. Премьера состоялась только после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре. В 2002 году концертное исполнение оперы состоялось под управлением В. А. Гергиева. В 2005 году опера была поставлена Д. А. Бертманом в Геликон-опере (Москва) под названием «Упавший с неба». Для своей постановки Бертман использовал сокращённую редакцию оперы А. Г. Шнитке, с использованием музыкального материала кантаты Прокофьева «Александр Невский». В том же году опера Прокофьева была поставлена (с купюрами) в Саратовском оперном театре. Полностью (без купюр) опера ни разу не ставилась. Но тем не менее, разошлась на мемы еще в доинтернетовскую эпоху: гангрена, гангрена, ему отрежут ноги — все знают это со школы. И это тоже Прокофьев.

Сочинения

Основная статья: Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)
Основная статья: Список произведений Сергея Прокофьева (по жанрам)

Оперы

  • «Пир во время чумы»
  • «Маддалена» (1911; 2-я редакция 1913)
  • «Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва)
  • «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград)
  • «Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь; 2011, Москва)
  • «Семён Котко» (1940, Москва)
  • «Обручение в монастыре» (опера) («Дуэнья», по Р. Шеридану, 1946, Ленинград)
  • «Война и мир» (по Л. Н. Толстому), 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же; 2012, Москва)
  • «Повесть о настоящем человеке» (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва)
  • «Далёкие моря» по В. А. Дыховичному, не окончена (сохранилась первая картина, написанная летом 1948; концертное исполнение 2009, Москва)
  • «Борис Годунов» по А. С. Пушкину, концертное исполнение 2010, СПб

Балеты

  • «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (, Париж)
  • «Стальной скок» (, Париж)
  • «Блудный сын» (, там же)
  • «На Днепре» (, там же),
  • «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (, Брно; , Ленинград),
  • «Золушка» (, Москва)
  • «Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (, Москва, , Ленинград)

Вокально-симфонические произведения

  • Семеро их, халдейское заклинание для солиста, хора и оркестра (слова К. Д. Бальмонта в переделке Прокофьева, 1917—1918)
  • К XX-летию Октября, кантата (текст-монтаж П. П. Сувчинского и самого Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1936—1937)
  • Александр Невский, кантата (слова Прокофьева и В. А. Луговского, 1939)
  • Здравица, кантата к 60-летию Сталина (слова «народные», 1939)
  • Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)
  • На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
  • Александр Невский, кантата (op 78., 1938)

Для оркестра

  • Симфония № 1
  • Симфония № 2
  • Симфония № 3
  • Симфония № 4
  • Симфония № 5
  • Симфония № 6
  • Симфония № 7
  • Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
  • Петя и волк (Симфоническая сказка,1936)
  • Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;

Инструментальные концерты

  • Шесть концертов для фортепиано с оркестром (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931 (для левой руки); 1932; 1952 (для двух фортепиано, не окончен)
  • Два концерта для скрипки с оркестром (1917, 1935)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1938)
  • Симфония-концерт для виолончели с оркестром (новая редакция предыдущего концерта, 1952)
  • Концертино для виолончели с оркестром (1952, не окончено)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
  • Соната для скрипки соло
  • Соната для двух скрипок (1932)
  • Соната для виолончели и фортепиано
  • Соната для флейты
  • Два струнных квартета

Произведения для фортепиано

  • Соната № 1 фа минор — ор.1 (—)
  • 4 этюда для фортепиано — ор.2 ()
  • 4 пьесы для фортепиано — ор.3 (—)
  • 4 пьесы для фортепиано — ор.4 ()
  • Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (—)
  • Токката Ре-минор — ор.11 ()
  • 10 пьес для фортепиано — ор.12 (—)
  • Соната № 2 ре минор — ор.14 ()
  • Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (—)
  • «Сарказмы» — ор.17 (—). Первое исполнение в 1916 году. Пять пьес цикла организованы с чередованием наступательных скерцозных (нечётные номера пьес) и призрачно-фантастических образов (чётные номера пьес).
  • «Мимолётности» — ор.22 (—)
  • Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (—)
  • Соната № 3 ля минор — ор.28 (—)
  • Соната № 4 до минор — ор.29 (—)
  • «Сказки старой бабушки» — ор.31 ()
  • 4 пьесы для фортепиано — ор.32 ()
  • Соната № 5 до мажор — ор.38 ()
  • Дивертисмент — ор.43b ()
  • 6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (—)
  • Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 ()
  • 2 сонатины для фортепиано — ор.54 (—)
  • Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 ()
  • 3 пьесы для фортепиано — ор.59 (—)
  • «Музыка для детей» — ор.65 ()
  • «Ромео и Джульетта» — 10 пьес для фортепиано — ор.75 ()
  • Соната № 6 ля мажор — ор.82 (—)
  • Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (—)
  • Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (—)
  • 3 пьесы для фортепиано — ор.96 (—)
  • «Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 ()
  • «Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 ()
  • Соната № 9 до мажор — ор.103 ()

Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

Legacy

Prokofiev was the composer of numerous popular works. Among his best known works are the children’s tale, «Peter and the Wolf,» his film scores for two of the films of Sergei Eisenstein, Alexander Nevsky and Ivan the Terrible, and his ballet, «Romeo and Juliet,» which contains some of the most inspired and poignant passages in his whole output. However, there were numerous political and choreographic problems, and the premiere was postponed for several years.

