Крестовые походы в 8 пунктах

Крестовые походы христиан против христиан

Новый правитель

Истинного КрестаГюстав Доре

17 июля состоялся совет для обсуждения вопроса о том, кто будет коронован королем 22 июля Годфри Бульонский (сыгравший важнейшую роль в завоевании города) был назначен Адвокатом Санкти Сепулхри («защитником» или «защитником Гроба Господня ) «) 22 июля, отказавшись называться королем в городе, где умер Христос, заявив, что он отказался носить золотой венец в городе, где Христос носил терновый венец. Раймонд вообще отказался от любого титула, а Годфри убедил его отказаться и от Башни Давида. Затем Раймонд отправился в паломничество, и в его отсутствие Арнульф де Чок, против которого Раймонд выступал из-за своей собственной поддержки Петра Варфоломея, был избран первым латинским патриархом 1 августа (претензии греческого патриарха были проигнорированы). 5 августа Арнульф, посоветовавшись с уцелевшими жителями города, обнаружил реликвию Истинного Креста.

12 августа Годфри возглавил армию с Истинным Крестом в авангарде против армии Фатимидов в битве при Аскалоне. Крестоносцы добились успеха, но после победы большинство из них сочло свои клятвы в крестовом походе выполненными, и все, кроме нескольких сотен рыцарей, вернулись домой. Тем не менее, их победа проложила путь к учреждению крестоносцев Иерусалимского королевства.

Осада быстро стала легендарной, и в XII веке она стала предметом Chanson de Jérusalem, главного chanson de geste в цикле крестового похода.

Основные походы

В систематизации информации поможет таблица “Крестовые походы”

Поход

Участники и организаторы

Основные цели и результаты

1 крестовый поход (1096 – 1099 гг.)

Организатор – папа Урбан II. Рыцари из Франции, Германии, Италии

Желание римских пап распространить свою власть на новые страны, западных феодалов – приобрести новые владения и увеличить доходы. Освобождение Никеи (1097 г.), захват Эдессы (1098 г.), овладение Иерусалимом (1099 г.). Создание государства Триполи, княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства

2 крестовый поход (1147 – 1149 гг.)

Возглавляли Людовиг VII Французский и германский император Конрад III

Потеря крестоносцами Эдессы (1144 г.). Полная неудача крестоносцев

3 крестовый поход (1189 – 1192 гг.)

Возглавляли германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце

Цель похода – вернуть Иерусалим, захваченный мусульманами, потерпели неудачу.

4 крестовый поход (1202 – 1204 гг.)

Организатор – папа Иннокентий III. Французские, итальянские, германские феодалы

Жестокое разграбление христианского Константинополя. Распад Византийской империи: греческие государства – Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи. Крестоносцы создали Латинскую империю

Детский (1212 г.)

Дети

Тысячи детей погибли или были проданы в рабство

5 крестовый поход (1217 – 1221 гг.)

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, и другие

Был организован поход в Палестину и Египет. Потерпели провал наступления в Египте и в переговорах по Иерусалиму из-за того что отсутствовало единство в руководстве.

6 крестовый поход (1228 – 1229 гг.)

Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен

18 марта 1229 года Иерусалим в результате заключения договора с египетским султаном, но в 1244 году город снова перешел к мусульманам.

7 крестовый поход (1248 – 1254 гг.)

Французкий король Людовик IX Святой.

Поход на Египет. Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой.

8 крестовый поход (1270-1291 гг.)

Монгольские войска

Последний и неудачный. Рыцари потеряли все владения на Востоке, кроме о. Кипр. Разорение стран Восточного Средиземноморья

Рис. 2. Крестоносцы.

Второй поход состоялся в 1147—1149 гг. Им руководили немецкий император Конрад III Штауфен и французский король Людовик VII. В 1187 султан Саладин разбил крестоносцев и захватил Иерусалим, отбивать который отправились в третий поход король Франции Филипп II Август, король Германии Фридрих I Барбаросса и король Англии Ричард I Львиное Сердце.

Четвертый организовали против православной Византии. В 1204 крестоносцы беспощадно ограбили Константинополь, устроив резню христиан. В 1212 году в Палестину из Франции и Германии отправили 50 тыс. детей. Большинство из них стали рабами или погибли. В истории авантюра известна как «Детский крестовый поход».

После доклада Папе Римскому о борьбе с ересью катаров в области Лангедок с 1209 по 1229 год прошла серия военных кампаний. Это Альбигойский или Катарский крестовый поход.

Пятый (1217-1221 гг.) стал великой неудачей венгерского короля Эндре II. В шестом (1228-1229 гг.) крестоносцам передали города Палестины, но уже в 1244 они во второй раз и окончательно потеряли Иерусалим. Для спасения оставшихся там провозгласили седьмой поход. Крестоносцев разбили, а французский король Людовика IX попал в плен, где пробыл до 1254 года В 1270 он возглавил восьмой – последний и крайне неудачный крестовый поход, этап которого с 1271 по 1272 год называют девятым.

Первые завоевания

Первым крупным городом на пути крестоносцев была Никея. Под её стенами они разгромили армию турецкого султана. Рыцарская конница оказалась намного сильнее. Отрубленными головами погибших врагов крестоносцы закидали осаждённый город.

Впрочем, все первые штурмы были неудачными, несмотря на мощные осадные машины. Корабли по озеру подвозили продовольствие защитникам крепости.

Переправа Готфрида Бульонского и его брата Балдуина через Босфор. (grafik.rp.pl)

В итоге, благодаря греческой флотилии, эти поставки удалось прекратить и крестоносцы стали готовиться к последнему штурму, надеясь на богатую добычу. С каким же удивлением они узнали, что в город мирно вошли византийские войска!

Дело в том, что император Алексей Комнин пошёл на хитрость: он отправил послов и тайно договорился с жителями Никеи о том, что они сдадут ему город и сразу же признают власть басилевса. Так и случилось.

В результате жители Никеи не пострадали от последствий штурма, а крестоносцы ещё больше обозлились на византийских союзников. Западным воинам даже не разрешили зайти внутрь, за крепостную стену пропускали группы не более десяти человек.

Следующий ключевой пункт на пути в Иерусалим — Антиохия. Западные воины были уверены в быстрой победе. Но осада затянулась на восемь месяцев и закончилась лишь летом 1098 года.

Захватить Антиохию удалось только благодаря предательству

Город был хорошо укреплён, внутри были большие запасы продовольствия. Стены были такими длинными, что полностью окружить их не было никакой возможности. А вот у крестоносцев еда заканчивалась, начался голод. Руководители похода посылали отряды грабить соседние поселения, чтобы найти провизию, но её не хватало.

Взять Антиохию помогло предательство оружейника-армянина по имени Фируз, который служил в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на местного эмира Яги-Сиана. Фируз впустил отряды крестоносцев в свою башню, а те открыли ворота крепости своим товарищам.

В Антиохию ворвались отряды европейцев. Они желали отомстить горожанам за долгие месяцы трудной осады и устроили настоящую резню. Были убиты тысячи жителей.

Но отпраздновать громкую победу крестоносцам не удалось. На следующий же день к городу подошла многочисленная армия мосульского эмира Кербоги. Теперь уже крестоносцы оказались в осаде. Более того, в центре Антиохии, в цитадели, ещё оставались турки, их не успели выбить оттуда. До сих пор точно неизвестно, как измученным европейцам удалось не просто выжить, но и победить. Ведь вражеская армия была намного больше.

Средневековые хронисты приводят такую историю: один из участников похода, монах из Марселя Пьер Бартелеми, во всеуслышание рассказал о случившемся у него видении. Якобы ему явился апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано Копьё Судьбы (именно им римский воин Лонгин пронзил тело Иисуса). Крестоносцы поверили в этот рассказ. Они начали поиски и обнаружили реликвию.

Раймунд Тулузский, один из предводителей рыцарей, решил, что находка копья — божественное знамение, и уверил в этом товарищей. После этого монах Бартелеми рассказал о том, что опять видел апостола Андрея. Тот якобы велел рыцарям поститься пять дней подряд, а после этого выйти из города на бой. Так крестоносцы и поступили. 28 июня 1098 года христианские воины вышли из города и построились для битвы. Мусульмане, которых было больше, имитировали отступление, подожгли траву, заманили голодных и уставших крестоносцев в засаду, но, несмотря на это, потерпели поражение.

Современники тех событий рассказывали о неистовстве крестоносцев. Некоторым из воинов, по их словам, в бою являлись образы святых Георгия и Маврикия, которые скакали вместе с ними и участвовали в схватке.

Осада

Правитель Фатимидов Ифтихар ад-Давла подготовил город к осаде, когда узнал о прибытии крестоносцев. Он подготовил элитный отряд из 400 египетских кавалеристов и изгнал всех восточных христиан из города из-за страха перед их предательством (во время осады Антиохии армянин по имени Фироз помог крестоносцам войти в город, открыв ворота). Чтобы ухудшить положение крестоносцев, ад-Даула отравил или закопал все колодцы и срубил все деревья за пределами Иерусалима. 7 июня 1099 г. крестоносцы вышли за пределы укреплений Иерусалима, которые были отброшены у сельджуков фатимидов только годом ранее. Город охраняла оборонительная стена длиной 4 км, толщиной 3 метра и высотой 15 метров, здесь было пять главных ворот, каждое из которых охранялось парой башен. Крестоносцы разделились на две большие группы: Годфри Бульонский и Танкред планировали осаду с севера, в то время как Раймон Тулузский разместил свои силы на юге.

Теперь мусульман (Фатимиды) должны были быть готовы сражаться на двух фронтах. 13 июня крестоносцы, заняв свои позиции, начали свою первую атаку. Основная проблема заключалась в том, что у них не было доступа к древесине для осадного оборудования. Но затем Танкреду было видение: он нашел груду дров, спрятанную в пещере, они использовали ее, чтобы сделать лестницу. Рыцарь по имени Рейнболд взобрался по лестнице, чтобы закрепиться на стене, но безуспешно. Поскольку это нападение было неудачным, крестоносцы отступили и не предпринимали никаких попыток, пока не получили свои инструменты и оборудование. Крестоносцы столкнулись с гораздо большими трудностями из-за нехватки воды и палящего зноя Палестины, нехватки продовольствия и т. Д., И к концу июня появились новости о том, что армия Фатимидов марширует на север из Египта.. Из-за нарастающего давления крестоносцам пришлось действовать быстро.

Кровавый путь по Европе

Путь крестового воинства до Константинополя отнюдь не был простым. Первыми освобождать Иерусалим спонтанно отправились бедняки. В районе Дуная армия венгров и болгар перебила четверть участников так называемого Крестьянского крестового похода. Остальных уже в Малой Азии разгромили отряды турок-сельджуков.

Рыцарству, которое выдвинулось позже вслед за бедняками и было гораздо лучше снаряжено, не приходилось грабить местных жителей. Но их путь мирным тоже назвать нельзя.

Войско крестоносцев не имело единого командующего

В мае 1096 года французский рыцарь Вальтер Голяк возглавил армию из десяти тысяч человек и отправился не на восток, а на север — в долину Рейна. Там солдаты устроили массовую резню евреев в Майнце, Кёльне, Бамберге и других германских городах. А поскольку многие иудеи были кредиторами, избавившись от них, рыцари ещё и получали возможность не возвращать долги.

Осада Иерусалима

Захват Иерусалима крестоносцами

После взятия в декабре 1098 Маарры (ныне Мааррет-ен-Нууман, Сирия) крестоносцы двинулись вглубь Фатимидского халифата по побережью Средиземного моря. Потерпев неудачу при попытке захватить Триполи они начали обходить большие города и крепости, и 7 июня 1099 года к стенам Иерусалима подошли 1200 рыцарей, 12 тысяч пехотинцев и несколько тысяч христиан из числа ливанских маронитов (по другим данным — около 40 тысяч человек).

Крестоносцы отклонили предложение эмира Иерусалима Ифтикара ад-Даула беспрепятственно совершить паломничество к святым местам и окружили город несколькими лагерями: Роберт Нормандский разбил лагерь с северной стороны, Роберт Фландрский — с восточной, Готфрид Бульонский и Танкред осадили ворота, Раймунд Тулузский стал на горе Сион с юга. Нехватка продовольствия и питьевой воды не давала возможности надеяться на длительную осаду и уже 13 июня крестоносцы предприняли первую попытку штурма города, успешно отраженную немногочисленным, до тысячи человек, гарнизоном Иерусалима.

Ситуацию спасло прибытие 17 июня в Яффу кораблей из Генуи с провиантом и военным снаряжением. В конце июня поступило известие, что из Египта в защиту Иерусалима вышла большая армия Фатимидского халифата.

8 июля духовные наставники крестоносцев — Петр Пустынник, Раймунд Ажильский и Арнульф Шокесский — провели крестное шествие вокруг стен Иерусалима, после чего собрался военный совет, который постановил приступить к интенсивной подготовке к решающему бою. Были изготовлены две огромные штурмовые башни, несколько стремянок и плетеных щитов, и на рассвете 14 июля 1099 года с обстрела камнями из метательных машин начался штурм Иерусалима. Он продолжался весь день, но успеха не принес, и только когда на следующий день, 15 июля, в нескольких местах удалось засыпать опоясывающий город глубокий ров и приблизить к крепостным стенам штурмовые башни, крестоносцы под прикрытием арбалетчиков сумели перебросить на городские стены деревянные мостки, по которым они у северо-восточных угловых ворот прорвали в Иерусалим. По преданию, первыми в город прорвались рыцари Летальд и Энгельберт из отряда Готтфрида Бульонского.

Конец Крестовых походов на Восток и их последствия

Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и короли организовывали новые походы, но желавших участвовать в них становилось всё меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома — выгодная служба в наёмном войске.

Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Северную Африку — Египет или Тунис. Они чаще всего кончались неудачей и большими потерями. Французский поэт писал: «Нам час пришёл за ратью рать Святую землю покидать ». Вскоре после Восьмого Крестового похода, в 1291 году, пал последний оплот рыцарей на Востоке — крепость Акра.

И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв. И всё же Крестовые походы на Восток не прошли бесследно для Европы. Ещё более оживилась торговля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии — Венеции и Генуе. Итальянские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их торговые поселения появились и на побережье Чёрного моря — в Крыму и на Кавказе.

Живя в восточных странах, европейцы позаимствовали новые земледельческие культуры: рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы; стал использоваться в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в то время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы научились изготавливать шёлк и стеклянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Было усовершенствовано строительство замков. В моду вошли богатые восточные ткани и мусульманский головной убор — тюрбан. Появились горячие бани, на Западе стали мыть руки перед едой.

Крестовые походы с благословения или по прямому указанию пап римских совершались в Европе практически до конца Средних веков. Так, в ходе северных Крестовых походов (XII—XIV века) часть территории финнов и карел была присоединена к Швеции, жителей насильно окрестили.

Преследования турками христиан

На Ближнем Востоке начинаются преследования христиан. Преследования паломников, что, естественно, вызывает бурю недовольства в Европе. Кроме того, известен ряд случаев осквернений христианских святынь сельджуками. Естественно, это не могло не повлечь за собой глобальных последствий.

Кроме того, важным действующим лицом на Востоке остается и христианское государство Византия. Византия — это также одно из государств средневековой Европы. Однако, находящееся немного особняком. Дело в том, что Византия, как раз к XI веку окончательно ругается с Римом. Византийцы изгоняют папских легатов, что означает абсолютное отторжение католичества на востоке. Естественно, Папа Римский и с ним католические иерархи желают Восток прибрать к своим рукам. Все это ведет к резкому обострению ситуации к концу XI века.

Взятие Иерусалима

После взятия Антиохии воины из армии крестоносцев потребовали у предводителей войска немедленно отправиться к Иерусалиму. Они были недовольны тем, что поход затягивается из-за того, что его лидеры делят между собой власть и богатства.

В итоге тактика радикально изменилась. Армия крестоносцев отправилась без задержек к главной цели, обходя встречные крепости и большие города. Некоторая заминка произошла у Триполи. Предводители похода очень хотели захватить этот богатый портовый город. Но быстрого завоевания не получилось. А когда осада стала затягиваться, простые воины начали роптать. И вскоре лидеры крестоносцев были вынуждены отказаться от мечты о захвате Триполи. Ради дальнейшего движения к Святой земле осаду пришлось снять.

Крестоносцы подошли к стенам Иерусалима 7 июня 1099 года. Их армия состояла из 40 тысяч человек, среди которых собственно рыцарей было не более тысячи. Солдаты вставали на колени и молились, увидев издалека святой град. Ради этого они пережили множество лишений.

В этот момент Иерусалим принадлежал Фатимидам — мусульманской династии, которая правила в Египте. Послы Фатимидов попытались договориться с крестоносцами, которым предложили право свободного посещения святых мест. Но те отказались. Им нужна была безусловная власть над главным городом Святой земли.

Осада Иерусалима была похожа на осаду Антиохии. Крестоносцы снова страдали от голода. Воду приходилось привозить из источника в десяти километрах от лагеря. Египетский флот разбил почти все корабли генуэзцев, которые шли на помощь (пробились лишь шесть судов).

Но доставленный груз был бесценным — мощные осадные машины. Мусульмане пробовали помешать доставке машин (в разобранном виде) от побережья к стенам Иерусалима. Но христиане отразили все атаки. После доставки машин в стан осаждающих начался методичный обстрел стен и башен города огромными камнями. Вскоре до крестоносцев дошли тревожные слухи об огромной фатимидской армии, которая движется из Египта. И здесь снова вмешались видения. К одному из монахов якобы явился епископ Адемар Монтейльский, который год назад умер в Антиохии. Тот наказал «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост, тогда на девятый день Иерусалим падёт».

Военный совет постановил так и сделать. Крестоносцы распевали псалмы, молились, длинная процессия дошла до Масличной горы. Мусульмане со стен выкрикивали оскорбления, но тем самым лишь вызвали прилив гнева у воинов-христиан.

Штурм Иерусалима начался 14 июля. Со стен лилось горящее масло и летели стрелы. Первый день не увенчался успехом. На второй день в одном месте удалось засыпать глубокий ров вокруг города. После этого, распевая молитвы, воины пошли снова на штурм. Очевидцы снова писали о безумной ярости, с которой бились крестоносцы: они под ливнем стрел смогли подтащить осадные башни, поставить высокие лестницы и ворваться на стены города. Иерусалим пал…

Крестоносцы вырезали почти всех жителей Иерусалима

По традиции, на улицах города началась страшная резня. По свидетельству западных хронистов, были убиты около 10 тысяч местных жителей. Арабские источники приводят цифры в разы больше. Было уничтожено практически всё прежнее население Иерусалима. Кроме того, осквернялись и разрушались все нехристианские храмы. Главную синагогу крестоносцы сожгли вместе со всеми, кто был внутри здания.

Правителем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Он отказался от титула короля в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 го-да принял титул Защитника Гроба Господня. В последующие месяцы крестоносцы разбили ещё одну мусульманскую армию при Аскалоне. Иерусалим на время оказался в безопасности.

Резня в Иерусалиме. (журнал «Дилетант»)

По итогам Первого крестового похода на востоке образовались несколько европейских государств. Но им требовалась постоянная помощь в битвах с арабами, которые не собирались мириться с утратой контроля над прибрежными землями. Тем более что после захвата Иерусалима многие крестоносцы отправились обратно в Европу.

В итоге последовали новые крестовые походы. А борьба за власть в Святой земле между христианами и мусульманами затянулась на две сотни лет. В то же время, благодаря этим походам, а точнее благодаря контактам с арабами, европейцы открыли для себя обширные познания в математике, географии и медицине. Духовная и культурная жизнь западных стран получила мощный импульс. Без него в Европе не началась бы эпоха Возрождения.

Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба

Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.

При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.

Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим

Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.

Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.

В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.

Внешняя логика была такова — раз это тоже нехристиане, тем более их предки распяли Спасителя, нужно им отомстить. А некоторые додумывались до еще более «логичного» хода — раз все неверные попадут в ад, то нужно их заставить стать христианами, а если не захотят — убить. Так мы спасем их души! Многие евреи отказывались менять веру и сами убивали своих детей и женщин, после чего совершали суицид.

Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.

Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.

Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.

Начало Первого крестового похода

Первый крестовый поход

Войско со всей Европы, порядка 4 тысяч рыцарей и 25 тысяч пехотинцев отправилось на отвоевание Иерусалима. В апреле 1097 года оно добралось до Константинополя и в июне после более чем месячной осады при помощи византийской армии захватило Никею, главную твердыню сельджуков в Малой Азии, 1 июля они также нанесли сокрушительное поражение войскам сельджуков под Дорилеем.

15 августа 1097 года крестоносцы дошли до Иконии (ныне Конья), откуда двинулись дальше на юг. У Киликийский Ворот, румский султан Килич-Арслан предпринял последнюю, и неудачную, попытку остановить крестоносцев. Победа при Гераклее и взятие города Тарс рассорила Балдуина Бульонского и Боэмунда Тарентского, каждый из которых стремился любой ценой завоевать собственный феод. Их противостояние переросло в боевое столкновение, после которого Балдуин с братьями оставил войско крестоносцев, направлявшееся на юг, и в начале 1098 года захватил богатый армянский город Эдеса на правобережье Ефрата, ставшим центром Эдесского графства, первого государства крестоносцев.

Осада крестоносцами Антиохии. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474)

3 июня 1098 года крестоносцам сдалась Антиохия, восьмимесячная осада которой далась дорогой ценой, едва не поставившей под угрозу весь исход похода, привела к раздору между лидерами крестоносцев и окончательному разрыву с византийским императором Алексеем Комнином, который отвел свои войска в Византию.

Вопреки клятве священную войну отказался продолжать и Боэмунд Тарентский, с согласия других лидеров 18 ноября провозглашённый правителем Антиохии, ставшей центром одноименного княжества.

Крестовый поход возглавили Готфрид Бульонский, Раймунд IV Тулузский, Роберт II Фландрский и Роберт III нормандский Куртгез.

Первый крестовый поход действительно первый?

На самом деле освободительные войны против мусульман европейцы вели уже на протяжении столетия. На Иберийском полуострове мавров выбивают из Толедо, Реконкиста идёт полным ходом. Норманны, будучи католиками, вытесняют арабов с Сицилии — фактически освобождают христианские земли.

Более того, в Малой Азии первое католическое государство появляется на 25 лет раньше Первого крестового похода — его сумел основать рыцарь Руссель де Байоль ещё в 1073 году. Впрочем, долго его княжество не просуществовало.

Европейцы на протяжении всего 11 века воевали с арабами в Средиземном море. Папа Григорий VII неоднократно призывал рыцарей отправиться на Восток на помощь Византии, и эти воззвания не остались без внимания. Тысячи человек, кто как паломники, кто как воины, оказались на территории Малой Азии.

Впрочем, многие простые верующие погибали, причём не только от мечей мусульман, но и от жажды, жары, голода и болезней. Рыцари же поступали на службу правителей Константинополя, которые любили приглашать их в качестве наёмников

Поэтому говорить о том, что европейцы внезапно обратили внимание на Восток, не совсем верно.

Церковь впервые официально одобрила войну и убийства

Византия, в церковном отношении отделившаяся от Западной Европы после Великой схизмы 1054 года, постоянно вела войны с мусульманами. В конце столетия появились новые враги — турки-сельджуки. Внутренние междоусобицы и новый сильный враг поставили Константинополь на грань уничтожения.

В итоге император Алексей Комнин решил в очередной раз обратиться к европейцам за помощью. Он надеялся, что папа Урбан сможет уговорить несколько тысяч рыцарей отправиться на помощь христианским соседям. В целом план удался, но вот с масштабом движения и количеством воинов император несколько ошибся.

IV Крестовый поход

Однако были такие походы, целью которых стали христиане. Самым известным из них является IV Крестовый поход. Он отклонился от первоначально намеченной цели, повернув свою силу против христианского православного государства. Эту кампанию, изначально направленную против мусульман, провозгласил Папа Иннокентий III в 1202 году.

Он хотел вернуть Иерусалим, находящийся тогда под властью мусульман. Но с самого начала всё пошло не так, как планировалось. На это было много причин, таких как причудливые комбинации самоуверенности, финансовые ограничения и венецианские торговые амбиции. В результате всего этого целью крестоносцев стал Константинополь.  Этот величайший христианский город был столицей Византийской империи. В Центральной Азии и Средиземноморье Византия считалась защитницей христиан, противостоя распространению ислама с востока. Однако в западном мире византийцев считали никчёмными, хитрыми и ненадёжными. Западные христиане даже не принимали их обряды, считая вредоносными.

Разделения между западным и восточным христианством становилось всё явнее. Западные государства хотели отобрать у Византийской империи некоторые спорные территории. В то же самое время византийцы не могли уже в одиночку сражаться с мусульманами, но и католиков они тоже рассматривали, как захватчиков. До сих пор не понятна причина, почему крестоносцы всё-таки решили захватить Константинополь. Возможно, сначала они просто хотели пройти через город, чтобы быстрее оказаться около Иерусалима, находящегося во власти мусульман.

А может быть Папа навсегда хотел добиться господства западной церкви. Возможно, историки и ошибаются в своих предположениях, но фактом остаётся то, что во времена IV Крестового похода пал Константинополь, византийская столица. 24 июня 1203 года 4500 рыцарей в сопровождении оруженосцев, 14000 пехотинцев и около 30000 венецианцев пытались ворваться в город. Они напали на византийский гарнизон. В ход пошли и осадные машины. Греки отчаянно сопротивлялись.

Окончательный захват Константинополя случился в апреле 1204 года, когда были пробиты стены. Крестоносцы лезли через дыры и нападали на всех, кто им попадался на пути. Началась резня мирных жителей. Были убиты, покалечены, изнасилованы примерно 400000 горожан. Многие здания были сожжены, соборы и церкви разграблены и осквернены.

В течение трёх дней было украдено большое количество древних римских и греческих произведений литературы и искусства, большая часть их сгорела или была уничтожена другим способом. Западные рыцари тащили всё, что попадалось им на глаза, разрушая православные святыни.

В этом они превзошли даже вандалов. Они выражали свою ненависть всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Ими были разбиты даже серебряные иконостасы. Даже турки не позволяли себе такого. Крестоносцы, закончив грабежи, разделили Византийскую империю между Венецией и её союзниками. Только в 1261 году никейцам удалось отвоевать Константинополь и вернуть трон.

Причины

Европа в Х-ХI веке пребывала в глубоком кризисе, «века были так себе, средние». Действительно в разгар средневековья жизнь была далеко не сахар, причем не только у простолюдинов, но и у выходцев из знатных семей. Ведь в каждой семье, что бедной, что богатой и знатной всегда рождалось по много детей (о планировании семьи и контрацепции тогда не знали и в помине). А согласно тогдашним законам во избегание семейных разборок между братьями все имущество своих родителей унаследовал старший сын. У младших сыновей оставалось лишь два пути, или пойти в монастырь и далее продвигаться по религиозно-церковной линии, или взять отцовского коня, доспехи и оружие, и стать странствующим рыцарем.

Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.

Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома. И куда, вскоре нашлось…

…Святой город Иерусалим является священным и для евреев, и для мусульман, и конечно же для христиан. Завоеванный арабами в 687 году, он, тем не менее, оставался открытым для христианских паломников (к слову первые мусульмане уважали христиан и евреев, считая их также людьми Книги, которые верят в одного с ними единого Бога). Все изменилось, когда к власти пришли турки-сельджуки, не отличающиеся веротерпимостью. В 1071 году они прервали паломнические пути, и закрыли «неверным» христианским пилигримам доступ в святой город Иерусалим. Только сама эта новость вызвала большое возмущение и негодование в Европе.

А еще чуть позже, в 1095 году византийский император отправил письмо Папе Римскому с просьбой помочь с турками-сельджуками, которые теснят границы Византии и вообще «христианских людей обижают».

И вот в том же 1095 году Папа Урбан II произносит свою знаменитую пламенную речь о том как «проклятые сарацины» топчут Святую Землю и притесняют христиан, и что пора бы всему благородному христианскому рыцарству собраться и освободить Святую Землю от «ненавистных бусурман» и заодно помочь византийцам, пусть они и православные (то бишь еретики) но все одно христиане.

Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.

Давайте подведем итог того, что стало причиной, точнее причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы». Как видите тут причин несколько:

  • Подлинное желание освободить святой город Иерусалим, сделать его доступным для христиан и заодно распространить влияние католической церкви на восток.
  • Бедственное положение в самой Европе, необходимость направить энергию воинственных, но бедных рыцарей на какое-то благородное дело. «Освобождение Святой Земли от сарацин», что может быть благороднее?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: