На фронте
Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия. Это был первый случай, когда командиром мужского полка была назначена женщина.
На май 1943 года Гризодубова лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолете Ли-2 (дооборудованном под применение авиационных бомб калибром до 500 кг) на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержания связи с партизанскими отрядами. В 1943 году ей было присвоено звание полковника.
В командовании авиации были мужчины, которые ревностно относились к работе Гризодубовой. В письме мужу с фронта в 1943 году она сообщала: «…Если бы они могли, то просто съели бы меня живьем! Косность, дикое мужское самолюбие! Нужно еще много, много лет, чтобы наша партия вытравила эти пережитки капитализма из мужского мозга. Если «баба» взялась не за свое дело. Если (еще больший грех для нее) она имеет здравый ум, видит безобразия и прямо говорит об этом, то принимаются все меры и создаются условия, чтобы она сама отказалась от всего и ретировалась к домашнему очагу. Причем все это делается с любезной улыбкой…».
За всю войну командир мужского авиаполка была удостоена только ордена Отечественной войны. Полк получил почетное наименование гвардейского, а после боев под Ленинградом стал именоваться «Красносельским». Когда в списке представленных к медали «За оборону Ленинграда» не оказалось командира, летчики отказались принимать медали. Конфликт разрешился после личного визита командира корпуса Виктора Ефимовича Нестерцева, который вручил медаль Гризодубовой, и тогда ее подчиненные согласились на вручение наград.
Эти обстоятельства вынудили Валентину Степановну в 1944 году обратиться напрямую к Верховному Главнокомандующему, что командующий Авиации дальнего действия А. Е. Голованов трактовал в своих мемуарах как жалобу лично на него. Из архивных документов явствует, что обращения Гризодубовой и Голованова в ЦК ВКП(б) датированы одним и тем же днем: вероятно, Голованова оповестили о содержании письма Гризодубовой и ее обращение к Сталину передали вторым, поставив ее тем самым в невыгодное положение.
В результате проведенного расследования жалоба Валентины Степановны была признана необоснованной, после чего Гризодубову вывели из состава Авиации дальнего действия, а ее полк через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.
Первая героиня
31.01.2019
100
Первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза, стала советская летчица Валентина Гризодубова. Она родилась 110 лет назад в семье авиационного конструктора и родоначальника советского авиапланеризма Степана Гризодубова. Долгое время днем ее появления на свет считалось 31 января. Сейчас историки официально считают днем ее рождения другую дату – 14 апреля.
Уже в два года девочка первый раз поднялась в воздух нас самолете, привязанная к отцу ремнями. В 14 – впервые летала на планере.
Осенью 1928 года учась в Харьковском технологическом институте, была зачислена в городской Центральный аэроклуб, который закончила через три месяца. Сразу же поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а в 1929 году — Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.
В итоге после окончания обучения Валентина Гризодубова стала лётчиком агитэскадрильи имени Максима Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве.
30-е годы прошлого столетия для молодой советской авиации стали десятилетием рекордов – летчики будто пробовали свои силы и возможности техники. Осенью 1937 года Гризодубова впишет свое имя в список рекордсменов, установив самые высокие показатели по скорости, дальности полёта и высоте.
Через год Валентина Гризодубова возглавит первый женский экипаж в составе Марины Расковой и Полины Осипенко. Девушки установили мировой рекорд среди женщин по беспосадочному перелету почти в 7 тысяч километров из Москвы на Дальний Восток на самолете АНТ-37 «Родина».
Полёт проходил очень трудно. После Урала прервалась радиосвязь с землёй и ухудшилась погода, что крайне затрудняло ориентирование на местности, поэтому экипаж ввёл машину по приборам интуитивно. Когда бензина осталось на полчаса, Гризодубова посадила машину в тайге. Все три лётчицы выжили м были отмечены Золотыми Звездами.
В годы Великой Отечественной войны Валентина Степановна командовала 101 авиационным полком авиации дальнего действия. На самолётах Ли-2 выполняла вылеты по бомбардировке важных вражеских объектов, по доставке боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами в немецком тылу.
После войны возглавляла ряд научно-исследовательских институтов, специализирующихся на разработке и производстве различного авиационного оборудования для Военно-воздушных сил и гражданской авиации Советского Союза. Ее раббота была высоко оценена Рожиной – в 1986 году Гризодубова удостоена звания Героя Социалистического труда.
В фондах Музея Победы хранится уникальная картина. С неё на нас смотрят три улыбчивые и одухотворённые молодые девушки, которые стоят на фоне самолёта с собственным именем «Родина» – это и есть женский экипаж героинь: Гризодубова, Осипенко, Раскова. Кроме того, в фондах музея имеется переданный в дар музею Клубом военачальников Российской Федерации бюст Валентины Степановны.
#ам
Полет
24 сентября 1938 г. экипаж стартовал из Москвы. После столицы самолет должен был через сутки приземлиться на Дальнем Востоке. Но в отчетное время машина на аэродроме не появилась. Прождав определенное положенное время, за которое экипаж не подал никаких признаков жизни, была срочно собрана экстренная экспедиция на поиски пропавших.
Позже выяснилось, что во время полета был установлен мировой рекорд по дальности расстояния — 6450 км. Еще до начала рекордного перелета метеорологи предупреждали, что за Уралом погода скверная, предлагали отложить мероприятие на несколько недель. Но Сталин приказал лететь. Из-за плохих метеоусловий приходилось снижать самолет, чтобы из-под облаков видеть землю. Ночью, чтобы сориентироваться по звездам, штурману приходилось открывать замерзшее окно и в кислородной маске изучать их положение. Внутри самолета происходил перепад температур, и связь с центром управления полетами прервалась. В результате в самолете закончилось горючее раньше предполагаемого времени посадки.
Гризодубовой пришлось экстренно сажать машину прямо в лесную чащу. Из-за опасности острыми макушками и ветками деревьев повредить переднюю часть самолета, где находился штурман экипажа, ей был дан приказ катапультироваться. Марина Раскова выкинулась из самолета на несколько десятков километров от того места, где Гризодубова и Осипенко посадили машину. Благодаря мастерству экипажа самолет приземлился на мягкую заболоченную поляну, и повреждений почти не было. Позже его продолжили использовать.
После войны
Многие женщины, воевавшие за свою землю наравне с мужчинами, после войны вернулись к мирным профессиям. Интересна судьба Байды Марии Карповны. В войну она служила медсестрой, позже санинструктором. В одном из боев за Севастополь в одиночку расправилась с пятнадцатью врагами, освободила восемь солдат и одного офицера. За этот подвиг приставлена к звезде Героя. По окончанию боевых действий эта уникальная женщина стала заведующим ЗАГСа г. Севастополя, который так отчаянно защищала в войну.
Заместителем руководителя библиотеки в Белорусской ССР работала Елена Григорьевна Мазаник. Звание Героя она получила за операцию по уничтожению генерального комиссара Белоруси В. Кубе. Он был подорван на мине в собственной постели. Устройство разместила там Елена Мазаник, работавшая в доме уборщицей.
Спасение
Девять суток девушек искали в глухом лесу. Спасательная операция производилась суматошно и неумело. В результате неграмотных действий организаторов на глазах Осипенко и Гризодубовой в полете разбились два поисковых воздушных судна. Одним из погибших оказался победитель соревнований по дальности перелетов среди мужчин – пилот-испытатель Александр Бряндинский. Гризодубову и Осипенко нашли раньше, а штурману пришлось бродить по тайге больше недели. С собой у девушки были только коробка спичек, шоколадка и оружие. Днем она искала приземлившийся самолет, а по ночам слушала шаги медведей и лаяние рысей. Марине повезло и ее нашли целой и невредимой.
17 ноября дальневосточный полет женского экипажа Советского Союза под началом Валентины Степановны был признан новым мировым рекордом по расстоянию перелета без прямой посадки. За проявленную отвагу Гризодубова (и весь ее командный состав) была удостоена ордена и чести стать первой женщиной Героем Советского Союза.
Заступница
После заключения мира между Германией и СССР Гризодубову определили зам. начальника НИИ-17 (Институт Приборостроения). Первая женщина Герой Советского Союза олицетворяла собой настоящую коммунистку, эталон, который властьимущие желали видеть. Ее ставили в пример, взаимоотношения Валентины Степановны со Сталиным были очень благоприятными. Помимо научно-исследовательской и управленческой деятельности, она занималась помощью. Отличалась чуткостью, на ее имя в Кремль приходили пачки писем. На конвертах так и было написано «Москва. Кремль. Валентине Гризодубовой». Героическая женщина помогала найти репрессированных родственников, с учетом хороших отношений с верхушкой власти могла содействовать в освобождении заключенных.
По воспоминаниям современников, у Валентины Степановны Гризодубовой имелась специальная бордовая папочка. В ней она хранила список тех, кого удалось спасти. В период с 1948 по 1951 года папочка пополнилась на 4767 фамилий тех людей, которых удалось вытащить из застенок ГУЛАГа и вернуть родным. Одним из таких спасенных стал знаменитый конструктор – Сергей Павлович Королев, история которого широко известна общественности. Первая женщина-Герой Советского Союза никогда не зазнавалась от своих результатов. Сокрушалась лишь, что вытащить человека из тюрьмы намного проще, чем его же вернуть в общество (найти работу и дом).
Вам будет интересно:Невзначай — это… Толкование и синонимы
В мирное время
С 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по летной части. Ее подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.
В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила.
В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным летчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королева, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
Гризодубова всю жизнь старалась помогать людям в их профессиональной работе. Среди тех, кого она опекала — авиаконструктор Андрей Туполев, поэт Сергей Городецкий, изобретатель Лев Термен, летчик-испытатель Марк Галлай, летчик-космонавт СССР Светлана Савицкая, летчик-испытатель-космонавт СССР Игорь Волк и многие другие.
Экипаж
Отбор на состав, который примет участие в легендарном полете, был строг. В итоге выбрали троих: Валентину Гризодубову, Марину Раскову и Полину Осипенко. Все девушки были спортсменками, многократными победительницами соревнований среди женщин на мировом уровне. Валентину Степановну назначили командующим. П. Осипенко — вторым пилотом, М. Раскову – штурманом. Для выполнения полета выбрали машину АНТ-37, переоборудованную из бомбардировщика. Именно Гризодубова стала инициатором проведения опаснейшего мероприятия. За ее плечами на тот момент было несколько мировых рекордов по расстоянию и скорости полетов. Само воздушное судно, на котором планировалось установить рекорд, привело Гризодубову в восхищение. Первый самолет в ССР, у которого запуском одной кнопки поднимались шасси.
Сохранились воспоминания М. Расковой, что величественный самолет был намного крупнее, чем те, которым им довелось управлять ранее, и колеса у него величиной с человеческий рост. Корпус напоминал тяжелый корабль, и управление этим кораблем доверили девушке – Валентине Гризодубовой. Название машине дали под стать – «Родина».
Вам будет интересно:Альтернативность — это наличие выбора возможностей
Соревнования
В период 1920-30-х гг. по всему миру происходил скачок в развитии авиации. Устанавливались мировые рекорды. В 1928 г американец Ч. Линдберг впервые перелетает Атлантику. Через пятилетие женщина-пилот Амелия Эрхарт пробует повторить рекорд. Советский Союз посчитал нужным ответить собственными достижениями. В 1937 г. пилоты ССР впервые отважились на полет СССР-США. Команда, состоящая из летчиков В. Чкалова, А. Байдукова и А. Белякова была с одинаковой радостью принята как в ССР, так и в Соединенных Штатах.
В 1938 г. планировалось осуществить два полета на рекордные расстояния. Путь пролегал на Дальний Восток, в процессе перелета запрещалась посадка. Готовили для этой миссии два экипажа: мужской и женский. В мужской вошли В. Коккинаки и А. Бряндинский. Команда должна была совершить полет летом, а осенью отправлялась женская группа. Отличие второго маршрута заключалось лишь в том, что заканчивался он раньше – в Комсомольске-на-Амуре. Команда мужчин же должна долететь до Спасска-Дальнего.
1941-1945 гг.
Как профессионал своего дела и патриот до глубины души, Валентина не осталась в стороне и защищала Родину от фашистских захватчиков. Ей было поручено командовать 101-м авиационным полком. Примечательно, что Марина Раскова получила в командование женское отделение, а Гризодубовой в подчинение дали мужчин. Это наглядно демонстрирует отношение властей к этой героической женщине и иллюстрирует ее волевой и решительный характер. Раскова позже геройски пала в бою.
Валентина осуществила больше двухсот боевых полетов. За голову полковника Гризодубовой была назначена крупная награда. Сама Валентина вспоминала, что на протяжении всей войны ей пришлось неоднократно доказывать свою состоятельность как летчика и как командира. К женщинам в армии, а тем более в командовании относились с пренебрежением. Подчиненные же любили и уважали строгого, но справедливого полковника. Во время боевых действий ее полк бомбил тылы врага, из зон, попавших под обстрел, ей удалось вывезти более 4000 детей.
Детство
Валентина Степановна появилась на свет в семье инженера в 1909 (по другим источникам в 1910) году. Детство ее прошло в Харькове, по месту работы отца. Он любил изучать технику, был заведующим электростанцией, позже работал в автомастерской. Особую тягу и интерес испытывал к авиационной технике. Страстное увлечение Степана Гризодубова авиацией передалось его супруге, которая вносила вклад в советскую авиационную промышленность. Валентина с молоком матери впитала эту страстную любовь к самолетам. Степан был человеком деятельным, за талант и умелые руки получал хорошие деньги, на которые и построил собственный ангар, где конструировал самолет. Аппарат, по словам современников, ему удалось построить, но взлетать самолет мог только на три-четыре метра.
Вам будет интересно:Найманы: загадка происхождения, история найманов
Вам будет интересно:»Лебезить» — это? Толкование слова и синонимы
Валентина, росшая в авиационной атмосфере, заразилась страстью к полетам. Впервые она села в кабину самолета за спиной отца. Степан Гризодубов со временем увлекся планерами. Ему удалось стать одним из руководителей планерного спорта. Валентину он брал с собой.
Мама считала, что девушке необходимо женское образование, планировала отдать ее в музыкальное училище. В юности Валентина Степановна играла на фортепиано. Проучившись незначительное время на музыканта, Гризодубова покинула училище и по велению сердца поступила в технологический институт, при котором очень кстати был авиационный кружок. В кружке ее ничему новому обучить не смогли, ведь она все детство училась летать с отцом. В голове Валентины уже тогда зародилось желание стать пилотом. Вслед за своей мечтой она отправилась в Пензу, где имелась школа летчиков.
В годы войны
Портрет Валентины Гризодубовой в форме полковника ВВСИсточнк: http://www.progressprim.ru
Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое она возглавляла. Гризодубова и лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году ей было поручено укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам.
Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выйти на цель без ошибки. Вот Валентина Степановна на своём личном примере и показывала, как это надо делать.
Особые трудности вызывали полёты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю.
Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским.
С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах.
Умерла В. С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве…
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
«Календарь Истории» https://tunnel.ru
и сайтов :»Гризодубова Валентина Степановна — советский военный летчик (narod.ru),