The ballet was thought to have been composed around 1935 or 1936, on commission by the Kirov Ballet. The original version had a «happy» ending, but was never publicly mounted, partly due to increased fear and caution in the musical and theatrical community in the aftermath of the two notorious Pravda editorials criticizing Shostakovich and other «degenerate modernists.» Suites of the ballet music were heard in Moscow and the United States, but the full ballet premiered in Brno, Czechoslovakia, on 30 December 1938. It is better known today from the significantly revised version that was first presented at the Kirov in Leningrad on January 11, 1940, with choreography by Leonid Lavrovsky. Prokofiev objected to this version.

Zhdanovism

Like many Soviet artists, Prokofiev had troubles with the authorities over his style of music. He was one of the targets of the Zhdanov Doctrine (also called zhdanovism or zhdanovschina, Russian: доктрина Жданова, ждановизм, ждановщина)–a Soviet cultural doctrine developed by the Central Committee secretary Andrei Zhdanov in 1946. It proposed that the world was divided into two camps: the imperialistic, headed by the United States; and democratic, headed by the Soviet Union. Zhdanovism soon became a Soviet cultural policy, requiring that Soviet artists, writers and intelligentsia in general had to conform to the party line in their creative works. Under this policy, artists who failed to comply with the government’s wishes risked persecution. The policy remained in effect until 1952, when it was declared that it had a negative effect on Soviet culture.

The first decree was largely aimed at writers. A further decree was issued on 10 February 1948. Although formally aimed at Vano Muradeli’s opera The Great Friendship, it signaled a sustained campaign of criticism and persecution against many of the Soviet Union’s foremost composers, notably Dmitri Shostakovich, Prokofiev and Aram Khachaturian. They were accused of formalism and being «anti-popular.»

«Петя и волк» (1936 год)

Эта симфоническая сказка для детей была написана Прокофьевым после возвращения в СССР. Музыка писалась для Центрального детского театра, где готовила свою постановку Наталья Сац. Интересно, что текст к сказке написал тоже сам Прокофьев. Эту удивительную сказку Прокофьев писал для того, чтобы познакомить детей со звучанием музыкальных инструментов. Именно поэтому за каждым героем сказки в произведении закреплен определенный инструмент и звучит определенный мотив: Петя представлен в сказке смычковыми струнными инструментами, скрипками, его мелодия напоминает пионерский марш, Птичка звучит флейтой, а Утка – гобоем, у нее мелодия немного «крякающая», мотив Кошки представлен кларнетом, ее мелодия грациозна и напоминает мягкую кошачью поступь, а тема Дедушки выражена звучанием фагота, немного напоминающим ворчание. Волк – это валторны, а охотники – это барабан и литавры.

РКН: сайт нарушает закон РФ

Симфоническая сказка «Петя и волк» вдохновила режиссеров и мультипликаторов на создание замечательных адаптаций: первым создал рисованный мультфильм «Петя и волк» Уолт Дисней в 1946 году, потом в 1958-м появился советский кукольный мультфильм, а затем в ГДР режиссёр Гюнтер Рётц в 1973 году снял кукольный мультфильм. В 2006 году короткометражный анимационный фильм «Петя и волк» был удостоен премии «Оскар».

«Ромео и Джульетта» (1935 год)

Это то самое произведение Прокофьева, которое отказывались играть на сцене артисты, но, по иронии судьбы, именно «Ромео и Джульетта» стал одним из самых популярных балетов двадцатого века.

Интересно, что в сюжете балета Прокофьева поначалу финал существенно отличался от оригинала, созданного Шекспиром – балет заканчивался счастливо, и этот факт вызвал резко негативную реакцию критиков. Творение Прокофьева называли «балетной фальшью» и «сумбуром вместо музыки», и под давлением негативного общественного мнения авторы балета приняли решение изменить концовку балета на привычную, трагическую. Но неудачи продолжали преследовать постановку, поэтому впервые «Ромео и Джульетту» увидели только в 1938 году, да и то за границей, в Брно, а сам Прокофьев на премьере не присутствовал.

