Соборное уложение 1649 года
До этого в России действовали нормы Судебника Ивана Грозного. Было решено составить Уложение — свод законов, которые бы охватывали все стороны жизни общества. Разработкой Уложения занималась специальная комиссия во главе с князем Никитой Ивановичем Одоевским.
В январе 1649 года Земский собор утвердил Уложение. Его текст был напечатан тиражом более 2 тысяч экземпляров. Уложение стало первым русским законодательным документом, изданным типографским способом.
Соборное уложение царя Алексея Михайловича включало сотни статей и затрагивало самые разные сферы жизни страны. Специальная глава была посвящена защите личности царя. Она называлась «О государской чести и как его государское здоровье оберегать». Усиление царской власти было закреплено в законе. Появилось понятие «слово и дело государево». Так назывались розыск и суд по делам, в которых люди обвинялись в тех или иных преступлениях против царя. Достаточно было изветчику (обвинителю) выкрикнуть: «Слово и дело государево!», чтобы обвинение было тщательно рассмотрено. К «государевым делам» относились как дела о самозванчестве, так и довольно безобидные, на наш современный взгляд, «непригожие», или «непристойные», речи. Это были высказывания, которые так или иначе принижали «честь» царя. Например, в 1652 году один крестьянин из Белёвского уезда (к югу от Москвы) заявил, что он царя готов ударить палкой за то, что он «не даёт выхода из-за помещиков». Такие высказывания сурово наказывались. За них могли побить батогами, кнутом, а иногда даже казнить. Однако, если выяснялось, что обвинение было ложным, изветчика подвергали такому же наказанию, которое ожидало обвиняемого в случае, если бы обвинение оказалось справедливым.
Соборное уложение установило бессрочный сыск беглых крестьян и подтвердило отмену Юрьева дня. Так оформилось крепостное право, просуществовавшее в России до 1861 года. Отныне утверждалось вечное и бессрочное прикрепление крестьян к земле. Найти управу на господина крестьянин также не мог: никакие жалобы крепостных крестьян на господ не принимались (за исключением обвинений по «слову и делу государеву»). В дальнейшем, во второй половине XVII века, крепостное право ужесточалось, и положение крепостных крестьян постепенно сближалось с холопским, то есть крестьяне превращались в бесправную собственность своих хозяев. Крепостное право распространялось на те территории, где существовало дворянское землевладение, поэтому в районах Русского Севера, в Сибири, на казачьих окраинах оно отсутствовало.
Были упразднены белые слободы в городах. Всем посадским людям в равной степени теперь полагалось нести тягло. Они «прикреплялись» к своему посаду. Им не дозволялось переходить из одного посада в другой. В то же время только они могли теперь держать лавки и заниматься торговлей в городах. Крестьянам это строго запрещалось. Исключением были служилые люди «по прибору»: стрельцы, городовые казаки, пушкари и другие, составлявшие значительную часть населения городов. Им было позволено компенсировать своё скудное жалованье приработком «на стороне». Освобождены от посадского тягла были купцы. Самыми привилегированными из них были гости, имевшие право свободно выезжать по торговым делам за границу. В то же время купцы были обязаны исполнять определённые, часто весьма обременительные государственные службы, например руководить таможнями. С другой стороны, посадское тягло не распространялось и на низы горожан — на так называемых «гулящих людей», не имевших своего хозяйства «подсоседников» и «захребетников», а также лиц, утративших связи со своей сословной группой (дети священников, не получившие прихода, отпущенные на свободу холопы, отставленные от службы провинциальные дворяне).
Уложение окончательно сформировало сословную структуру русского общества. Были определены права и обязанности каждого из сословий — дворян, духовенства, купцов, посадских и крестьян.
На Олимпе
Борис позаботился об образовании своего подопечного: Алексей тщательно изучил основы религии, грамматику, историю, получил представления о естественных науках. В конечном итоге новоявленный правитель не только приобрёл широкий кругозор, но и возвёл Морозова на вершину власти.
Дальнейшему сближению царя с наставником способствовала женитьба Бориса Ивановича на сестре царицы.
При Алексее Морозов обладал колоссальными полномочиями, одновременно возглавлял Стрелецкий, Иноземский, Аптекарский приказы, приказ Большой казны и Новую четверть — по сути, он был одновременно министром обороны, здравоохранения и экономики.
Государственный аппарат, которым заправлял Морозов, отличался невероятной коррумпированностью, царский воспитатель в открытую покровительствовал всем друзьям и знакомым. Более того, он стал автором целого ряда новых налогов, чем заслужил возмущение населения.
По инициативе Бориса был разработан закон о бессрочном сыске беглых крестьян (впрочем, боярин не предусмотрел способы его реализации).
Тем не менее Морозов значительно урезал траты на содержание госслужащих, провёл эффективную реформу армии и местного самоуправления. В 1648-1654 годы, во время восстания украинцев и белорусов против Польши, он неоднократно получал письма от Богдана Хмельницкого с просьбами о помощи.
В русско-польскую войну 1654-1667 году Морозов являлся первым воеводой и даже участвовал во взятии Смоленска и Вильно (хотя до окончания боевых действий так и не дожил).
В те годы состояние Морозова достигло пика: соратник государя владел 330 населёнными пунктами в 19 уездах — всего 55000 душ крепостных; плюс ко всему он собрал великолепную библиотеку, содержавшую труды древнегреческих и древнеримских авторов: Тацита, Цицерона и других.
Народный гнев
XVII век не зря назван «бунташным». Необычайное количество социальных и экономических проблем, свалившихся на головы простолюдинов, не могло не привести к потрясениям. Удивительно то, что население не упрекало в наступивших бедах Алексея Михайловича: для него царь оставался помазанником Божьим, безгрешным и добросердечным.
При таком раскладе логичнее всего было бы обвинить главного государева советника – Морозова, что народ и не преминул сделать.
Последней каплей стала попытка правительства ввести налог на соль – таким образом Борис Иванович хотел заменить несколько других податей. В 1648 году начался знаменитый Соляной бунт, в ходе которого разъярённая толпа ворвалась в Кремль.
Лишь обещание царя сослать Морозова утихомирило восставших, и спустя некоторое время Борис был заточён в Кирилло-Белозерский монастырь. В изгнании нерадивый боярин пробыл недолго, четыре месяца, — симпатии Алексея к своему воспитателю всё же одержали верх, — и уже в следующем году Морозов вернулся в столицу для разработки свода законов – Соборного уложения.
След в истории
Борис Иванович талантливый царедворец, не лишенный разумного подхода к государственным делам, имел один серьезный недостаток – во всем блюсти свою выгоду. Если бы не это, то реформы, сродни петровским, можно было бы начать на полвека раньше.
Интересующийся прогрессивным зарубежным опытом Морозов переносил его в российскую действительность частями, не позволяющими серьезно реформировать устоявшуюся старину. Он поощрял экономическую активность зарубежных купцов, не давая для баланса развернуться купцам российским. Покрывал мздоимство и казнокрадство, пользуясь благосклонностью царя.
Создал собственную процветающую экономическую «империю» из 24 усадеб, 85 сел, 245 деревень и почти 55000 душ крепостных, и не оставил наследника для своего состояния. Остался в истории человеком, о котором неспециалисты вспоминают больше в связи с его родственницей боярыней Феодосией Морозовой, женой его брата Глеба, поборницей старой веры и противницей патриарха Никона.
Отмена белых мест
Усиление крепостного права и самодержавия это два самых важных сюжета в Соборном уложении 1649 года. Но в этом обширном своде законов содержалось и множество других важных моментов. В особенности, это касается отмены белых мест. Белыми местами называли такие дворовые места в городах, которые оказывались освобожденными от налогов. Как это происходило? Кто-то из горожан, занимаясь, например, торговлей или каким-то ремеслом, давал на себя кабальную запись монастырю или боярину и становился не свободным человеком, а становился его холопом. Сейчас бы вряд ли кто-нибудь с удовольствием поменял таким образом свой социальный статус. Но в средневековье это мало кого останавливало, ведь речь шла не о дворянах, а о простонародье, и эти люди нуждались более в защите, чем в свободном статусе.
Так вот, кабальная зависимость от монастыря или от боярина позволяла такому горожанину перестать быть посадским человеком, то есть формально он жил в своем дворе, занимался, как раньше своими же промыслами, но больше не платил никаких податей вместе со своим городом. Представим себе, что в классе 30 учеников. Им дано задание решить 60 примеров. Но вот 10 учеников принесли справки о том, что они формально более не являются учениками данного класса и данной школы и, хотя, ходят на уроки, больше никаких заданий не выполняют. Это значит, что на треть у каждого оставшегося ученика увеличивался объем домашней работы, и это не только тяжело, но это и несправедливо.
Вот почему посадские люди требовали отменить белые места и вернуть беломесцев обратно в посад. И вот это требование горожан было удовлетворено. В Соборном уложении это было записано. И после издания Соборного уложения было проведено, так называемое, посадское строение, от слова устраивать, упорядочивать, в результате, которого беломесцы стали обратно горожанами, посадскими людьми.
Вот эта норма Соборного уложения была очень заметной вехой в истории складывания городского сословия в России, поскольку служила консолидацией посадских людей.
Морозова — богатая вдова
Феодосия Соковнина появилась на свет в мае 1632 года в знатной семье окольничего. Известно, что её отец Прокопий Фёдорович, приходился родственником первой супруге царя Алексея. Более того, будущая боярыня входила в состав свиты царицы.
Когда девушке исполнилось 17 лет, её взял в жёны Глеб Иванович Морозов. Вероятно, союз тот строился на расчёте, а о чувствах речи не шло. Морозов был одним из самых богатых людей своего времени, занимал должность царского спальника, владел несколькими крупными усадьбами.
Вскоре умирает брат Морозова, после чего всё огромное состояние семейства переходит к Глебу Ивановичу. Однако и сам Морозов не слишком пережил брата. Наследником богатства становится малолетний сын Иван, однако на деле состоянием руководила Феодосия Прокопьевна.
Литовченко Александр «Боярыня Морозова»
Овдовевшая Морозова был избрана верховой боярыней, оставшись при дворе. О её богатстве слагали легенды, хотя далеко не все они имели подтверждение. Историк С.М.Соловьёв в своей книге “История России с древнейших времён” приводит слова одного из современников Морозовой:
Согласитесь, перед мысленным взором возникает поистине “царский” образ, но боярыню нельзя назвать одной из тех, кто тяготел лишь к роскоши и удовольствиям. Напротив, ей не чужд был и некий аскетизм.
Солевой бунт
Не меньшее возмущение подданных вызывало то, как правил Морозов, он и его сторонники. Дело в том, что на все важные посты в государстве Морозов стремился поставить своих родственников. И один из таких его подручных, окольничий Плещеев, возглавлял земский приказ. Это приказ, который ведал Москвой
Очень важное учреждение
Плещеев особенно прославился мздоимством. Он не только вымогал деньги, но иногда, даже, арестовывал невинных людей, бросал их в тюрьму и выпускал за взятки. Конечно, такой метод правления вызвал всеобщее возмущение. И наконец, в 1648 году жители Москвы решили пожаловаться на Морозова и его ставленников. Они использовали древнее право, которое даровал им обычай, подать коллективную челобитную самому государю. И вот, когда Алексей Михайлович возвращался с богомольного путешествия, его на окраинах Москвы встретила большая толпа народа, надеясь подать ему коллективную челобитную, а Морозов приказал стегать людей плетьми, и это вызвало стихийное возмущение.
Так и началось восстание в Москве 1648 года, которое еще иногда называют Солевым бунтом.
Царь и бояре затворились в Кремле. Вся столица оказалась в руках восставших. В восстании приняли участие горожане, стрельцы и, даже, некоторые городовые дворяне, которые в это время находились в столице. Восставшие потребовали выдать им на расправу ненавистных временщиков, и государь вынужден был отдать своего окольничего Плещеева на растерзание горожан. Его буквально разорвали на части на Красной площади. Такова была ненависть к Плещееву.
Когда страсти поулеглись, то Алексей Михайлович решился сам выйти на Красную площадь и умалил своих подданных пощадить своего ближайшего родственника боярина Морозова. Его сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, он, правда, через некоторое время сумел вернуться в Москву, но никогда больше решающего влияния на государственные дела не имел.
Арест и смерть Морозовой
В конце осени 1671 года в дом Морозовой пришли священнослужители, что стали производить допрос Феодосии и её сестры. В “русском биографическом словаре указывается: “Чтобы выказать своё презрение к пришедшим, они (женщины) легли в постели и лёжа отвечали на вопросы”.
Через несколько дней после допроса сёстры были арестованы и привезены в Чудов монастырь, после чего отправили на подворье Псково-Печерского монастыря. За Морозову пытались вступиться влиятельнейшие люди того времени. Известно, что сама царевна Ирина Михайловна просила брата смягчить свой гнев. Поддержку боярыне оказывал и патриарх Питирим.
В 1674 году Феодосию, её сестру Евдокию и их соратницу Марию Данилову привозят на Ямской двор. Женщин подвергают пыткам на дыбе, вынуждая отказаться от прежних принципов. Несмотря на все мучения, сторонницы старообрядчества остались непреклонны.
В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
Как рассказывается в житии Морозовой, её хотели сжечь на костре, однако бояре возмутились подобным варварством по отношению к представительнице знатного рода. Однако гибель была неминуемой. По распоряжению царя сёстры были отправлены в Боровск. Там, в земляной тюрьме Морозова скончалась от голода в 1675 году. На тот момент ей исполнилось всего 43 года.
Боярыня Морозова — одна из самых неоднозначных личностей русской истории. Она была верна старым церковным принципам настолько, что пожертвовала собой во имя веры. Кто-то называет это святостью, кто-то — безумием, но равнодушно относиться к этой женщине, оставившей вечный след в прошлом своей родины, просто невозможно.
Биография
Борис Морозов родился в 1590 году в богатой и знатной боярской семье Морозовых. Его младшим братом был боярин Глеб Морозов , второй женой которого была знаменитая проповедница раскола боярыня Морозова . В 1615 году Морозов был взят «на житьё» во дворец. В 1634 году возведён в бояре и назначен «дядькой» к царевичу Алексею Михайловичу. Он стал ещё ближе к молодому царю, когда женился на сестре царицы — Анне Ильиничне Милославской. До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным человеком при царском дворе. Современники характеризовали его как человека умного и опытного в государственных делах, проявляющего интерес к западному просвещению. Став фактическим правителем страны, он интересовался техническими и культурными достижениями Европы, приглашал на службу в Россию иностранных специалистов. Вероятно, этот интерес он сумел привить и своему воспитаннику.
Он владел 55 000 крестьян и рядом производств железа, кирпича и соляными промыслами.
Тёмным пятном в биографии Морозова являются злоупотребления, послужившие одной из причин Соляного бунта 1648 года . В это время Морозов был начальником нескольких важных приказов (Большой Казны , Аптек и Налогов). Боярин покровительствовал различным взяточникам и казнокрадам. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил зарплаты служащим и ввёл высокий косвенный налог на соль. Соль была главным консервантом того времени и была необходима людям. Морозовские налоги вызвали народные выступления в мае 1648 года в Москве, Пскове и многих других городах Московского государства . Повстанцы требовали головы Морозова. Его ближайшие помощники (окольничий П. Т. Траханиотов и дьяк Назарий Чистой), а также судья Земского приказа Л. С. Плещеев , были растерзаны толпой восставших москвичей, сам всесильный боярин едва спасся от расправы, укрывшись в царском дворце.
Царь вынужден был удалить своего любимца, — Морозов был выслан в Кирилло-Белозерский монастырь . Это, правда, не изменило отношения Алексея Михайловича к Морозову.
Через четыре месяца Морозов вернулся в Москву.
По возвращении Морозов не занимал официального положения во внутреннем управлении, вероятно потому, что царь хотел выполнить данное народу обещание.
В то же время, в 1649 году, Морозов принял активное участие в подготовке свода законов, который просуществовал до XIX века .
Морозов все время был при царе. При выступлении в поход на Литву в 1654 году царь пожаловал Морозова высшим военным званием — дворовым воеводою , начальником над «полком государевым».
Когда Морозов умер в 1661 году , царь лично отдал последний долг покойному в церкви вместе с другими. Был погребен в Чудовом монастыре, могила утрачена.
- Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. В 2 тт. — М. — Л. : Изд-во АН СССР, 1940-1945.
-
Жарков В. П.
Боярин Борис Иванович Морозов — государственный деятель России XVII века. — М. , 2001. -
Петрикеев Д. И.
Крупное крепостное хозяйство XVII в. По материалам вотчины боярина Б. И. Морозова. — Л. , 1967. -
Смирнов П. П.
Правительство Б. И. Морозова и восстание в Москве 1648 г. — Ташкент, 1929.
Биография
Старообрядчество
Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона , тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом . Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых . Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу . Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия
» (призывая по примеру преподобной Мастридии , чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором
».
По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск , где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе . Евдокия Урусова скончалась 11 (21) сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 2 (12) ноября 1675 года .
На месте предполагаемого заключения Феодосии Морозовой и других старообрядцев построена часовня. Попытки сделать это предпринимались и в начале 20-го века, до революции, но разрешения на строительство не давали.
Духовный стих о боярыне Морозовой |
---|
Снег белый украсил светлицы,
Дорогу покрыл пеленой, По улице древней столицы, Плетется лошадка рысцой. На улице шум и смятенье, Народ, словно море, шумит, В санях, не страшась заключенья, Боярыня гордо сидит. Высоко поднявши десницу, Под звон и бряцанье цепей, Она оглашает столицу, Правдивою речью своей. Она не боится мученья, И смело на пытку идет, И к истине сердца влеченье Ей силу и бодрость дает. Сменила пиры и палаты На мрачный сырой каземат, Душа её верой богата, Ей правда дороже палат. И верит она не погибнет, Идея свободной мольбы, Настанет пора и воздвигнут, Ей памятник вместо дыбы. На месте тех давних событий Часовня, как символ, стоит, И людям об Истинной Вере Она неподкупно гласит. Вы, люди, не бойтесь гонений, Ведь правда бывает одна. И Вера Христова святая Одна лишь на все времена. За веру святые страдальцы На подвиг безтрепетно шли. Они не боялись мучений, Лишь веру в душе берегли. Святая великая мати, На сем нас пути укрепи. И иго Христово благое С любовью нести помоги. Стяжавше к Христу дерзновенье, Его ты за всех умоли, Всем людям на Русской земли. Чтоб в Истинной вере спасаться Всем людям на Русской земли. |
Предприниматель голубых кровей
Бориса Морозова можно по праву назвать первым русским бизнесменом. Австрийский дипломат Мейерберг утверждал, что правая рука царя обладала такой же «жадностью к золоту, как обыкновенно жаждой пить».
Впервые Морозов взялся за предпринимательство в 1632 году, когда на пару с братом осуществлял поставки хлеба для нужд русского войска (тогда шла очередная война с польской короной). Вообще хлеботорговля для Бориса как для феодала представляла особый интерес, но боярин ею не ограничился.
Морозов промышлял вином и водкой, причём большую часть продукции он продавал своим же крестьянам в кабаках, а излишки отправлял за пределы вотчины. Борис Иванович также стал родоначальником отечественного химпрома: он впервые смог наладить массовое производство поташа – вещества, которое используется в мыловарении, изготовлении стекла и тканей, выделке кож; морозовский поташ считался лучшим во всём государстве.
Борис видел острую необходимость в развитии металлургии: в Звенигородском уезде он организовал небольшой завод, где работали пленные поляки. Кроме того, Морозов создавал кирпичные предприятия, занимался рыбной ловлей.
Сфера деятельности Бориса не замыкалась на России, он был одним из крупнейших экспортёров Московского царства. После смерти боярина выяснилось, что тот не гнушался ссужать деньги под высокий процент: в иные годы его прибыль от ростовщичества составляла 85000 руб. Разумеется, Морозов периодически покрывал расходы бизнеса за счёт казённых средств, что не могло не сказываться на благополучии страны.
Старообрядчество в жизни боярыни Морозовой
В историю Феодосия Морозова вошла как представительница старообрядчества. Её близким другом был протопоп Аввакум, вместе с которым она выступала против реформ патриарха Никона.
Патриарх, поддерживаемый царём Алексеем Михайловичем, принимал нововведения, касающиеся русской православной церкви. В частности, за основу брались принципы Церкви Константинопольской, что давало возможность забирать церковное имущество в пользу государства.
Дом боярыни Морозовой стал оплотом старообрядцев. Свои молитвы она совершала “по старым обычаям”, жертвовала значительные суммы на помощь нищим, убогим и бездомным, которые получали приют в её жилище и называли Морозову святой. Известно, что Феодосия Прокопьевна носила рубаху-власяницу, которая, согласно поверьям, “смиряла плоть”. Правда, в этом у неё с Аввакумом заметны расхождения во взглядах.
Протопоп призывал последовать примеру преподобной Мастридии, выколов глаза, чтобы избавить себя от соблазнов:
Здесь, на мой взгляд, прослеживается явная разница между Аввакумом и Морозовой, ведь первый был фанатиком старообрядчества, а вторая — лишь ярой защитницей прежних устоев.
В. И. Суриков «Боярыня Морозова» (фрагмент картины)
Документ
ИЗ СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ 1649 ГОДА
(1) А которые крестьяне за кем записаны в переписных книгах прошлых годов и после тех переписных книг… сбежали или вперёд начнут сбегать — тех беглых крестьян, и их детей, и племянников, и внучат с жёнами и с детьми, и со всем имуществом отдавать из бегов тем людям, кому они записаны по переписным книгам… < …> Впредь никому чужих крестьян не принимать и за собою не держать… (2) Если кто на царское величество злое дело замыслил… казнить. (3) Если кто… вздумает Московским государством завладеть и государем быть и для того своего злого умышления начнёт рать собирать… казнить.1. Объясните смысл положения, приведённого под цифрой 1. В чём состоит его новизна? Предположите, как оно было воспринято разными слоями населения страны. 2. Какое значение имели положения под цифрами 2 и 3? Как вы думаете, чем могло быть вызвано их появление?
Увеличение налогов на соль
Водили все новые и новые налоги, но собирать их было очень трудно. И тогда было принято решение увеличить косвенные налоги. Необходимо различать прямые и косвенные налоги. Прямые — это, когда с полученной суммы часть ее уплачивается в виде налога. Косвенный налог, видимо никто не платит, но на самом деле, его уплачивают. Он заложен в стоимость товара. Сейчас самыми значимыми, в настоящее время, косвенными налогами являются налоги на спиртное или на табачные изделия. В то время таким важным налогом стал косвенный налог на соль.
Сейчас бы мы очень удивились, узнав, что можно поправить финансовые дела государства, увеличив на 50 процентов налог на соль, потому что мы соль потребляем в очень ограниченном количестве, а в средневековье, когда не было холодильников, соль была главным консервантом, и каждая, даже простая семья, использовала много-много мешков соли для того, чтобы заготовить впрок рыбу, овощи и другие продукты. Поэтому была установлена государственная монополия на соль.
Производство соли было частным делом, но затем соль нужно было по установленной цене сдавать государству, а из казны ее продавали по уже более высокой цене, и вот эта разница, она в виде косвенного налога, поступала в казну.
Это привело к резкому подорожанию всех продуктов. Особенно пострадали те, кто жил с рынка, то есть горожане, живущие на посаде стрельцы, и, хотя, возмущение против соляного налога было очень велико, его вскоре отменили, тем не менее, дороговизна не исчезла, не исчезло вместе с тем и недовольство.
Последствия закрепощения крестьян
Прямым следствием закрепощения крестьян было и усиление самодержавия. Землевладельцы нуждались в сильной царской власти для того, чтобы удержать в повиновении массу крепостных. В Соборном уложении впервые содержится детальная регламентация всех наказаний, которые следуют, если нарушается честь государева двора. Что это значит? Например, на государев двор нельзя было являться с оружием, или на государевом дворе нельзя было сквернословить. По христианским понятиям это вообще нельзя, но на государевом дворе это было отягчающим обстоятельством. Здесь впервые, в новом своде законов есть и норма, касающаяся, так называемого,слова и дела.
Этот институт, то есть система отношений, доносительства о важном государственном преступлении, существовала и ранее, но теперь она получила юридическое оформление. Как работала эта система? Любой человек, если он узнал о какой-нибудь государственной тайне, должен был закричать «слово и дело», то есть сообщить о том, что он знает государственное слово и государственное дело
Его вели в учреждение, в приказ и там подвергали пытке. Может быть вы слышали такое выражение — «доносчику первый кнут». Вот это с тех времен. Сначала изветчик, как его называли, должен был подтвердить свой донос кожею, то есть его стегали кнутом, и только после того, как он стоял на своем, вызывали оговоренного, устраивали очную ставку, и таким образом выясняли справедливость извета.
Было очень страшно не донести, потому что, если человек не донес, он становился уже не свидетелем, а соучастником преступления. Слово и дело существовало в 17 и, даже, до середины 18 века и, конечно, отражало, с одной стороны, суровость самодержавной власти, а с другой стороны, ее внутреннюю слабость. Для того, чтобы проиллюстрировать это, забежим вперед и узнаем, однажды, в 19-м веке, императору Николаю I донесли, что какой-то крестьянин плюнул в кабаке на его бюст.
Конечно, в 17 веке это было бы предметом очень тщательного разбирательства. Этого бы крестьянина подняли на дыбу и задали бы два сакраментальных вопроса, кто сообщники и кто научил. Но Николай поступил иначе. Он велел передать этому крестьянину, что ему тоже на него наплевать. Так может поступить только очень сильный государь, ведь за спиной императора Николая I стояла уже огромная бюрократия, регулярная армия, а ничего этого еще не было в 17 столетии.
Непреклонность и её последствия
Алексей Михайлович, поддерживающий реформы Никона, всячески пытался оказать влияние на Морозову. Когда стало ясно, что родственники и знакомые не смогут переменить её взглядов, царь перешёл к более решительным мерам. У боярыни начали отбирать земли и усадьбы. Вероятно, уже тогда Алексей Михайлович задумывался об аресте, но заступничество его супруги, Марии Ильиничны, связанной родством с Морозовой, спасало женщину.
Более того, сама Морозова несколько раз посещала “новообрядческую церковь”, чем вызывала негодование своих соратников. Чтобы убедить их в приверженности прежним идеям и принципам, боярыня приняла постриг, став монахиней Феодорой.
В отличие от прочих придворных, Феодосия Морозова отказалась присутствовать на венчании царя Алексея и его второй супруги, Натальи Нарышкиной. Увещевания бояр, направленных государем, не дали результата. Отказом принять новые реформы Морозова подписала свой приговор.
Боярыня Феодосия Морозова (кадр из сериала «Раскол»)