Память
Памятники артисту установлены в Казани, Москве, Уфе, Кирове, Плёсе; закладной камень памятника в 2022 году был установлен в Санкт-Петербурге, а на бывшем здании Дворянского собрания Уфы установлена мемориальная доска, посвящённая артисту. Также в ознаменование вклада Шаляпина в развитие индустрии граммофонной записи, ему посвящена звезда на Аллее Славы в Голивуде, по этой же причине он внесён в зал славы журнала Gramophone.
Шаляпину посвящено 6 музеев в России:
- Дом-музей Ф. И. Шаляпина, филиал Театрального музея, Санкт-Петербург.
- Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Москве.
- Дом-музей Шаляпина в Кисловодске.
- Музей А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина в Казани.
- Музей Ф. И. Шаляпина в Нижнем Новгороде.
- Уфимское отделение Межрегионального Шаляпинского центра.
Именем Шаляпина названы 17 улиц, в том числе в Алма-Ате, Харькове и Рудном Костанайской области, 2 переулка и деревня в Ивановской области. В СССР его именем назвали турбоход и речной теплоход. Также его имя носят Международный оперный фестиваль в Казани, фестиваль оперного искусства в Уфе, детская школа искусств в родном селе родителей певца Вожгалы и музыкальный театр в Санкт-Петербурге.
Киновоплощения
- Николай Охлопков («Яков Свердлов», 1940)
- Александр Огнивцев («Римский-Корсаков», 1953)
- Виктор Степанов («Под знаком Скорпиона», 1996)
- Александр Блок («Секретная служба Его Величества», 2006)
- Александр Клюквин («Пётр Лещенко. Всё, что было…», 2013)
- Ильдар Абдразаков («Ёлки 1914», 2014)
- Александр Бобровский («Орлова и Александров», 2014)
- Ильдар Абдразаков (сериал «Карамора», 2022)
- Александр Горбатов (сериал «Шаляпин», 2023)
Интерпретация камерной вокальной музыки
Шаляпин был столь же великим интерпретатором камерной вокальной музыки. Дар перевоплощения, отмечавший его сценические образы, захватывал и концертную аудиторию. Репертуар певца включал до 400 произведений разного плана, в основном камерного и народнопесенного жанров. Благодаря Шаляпину стали широко исполняться многие вокальные произведения русских композиторов, а также соч. западно-европейских авторов. В числе шедевров исполнительского мастерства Шаляпина — «Блоха», «Забытый», «Полководец» и «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Старый капрал» Даргомыжского, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Шумана, «Двойник» Шуберта и другие.
Музыка
Началом своей творческой карьеры сам Федор Шаляпин называл 1889 г., когда ему удалось получить должность статиста в драматической труппе Серебрякова. В следующем году он впервые вышел на большую сцену, исполнив одну из партий в опере Чайковского «Евгений Онегин».
После этого Шаляпин отправился в Уфу, где продолжил работать оперным певцом. В тот период биографии ему начали все чаще доверять сольные партии. После этого он сменил еще не одну труппу, пока не оказался в Тифлисе.
Именно тут Федор всерьез занялся развитием и постановкой своего голоса. Любопытно, что только в Тифлисе он первый раз попробовал исполнить в опере басовые партии. В 1895 г. его пригласили работать в Санкт-Петербургскую оперную труппу.
На одном из спектаклей Шаляпина заметил меценат Савва Мамонтов, который уговорил его перейти в свой театр. Савва по достоинству оценил талант парня, вследствие чего предоставил тому полную свободу действий.
В итоге, Федор Шаляпин смог в полной мере раскрыть свой потенциал и приобрести большую популярность на территории всей страны. Мамонтов делал все от себя зависящее, чтобы певец ни в чем не испытывал нужды. По словам самого певца, именно тогда ему удалось развить в себе все главные черты своей артистической натуры.
Шаляпин мастерски исполнял знаменитые басовые партии как русских, так и зарубежных опер. К примеру, роль Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно до сих пор считается образцовой. Позднее он представит похожий образ в арии «Мефистофель» в театре «Ла Скала», чем удостоится похвал от музыкальных критиков мирового значения.
В последующие годы биографии Федор Шаляпин с огромным успехом выступал на сценах Большого и Мариинского театров. Одновременно с этим он давал гастроли в Европе, США и Южной Америке.
Будучи всемирно известным артистом, Шаляпин обзавелся знаменитыми друзьями, среди которых Куприн, Врубель, Рахманинов, Горький и многие другие звезды. Кроме оперных выступлений, он исполнял романсы и русские народные песни, включая «Дубинушку» и «Вдоль по Питерской».
Шаляпин и Куприн
После прихода к власти большевиков Федор Иванович удостоился звания Народного артиста Республики (1918). Спустя 4 года он вместе с семьей отправился гастролировать за рубеж, в частности в США, откуда уже не вернулся обратно.
В России это вызвало большое негодование у правительства, которое вскоре лишило Шаляпина звания Народного артиста РСФСР. Владимир Маяковский даже написал стих, обращенный к певцу, в котором присутствовали такие строчки:
«Вернись теперь такой артист назад,
на русские рублики – я первый крикну:
Обратно катись, народный артист Республики!»
Не смотря на это Федор Шаляпин, как и раньше продолжал активно давать концерты в разных странах, с каждым годом увеличивая свою армию поклонников. Параллельно с этим, он увлекался самыми разными видами искусства, включая живопись, лепку и съемки в кино.
Современники отмечали прекрасную дикцию Шаляпина и невероятно глубокий и объемный голос, который было слышно даже в самых удаленных уголках концертных залов. Он приводил зрителей в восторг своей природной харизмой, органичностью и умением выпевать каждую ноту.
Биография Шаляпина
Федор Шаляпин появился на свет 1 (13) февраля 1873 годы в Казани. Он рос и воспитывался в семье, не имеющей ничего общего с искусством. Его отец, Иван Яковлевич, и мать, Евдокия Михайловна, были крестьянами.
Детство и юность
Еще в детские годы у Шаляпина проявились хорошие вокальные данные. В результате, он был певчим в церковном хоре. Одновременно с этим, он обучался пошиву обуви у местных мастеров.
После получения начального образования Федор успешно сдал экзамены в казанское приходское училище. Он получал высокие отметки по всем дисциплинам, вследствие чего с отличием окончил это учебное заведение.
Однажды Шаляпину посчастливилось побывать в оперном театре, что произвело на него неизгладимое впечатление. С той поры биографии, он начал мечтать о карьере артиста. К тому моменту у него уже завершилась подростковая ломка голоса.
Таким образом в 16-летнем возрасте у Федора уже был фактически сформировавшийся бас. Однако во время прослушивания в оперном театре, комиссия не разглядела в нем таланта.
Карьера певца
В 1893 году Федор отправляется в Москву, спустя год перебирается в Петербург. Шаляпин сотрудничал с оперной труппой Лентовского, пел в Панаевском театре. В 1895 году певца пригласили в оперную труппу Императорских театров. На сцене Мариинки Федор исполнил партии Мефистофиля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Его карьера в Петербурге складывалась не слишком удачно, хотя талант певца был замечен и оценен публикой.
В 1896 году его переманил в свой частный театр выдающийся меценат Савва Мамонтов. Четыре сезона Шаляпин блистал в его «Частной русской опере». Мамонтов высоко ценил талант певца, позволил ему самому выбирать оперы, заказывать любые костюмы, дал полный карт-бланш на подбор ролей.
Сам Федор Иванович считал годы работы в опере Мамонтова самыми важными в творческом плане. Он спел лучшие партии басового репертуара в операх:
- «Борис Годунов»;
- «Фауст»;
- «Псковитянка»;
- «Хованщина»;
- «Русалка».
Всенародная слава
В конце 19 века великий певец вновь начал сотрудничество с Императорской оперой, стал солистом Большого театра, выступал в Мариинском. В эти годы слава Шаляпина стала всенародной. Выступления вызывали неизменный восторг публики, певец превратился в знаковую фигуру отечественной культуры.
Шаляпин начал гастролировать по миру – выступил в опере Войто «Мефистофель» на сцене миланского «Ла Скала», в 1907-1908 годах совершил тур по США и Аргентине. Росла его международная слава.
В предреволюционные годы Федор Иванович превратился в национального героя – часто пел народные песни, его «Дубинушка» стала призывом к свержению прогнившей власти, а исполнение часто заканчивалось митингами. На свои средства певец организовывал помощь рабочим, открывал госпиталя для раненых.
Шаляпин постоянно стремился к новым высотам в творчестве, ставил оперы, в 1915 году исполнил роль Ивана Грозного в кино.
Октябрьская революция застала певца в Петербурге, в 1918 году он возглавил Мариинский театр и стал первым народным артистом молодой республики.
Начало творческого пути
В шестнадцать лет голос Федора прошел ломку и оформился в бас. Парень отправился на прослушивание в театр, но конкурс не прошел и в хор не попал. В труппу взяли другого парнишку, спустя много лет Шаляпин узнал, что это был Горький.
Первую сольную партию на сцене певец спел в опере «Евгений Онегин», исполнив роль Зарецкого вместо приболевшего артиста. Но затем труппу покинул, перешел в другой коллектив и переехал в Уфу. После этого Шаляпин оказался в труппе странствующего театра из Малороссии, много ездил по стране. Но вскоре расстался и с этим театром. Его преследовала нужда, жить было не на что, певец всерьез подумывал покончить с жизнью.
Удача нашла Шаляпина в Тифлисе. Он познакомился с Дмитрием Усатовым, бывшим солистом Императорских театров. Оценив вокальные данные молодого певца, Усатов занялся его образованием, помог разучить басовые партии, научил держаться на сцене и вести себя в обществе. Дмитрий не брал денег за уроки, материально поддерживал Федора, ввел его в музыкальное сообщество Тифлиса.
За год работы в Тифлисской опере Шаляпин перепел все значимые басовые партии, обрел опыт и уверенность в себе.
Как сложилась личная жизнь
С первой женой Шаляпин познакомился во время работы в театре Мамонтова. Его избранницей стала балерина Иола Торнаги, итальянка по происхождению. Федор был отчаянно влюблен и Иола не устояла. В 1898 году они обвенчались. После свадьбы Торнаги оставила карьеру и посвятила себя семье. От Иолы у певца было шестеро детей.
Работая в Москве, Шаляпин часто ездил в Петербург, пел в Мариинском театре, здесь он познакомился с Марией Петцольд. Оба были несвободны, и первое время роман приходилось скрывать. В дальнейшем Шаляпин стал открыто жить на две семьи, благо, что его жены находились в разных городах.
Мария, по воспоминаниям современников, была женщиной хваткой, надолго Федора Ивановича не отпускала, колесила с ним по миру. В этой семье у певца родилось 3 дочери. Мария Валентиновна отправилась с Шаляпиным в эмиграцию, забрав с собой детей. В 1927 году Шаляпин узаконил свои отношения с Марией, обвенчавшись в русской церкви.
Из церковного хора к Мариинскому театру
«Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» — говорил Федор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором. Будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Федор Иванович много рисовал, занимался живописью, лепил.
Талант живописца проявлялся даже на сцене. Шаляпин был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку.
Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.
И все же и талант скульптора, как и талант художника, служил лишь обрамлением удивительного голоса. Пел Шаляпин с детства — красивым дискантом. Выходец из крестьянской семьи еще в родной Казани занимался в церковном хоре и выступал на деревенских праздниках. В 10 лет Федя впервые побывал в театре и мечтал о музыке. Постигал сапожное, токарное, столярное, переплетное искусство, но манило его только искусство оперное. Хоть с 14 лет и работал Шаляпин в земской управе Казанского уезда писарем, все свободное время он отдавал театру, выходя на сцену в статистах.
Страсть к музыке повела Федора Шаляпина с кочевыми труппами по стране: Поволжье, Кавказ, Средняя Азия. Подрабатывал грузчиком, крючником, голодал, но дождался своего звездного часа. Один из баритонов накануне спектакля заболел, и роль Стольника в опере Монюшко «Галька» досталась хористу Шаляпину. Хоть дебютант и сел мимо стула во время представления, антрепренер Семенов-Самарский был растроган самим исполнением. Появились новые партии и окрепла уверенность в театральном будущем.
«Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого», — говорил впоследствии Федор Иванович.
В 22 года Федор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре, пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. Спустя год Савва Мамонтов пригласил молодого певца в Московскую частную оперу. «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», — говорил Шаляпин. Молодой летний бас собирал своим исполнением полный зал. Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского. «Одним великим художником стало больше», — писал о Шаляпине музыкальный критик Владимир Стасов.
«Дворником надо быть!»
Отец, сам из вятских крестьян, был писарем, мать ходила по домам — стирала и мыла полы. В Суконной слободе — самом бедном районе — правили бал пьянство и нищета. «Однажды отец пришёл пьяный и неизвестно за что жестоко выпорол меня, — вспоминал много лет спустя певец. — Я убежал в поле к озеру Кабан, лёг на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце». С девяти лет маленький Федя поёт в церковном хоре, попутно пытаясь обучиться разным ремёслам. А потом произошло событие, ставшее судьбоносным, — в десять лет мальчишка впервые попал в театр. Давали «Русскую свадьбу» Сухонина. Вот как позже описывал свои впечатления знаменитый бас: «По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясён зрелищем и, не мигая, смотрел на эти чудеса».
Статья по теме
Бессмертный бас. Фёдор Шаляпин не попал в хор из-за Максима Горького
Отец глупого увлечения не одобрял: «Дворником надо быть — и будет у тебя кусок хлеба, скотина! А что в театре хорошего?» — ворчал он. Но было поздно. Первые выходы на сцену состоялись в Казани — в качестве статиста. Следующим этапом должна была стать работа в хоре. Но взяли не его, а нещадно окающего паренька. По прошествии времени Фёдор Шаляпин узнал, что более удачливым соискателем оказался ставший позже его близким другом Максим Горький, которого, впрочем, из хора быстро выгнали, поскольку голоса у того не было вовсе.
Талантлив во всем
Шаляпин – пример человека выдающегося, разносторонне одаренного. Великую славу певец снискал не только благодаря голосу, но и большому актерскому дарованию, помогающему ему создавать на сцене незабываемые образы.
Федор Иванович был искусным гримером, для каждой роли продумывал не только особенности лица, но и шею, руки, тело. Создавал пластический рисунок героя, по-особому двигался, менял осанку. Его появление на сцене производило неизгладимое впечатление не только на зрителей, но и на коллег, работников театров.
Он великолепно лепил из глины и рисовал, постоянно делал наброски, используя в качестве полотна любую бумагу, которая попадалась в руки – письма, салфетки, ресторанные меню. Больших высот достиг Шаляпин в карикатуре – причем с охотой рисовал и самого себя, несколькими штрихами безжалостно подчеркивая смешные черты фигуры и лица.
Наряду с балетом Дягилева, музыкой Рахманинова Шаляпин сумел стать символом русской культуры 20 века. Он, как и обещал большевикам, действительно популяризировал не советское, но русское искусство за рубежом, с его именем всегда ассоциируется российская опера.
Персонажи Шаляпина
Своим искусством Шаляпин утверждал непреложный закон художественного реализма. «Единственно правильным путем к красоте я … признал для себя правду», — писал он. Шаляпин создавал типы: его персонажи жили на сцене полной жизнью, со своими положительными и отрицательными сторонами характера, страстями, страданиями и радостями; артист тщательно продумывал их внешнее пластическое выражение, грим, костюмы, но главным для него всегда оставалась внутренняя суть образа. В русском селянине (Иван Сусанин, Мельник) Шаляпин раскрывал всё величие его души. В образах властителей (Иван Грозный, Борис Годунов, Олоферн, Филипп II) глубоко обнажал раздвоенность совести, чувств, внутреннее бессилие перед высшими нравственными идеалами. В этом проявлялось неприятие Шаляпиным самовластия. Сценические концепции Шаляпина были рождены его эпохой, в них жили те же импульсы, которые определяли сущность русской общественной жизни.
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ ПЕВЦА ФЕДОРА ШАЛЯПИНА
Театральная карьера Шаляпина пока складывалась непросто. Правда, Федор уже дорос до главного статиста в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали руки и ноги. Он долго объяснял младшим статистам их обязанности, предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
— Следуйте за мной и делайте все так же, как я, — приказал свите Шаляпин и вышел на сцену.
Но едва он сделал несколько шагов по сцене, как наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул на пол. Сопровождавшая кардинала свита решила, что так и надо, и тоже упала. Шаляпин героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой кардинальской мантии, но безуспешно. Он так и прополз на четвереньках через всю сцену. За ним так же на четвереньках проползла и свита. Публика хохотала до колик. Едва Шаляпин приполз за кулисы, как его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав пинка под зад, и вдогонку сказал, чтобы статист больше и близко не смел подходить к театру.
Дебют Шаляпина, как оперного певца, состоялся 18 декабря 1890 года. Он спел партию Стольника в опере Монюшко «Галька» на сцене городского театра в Уфе.
Певец Федор Шаляпин с другом писателем Максимом Горьким
«По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне — не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.
Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…
В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой молгиле». Успех окончательно укрепил во мне решение посвятить себя театру».
Новые публикации
Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024
В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.
Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024
«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», – пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.
Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024
Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.
Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024
Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.
«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024
Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.
Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024
Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.
«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024
«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.
Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024
Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ) недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи. Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.
Верхом на поклонниках
В 1896 году в частной опере Саввы Мамонтова давали премьеру оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». В партии Ивана Грозного выступил новый солист, которого известный купец-миллионщик переманил из Санкт-Петербурга. Над новой ролью Шаляпин работал с воодушевлением и позже говорил, что это была первая вещь, в которой он по-настоящему нашёл себя. Успех был ошеломляющим. Поклонники выпрягли лошадей из экипажа и провезли певца на себе, устроив поистине триумфальное шествие. Москва безумствовала…
Однако путь к такой громкой славе был тернистым. До приезда в столицу молодой Шаляпин с разными театральными труппами объехал весь юг России, исполняя маленькие партии. В императорской Мариинке певца держали на вторых ролях, поэтому предложение перебраться в Москву Шаляпин воспринял с энтузиазмом.
Частная опера была организована с размахом: здесь дирижировал Рахманинов, работали Коровин, Поленов, Левитан, Серов, Васнецов. По воспоминаниям Шаляпина, Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите. Если вам нужны костюмы, скажите — и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу — поставим оперу!» Мечта сбылась: он получил свой театр.
Москва изменила его жизнь полностью и бесповоротно. Здесь Фёдор Иванович познакомился и со своей будущей женой — итальянской балериной Иолой Ло-Прести, выступавшей под псевдонимом Торнаги. Отчаянно влюблённый, в своём чувстве певец признался оригинальнейшим способом. На прогоне «Евгения Онегина» в арии Гремина неожиданно прозвучали слова: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!» Иола в этот момент сидела в зале. После свадьбы молодая жена покинула сцену, посвятив себя семье. Она родила Шаляпину шестерых детей.
История любви: Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги
Подробнее
Для России начала прошлого века Шаляпин был гораздо больше, чем просто популярный артист. Он был народным кумиром. Голубоглазый, светловолосый, с душой нараспашку, он словно олицетворял русский народ. «Жить по-шаляпински» — безудержно, щедро, широко — и значило «жить по-русски». О его любовницах, скандалах, ночных кутежах, причудах и баснословных гонорарах судачили на всех углах.
Статья по теме
Не только Эрмитаж. Топ-5 новых достопримечательностей Петербурга
Пик популярности певца совпал с приходом советской власти. Ленин и Луначарский, осознавая, какое влияние на умы оказывает Шаляпин, изобрели способ привлечь артиста на свою сторону: специально для него в 1918 году учредили звание «Народный артист Республики». К этому времени певец поёт в Большом и Мариинском, много ездит и очень много зарабатывает. Но и траты его тоже велики: он живёт фактически на два дома. В Санкт-Петербурге у певца появилась вторая семья — жена Мария и три дочери, не считая двух девочек супруги от первого брака. Иола, не дававшая развода, и пятеро его старших детей остаются в Москве. А он мечется между двумя городами и двумя любимыми женщинами.
Примечания
- ↑ . РЕН-тв (13 февраля 2023). Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ . Культура.рф. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ . РИА Новости (29 февраля 2020). Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Олтаржевский Г. . Известия (13 февраля 2018). Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ , с. 118.
- . ТАСС (14 сентября 2020). Дата обращения: 10 сентября 2023.
- . Башинформ (3 марта 2020). Дата обращения: 10 сентября 2023.
- (англ.). Gramophone. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- . Уфа-сити. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- . ФИАС. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- (недоступная ссылка). kazan-opera.ru. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- . bashopera.ru. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- . ClassicalMusicNews.Ru (10 марта 2023). Дата обращения: 10 сентября 2023.
Сочинения и письма Фёдора Шаляпина:
Страницы из моей жизни (Автобиография Ф. И. Шаляпина), «Летопись», 1917, № 1—12 (частично), полностью в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Les fleurs de mon Pays, «Matin», 1908, 19 mai (русский перевод — Шаляпин Ф., Цветы моей Родины, «Судоходец», Нижний Новгород, 1908, 12 мая, также в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Маска и душа, Париж, 1932, фрагменты в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Sаlарin Teodor, Spiewak na scenie operowei, «Muzyka», t. 9, 1934 (русский перевод — Певец на оперной сцене, «Советская музыка», 1953, № 4, то же в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976);Об А. М. Горьком (вместо некролога), Париж, 1936, июль, то же, в книге Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Переписка Ф. И. Шаляпина с А. М. Горьким, «Горьковские чтения. 1949—1952», М., 1954, также в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Переписка Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым, в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976.
Шаляпин-актёр и Шаляпин-музыкант
Шаляпин-актёр поражал редким даром перевоплощения, он с потрясающей глубиной и правдивостью, последовательно раскрывал характеры своих героев, приоткрывая тайники их внутреннего мира часто одной лишь фразой или жестом. Пластическое мастерство Шаляпина, одарённого художника и скульптора, было совершенным. По словам В. Ф. Лопухова, «…он оказал огромное влияние на развитие хореографического искусства XX века, фактически став учителем правды в музыкальном театре, учителем жеста, позы, ощущения музыки в каждом движении..». Шаляпин-музыкант, с его феноменальным слухом, памятью, чувством ритма, с его умением заставлять «звучать» даже паузы, строил свою роль только в полном контексте партитуры и всего авторского замысла. Высказывания Шаляпина об искусстве представляют своего рода программу реалистического мастерства оперного артиста.