Хобби Прокофьева. Восьмая нота. У знаменитых музыкантов были неожиданные увлечения

Афиша шахматного матча между известными музыкантами: композитором Сергеем Прокофьевым и скрипачом Давидом Ойстрахом. Из-за начавшихся гастролей Ойстраха были сыграны лишь шесть партий из десяти. /

И мало кто из них обходился без любимых «игрушек», которые иной раз были важнее, чем сама музыка.

Мы подо­брали несколько самых ярких примеров странных и неожиданных увлечений известных композиторов.

Джоаккино Россин и

Представить себе, чтобы преуспевающий художник на пике карьеры, славы и успеха бросил всё и занялся чем-то другим, почти невозможно. Тем не менее Россини в возрасте 37 лет перестал писать музыку и удалился, как пишут в энциклопедиях, «на покой». На самом деле композитор переселился в Париж и полностью посвятил себя кулинарии. Кое-что проскальзывало и ранее — известны музыкальные миниатюры с названиями «Четыре закуски», «Миндаль» и «О, горошек!». Однако подлинную славу новоявленному кулинару принесли не эти зарисовки, а его паста, индейка, фаршированная трюфелями, фуа-гра и турнедо а-ля Россини. Между прочим, рецепт последнего он доводил до ума несколько лет, а оперу «Севильский цирюльник» написал всего за 13 дней.

Джоаккино Россини. Фото: Commons.wikimedia.org

Сергей Рахманинов

«Шофёру необходимы концентрированная воля, напряжённость внимания и постоянное присутствие духа. Чтобы стать хорошим дирижёром, ко всему этому надо добавить лишь небольшое знание музыки» — это слова знаменитого русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова . Его страсть к технике поражала даже американцев, которых в этом деле трудно удивить. Рахманинов питал слабость к новинкам — вспоминают, как он хвастался своим лифтом, пылесосом и даже детской железной дорогой. Пробовал заниматься техникой и сам, причём небезуспешно — запатентовал муфту с электроподогревом для «приведения рук в рабочее состояние перед концертом», а также был вице-президентом фирмы знаменитого авиастроителя Игоря Сикорского .

Сергей Прокофьев

«Удивляюсь тебе. Такой редкий для тебя случай послушать хорошую музыку, а ты сидишь с ребятами и играешь в шахматы!» — сказала мама одному мальчику на рубеже XIX — XX вв. Мальчика звали Серёжа Прокофьев , и он, судя по всему, внял материн­скому совету очень своеобразно. Музыку не бросил и заслуженно считается чуть ли не крупнейшим композитором XX столетия. Но не оставил и шахматы. Имел первую категорию и в игре неоднократно ставил в затруднительное положение самого чемпиона мира Михаила Ботвинника : «Обычно Сергей Сергеевич играл на атаку и проводил её остроумно и изобретательно. Защищаться не любил». Страсть к шахматам прервала только смерть: «Он лежал в постели и чувствовал себя явно плохо. Но, увидев меня, спросил: «А где же обещанный вами сборник партий матча Стейниц — Ласкер 1894 года?»

Александр Бородин

«Поменьше занимайтесь музицированием, я на вас возлагаю большие надежды!», «Займитесь, наконец, музыкой!» Первая фраза принадлежит академику, председателю Русского химического общества Николаю Зинину. Вторая — композитору Римскому-Корсакову . А услышал их Александр Бородин , который уже не понимал, кто он такой — химик или всё-таки композитор. Справедливости ради надо сказать, что музыкой Саша занялся раньше — в 9 лет написал прекрасную польку «Helen». Химия стала его увлечением лишь два года спустя. Соответственно распределяются и результаты — Вторая («Богатырская») симфония композитора признаётся вершиной русского и мирового эпического симфонизма. Зато его отчёт о минеральных водах в костромском Солигаличе стал классикой трудов по б­альнеологии.

Джакомо Пуччини

Парусная шлюпка, ружейная охота, рыбная ловля, автоспорт — типичный портрет какого-нибудь английского лорда-бездель­ника. Тем не менее всё это Джакомо Пуччини , автор шедевров мировой оперы «Тоска», «Турандот» и «Мадам Баттерфляй». С последней произошёл казус. Будучи одним из пионеров автомобилизма (по­скольку первую машину он приобрёл ещё в 1900 г.), Пуччини вкусил всю прелесть дорог, абсолютно свободных от пробок. И вот результат — возвращаясь с женой и сыном домой на большой скорости, он не заметил обрыва. Автомобиль упал с высоты 5 метров. Все выжили, но композитору диагностировали контузию и перелом берцовой кости. Работа над оперой зависла — сочинять без рояля Пуччини не умел и дожидался разрешения ходить на костылях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: