Чудом обрели, с пафосом вскрывали, опасаясь прятали. что мы знаем про мощи сергия радонежского

Троице-сергиева лавра

К «Троице-Сергию» за благодатью

Богомольный путь от Московского Кремля до Троице-Сергиевой Лавры

Давний христианский обычай ходить на богомолье к святым местам по северной московской дороге обрел постоянство и силу в XIV в. вместе с ростом и укреплением Троице-Сергиева монастыря, вместе со всенародной, всероссийской славой его основателя Преподобного Сергия Радонежского. Особо прославила монастырь по всей Руси его героическая оборона в начале XVII в.

Северная дорога, Троицкая, Патриарший тракт, Ярославское шоссе – по-разному называли древний богомольный путь. Начинался он у Никольской башни Московского Кремля и шел по улицам Никольской, Лубянке, Сретенке, Мещанской и дальше через Крестовскую заставу на Ярославскую дорогу.

Паломничество в Троице-Сергиев монастырь (в 1744 г. ему присвоено звание Лавры) всегда занимало особое место в сознании русского общества. В середине XIX в. Троицкая дорога уже выложена камнем, а затем (1862 г.) строится первая на Руси частная железная дорога Саввы Мамонтова.

Стихийное народное «хождение к Троице» было воспринято и поддержано княжествующими и царствующими домами. Царские выезды в Сергиев Посад обставлялись пышно, и специально для этих походов возникли, как сказочные видения, пять путевых дворцов: в Алексеевском (возле нынешнего метро «Алексеевская»), затем в Тайнинском, Братовщине, Воздвиженском и самом Сергиевом Посаде. Сохранился лишь Сергиево-Посадский, от других не осталось и следа… Главные города по Ярославской дороге по пути в Сергиеву Лавру – Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково. Вдоль этого пути исстари строили храмы, ставшие светлыми вехами для богомольцев.
RadonejРадонеж. Памятник Преподобному
Сергию Радонежскому

Железная дорога к Сергиевому Посаду начинается на московском Ярославском вокзале. Весь путь от Москвы до Сергиева Посада на электричке занимает от полутора до двух часов. На машине – те же сроки, которые определяются в основном капризами перегруженного Ярославского шоссе. О пешеходно-автомобильном паломничестве и пойдет рассказ.

От Никольской до Большой Лубянки

Троице Сергиева Лавра, высотный осмотр

Бессмысленно рассказывать, как выглядело раньше место будущей обители, сейчас Троице Сергиева Лавра – парадная витрина РПЦ. Современные технические средства, пока еще не запрещенные, помогают всесторонне ее показать с разной высоты. Крайняя северная точка территории находится в ее единственном остром углу, на первом высотном фото — справа. Прямая восточная стена обители оборудована двумя входами, в небольшом сквере перед ней – памятник Сергию Радонежскому. Выполнил статую скульптор Чухаркин, освятил Алексий II в 2000 году.

Крепостными стенами и сторожевыми башнями Троице Сергиева Лавра оборудована в XVI – XVII веках. Монастыри были настоящими оборонительными опорными пунктами, оснащались самыми передовыми на то время фортификационными сооружениями. Обитель в период Смутного времени выдержала долговременную осаду более года, отстояв казну и территорию. Главный вход на территорию оформлен Святыми воротами, позднее поблизости построены Успенские ворота, на оси одноименного собора.

Снижаемся к северо-западному углу

Заведенный с северо-запада аппарат передал фото со стороны сторожевых башен и шатровой церкви. На первом плане – Плотничья башня, выдающаяся за линию стен для ведения обороны против приблизившегося противника. Рядом отличающаяся от всех прочих Каличья башня из нескольких ярусов, завершенная оригинальной пирамидальной крышей. Протяженное здание с одиночной главой – Царские чертоги с домовой церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Храм отличается граненой формой позолоченного купола.

Сразу за Плотничьей башней – упомянутая шатровая церковь Зосимы и Савватия постройки первой половины XVII века. Одновременно построены Больничные палаты, где была лечебница, а сейчас – резиденция Наместника обители. Это церковное должностное лицо, которым Троице Сергиева Лавра управляется в повседневном режиме, не утруждая патриарха. Между шатровой церковью и главной колокольней – небольшая церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная завершавшим звонницу архитектором Ухтомским.

Продолжением снижение с востока

Находящуюся на первом плане надвратную церковь мы еще увидим, как и находящийся за ней расписной храм Сергия Радонежского с Трапезной. Ракурс демонстрирует главенствующее положение Успенского собора, крупнейшего строения обители, начатого строительством по приказу Ивана Грозного. Строили по аналогии с московским тезкой, кремлевским Успенским собором, но здешний получился крупнее. Иван Васильевич освящения не дождался, стройка заняла более четверти века.

Рассказать о колокольне лучше при более детальной демонстрации, как и о старейшем храме, который имеет Троице Сергиева Лавра. Троицкий собор приметен обильной позолотой главы и кровель, видна длинная очередь к мощам основателя монастыря

На этом фото стоит обратить внимание на использование декоративного озеленения, отличающееся от светских объектов. Здесь не следуют какому-то из крайних стилей дизайна, пейзажному либо регулярному

Деревья, кусты и травяные газоны не отвлекают внимания от главного, для чего существует Троице Сергиева Лавра.

Как следует себя вести на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Всем, кто приходится сюда, следует помнить и выполнять правила:

  • Для посещения выбирать закрытую одежду, не следует приходить сюда в коротких юбках, шортах, майках. Женщинам следует отказаться от брюк и им надо покрывать голову
  • Перед тем, как войти в храм, нужно отключить свой мобильник
  • Во время службы нельзя фотографировать, кроме того, нельзя использовать в храмах фотовспышку
  • Не следует шуметь на территории Лавры, также здесь нельзя курить. Здесь очень чисто, будьте аккуратны!
  • Надо приглядывать за ребятишками, поскольку в святой обители даже малышам не везде можно ходить и бегать

Информация паломнику

Всю интересующую верующих и паломников информацию можно найти на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры. Мы же отобрали для вас наиболее полезную и готовы с ней поделиться.

Как добраться

Лавра расположена в Московской области в городе Сергиев Посад Х Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.

Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.

С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.Читать далее…. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34. Звонить можно круглосуточно. Для того чтобы добраться до места, на Ярославском вокзале в Москве нужно сесть на пригородный электропоезд и доехать на нем до Сергиева Посада. Также можно сесть на пригородный автобус. Для этого необходимо доехать до Щелковского автовокзала на метро (станция Щелковская или ВДНХ).

Телефон справочной железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции – (496) 540-62-90.

Где остановиться

К услугам паломников две гостиницы – Вознесенская и Паломническая при Воскресенском подворье. Вознесенская гостиница находится на ул. Вознесенской в историческом центре города Сергиев Посад. Для заказа номера в Паломнической гостинице необходимо отправиться по адресу улица 1-й Ударной Армии Х 1-й Ударной Армии улицаУлица Первой Ударной Армии на карте

 
На панораме

 
Перекрёстки с улицами

Кукуевская набережная
Аптекарский переулок
Крутой переулок
Зелёный переулок
Долгокукуевская…Читать далее…, дом 17.

Также можно позвонить по телефону, для Вознесенской гостиницы — 7 (496) 549-90-94; +7 916 641-69-09, для Паломнической — +7 (496) 547-36-45. Есть парковка. Но график посещения и поселения нужно уточнять.

Какие проводятся богослужения Троице-Сергиевой Лавре

Расписание Троице-Сергиевой лавры лучше заблаговременно узнавать на сайте. Служба идет с понедельника по субботу. Проводятся, в том числе, и заказные молебны, а также молебны с акафистом у раки преподобного Сергия. Начинаются молебны в 8.30 и заканчиваются примерно в 20.00.

На Воскресном подворье совершаются Неусыпаемая Псалтирь и Соборования. Панихиды служат после окончания ранней и поздней Литургий.

Кто он? Краткая биография

Не самая большая церковь

Сегодня в Лавру ежедневно приезжают тысячи паломников. В монастыре действует 11 храмов, а Литургия служится в общей сложности пять раз в день.

Троицкий храм — не самый крупный в архитектурном ансамбле Лавры, но именно сюда спешит большинство приехавших в монастырь. Все время, пока храм открыт для посещения людей, поток идущих в него не прекращается: паломники спешат поклониться мощам основателя обители, преподобного Сергия.

И все время, пока тянется нескончаемая очередь, у раки с мощами не прекращается молитва-акафист основателю обители: монахи читают его, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Неутешные Хованские

Впереди – село Голыгино, где надо проявить бдительность. Здесь новая развилка пути, и непременно нужно поехать по правому разветвлению. Это даст возможность в следующем селе – Воздвиженском – оказаться рядом с замечательной по классическим пропорциям церковью Воздвижения Креста Господня (1845). Над кубическим зданием возвышается глава храма, она же и колокольня, на которую внутри помещения ведет деревянная винтовая лестница. Храм построен на историческом месте. По традиции сюда являлись троицкие власти с иконами и просфорами встречать приезжающего государя. Здесь была последняя остановка Димитрия Донского перед встречей с Преподобным Сергием Радонежским. В 1682 г. по приказу царевны Софьи Алексеевны возле церкви были казнены участники стрелецкого бунта князья отец и сын Хованские. Местное предание хранит жуткую историю о том, что Хованские по ночам выходят к дороге, показывают проезжающим отрубленные головы и просят засвидетельствовать в Москве, что они невиновны.

Как-то раз, по моему грешному наущению, одна паломническая фирма устроила театральное представление с выходом князей Хованских, которые снимали перед публикой шапки вместе с головами. После всеобщей перепуганности лучшей половины паломнической группы жутковатый эксперимент пришлось прикрыть.

Кстати, здесь же была взята под стражу и сама царевна Софья (1689), посмевшая противостоять юному царю Петру I. Мятежную сестру государя отвезли затем в Москву, где в Новодевичьем монастыре ее постригли в монахини.

Слушайте сердце

За церковью, метрах в 50-ти, есть левый поворот, и вам придется принять самое принципиальное решение за всю поездку. Прямо – до Лавры рукой подать. Но если вершить паломничество по всем правилам, то надо, конечно, налево, а это лишних километров 12. Прислушайтесь к сердцу и решайте сами, как вам поступить.

Если прямо, то вскоре появится село Рязанцы. У самой его границы, справа от дороги, стоит памятный деревянный крест. Надпись на кресте разъясняет, что на этом месте состоялось духовное общение святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского. В 1390 г. во время поездки святителя по церковным делам в Москву он оказался на этом месте, недалеко от Троицкого монастыря. Однако времени заехать в монастырь никак не находилось. Тогда, помолившись, епископ Стефан поклонился в сторону обители и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Преподобному Сергию случилось в это время быть с братией на трапезе. Услышав духом Стефаново приветствие, он встал и с поклоном ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». Кто не хочет – не верит. Я верю. В память о сближении святых душ место это стали называть Поклонной горой и отметили сначала деревянной, а в XVII в. каменной Крестовской часовней, разрушенной в 30-е гг. грешного XX столетия. От Рязанцев до Лавры минут 10 езды.

Поборов искушение, вы все-таки повернули налево. За это будете вознаграждены. Нырнув под мост эстакады, вскоре увидите знаменитый Радонеж. Здесь в юношестве жил с родителями будущий святой, здесь же они и закончили земной путь. У земляных валов возле речки Пажи – Сергиев источник со святой водой. На холме – памятник Сергию Радонежскому (автор Вячеслав Клыков), поставленный в честь 1000-летия Крещения Руси.

Хотьково. Свято-Покровский Хотьков монастырь

Существует предположение, что в Радонеже родился великий иконописец Андрей Рублев. Возле церкви Преображения Господня маленькая гостиница.

Дорога к Радонежу одна и далее приведет в Хотьково, а там – в Покровский монастырь. Здесь постриглись в монахи Сергий Радонежский и его брат Стефан. Монастырь основан в 1308 г., за три десятилетия до возникновения Троицкого монастыря. В 1610 г. был до основания разрушен, долго не мог оправиться от опустошения и снова существует как самостоятельная обитель с 1764 г. В Покровском соборе монастыря находится рака, где покоятся мощи святых Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского. В этом и был смысл нашего поворота после Воздвиженского: по всем правилам, стремящиеся на поклон к Преподобному Сергию, должны сначала благодарственно помолиться его родителям.

От монастыря дорога в Лавру пройдет через Семхоз, где возле железнодорожной станции построена памятная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. На этом самом месте и было нападение на отца Александра Меня. Кстати, расписан храм архимандритом Зеноном, о котором мы уже вспоминали.

Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря самостоятельное и независимое сочинение

Вторая часть его работы «Об осаде Троице-Сергиева монастыря» представляет собой самостоятельное сочинение, которое имеет свой сюжет, вступление и окончание. Это сочинение стало пользоваться огромной популярностью в 17-19 веках.

Многие историки утверждали, что именно это сказание Авраамия Палицына стало самым ярким литературным произведением Смутного времени.

Сказание Авраама Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря — самое лучшее и яркое произведение Смутного времени

В этом сказании, Авраамий Палицын описал обстоятельства защиты от польских людей монастыря Троице-Сергиеву Лавру. В сочинении он также описал свои личные подвиги.

Это сказание о том, что произошло в доме Пресвятой и Живоначальной Троицы, и как Заступничеством Пресвятой Владычице Богородицы и по молитвам великих чудотворцев Сергия и Никона избавлена была эта обитель от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына.

В третьей главе Авраамий рассказывает о том, как начинались разбойничества во всей России:


Авраамий Палицын
писатель

В первых главах Авраамий Палицын рассказывает о Борисе Годунове

В четвертой главе Авраамий рассказывает, что князь Борис Годунов умирает, и на царство восходит Дмитрий:

Авраамий Палицын
писатель

Начало осады[править | править код]

Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования Василия Шуйского и параличе российской государственной власти. Поэтому отказ русского гарнизона сдать Троице-Сергиев монастырь без сопротивления поставил их в трудное положение. Первым делом осаждавшим пришлось спешно сооружать собственные укреплённые лагеря и готовиться к трудностям штурма, одновременно пытаясь вступить в переговоры с осаждёнными. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача — архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь.

С октября 1608 года начались мелкие стычки: осаждавшие боролись с русскими лазутчиками, осаждённые пытались отсечь и уничтожить мелкие группы осаждавших на строительных работах и заготовке фуража. Началось строительство подкопов под башни монастыря. В ночь на 1 () ноября  года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Прицельным огнём многочисленной русской артиллерии штурмующие были остановлены и обращены в бегство. В ходе последующей вылазки были уничтожены разрозненные группы тушинцев, укрывавшиеся во рвах. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших.

Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. В декабре  — январе 1609 года дерзкими вылазками удалось отбить у осаждавших часть скота и запасы сена, разгромить ряд застав, поджечь некоторые укрепления осаждавших. Однако при этом они понесли значительные потери, составившие только в декабре 325 человек убитыми и пленными. Появились также перебежчики к противнику из числа гарнизона, в том числе дворяне и стрельцы. Видимо, благодаря их показаниям, в январе 1609 года одна из вылазок осаждённых едва не окончилась трагедией — противник атаковал их из засады и отрезал от монастыря, а конница осаждавших атаковала открытые монастырские ворота. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Положение вновь спасла многочисленная русская артиллерия, точным огнём вызвавшая замешательство тушинцев, атаковавших ушедших на вылазку бойцов. Благодаря этой поддержке, участвовавшие в вылазке стрельцы вернулись в монастырь, потеряв свыше 40 человек только убитыми. Ворвавшиеся в монастырь конники противника были в основной массе истреблены крестьянами и паломниками, забросавшими их камнями и брёвнами в узких улочках между постройками.

Троице-Сергиева лавра один из российских национальных символов

Наша страна ассоциируется со множеством предметов, мест, построек.

Общеизвестно, что за границей символами России являются балалайка, матрешка, медведь. Но у нас есть и более серьезные национальные символы, взять к примеру те же космические корабли, олицетворяющие наши научно-техническое достижения. Или легендарное русское оружие, тот же автомат Калашникова, – признанное обозначение мощи нашего государства. Многие наши города – Брест, Волгоград, Севастополь – заслуженные символы стойкости. Имидж России может быть с гордостью представлен ее величайшими памятниками архитектуры.

Свято-Троицкая Сергиева лавра в Сергиевом Посаде – это:

  • памятник истории
  • величайший и величественный памятник культуры, один из самых прекрасных памятников архитектуры. Настолько значимый, что его охраняет ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия, как объект значимый для всего мира. Эксперты организация очень строго отбирают среди кандидатов природные и рукотворные ценности, на 2009 год там числится около 900 культурных и природных памятников. Из них в России, кроме Лавры, находятся еще 22 объекта.
  • музей, в котором собраны величайшие и уникальные произведения искусства
  • действующий мужской монастырь и одна их самых почитаемых святынь, которую называют столицей русского православия. Место в котором вот уже несколько сотен лет не прекращается молитва.Место паломничества, куда ежегодно приходят тысячи верующих. Некогда на Руси были традиционными паломничество к святым местам и поездки на богомолья. Старые и молодые, мужчины и женщины пешком шли от монастыря к монастырю, ехали в дальние места – в Киев, на Афон, в Святую Землю. Часто их вело туда горе или болезни, а в святых стенах они получали поддержку или утешение. Потом, в атеистический период нашей истории, казалось, все это ушло в невозвратимое прошлое. Но нет – сейчас традиция возрождается, конечно, в иных уже формах. В 21 веке появилось такое перспективное направление, как религиозный туризм. Но монастыри по-прежнему остаются оплотом православия.

Интересные факты

В колокольне Троице-Сергиевой лавры располагается самый крупный колокол в России, известный как Царь-колокол. Вес этого колокола составляет 72 тонны. Он был отлит на Балтийском судостроительном заводе, что добавляет ему особую историческую значимость.

Монастырь привлекает паломников со всего мира, в том числе из Китая. Китайские паломники предпочитают исследовать это святое место в одиночестве. Они проявляют интерес к сувенирам и православной литературе, стремясь ближе познакомиться с религиозной культурой России.

Легенды о подземных переходах в церквях лавры дошли до наших дней. Говорят, что эти переходы были использованы советскими солдатами во время Второй мировой войны. Это добавляет загадочности и величия этому месту.

Знаменитая медовая коврижка – традиционное блюдо, которое стоит попробовать всем туристам, посещающим монастырь. Она является не только кулинарной вкуснятиной, но и частью культурного опыта.

В истории Троице-Сергиевой лавры не раз присутствовали русские цари

Иван Грозный был крещен именно здесь, а Петр I и императрица Елизавета Петровна также приходили в это место, демонстрируя его важность и связь с русской историей и культурой

700-летие со дня рождения русского святого XIV века – Сергия Радонежского

Нынешний, 2014 год, особенный. В наступившем году церковь отмечает 700 лет со дня рождения основателя Лавры – преподобного Сергия Радонежского. Для православных христиан это масштабный праздник. Основное место его проведения – Лавра Сергиев Посад.

Само празднование памяти основателя Троице-Сергиевой лавры было распланировано на три этапа. Первый – прошел в мае, поскольку день рождения святого Сергия Радонежского выпадает на один из майских дней. Последний – приурочен ко дню его успения в октябре.

Но самые главные торжества пройдут с 11 по 22 июля, они приурочены ко дню обретения мощей преподобного. Ожидаются патриарх, первые лица государства, делегации от православных церквей всего мира. Программа намечена внушительная и интересная. Крестный ход, всевозможные фестивали – городской, театральный, колокольной музыки, фестиваль цветов, разнообразные выставки, ярмарка народных промыслов…

Конечно, заманчиво было бы съездить в Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде именно в это время, принять участие в этих фееричных праздничных мероприятиях… Но, представьте себе, что небольшой Сергиев Посад, сам имеющий чуть больше 100 тысяч человек населения, на 700-летие Сергия Радонежского примет, по оценкам организаторов, 100-150 тысяч гостей! Будет настоящее вавилонское столпотворение!

Маленький город плохо приспособлен для такого количества приезжих, у него небольшой гостиничный фонд, поэтому большинство будет размещаться в палаточных лагерях за городом, не исключены проблемы с питанием, туалетами, наверняка движение автомобильного транспорта будет ограничено, а мы едем на машине… Нет, для нас, если и ехать, то именно сейчас.

А погода и впрямь в этом июне была такая, что в пору жаловаться в небесную канцелярию. То жара, прерываемая грозовыми ливнями, то похолодание и нудные дожди из свинцовых облаков на низком небе. И что характерно, капризная погода напрочь отказывалась следовать прогнозам. Словно не силы природы формировали ее, а некто, зажмурившись, доставал наугад из волшебного мешка погоду на сегодня, так, как дрессированная обезьянка достает счастливые билетики.

Утром в субботу вариант погоды из мешка вытаскивала легкая рука: день обещал быть просто отличным, теплым и солнечным.

В 38 главе сказания сообщается о явлении Никона Чудотворца

В 38 главе сообщается о явлении Никона Чудотворца:


Авраамий Палицын
писатель

В 45 главе встречается самое первое стихотворение, написанное в Древней Руси. Эта глава — яркий пример словесного искусства Авраамия Палицына.

Краткое содержание сказания Авраама Палицына можно читать на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Местами в сказании чувствуется что-то невольное, может это стремление оправдать себя и дать современникам и потомству иное представление о личности Палицына.

«Сказание» Авраамия Палицына на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»

Слог сказания его изобилует мелкими, но оригинальными выражениями. Это все мы видим на примере вышеперечисленных моментов из сказания.

Сказание также отражает личность и самого Палицына по его необыкновенному уму. Он исполнен благих намерений, а также любви к своему отечеству.

Монастырь и Туринская плащаница

За бульварным кольцом Большая Лубянка переходит в Сретенку. «Сретенье» – слово древнерусское и означает «встреча». Летом 1395 г. шел на Москву с полчищами воинов ордынский хан Тамерлан. Московское княжество не могло противопоставить ему равную силу. Оставалась надежда только на Бога и защиту Богоматери – покровительницы России. Тогда великий князь Василий Димитриевич повелел принести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и прославленную многими чудесами.

Десять дней несли на руках икону в Москву, и на всем пути стояли вдоль дороги люди и молили: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Далеко за городскими воротами встречали икону московские жители: «весь град изыде противу иконы на сретение ея». Встреча произошла 26 августа. И Тамерлан неожиданно для всех прекратил поход и пошел назад. Москва избежала разорения, и в память о чудесном спасении на месте встречи иконы был устроен Сретенский монастырь.

Ни одно богомолье царей, патриархов и простых паломников не обходилось без молебнов в Сретенском монастыре. В 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В мае 1999 г. в монастыре состоялось прославление священномученика Илариона, епископа Верейского, бывшего настоятелем обители до 1929 г. Мощи святого покоятся в специальном саркофаге возле иконостаса.

Среди монастырских святынь – точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину. По преданию, именно в это покрывало было завернуто израненное тело Иисуса Христа, положенное после распятия на три дня в каменную пещеру. Существуют целые институты, занимающиеся только одним вопросом: та или не та плащаница хранится в итальянском городе Турине? Однако для верующего сердца все эти изыскания – напрасная трата времени. Конечно же, это та самая Плащаница, и никакая другая.

Кстати, возле монастыря с выходом на Большую Лубянку – очень даже хорошая монастырская лавка: книги, иконы, утварь и пр. Маленький совет: приобретая иконку или книжечку, обязательно надпишите с обратной стороны, где и когда она приобретена. Пройдет время, и надпись эта сделает вас – пусть на мгновение – моложе на несколько лет.

Сретенский монастырь стоит в конце Большой Лубянки, а в самом начале Сретенки расположился храм Успения Богородицы в Печатниках. Построен он в 1695 г. и называется так потому, что при зарождении в Москве печатного дела здесь расселили работников новой профессии, которых называли печатниками. Какие же бури пронеслись, совершились за этими тихими неприметными стенами. Храм трижды перестраивался. В 1930-е гг. был занят богоборцами, с 1950 г. здесь размещался музей «Советская Арктика», затем – «Морской флот СССР». Вновь освящен в 1994 г. Росписи храма созданы известнейшим современным иконописцем архимандритом Зеноном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: