Троице-сергиева лавра

Троице-сергиева лавра.

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша. Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея. Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. ( 3.10.1608 — 22.01.1610 нов.ст) — Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    … 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой…

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов «главнее» решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Особенности архитектуры и интерьера Троице-Сергиевой лавры

В течение более шести веков формировался комплекс, являющийся духовным центром России. Большинство сооружений, относящихся к архитектурному ансамблю Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выполнено в стиле барокко. Всего на территории монастыря около полусотни сооружений, наиболее старое из которых, — Троицкий собор, ставший первой каменной постройкой монастыря. Его возвели над местом, где был погребён Сергий Радонежский.

Зодчие придали сооружению черты, свойственные архитектуре ранней Москвы. Собор выполнен в виде небольшого крестово-купольного храма в 30 метров высотой из белого камня с резным оформлением. Внутри собор украшен росписью, выполненной Андреем Рублёвым, Даниилом Чёрным и другими иконописцами. На месте оригинальной «Троицы» размещена ее точная копия. Рядом с иконостасом располагается рака с мощами Сергия Радонежского.

Интерьер сооружений также несхож: зодчие не воспроизвели цилиндрическую форму столпов, которую спроектировал для Московского Кремля итальянец Аристотель Фиораванти, а вернулись к исконно русской прямоугольной форме. Спустя век после воздвижения сооружения его внутренние стены были расписаны живописцами из Ярославля, а резной иконостас в пять ярусов был заполнен 76 иконами. Работа мастеров сохранилась до наших дней.

XVII век стал очень плодотворным для зодчества: после возведения крепостных стен из камня, которые протянулись более чем на километр, на территории лавры появились лечебница, дворец царя, церкви преподобных Зосимы и Савватия, святого Иоанна Предтечи и храм Сергия Радонежского. Последний выполнял роль трапезной, где проводились праздничные обеды и приёмы знатных особ. Богато убранные фасады храма наделены чертами так называемого московского барокко.

Огромная территория с более чем десятью храмами, разными служебными помещениями, музеями, площадями и образовательными учреждениями была внесена в 1993 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой архитектурный ансамбль, создаваемый на протяжении нескольких веков. В связи с этим лавра привлекает к себе интерес не только как духовный центр страны, но и как уникальный архитектурный памятник.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Настоятели и наместники

  • Митрофан ((1337) нач. 1340-х — 1344)
  • прп. Сергий (1344 — 25 сентября 1392)
  • прп. Никон (1392)
  • прп. Савва (1392 – 1398)
  • прп. Никон, 2-й раз (1398 — 17 ноября 1428)
  • Савва II (1428 – 1432)
  • Зиновий (1432 – 1445)
  • Досифей I (1445 – 1448)
  • прп. Мартиниан (1448 – 1455)
  • свт. Вассиан (Рыло) (1455 – 1466)
  • Спиридон (1467 – 1474)
  • Авраамий (1474 – 1478)
  • Паисий (Ярославов) (1479 – 1482)
  • Иоаким (1482 – 1483)
  • Макарий (1483 – 1488)
  • Афанасий I (1488 – 1490)
  • свт. Симон Чиж (1490 — 20 сентября 1495)
  • свт. Серапион (1495 – 1506)
  • Досифей II (Забела) (1506 – 1507)
  • Порфирий I (1521 – 1524)
  • прп. Арсений Комельский Вологодский (1525 — 1529)
  • Александр (1528 – 1529)
  • свт. Иоасаф (Скрипицын) (1529 – 9 февраля 1539)
  • Порфирий II (1539 – 1541)
  • Алексий (1541 – 25 февраля 1543)
  • Порфирий III (1543)
  • Серапион (Курцов) (1549 – 1551)
  • Гурий (Лужецкий) (1552 — 1554)
  • Елевферий (1560 – 1562)
  • Кирилл (ноябрь 1566 — 11 ноября 1568)
  • Памва II (1568 – 1569)
  • Феодосий (Вятка) (1569 – 1571)
  • Варлаам I (1571 – 1577)
  • Иона II (1577 – 1584)
  • Кирилл (Завидов) (31 июля 1594 — 18 марта 1605)
  • прмч. Иоасаф Боровский (18 марта 1605 — 1609)
  • прп. Дионисий (Зобниновский) (1610 – 12 мая 1633)
  • Адриан (1640 – 1656)
  • Иоасаф (25 апреля 1656 – январь 1667)
  • Феодосий II (1667 – 1674)
  • Викентий (1674 – 1694)
  • Иов (2 мая 1694 — 6 июня 1697)
  • Евфимий (1697 – 1700)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (23 октября 1704 — 1708)
  • Иоасаф (1708 – 1710)
  • Георгий (Дашков) (1711 – 1718)
  • Гавриил (Бужинский) (20 марта 1722 — 30 октября 1726)
  • Амвросий (Дубневич) (1739 – 8 сентября 1742)
  • Кирилл (Флоринский) (1742 – 1744)

    Феодосий (Янковский) (1742 — 1745)

  • Арсений (Могилянский) (29 января 1744 — 1752)

    свт. Иоасаф (Горленко) (24 января 1745 — 1748)

  • Афанасий (Волховский) (23 февраля 1753 – 1758)
  • Гедеон (Криновский) (17/21 апреля 1758 — 1761)
  • Платон (Левшин) (1766 — 21 января 1775)
  • Московские митрополиты и патриархи (с 21 января 1775)
    • Павел (Пономарев) (28 августа 1775 — 1782)
    • Аполлос (Байбаков) (1782 — 1783)
    • Досифей (Ильин) (1786 — 1793)
    • Сергий (Крылов-Платонов) (16 февраля — ноябрь 1803, упом. 16 ноября 1808)
    • Самуил (Запольский-Платонов) (20 февраля 1810 — 1814)
    • Никанор (Клементьевский) (1814 — 1818)
    • прп. Антоний (Медведев) (10 марта 1831 — 12 мая 1877)
    • Леонид (Кавелин) (3 июля 1877 – 22 октября 1891)
    • Павел (Глебов) (21 декабря 1891 — 1 марта 1904)
    • Товия (Цымбал) (6 марта 1904 — январь 1915)
    • прмч. Кронид (Любимов) (9 января 1915 — 1920 (- 10 декабря 1937))
      1920 — 1945 — закрытие и осквернение
    • Гурий (Егоров) (1945 — август 1946)

      Владимир (Кобец) (1946) и/о наместника

    • Иоанн (Разумов) (10 августа 1946 — ноябрь 1953)
    • Пимен (Извеков) (январь 1954 — 17 ноября 1957)
    • Пимен (Хмелевский) (1957 — 22 декабря 1964)
    • Платон (Лобанков) (22 декабря 1964 — 16 июля 1970)
    • Августин (Судоплатов) (16 июля 1970 — 1972)

      Варнава (Кедров) (ок. 1970 — ок. 1972) и/о наместника

    • Иероним (Зиновьев) (11 октября 1972 — 30 марта 1982)
    • Евсевий (Саввин) (1982 — март 1984)
    • Алексий (Кутепов) (27 марта 1984 — 30 ноября 1988)
    • Феогност (Гузиков) (30 ноября 1988 — 31 марта 2002)
    • Сергиево-Посадские викарии (с 31 марта 2002)

История Троице-Сергиевой лавры

Первые упоминания о Троице-Сергиевой лавре встречаются в Троицкой летописи и в книге Епифания Мудрого о житии Сергия Радонежского, написанных в XV веке. История же монастыря берёт начало в 1337 году, когда его будущий основатель Варфоломей (позднее — Сергий Радонежский) селится с братом Стефаном в нескольких десятках км от современной Москвы на холме Маковец в глухом непроходимом лесу.

Верующие с разных концов Руси стали приходить к отшельнику на время или оставались навсегда. Их становилось всё больше — так возникла необходимость строить новые кельи. В связи с введением в обители монастырского устава территорию разделили на три зоны: жилую, общественную и оборонную. Посередине расширенной обители возвели другой деревянный храм и трапезницу, вокруг которых были кельи.

За кельями располагались огороды и хозяйственные постройки. От внешнего мира обитель была отгорожена тыном с воротами, над которыми построили ещё одну церковь в честь великомученика Димитрия Солунского. За семь веков общая картина сооружений монастыря мало изменилась, несмотря на их разграбление и сожжение монголами в начале XV века, а также дальнейшее восстановление обители и появление каменных построек.

Игуменом монастыря сначала был Митрофан, а после его смерти — и Варфоломей, принявший постриг и ставший монахом Сергием. С именем Сергия Радонежского (фамилия образована от города Радонеж, из которого прибыл отшельник) и этого монастыря связано благословение в 1380 году Донского на битву с Мамаем, а также участие монахов-воинов обители Пересвета и Ослябя в Куликовской битве.

Здесь, у гроба Сергия, был схвачен Василий II Темный, после этого ослеплённый братом, в купели был крещён Иван IV, по указу которого в середине XVI века появился пруд, а сам монастырь стал крепостью. А в конце XVII века в борьбе за власть с Софьей Алексеевной Романовой монастырь поддержал Петра Первого, при котором позднее были возведены церкви Трапезная и Иоанна Предтечи, а также Царские палаты.

В конце XVII века монастырь стал ставропигиальным, то есть независимым от власти местной епархии. А ещё через 60 лет он получил наивысший для монастырей статус лавры. Эта идея была выдвинута Елисаветой Петровной и одобрена Святейшим синодом. В это время и появилось современное название обители — Троице-Сергиева лавра — в честь первого храма на территории монастыря и его основателя — Сергия Радонежского.

В XVIII—XIX веках лавра переживала свой расцвет: на территории монастыря стали появляться и разрастаться крестьянские жилища и ремесленные мастерские, тут базировалась Славяно-греко-латинская и Духовная академии, типографии, гостевые и конные дворы, различные лавки. Так, в 1782 году лавра и примыкающие к ней сооружения образовали новый город, названный Сергиевым Посадом.

Однако благополучие сменилось возникшей угрозой исчезновения святыни и её ценностей после прихода советской власти. Более четырёх сотен монахов были выселены, а сама лавра сначала была превращена в музей, а позже её помещения использовались для проведения курсов по электротехнике. Сразу после войны монастырь не только открыли, но и вернули его монахам. На сегодняшний день здесь проживает около двух сотен человек.

Режим работы Троице-Сергиевой лавры

Монастырь в Сергиевом Посаде открыт для посещения каждый день с 5 утра до 9 вечера, а в церковные праздники — весь день. Выставки доступны для осмотра с 10 утра до 6 вечера со среды по воскресенье. Допускается использование фотоаппарата, однако есть ограничения: нельзя фотографировать монахов и записывать богослужения, а также необходимо отключить вспышку при съёмке росписей в целях обеспечения их сохранности.

Доехать до лавры из Москвы можно как на машине по Ярославскому шоссе, так и на общественном транспорте: на электропоезде с Ярославского вокзала до Сергиева Посада или на маршрутном такси с остановки «Кооперативная улица» до «Белый пруд — Центр-музей-заповедник». Остановку от монастыря отделяет расстояние в полкилометра, которое туристы преодолевают пешком. Дорога из Москвы до монастыря занимает до двух часов.

Известные духовные наставники наших дней

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники

архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 

  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).


Отчитки

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол.XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами. 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.

Интересные факты об обители

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне… . (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
  • Беляев С. В память вечную будет праведник… : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
  • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
  • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
  • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Тайнинское от слова «Таня»

В старых документах село Тайнинское называлось Тонинское, потому что стояло на тоне – месте, удобном для рыбной ловли. Но мне больше нравится другая легенда, по которой название села произошло от женского имени Таня. В елизаветинские времена на древнем богомольном пути хозяйничала девица-разбойник Танька Ростокинская. О ней слагали народные песни, а богомольцы сбивались для хождения в Лавру группами. Долго гуляла «Танечка» по северным московским лесам. Однажды изловила она молодого богомольца, влюбилась в него и стала просить-умолять, чтобы остался он вместе с нею в разбойной шайке. Не остался богомолец: «Лучше смерть!» Не тронула Таня стойкого молодца, отпустила с миром и стала с той поры сама не своя. Загрустила смерт­но, забросила разбойный промысел, а потом и вовсе сдалась тайному приказу и сгинула. В 1834 г. об атаманше был написан роман Сергея Любецкого «Танька, разбойница Ростокинская, или Царские терема».

В Тайнинском был построен один из пяти путевых дворцов по дороге в Сергиев Посад. В том дворце любил пировать Иоанн Грозный, а позднее Борис Годунов. Останавливались в нем и оба Лжедмитрия. Царь Алексей Михайлович любил ездить сюда на соколиную охоту. Бывали здесь императрицы Елизавета и Екатерина II.

Краткая история монастыря

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения.

Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Собор Успения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Красная надвратная башня со Святыми ворота Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

По старой дороге – интереснее

Правила посещения Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Дорогие и уважаемые туристы!Троице-Сергиевская лавра в первую очередь является действующим мужским монастырем Русской Православной церкви. Просим вас при посещении лавры с уважением относится к правилам посещения и поведения в подобных местах.С правилами можно ознакомиться на странице Правила посещения церкви и монастырей.

Монастырский квас.

Завершить экскурсию по Троице-Сергиевой лавре я советую настоящим монастырским квасом. Правда, у этого кваса есть один существенный недостаток – попробовав его вы уже вряд ли захотите пить другие напитки, которые явно лишь по недоразумению именуются «квас». Настоящий квас — это монастырский квас!

Где находится монастырь и как добраться паломнику

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде Московской области.

Интересный факт
Сергиев Посад, поселение, возникшее близ лавры, стало городом с XVIII в. С 1930 г. это Загорск, названный в честь революционера Владимира Загорского. С 23 сентября 1991 г. на карте вновь появилось историческое название города.

Добраться сюда можно

электричкой от Ярославского вокзала столицы; поезда отходят примерно каждый час, время пути составляет примерно полтора часа, если электропоезд следует со всеми остановками; существуют также скоростные поезда, которые преодолевают расстояние за меньшее время; 

Примерно на половине пути паломника встречает станция «Радонеж», которая находится в 55 км от Москвы. Это действительно «тот самый» Радонеж, где некогда жили родители прп. Сергия, но само село находится примерно за 8 км от станции, причем транспортного сообщения с ней не имеет. Поэтому принимать спонтанное решение посетить родину прп. Сергия не стоит – это, по сути, отдельный паломнический маршрут.

от станции метро «ВДНХ» примерно каждые 20 минут ходит маршрутный автобус до Посада; он доезжает до места примерно за 1 час. 

Как доехать и где припарковаться на личном автомобиле

До Сергиева Посада можно также доехать на личном автомобиле; к монастырю ведет трасса М8; выехав по ней из Москвы, паломник через 45 км видит указатель поворота к Сергиеву посаду, еще через 10 – издалека виден город; не раз бывавшие здесь предупреждают, что парковка на близлежащих к обители улицах платная, однако, как указывают опытные водители,есть бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

Подворья

  • Московское подворье (129090, Москва, 2-й Троицкий пер., 6а, 8/10в; тел.: 281-35-58);
  • Санкт-Петербургское подворье (193167, наб. Фонтанки, 44);
  • Покровский храм (Московская обл., с. Сабурово);
  • бывший Троице-Варницкий монастырь (Ярославская обл., г. Ростов Великий; тел.: 8-08536-9-21-38, 9-21-93);
  • храм во имя св. Марии Магдалины (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
  • подворье Параклит (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
  • храм свв. апп.Петра и Павла (Московская обл., г. Сергиев Посад);
  • Пятницкое подворье (Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад; тел.: 4-50-13);
  • Радонежское подворье (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж; тел.: 3-26-94).
  • храм Иверской иконы Божией Матери в г. Пересвете
  • храм прп. Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля (Тульская обл., Куркинский район, у д. Ивановка)

Монастырские подворья

Подворья монастырей обычно возникают, когда по тем или иным причинам некоторым монахам приходится длительно исполнять послушания вне стен обители. Издавна подворья были у Сергиевой обители, есть они и сейчас – всего их 18, причем основная часть находится в Московской области.

Кроме того, есть подворья:

  • Московское, которым является храм св. Троицы на 2 Троицком переулке столицы;
  • «Куликово поле» Тульской области; оно построено на территории музея знаменитого сражения;
  • Черниговское в Геленджике.

Интересный фактУникален женский Успенский скит-подворье Тульской области, созданный монахинями, духовными дочерьми известного лаврского старца, архим. Наума. 

Молитва перед Иверской и Казанской

На Красную площадь надо идти от Тверской улицы через Воскресенские ворота. Здесь стоит самая знаменитая часовня старой и новой Москвы – Иверская. Построена она специально для чудотворной Иверской иконы Богородицы из Иверского монастыря на Афоне. Точную копию иконы привезли в Москву 19 мая 1669 г. По древнему обычаю все, идущие на Красную площадь и в Кремль, обязательно останавливались и молились перед Иверской. По ночам святую икону возили по заказам из дома в дом. Возили в закрытой карете, запряженной четверкою лошадей, в сопровождении служителей. Впереди скакал всадник с факелом. Когда икону носили по домам или забирали с крестными ходами, на ее место ставили копию – «заместительницу». Эта копия ныне находится в московской церкви Николая Чудотворца в Кузнецах.

В 1929 г. часовню сломали. Через два года разобрали и Воскресенские ворота. Официальной причиной было то, что они мешали при различных празднествах и парадах въезду тяжелой техники на Красную площадь. Главную икону перенесли в церковь Воскресения в Сокольниках, где она и сегодня в величайшем почитании.

Иверская часовня и Воскресенские ворота восстановлены осенью 1995 г. 25 октября специальный самолет из Греции доставил с Афона в Москву новый точный список чудотворной иконы. На следующий день икону крестным ходом перенесли в устроенную для нее часовню. Ежедневно с 8 до 20 часов здесь идут непрерывные молебны, где служит поочередно все московское духовенство.

Помолившись на дорожку перед Иверской, выходим на Красную площадь. Справа – Никольская башня Кремля. Впереди светятся через площадь купола-маковки храма Василия Блаженного. Слева – надо, конечно, зайти и поставить перед дорогой свечечку – возрожденный Казанский собор. Деревянный храм-памятник был построен здесь в 1633 г. на средства князя Димитрия Пожарского, того самого, памятник которому (вместе с Кузьмой Мининым) стоит перед храмом Василия Блаженного. От собора до Лобного места через грязь и суету многолюдного торжища была проложена гладкая деревянная мостовая, названная Красным мостом, а возле храма – Красной площадью. Так что Красная площадь от слова «краса» – красивая.

Казанский собор испытал на себе все превратности XX столетия. В 1920 г. был захвачен обновленцами – церковниками, согласными на полное сотрудничество с новой властью. В 1936 г. снесен. В 1990 г. возникло стихийное народное желание восстановить утраченный собор. На его месте была поставлена деревянная часовенка и большая из толстого стекла прозрачная копилка, возле которой дежурил милиционер. Чтобы опустить пожертвование в щелку, нужно было подняться на постамент по приставной деревянной лестничке. Приятно помнить, что в той копилке была и моя малая денежка. К 1993 г. Казанский собор восстановили. Известно около двух тысяч (!!!около 800!!!) различных икон Божией Матери. Но Казанская вместе с Владимирской – самые из них почитаемые. В иконостасе собора стоит красивая икона, подаренная Патриархом Алексием II.

Дальше и цари, и простые русичи, осенив себя крестным знамением и поклонившись на три стороны, шли по нынешней Никольской улице. Была она обустроена рано и называлась по имени стоявшего здесь некогда Никольского монастыря, в свою очередь названного так в честь широко почитаемого на Руси Николая Чудотворца.

История

Обитель была основана святым Сергием Радонежским.

Варфоломей, как звали Сергия в миру, родился в 1314 году и с раннего детства мечтал посвятить себя церкви. Сергий и его брат Стефан поселились в лесу, где собственноручно построили деревянную церковь Живоначальной Троицы.

Стефан не смог жить в уединении, и Сергий остался в одиночестве, где предавался посту и молитвам, пока игумен одного из соседних монастырей не постриг его в монахи.

Вскоре слухи о преподобном разошлись по округе, и к нему потянулись люди, желающие стать его учениками. Вокруг храма стали возник небольшой городок, ставший основой для современного Сергиева Посада.

В 1408 году все строения были сожжены полчищами хана Едигея, но братство успело скрыться и сохранить святыни храма и книги.

В 1422 году были найдены мощи Святого Сергия и было принято решение построить вместо деревянной церкви каменный Троицкий собор, где мощи преподобного хранятся до сих пор.

Преподобный Никон – преемник и ученик Сергия, продолжил дело святого и стал отстраивать обитель заново. Он возвел на пепелище новые храмы и дома. Пригласил лучших иконописцев и зодчих. Андрей Рублёв написал своё самое великое творение, икону Живоначальной и Пресвятой Троицы именно для Троицкого собора.

В XIV-XVII веках Лавра имела не только религиозное назначение, но и оборонительное

Она находилась на подступах к Москве, поэтому важно было защитить ее. Для этих целей вокруг комплекса была построена стена из прочного камня, а также защитные башни:

  • Пивная, которая имела тайный выход, необходимый во время осад.
  • Угловая Уточья.
  • Пятницкая, на которой была расположена наблюдательная вышка.
  • Красная – с главными воротами.

Но храм терпел бедствия и после татаро-монгольского ига. В 1608 году обитель осаждали войска поляков и литовцев. Нападающих было 30 тысяч человек, а защищающихся только 2 тысячи, но за 16 месяцев они не сдались.

Соборную площадь украшает храм Сошествия Святого духа и апостолов, где хранятся мощи святого Максима Грека.

В 1559 году на территории комплекса по велению Иоанна Грозного был построен Успенский собор. В храме хранились мощи святого Филарета, которые позже были перенесены в Москву в храм Христа Спасителя. Также здесь можно увидеть деревянный гроб, в котором тело преподобного Сергия находилось в земле.

В 1644 году был обнаружен целебный источник, над которым в XVII веке была построена часовня.

В 1744 году обитель смогла получить статус Лавра, то есть особо крупного мужского монастыря.

Самое свежее сооружение на территории обители – сень над чашей с крестом, построенная в 1873 году.

После революции монахов изгнали с территории Лавры, но в 1946 году храм восстановил свою деятельность.

В XX веке комплекс был глобально реконструирован.

Находясь на территории Троице-Сергиевой Лавры между Троицким собором, который был воздвигнут в 1422 году и Смоленской церковью, 1745-1748 годов постройки, можно отправиться в путешествие по истории церковной архитектуры. Именно здесь хорошо видно, как со временем менялось искусство этих лет. Становится заметно, как постройки становятся менее строгими и аскетичными, появляется пышность и изысканность.

На данный момент в Сергиевской Лавре В городе Сергиев Посад служит около двух сотен монахов. Здесь проводятся ежедневные богослужения, совершаются постриги. Комплекс является центром паломничества.

Все произведения искусства, созданные за много лет талантливыми и знаменитыми архитекторами, можно увидеть, если приехать в город Сергиев посад и посетить экскурсию в Троице-Сергиевскую Лавру.

Чудо благословения

1380 год. Много было забот у великого князя Московского Димитрия Ивановича. Шел на Москву ордынский темник Мамай, грозил за непослушание разорением. И мчались во все города гонцы, собирая русскую рать под московские знамена. Много было забот у князя Димитрия, но отодвинул он все дела и поскакал с малой дружиной в Сергиев Посад, на поклон к великому старцу Сергию Радонежскому – просить благословения на битву.

С незапамятных времен, от самой зари православия на Руси стал Троицкий путь дорогой паломников и богомольцев. Сначала к святыням Ростова и Суздаля, потом Владимира и Переяславля Залесского, а с конца XIV столетия – к стенам Сергиевой обители. В память о подвижнике, который, как известно, никогда не ездил верхом, многие шли пешком. Так сложилась традиция пеших походов из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Одни шли поклониться чудотворным иконам и святым мощам, другие – испросить здоровья, удачного свершения дел. Со временем обустроилась дорога, и возникли на ней красавицы-церкви, ставшие путеводными вехами для многих поколений русских богомольцев.

Строительство Ярославской железной дороги и особенно безбожное XX столетие подорвали, ослабили древнюю традицию. Тем не менее встречаются трехдневные пешие походы в Сергиев Посад и в наше время. Пешком я ходил «к Троице-Сергию» в августе 1997 г. А на машине – не сосчитать сколько раз ездил.

Другие сооружения

Посетителям может стать интересно, что ещё посмотреть в Сергиевом Посаде, кроме храмов, на территории Лавры.

Слева от Успенского собора находится усыпальница семейства Годуновых, построенная в 1782 году. А в краеведческом музее, находящемся напротив, хранится туфелька дочки самого боярина Бориса.

Соборную площадь украшает величественный обелиск, поставленный в честь посещения Лавры Петром I. На трёх сторонах строения располагаются солнечные часы, которые могут определять не только час, но и месяц.

На территории комплекса есть своя кухня, которую обязательно нужно посетить и попробовать знаменитую коврижку с мёдом и корицей, а также сбитень с травами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: