История праздника
Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.
Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).
Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.
Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.
Рождественские традиции и обычаи русского народа
Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить:
1. Колядование. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток. Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество.
2. Гадание. Рождество является началом Святок (святых дней), которые продолжаются до дня Крещения (19 января). В околорождественской традиции этот период считался самым благоприятным для гаданий. Особенно прельщала ворожба как способ предсказания судьбы незамужних девиц. Ритуалы любили проводить в полночь в темноте и при свечах, что создавало особенно мистическую атмосферу. Гадали и по расплавленному воску свечи, который выливали в воду и пытались рассмотреть образ застывшей фигуры. Было распространено и гадание на кофейной либо чайной гуще. Не обходилось и без зеркала.
3. Генеральная уборка дома. К Рождеству хозяева обязательно прибирались в избах, топили бани, стелили чистую скатерть, готовили новую одежду для праздника.
4. Особое оформление праздничного стола в Рождество. Хозяйки клали под скатерть сено, что символизировало ясли Иисуса Христа. Под столом часто размещали железный предмет (топор), на который гости ставили ноги, что символизировало крепкое здоровье и сильный дух. По углам стола располагали монеты, купюры, соль и чеснок для благополучия в доме.
5. Запрет на труд в Рождество. В сам праздник уже ничего не делали: не плели, не шили, не готовили и не убирали в доме под страхом бед и несчастья.
6. Приглашение на праздничный ужин знакомых одиноких людей, странников и сирот.
И это далеко не полный перечень всех обычаев и традиций на Рождество. Что же еще особенного делали в этот день в России? Например, ножки обеденного стола во время празднования обвязывали верёвкой, чтобы домашний скот не убегал из стада. После утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога (христославили). А остатки с вечерней трапезы выносили за пределы двора, чтобыволки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине.
Важно знать! Колядование и гадания, дошедшие до современных дней, являются «околорождественскими» обычаями, так как идут в разрез с духовным смыслом православного праздника Рождества, из-за своего языческого происхождения. Но несмотря на это, они прочно закрепились в русской культуре.
Появление главного символа Нового года – ёлки
Баронесса Мария Фридерикс (прим. Город+: Мария Петровна Фридерикс — фрейлина императорского двора, занималась благотворительностью) писала в своих мемуарах о том, что в Россию обычай ставить в доме на праздник ёлку был ввезен из Пруссии принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной), с которой Николай I вступил в брак в 1817 году. В некоторых областях Германии ёлочки, поставленные на столах и украшенные яблоками, сахарными изделиями и облатками (Прим. Город+: облатка — бумажный кружочек, смазанный клеем и служивший для склеивания конвертов), известны уже в первой половине XVI века.
Баронесса вспоминает, как накануне Рождества императрица приглашала членов свиты с детьми на семейный праздник:
«1837 год. Я уже совсем ясно начинаю припоминать, мне тогда было 5 лет, именно в это время приближение ёлки сильнее врезалось в мою память. Нужно сказать, что примерно за неделю до Рождества и «большой ёлки», как мы её называли в детстве, у великих княжон Марии, Ольги и Александры Николаевны, в какой-нибудь выбранный день, делалась так называемая «маленькая ёлка» (la petit Noel): тут юные великие княжны и маленькие великие князья дарили друг другу разные безделушки… По окончании нашего детского празднества нас, детей… повели пить чай в детскую великих князей».
В провинции ёлки появляются в основном в городах, где проживает много иностранцев. К.Авдеева, автор знаменитой кулинарной книги, в конце 1830-х — начале 1840-х годов жила с семьёй дочери в Дерпте. По её наблюдениям русские, живущие в городе, праздновали Рождество, а Новый год отмечали и ставили ёлку, в основном, в домах немцев.
Во второй половине XIX века новогодний праздник стал обретать знакомые нам черты. Ёлку можно было уже увидеть не только в Зимнем дворце, но и в губернских и уездных городах, в домах мещан и провинциальных помещиков. Ёлки теперь продавались на ёлочных базарах: в Петербурге — у Гостиного двора, в Москве — на Театральной площади. В 1852 году в Петербурге в Екатерингофском парке была устроена первая публичная ёлка, и с этого времени становится традиционным новогодним мероприятием.
Однако новогодний праздник приживался довольно долго. Так, 1 января 1853 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» сообщалось:
«Петербург проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».
Святки
Стоит отметить, что Церковь дни Святок завещала блюсти свято – запрещено таинство брака, хмельные гулянья, шумные игры. Но это не всегда соблюдалось.
Как свидетельствуют этнографы, до революции было принято ходить с изображением Рождественской звезды из фольги или в виде разноцветного фонаря на шесте, и славить Христа. Этим занимались молодёжь и дети. Они пели духовные стихи, описывающие события Рождества. А порой разыгрывали небольшие сценки или целое театрализованное действо.
Рождественская дореволюционная открытка
Колядовать и славить – вообще-то понятия разные. Колядовать – петь языческие дохристианские песенки, к примеру, «Овсенька, коляда, ты где была?». А славить – значит, петь «Рождество твое, Христе Боже наш».
Кстати, «Овсеньку» в прошлом году мне исполнили колядующие школьницы, вряд ли понимая, о чём поют. Но Церковь всегда выступала против языческих элементов в праздновании Рождества.
Преподобный Иоанн Вышенский в конце XVI века призывал: «Коляды из городов и сел учением выгоните, не хочет ибо Христос, чтобы при его Рождестве дьявольские коляды имели место, но пусть их в свою бездну занесет. «Щедрый вечер» из городов и сел в болота загоните, пусть с дьяволом сидит, а не позорит христиан».
Поэтому развлечения люди стремились христианизировать. Рождественский вертеп – лучший пример этого.
Народные традиции и обычия, связанные с Рождеством
Подготовка к празднику начинается задолго до его начала. Русские крестьяне, хотя и исповедовали православие, сохранили множество языческих традиций. Большинство из них связано с земледелием и будущим урожаем.
До первой звезды
Рождество предварял одноименны строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу – мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть.
Сжигание снопа
Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни – надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.
Вертеп, ряженные и коляда
Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами.
Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами.
За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов.
Во время представления часто исполнялись песни – коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов.
В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же – прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть – Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства.
Подарки
Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Согласно Евангельским текстам, Иисус родился в хлеву, в бедности и страданиях. Одними из первых к нему пришли три волхва или три царя из восточных стран. Они принесли ему в подарок золото, ладан и смирну. Поэтому в Рождество подарки дарят не только детям, но и взрослым.
Постный стол и богатый стол
В богатых семьях появилась традиция ставить на рождественский стол двенадцать блюд, по числу апостолов на Святой Вечере. И также было принято вспоминать об умерших родственниках – для них по краям стола ложились зубки чеснока.
Сочельник
День перед Рождеством называется Сочельник. Этот термин пошел от названия блюда, которое традиционно готовилось в этот день в крестьянских семьях – сочива. Заваривалась каша, обычно из сеченой пшеницы или ячменя, отсюда и название. В кашу добавлялся мед, мак, орехи и другие сладости. Единого рецепта нет, в каждом селенье сочиво готовили по-своему.
Ужин в канун Рождества было принято делать постным. На стол ставились, в основном, каши, соленья и грибы. Никакого алкоголя у крестьян в этот день не было. Вечеру перед праздником придавали большое сакральное значение. И, хотя церковь выступала против суеверий, молодые девушки в эту ночь собирались, чтобы гадать. Тема гаданий всегда была одной и той же – дата свадьбы и личность суженого. А вот, способы отличались.
После того как семья завершала ужин, хозяин собирал объедки со стола и шел в хлев. Рождество считалось таким большим праздником, что радость от него должны были ощутить все, даже домашние животные.
Совсем по-другому накрывался стол на Рождество. Именно к этому празднику резали скотину, и крестьяне ели мясо. Интересно, что блюда состояли из больших кусков, это связано с особенностью запекания в русской печи. Кроме того, готовили птицу и рыбу. С мясной начинкой делалась и традиционная выпечка – калачи, кулебяки, блины и расстегаи.
Как постились в монастырях
Культуролог Маргарита Михайловна Лоевская в работе «Монастырский устав и монастырская еда: динамика развития» указывает, что Рождественский пост относился к нестрогим постам, а потому в Соловецкой обители до праздника Святого Спиридона Тримифунтского (12 декабря по старому стилю) допускались послабления: четыре раза в неделю, по вторникам, четвергам и воскресеньям разрешалась рыба. Монахи ели по вторникам и четвергам один раз в день, а в выходные два раза в день. В остальные дни ели пищу без масла. Братия питалась запеченным картофелем, овощными похлебками, квашеной капустой, пшенной кашей.
Последняя неделя поста была строгой: постное масло дозволялось по субботам и воскресеньям, а остальные дни монахи постились как в Великий пост – ели сырую пищу. В Сочельник ели только один раз – после всенощной. До этого момента полагался строгий пост.
В Рождество после утренней праздничной службы монахи и приехавшие на праздник паломники – крестьяне и дворяне разговлялись монастырским творогом, ватрушками, конфетами и какао. В обед к столу подавали белый хлеб, рыбные пироги, икру и даже пирожные. А на Святках в монастыре угощали хеком, рыбными котлетами, форелью, окунем под сметаной, козулями (особыми пряниками), семгой и кашами на молоке с маслом.
« Во что верили древние скифы
Какие подарки дарили члены императорской семьи друг другу на Новый год и Рождество
В ночь на Рождество все члены царской семьи получали множество подарков. Среди них бывали и предметы роскоши, но детям чаще всего дарили игрушки и сладости. К примеру, Николай I лично ходил по магазинам, подбирая для каждого из своих родных что-то необычное. В канун 1832 года он подарил своему 13-летнему сыну бюст Петра I, ружье, саблю, ящик с пистолетами и вицмундир Кавалергардского полка.
Дети в императорской семье тоже заранее готовили особые подарки для всех близких. Причём радовать своих родителей, братьев и сестер они старались не «за казённый счёт», а из собственных сбережений. Вот что дочь Николая I Ольга вспоминала о рождественском празднике 1837 года: «У нас была зажжена ёлка в Малом зале, где мы одаривали друг друга мелочами, купленными на наши карманные деньги».
«Новогоднее угощение», Великая княгиня Ольга Романова, младшая дочь императора Александра III. 1935 г.
Царские дети всегда радовались подаркам, независимо от их стоимости. Зачастую их приводили в восторг простая вещь ручной работы или набор оловянных солдатиков.
Пожалуй самый оригинальный подарок достался в 1843 году дочери Николая I Александре. Накануне Рождества в российскую столицу из Германии приехал её жених Фридрих Вильгельм, принц Гессен-Кассельский, но 18-летняя великая княжна об этом ещё не знала. Когда начался праздник в Зимнем дворце, и двери главного зала распахнулись, девушка увидела, что к её елке привязан будущий муж. Так родители подарили своей дочке настоящее рождественское чудо.
В канун 1918 года, почти через год после свержения династии Романовых, семья последнего российского царя Николая II находилась в ссылке в Тобольске. Александра Фёдоровна с детьми, как и прежние времена, готовили рождественские подарки. Купить они практически ничего не могли, поэтому делали их своими руками: вышивали, вязали и рисовали, а затем дарили их друг другу или отправляли в посылках дорогим сердцу людям. Ближайшая подруга экс-императрицы Анна Вырубова писала в мемуарах о Рождестве 1918 года: «Я получила от дорогой Государыни посылку с мукой, макаронами и колбасой, что было роскошью в это время. В посылку были вложены также шарф, теплые чулки, которые мне связала Государыня, и нарисованные ею кустики».
Традиции празднования Рождества
Именно празднику Рождества мы обязаны многими замечательными традициями. Самый известный символ праздника – конечно, украшенная елочка! Сначала это было ветви деревьев, сплетенные в венок (наверняка многие знают про ветви омелы в Англии) и украшенные яблоками, цветами. Говорят, что уже в VIII веке в Европе наряжали к Рождеству именно елку, украшая ее лакомствами (сладостями, орехами, фруктами), колокольчиками и свечами.
Специальные легкие елочные игрушки появились позднее. А в последние столетия нарядные ели, бывшие рождественским украшением домов, «вышли» и на площади городов.
Другая, ставшая всеобъемлющей, рождественская традиция – дарить подарки всем родным и близким, берущая свое начало от даров, которые принесли волхвы. Для тех, кто далеко от нас в этот день, уже полторы сотни лет существуют замечательные рождественские открытки, не только бумажные (часто сделанные своими руками), но теперь и виртуальные.
Иногда подарки в разных странах «помогают» дарить рождественские гномы или Пэр Ноэль, Дед Мороз или Санта-Клаус, но, думается, приятно и просто взаимно обменяться дарами и открытками.
Интересной традицией празднования Рождества Христова стало изготовление вертепов, как домашних, так и возле либо внутри храмов. В прошлые века вертеп был разновидностью кукольного театра, с помощью которого дети показывали сцены, относящиеся к рождественским событиям. Сейчас это неподвижная композиция, изображающая пещеру со Святым Семейством, овечками, пастухами, иногда волхвами, звездой – словом, участниками тех событий.
Елка на Руси и в СССР
Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.
Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.
К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.
В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).
В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
Рождество в деревне
Красочное, с наивными народными обычаями и неколебимой верой в чудо было Рождество в деревне. Бездонное небо, усыпанное звёздами, сияло над белыми крышами избушек, наполовину занесённых снегом. Золотой свет струился из окон церкви, сверкал иней на деревьях, окружающих её. Под Божьим кровом собрались и стар и млад. В тесноте да не в обиде целыми семьями пришли встречать Христа.
До появления звезды люди постились. Перед Всенощной было принято угоститься кутьёй – кашей на воде, приправленной сочивом – соком из маковых, конопляных или ореховых зёрен, и узваром – компотом из сухофруктов с мёдом. При этом блюда ставили на сено, или сено прятали под скатерть – в напоминание, что Христос родился в яслях. Кутью упоминает ещё летописец Нестор в «Повести временных лет» за 997 год.
Канун Рождества назывался Сочельником или Святым вечером. Далее, с Рождества до Крещенья, длились Святки.
Какие обряды и ритуалы проводили на Руси?
В Сочельник на закате все домочадцы во главе со старшими начинали молиться. Затем зажигали свечку и прикрепляли ее к караваю хлеба.
В передний угол под иконами укладывали сено или солому, застилали белоснежной скатертью, на которую ставили сноп пшеницы и сочиво. После всех приготовлений возобновляли молитвы, а по окончании садились за стол.
Первое вкушение пищи после поста проходило в тишине. Но у крестьян было несколько обрядов:
- гадали на будущий урожай, выдергивая соломинки из снопа пшеницы;
- дети сидели под столом и пищали, как цыплята, чтобы у семьи водились куры.
Остатки кутьи раздавали соседям, которые жили в бедности. После ужина начинались колядки. Молодежь ходила по дворам, пели песни, славили рождение Христа, поздравляли с большим праздником. За это хозяева дома должны дать деньги или угостить колядующих.
Вот несколько простых стихов для колядок, которые могут запомнить даже дети:
- Коляда, коляда, открываем все дома, все окошки, сундучки, даем конфет и пирожки. Чтобы было благо вам, скажи спасибо небесам, Бог здоровья всем нам даст, ведь на это он горазд.
- Мы сегодня в доме вашем и станцуем вам, и спляшем! Всех зовем на наши Святки, ждут вас игры и загадки. Ждут гаданья, пляски, смех, шуток хватит здесь на всех!
- Не дашь мне ватрушки – получишь по макушке! Не дашь пирога – уведу корову за рога!
Хозяйки неделю после Сочельника не выметают сор из избы, а собранный за это время мусор потом сжигают на улице. В ночь на Рождество крестьяне выходили в поле и смотрели на небо. Считалось, что верующие могли увидеть небесные красоты.
Это интересно! У нехристиан праздник Рождества Христова связан с застольем, дарением различных подарков и загадыванием желаний.
Рождество до революции
Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения.
Княгиня Наталья Фёдоровна Ливен — жена церемониймейстера при дворе Александра II, её сестра — княгиня Вера Федоровна Гагарина и их двоюродная сестра Елизавета Ивановна Черткова — вдова генерал-адъютанта Черткова, дочь графа Чернышова-Крутикова‚ героя войны 1812 года, начали активно участвовать в этом служении, предоставив средства и открыв свои дома для организации таких праздников. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии.
Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. А. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов.
Царствование Екатерины II
В царствование Екатерины II при дворе празднование происходило следующим образом:
«На 1 января 1769 года назначен придворный маскарад. Празднование при дворе было обычное: дипломатический корпус и министры созваны на повесткам. В 12-м часу императрица в малой короне и мантии вошла в паре с ситом в большую церковь, в предшествии гофмаршала с жезлом. Проповедь после литургии произносил Новоспасский архимандрит Симон (Лагов), а преосвященный Гавриил (Кременецкой) — поздравительную речь.» (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга…)
«День 1 января 1776 г. начался обычными церемониями. В придворной церкви после литургии произносил проповедь архимандрит Виктор, а архиепископ Гавриил в кавалерской комнате, при целовании руки, приветствовал ее величество краткой поздравительной речью. Перед дворцом собранные полки окончили парад с музыкой.» (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга…).
Пушечная пальба фиксируется в источниках вплоть до конца XVIII века, а вот после вступления на престол Павла I таких упоминаний нет.
А вот традиция украшения дома еловыми ветками не прижилась и сохранилась лишь в украшении кабаков.
Рождественский вертеп
В некоторых деревнях России было принято делать целый кукольный театр, с помощью которого разыгрывался евангельский сюжет. Вертеп представлял собою ящик, порой двухэтажный, изображающий собой «небо» и «землю». И набор кукол, среди которых Мария с Богомладенцем, Иосиф, ангелы, добрые волхвы, Дьявол, злодей Ирод и его Смерть. В Малороссии среди кукол встречались праведники Аарон и Давид, а также мирские грешники – Шинкарка, Мельник (который считался колдуном), Скоморох, Плясовица (дочка Ирода).
Рождественский вертеп
Спектакль с зарифмованными монологами включал в себя поклонение ангелов и волхвов Христу. Визит волхвов во дворец Ирода и его повеление убить младенцев. При этом Ирод не щадит и собственного наследника. В конце действа Дьявол и Смерть увлекают Ирода в «ад» – прорезь в полу ящика. При этом царь произносит трагический монолог нечестивца, который зрит свою погибель и боится Страшного Суда.
Также спектакль включал несколько дополнительных сцен – например, Рахиль не отдаёт Ироду своего сына, но его всё равно отнимают. При этом народные сценаристы не учитывали, что библейская Рахиль жила задолго до Христа. Или комические споры между Мужиком и Барином, или Наполеоном и его Слугой. Пляску Цыгана с медведем и тому подобные развлекательные моменты на потребу публике.
Сегодня традиция Рождественских вертепов возрождается, и в интернете можно увидеть афиши из разных городов, приглашающие на такие представления.