Марсель лефевр: пилот «нормандии

Слайд 11Именно Марсель предложил дать эскадрильи имя своей родины — провинции Нормандия,

наиболее пострадавшей от фашистской оккупации. По характеру общительный, любознательный, предельно вежливый, без фальши и назойливости, Лефевр быстро стал одним из самых сильных и авторитетных летчиков «Нормандии». Он совершил 105 боевых вылетов, провел 30 воздушных боев и сбил 11 самолётов (по некоторым источникам — 8 лично и 3 в группе), когда наступил трагический день — 28 Мая 1944 года. Давая де Жоффру урок патрулирования в районе Витебска, Лефевр заметил утечку бензина после обстрела их самолетов зенитками противника. Он передал по радио ведомому: «У меня неприятности, прикрой. Иду на посадку… Я весь в бензине». Самолет приземлился. Кружа над аэродромом, Жрансуа де Жоффр следил за своим командиром. Он видел, как после приземления самолет Лефевра подруливал, разворачивался… И вдруг огромный факел огня и дыма вырвался из кабины, Лефевр горящим клубком вывалился из самолета и стал кататься по земле. Но все было напрасно… Семь дней врачи боролись за жизнь пилота. Они сделали все, что в человеческих силах, но спасти Марселя было уже невозможно…

Известные воздушные победы

Модель сбитого самолёта Дата Где служил Чем управлял Где сбил
Do-17 14 мая GC 1/3 Dewoitine D.520 Север кантона Suippes (Франция)
Fw-189 16 июня Нормандия — Неман Як-1 Брусны-Меховая (южнее Козельска)
Me-110 14 июля 1943 Нормандия — Неман Як-9 Ягодная
Fw-190 17 июля 1943 Нормандия — Неман Як-9 Ягодная—Красниково
Fw-190 17 июля 1943 Нормандия — Неман Як-9 Beloto—Орёл
Ju-88 19 июля 1943 Нормандия — Неман Як-9 Красниково
Ju-87 31 августа 1943 Нормандия — Неман Як-9 Ельня
Fw-190 1 сентября 1943 Нормандия — Неман Як-9 Ельня
Fw-190 17 сентября 1943 Нормандия — Неман Як-9 10 км западнее Ельни
Fw-190 22 сентября 1943 Нормандия — Неман Як-9 30 км ю.-в. Смоленска
Hs-126 4 октября 1943 Нормандия — Неман Як-9 Красное (Нижегородская область)
Fw-190 12 октября 1943 Нормандия — Неман Як-9 Горки
Ju-88 15 октября 1943 Нормандия — Неман Як-9 10 км севернее от пос. Горки
Fw-190 15 октября 1943 Нормандия — Неман Як-9 7 км севернее от пос. Горки
Fw-190 15 октября 1943 Нормандия — Неман Як-9 7 км севернее от пос. Горки
Ju-87 16 октября Нормандия — Неман Як-3 Pillupönen (Восточная Германия)
Ju-87 16 октября 1944 Нормандия — Неман Як-3 Pillupönen (Восточная Германия)
Fw-190 16 октября 1944 Нормандия — Неман Як-3 юго-восточнее Stallupönen (Восточная Германия)
Hs-129 18 октября 1944 Нормандия — Неман Як-3 южнее Stallupönen (Восточная Германия)
Hs-129 18 октября 1944 Нормандия — Неман Як-3 южнее Stallupönen (Восточная Германия)
Fw-190 18 октября 1944 Нормандия — Неман Як-3 Stallupönen (Восточная Германия)
Me-109 23 октября 1944 Нормандия — Неман Як-3 8 км южнее Stallupönen (Восточная Германия)
Me-109 26 октября 1944 Нормандия — Неман Як-3 юго-восточнее Stallupönen (Восточная Германия)

Слайд 14В начале 1943 г. поступило предложение записаться в авиагруппу Нормандия. Пятеро

пилотов эскадрильи, включая Жака 22 декабря 1943 года прибыл в состав эскадрильи «Нормандия», где очень быстро вписался в коллектив. 30 Июля 1944 года, после перевооружения на Як-3, именно он одержал первую победу «Нормандии» в Восточной Пруссии, уничтожив истребитель FW-190. В то время Андре имел звание аспиранта ( кандидата в офицерский чин ).Вскоре Андре был назначен командиром звена. Росло число сбитых им самолётов. 16 октября 1944 года, в самый удачный день «Нормандии — Неман», когда французскими лётчиками только в воздушных боях было уничтожено 29 самолётов противника, одну из побед записал на свой счёт и Жак Андре.

На восток, бить фашистов!

Родиной Марселя Лефевра является Нормандия, а именно городок Лез-Андели, расположенный неподалёку от Руана. Будущий пилот «Нормандии — Неман» появился на свет 17 марта 1918 года в обычной рабочей семье. Уже с детства его манило небо. Как и многие мальчишки, росшие во Франции того времени, он восторгался храбростью лётчиков, которые сражались в воздушных дуэлях с немцами. Марсель решил воплотить свою мечту в реальность. За два года до начала Второй мировой войны Лефевр окончил лётную школу и перебрался в коммуну Салон-де-Прованс, что на юге Франции. Здесь он стал работать инструктором. Вскоре был зачислен в подразделение GC II/3 «Dauphine».

Началась Вторая мировая война. Для Франции немецкое вторжение закончилось быстро, поскольку правительство заключило с Третьим рейхом мир. Лефевр не желал воевать на стороне Германии и решил присоединиться к движению Сопротивления. Вместе с друзьями, среди которых был и будущий Герой Советского Союза Марсель Альбер, он угнал самолёт и добрался до британского Гибралтара, а оттуда уже отправился в Англию. Во Франции лётчиков объявили предателями и заочно приговорили к смертной казни.

Лефевр, присоединившийся к движению «Сражающаяся Франция», не изменил своего мнения. Лётчик был уверен, что поступил правильно, ведь он предал не страну, а марионеточный режим Виши.


Шарль де Голль беседует с добровольцами, вступившими в движение Сопротивления. (waralbum.ru)

Когда Марсель узнал, что де Голль договорился с Советским Союзом о создании авиаполка для борьбы с фашистами на Восточном фронте, он попросился в его ряды добровольцем. И вскоре Марсель оказался в СССР. Есть мнение, что именно Лефевр предложил назвать авиационный полк из французов-добровольцев «Нормандия». И дело не в том, что он был родом из того региона. Такое название он выбрал из-за того, что именно Нормандия очень сильно пострадала от жесткости немецких солдат.

Лефевр, по воспоминаниям сослуживцев, отличался весёлым характером. При этом он был спокойным, деликатным и добродушным. Марсель быстро сумел наладить дружеские отношения с советскими пилотами, которые оценили его глубокие знания в авиации, а также стремление к изучению русского языка. Настоящий профессионал своего дела, француз скрупулёзно разбирался в нюансах тактики группового воздушного боя и конструктивных особенностях немецких самолётов.


Марсель Лефевр и его советские товарищи. (waralbum.ru)

Сначала Лефевр летал на советском истребителе Як-1Б. Пилотируя именно эту крылатую машину, он открыл счёт своим личным победам над противником. В начале мая 1943 года Марсель подбил немецкий Hs.126, а чуть позже — Me.109. В июне француз вышел победителем в схватке с Bf.110. Благодаря этим победам, а также проявленным мужеству и героизму, Марсель удостоился своей первой советской награды — Ордена Отечественной войны II степени. Затем у Лефевра был небольшой отдых, он отправился на Международный конгресс молодых антифашистов в качестве представителя французского Сопротивления.

Слайд 8Ролан де ля Пуап- Герой Советского Союза Родился 28 Июля 1920

года в Прадо ( Пью — де — Дом ). 15 Августа 1939 года вступил в ВВС, пилотское свидетельство получил 15 Марта 1940 года. Затем обучался в училище в Этампе. Вскоре сержант Ла Пуап был зачислен в 602-ю эскадрилью Королевских ВВС, летающий на истребителях «Спитфайр — VB», где впоследствии получил офицерское звание.Будучи самым молодым пилотом «Нормандии», он прибыл в Советский Союз в конце Ноября 1942 года, имея французское воинское звание аспиранта. В русское небо поднялся в числе первых, чтобы сразиться с врагами. На «Яке» де ла Пуапа ( по настоятельной просьбе пилота ), Жорж Марлен, его механик, нарисовал акулью пасть. Он часто уходил от преследования истребителей в крутом пикировании или, делая переворот, «подныривая» под самолёт противника, с переходом на бреющий полёт..

Война вдали от дома

Враг наступал по всем фронтам, и никто не мог со стопроцентной уверенностью сказать, что СССР выстоит. Исход самого кровопролитного противостояния мог решиться в любой момент. Французские пилоты это прекрасно понимали, поэтому сражались, а не отбывали номер. За 1943 год Марсель в воздушных боях сумел уничтожить 14 вражеских самолётов.

Советский Союз сумел выстоять и не сломаться. Постепенно ход войны начал меняться, чаша весов качнулась в советскую сторону. Свой вклад внесли и французские добровольцы: Ролан де ла Пуап, Марсель Лефевр и другие. Не затерялся и Альбер. Удалось подтвердить, что за время войны он победил в 23-х воздушных баталиях. На его счету почти две сотни боевых вылетов.


Лётчики эскадрильи «Нормандия» во время разбора полётов. (waralbum.ru)

Храбрость и военное мышление Альбера не остались незамеченными, и он был назначен командиром первой авиаэскадрильи. Марсель являлся ярым противником одиночных боёв с противником и считал, что это приводит к большому количеству потерь. Именно он стал лучшим лётчиком из всего авиаполка, поскольку сбил больше всех вражеских самолётов.

В ноябре 1944 года Марсель Альбер был удостоен звания Героя Советского Союза, медали «Золотая Звезда», орденов Ленина и Красного Знамени. Кроме того, чехословацкое правительство вручило ему Военный крест, а французское — орден Освобождения, медаль Сопротивления с розеткой и другие награды. В послевоенные годы Альбер удостоился ещё нескольких орденов и медалей как от своей страны, так и от Советского Союза.


Памятник Марселю Альберу. (Российское историческое общество)

В конце 1944 года Марсель, воспользовавшись правом на продолжительный отпуск, вернулся во Францию. В боевых действиях он больше не участвовал. Но уже в 1946 году жизнь Героя Советского Союза чуть было не оборвалась. Он готовился к участию в авиашоу, и во время полёта самолёт внезапно вышел из строя. Произошла катастрофа, но Альбер выжил. Через год после этого события Марселя направили в Чехословакию в качестве военно-воздушного атташе Франции. Здесь он познакомился со своей будущей женой — сотрудницей американского посольства.

В 1948 году Альбер вышел в отставку и вместе с женой перебрался в США. Марсель начал жизнь с чистого листа, занявшись ресторанным бизнесом. Много лет он жил в штате Флорида. И лишь последние свои годы лётчик провёл в доме престарелых техасского города Харлинген. А похоронен он в Шипли, штат Флорида. Незадолго до смерти указом президента Франции Марсель Альбер был удостоен Большого креста ордена Почётного легиона — это высшая степень государственной награды страны.

Слайд 18Марсель Альбер был одним из первых французских военных летчиков, отправившихся добровольно

в Советский Союз для участия в отражении агрессии гитлеровской Германии. Марсель Альбер был по происхождению выходцем из рабочего класса. Он родился 25 октября 1917 года в Париже в многодетной рабочей семье и после окончания школы работал на заводе «Рено» простым рабочим-механиком. Параллельно молодой человек не оставлял романтическую мечту о профессии пилота. В конце концов, он нашел платные летные курсы и за свои заработанные на заводе деньги выучился на них за свой счет, после чего поступил в военно-воздушное училище и в 1938 году был зачислен в Военно-воздушные силы Франции в звании сержанта (тогда еще пилоты авиации по прохождению подготовки получали не офицерское звание, а звание унтер-офицерского состава).

Примечания

  1. Скончался знаменитый летчик «Нормандии-Неман» Марсель Альбер  (рус.). РИА Новости (24/08/2010 14:55). Архивировано из первоисточника 26 авг 2010 13:15:09 GMT. Проверено 26 августа 2010.
  2. aviationartstore, в этом бою Марсель Альбер сбил прославленного немецкого аса Ганса Филипса (Hans Philips), одержавшего 216 (!) (по другим данным, 206) воздушных побед. (…On October 12, 1943, Marcel and his squadron were attacking German bombers, when Focke Wulf’s bounced them. In a head on attack Albert shot down the German ace Hans Phillips, which at the time had 216 aerial victories to his credit …)
  3. Décret du 12 avril 2010 portant élévation dans l’ordre de la Légion d’honneur.  (фр.)
  4. Газета «Известия» №200(8193). Указ от 24.08.1943
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: