Звезда по имени майя: 95 лет назад родилась величайшая балерина xx века майя плисецкая

Плисецкая, майя михайловна

Нуреев Рудольф Хаметович

Настоящая легенда мирового балета и один из самых знаменитых «невозвращенцев» СССР. Он стал солистом Ленинградского театра оперы и балета в 20-летнем возрасте благодаря врожденному артистизму, кипящему таланту и неповторимой харизме. Он начинает с главных партий в таких постановках, как «Лоуренсия» с Аллой Сизовой, «Гаянэ» с Нинель Кургапкиной, на смену которым пришли классические «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и многие другие. Мировая известность приходит к нему после Всемирного фестиваля молодежи, проходившего в Австрии. Он гастролировал в Болгарии, Германии, Египте и Франции. Именно в Париже в 1961 году Нуреев попросил политического убежища. Его карьера продолжала развиваться, а к балету добавились дирижерские работы, съемки в кино и наставническая деятельность. В 1983 году у него был выявлен ВИЧ, а через 10 лет великий танцор скончался.

Слайд 8Майя Плисецкая Это факт ,что самой знаменитой русской балериной

является именно она. Её педагогом стала знаменитая Агриппина Ваганова. Всего за пару лет Плисецкая прошла путь от кордебалета до солистки.. Балерина поучаствовала сразу в трех постановках «Спартака» Хачатуряна, исполнив там партии Эгина и Фригии. В 1959 году Плисецкая становится Народной артисткой СССРра. «Кармен-сюита», одна из главных вех в биографии танцовщицы. В 1971 году Плисецкая состоялась и как драматическая актриса, сыграв в «Анне Каренине». По этому роману был написан балет, премьера которого состоялась в 1972 году. С 1983 года Плисецкая работает в Римской опере, а с 1987 года в Испании. Там она возглавляет трупы, ставит свои балеты. Последний спектакль Плисецкой состоялся в 1990 году. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ей свое имя..

Личная жизнь

Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни. Как известно, через призму взаимоотношений с окружающими людьми, проще понять глубину личности. Как известная балерина, Майя всю жизнь была окружена мужчинами. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.

С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепой, они поженились в 1956 г., но расторгли брак, не прожив и четырех месяцев. Через некоторое время, в гостях, Майя познакомилась со своим вторым мужем, который был младше на целых 7 лет. Говорить о любви с первого взгляда будет преувеличением, потому что встречаться они начали спустя 3 года с того вечера у Лили Брик, а поженились много позже – в 1958 году.

Родион Щедрин во всем поддерживал супругу и отстаивал её интересы. Именно благодаря нему Майя смогла посещать лучшие театральные подмостки Европы. Счастливое супружество не ознаменовалось рождением детей, что, во многом, обусловлено прихотью Щедрина, утверждавшего, что «балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется».

Биография

Маленькая Майя

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого (1899—1938) и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902—1993). Была старшей из трёх детей.

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», затем — генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года он был арестован и 8 января 1938 года расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать арестовали в начале марта 1938 года и вместе с грудным Азарием выслали в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, её удочерила тётя по материнской линии, балерина Большого театра Суламифь Мессерер (брата Александра забрал к себе дядя, танцовщик Большого театра Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал: вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей. Когда Майе исполнилось 7 лет и 8 месяцев, тётя отвела её в хореографическое училище, где проходил очередной набор. По существующим правилам, ребёнку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс, однако тётя убедила членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Тётя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук; она же придумала выход балерины спиной к публике.

В 1943 году по окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая обучалась у Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой, была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

С большим успехом выступала в Англии (1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Иосифа Сталина.

В 1990 году Юрий Григорович уволил её из Большого театра вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами, что вызвало значительный общественный резонанс.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжая в Москву и Санкт-Петербург. Также имела литовское гражданство (она и её муж Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта) и посещала дачу неподалёку от Тракайского замка.

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах балерины будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Личная жизнь

Майя Плисецкая и Родион Щедрин, 2009 год

  • Отец — Михаил Эммануилович Плисецкий (1899—1938), хозяйственный деятель, дипломат.
  • Мать — Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая (1902—1993), актриса немого кино.
  • Брат — Александр Михайлович Плисецкий (1931—1985), балетмейстер, солист балета Большого театра.
  • Брат — Азарий Михайлович Плисецкий (род. 1937), артист балета, педагог и хореограф.
  • Тётя — Суламифь Михайловна Мессерер (1908—2004), советская балерина и балетмейстер.
  • Дядя — Асаф Михайлович Мессерер (1903—1992), советский артист балета, балетмейстер и хореограф.

В своих мемуарах балерина писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани.

В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу (1936—1989), однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было. Семья Щедрина и Плисецкой была одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почётного звания Народный артист СССР.

Слайд 2 Мария ТальониМария Тальони (1804-1884)

– итальянская балерина, с В 1837—1842 годах выступала в Петербурге.. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая в танце пуанты.Мария родилась в семье балетмейстера и хореографа Филиппа Тальони. Хореографии балерина училась сначала у Ж.Б. Кулона, затем у отца. Девочка не обладала ни балетной фигурой, ни особой внешностью. Тело ее было непропорционально сложено: руки чрезмерно длинны, талия была короткой, а спина сутулой, за что соученицы по школе Кулона прозвали ее маленькой горбуньей. Несмотря на это ее отец решил сделать из нее балерину. Он решил, что старая французская система обучения танцам не подходит ее индивидуальности и стал заниматься с ней сам. Более того, его муштра преследовала фантастическую цель — преодолеть земное притяжение.

Диана Вишнева

Диана Вишнева – владелица собственного международного фестиваля CONTEXT, мировая звезда, прима Мариинского театра. Она начала танцевать в Мариинке еще тогда, когда не окончила Академию русского балета. Очень скоро Вишнева выступала уже в Большом театре.

Диана говорит, что является артисткой, а не балериной. Она не только принимает участие в чужих постановках, но и активно занимается созданием собственных проектов.

Вишнева попробовала себя в качестве киноактрисы в фильмах «Балерины», «Бриллианты. Воровство», «Кроткая».

Создав Фонд содействия развитию балетного искусства, она начала активно помогать начинающим танцовщикам.

Слайд 7 Агриппина

Ваганова

Агриппина Ваганова (1879-1951). в В балетную школу её отец смог определить только самую младшую из своих трех дочерей. Вскоре Яков Ваганов умер, у семьи была надежда только на будущую танцовщицу. Окончив обучение Ваганова начала карьеру балерины. Сольные партии обходили стороной балерину, да и внешность у нее была не особо привлекательная Не помогал и грим. Сама же балерина очень страдала по этому поводу. Но упорным трудом Ваганова добилась ролей второго плана, о ней стали изредка писать в газетах. Она так и не стала знаменитой, но добилась многого с учетом своих данных. В 1921 году в Ленинграде открыли школу хореографии, куда и была приглашена в качестве одного из учителей Ваганова. Профессия хореографа стала ее основной до конца жизни. В 1934 году Ваганова выпускает книгу «Основы классического танца». Вторую половину жизни балерина посвятила хореографическому училищу. Ныне это Академия танца, названная в ее честь.

Карсавина Тамара Платоновна

Балерина родилась 9 марта 1885 года. После поступления на службу в Мариинский театр она быстро стала примой и исполняла ведущие партии в классических постановках «Жизель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Карнавал» и других. Тем не менее, Карсавина долгое время находилась в тени Анны Павловой. Свою гастрольную деятельность она начала в 1906 году, с поездок по России, но также выступала в Чехии, Италии, Британии и Бельгии. С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева она присоединилась к его «Русским сезонам». В 1918 балерина навсегда покинула Россию. В эмиграции она продолжала гастролировать, а также занялась преподавательской деятельностью и снялась в ряде немых кинофильмов.

Ничего не забыла и не простила

Майя Плисецкая родилась в 1925 году. Счеты к советской власти у нее появились еще в детстве. В 1937 году арестовали ее отца, руководителя советской угольной концессии на норвежском острове Шпицберген, Михаила Эммануиловича. Его расстреляли якобы «за шпионаж и вредительство», а в 1956 году оправдали. Вслед за отцом весной 1938 года «как социально опасный элемент» забрали и мать Майи, Рахиль Михайловну Мессерер, вместе с грудным ребенком – младшим сыном Азарием. Майю приютила у себя родная сестра матери Суламифь. Чтобы племянницу не отправили в детдом, она ее удочерила. Еще одного брата, Александра, взял в семью дядя Асаф.

По счастью, Рахиль Мессерер не погибла в лагерях, ей удалось сохранить и ребенка. Более того, уже в начале 1941 года, благодаря хлопотам орденоносной сестры Суламифи, «мама Ра», как ее называли в семье, вернулась в Москву. Она прожила 90 лет, стала свидетельницей творческих удач своих сыновей, безмерно гордилась выдающимся талантом прославленной дочери.

Но, как свидетельствовал двоюродный брат Майи Азарий Эммануилович Мессерер, на всю жизнь «возненавидела сталинщину и привила эту ненависть и в то же время укрепила волю к молчаливому противоборству сталинскому отребью и Майе, и своим сыновьям, и нам, близким родственникам». И эту же бескомпромиссную позицию всю жизнь занимала Майя Плисецкая: «…Пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».

Скандал с газетой «Московский комсомолец»

28 января 1999 года газета «Московский комсомолец» опубликовала статью «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой», где утверждалось, что у Плисецкой имеется незаконнорожденная дочь Юлия Глаговская от связи с агентом КГБ Борисом Глаговским. Адвокаты артистки подали исковое заявление о защите чести и достоинства в Пресненский районный суд города Москвы, который удовлетворил иск балерины в мае того же года, постановив, что никакой дочери у неё нет. В 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе. 3 декабря 2002 года за подписью главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева вышло опровержение опубликованной ранее статьи, где говорится, что «сотрудник газеты не обратил внимания на зыбкость, юридическую и биологическую безграмотность доказательств».

Карьера

В пластике Майи Плисецкой танцевальное искусство достигает высокой гармонии.

Наиболее известные партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице» (1961), Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова, Кармен (Кармен-сюита Родиона Щедрина).

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой балета Большого театра. В советской киноверсии «Анны Карениной» сыграла княгиню Тверскую. В 1971 году Родион Щедрин написал балет на ту же тему, где Плисецкая танцевала главную партию и впервые попробовала свои силы в качестве хореографа.

В 1961 году Плисецкая принимает участие в балете «Легенда о любви», написанном известным азербайджанским композитором Арифом Меликовым.

Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». Другими хореографами, ставившими для неё хореографические партии, были Юрий Григорович, Ролан Пёти, Морис Бежар («Айседора», «Курозука», минибалеты «Видение розы» и «Ave Maya»).

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставила балеты: «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Чайка» Р. К. Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Р. К. Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии).

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а также Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990). Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах, ведёт мастер-классы. На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая является председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя» (Санкт-Петербург).

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова не была похожа на своих однокурсниц из театрального училища. Ей не хватало природной пластики, гибкости.

Чтобы добиться успеха, начинающая балерина уделяла тренировкам очень много времени. Она создала собственную технику, которая потом стала легендарной. Критики говорили об отточенных движениях, сильных прыжках и «стальном носке» танцовщицы.

Методика преподавания, которую создала Агриппина Ваганова, в будущем стала использоваться многими педагогами балетного искусства. Танцовщики, которых обучала балерина, выступали по всему миру.

В 1931 году знаменитая танцовщица становится художественным руководителем в Мариинке.

Ольга Лепешинская

Ольга родилась в сентябре 1916 года в семье инженера, проектирующего мосты и домохозяйки. Жизнь девушки была наполнена множеством событий.

Ольга любила танцевать, но никогда не представляла себя балериной. Её мать хотела видеть её в балете, а отец грезил, чтобы дочь стала, как он, инженером, да и сама девочка грезила строительством крепких и надёжных сооружений.

Ещё до окончания училища, Ольга выступала в Большом театре. Впервые она появилась на сцене в прологе оперы «Снегурочка» в возрасте десяти лет. Лепешинская, закончив Московское хореографическое училище в 1933 году, заняла место солистки на сцене Большого театра несмотря на то, что многие ещё несколько лет получают только второстепенные роли.

В 1936 году балерина закрепила свой триумф исполнив партию принцессы Авроры в «Спящей красавице», на чью роль она совершенно не подходила по типажу, но была взята за свой талант.

У Ольги Лепешинской было три брака, после потери третьего мужа, женщина ослепла от пережитого горя и ушла из балета, но вскоре её зрение начало возвращаться и в Риме, куда её отправили лечиться, она стала репетитором.

Женщина пыталась вернуться на сцену по просьбам другой немало известной танцовщицы Галины Улановой, но ничего не вышло и она приняла окончательное решение о завершении карьеры балерины.

Была удостоена такому количеству орденов, что они не помещались на её груди, а также Лепешинской приписывали роман со Сталиным, но подтверждений этому не нашлось.

Ушла из жизни в 2008 году в 93 года.

Михаил Барышников

Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.

В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.

Фильмы с участием балерины

Список телевизионных и кинопроектов, в которых принимала участие актриса Майя Плисецкая, насчитывает порядка 25 работ.

Особенно стоит выделить:

  • «Лебединое озеро» (1957 г.);
  • «Кармен-сюита» (1978 г.);
  • «Сказка о Коньке-Горбунке» (1962 г.).

Всего в качестве актрисы и сценариста-художника, балерина появлялась в фильмах и ТВ-передачах в период 1948-2012 годы.

Первые фильмы и телевизионные шоу с непосредственным участием Плисецкой:

  • «Городской тост» (1948);
  • «Большой концерт» (1951);
  • «Мастера русского балета» (1953).

Последние фильмы и проекты, где задействована великая артистка – это «Лики танца» (1996), «Зодиак» (1986), «Прерывистые сердца» (1981).

Память

Пионы сорта «Майя Плисецкая»

Названы в честь Плисецкой

  • Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
  • Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).
  • С 2000 года хореографическая школа в Тольятти носит имя Майи Плисецкой.

В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра и Агналдо Брито (Agnaldo Brito) посвятили балерине одну из своих работ. Граффити высотой 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

4 мая 2015 года труппа Мариинского театра посвятила спектакль «Шурале» Майе Плисецкой. Продолжают посвящаться памяти балерины театральные вечера и симфонические концерты в разных городах.

15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале «Цауберзее — Дни русской музыки» в Люцерне состоялся вечер — посвящение Плисецкой.

20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт — вечер памяти Плисецкой в Большом театре. В тот же день имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 — там же, где находится граффити художников Эдуардо Кобра и Агенальдо Брито.

20 ноября 2016 года в сквере М. Плисецкой в Москве состоялось открытие памятника балерине авторства скульптора Виктора Митрошина. Эскиз еще при жизни балерина утвердила лично.

Марка почты России 2017 г. с кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», артисткой балета Майей Михайловной Плисецкой (1925—2015).

Почта России в 2017 г. выпустила марку с кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», артисткой балета М. М. Плисецкой (1925—2015).

В году для вечера памяти в Большом театре, посвящённому 95-летию со дня рождения балерины, Алексей Ратманский создал дуэт «Приношение Майе» на музыку Сен-Санса в аранжировке Щедрина, включающей партию для высокого сопрано. Премьеру исполнили артисты балета Диана Вишнёва и Денис Савин.

26 июля 2022 года в Москве состоялось открытие музея-мемориальной квартиры Майи Плисецкой. Квартира была передана в дар Театральному музею имени А. А. Бахрушина супругом балерины Родионом Щедриным и стала двенадцатым филиалом музея. В экспозиции представлены интерьеры, личные вещи, фотографии и документы супружеской пары, портреты балерины, её наряды и сценические костюмы.

Анна Павлова

Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса.

Анна Павлова. (wikipedia.org)

Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.

В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.

Фильмография

В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Майя Плисецкая исполнила в этом фильме одну из главных партий.

  1. 1951 — Большой концерт
  2. 1959 — Хованщина
  3. 1967 — Анна Каренина — Бетси Тверская
  4. 1969 — Чайковский — Дезире Арто
  5. 1969 — Похищение — балерина
  6. 1974 — Анна Каренина (фильм-балет) — Анна Каренина
  7. 1976 — Фантазия — Полозова
  8. 1987 — Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая — документальный фильм биография М. М. Плисецкой — 50 мин, режиссёр Борис Галантер
  9. 2005 — «AVE МАЙЯ» — документальный фильм о творчестве М. М. Плисецкой — 52 мин, режиссёр Никита Тихонов
  10. 2005 — «Стихия по имени Майя» — документальный фильм в 2 частях — 1 часть — 52 мин, 2 часть — 52 мин, режиссёр Никита Тихонов

Униженные и оскорбленные

Майю Плисецкую минула страшная судьба многих репрессированных деятелей культуры и искусства. А таких было немало. Артист Петр Вельяминов, у которого отец был осужден на 10 лет, а мать столько же времени находилась в ссылках, с 1943 года тоже попал в заключение и провел там всю молодость – с 16 до 25 лет. 20 лет скитался по лагерям Георгий Жженов, у которого сначала арестовали брата- студента, а потом выслали в Казахстан всю семью.

Что уж говорить о тех, на кого падало подозрение в связях с иностранцами! Красавица киноактриса Татьяна Окуневская, у которой репрессировали отца, провела в лагерях 6 лет, якобы за измену Родине. Известная актриса кино Зоя Федорова, родившая дочь от американского дипломата, — 9 лет. Сестры Зои Федоровой вместе с детьми были отправлены в бессрочную ссылку. Всех их потом реабилитировали, но свою жизнь им пришлось собирать по кусочкам заново.

Гениальному музыканту Мстиславу Ростроповичу и его жене, певице Большого театра Галине Вишневской за покровительство опальному писателю Солженицыну перекрыли на родине кислород, а затем их лишили советского гражданства.

Плисецкая же сама отмечала, что ее «на приемы звали, титулами жаловали, заработок был, одевалась по моде».  И она танцевала в Большом, куда обязательно приводили всех именитых гостей. Чаще всего – в «Лебедином озере», которое неизменно требовали иностранцы. На одном из приемов Никита Сергеевич Хрущев даже пожаловался балерине, что ему уже и во сне чудятся лебеди.

На многочисленных приемах с присутствием руководителей страны и зарубежных деятелей знаменитая балерина пользовалась неизменным вниманием. Не обходили ее и наградами: В 1956 году она получила звание народной артистки РСФСР, а через три года – народной артистки СССР

Выше званий уже не было.

«Мне нечему завидовать…»

При А. Шелепине, новом председателе КГБ, Плисецкую наконец-то выпустили за границу. Это было в 1959 году. А за год до этого Майя Михайловна соединила свою судьбу с композитором Родионом Щедриным. Союз двух творческих людей оказал огромное влияние на обоих. Плисецкая считала, что Щедрин продлил ее творческую биографию почти на четверть века. Композитор писал для нее музыку к новым балетам – «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1980-х годах они часто выезжали за рубеж, работали в Нью-Йорке, Риме, Мадриде, Париже. В своей стране Плисецкая была награждена самыми высокими орденами.

Плисецкая рассталась с Большим театром в 65 лет. Но и после этого она не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия выступила в номере «Аве Майя», поставленном для нее одним из крупнейших хореографов XX века, французским танцовщиком, Морисом Бежаром. Она ушла от нас, не дожив полгода до 90-летия. И под конец признавалась: «Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»

Галина Уланова

Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.

Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.

У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.

Галина Уланова. (wikipedia.org)

Работа в Большом театре

Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску.

Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение. Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта.

Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем. Именно ему Майя Плисецкая обязана тем, что долгое время была «невыездной». К дочери «врага народа», по совместительству великой балерины, и так были обращены взгляды спецслужб. В 1956 году ей даже пришлось несколько раз присутствовать на допросах в КГБ, однако, серьезных нарушений выявить не удалось.

За пределы «железного занавеса» ей удалось вырваться только после реабилитации Михаила Плисецкого при Хрущеве. Тогда весь мир смог, наконец, наслаждаться танцем, а школа русского балета прославилась в лучших театрах Европы. В 1959 г. Майе Плисецкой было присвоено почетное звание народной артистки СССР.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: