Зачем крестоносцы воевали в русь?

Почему русь не участвовала в крестовых походах?

«Старый мир» лучше доброй ссоры

Весной 1262 года Александр Невский и Миндовг заключают договор о союзе и совместном походе на Ливонский орден. Первыми к Вендену, столице ордена, пришли войска Миндовга, возглавляемые Тройнатом. Александр Невский в это время решал вопросы в Орде, и дружина под руководством его брата Ярослава подошла только через месяц. Не взяв Венден, Миндовг ушел в Литву, а русские пограбили земли Дерпта.

Почти сразу же из Риги, Любека и острова Готланда выезжают немецкие послы, везя русским мирный договор и предложения по восстановлению торговли. В Новгороде подписывают «Старый мир», по которому немцы отказываются от всех своих захватов в северных русских землях и обещают прервать блокаду балтийских берегов и не трогать русских купцов.

Веротерпимость

Нужно сказать, что на Евразийском континенте это было очень бурное время становления новых государств и столкновения уже состоявшихся империй. Только недавно, в 1254 году неудачей закончился Седьмой Крестовый поход, в результате которого Людовик IX попал в плен в дельте реки Нил.

Монгольская же империя стала активно расширяться на восток. В 1251 году каганом, верховным правителем государства, стал Мункэ, внук Чингисхана. Здесь нужно сказать, что одной из отличительных черт монгольской империи была подчеркнутая веротерпимость. Среди народов, которые входили в состав этого государства, были и язычники, поклонявшиеся небу, и христиане самого разного толка: несториане, православные, яковиты; и ряд мусульманских племен, а также иудеи.

Первое ледовое побоище

В 1234 году князь Ярослав Всеволодович с четырнадцатилетним сыном Александром во главе войска из переяславских, новгородских и псковских полков громит тевтонских рыцарей под Юрьевом, в сражении на реке Эмайыги (Эмбах).

Подойдя к Юрьеву, русские войска с ходу опрокидывают тевтонцев, загоняя тяжелых рыцарей на речной лед: «И поможе Бог князю Ярославу с новгородцы, и биша и до реки, и ту паде лучших немец неколико: и яко быша на реке на Омовже немцы, и ту обломишася (лед — сост.), истопе их много, а иные язвени вбегоша в Юрьев, а другие в Медвежью Голову».

После тяжелого ледового поражения магистр ордена Фольквин фон Винтерштеттен заключает мир с Ярославом Всеволодовичем, который соблюдался в течение четырех лет. «И поклонишася немьци князю, Ярослав же взял с ними мир по всей правде своей». Юрьев обязался платить дань Новгороду — в дальнейшем именно это обязательство послужит для Ивана Грозного поводом начать Ливонскую войну.

Союзные рати

После завершения основной части Западного похода, смоленский отряд вернулся приведя с собой ордынских лучников в качестве пополнения войска Александра. Наконец, ответный визит к немецким псам-рыцарям мог состояться и объединённая рать двинулась на ливонские земли. По данным Л. Н. Гумилева, новгородское войско до половины состояло из ордынского пополнения: их стрелков с бронебойными стрелами и тяжелой конницы. Русские сложносоставные луки с бронебойными стрелами вскрывали броню тяжеловооруженных немецкий всадников, как нож консервную банку. Их успешно использовали в течение всего Западного похода, не подвели они и на Чудском озере.

Специальный отряд лучников был выставлен перед передовым полком, прямо под копыта несущегося бронированного немецкого клина и смог частью спешить, а частью остановить сокрушительный разбег ранее монолитного боевого построения, значительно ослабив его удар. Вряд-ли кто из того отряда остался в живых, но свою задачу они выполнили.

Ну а когда потерявший многих бойцов и инерцию разбега клин завяз в боевых построениях новгородской рати, им в тыл ударила тяжелая русско — ордынская конница, после чего у рыцарей была только одна мысль: как бы вырваться из смертельной западни. Успех победы Александра был настолько велик, а ужас немцев настолько жуток, что после заключения мира на условиях Новгорода, рыцари целых 11 лет не решались нападать.

надолго тогда отбили охоту у выживших крестоносцев глядеть на Восток

Звенья одной цепи

На курултае Чингизидов, состоявшемся в 1235-ом году в Монголии, было принято решение защитить земли своих союзников от агрессии Запада и предотвратить обращение Руси в католичество. Дать отпор псам Ватикана поручили хану . Пройдя по Русской равнине и образумив тех кто был настроен поддаться тлетворному влиянию Запада, он тем самым обезопасил тылы, создал базы снабжения для армии, а также провел в 1238 / 1241 годах первый набор рекрутов на территории русских и половецких земель. Об этом походе, имевшем важнейшее значение для независимости Руси, я вам расскажу в следующей статье.

хотели завершить окатоличивание, рвались на Восток

Следует лишь упомянуть, что старший брат Батыя хан Орду, провёл свою часть западной армии через Смоленск, где к нему (по сведениям из булгарской летописи) присоединился 10 000-ый отряд князя Михаила Ростиславовича, а также дружина русско — литовского князя Оскола. В 1241-ом году эти витязи, в составе войск Чингизидов, сыграли решающую роль в разгроме крестоносцев в битве при Легнице, приняв на себя главный удар немецких рыцарей. Они же по возвращении из похода, присоединятся к русским войскам перед Ледовым побоищем.

Религия ассасинов

Однако параллельно на той части Востока, которая была пока неподконтрольна монголам, расцветало и ширилось движение исмаилитов-низиритов, более известных у нас, как ассасины. Кстати, что характерно, низириты существуют до сих пор, и в мире их насчитывается коло 15-и миллионов, что делает их вторым по численности течением шиитов.

В ту пору их в исламском сообществе считали «еретиками», или «мульхидами». Популярность этого учения базировалась на ряде очень простых догм: усердие в богословии (иджтихад), плюрализм (расовое, этническое, культурное разнообразие и допустимость религиозных различий внутри уммы) и социальная справедливость.

По сути, низириты в какой-то момент отвоевали себе независимое государство, что, например, очень не понравлюсь сельджукам, которые решили уничтожить это государственное образование. Низириты же ответили индивидуальным террором и охотой на сельджукских вождей. И охота, надо сказать, была небезуспешной.

Собственно, именно так низириты, а вернее, отдельные их сообщества убийц, и получили название ассасинов, или гашишинов, поскольку некоторые из них шли убивать и умирать, предварительно употребив гашиш для храбрости.

В итоге низириты своим террором и экспансией, а также активной «еретической проповедью» довели многих восточных владык до крайней степени обеспокоенности.

Причины отказа от крестовых походов на Руси

Также отметим, что для Руси существовала проблема религиозной розни между православными и католиками, они практически не признавали христиан друг в друге. Поэтому идея объединиться для общего врага – ислама, для Руси была неприемлема. Соответственно отправиться на помощь католической Европе, которая к тому же находилась очень далеко, русские войска, воодушевляемые религиозной идеей, просто не могли.

Киевская Русь и ее граница перед государствами кочевников

Следовательно, постоянно контактировала с кочевниками, а они в большинстве своем были мусульманами и язычниками леса. Христианская же Европа была из другого мира, поэтому ее проблемы не вызывали особого интереса у русских княжеств.

И так, основными причинами, почему русские князья не принимали участия в охвативших всю Европу крестовых походах, была необходимость вести оборонительную войну, которой руководила светская власть, а не религиозная верхушка. Князья охраняли территории собственного государства, защищали церкви, монастыри и реликвии на собственной территории. Что касается религиозной составляющей, то «неверных» князья крушили собственным оружием на своей земле.

Угроза с Востока

Одной из важных причин, побудивших европейских крестоносцев отправиться на Русь, была угроза, исходящая с Востока. В то время на Руси правил князь Всеволод Ярополкович, известный также как Всеволод III Большое Гнездо. Он был сыном Всеволода Большое Гнездо и внуком Ярослава Мудрого, а потому обладал значительным политическим влиянием и владениями.

Несмотря на свою мощь и престиж, Русь оказалась под угрозой со стороны полуночных народов – печенегов и половцев. Печенеги, народ тюркского происхождения, и половцы, кочевники, вели систематические набеги на Русь. Они грабили и уничтожали поселения, пытались распространить свое владычество. Эта угроза вызвала обеспокоенность в Европе, и крестоносцы были подготовлены отразить врагов Христианства.

Еще одним фактором, объясняющим решение отправиться на Русь, было стремление крестоносцев воевать с будущими монголами. Вскоре после крестового похода на Русь, в 1223 году, монголы во главе с Джучиом, сыном Чингисхана, уничтожили половецкое войско в Степи. Это событие стало началом монгольского нашествия на Русь и Восточную Европу. Поэтому можно сказать, что крестовые походы на Русь имели долгосрочную стратегическую цель – противостоять монголо-татарскому нашествию, а также укрепить позиции Христианства и Руси в регионе.

Первые завоевания

Первым крупным городом на пути крестоносцев была Никея. Под её стенами они разгромили армию турецкого султана. Рыцарская конница оказалась намного сильнее. Отрубленными головами погибших врагов крестоносцы закидали осаждённый город.

Впрочем, все первые штурмы были неудачными, несмотря на мощные осадные машины. Корабли по озеру подвозили продовольствие защитникам крепости.

Переправа Готфрида Бульонского и его брата Балдуина через Босфор. (grafik.rp.pl)

В итоге, благодаря греческой флотилии, эти поставки удалось прекратить и крестоносцы стали готовиться к последнему штурму, надеясь на богатую добычу. С каким же удивлением они узнали, что в город мирно вошли византийские войска!

Дело в том, что император Алексей Комнин пошёл на хитрость: он отправил послов и тайно договорился с жителями Никеи о том, что они сдадут ему город и сразу же признают власть басилевса. Так и случилось.

В результате жители Никеи не пострадали от последствий штурма, а крестоносцы ещё больше обозлились на византийских союзников. Западным воинам даже не разрешили зайти внутрь, за крепостную стену пропускали группы не более десяти человек.

Следующий ключевой пункт на пути в Иерусалим — Антиохия. Западные воины были уверены в быстрой победе. Но осада затянулась на восемь месяцев и закончилась лишь летом 1098 года.

Захватить Антиохию удалось только благодаря предательству

Город был хорошо укреплён, внутри были большие запасы продовольствия. Стены были такими длинными, что полностью окружить их не было никакой возможности. А вот у крестоносцев еда заканчивалась, начался голод. Руководители похода посылали отряды грабить соседние поселения, чтобы найти провизию, но её не хватало.

Взять Антиохию помогло предательство оружейника-армянина по имени Фируз, который служил в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на местного эмира Яги-Сиана. Фируз впустил отряды крестоносцев в свою башню, а те открыли ворота крепости своим товарищам.

В Антиохию ворвались отряды европейцев. Они желали отомстить горожанам за долгие месяцы трудной осады и устроили настоящую резню. Были убиты тысячи жителей.

Но отпраздновать громкую победу крестоносцам не удалось. На следующий же день к городу подошла многочисленная армия мосульского эмира Кербоги. Теперь уже крестоносцы оказались в осаде. Более того, в центре Антиохии, в цитадели, ещё оставались турки, их не успели выбить оттуда. До сих пор точно неизвестно, как измученным европейцам удалось не просто выжить, но и победить. Ведь вражеская армия была намного больше.

Средневековые хронисты приводят такую историю: один из участников похода, монах из Марселя Пьер Бартелеми, во всеуслышание рассказал о случившемся у него видении. Якобы ему явился апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано Копьё Судьбы (именно им римский воин Лонгин пронзил тело Иисуса). Крестоносцы поверили в этот рассказ. Они начали поиски и обнаружили реликвию.

Раймунд Тулузский, один из предводителей рыцарей, решил, что находка копья — божественное знамение, и уверил в этом товарищей. После этого монах Бартелеми рассказал о том, что опять видел апостола Андрея. Тот якобы велел рыцарям поститься пять дней подряд, а после этого выйти из города на бой. Так крестоносцы и поступили. 28 июня 1098 года христианские воины вышли из города и построились для битвы. Мусульмане, которых было больше, имитировали отступление, подожгли траву, заманили голодных и уставших крестоносцев в засаду, но, несмотря на это, потерпели поражение.

Современники тех событий рассказывали о неистовстве крестоносцев. Некоторым из воинов, по их словам, в бою являлись образы святых Георгия и Маврикия, которые скакали вместе с ними и участвовали в схватке.

Поход на Ближний Восток

Сам «Жёлтый крестовый поход», в силу разногласий среди улусов Монгольской империи, развивался крайне медленно. Хан Хулагу, который был назначен командовать войсками похода, покинул Монголию в 1253 году, но к активной наступательной фазе войска приступили только в 1256-м.

Однако в итоге низириты были сметены буквально за несколько месяцев. Существенное сопротивление смогли оказать только горные крепости ассасинов Аламут и Гирдекух. К слову, осада Гирдекуха началась за несколько лет до начала похода, в 1252-1253 годах.

В итоге монгольские войска и их христианские союзники не остановились на низиритах, взяли Багдад, подчинили Ирак, Иран и Сирию, взяв Дамаск без боя. После этого основные силы монголов отступили. Связано это было, скорее всего, с тем, что каган Мункэ умер, а после его смерти ожидалась новая волна политического противостояния внутри самой Монгольской империи.

В результате хан Хулагу отошёл с основными силами в Закавказье, оставив Китбуку с корпусом в 10-12 тысяч человек, которые в 1260 году потерпели поражение от египетских мамелюков в битве при Айн-Джалуте. До этого, правда, успев покорить изрядную часть Палестины.

Китбука был взят в плен в том сражении и последствии казнен. Так «Желтый крестовый поход» окончательно и завершился, дав, впрочем, азиатским христианам несколько лет передышки от бесконечной исламской экспансии и устранив такой опасный политический фактор, как ассасинский террор.

« 3 коренных северных народа, которые живут в России

Поиск новых земель и ресурсов

Одной из причин, побудивших крестоносцев отправиться на Русь, был поиск новых земель и ресурсов. В то время Европа испытывала значительное населенное давление, и многие местности были переполнены людьми. Крестоносцы считали, что на Востоке, включая Русь, можно было найти просторные и плодородные земли, которые позволят им улучшить свое финансовое положение и увеличить свое богатство.

Кроме того, Русь славилась своими природными ресурсами, такими как дерево, металлы и шкуры. Крестоносцы видели в этом возможность для личной выгоды и процветания. Они надеялись привезти эти ресурсы обратно в Европу и продавать их по выгодной цене, что принесет им значительный доход.

Культурное влияние и миссионерская деятельность

Одной из причин, побудивших крестоносцев отправиться на Русь, было культурное влияние, которое они желали оказать на эту землю. Крестоносцы считали, что православная Русь нуждается в реформах и привнесении западных ценностей.

Миссионерская деятельность также была важной мотивацией для крестоносцев. Они стремились распространить христианство на востоке и считали, что Русь — место, где они могли бы проповедовать и рассказывать о своей вере

Крестоносцы также надеялись укрепить свою религиозную власть в этом регионе. Они стремились установить в Руси лояльное католическое руководство и подчинить православную церковь папству.

Культурное и религиозное влияние, к которому стремились крестоносцы на Руси, имело как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, крестоносцы внесли новые культурные и технические достижения в Русь, такие как новые архитектурные стили и сельскохозяйственные технологии. С другой стороны, культурное и религиозное превращение Руси в католическую страну вызвало оппозицию и сопротивление со стороны православных жителей.

В целом, культурное влияние и миссионерская деятельность были значительными факторами, которые привлекли крестоносцев на Русь. Однако, их деятельность также вызывала конфликты и противодействие, что в конечном итоге оказало влияние на историческое развитие этой земли.

В землях Северной Словении

Между тем, в землях Новгородских происходили не менее важные события. Немцы и шведы ломились в Новгородские земли не наобум, у них были свои подкупленные бояре, желающие подороже продаться гансам. После победы Александра Ярославича над десантом шведов, продажная партия бояр смогла выгнать князя из Новгорода. В то же самое время, немецкие рыцари подкупом смогли взять Псков, оставить там свой гарнизон и значительно укрепиться на его землях, готовя плацдарм для атаки на Новгород. Дело шло к развязке и даже простые новгородцы понимали, чем она закончится.

По давлением народного вече, новгородские бояре снова пригласили Александра. Силами дружины и ополчения в 1241-ом году Псков был отбит, а опорные пункты ливонских рыцарей ликвидированы. Для закрепления успеха требовался решительный, завершающий удар по вражеской территории, однако для него не хватало сил. Огромное количество воинов было рекрутировано ханом Батыем для отражения надвигавшейся опасности с Запада. Русские княжества были обескровлены и не могли помочь. Именно поэтому, Александр вынужден был обратиться через своего отца за помощью к союзникам — Чингизидам.

сравнение боевого снаряжения противников не оставляет вариантов: если бы рыцари стали проваливаться под лёд, русские всадники от них бы не отставали

Drang nach Osten

В первой половине XX века в Европе появилась могучая сила, пытавшаяся восстановить Тевтонский орден. Альфред Розенберг, идеолог НСДП и автор нескольких ключевых понятий нацистской идеологии, много поработал над тем, чтобы вплести тевтонские мотивы в общую концепцию гитлеровской Германии. Весьма пригодился Розенбергу и долгие годы зревший в Германии план «Натиска на восток», возникший отчасти под впечатлением от грандиозных поражений тевтонцев и чего-то вроде «исторического комплекса».

Стоит ли упоминать, чем закончилось очередное вторжение «тевтонских», на сей раз моторизированных, «клиньев» вглубь России.

« «Отче наш»: почему эта молитва считается самой главной

Жёлтый крестовый поход

И наконец хан Мункэ, каган Монгольской империи, получил несколько писем от жителей иранского города Казвин с жалобами на низиритов и творимые ими бесчинства. Забегая вперед, скажем, что на низиритах монголы не остановились, но формальный повод к войне был именно из-за действий этого исламского течения.

Свою роль сыграл и христианский фактор. Дело в том, что все христиане, независимо от догматических различий, видели, что ислам – это крайне экспансионистская религия, которая совершенно не чурается обращать целые народы в веру Пророка силой. Тот же Седьмой Крестовый Поход шёл не просто пограбить Восток (хотя и поэтому тоже), но освобождать ранее, в 1244 году, захваченный хорезмийцами Иерусалим.

Более того, в ближайшем окружении кагана Мункэ также были христиане. В первую очередь, его старшая жена несторианка Докуз-хатун, а во-вторых – полководец Китбука, также несторианин, который, на заключительном этапе, и командовал этим походом.

Узнав о намерениях монголов, к ним решили присоединиться и католики, которые участвовали в неудачном Седьмом Крестовом походе, и иные христианские державы. Например, свои войска прислал король Киликийской Армении Хетум I, которого каган за помощь освободил от податей.

К войску присоединились и силы Антиохийского князя Боэмунда, который понимал, что лучше жить под веротерпимыми монголами, чем ждать, когда его княжество втопчут в пепел очередные воинственные исламские племена. А опыт потери замль под натисском мусульман у Боэмунда уже был.

«Последний бой этого мира»

В феврале 1268 года в датских владениях в Эстонии, что близ города Раковора (Раквере), произошла страшная битва новгородцев и псковичей с датчанами и тевтонцами, по своим масштабам и значению намного превосходившая Ледовое побоище. Как писал летописец: «Ни отцы, ни деды наши не видали такой жестокой сечи».

Центральный удар железного рыцарского клина, «великой свиньи», приняли на себя новгородцы во главе с посадником Михаилом. Сам Михаил и многие его воины погибли, но не отступили, а исход сражения решил фланговый удар полков князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, которые обратили крестоносцев в бегство и гнали их семь верст до самого Раковора.

Потери обеих сторон были очень велики для XIII века, и исчислялись несколькими тысячами человек. Однако псковский князь Довмонт и после столь тяжелого сражения смог совершить рейд по всей Ливонии. В 1269 году орден предпринял было ответный поход, но над немцами, кажется, висел злой рок: 10-дневная осада Пскова закончилась отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мирного договора.

Именно после Раковорского поражения, а не битвы на Чудском озере, Ливонский орден уже не мог серьезно угрожать мощным княжествам на северо-западе Руси.

Исторические события и их последствия

Крестовые походы на Русь были серией военных походов, осуществленных западноевропейскими рыцарями в XII-XIII веках. Они были направлены на освобождение святых мест Христианства от мусульманского владычества и на пропаганду католичества.

Основными последствиями крестовых походов на Русь стали:

1. Усиление влияния Западной Европы на Восток. Крестовые походы привели к расширению культурных и экономических связей между Западом и Востоком. Торговые пути через Русь были укреплены, что способствовало развитию международной торговли и обмену знаниями.

2. Развитие рыцарской классовой господствующей системы. Крестовые походы способствовали укреплению власти рыцарства и утверждению его привилегий и преимуществ перед остальными слоями общества. Рыцари получили новые земельные наделы и владения, что привело к росту их влияния и богатства.

3. Укрепление православной веры. Попытки западных рыцарей принудить Восточную церковь признать авторитет Римского Папы привели к укреплению православия и повышению его престижа в Русском государстве. В результате крестовых походов православная вера на Руси оставалась недоступна влиянию Западной Церкви.

4. Сокращение Восточной Руси. Крестовые походы привели к значительному сокращению территории Восточной Руси, которая потеряла значительную часть своих земель и городов. Это ослабило ее политическую и экономическую мощь и стало одной из причин усиления влияния Западных государств на Русь.

5. Формирование идеи единого Русского государства. Постоянные нападения крестоносцев на Русь привели к формированию понятия «Русского государства» и единого национального самосознания у русского народа. Русь стала единой перед опасностью извне и начала более активно стремиться к объединению в одно могущественное государство.

Таким образом, крестовые походы на Русь оказали существенное влияние на историю и развитие Русского государства, отразившись как на положительных, так и на отрицательных изменениях в его судьбе.

Победы и заслуги Александра Невского

Русь ко времени вторжения крестоносцев находилась в тяжёлом положении, если не сказать больше. Во-первых она была раздроблена, во-вторых только-только была побеждена монголо-татарами.Вторжение крестоносцев на Русь несло в себе огромную угрозу. Немцы со шведами первоначально предлагали русским военную помощь в избавлении от монгольского ига. Правда, в этом случае жители Руси должны были принять католичество. В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада. Вторые, вероятно, осознавали, что Ливонские рыцари не были в состоянии победить монголов и отбросить их от границ Руси. К тому же, они явно понимали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территории Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество. Поэтому хуже всего от этого должно было быть ни немцам, ни монголам, а жителям Руси. Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича и он с доблестью оправдал их надежды, разбив шведов на реке Неве в 1240 г. За что и получил прозвище «Невский». Однако, угроза с запада не исчезла и через два года рыцари Ливонского ордена заняли Ям, Копорье, а так же Псков при поддержке достаточно сильной в этом городе прогерманской партии. Новгород был в опасности. Его жители снова позвали Александра Невского на защиту своей земли. В 1242 году войска Александра разбили ливонцев в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). Вторжение крестоносцев на Русь было доблестно отбито истинными патриотами своей земли. После триумфальной победы над крестоносцами всё равно опасность с запада для русских не иссякла. Перед Александром Невским стоял тяжёлый выбор либо Запад, либо монголы. Одни христиане, другие язычники… Монголо-татарская сторона привлекала Александра своей веротерпимостью и тем, что они не пытались проводить колонизацию Руси, а только лишь обложили её данью. При этом русские не притеснялись ни с религиозной стороны, ни с национальной. Единственной ложкой дёгтя было то, что монголы отравили отца Александра Невского. Конечно же Александр понимал чем может грозить ему принятия стороны западного союзника: возможная колонизация русской земли, очень сложный религиозный вопрос. В итоге князь Александр Невский принял сторону монголов. Не прими данное решение Александр, кто знает, были ли русские сейчас православными или нет. В соборном мнении его потомков за этот шаг он получил высшее одобрение. За свои подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя Александра Ярославовича святым.

Copyright historbook 2009-2024[email protected]

Итоги

Источники часто указывают на безрезультатность крестового похода на славян, однако к этой оценке следует подходить с долей осторожности. Авторами источников выступают священники, и потому в своих записях они отразили своё разочарование исходом кампании

Так, Гельмольд из Бозау сообщает, что венды не воспринимали крещение с должной серьёзностью. Он также критикует саксонских князей, занятых вопросами власти и недостаточно серьёзно относившихся к своей миссии борьбы с язычеством

Однако для оценки успеха похода важно определить её критерии и, в частности, на чём основываться в оценке: на призыве Бернара Клервоского или папы Евгения III. Также необходимо установить приоритет религиозных и светских целей крестового похода

Очевидно, что крестовый поход на славян в 1147 году имел свои результаты, возможно, не столь масштабные, как хотелось бы церкви.

Для светской жизни к результатам похода можно с уверенностью причислить массированную демонстрацию власти саксонских князей, прежде всего, Альбрехта Медведя и Генриха Льва. Это нашло отражение в дани, которой были обложены славянские правители. Результаты для церкви выразились в восстановлении епископств Хафельберг, Бранденбург, Ольденбург и Мекленбург и создании новых епископств, строительстве новых церквей и монастырей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: